Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
С 7. Развитие стандартизации в основных видах и отраслях хозяйстваЖелезнодорожного транспорта
Электрификация железных дорог.Успешному развитию электрификации железных дорог в нашей стране способствовала стандартизация основных норм и требований в этой области. По протяженности электрифицированных железнодорожных магистралей Украина прочно занимает одно из первое место среди всех стран в мире. В числе главных направлений развития железнодорожного транспорта — дальнейшая электрификация железных дорог путем нового строительства и реконструкции (усиления) ранее электрифицированных участков. Государственные стандарты установлены на величины напряжений на токоприемнике подвижного состава и на шинах тяговых подстанций, а также на основное оборудование, изделия и применяемые материалы. В числе объектов действующих стандартов — железобетонные опоры контактной сети, тяговые электрические машины и аппараты, масляные трансформаторы тяговых подстанций, контактные и биметаллические провода, провода для подвижного состава, изоляторы и арматура контактной сети, токоприемники, быстродействующие автоматические выключатели, полупроводниковые силовые вентили. Дальнейшая работа по стандартизации предусматривает внедрение более совершенного оборудования повышенной надежности и экономичности. Основная задача при этом — экономия электроэнергии и материалов, особенно цветных металлов, уменьшение затрат на техническое обслуживание и ремонт применяемых устройств с расширением использования средств и методов технической диагностики. Сигнализация и связь.Большие масштабы применения современной техники сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи на железных дорогах основаны на широкой стандартизации важнейших норм, схем и устройств, унификации элементов. В этой области применяется много государственных стандартов, учитывающих специфические железнодорожные требования, но особенно развита отраслевая стандартизация. Это обусловливается тем, что основное оборудование, изделия для устройств СЦБ и связи, автоматики, телемеханики для нужд железных дорог изготовляют электротехнические заводы МПС. Комплекс государственных стандартов установлен на устройства железнодорожной сигнализации — светофоры и их основные элементы, а также на путевые и сигнальные знаки, петарды, кабели для СЦБ и связи, автоблокировочные аккумуляторы, железобетонные опоры сигнальных линий автоблокировки. Государственными стандартами определены также условные графические обозначения и правила выполнения электрических схем СЦБ и связи. Основным направлением развития стандартизации является дальнейшее повышение технического уровня, надежности устройств автоблокировки, локомотивной сигнализации, диспетчерской и электрической централизации, проводной и радиосвязи, внедрение бесконтактной техники, а также электронной вычислительной техники, в том числе микро ЭВМ и микропроцессоров. Совершенствуется технология и специализация производства на электротехнических заводах МПС со значительным увеличением их производственных мощностей и объема выпуска изделий СЦБ и автоматики с расширением унификации и стандартизации узлов, деталей, элементов и повышением качества изделий. Вычислительная техника.Расширяется эффективное применение на железных дорогах электронной вычислительной техники. Ведется разработка и поэтапное внедрение отраслевой комплексной автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ). В ее рамках функционируют Главный вычислительный центр МПС, вычислительные центры на дорогах и ряде заводов МПС и сеть передачи данных. Применение вычислительной техники на железнодорожном транспорте основывается на государственных стандартах общепромышленного применения. Ими установлены основные нормы и требования в области Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, автоматизированных систем управления, сбора и передачи информации, унифицированной системы технической документации, единой системы программной документации, технических средств электронной вычислительной техники, устройств ввода и вывода информации. В развитие и дополнение этих стандартов разрабатываются и применяются отраслевые нормативно-технические и методические документы, учитывающие специфику железных дорог и применяемую вычислительную технику. Дальнейшая работа по стандартизации предусматривает ускорение создания АСУЖТ в увязке с АСУ других видов транспорта и повышение эффективности применения вычислительной техники. Усиливается материально-техническая база АСУЖТ на базе АСУ дорог с расширением использования более совершенных ЭВМ новых поколений, микро ЭВМ и микропроцессорной техники. Решается первоочередная задача — повышение роли АСУЖТ в управлении перевозочным процессом, в совершенствовании деятельности всех отраслей хозяйства железнодорожного транспорта. Путевое хозяйство.