Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 1 ЭТИКА: ПРЕДМЕТ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ. МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

А) ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ботавина, Р.Н.Этика менеджмента: учебник / Р.Н. Ботавина ; М. : Финансы и статистика, 2001. 192 с.

2. Де Джордж,Деловая этика : в 2 т. / Де Джордж ; пер. с англ. Р.И. Столпера ; СПб. : Экономическая школа; М. : Изд. группа «Прогресс», 2001. 496 с.

3. Вогель, Д.Д.Этика деловых отношений: прошлое и настоящее / Д.Д. Вогель / Уроки организации деловых отношений ; СПб., 1994. 131 с.

4. Кибанов, А.Я.Этика деловых отношений : учебник / Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова ; под ред. А.Я. Кибанова ; М. : ИНФРА-М, 2002. 368 с.

5. Конфликтология / под ред. А.С. Кармина ; СПб. : Лань, 1999. 448 с.

6. Петрунин, Ю.Ю.Этика бизнеса : учеб. пособие / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов ; М. : Дело, 2000. 280 с.

7. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко ; М. : ЮНИТИ-ЛАНА, 2001.

8. Соловьев, Э.Я.Современный этикет. Деловой протокол / Э.Я.Соловьев ; М. : Ось-89, 2001. 208 с.

9. Ткаченко, И.Н.Эволюция внутрифирменных корпоративных отношений / И.Н. Ткаченко ; Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2001. 309 с.

Б) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кузин, Ф.А.Культура делового общения : практ. пособие для бизнесменов / Ф.А. Кузин ; М. : Ось-89, 1999. 240 с.

2. Парыгин, Б.Д.Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин ; СПб. : ИГУП, 1999. 592 с.

3. Почебут, Л.Г.Организационная социальная психология : учеб. пособие / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. СПб. : Речь, 2000. 298 с.

4. Харский, К.В.Благонадежность и лояльность персонала / К.В. Харский ; СПб. : Питер, 2003. 496 с.

5. Шевандрин, Н.И.Социальная психология в образовании : учеб. пособие ; В 2 ч. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевандрин ; М. : ВЛАДОС, 1995. 554 с.

ТЕМА 1 ЭТИКА: ПРЕДМЕТ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ. МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ

Мораль. Определения. Характеристики

1. Мораль (от латинского обычаи, нравы; правильный, нравоучительный) с точки зрения современной социальной философии – это один из важнейших общественных институтов и основных способов нормативной регуляции деятельности и поведения людей.

2. Мораль – это социальный институт, состоящий из системы стандартов (принципов, норм, правил), признанных и разделяемых членами культурной общности.

3. Мораль – совокупность принципов или правил морального поведения (т.е. поведения, регулируемого с помощью норм, основанных на представлениях о добре и зле, справедливом и несправедливом отношении к другим, правильном и неправильном поведении).

Характеристики морали

1. Мораль представляет собой особую форму общественного сознания, вид общественных отношений (моральных отношений) и выступает как предмет специального изучения этики.

2. Мораль наряду с другими типами нормативной регуляции (такими, как право, обычаи, традиции, организационные уставы, административные положения и др.) в любом обществе согласует действия громадного множества людей в совокупную массовую деятельность и подчиняет определенным общесоциальным законам.

3. Мораль существует до ее принятия или непринятия отдельной личностью. Человек не создает собственных правил, мораль не может быть в чистом виде личным кодексом поведения.

4. Мораль воплощается в моделях оценочных суждений о добре и зле. Модели передаются из поколения в поколение. Мораль имеет объективный статус как совокупность правил поведения индивида.

Мораль– это то, что должен делать человек, чтобы соответствовать общественным нормам поведения, в то время как этика занимается изучением философских доводов «за» или «против» норм морали, существующих в социальной среде.

Этика

Этика (философия этики, моральная философия) представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль. Часто наблюдается смешение языков морали и здравого смысла. Людям деловым безразлично, определяется ли их деятельность соображениями здравого смысла или требованиями морали. Для философов разумное поведение может быть недопустимым с моральной точки зрения. Деловые люди должны оценивать степень моральности своих действий с точки зрения не здравого смысла, а морали. В интересах дела нужно поступать морально, тогда здравый смысл рассматривается как мотив и обоснование этического поведения.

