Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Веселые соревнования. Подготовительная группа

Играющие становятся в 3-4 колонны у общей черты. Впереди каждой колонны в 4-5 шагах поставлены гимнастические скамейки, дальше на полу положены обручи. По сигналу первые бегут к скамейкам, проползают по ним указанными способами (на животе, коленях, ладонях), слезают, подбегают к обручам, пролезают в них, кладут на пол и быстро возвращаются в конец колонны. Бегут вторые в колоннах. Выигрывает колонна, выполнившая задание раньше других.

Правила: доползать указанным способом до конца скамейки; обруч класть на пол тихо, не бросать.

Усложнение: ползти по скамейке на спине; выполнивший задание касается руки следующего, после чего тот начинает упражнени

Ловля обезьян. Подготовительная группа

Воспитатель распределяет детей на две группы: обезьян и ловцов обезьян. Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки, где имеются пособия для лазания (гимнастические стенки, вышки). На противоположной стороне площадки находятся ловцы. Обезьяны подражают всему, что видят. Пользуясь этим, ловцы хотят заманить обезьян и поймать их. Ловцы сговариваются между собой о том, какие движения они будут делать, и показывают их на середине площадки. Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают за движениями ловцов. Проделав движения, ловцы скрываются, а обезьяны слезают с дерева, то есть с пособий для лазанья, обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели залезть на дерево, и уводят к себе. После 2-3 повторов игры дети меняются ролями, и игра возобновляется.

Правила: спрыгивать с гимнастической стенки нельзя, обезьяны должны спуститься вниз до последней перекладины. Обезьяну, поднявшуюся обеими ногами хотя бы на первую перекладину, ловить нельзя.

Лягушки и цапля. Подготовительная группа

Задачи:развивать умение действовать по сигналу, ловкость, упражнять в прыжках в высоту с места.

Описание игры: В середине площадки обозначают болото, ставят стойки, на них вешают веревку с грузиками так, чтобы она не провисала. (высота 15см) В стороне от болота цапля. Лягушки прыгают в болоте, ловят комаров. Пол сигналу «цапля» она перешагивает веревку и начинает ловить лягушек. Они могут выскакивать из болота любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной. С разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли.

Правила: Из болота выпрыгивать, кто перешагнул – считается пойманным.

Усложнения: Ввести вторую цаплю; поднять веревку на высоту 20 см.

Тройка.1 класс

Дети, держась за руки, встают по трое. Между тройками расстояние не менее одного метра. В каждой тройке средний ученик стоит лицом по направлению движения, двое других стоят спиной. По сигналу учителя тройки двигаются по площадке, по сигналу «стоп» останавливаются и меняются местами в тройках.

Правила: идти по трое, помогая друг другу, согласовывая движения; сохранять интервалы между тройками!

Выстрел в небо. 1 класс

Дети распределяются по командам. Каждая команда имеет свой мяч (разного цвета). Команды располагаются вокруг очерченного круга диаметром десять - двенадцать шагов. По одному играющему из каждой команды входят в центр круга и бросают мяч как можно выше вверх. Чей мяч приземлится позже, та команда получает очко.

Правила: бросать мяч вверх одновременно по сигналу учителя: берут мячи после отскока те, кто их бросал.

Игра может быть усложнена за счет использования мячей разного веса (баскетбольный, волейбольный, набивной), за счет сильного броска с последним отскоком, за счет бросков двумя руками одновременно или поочередно.

Бой петухов. 1 класс

По одному участнику из каждой команды поочередно встают в очерченный круг (1-1.5 м.) лицом друг к другу на одной ноге, другая согнута в колене, руки скрещены на груди. Дети пытаются столкнуть соперника, заставить опустить его вторую ногу на пол. Тот, кто встал на обе ноги или вышел из круга, считается проигравшим. Команде выигравших присваивается очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Иголка и нитка. 1 класс

Дети держатся за руки ,образуя цепочку. Обведя цепочку вокруг площадки, ведущий останавливает детей, предлагает им поднять руки, сцепленные с соседями, вверх, образуя ряд «ворот». Ведущий ведет цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками ребят, обходя по очереди одного справа, другого слева. В тот момент, когда цепочка проходит под воротами, ребенок, поднявший руки для образования ворот, поворачивается на 360 градусов и продолжает идти цепочкой. Правила те же, что и в «змейке». Больная птица.1 класс

4-5 детей встают у линии друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Стоят на одной ноге, вторая согнута в колене, руками крепко берутся за щиколотку. Затем они прыгают вперед - кто дальше.

