Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и номенклатура нефтеналивных грузов.

Нефть означает нефть в любом ви­де, включая сырую нефть, жидкое топливо, нефтесодержащее остатки, неф­тяные осадки и очищенные нефтепродукты (не являющиеся нефтехимиче­скими веществами, которые относятся к химическим наливным грузам).

Нефть считается основным загрязнителем моря. С точки зрения степени опасности для морской среды нефти подразделяются на темные и светлые:

- темные нефти (стойкие масла): сырая нефть, растворы битума и асфальта, различные масла, тяжелое нефтяное топливо (мазуты, мо­торное топливо и тяжелое дизельное топливо) и др.;

- светлые нефти (очищенные продукты): дизельное топливо, керо­син, топливо для реактивных двигателей, бензины и другие нефте­продукты.

Сырая нефть - горючая масляная жидкость со специфическим запа­хом, распространенная в осадочной оболочке Земли.

Образуется на глубине более 1,2-2 км. Вблизи земной поверхности преобразуется в полутвердый ас­фальт (горная смола - смесь битумов с минеральными веществами: из­вестняком, песчаником).

Принято классифицировать сырую нефть по со­держанию в ней серы и плотности. По содержанию серы нефти подразде­ляются на малосернистые (до 0,5% S), сернистые (0,5-2% S) и высокосер­нистые (свыше 2% S).

По плотности нефти подразделяются на 3 группы: на долю легких нефтей (р = 0,8700) приходится около 60% мировой добычи, на долю средних (р = 0,8710 - 0,9100) до 31%, на долю тяжелых (р более 0,9100) - около 10%. Компоненты тяжелой нефти состоят в основном из тяжелых масел, смол и парафинов, которые совместно с механическими примесями (гли­на, песок, ржавчина) составляют «мертвые остатки» в грузовых танках.

Нефти именуются по месту их добычи. Смешение двух сортов нефти недопустимо. Вязкость сырой нефти изменяется в широких пределах и зависит от химического и фракционного состава и содержания асфальто-смолистых веществ. В зависимости от фракционного состава и давления насыщенных паров температура вспышки колеблется от -35°С до +28°С, т.е. сырая нефть является очень опасным грузом, поэтому ее транспорти­рование осуществляется под слоем инертного газа. Используя свойства сырой нефти растворять смолистые и парафиноасфальтовые отложения, ее применяют для мойки танков. Нефть в воде при обычных условиях прак­тически нерастворима, но может образовывать с ней стойкие эмульсии. Нефть не аккумулирует статическое электричество. Сырая нефть является сырьем для производства нефтепродуктов: топлива, смазочных материа­лов, растворителей, дорожных покрытий, нефтехимического сырья и для других целей.

Мазут - густая жидкость темно-коричневого цвета, остаток после от­гона от нефти бензина, керосина и фракций дизельного топлива. Приме­няют как котельное топливо, для производства моторных топлив, битумов, кокса. Классифицируется по содержанию серы на малосернистый - до 0,5% S, сернистый - до 2% S, высокосернистый - до 3,5% S.

Мазут по назначению подразделяют на топочный и флотский. Мазут с водой образует стойкую эмульсию. Слив и налив мазута, ввиду его высокой вязкости, производится при высокой температуре, поэтому для перевозки мазута используются танкера, обору­дованные мощной системой подогрева груза.

Плотность мазута р = 0,9250-0,9490; температура вспышки - свыше 90°С; не аккумулирует статическое электричество. Однако известно, что от испарения мазутов, даже при хранении его при температуре намного ниже температуры вспышки, может образоваться легковоспламеняющая­ся воздушная смесь. Поэтому при грузообработке мазута следует прини­мать меры предосторожности.

Моторное топливо - топливо для малооборотных дизельных устано­вок (судовых). Подразделяется на солярное масло и тяже­лые (ДТ-1, ДТ-2, ДТ-3). Различаются по вязкости, температуре вспышки, температуре плавления. Плотность р= 0,9168, не аккумулирует статиче­ское электричество. Отрицательным качеством моторного топлива явля­ется его коксуемость, которая способствует образованию нагара. По внеш­нему виду моторное топливо напоминает флотский мазут,но оно менее вязкое.