По определению Де Джорджа Р.Т.: «Предмет изучения этики – нравственность. Нравственность – это термин, употребляемый для характеристики тех форм поведения и деятельности, которые считаются по существу правильными и неправильными; он употребляется для характеристики правил, которыми руководствуются при осуществлении этих форм деятельности, а также для характеристики ценностей, которые внедряются в сознание, обогащаются и реализуются в указанных формах деятельности и поведения».

Нравственный опыт охватывает все наши моральные убеждения, суждения и ощущения, которые мы выражаем на языке нравственности. Моральные суждения включают оценки людей, или их поступков, или институтов в качестве хороших или плохих, правильных или неправильных, справедливых или несправедливых, честных или нечестных и т.д. Они выражают также эмоции, обычно отрицательные по поводу неправильных поступков, или положительные эмоции по поводу правильных поступков.

Этику можно определить, по словам Де Джорджа, как «систематическое стремление осмыслить наш индивидуальный и общественный нравственный опыт таким образом, чтобы

- установить правила, которые должны управлять поведением людей,

- выработать ценности, которых стоит придерживаться,

- а также чтобы воспитать такие черты характера людей, какие им полезно в себе развить» (разбивка на пункты авторская).

Этика –это отрасль философии, которая занимается исследованием природы морали и моральной оценки, вопросов о том, что является добром и что злом.

Отличие морали от этики

Мораль – это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем нашим поведением. Этика – это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения.

Этика – это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни [4]. Этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, однако имеют отличительные особенности.

Особенности этических норм и правил в отличие от других норм и правил, регулирующих поведение людей, следующие: 1) нарушение их может угрожать благосостоянию, здоровью и безопасности других людей; 2) этические нормы имеют приоритет по отношению к другим критериям; 3) проблематичным является вопрос об источнике этических стандартов: сложно определить, кто устанавливает моральные нормы.

Нравственность

Гегель рассматривает нравственность через понятие нравов. Нравы – это господствующая массовая привычка, установившаяся стихийно практика поведения. Они характеризуются: 1) общественным непререкаемым авторитетом; 2) вследствие своей общепринятости имеют силу «действующего, существующего закона». Гегель рассматривает общеисторический переход от нравов к собственно морали. Гегель был первым, кто установил, что собственно морали предшествует такое состояние, когда общественные нормативы действуют автоматически через стихийную трансляцию от поколения к поколению и от общности к индивиду общепринятых форм поведения, где сам факт существования обычая является достаточным основанием его законности. Переход от нравов к собственно морали совершается, по Гегелю, таким образом, что фактически общепринятое уже не имеет непререкаемого авторитета, а «должно оправдывать себя перед мыслью».

Этика и этикет

Этикет, как и этика, определенным образом регулирует поведение людей, устанавливая порядок и правила поведения где-либо. Раньше они были необходимы для регулирования поведения при дворах монархов и в дипломатических кругах. В настоящее время этикет означает некий кодекс вежливости. Правила этикета по сути не имеют моральной природы, речь идет о хороших или плохих манерах.

Мораль и право

Мораль и право не тождественны. Многие моральные ценности и нормы составляют основу правосудия. Однако законы не могут включать все разнообразие этических норм различных социальных групп. Принципиально важное различие между правом и моралью – это то, что правовые нормы имеют такие механизмы принуждения, как суды, милиция, осуществляющие наказание. Моральные нормы опираются лишь на добровольное их признание и исполнение.

Функции морали

Для понимания сущности морали немаловажную роль играет и выявление тех функций, которые она выполняет. В процессе становления морали установился определенный ряд функций, которые присущи ей в настоящее время. По мнению одного из известных российских исследователей Л.А. Попова, основные функции морали сводятся к следующим:

1. В качестве исходной выступает оценочная функция морали. Специфика оценочной функции морали, в отличие от искусства, религии, права, политики и др., заключается прежде всего в том, что оценка производится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т.д. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все действия человека. Этого нельзя сказать о праве. (Например, можно ли с позиций уголовного кодекса осудить предательство в любви?) Точно так же не везде уместны политические оценки. Моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.