Правила: прыгать на одной ноге, вторую держать рукой, не отпуская. Опустившийся на обе ноги, считается проигравшим и выходит из игры.

Рыбки. 1 класс

Соревнуются одновременно 2-3 команды с равным числом играющих. Каждый ученик получает бумажную рыбку (25 см. длина, 6-7 ширина), к хвостику которой прикреплена нитка длинной 1 м. Дети заправляют конец нитки сзади на поясе так, чтобы рыбка свободно касалась пола,- это рыбки плавают. У каждой команды рыбки определенного цвета. По сигналу учителя все идут по площадке, стараясь наступить ногой на рыбку соперника (придерживать рыбку рукой нельзя) и в то же время, не давая поймать свою. Ребенок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. Через несколько минут учитель подсчитывает выбывших из каждой команды.

Пингвины с шагом.1 класс

Дети стоят в 4-5 звеньях. Напротив каждого звена на расстоянии 4-5 м. ставят ориентир- высокий кубик или гимнастическую булаву. Первые в звеньях получают мячи (резиновые или волейбольные). Зажав их между коленями, они прыгают к предмету, беру мяч, обегают ориентир, возвращаются каждый к своему звену и передают мяч следующему. Побеждает команда, игроки которой заканчивают эстафету первыми.

Правила: прыгать, не теряя мяч, потерявший его должен снова зажать мяч ногами и начать прыгать с того места, где потерял мяч

Села утка.1 класс

Один играющий- охотник, другой - утка, несколько детей - утята. Остальные образуют круг- пруд, в котором плавает утка и утята. Дети в кругу идут по нему и говорят: « Вот плавала утка по воде, закликала малых детишек к себе: - вы, утята берегитесь, далеко не расходитесь». В это время утка и утята ходят внутри круга, охотник за кругом. На последнем слове утка встает впереди утят, они идут за ней гуськом. Дети ведут хоровод в другом направлении: «Вот залаяла собака в камышах, не сидит ли там охотник в кустах? Он изловит малых детишек (2раза), утятушек». Круг распадается на несколько маленьких 0 ( по 3-5 детей)- это кустики, в которых прячутся утята (по 1 или несколько). Охотник громко считает: «Раз, два, три!». После этого утята должны перебежать из одного кустика к другому. Во время перебежки охотник пытается осалить их. Утка защищает утят: расставляя руки в стороны, преграждая охотнику путь.

Правила: Охотник ловит только утят, утенок, пойманный охотником, становиться к кустик, после счета охотника утята не должны оставаться в кустиках, где притаились,- надо обязательно перебежать в другой. Усложнение игры: назначить несколько охотников сразу.

Зайцы, сторож и Жучка.2 класс

Из числа играющих выделяют сторожа и Жучку, остальные зайцы. На площадке обозначают: с одной стороны – норы зайцев, с другой огород, а за огородом – дом сторожа. Перед огородом ставят забор в виде препятствий, которые надо преодолеть любым способом. Пред началом игры зайцы находятся в норах, а сторож с Жучкой дома. По сигналу первые семь - восемь зайцев выбегают из нор, перепрыгивают забор и оказываются в огороде, где начинают собирать капусту (предметы), передвигаясь прыжками. По условному сигналу учителя сторож выходит из дома с Жучкой и стреляет в зайцев (хлопает три раза в ладоши). По хлопку зайцы убегают в норы, преодолев забор. После третьего хлопка Жучка начинает догонять зайцев, которые остались в огороде, и кусать их (салит их рукой). Зайцев, которые убежали за линию нор догонять нельзя. Учитель запоминает пойманных зайцев. Сторож и Жучка могут поменяться ролями.

