Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативная документация на железнодорожном транспорте

На железнодорожном транспорте создана и постоянно совершенствуется система документации по стандартизации, обеспечивающая необходимую четкую регламентацию правил, норм, требований в практической деятельности. Она определяется комплексом действующей руководящей и нормативно-технической доку­ментацией. В этот комплекс входят Устав железных дорог и разработанные на его основе межотраслевые (междуведомственные) правила и нормы по железнодорож­ным перевозкам, большое количество государственных стан­дартов, строительные нормы и правила (СНиП), техниче­ские условия, санитарные и другие нормы, отраслевые стан­дарты. В него входят также многочисленные ведомственные (отраслевые) правила и инструкции, в том числе правила ре­монта и технического обслуживания (содержания) техниче­ских средств, инструкции по отраслям хозяйства, по охране труда и технике безопасности и др.

Следует особо отметить Правила технической эксплуата­ции железных дорог (ПТЭ), являющиеся основ­ным законом для эксплуатационной деятельности железных дорог. Они утверждаются министром путей сообщения, сис­тематически пересматриваются и обновляются. ПТЭ уста­навливают (в соответствии с действующим законодатель­ством и государственными стандартами) основные положе­ния и порядок работы железных дорог и работников желез­нодорожного транспорта, основные размеры, нормы содер­жания важнейших сооружений, устройств и подвижного со­става и требования, предъявляемые к ним, систему органи­зации движения поездов и принципы сигнализации. В допол­нение к ПТЭ утверждены Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, Ин­струкция по сигнализации на железных дорогах и ряд других должностных инструкций и документов. Кроме того, в сложном многоотраслевом хозяйстве железных дорог применяется большое количество государственных стандар­тов в области техники железнодорожного транспорта, на общетехнические межотраслевые нормы и требования, а так­же регламентирующие разнообразную общепромышленную продукцию, применяемую на транспорте, в железнодорожном строительстве, и специфические требования к продукции, перевозимой транспортом, в части ее упаковки, маркировки, транспортирования, взвешивания.

В системе действующей НТД на железнодорожном транс­порте имеется значительное количество отраслевых стандар­тов и технических условий, утвержденных руководством МПС (отраслевые стандарты) или его управлений (техниче­ские условия), а также отраслевых стандартов и технических условий, утвержденных министерствами-изготовителями из­делий и материалов, поставляемых железнодорожному транспорту (для важнейших изделий и материалов они согласо­вываются с МПС и его соответствующими управлениями)

При разработке технической, конструкторской (в том чис­ле эксплуатационной и ремонтной) и технологической доку­ментации организации МПС руководствуются действующи­ми государственными стандартами. Кроме того, используют­ся разработанные в их развитие и дополнение отраслевые стандарты МПС, учитывающие специфику железнодорож­ного транспорта. К числу объектов действующих отрасле­вых стандартов МПС относятся порядок согласования, ут­верждения и государственной регистрации технических ус­ловий, аттестации продукции; номенклатура показателей ка­чества продукции, закрепленной за МПС; порядок разработ­ки и постановки продукции на производство; обеспечение безопасности труда и др.

Для улучшения комплектования и использования стан­дартов и другой НТД организовано ежегодное издание в Центральном научно-исследовательском институте технико-экономической информации и пропаганды железнодорож­ного транспорта (ЦНИИТЭИ) перечней важнейших госу­дарственных стандартов в области техники железнодорож­ного транспорта, а также отраслевых стандартов и техниче­ских условий на промышленную продукцию, выпускаемую в системе МПС. Юридическим отделом МПС систематически подготавливаются и издаются приказы МПС с перечнями действующих приказов министерства, утвердивших ведомст­венные нормы, правила, инструкции и другую НТД, и одно­временно устанавливается перечень устаревших приказов и НТД и порядок их пересмотра.

 

 

С 9. Комплекс ГОСУДАРСТВЕННЫХ стандартОв ДСТУ 1.0÷1.5 - 92

 

Межгосударственный стандарт ГОСТ 1.0-92устанавливает цели и общие принципы межгосударственной стандартизации, основные направления работ в этой области, объекты межгосударственной стандартизации, виды документов по межгосударственной стандартизации.

Межгосударственный стандарт (ГОСТ): Стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее — Межгосударственный совет) или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (далее — МНТКС).

Межгосударственная стандартизация: Стандартизация объектов, представляющих межгосударственный интерес.

Основными целями межгосударственной стандартизации являются:

— защита интересов потребителей и каждого государства — участника Соглашения в вопросах качества продукции, услуг и процессов (далее — продукция), обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;

— обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции и других требований, представляющих межгосударственный интерес;

— содействие экономии всех видов ресурсов и улучшению экономических показателей производства государств — участников Соглашения;

— устранение технических барьеров в производстве и торговле, содействие повышению конкурентоспособности продукции государств — участников Соглашения на мировых товарных рынках и эффективному участию государств в межгосударственном и международном разделении труда;

— содействие повышению безопасности хозяйственных объектов государств-участников Соглашения при возникновении природных и техногенных катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций.

Объектами межгосударственной стандартизации являются:

— общетехнические нормы и требования, в том числе единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж и др.), совместимые программные и технические средства информационных технологий, справочные данные о свойствах материалов и веществ;

— объекты крупных промышленных и хозяйственных комплексов (транспорт, энергетика, связь и др.);

— объекты крупных межгосударственных социально-экономических и научно-технических программ, таких как обеспечение населения питьевой водой, создание системы контроля среды обитания, обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, обеспечение безопасности населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и др.;

— взаимопоставляемая продукция, выпускаемая в ряде государств.

В межгосударственные стандарты включают:

— требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;

— требования техники безопасности и производственной санитарии;

— требования к совместимости и взаимозаменяемости продукции;

— параметрические ряды и типовые конструкции изделий;

— основные потребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации продукции;

— методы контроля требований к продукции;

— требования, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации (применении) и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, термины и их определения, обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы;

— правила обеспечения качества продукции;

— требования к сохранению и рациональному использованию всех видов ресурсов.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований предусмотрены следующие основные виды межгосударственных стандартов:

— стандарты основополагающие;

— стандарты на продукцию (услуги);

— стандарты на процессы;

— стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Межгосударственный стандарт ГОСТ 1.1-2002 устанавливает основные термины, применяемые в межгосударственной стандартизации, и их определения. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Стандартизация: Деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле, содействие научно-техническому сотрудничеству и достижение иных целей стандартизации, в том числе обеспечение безопасности, охраны окружающей среды, совместимости, взаимозаменяемости, унификации, защиты продукции, единства измерений, взаимопонимания, обороноспособности и мобилизационной готовности.

Объект стандартизации: Продукция, процесс или услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. Под объектом стандартизации в широком смысле понимают продукцию, процесс или услугу, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности. Стандартизация может ограничиваться определенными аспектами любого объекта. Например, применительно к обуви размеры и критерии прочности могут быть стандартизованы отдельно.

Уровень стандартизации: Участие в деятельности по стандартизации с учетом географического, политического или экономического признаков. ГОСТ различает: 1) международную стандартизацию; 2) региональную стандартизацию; 3) межгосударственную стандартизацию; 4) национальную стандартизацию; 5) государственную стандартизацию.

Стандарт: Нормативный документ, который разработан на основе консенсуса, принят признанным на соответствующем уровне органом и устанавливает для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Технические условия: Документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция или услуга, а также процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.

ГОСТ 1.2 – 2002 устанавливает порядок разработки, принятия, применения, обновления (внесения изменений, пересмотра) и отмены документов по межгосударственной стандартизации (межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации).

Положения настоящего стандарта предназначены для применения национальными органами по стандартизации, другими государственными органами управления, Бюро по стандартам Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Бюро по стандартам), межгосударственными техническими комитетами по стандартизации (МТК), национальными техническими комитетами по стандартизации (ТК), предприятиями, организациями и другими субъектами хозяйственной деятельности, научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объединениями (далее - общественные объединения) государств - участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Соглашение).

Разработку межгосударственных стандартов (далее - стандартов) осуществляют, как правило, в следующем порядке:

1-я стадия - организация разработки стандарта;

2-я стадия - разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка ее на отзыв;

3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и рассылка ее на рассмотрение и голосование;

4-я стадия - принятие стандарта и его регистрация.

При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ; результаты патентных исследований; международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; прогрессивные национальные стандарты государств - участников Соглашения и других стран, а также иную информацию о современных достижениях науки, техники и технологии.

Разработчик стандарта готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к нему. В пояснительной записке приводят:

- основание для разработки стандарта, указывая номер темы по программе работ по межгосударственной стандартизации или ссылку на иной организационно-распорядительный документ;

- краткую характеристику объекта стандартизации;

- технико-экономическое социальное или иное обоснование разработки стандарта;

- обоснование целесообразности разработки стандарта на межгосударственном уровне;

- сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими межгосударственными, международными стандартами, правилами, и рекомендациями по межгосударственной стандартизации и (или) сведения о методах применения при разработке проекта стандарта международного (регионального или национального) стандарта (иного нормативного документа);

-предложения по изменению, пересмотру или отмене межгосударственных стандартов, противоречащих предложенному проекту стандарта;

- сведения о патентной чистоте проекта стандарта (при необходимости);

- сведения о рассылке национальным органам первой редакции проекта стандарта на отзыв (с указанием исходящих номеров сопроводительных писем) и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции);

- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке стандарта, а также предусмотренную законодательством информацию, если данные документы относятся к объектам патентного или авторского права;

- сведения о разработчике стандарта с указанием его почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты (при ее наличии у разработчика).

Межгосударственные стандарты принимает Межгосударственный Совет, проводя голосование по переписке или непосредственно на заседании Межгосударственного Совета.

Стандарт отменяют в следующих случаях:

- в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту во всех государствах, применявших этот стандарт;

- при разработке взамен данного стандарта другого межгосударственного стандарта (стандартов);

- при прекращении применения данного стандарта во всех применявших его государствах;

Национальный орган государства, применяющего стандарт, вправе прекратить его применение на территории своего государства в одностороннем порядке в следующих случаях:

- при возникновении противоречий между установленными в данном стандарте требованиями и положениями законодательных актов этого государства;

- при несоответствии установленных в данном стандарте требований потребностям национальной экономики и безопасности;

- при несогласии с содержанием изменения, внесенного в данный стандарт, или содержанием стандарта, принятого взамен действовавшего стандарта.

ГОСТ 1.3-2002 устанавливает правила и методы принятия международных и региональных стандартов (далее - международные стандарты) в качестве межгосударственных стандартов, а также требования к их построению, изложению, оформлению, содержанию.

Положения настоящего стандарта подлежат применению национальными органами по стандартизации, Бюро по стандартам Евразийского совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС), межгосударственными техническими комитетами по стандартизации, национальными техническими комитетами по стандартизации, предприятиями, организациями и другими субъектами хозяйственной деятельности, научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объединениями государств - участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее - государств-участников), участвующих в разработке межгосударственных стандартов.

Для определения взаимосвязи межгосударственных стандартов с соответствующими международными стандартами устанавливаются три степени соответствия:

- идентичная;

- модифицированная;

- неэквивалентная.

Степень соответствия межгосударственного стандарта соответствующему международному стандарту определяется необходимостью:

- внесения редакционных изменений;

- внесения технических отклонений;

- изменения структуры;

- идентификации редакционных изменений, технических отклонений и изменений структуры в межгосударственном стандарте.

Для определения различий межгосударственных стандартов с международными стандартами необходимо сравнить следующие элементы:

- наименование;

- область применения;

- нормативные ссылки;

- термины и определения;

- обозначения и сокращения;

- основные нормативные положения;

- приложения;

- библиографические данные (в части ключевых слов).

ГОСТ 1.4-2004 устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций. Положения настоящего стандарта предназначены для применения организациями, в том числе коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц, а также техническими комитетами по стандартизации, организующими проведение экспертизы стандартов организаций.

Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

В частности, объектами стандартизации внутри организации могут быть:

- составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции;

- процессы организации и управления производством;

- процессы менеджмента;

- технологическая оснастка и инструмент;

- технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества;

- методы; методики проектирования, проведения испытаний, измерений и/или анализа;

- услуги, оказываемые внутри организации, в том числе и социальные;

- номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации;

- процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции.

Стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов. В стандартах организации не следует устанавливать требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие национальным стандартам.

Стандарты организации не должны противоречить национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и других международных организаций.

Разработку стандартов организации осуществляют с учетом национальных стандартов общетехнических систем, а также других национальных стандартов, распространяющихся на продукцию, выпускаемую организацией, выполняемые ею работы или оказываемые услуги.

Стандарты организации утверждает руководитель (заместитель руководителя) организации приказом и (или) личной подписью на титульном листе стандарта в установленном в организации порядке.

Требования стандарта организации подлежат соблюдению в организации, утвердившей данный стандарт, и ее структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчиненности) с момента (даты) введения стандарта в действие.

Требования стандартов организаций к продукции, процессам, работам и услугам подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности и приобретателями в случае, если эти стандарты указаны в сопроводительной технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг или в договоре (контракте).

Стандарт организации, разработанный и утвержденный одной организацией, может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией, в котором при необходимости предусматривается положение о получении информации о внесении в стандарт последующих изменений.

ГОСТ 1.5-2001 устанавливает общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации и изменений к ним.

Стандарт состоит из отдельных элементов. В стандарт в общем случае включают следующие элементы:

- титульный лист;

- предисловие;

- содержание;

- введение;

- наименование;

- область применения;

- нормативные ссылки;

- термины и определения;

- обозначения и сокращения;

- основные нормативные положения;

- приложения;

- библиография;

- библиографические данные.

Элементы: «Содержание», «Введение», «Нормативные ссылки», «Термины и определения», «Обозначения и сокращения», «Приложения», «Библиография» приводят в стандарте при необходимости, исходя из особенностей его содержания и изложения.

В предисловии стандарта приводят сведения об организации межгосударственной стандартизации и общие сведения о данном стандарте. В элементе «Содержание» приводят порядковые номера и заголовки разделов (при необходимости - подразделов) данного стандарта, обозначения и заголовки его приложений. При этом после заголовка каждого из указанных структурных элементов ставят отточие, а затем приводят номер страницы стандарта*, на которой начинается данный структурный элемент. Наименование стандарта должно быть кратким, точно характеризовать объект стандартизации и обобщенное содержание устанавливаемых стандартом положений, а также обеспечивать, как правило, однозначную классификацию стандарта.

В элементе «Область применения» указывают назначение стандарта и область его распространения (объект стандартизации), а при необходимости конкретизируют область применения стандарта. В элементе «Область применения» указывают назначение стандарта и область его распространения (объект стандартизации), а при необходимости конкретизируют область применения стандарта. В стандарте элемент «Термины и определения» приводят при необходимости терминологического обеспечения взаимопонимания между различными пользователями данного стандарта путем определения терминов, не стандартизованных на межгосударственном уровне, или путем уточнения стандартизованных терминов, если эти термины использованы в данном стандарте в более узком смысле.

Материал, дополняющий основную часть стандарта, оформляют в виде приложений. В приложениях целесообразно приводить графический материал большого объема и/или формата, таблицы большого формата, методы расчетов, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д.


С 10. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСТ 2.105 – 95. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Межгосударственный стандарт ГОСТ 2.105-95
"Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам"

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...