2. Познавательная функция морали. Она не имеет такого же значения, как оценочная, но теснейшим образом с ней связана. Когда индивид оценивает чужие поступки или свои собственные, он неизбежно получает представление о внутреннем мире своем собственном, других людей. Когда с точки зрения морали дается оценка общего состояния нравов, в определенной мере нам открывается, насколько соответствуют действия государства высшим общественным ценностям, стратегическому направлению развития истории. Кроме того, следует иметь в виду, что нравственные качества являются необходимым условием всякого познания, особенно научного. Ученый, страдающий необъективностью, склонный к обману, к чрезмерной зависти, корыстолюбию, может исказить (под всякими предлогами) результаты опыта, обмануть других или (под действием чрезмерной одержимости к славе, корысти и т. д.) и самого себя. Познавательная функция морали осуществляется иначе, чем познание в науке. В области морали большую роль играют чувства, вера, интуиция. В научном же познании доминирует разум.

3. Мировоззренческая функция морали. Мораль не может быть сведена к простым нормам. Обоснование моральных норм моральным сознанием невозможно без понимания высших ценностей, смысла жизни, места человека в мире, представления о мире в целом. Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно составить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны. Научная картина мира и мировоззрение – это совсем не одно и то же. Мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает сложную гамму чувств, представляет собой своеобразный образ мира. Оно формируется через призму специфических понятий: мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным в лучшем случае) по отношению к человеку, упорядоченным или хаотичным и т. д. От характера представления о мире зависит решение вопроса о смысле жизни и о счастье человека, зависит понимание природы добра и зла, справедливости и т. д.

4. Воспитательная функция – одна из важнейших функций морали. Без процесса воспитания – непрерывного, интенсивного и целенаправленного – невозможно существование общества, становление отдельной человеческой личности. В центре воспитания стоит воспитание нравственное, которое и формирует духовный стержень личности.

5. Регулятивная функция морали является синтезом всех других функций, так как в конечном счете задача морали состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека. Регулирует поведение человека не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание и др. Однако именно мораль предоставляет человеку наиболее важные, глубинные ориентиры. Моральные ценности являются центром всего духовного мира личности и оказывают больше воздействие на ее политические позиции, на оценку тех или иных религиозных учений или произведений искусства. Специфика же регулятивной функции морали состоит в следующем. Во-первых, мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека (чего нельзя сказать о праве, эстетическом сознании, политике). Во-вторых, мораль предъявляет к человеку максимальные требования, требует от него четко следовать нравственному идеалу. В-третьих, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и моральные убеждения (прежде всего совесть) человека. Несмотря на важность регулятивной функции морали, необходимо в то же время признать, что и мораль не всесильна, об этом свидетельствуют и многочисленные преступления, и повседневная грубость, бестактность.

ТЕМА 3 ВИДЫ ЭТИКИ

Когда человек воспринимает этику сквозь призму божественного откровения, например через посредство Библии или религиозных учений, речь идет о теологической или религиозной этике.

Этика, использующая аргументы, базирующиеся на рациональных принципах в их приложении к нерелигиозному опыту людей, – это философская этика, которая пытается установить, каких правил и ценностей должно придерживаться. По этой цели ее можно отличить от антропологии, психологии и социологии, которые обычно изображают то, как люди себя ведут, но они обычно не предписывают, как они должны себя вести. Этика занимается человеческим поведением, которое здесь означает человеческую деятельность, осуществляемую сознательно и в большей степени добровольно. Она не занимается автоматической реакцией людей на внешние влияния или, например, действиями во сне или под гипнозом. Некоторые формы поведения могут быть общепринятыми, но оставаться нравственно порочными. Точно так же, как что-либо может быть предписано законом, но все же быть нравственно порочным.

Общая этика (в отличие от специальной)содержит три элемента, три стадии исследования этики: описательная этика, нормативная этика и метаэтика.

Описательная этика охватывает изучение и описание нравственности народа, культуры или общества. Сопоставляет и различает разные моральные системы, кодексы, виды практической деятельности, принципы и ценности. Дает базисный материал, который нормативная этика призвана объяснять, и дает также критерий осмысленной морали народа или общества, с которым нормативная теория должна более или менее считаться.

Нормативная этика строится на всех тех положениях, какие выдвигает описательная этика, и пытается представить и обосновать гармоничную систему нравственности. Обычно нормативная этика стремится выявить, развить, обосновать базисный моральный принцип (или принципы) или базисные моральные ценности нравственной системы, действующей в определенном обществе и еще шире и идеальнее – в человеческом обществе в целом. Задача нормативной этики тройственная: 1) связать в единое целое различные нормы, правила и ценности нравственной системы общества. Она стремится придать им возможно большую последовательность и гармоничность и даже выстроить иерархию нравственных норм; 2) пытается выявить основополагающие принципы, из которых можно вывести специфические нормы морали; 3) используя множество методов, стремится обосновать базисный принцип нравственности.

Метаэтика (аналитическая этика) – изучение нормативной этики: 1) метаэтика имеет дело со значением моральных терминов; 2) исследует логику нравственного мышления. Овладение теорией этики дает в руки необходимые рычаги для разумного ведения личного и общественного анализа нравственных проблем.

Специальная этика применяет принципы общей этики 1) для решения конкретных проблем и 2) для исследования принципов морали в специализированных сферах человеческой деятельности. Первое направление специальной этики называется казуистикой. Казуистика – это искусство разрешения трудных нравственных проблем, случаев или дилемм путем вдумчивого применения моральных принципов. Может выродиться в технику наблюдения за тем, насколько близко человек способен подойти к грани, отделяющей нравственный поступок от безнравственного поступка.

Второе направление специальной этики охватывает применение принципов общей этики в специализированных сферах. Сюда входят деловая этика, этика деловых отношений, медицинская этика, техническая этика, профессиональная этика, этика людей свободных профессий и т.д.

Гипернормы

Доналдсон и Данфи представляют ряд гипернорм, универсальных норм, которые в равной мере относятся ко всем людям во всем мире. Гипернормы обеспечивают базу для оценки всех остальных норм и представляют собой основополагающие принципы, фундаментальные для человеческого бытия, которые отражены в сближении религиозной, политической и философской мысли. Гипернормы включают:

- основные права человека, в том числе права на личную свободу, безопасность личности, благосостояние, участие в политической жизни, согласие, основанное на осведомленности, владение собственностью, средства к существованию;

- обязательство уважать достоинство каждого человека.

Гипернормы обеспечивают основную моральную структуру и служат основанием для возникновения социальных контрактов.

Макросоциальные контракты

Социальные контракты существуют на макро- и микроуровне, макросоциальный контракт обеспечивает соблюдение глобальных норм (гипернорм), а микросоциальные – норм, действующих в пределах сообществ. Под сообществами Фритцше подразумевает как экономические, так и социальные группы и организации, хотя в дальнейшем внимание будет сосредоточено прежде на экономических сообществах. Любая отрасль образует сообщество, так же как и любая фирма или любая церковь. Вместе с тем сообщество образует и любой клуб по интересам.

Согласно Доналдсону и Данфи, макросоциальный контракт включает в себя ряд условий:

1. Локальным экономическим сообществам должно быть предоставлено свободное моральное пространство, в котором они могут – через микросоциальные контракты – генерировать обязательные для их членов этические нормы.

2. Микросоциальные контракты, генерирующие эти нормы, должны быть основаны на согласии, подкрепленном правом выхода из сообществ (и микросоциальных контрактов).

3. Чтобы нормы микросоциального контракта стали обязательными для членов сообщества, они должны быть совместимы с гипернормами.

4. Для разрешения конфликтов между конкурирующими, исключающими друг друга нормами микросоциальных контрактов должны применяться правила определения приоритетов, совместимые с принципами 1-3.

Концепция свободного морального пространства касается конкретных моральных сфер, которые не определены макросоциальным контрактом и не исключены гипернормами. Для экономических сообществ это создает возможность посредством микросоциальных контрактов развивать нормы, приспособленные к потребностям этих сообществ. Таким образом, буддистские сообщества могут развивать нормы, отражающие их культурные предпочтения, а корейцы – нормы своего трудового поведения, соответствующие их культуре. Микросоциальные контракты дают моральные нормы, которые наилучшим образом служат различным сообществам.

Микросоциальные контракты

Проистекающие из микросоциальных контрактов уникальные этические нормы должны предоставлять членам сообщества, не согласным с данными контрактами, возможность выхода из сообщества. Нормы микросоциальных контрактов не должны противоречить гипернормам. Конфликт норм может произойти, если член какого-либо сообщества решает вести бизнес в другом сообществе. Например, в странах Азии одной из норм микросоциального контракта может быть непотизм (господство родственных связей, семейственность), а в западном сообществе, как правило, господствует норма равных возможностей. Установление связей между двумя сообществами немедленно порождает прямой конфликт норм. Комплекс правил определения приоритетов необходим для преодоления конфликта двух и более норм. Правила установления приоритетности:

1. Сделки, совершаемые в пределах одного сообщества и не оказывающие существенного негативного воздействия на других людей или иные сообщества, должны регулироваться нормами того сообщества, в котором они совершаются.

2. Для определения приоритетности следует применять нормы местного сообщества до тех пор, пока они не оказывают существенного негативного воздействия на других людей.

3. Чем обширнее или глобальнее сообщество, являющееся источником определенной нормы, тем более высокий приоритет следует придавать этой норме.

4. Нормам, имеющим первостепенную важность для поддержания экономической среды, в которой происходит сделка, следует отдавать приоритет перед нормами, потенциально разрушительными для этой среды. Оплата труда на китайском заводе должна соответствовать уровням заработной платы, считающимся справедливыми Китае, а не сопоставляться с заработками в США. Американские уровни заработной платы исказили бы существующие в китайском сообществе экономические отношения, что имело бы непредсказуемые последствия.

5. Когда приходится иметь дело с множеством конфликтующих норм, основу для определения приоритетов дают модели логической совместимости различных норм.

Американской компании следует отказаться от использования детского труда, несмотря на то, что это является общепринятой в Китае и других развивающихся странах практике и способствует повышению нормы прибыли. Все развитые и большинство развивающихся стран запрещают детский труд, что обеспечивает логическую последовательность и совместимость норм.

6. Как правило, четко определенным нормам следует отдавать приоритет перед более общими, но менее точно сформулированными нормами.

При строительстве завода в Китае надлежит следовать тем нормам выбросов из заводских труб в атмосферу, которые соблюдают американские промышленные предприятия. Аналогичные стандарты, ныне действующие в Китае, гораздо мягче американских. К числу экономических сообществ, создающих микросоциальные контракты, относятся неформальные и формальные группы, существующие внутри компаний; сами компании; отрасли; профессиональные ассоциации; национальные и международные организации и т. д. Нормы, обусловленные этими контрактами, могут принимать любые формы, до тех пор, пока они соответствуют макросоциальному контракту.

Рис.1. Элементы интегральной теории социальных контрактов по Фритцше

Эгоизм

(Этический) эгоизм – это стандарт, сфокусированный на личном, индивидуальном интересе; это нормативное утверждение о том, что каждый человек должен действовать, исходя из собственных интересов. Обычно эгоизм отождествляют с личным интересом отдельного человека. Однако концепция эгоизма приложима и к интересам организации или местных сообществ. Например, решение перевести производство за рубеж принимают в интересах определенной фирмы. А решение продолжать производство на существующих мощностях, одновременно ведя переговоры с местными работниками и поставщиками о сведении издержек производства до такого же уровня, как за рубежом, напротив, принимается в интересах местного сообщества.

Цель основанных на эгоизме решений – обеспечить самые благоприятные последствия для носителя эгоистического интереса независимо от того, какие последствия данное решение может иметь для других сторон и лиц. Это не означает, что решение непременно должно нанести кому-либо ущерб. Решение, выгодное какому-то лицу или какой-то фирме, может быть выгодным и стране, и всему миру. Но выгоды, достающиеся другим, нисколько не интересуют лицо, принимающее решение.

Личный, частный интерес можно рассматривать в краткосрочной или долгосрочной перспективе. При долгосрочном личном интересе учитываются и непосредственные, и косвенные последствия какого-то деяния в течение длительного периода, также прогнозируется воздействие решения на важных партнеров и их ожидаемая реакция. Например, решение, увеличивающее краткосрочные прибыли за счет несправедливого лишения работников каких-то преимуществ, несомненно нанесет ущерб морально-психологическому состоянию работников, подорвет их лояльность, и в конечном, долговременном счете издержки этого решения превысят первоначально полученные выгоды. В данном случае, учет только краткосрочной перспективы приведет к принятию решения, а просвещенный (долгосрочный) эгоизм заставит отвергнуть это решение потому, что, согласно прогнозу, издержки превысят выгоды.

По мнению Фритцше, эгоизм отражает философию Адама Смита (1723-1790), в соответствии с которой именно эгоизм обеспечивает эффективность механизма рыночного распределения: каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное приложение капитала, которым он может распоряжаться. Он имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества. Но когда он принимает во внимание свою собственную выгоду, это естественно или, точнее, неизбежно приводит его к предпочтению того занятия, которое наиболее выгодно обществу. В сущности, Смит утверждал, что человек лучше служит интересам общества тогда, когда преследует долгосрочные эгоистические интересы. Вместе с тем Адам Смит настаивал на строгом соблюдении определенных правил, необходимых для того, чтобы «невидимая рука» действовала надлежащим образом. Об этом часто забывают фанатичные приверженцы полной свободы рынков. Торговля и мануфактурная промышленность редко могут процветать продолжительное время в государстве, которое не пользуется правильным исполнением правосудия, где население не чувствует себя обеспеченным в обладании своей собственностью, где сила договоров не поддерживается законом.

Утилитаризм

Согласно принципу утилитаризма, решение этично, если оно обеспечивает большую конечную пользу, чем любой иной вариант решения. Решения, в основе которых лежит принцип утилитаризма, этичны, если они приносят максимальное благо для максимального числа людей. Например, требование не лгать клиентам. Утилитаризм действия утверждает, что ложь может быть этичной, если выгоды значительно превосходят издержки вранья клиентам. Утилитаризм правил ставит вопрос: «Каков будет эффект от обмана ряда клиентов в течение какого-то времени?» Доверие клиентов, сам бизнес будут потеряны. Итак, ложь не приносит максимальную конечную выгоду. Следовательно, требование не лгать клиентам должно быть правилом. Если утилитаризм действия учитывает последствия отдельно взятого акта, то утилитаризм правил исследует последствия ряда актов. Можно сказать, что утилитаризм действия сосредоточен на краткосрочных последствиях, а утилитаризм правил – на долгосрочной перспективе. Положения, разработанные в рамках утилитаризма правил, становятся своего рода моральным кодексом, которым руководствуются при принятии ряда решений, приносящих максимальное благо максимальному числу людей. Для разрешения конфликта правил, содержащихся в одном кодексе, необходимо разработать систему приоритетов.

Эгоизм, который учитывает частные интересы всех сторон, равен утилитаризму. Эгоизм, принимающий во внимание только краткосрочные последствия, подобен утилитаризму действия, который оценивает последствия одного акта. (Утилитаризм действия обычно оценивает все последствия одного акта в категориях совокупной пользы для всех заинтересованных сторон, тогда как эгоизм – исключительно с точки зрения частного интереса конкретного лица).

Некоторые затруднения

Менеджер, прибегающий к телеологическому подходу, сталкивается с несколькими затруднениями. Во-первых, нередко бывает очень сложно, а то и невозможно предвидеть все последствия делового решения. Точные предсказания результатов необходимы в тех случаях, когда у принимающих решения лиц очень мало данных или опыта. Чем сложнее решение, тем труднее его принимать. Разумеется, можно сделать какие-то приблизительные подсчеты, но чем сильнее отклонение от реальности, тем менее полезен стандарт.

В-вторых, максимизация чистой пользы может потребовать действий, способных причинить значительный вред небольшому числу людей. Например, Центральную тихоокеанскую железную дорогу в США построили, используя труд китайцев, которым почти ничего не платили и к которым относились как к машинам. Многие китайцы умерли или были искалечены. С точки зрения утилитаризма действия здесь налицо позитивная конечная польза. Различные части страны были связаны железными дорогами; это резко (повысило объем перевозок, стимулировало развитие промышленности и укрепило национальную оборону США.) Однако все эти улучшения были достигнуты за счет китайских рабочих.

В-третьих, польза, извлеченная из того или иного решения, – величина непостоянная для всех партнеров. Хотя один доллар, одна марка или одна иена – это всегда лишь одна денежная единица, она принесет бедняку большую пользу, чем богачу. Кроме того, некоторые заинтересованные стороны получают большую пользу, достигая удовлетворенности, тогда как другие – увеличивая свое богатство.

Принципы, основанные на правах

Принципы, основанные на правах, наделяют вас определенными моральными правами (правами человека) просто потому, что вы – человек. Эти права связаны с возложением на других людей обязанности не нарушать ваши права. Вы, в свою очередь, обязаны не нарушать права других людей. Если у вас есть право на свободу слова, то я обязан не посягать на нее до тех пор, пока ваша свобода слова не нарушает мои права. Относительно состава прав человека есть разногласия, но по поводу концепции права человека особых разногласий нет.

Разработку концепции моральных прав приписывают Имануилу Канту (1724-1804). Кант дал несколько формулировок категорического императива. Категорический императив сущности является предписанием, требующим, чтобы ко всем людям относились как к свободным и равным друг другу.