Лиса и куры. 2 класс

Из числа играющих выделяются лися, петух и охотник. Остальные куры. В зале расставляются три – четыре гимнастические скамейки. Это насест. Лиса уходит в дальний угол зала. Охотник с двумя мячами находится в противоположном углу. Петух с курами гуляет по залу, куры собирают зерна, хлопают крыльями. Лиса по сигналу учителя начинает подкрадываться к курам. Петух, заметив лису, дает сигнал: «Кукареку!» Все куры взлетают на насесты. Петух взлетает последним. Лиса ворвавшись в курятник, должна схватить и увести с собой курицу, не успевшую сесть на насест или соскочившую с него. Если лисе удалось схватить и увести с собой курицу, то охотник стреляет в лису. Вместо застреленной лисы выбирается другая, и игра продолжается. За один набег лиса может утащить одну курицу. Лиса обязана покинуть курятник по сигналу учителя.

Конники- спортсмены. 2 класс

На расстоянии 2 метров от стены и 1 м. одно от другого обозначены стойла. Их должно быть на 2-3 меньше, чем играющих. Играющие стоят в кругу правым (левым) боком к центру, изображая из себя лошадок. Инсценируется выездка к центру спортивных лошадей. По команде «Шаг коня!» лошадки идут, высоко поднимая колени, доставая ими ладони рук, согнутых в локтях. Команда «Поворот»- и лошадки идут в противоположном направлении. Команда «Рысью!»- лошадки бегут. Так повторяется 2-3 раза. По команде « в стоила» все бегут, стараясь занять обозначенное место. Оставшиеся без места (без стоила) проигрывают. Участники становятся в круг одним боком и играют. Запрещенное движение. 2 класс

Играющие вместе с учителем становятся в круг. Учитель объясняет, что он будет выполнять разные движения, а ученики должны их выполнять вместе с ним, но одно движение запрещено – его нельзя выполнять (например, «руки на голову»). Учитель начинает делать разные движения, все ученики делают их неожиданно, учитель делает запрещенное движение, а ученик повторивший его, делает шаг вперед. Затем игра продолжается. Запрещенные движения следует менять после четырех – пяти повторений. Космонавты. 2 класс

На площадка или в спортивном зале в 4-х 6-и местах обозначаются ракеты. Сбоку у ракет надпись маршрута (ЗЛЗ - Земля- Луна- Земля) и т.д. В каждой ракете 3-6 мест. Весь зал- космодром. Во всех ракетах на 3-4 места меньше, чем играющих. Играющие, держась за руки, идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим на такую полетим! Но в игре такой секрет: опоздавшим места нет!». После слова «нет» дети разбегаются по ракетам и стараются занять места. Опоздавшие становятся в центр круга. Игра повторяется несколько раз. При каждом очередном повторе игры количество мест в ракете уменьшается!

Пионербол. 3 класс

Играющие делятся на две команды и занимают две стороны волейбольной площадки. Между командами на расстоянии двух метров натянута сетка. У каждой команды по мячу. Задача участников – перебросить мяч на сторону соперника. Разрешается бегать с мячом по площадке, передавать друг другу. Мяч может касаться земли. Игра продолжается до десяти очков, которые засчитываются, когда оба мяча на стороне противника, а ими совершена ошибка.

Ошибки: мяч после броска вышел за пределы поля, мяч прошел под сеткой

«Невод» 3 класс

Двое играющих – рыбаки, остальные рыбки. Рыбаки, взявшись за руки, ловят рыб, окружая их руками. Пойманные рыбки присоединяются к рыбакам, невод увеличивается. Ловля рыбок продолжается до тех пор, пока не останется две – три не пойманных рыбки. Во время ловли невод не должен разрываться.

«Кузнечики» 3 класс

Играющих распределяют на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну по одному у стартовой линии. По команде первые номера выполняют прыжок в длину с места, а его команда в это время шагом идет за ним. Затем из команды выходят вторые номера, встают рядом с первыми (после каждого прыжки поочередно с правой и левой стороны), выполняют свой прыжок и так далее. Победителем станет та команда, которая продвинется прыжками дальше всех.