Дизельное топливо - жидкое нефтяное топливо: керосиновые, газойливые и солярные фракции прямой перегонки нефти (для быстроходных дизелей) и более тяжелые фракции или остаточные нефтепродукты (для тихоходных дизелей). Подразделяется на 4 сорта в зависимости от темпе­ратуры застывания:

- арктическое (А) при температуре воздуха (-50 °С);

- зимнее северное (ЗС) при температуре воздуха (-30 °С);

- зимнее (3) при температуре воздуха (-20 °С);

- летнее (Л) при температуре воздуха 0 °С и выше.

Зимние сорта дизтоплива отличаются от летних более легким фракци­онным составом, меньшей вязкостью.

Плотность р = 0,8470-0,8670, температура вспышки (64-71 °С), более легкие сорта аккумулируют статическое электричество.

Топливо для реактивных двигателей (РТ, Т) - смесь керосиновых и бензиновых фракций нефти с различными присадками и гидроочисткой. К качеству РТ и Т чрезвычайно высокие требования - не допускается его обводнение и загрязнение механическими примесями. Плотность р = 0,7730-0,7900, температура вспышки (-25 - -8 °С), аккумулирует статическое элек­тричество.

Бензин - смесь легких углеводородов, выкипающих в интер­вале температур 30-205°С, прозрачная жидкость, продукт перегонки и крекинга нефти. Топливо для карбюраторных авто- и авиадвигателей; растворитель для жиров, смол, каучуков. Бензин имеет большое количество сортов (марок). Наибольший объем в перевозках составляет авто- и авиабензин.

При перевозке бензинов должны приниматься чрезвычайные меры по­жарной безопасности и соблюдаться строгие меры по сохранению их ка­чества. Бензин с водой не смешивается.

Бензины аккумулируют статическое электричество. Бензины токсич­ны.

Керосин — смесь углеводородов, выкипающих в интервале темпе­ратур 110-320 °C. Керосин применяют как реактивное топливо, горючее для тракторов и осветительных приборов, как растворитель, сырье для нефте­перерабатывающей промышленности. Аккумулирует статическое электричество, обладает высокой проницаемостью. С водой практически не смешивается.

Масла имеют широкую номенклатуру. Общим требова­нием к перевозке масел всех сортов является исключение их обводнения, загрязнения механическими примесями. Масла аккумулируют статическое электричество.

 

Классификация танкеров.

Нефтяной танкер означает судно, построенное или приспособ­ленное главным образом для перевозки нефти наливом в своих грузо­вых помещениях, и включает комбинированные грузовые суда и любой танкер-химовоз если он перевозит в качестве груза или части груза нефть наливом.

В соответствии с СОЛАС-74 и правилами Регистра все танкера подраз­деляются с точки зрения пожарной безопасности на две категории:

1. Танкера для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов с температу­рой вспышки ниже 60°С и давлением паров ниже атмосферного.

2. Танкера для перевозки нефтепродуктов с температурой вспышки свы­ше 60 °С.

Нефтяные танкера по назначению классифицируются:

1) танкера для перевозки сырой нефти;

2) танкера нефтепродуктовозы;

3) танкера для сырой нефти/нефтепродуктов;

4) танкера для битумных растворов;

5) танкера-химовозы;

6) комбинированные суда: нефтенавалочник/рудовоз - OIL/BULK/ ORE, нефтерудовоз - OIL/ORE.

К каждому из перечисленных типов танкеров предъявляются опреде­ленные требования по конструктивной защите танков, оборудованию и ме­тодам мойки и защите танков, порядке сброса балласта и нефтесодержащих смесей.

В мировой практике принято следующее разделение танкеров по дед­вейту: малотоннажные до 5 тыс. тонн, среднетоннажные до 30 тыс. тонн, крупнотоннажные свыше 30 тыс. тонн, в свою очередь крупнотоннажным танкерам даны следующие наименования:

- Super tanker 30-70 тыс. тонн;

- Panamax 80 тыс. тонн;

- Mammath tanker 70-150 тыс. тонн;

- VLCC 150-300 тыс. тонн;

- ULCC 300-800 тыс. тонн;

- Megatanker 1 млн. тонн;

VLCC — very large crude carrier, U — ultra.

