Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 2 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ

В структуре морали существуют две самостоятельные сферы: моральное сознание и нравственная практика, в процессе которой реализуются нравственные идеи, чувства.

Моральное сознание – синтез рационального и эмоционального, представлений, чувств. В моральном сознании специфически в понятиях добро и зло, справедливость, совесть, достоинство, в устремленности к высшим ценностям выражаются глубокие, основополагающие стороны человеческого существования – отношения индивида с другими людьми, с обществом и природой в целом.

В зависимости от носителя моральное сознание бывает индивидуальным и общественным.

Три базовых компонента индивидуального морального сознания: разум, нравственные чувства и воля. Разум – это понятия, представления о добре и зле, долге, совести, о высших ценностях и др. Разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, тактику, анализирует ситуации. Нередки ситуации, когда разума недостаточно для нравственного поведения, стимулятором перевода намерений в нравственные поступки выступают нравственные чувства. С их помощью мы улавливаем оттенки поступков и ситуаций. Воля как третий компонент морального сознания проявляется в стойкости, решительности, в определенном психическом настрое и готовности к конкретным поступкам.

Носителем общественного морального сознания является общество в целом, различные социальные группы общества вносят разный вклад в его развитие. В повседневном моральном творчестве, в утверждении тех или иных нравов, привычек, обычаев проявляется сложное взаимодействие между индивидуальным и общественным сознанием. Общественное моральное сознание нельзя свести к простой арифметической сумме индивидуальных сознаний. В нем закрепляются не все проявления индивидуальной нравственной жизни, и в индивидуальном моральном сознании закрепляется не весь сложный мир нравственных ценностей. Общественное моральное сознание имеет структуру и включает обыденное моральное сознание (складывается стихийно, характеризуется размытостью, нечеткостью, противоречивостью) и теоретическое моральное сознание – ТМС – (складывается с появлением профессий, представители которых рассматривают проблемы нравственной жизни; центральное место в ТМС занимает нравственная философия (этика)). ТМС нацелено на центральные вопросы человеческого бытия, характеризуется четкостью, последовательностью, рациональностью и системностью.

Мораль существует не только в виде сознания, но также в виде действий, поступков. В действиях выражается отношение к людям, к обществу, к себе. Нравственная практика – это нравственные отношения, выражаемые в действиях, поступках. Во-первых, в процессе этих отношений воплощаются нравственные ценности, жизнь человека как бы соотносится с высшими ценностями. Во-вторых, в нравственных отношениях присутствует элемент воли, а не стихийности, целенаправленности, сознательности. Вряд ли можно стихийно быть добрым, ответственным, справедливым. Последнее требует соотношения конкретных поступков с высшими нравственными ценностями. Наконец, в-третьих, нравственные отношения не существуют, как правило, в чистом виде, сами по себе, а являются компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и т.д.

Функции морали

Для понимания сущности морали немаловажную роль играет и выявление тех функций, которые она выполняет. В процессе становления морали установился определенный ряд функций, которые присущи ей в настоящее время. По мнению одного из известных российских исследователей Л.А. Попова, основные функции морали сводятся к следующим:

1. В качестве исходной выступает оценочная функция морали. Специфика оценочной функции морали, в отличие от искусства, религии, права, политики и др., заключается прежде всего в том, что оценка производится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т.д. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все действия человека. Этого нельзя сказать о праве. (Например, можно ли с позиций уголовного кодекса осудить предательство в любви?) Точно так же не везде уместны политические оценки. Моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.

2. Познавательная функция морали. Она не имеет такого же значения, как оценочная, но теснейшим образом с ней связана. Когда индивид оценивает чужие поступки или свои собственные, он неизбежно получает представление о внутреннем мире своем собственном, других людей. Когда с точки зрения морали дается оценка общего состояния нравов, в определенной мере нам открывается, насколько соответствуют действия государства высшим общественным ценностям, стратегическому направлению развития истории. Кроме того, следует иметь в виду, что нравственные качества являются необходимым условием всякого познания, особенно научного. Ученый, страдающий необъективностью, склонный к обману, к чрезмерной зависти, корыстолюбию, может исказить (под всякими предлогами) результаты опыта, обмануть других или (под действием чрезмерной одержимости к славе, корысти и т. д.) и самого себя. Познавательная функция морали осуществляется иначе, чем познание в науке. В области морали большую роль играют чувства, вера, интуиция. В научном же познании доминирует разум.