Попади в мяч. 3 класс

Играющих делят на две команды и выстраивают в шеренги лицом друг другу. Расстояние между шеренгами восемь – десять метров. Посередине на табуретке лежит волейбольный мяч. У каждого из игроков по малому мячу. По сигналу учителя игроки одной команды стараются по очереди сбить мяч. Если кому-либо это удалось, то начисляется очко. После того, как команда закончила броски, бросает вторая команда. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Салки, ноги от земли.3 класс

Все играющие свободно бегают по площадке, а водящий их догоняет. Спасаясь от преследователя, игроки могут занять любое положение, лишь бы их ступни не касались пола. Игроков, которые приняли такое положение салить нельзя. Тот, кого салка догонит, становится водящим. Он поднимает руку и говорит: «Я салка» - игра продолжается.Гонка мячей по кругу. 3 класс

Играющие образуют широкий круг и рассчитываются на «первый- второй». Первые номера - одна команда, вторые - другая. Два рядом стоящих игрока - капитаны. У них в руках по мячу. По сигналу учителя - круговая передача мячей через одного игрока (игроку своей команды). Выигрывает та команда, капитан которой первым получит свой мяч обратно

Альпинисты. 3 класс

В зале расставляют полосу препятствий (гимн. стенка- скала, по которой надо взобраться; условно обозначить ров, через кот. Надо перепрыгнуть; ряд кочек - по ним надо пройти болото; ниточка, натянутая на стоиках,- через неё надо перепрыгнуть или подлезть и т.д. Учащихся распределяют на 2-3 команды альпинистов. По жребию 1-ая группа отправляется по маршруту. После исполнения задания выходит 2-ая группа и т.д. Учитель оценивает действия каждой команды, объявляет места групп, отмечает лучшее исполнение и неудачи. Преодолеть препятствия можно произвольно или по заданию учителя.

Увертывайся от мяча. 3-4 класс

Задачи:развивать умение действовать по сигналу, ловкость, упражнять в метании в неподвижную (движущуюся) цель.

Описание игры: всех играющих делят на три команды. Площадку делят на три равные части, в каждой из которых игроки одной команды. У одного из игроков со средней площадки находится мяч. По сигналу игроки средней команды бросают мяч в игроков крайних команд, стремясь осалить больше соперников. Игроки крайних команд, получая мяч, салят игроков средней команды. Попадания подсчитываются, Команды дважды меняются местами. Таким образом, каждая команда побывает на всех площадках. Считается общий итог. Выигрывает команда, имеющая больше попаданий.

Методы физического воспитания.

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

1. методы строго регламентированного упражнения;

2. игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3. соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

1. словесные методы;

2. методы наглядного действия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Методы строго регламентированного упражнения.

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют:

1. осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

2. строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;

3. точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

4. избирательно воспитывать физические качества;

5. использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;

6. эффективно осваивать технику физических упражнений и

т.д.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1. методы обучения двигательным действиям; 2. методы воспитания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся: 1. целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения); 2.расчленённо-конструктивный; 3. сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.д.)

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила:

1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.

2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчлененно- конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий ля улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась из целостная структура.

Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды цикличесикх упражнений); б) стандартное поточное упражнение.

Метод стандартно-интервального упражнения - это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Игровой метод

В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются:

1. игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2. наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

3. широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствует формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4. соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5. присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод.

Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1. в виде официальных соревнований различного уровня

(Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта,

первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

2. как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного

занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет:

- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей

и выявлять уровень их развития;

- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

- содействовать воспитанию волевых качеств.

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании.

В физическом воспитании широко применяются методы педагогики, в частности использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.

Словесные методы.

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.

1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение - обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком- либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция.

2. Описание. Это способ создания у занимающихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий.

3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений.

4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена иныормацией между преподавателем и учащимися.

Что делает преподаватель Что делают учащиеся
Логически правильно формулирует вопросы, определяет их последовательность. Следит за ответами учащихся, вносит в них коррективы. Подводит итог беседы. Формулирует выводы. Осмысливают вопросы, вникают в их содержание. Припоминают необходимые для ответов факты и обобщения. Правильно логически и грамотно формулируют ответы и обобщения. Осмысливают выводы.

 

5. Разбор - форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляется анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы).

7. Инструктирование - точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.

8. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания

могут относиться ко всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику.

9. