Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология и методы педагогической психологии.

Методологические принципы.

Чтобы определиться с методологией педагогической психологии, необходимо выяснить истоки возникновения науки. В некоторых литературных источниках утверждается, что педагогическая психология возникла в результате интеграции таких наук, как педагогика и психология. (А.В. Петровский, И.А. Зимняя и др.) На наш взгляд, соединение положений педагогики и психологии приводит лишь к противоречиям, которые лежат в развитии процесса обучения, но наука не может быть выстроена эклектически на противоречиях. Реальнее, педагогическая психология возникла в результате выделения ее из социальной психологии. Целенаправленное взаимодействие педагога с учащимися в обучении и воспитании лежит в основе педагогической психологии. Высказывание В.Ф. Поршнева «педагогическая психология настолько педагогическая, насколько она социальная» подтверждает наше предположение.

Методология педагогической психологии представляет собой определенную систему принципов, методов и методик, обеспечивающих получения информации об особенностях развития личности в педагогическом взаимодействии (обучении и воспитании). Методология психологии включает в себя три уровня: общенаучный уровень, психологический уровень и уровень эмпирический, включающий методы и методики.

Общенаучный уровень методологии определяет возникновение, развитие всех явлений, образующих и характеризующих педагогическое взаимодействие, в соответствии с диалектическими законами развития (закон единства и борьбы противоположностей, закон накопления количества и перехода явления на новый качественный уровень, закон отрицание отрицания).

В психологии известны различные теоретические подходы, и каждая теория имеет собственные методологические принципы. Однако в психологии имеются универсальные методологические принципы: принцип детерминизма, принцип развития, исторический принцип. В педагогической психологии на психологическом уровне эти принципы являются определяющими.

Принцип детерминизма утверждает, что любое психическое явление или личностное образование имеет причинную обусловленность. Психические явления и личностные образования являются следствием определенных биологических, социальных, психологических условий. Однако надо понимать, что детерминация всегда не одномерна и включает множество условий, и бывает даже тех, о которых исследователь и не подозревает. Следовательно, при исследовании межличностного взаимодействия в малой группе, необходимо тщательно отнестись к многообразию его детерминации, что позволит выявить закономерные связи и сущность явления.

Принцип развитияпредполагает, что любое психическое явление или личностное образование является процессом и непрерывно развивается. Следовательно, психическое и личностное развитие человека в процессе обучения и воспитания подчиняется всем закономерным свойствам развития: непрерывности, неравномерности, пластичности, асинхронности и стадиальности.

Непрерывность развития личности утверждает о том, что оно является динамичным процессом и при любых условиях развивается.

Неравномерность развития предполагает, что обучение и воспитание на различных временных интервалах влияет на развитие не в одинаковой мере.

Свойство асинхронности выражается в том, что развитие, являясь процессом сложным, и не все его составляющие компоненты развиваются одинаковыми темпами. Так, например, развитие интеллектуальной сферы может опережать развитие нравственной сферы и отставать от эмоционального развития личности.

Стадиальность личностного развития в процессе обучения и воспитания характеризует его таким образом, что есть возрастные периоды, на которых доминирует экстериоризация (дошкольный, подростковый, юношеский и т.д.) в процессе обучения, а также есть возрастные периоды, для которых характерно доминирование интериоризации (младший школьный возраст, ранняя и поздняя юность и т.д.) в обучении.

Исторический принцип заключается в культурно-исторической обусловленности развития личности. Этот принцип предполагает две стороны: хронологическую и этническую. Хронологическая сторона этого принципа утверждает, что любой феномен психического и личностного развития человека на определенном историческом этапе имеет особенности, обусловленные в первую очередь, общественными отношениями и укладом жизни. Так, например, статические и динамические характеристики развития личности во времена А.С.Макаренко будут существенно отличаться от показателей личностного развития наших современников. Этническая сторона принципа отмечает то, что в каждом этносе имеются различия в личностном развитии, обусловленные традициями, ритуалами, социально-психологическими стереотипами. Следует отметить, что люди каждого этноса являясь нашими современниками, однако принадлежат к историческому времени для этноса.

Принцип системности впедагогической психологии утверждает, чторазвитие личности и процесс обучения и воспитания образуют систему педагогического взаимодействия. Предмет педагогической психологии является центральным образованием системы и определяет иерархию всех явлений, определяющих развитие личности в обучении и воспитании.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...