3. Мировоззренческая функция морали. Мораль не может быть сведена к простым нормам. Обоснование моральных норм моральным сознанием невозможно без понимания высших ценностей, смысла жизни, места человека в мире, представления о мире в целом. Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно составить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны. Научная картина мира и мировоззрение – это совсем не одно и то же. Мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает сложную гамму чувств, представляет собой своеобразный образ мира. Оно формируется через призму специфических понятий: мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным в лучшем случае) по отношению к человеку, упорядоченным или хаотичным и т. д. От характера представления о мире зависит решение вопроса о смысле жизни и о счастье человека, зависит понимание природы добра и зла, справедливости и т. д.

4. Воспитательная функция – одна из важнейших функций морали. Без процесса воспитания – непрерывного, интенсивного и целенаправленного – невозможно существование общества, становление отдельной человеческой личности. В центре воспитания стоит воспитание нравственное, которое и формирует духовный стержень личности.

5. Регулятивная функция морали является синтезом всех других функций, так как в конечном счете задача морали состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека. Регулирует поведение человека не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание и др. Однако именно мораль предоставляет человеку наиболее важные, глубинные ориентиры. Моральные ценности являются центром всего духовного мира личности и оказывают больше воздействие на ее политические позиции, на оценку тех или иных религиозных учений или произведений искусства. Специфика же регулятивной функции морали состоит в следующем. Во-первых, мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека (чего нельзя сказать о праве, эстетическом сознании, политике). Во-вторых, мораль предъявляет к человеку максимальные требования, требует от него четко следовать нравственному идеалу. В-третьих, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и моральные убеждения (прежде всего совесть) человека. Несмотря на важность регулятивной функции морали, необходимо в то же время признать, что и мораль не всесильна, об этом свидетельствуют и многочисленные преступления, и повседневная грубость, бестактность.

ТЕМА 3 ВИДЫ ЭТИКИ

Когда человек воспринимает этику сквозь призму божественного откровения, например через посредство Библии или религиозных учений, речь идет о теологической или религиозной этике.

Этика, использующая аргументы, базирующиеся на рациональных принципах в их приложении к нерелигиозному опыту людей, – это философская этика, которая пытается установить, каких правил и ценностей должно придерживаться. По этой цели ее можно отличить от антропологии, психологии и социологии, которые обычно изображают то, как люди себя ведут, но они обычно не предписывают, как они должны себя вести. Этика занимается человеческим поведением, которое здесь означает человеческую деятельность, осуществляемую сознательно и в большей степени добровольно. Она не занимается автоматической реакцией людей на внешние влияния или, например, действиями во сне или под гипнозом. Некоторые формы поведения могут быть общепринятыми, но оставаться нравственно порочными. Точно так же, как что-либо может быть предписано законом, но все же быть нравственно порочным.

Общая этика (в отличие от специальной)содержит три элемента, три стадии исследования этики: описательная этика, нормативная этика и метаэтика.

Описательная этика охватывает изучение и описание нравственности народа, культуры или общества. Сопоставляет и различает разные моральные системы, кодексы, виды практической деятельности, принципы и ценности. Дает базисный материал, который нормативная этика призвана объяснять, и дает также критерий осмысленной морали народа или общества, с которым нормативная теория должна более или менее считаться.

Нормативная этика строится на всех тех положениях, какие выдвигает описательная этика, и пытается представить и обосновать гармоничную систему нравственности. Обычно нормативная этика стремится выявить, развить, обосновать базисный моральный принцип (или принципы) или базисные моральные ценности нравственной системы, действующей в определенном обществе и еще шире и идеальнее – в человеческом обществе в целом. Задача нормативной этики тройственная: 1) связать в единое целое различные нормы, правила и ценности нравственной системы общества. Она стремится придать им возможно большую последовательность и гармоничность и даже выстроить иерархию нравственных норм; 2) пытается выявить основополагающие принципы, из которых можно вывести специфические нормы морали; 3) используя множество методов, стремится обосновать базисный принцип нравственности.

Метаэтика (аналитическая этика) – изучение нормативной этики: 1) метаэтика имеет дело со значением моральных терминов; 2) исследует логику нравственного мышления. Овладение теорией этики дает в руки необходимые рычаги для разумного ведения личного и общественного анализа нравственных проблем.

Специальная этика применяет принципы общей этики 1) для решения конкретных проблем и 2) для исследования принципов морали в специализированных сферах человеческой деятельности. Первое направление специальной этики называется казуистикой. Казуистика – это искусство разрешения трудных нравственных проблем, случаев или дилемм путем вдумчивого применения моральных принципов. Может выродиться в технику наблюдения за тем, насколько близко человек способен подойти к грани, отделяющей нравственный поступок от безнравственного поступка.

Второе направление специальной этики охватывает применение принципов общей этики в специализированных сферах. Сюда входят деловая этика, этика деловых отношений, медицинская этика, техническая этика, профессиональная этика, этика людей свободных профессий и т.д.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...