Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






С 4. Роль стандартизации на железнодорожном транспорте

Развитие стандартизации началось на железных дорогах практически с начала их постройки. Первыми нормативами в области стандартизации на железнодорожном транспорте в России, установленными еще в XIX столетии, были единый размер железнодорожной колеи, нормы габаритных разме­ров подвижного состава и приближения строений, типы и размеры рельсов, стрелочных переводов, мостов, земляного полотна, колесных пар, ударно-сцепных устройств, основных типов и окраски подвижного состава, сигнальных устройств и знаков. Были также установлены технические требова­ния к качеству основных применяемых изделий и материалов и определены основные правила проектирования, сооруже­ния и технической эксплуатации, железных дорог.

В дореволюционной России при наличии отдельных достижений в стандартизации на железных дорогах органи­зованной и последовательной работы в этой области не было, поэтому многие прогрессивные идеи русских инженеров по стандартизации в то время не могли быть реализованы. Техника железных дорог была отсталой и отличалась большой разнотипностью применяемых технических средств, что осложняло их эксплуатацию и ремонт. Этому способствовали наличие и конкуренция ряда железных дорог частных железнодорожных компаний (акционерных обществ). Они строили железные дороги, не соблюдая установленных единых норм, и применяли в ряде случаев свои особые нормы, особые методы организации и эксплуа­тации. Это, в частности, привело к тому, что бывшая Московско-Рязанская железная дорога (в настоящее время Московско-Рязанское отделение Московской дороги) в отличие от всех других железных дорог нашей страны с правосторонним движением была построена и эксплуа­тируется до сего времени с левосторонним движением.

Уже в 1918 г. была начата работа специальной комиссией по нормализации (стандартизации) при Высшем техническом Совете НКПС. Были установлены ведомственные стандартные нормы для паровозных котлов, сцепных и буферных приборов, колесных пар, специальных профилей проката стали, рельсов, шпал, технических условий на подвижной состав, путевых и сиг­нальных знаков, железнодорожного строительства.

До 1941 г. было утверждено много важных государствен­ных стандартов в области верхнего строения пути и подвиж­ного состава железных дорог. В период Великой Отечествен­ной войны 1941 — 1945 гг. были утверждены новые государственные стандарты, которые способствовали расшире­нию применения заменителей остродефицитных материалов, экономии ресурсов, ускорению изготовления запасных частей для ремонта паровозов и вагонов. В послевоенный период развитие стандартизации на железнодорожном транспорте было направлено на ускорение его восстановле­ния и технического перевооружения.

В 1949—1950 гг. была проведена работа по унификации узлов и деталей паровозов и вагонов, большую роль в этом сыграли проектно-конструкторские бюро. Активная твор­ческая деятельность Научно-технического общества (НТО) железнодорожного транспорта, в том числе в области стандартизации, в значительной мере способствует ускорению решения важных вопросов развития и совершенствова­ния материально-технической базы и всей деятельности железных дорог.

В послевоенный период была осуществлена техническая реконструкция железнодорожного транспорта на основе перехода от паровой тяги к электрической и тепловозной и улучшения технического оснащения всех отраслей его хозяйства. Существенно возросла роль государственных стандартов, которыми установлены наиболее важные нормы и требования в области техники железнодорожного транспорта. Таких стандартов в 1984 г. было более 850. Стандартизация имела определяющее значение при решении многих важных проблем технического перевооружения же­лезных дорог. Примерами могут служить: стандартизация основных нормативов и прогрессивных показателей качества подвижного состава, а также оборудования и изделий, необходимых для электрификации железных дорог; введение автоматической сцепки и автоматических тормозов для подвижного состава; применение стандартных тележек и колесных пар вагонов с усиленными и упрочненными осями и цельнокатаными колесами; стандартизация основных элементов верхнего строения пути (рельсов, упрочненных термообработкой, рельсовых скреплений, шпал и балластных материалов); улучшение оптических свойств и увеличение дальности видимости устройств сигнализации; развитие контейнерных и пакетных перевозок на основе стандарти­зации контейнеров, пакетов и технических средств для их погрузки, разгрузки и транспортирования.

На основе использования стандартизации, унификации и типизации на заводах железнодорожного транспорта, ремонтирующих подвижной состав и другие технические средства железных дорог и изготовляющих запасные части, техническое оборудование и отдельные изделия, внедрены и развиваются индустриальные методы производства. При этом используются специализация и кооперирование, прогрессивные технологические процессы с расширением использования комплексной механизации и автоматизации работ, поточно-конвейерных, автоматических и полуавтома­тических линий.

Роль и значение стандартизации возрастают при решении задач дальнейшего развития и совершенствования деятель­ности железнодорожного транспорта в комплексе развития общетранспортной системы страны.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...