Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






С 7. Развитие стандартизации в основных видах и отраслях хозяйства

Железнодорожного транспорта

 

Электрификация железных дорог.Успешному развитию электрификации железных дорог в нашей стране способство­вала стандартизация основных норм и требований в этой области. По протяженности электрифицированных железно­дорожных магистралей Украина прочно занимает одно из первое место среди всех стран в мире.

В числе главных направлений развития железнодорож­ного транспорта — дальнейшая электрификация железных дорог путем нового строительства и реконструкции (усиле­ния) ранее электрифицированных участков.

Государственные стандарты установлены на величины напряжений на токоприемнике подвижного состава и на шинах тяговых подстанций, а также на основное обору­дование, изделия и применяемые материалы. В числе объ­ектов действующих стандартов — железобетонные опоры контактной сети, тяговые электрические машины и аппараты, масляные трансформаторы тяговых подстанций, контактные и биметаллические провода, провода для подвижного сос­тава, изоляторы и арматура контактной сети, токоприемники, быстродействующие автоматические выключатели, полу­проводниковые силовые вентили.

Дальнейшая работа по стандартизации предусматривает внедрение более совершенного оборудования повышенной надежности и экономичности. Основная задача при этом — экономия электроэнергии и материалов, особенно цветных металлов, уменьшение затрат на техническое обслуживание и ремонт применяемых устройств с расширением использова­ния средств и методов технической диагностики.

Сигнализация и связь.Большие масштабы применения современной техники сигнализации, централизации, блоки­ровки (СЦБ) и связи на железных дорогах основаны на широкой стандартизации важнейших норм, схем и уст­ройств, унификации элементов. В этой области применяется много государственных стандартов, учитывающих специфические железнодорожные требования, но особенно развита отраслевая стандартизация. Это обусловливается тем, что основное оборудование, изделия для устройств СЦБ и связи, автоматики, телемеханики для нужд железных дорог изго­товляют электротехнические заводы МПС.

Комплекс государственных стандартов установлен на уст­ройства железнодорожной сигнализации — светофоры и их основные элементы, а также на путевые и сигнальные знаки, петарды, кабели для СЦБ и связи, автоблокировочные акку­муляторы, железобетонные опоры сигнальных линий авто­блокировки. Государственными стандартами определены также условные графические обозначения и правила выпол­нения электрических схем СЦБ и связи.

Основным направлением развития стандартизации явля­ется дальнейшее повышение технического уровня, надеж­ности устройств автоблокировки, локомотивной сигнали­зации, диспетчерской и электрической централизации, про­водной и радиосвязи, внедрение бесконтактной техники, а также электронной вычислительной техники, в том числе микро ЭВМ и микропроцессоров.

Совершенствуется технология и специализация произ­водства на электротехнических заводах МПС со значитель­ным увеличением их производственных мощностей и объ­ема выпуска изделий СЦБ и автоматики с расширением унификации и стандартизации узлов, деталей, элементов и повышением качества изделий.

Вычислительная техника.Расширяется эффективное при­менение на железных дорогах электронной вычислительной техники. Ведется разработка и поэтапное внедрение отрас­левой комплексной автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ). В ее рамках функционируют Главный вычислительный центр МПС, вы­числительные центры на дорогах и ряде заводов МПС и сеть передачи данных.

Применение вычислительной техники на железнодорож­ном транспорте основывается на государственных стандар­тах общепромышленного применения. Ими установлены ос­новные нормы и требования в области Единой системы классификации и кодирования технико-экономической ин­формации, автоматизированных систем управления, сбора и передачи информации, унифицированной системы техниче­ской документации, единой системы программной документа­ции, технических средств электронной вычислительной техни­ки, устройств ввода и вывода информации. В развитие и до­полнение этих стандартов разрабатываются и применяются отраслевые нормативно-технические и методические документы, учитывающие специфику железных дорог и применяемую вычислительную технику.

Дальнейшая работа по стандартизации предусматривает ускорение создания АСУЖТ в увязке с АСУ других видов транспорта и повышение эффективности применения вычис­лительной техники. Усиливается материально-техническая база АСУЖТ на базе АСУ дорог с расширением исполь­зования более совершенных ЭВМ новых поколений, микро ЭВМ и микропроцессорной техники. Решается первооче­редная задача — повышение роли АСУЖТ в управлении перевозочным процессом, в совершенствовании деятельности всех отраслей хозяйства железнодорожного транспорта.