В путевом хозяйстве широко применяется стандартизация. В итоге комплексной стандартизации основных элементов железнодорожного пути повышена его мощность и надежность в условиях повышения интенсивности эксплуатации — роста грузонапряженности железных дорог, увеличения нагрузки от колесной пары на рельсы и скоростей движения поездов. Государственные стандарты установлены и систематически пересматриваются с повышением уровня требований на рельсы нормального профиля, а также специальных профилей для стрелочных переводов, рельсовые скрепления, крестовины стрелочных переводов, железобетонные и деревянные шпалы и переводные брусья, способы пропитки древесины, материалы для балластного слоя железнодорожного пути, путевые и сигнальные знаки, основные требования безопасности для путевых машин, планки и колья для снеговых щитов и др. Железнодорожное строительство.Техническому прогрессу и повышению эффективности железнодорожного строительства (со снижением его стоимости) способствует стандартизация основных правил, норм, конструкций, их элементов, применение блочных конструкций из стандартных и унифицированных деталей, изготовляемых заводским способом. Основные положения, правила и нормы в железнодорожном строительстве определяют Строительные нормы и правила (СНиП), утвержденные Госстроем, содержащие главы и разделы, касающиеся железных дорог. В железнодорожном строительстве используются также государственные стандарты, противопожарные и санитарные нормы. В числе объектов таких государственных стандартов — габариты приближения строений и подвижного состава как для магистральных железных дорог колеи 1520 мм, узкоколейных дорог колеи 750 мм, так и для метрополитенов, железобетонные пассажирские платформы, шпалы, опоры для контактной сети и высоковольтных линий автоблокировки, водопропускные трубы, а также элементы верхнего строения железнодорожного пути. Кроме того стандартизированы правила пересечения линий связи и радиофикации с контактными сетями наземного электрифицированного транспорта. Дальнейшее развитие стандартизации определяется установленными заданиями по железнодорожному строительству и укреплению строительной базы железнодорожного транспорта. При этом учитывается расширение железнодорожного строительства в районах низких температур и вечной мерзлоты. Локомотивное и вагонное хозяйства. Подвижной состав.Особенно широко и эффективно используется стандартизация для подвижного состава железных дорог. Она способствует последовательному повышению технического уровня, качества, экономичности вновь строящегося подвижного состава, расширению унификации и взаимозаменяемости узлов и деталей. А это позволяет улучшить его использование, уменьшить затраты на эксплуатацию и ремонт. Весьма эффективным был, например, комплексный пересмотр стандартов на грузовые вагоны и их важнейшие узлы и детали. За счет улучшения конструкции и повышения прочности была увеличена грузоподъемность вагонов на 5—6 т с повышением допускаемой нагрузки от колесной пары на рельсы с 22 до 23,25 т. Это снизило удельную металлоемкость и дало большую экономию стали в вагоностроении. В области подвижного состава проводится комплексная стандартизация и действует свыше 300 государственных стандартов. Стандартизованы основные нормы, технические требования, методы испытаний и основные применяемые материалы, и ответственные узлы и детали. Около 130 государственных стандартов определяют унификацию и взаимозаменяемость важнейших узлов и деталей. Государственные стандарты установлены на типы, параметры и основные технические требования для вагонов и тепловозов, окраску подвижного состава, а также на требования безопасности для локомотивов. Свыше 60 стандартов определяют нормы и требования для дизелей тепловозов, их агрегатов и деталей. На строительство вагонов и локомотивов распространяется также большое количество отраслевых стандартов, утвержденных Министерством тяжелого и транспортного машиностроения по согласованию с МПС Дальнейшая работа по стандартизации в области подвижного состава определяется систематически разрабатываемыми и реализуемыми программами комплексной стандартизации исходя из основных направлений технического прогресса В локомотивном хозяйстве это создание магистральных и маневровых локомотивов повышенной мощности, надежности и экономичности, применение надежного и экономичного дизеля для тепловозов, а также модернизация эксплуатируемых локомотивов В вагонном хозяйстве это обновление и совершенствование структуры парка вагонов с проведением модернизации и обеспечением улучшения их использования и ускорением оборота. Из эксплуатации исключаются грузовые вагоны старых типов, построенные по устаревшим нормам прочности Ускоряется внедрение универсальных и специализированных вагонов улучшенной конструкции, повышенной надежности, увеличенной грузоподъемности и вместимости, в том числе восьмиосных, с использованием увеличенного габаритного очертания с повышенной эксплуатационной надежностью и снижением коэффициента тары Будет завершен перевод вагонов на стандартные роликоподшипники Развивается и совершенствуется ремонтная база, расширяется разработка и внедрение средств и методов технической диагностики при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте подвижного состава. Осуществляются меры для максимального