Существенное влияние на конструкцию танкеров, оборудование и их эксплуатацию оказывают опасные свойства грузов, которые они перево­зят, и вред, который могут причинить эти грузы окружающей среде и че­ловеку в случае аварии танкера.

Конструктивное развитие средне- и крупнотоннажных нефтетанкеров характеризуются в настоящее время одним общим направлением - пере­ходом к «экологическому» устройству судового корпуса и внутреннего обо­рудования, предотвращающего загрязнение моря. Европейский стандарт танкера "ЕЕЕ" - экологический, экономический, европейский танкер.

 

Конструкция корпуса танкера.

Требования безопасности к танкерам регламентируются правилами Ре­гистра, правилами МАРПОЛ-73/78 и СОЛАС-74, рекомендациями ИМО.

В качестве основного типа наливного судна принято однопалубное суд­но с кормовым расположением машинного отделения, корпус которого раз­делен поперечными переборками и одной, двумя или тремя продольными переборками (рис.).

 

 

Рекомендуются следующие системы набора корпуса танкера. Танкера длиной менее 180 м должны иметь:

- продольную систему набора днища и палубы в районе грузовых танков;

- поперечную или продольную систему набора борта и продольных переборок.

Танкера длиной более 180 м должны иметь продольную систему набора.

Грузовые танки и сливные цистерны в противопожарных целях долж­ны быть отделены от машинного отделения, грузового трюма, постов управ­ления и служебных помещений с помощью коффердамов.

По всей длине судна от кормовой надстройки до полубака должен быть проложен переходной мостик, чтобы обеспечить прокладку труб и кабе­лей, передвижения экипажа. Он должен иметь прочную конструкцию, дос­таточное количество упругих и скользящих связей.

В районе грузовых танков на палубе должно быть установлено, вместо фальшборта, только леерное ограждение с целью избежания скопления на палубе углеводородных паров и скопления забортной воды в штормовых условиях. Фальшборт с открытыми портиками устанавливается вне грузо­вых танков.

Для улучшения поворотливости на малых скоростях некоторые танкеры оборудуют активными средствами управления: носовыми и кормовыми подруливающими устройствами.

 

 

Грузовой танк.

Грузовой танк означает закрытое помещение, образованное посто­янными элементами конструкции судна и спроектированное для перевоз­ки жидкостей наливом. Продольные и поперечные переборки должны быть водонепроницаемыми и выдерживать гидростатический напор воды и инер­ционные нагрузки от жидких грузов. Разделение грузовых помещений на танки и ограничение их размеров вызвано необходимостью:

- уменьшения свободной поверхности жидкости; продольные пе­реборки - уменьшают влияние нагрузок на остойчивость судна, попе­речные - препятствуют увеличению изгибающего момен­та и способствуют сохранению судном продольной прочности;

- обеспечения непотопляемости танкера;

- уменьшения размеров загрязнения моря нефтью в случае аварии;

- распределения разных сортов груза по танкам в случае их совмест­ной перевозки.

На современных танкерах обычно предусматриваются гофрированные две продольные, а при ширине судна 35-50 м и более - три переборки (дополнительно устнавливается проницаемая – отбойная переборка). Лишь на малых танкерах допускается одна переборка. За счет большого числа продольных и поперечных связей и отсутствия больших вырезов на верх­ней палубе повышается прочность корпуса, что, в свою очередь, позволя­ет увеличить допустимую осадку и грузоподъемность танкера.

Размеры и расположение грузовых танков должны отвечать следую­щим требованиям:

- вылив нефти не должен превышать 40 тыс. м3;

- вместимость любого центрального танка не должна превышать 50 тыс. м3;

- если длина танка превышает 15 м, то в середине длины танка ставится отбойная переборка;

- расстояние между продольными переборками, т.е. ширина централь­ных танков, не должно превышать 0,6В.

На днищевом наборе расположены грузовой и зачистной трубопроводы, у самого днища – змеевик подогрева груза.