Путевое хозяйство.В путевом хозяйстве широко при­меняется стандартизация. В итоге комплексной стандарти­зации основных элементов железнодорожного пути повышена его мощность и надежность в условиях повышения интен­сивности эксплуатации — роста грузонапряженности желез­ных дорог, увеличения нагрузки от колесной пары на рельсы и скоростей движения поездов.

Государственные стандарты установлены и системати­чески пересматриваются с повышением уровня требований на рельсы нормального профиля, а также специальных профилей для стрелочных переводов, рельсовые скрепления, крестовины стрелочных переводов, железобетонные и дере­вянные шпалы и переводные брусья, способы пропитки дре­весины, материалы для балластного слоя железнодорожного пути, путевые и сигнальные знаки, основные требования безопасности для путевых машин, планки и колья для снего­вых щитов и др.

Железнодорожное строительство.Техническому прогрес­су и повышению эффективности железнодорожного строи­тельства (со снижением его стоимости) способствует стан­дартизация основных правил, норм, конструкций, их элемен­тов, применение блочных конструкций из стандартных и уни­фицированных деталей, изготовляемых заводским способом.

Основные положения, правила и нормы в железнодорож­ном строительстве определяют Строительные нормы и прави­ла (СНиП), утвержденные Госстроем, содержащие главы и разделы, касающиеся железных дорог. В железно­дорожном строительстве используются также государствен­ные стандарты, противопожарные и санитарные нормы. В числе объектов таких государственных стандартов — габа­риты приближения строений и подвижного состава как для магистральных железных дорог колеи 1520 мм, узкоко­лейных дорог колеи 750 мм, так и для метрополитенов, железобетонные пассажирские платформы, шпалы, опоры для контактной сети и высоковольтных линий автоблоки­ровки, водопропускные трубы, а также элементы верхнего строения железнодорожного пути. Кроме того стандартизи­рованы правила пересечения линий связи и радиофикации с контактными сетями наземного электрифицированного транспорта.

Дальнейшее развитие стандартизации определяется уста­новленными заданиями по железнодорожному строительству и укреплению строительной базы железнодорожного тран­спорта. При этом учитывается расширение железнодорож­ного строительства в районах низких температур и вечной мерзлоты.

Локомотивное и вагонное хозяйства. Подвижной состав.Особенно широко и эффективно используется стандарти­зация для подвижного состава железных дорог. Она спо­собствует последовательному повышению технического уров­ня, качества, экономичности вновь строящегося подвижного состава, расширению унификации и взаимозаменяемости уз­лов и деталей. А это позволяет улучшить его использова­ние, уменьшить затраты на эксплуатацию и ремонт. Весьма эффективным был, например, комплексный пересмотр стан­дартов на грузовые вагоны и их важнейшие узлы и детали. За счет улучшения конструкции и повышения прочности была увеличена грузоподъемность вагонов на 5—6 т с повы­шением допускаемой нагрузки от колесной пары на рельсы с 22 до 23,25 т. Это снизило удельную металлоемкость и дало большую экономию стали в вагоностроении. В области подвижного состава проводится комплексная стандартизация и действует свыше 300 государственных стандартов. Стандартизованы основные нормы, технические требования, методы испытаний и основные применяемые материалы, и ответственные узлы и детали. Около 130 госу­дарственных стандартов определяют унификацию и взаимо­заменяемость важнейших узлов и деталей.

Государственные стандарты установлены на типы, пара­метры и основные технические требования для вагонов и теп­ловозов, окраску подвижного состава, а также на требова­ния безопасности для локомотивов. Свыше 60 стандартов определяют нормы и требования для дизелей тепловозов, их агрегатов и деталей.

На строительство вагонов и локомотивов распростра­няется также большое количество отраслевых стандартов, утвержденных Министерством тяжелого и транспортного ма­шиностроения по согласованию с МПС

Дальнейшая работа по стандартизации в области под­вижного состава определяется систематически разрабаты­ваемыми и реализуемыми программами комплексной стан­дартизации исходя из основных направлений технического прогресса В локомотивном хозяйстве это создание магист­ральных и маневровых локомотивов повышенной мощности, надежности и экономичности, применение надежного и эконо­мичного дизеля для тепловозов, а также модернизация эксплуатируемых локомотивов В вагонном хозяйстве это об­новление и совершенствование структуры парка вагонов с проведением модернизации и обеспечением улучшения их ис­пользования и ускорением оборота. Из эксплуатации исклю­чаются грузовые вагоны старых типов, построенные по устаревшим нормам прочности Ускоряется внедрение универсальных и специализированных вагонов улучшенной конструкции, повышенной надежности, увеличенной грузо­подъемности и вместимости, в том числе восьмиосных, с использованием увеличенного габаритного очертания с повы­шенной эксплуатационной надежностью и снижением коэф­фициента тары Будет завершен перевод вагонов на стан­дартные роликоподшипники