Его первая формулировка гласит: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Максима означает принцип. Кант утверждает, что действие правильно с точки зрения морали только в том случае, если вы хотите, чтобы все люди в подобной ситуации поступали так же. Этот принцип содержит два критерия определения морально правильного и морально ложного – критерий универсальности (так должны поступать все) и критерий обратимости (вы являетесь объектом действий других людей).

Вторая данная Кантом формулировка морального (практического) императива гласит: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Кант доказывает, что людей ни в коем случае нельзя воспринимать лишь как средства достижения каких-то целей; к людям следует относиться как к цели или как к средствам и целям. Используя людей для достижения собственных целей, вы обязаны уважать их и содействовать их способности достигать желаемых ими целей. Кант считал категорический императив моральным законом. Согласно Канту, категорический императив – безусловная команда.

Индивидуальные права приводятся в американском Билле о правах и во Всеобщей декларации прав человека. Дж. Кавана называет следующие шесть прав, которые, по его мнению, являются основными для предпринимательской деятельности:

1) право на жизнь и безопасность;

2) право на достоверную информацию;

3) право на неприкосновенность личной жизни;

4) свобода совести;

5) свобода слова;

6) право на частную собственность.

Эти права порождают основные обязанности, причем право на жизнь и безопасность имеет приоритет перед остальными правами, которые равноценны.

В 1992 г. компания М отправила партию удобрений в Бангладеш. Крестьяне, желавшие увеличить урожай, внесли удобрения на свои поля. К несчастью, то, чем они удобряли землю, представляло собой опасные для здоровья отходы, содержащие свинцовую и кадмиевую пыль, которую расфасовали в мешки с маркировкой «удобрения». По всей вероятности, М нарушила несколько прав человека. Компания знала, что доставленный в Бангладеш груз создаст угрозу жизни людей и животных. Маркировав груз как удобрения, компания вдобавок нарушила право на достоверную информацию.

Принципы справедливости

Справедливость обычно ассоциируется с вопросами прав, непредвзятости и равенства. Справедливый поступок предполагает уважение ваших прав. Справедливое деяние подразумевает непредвзятое отношение к вам. Принципы справедливости можно разделить на три категории: дистрибутивные (распределительные), ретрибутивные (карательные) и компенсаторные.

Дистрибутивная справедливость.

В обществе много благ и тягот, которые должны быть распределены между его членами. Блага включают доходы, рабочие места, богатство, образование, свободное время; тяготы – труд, налоги, социальные и гражданские обязанности. Конкретное распределение благ и тягот ставит вопросы дистрибутивной справедливости. Распределить блага и тяготы можно разными способами, в том числе: поровну между всеми; по потребности; по усилиям; по заслугам; по социальному вкладу.

Хотя в пользу каждого из этих способов распределения благ и тягот можно привести сильные доводы, большинство людей согласны с тем, что к равным следует относиться одинаково, а отношение к неравным должно различаться в зависимости от степени их неравенства. Это неравенство должно быть основано на имеющих смысл отличиях. Такую концепцию называют формальным принципом справедливости. В США использование конфиденциальной информации является преступлением. А в Германии, стране, которая ранее полагалась на саморегулирование, операции на основе конфиденциальной информации были запрещены законом лишь недавно. Если использование конфиденциальной информации не нарушает гипернорм, то его следует считать нормой, принятой в конкретных сообществах.

Компенсаторная справедливость.

Компенсаторная справедливость сфокусирована на компенсациях стороне, которой нанесен ущерб несправедливыми действиями. Большинство людей склонны соглашаться с тем, что потерпевшей стороне полагается возмещение. Возмещение, предполагается, восстановит состояние, существовавшее до нанесения ущерба. Компенсация должна быть равна убытку, понесенному потерпевшей стороной, но не превышать его. Проблемы возникают тогда, когда невозможно обеспечить полную компенсацию. Потерянную жизнь не восстановишь. Конфиденциальная информация, находившаяся в исключительной собственности какого-либо лица, уже не будет его личной собственностью после разглашения ее конкурентам. В таких случаях остается надеяться самое большее на то, что правонарушитель возместит причиненный им ущерб в той мере, в какой этот ущерб поддается справедливой оценке.

Микроэтика делового общения

В Декларации Ко предложены также ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне, т. е. организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.

Так, во взаимоотношениях организации с покупателями ключевыми должны стать следующие принципы:

- обеспечивать своих клиент<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...