Грузовые танки обычно объединяют в группы, каждая из кото­рых используется для перевозки различных грузов, обладая опреде­ленной степенью автономности в связях с общей грузовой системой. В этом случае общая грузовая система значительно сложнее, чем при перевозке одного груза.

В танках установлены следующие устройства:

- трубопроводы пенотушения, газоотвода, подвода инертных га­зов;

- датчики дистанционного замера груза и замерные трубки;

- трапы с решетчатыми промежуточными пло­щадками.

Каждый грузовой танк оборудован горловиной круглой или оваль­ной формы, выходящей на верхнюю палубу и имеющей комингс высо­той не менее 800 мм, с крышкой, задраиваемой барашками и имеющей специальное уплотнение и смотровой глазок. Помимо горловины, в па­лубном перекрытии предусмотрены отверстия для мойки каждого тан­ка, с комингсами высотой 100 мм и крышками на задрайках,

В каждом танке для ручного замера уровня груза есть замерная трубка (идущая от палубы до днища), закрываемаябронзовыми проб­ками с помощью торцового ключа.

От носовых помещений грузовые танки отделены коффердамами, заполняемыми водой.

 

Отстойные танки.

«Отстойный танк» (Slop tank) означает любой танк, специально пред­назначенный для сбора остатков из танков, промывочной воды или других нефтесодержащих смесей.

В соответствии с требованиями МАРПОЛ-73/78 на танкерах должны быть эффективные системы отстоя и очистки нефтесодержащей промы­вочной воды или грязного балласта. Размеры отстойных танков для танке­ров вместимостью 150 per. тонн и более:

- вместимость отстойного танка должна быть не менее 3% от грузо­вместимости танкера по нефти;

- вместимость отстойного танка может быть уменьшена до 2%, если на танкере имеются танки изолированного или чистого балласта, или имеется система мойки сырой нефтью;

- на танкерах дедвейтом 70 000 т и более должно быть не менее двух отстойных танков.

Отстойные танки должны располагаться в непосредственной близости от грузового насосного отделения и состоять из двух емкостей, сообщаю­щихся между собой (1-я ступень и 2-я ступень). В емкости 1-й ступени от­стаивается промывочная вода от основного количества смытых остатков гру­за, во 2-й ступени обеспечивается более полный отстой промывочной воды, что позволяет использовать ее по второму циклу мойки.

Современные крупнотоннажные суда используют систему с тремя от­стойными танками: центральный танк и два бортовых соединены после­довательно, обеспечивая ступенчатое отстаивание промывочной воды. Нефтесодержащая промывочная вода заполняет центральный танк и отстаива­ется (1-я ступень), далее ее перепускают, за исключением слоя отстояв­шейся нефти, во второй танк (2-я ступень) и после отстоя перепускают в третий танк, за исключением отстоя нефти. После отстоя - сепарации, чис­тая вода сбрасывается за борт, а отсепарированная нефть возвращается в центральный танк.

 

Танки изолированного балласта.

С целью предотвращения загрязнения нефтью в случае столкновения или посадки на мель нефтяные танкера в соответствии с требованиями МАРПОЛ должны иметь танки изолированного балласта. Требования распространяются на танкера для перевозки сырой нефти DW = 20 000 тонн и более и на танкера - нефтепродуктовозы DW = 30 000 тонн и более.

Вместимость танка изолированного балласта - ТИБ (Segregated Ballast Tanks - SBT) и его размещение на танкере длиной более 150 м должна обеспечить безопасность в балластном рейсе.

Минимальная ширина каждого бортового танка для изолированного балласта, простирающегося по всей высоте борта от палубы до верхней кромки двойного дна, должна быть не менее 2 м.

Минимальная высота каждого танка двойного дна для изолированно­го балласта должна составлять В/15 или 2 м, в зависимости от того, что меньше.

Танки изолированного балласта должны иметь отдельную систему, не проходящую через грузовые танки и предназначенную исключительно для балластных операций. ТИБ не должен использоваться ни для перевозки любого груза, ни для хранения судовых запасов и материалов.

В исключительных случаях, ввиду тяжелых погодных условий, капи­тан имеет право принять балласт в грузовые танки дополнительно к изо­лированному балласту.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...