Развивается и совершенствуется ремонтная база, расши­ряется разработка и внедрение средств и методов техни­ческой диагностики при эксплуатации, техническом обслужи­вании и ремонте подвижного состава. Осуществляются меры для максимального восстановления технического ресурса подвижного состава при его ремонте на заводах

Грузовые перевозки. Стандартизация в значительной сте­пени способствует ускорению технического прогресса и со­вершенствованию материально технической базы и техноло­гии грузовых перевозок на основе рационализации, комплекс ной механизации и автоматизации погрузочно- разгрузоч­ных, транспортных и складских работ К числу основных документов, используемых при грузовых перевозках на же­лезнодорожном транспорте, относятся Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, Технические условия погрузки и крепления грузов при перевозке железнодорож­ным транспортом и Инструкция о порядке и технологии взвешивания грузов и железнодорожного подвижного со­става В эти документы систематически вносятся необхо­димые изменения Широко используются в практической деятельности государственные стандарты, разрабатываемые на основе комплексной стандартизации На базе использования стандартных и унифицированных контейнеров сформи­рована контейнерная транспортная система нашей страны. Развитие прогрессивных высокоэкономичных контейнерных и пакетных перевозок на наших железных дорогах с оснащением их необходимыми техническими сред­ствами основывается на применении стандартов. Свыше 30 стандартов установлено на применяемое подъемно-транспортное оборудование (грузоподъемные краны, устройства, захваты и т.п.), вагоны-платформы для перевозки контей­неров, полуприцепы-контейнеровозы и др. Около 30 стан­дартов устанавливают основные термины в области кон­тейнерных перевозок, параметры, размеры и технические требования к контейнерам, правила их приемки и методы испытаний, маркировочный код и др. Свыше 30 стандар­тов регламентируют основные нормы и требования на под­доны, транспортные пакеты, стропы для пакетирования и пе­ревозки пакетами.

Около 20 стандартов устанавливают нормы и требова­ния к весам и точности взвешивания различных грузов, перевозимых железными дорогами. Стандарты определяют рациональные размеры тары и оптимальные требования к ней, а также специфические требования к упаковке, марки­ровке и транспортированию различных видов грузов по железным дорогам, в целях их сохранности и минималь­ных затрат на тару и упаковку.

Дальнейшее развитие стандартизации в области матери­ально-технической базы и технологии грузовых перевозок определяется задачами улучшения перевозочного процесса и совершенствования применяемых технических средств и тех­нологических процессов. В числе этих задач — улучшение ис­пользования технических средств, прежде всего вагонов, расширение эффективного применения контейнерных и пакет­ных перевозок, комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, включая ис­пользование автоматических манипуляторов, применение ЭВМ для автоматизации управления грузовыми и коммер­ческими операциями.

Важное значение имеет реализация программы комплекс­ной стандартизации по обеспечению сохранности сельско­хозяйственной продукции и продовольственных товаров при их транспортировании и хранении.

Пассажирское хозяйство и пассажирские перевозки.По­вышение культуры обслуживания пассажиров в значительной мере зависит от технических средств, применяемых железными дорогами для пассажирских перевозок. Вокзалы железных дорог оснащаются современными типовыми и стандартными автоматическими устройствами и различными механизмами. В их числе электронные билетно-кассовые машины, билетопечатающие автоматы, электрокомпостеры, автоматы для продажи билетов и размена монет, автомати­ческие камеры хранения багажа, автоматические справочные установки, телемеханические указатели отправления поездов, системы алфавитно-цифровой информации, транспортно-погрузочные и уборочные машины и др. Широко приме­няются стандартные пиктограммы (указательные знаки для пассажиров), а также автоматизированная система учета и резервирования мест в пассажирских поездах — «Экспресс-2». Совершенствуется оборудование пассажирских вагонов: санитарно-гигиенические устройства, системы отопления, освещения, вентиляции, кондиционирования воздуха, водо­снабжения, радиооборудование и др.

Метрополитены. Стандартизация играет важную роль в строительстве, развитии и совершенствовании эксплуата­ционной деятельности метрополитенов нашей страны. Строи­тельные нормы и правила для метрополитенов установлены в документе «Строительные нормы и правила. Метрополи­тены.» (СНиП), утвержденном Госстроем. Государ­ственными стандартами определены габаритные нормы (размеры) для тоннелей метрополитенов и подвижного состава и установлены технические требования к вагонам и их осям, а также к рельсовым скреплениям, шпалам и эскалаторам метрополитенов. На метрополитенах внедряют­ся автоматизированные системы управления движением по­ездов и технологическими процессами с использованием достижений современной вычислительной и микропроцессор­ной техники; совершенствуются устройства автоматики, теле­механики, связи; улучшается конструкция и повышается надежность вагонов и применяемых технических средств; создаются унифицированные конструкции пути с шумопоглощающими свойствами и для снижения вибрации при движе­нии поездов.

 

 

С 8. Разработка планов стандартизации, ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ на железнодорожном транспорте

 

Разработка перспективных и годовых планов государ­ственной стандартизации на железнодорожном транспорте проводится в соответствии с установленным в нашей стра­не порядком планирования работ по стандартизации. Эта работа выполняется Главным техническим управлением МПС на основе обобщения предложений управлений, на­учно-исследовательских и проектно-конструкторских органи­заций, инженерно-технической общественности и отдельных специалистов железнодорожного транспорта, а также учета предложений министерств и ведомств — поставщиков про­дукции для железных дорог.

Планы работ по государственной стандартизации в об­ласти техники железнодорожного транспорта составляются исходя из общих задач развития стандартизации в стра­не и заданий по дальнейшему развитию и совершенство­ванию работы всего железнодорожного конвейера. Они на­правляются на полное удовлетворение потребностей народ­ного хозяйства и населения в перевозках, улучшение тех­нологии перевозочного процесса, повышение эффективности и качества перевозок, экономию и рациональное исполь­зование материальных, топливно-энергетических и других ре­сурсов, повышение качества и надежности технических средств и эффективности их использования, рациональное расширение унификации и взаимозаменяемости применяе­мых изделий и их узлов и деталей, уменьшение затрат на тех­ническое обслуживание и ремонт подвижного состава же­лезных дорог.

В планах стандартизации учитывается деятельность ор­ганизаций и предприятий железнодорожного транспорта и промышленных министерств — поставщиков важнейших для него видов продукции и основных разработчиков стандар­тов в области техники железнодорожного транспорта. Свод­ный план государственной стандартизации подготавливает и утверждает Госстандарт (в области строительства — Гос­строй) на основе предложений, подготовленных МПС и, министерствами, поставляющими продукцию и осущест­вляющими строительство для МПС.

В планах и программах стандартизации предусматри­вается разработка тем организациями и предприятиями промышленности и железнодорожного транспорта самостоя­тельно и совместно. Поэтому важное значение имеет коор­динация и согласование проведения необходимых для разработки стандартов научных исследований, проектно-конструкторских и экспериментальных работ, а также эксплуа­тационных испытаний Это учитывается в деятельности Главного технического управления МПС и организаций дру­гих министерств и Госстандарта (Госстроя) при разработке планов стандартизации.

Планы отраслевой стандартизации в МПС утверждаются руководством МПС по согласованию с Госстандартом. Они подготавливаются Главным техническим управлением на основании обобщения предложений управлений, организаций и предприятий МПС, согласованных с разработчиками этих документов. Эти планы включают разработку новых и пересмотр действующих отраслевых стандартов и техни­ческих условий на важнейшие нормы и продукцию, а также руководящих технических материалов в основном в системе МПС и частично также для министерств-поставщиков при проведении работы совместно с ними

Опыт подтвердил, что наиболее эффективным методом планирования стандартизации в области техники железно­дорожного транспорта является активное участие органи­заций МПС в разработке и реализации программ комплек­сной стандартизации, рассчитанных на ряд лет (в основ­ном на пятилетие).

Комплексы стандартов успешно введены и системати­чески совершенствуются для подвижного состава железных дорог, верхнего строения железнодорожного пути, сигналь­ных приборов, контейнерной транспортной системы.

Организации железнодорожного транспорта принимают активное участие совместно с организациями других ми­нистерств и ведомств, а также Госстандарта в разработке многих программ комплексной стандартизации для отраже­ния в них требований исходя из специфики железнодорож­ного транспорта. Тематика таких программ включает, на­пример, обеспечение сохранности продукции сельского хо­зяйства и продовольственных товаров при их транспорти­ровании и хранении, погрузочно-разгрузочное и подъемно-транспортное оборудование, технические средства контейнер­ных и пакетных перевозок, надежность и износостойкость машин, неразрушающие методы контроля изделий, безопас­ность труда и многие системы общетехнических и органи­зационно-методических стандартов межотраслевого приме­нения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...