восстановления технического ресурса подвижного состава при его ремонте на заводах Грузовые перевозки. Стандартизация в значительной степени способствует ускорению технического прогресса и совершенствованию материально технической базы и технологии грузовых перевозок на основе рационализации, комплекс ной механизации и автоматизации погрузочно- разгрузочных, транспортных и складских работ К числу основных документов, используемых при грузовых перевозках на железнодорожном транспорте, относятся Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, Технические условия погрузки и крепления грузов при перевозке железнодорожным транспортом и Инструкция о порядке и технологии взвешивания грузов и железнодорожного подвижного состава В эти документы систематически вносятся необходимые изменения Широко используются в практической деятельности государственные стандарты, разрабатываемые на основе комплексной стандартизации На базе использования стандартных и унифицированных контейнеров сформирована контейнерная транспортная система нашей страны. Развитие прогрессивных высокоэкономичных контейнерных и пакетных перевозок на наших железных дорогах с оснащением их необходимыми техническими средствами основывается на применении стандартов. Свыше 30 стандартов установлено на применяемое подъемно-транспортное оборудование (грузоподъемные краны, устройства, захваты и т.п.), вагоны-платформы для перевозки контейнеров, полуприцепы-контейнеровозы и др. Около 30 стандартов устанавливают основные термины в области контейнерных перевозок, параметры, размеры и технические требования к контейнерам, правила их приемки и методы испытаний, маркировочный код и др. Свыше 30 стандартов регламентируют основные нормы и требования на поддоны, транспортные пакеты, стропы для пакетирования и перевозки пакетами. Около 20 стандартов устанавливают нормы и требования к весам и точности взвешивания различных грузов, перевозимых железными дорогами. Стандарты определяют рациональные размеры тары и оптимальные требования к ней, а также специфические требования к упаковке, маркировке и транспортированию различных видов грузов по железным дорогам, в целях их сохранности и минимальных затрат на тару и упаковку. Дальнейшее развитие стандартизации в области материально-технической базы и технологии грузовых перевозок определяется задачами улучшения перевозочного процесса и совершенствования применяемых технических средств и технологических процессов. В числе этих задач — улучшение использования технических средств, прежде всего вагонов, расширение эффективного применения контейнерных и пакетных перевозок, комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, включая использование автоматических манипуляторов, применение ЭВМ для автоматизации управления грузовыми и коммерческими операциями. Важное значение имеет реализация программы комплексной стандартизации по обеспечению сохранности сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров при их транспортировании и хранении. Пассажирское хозяйство и пассажирские перевозки.Повышение культуры обслуживания пассажиров в значительной мере зависит от технических средств, применяемых железными дорогами для пассажирских перевозок. Вокзалы железных дорог оснащаются современными типовыми и стандартными автоматическими устройствами и различными механизмами. В их числе электронные билетно-кассовые машины, билетопечатающие автоматы, электрокомпостеры, автоматы для продажи билетов и размена монет, автоматические камеры хранения багажа, автоматические справочные установки, телемеханические указатели отправления поездов, системы алфавитно-цифровой информации, транспортно-погрузочные и уборочные машины и др. Широко применяются стандартные пиктограммы (указательные знаки для пассажиров), а также автоматизированная система учета и резервирования мест в пассажирских поездах — «Экспресс-2». Совершенствуется оборудование пассажирских вагонов: санитарно-гигиенические устройства, системы отопления, освещения, вентиляции, кондиционирования воздуха, водоснабжения, радиооборудование и др. Метрополитены. Стандартизация играет важную роль в строительстве, развитии и совершенствовании эксплуатационной деятельности метрополитенов нашей страны. Строительные нормы и правила для метрополитенов установлены в документе «Строительные нормы и правила. Метрополитены.» (СНиП), утвержденном Госстроем. Государственными стандартами определены габаритные нормы (размеры) для тоннелей метрополитенов и подвижного состава и установлены технические требования к вагонам и их осям, а также к рельсовым скреплениям, шпалам и эскалаторам метрополитенов. На метрополитенах внедряются автоматизированные системы управления движением поездов и технологическими процессами с использованием достижений современной вычислительной и микропроцессорной техники; совершенствуются устройства автоматики, телемеханики, связи; улучшается конструкция и повышается надежность вагонов и применяемых технических средств; создаются унифицированные конструкции пути с шумопоглощающими свойствами и для снижения вибрации при движении поездов.
С 8. Разработка планов стандартизации, ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ на железнодорожном транспорте
Разработка перспективных и годовых планов государственной стандартизации на железнодорожном транспорте проводится в соответствии с установленным в нашей стране порядком планирования работ по стандартизации. Эта работа выполняется Главным техническим управлением МПС на основе обобщения предложений управлений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, инженерно-технической общественности и отдельных специалистов железнодорожного транспорта, а также учета предложений министерств и ведомств — поставщиков продукции для железных дорог. Планы работ по государственной стандартизации в области техники железнодорожного транспорта составляются исходя из общих задач развития стандартизации в стране и заданий по дальнейшему развитию и совершенствованию работы всего железнодорожного конвейера. Они направляются на полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, улучшение технологии перевозочного процесса, повышение эффективности и качества перевозок, экономию и рациональное использование материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, повышение качества и надежности технических средств и эффективности их использования, рациональное расширение унификации и взаимозаменяемости применяемых изделий и их узлов и деталей, уменьшение затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог. В планах стандартизации учитывается деятельность организаций и предприятий железнодорожного транспорта и промышленных министерств — поставщиков важнейших для него видов продукции и основных разработчиков стандартов в области техники железнодорожного транспорта. Сводный план государственной стандартизации подготавливает и утверждает Госстандарт (в области строительства — Госстрой) на основе предложений, подготовленных МПС и, министерствами, поставляющими продукцию и осуществляющими строительство для МПС. В планах и программах стандартизации предусматривается разработка тем организациями и предприятиями промышленности и железнодорожного транспорта самостоятельно и совместно. Поэтому важное значение имеет координация и согласование проведения необходимых для разработки стандартов научных исследований, проектно-конструкторских и экспериментальных работ, а также эксплуатационных испытаний Это учитывается в деятельности Главного технического управления МПС и организаций других министерств и Госстандарта (Госстроя) при разработке планов стандартизации. Планы отраслевой стандартизации в МПС утверждаются руководством МПС по согласованию с Госстандартом. Они подготавливаются Главным техническим управлением на основании обобщения предложений управлений, организаций и предприятий МПС, согласованных с разработчиками этих документов. Эти планы включают разработку новых и пересмотр действующих отраслевых стандартов и технических условий на важнейшие нормы и продукцию, а также руководящих технических материалов в основном в системе МПС и частично также для министерств-поставщиков при проведении работы совместно с ними Опыт подтвердил, что наиболее эффективным методом планирования стандартизации в области техники железнодорожного транспорта является активное участие организаций МПС в разработке и реализации программ комплексной стандартизации, рассчитанных на ряд лет (в основном на пятилетие). Комплексы стандартов успешно введены и систематически совершенствуются для подвижного состава железных дорог, верхнего строения железнодорожного пути, сигнальных приборов, контейнерной транспортной системы. Организации железнодорожного транспорта принимают активное участие совместно с организациями других министерств и ведомств, а также Госстандарта в разработке многих программ комплексной стандартизации для отражения в них требований исходя из специфики железнодорожного транспорта. Тематика таких программ включает, например, обеспечение сохранности продукции сельского хозяйства и продовольственных товаров при их транспортировании и хранении, погрузочно-разгрузочное и подъемно-транспортное оборудование, технические средства контейнерных и пакетных перевозок, надежность и износостойкость машин, неразрушающие методы контроля изделий, безопасность труда и многие системы общетехнических и организационно-методических стандартов межотраслевого применения. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |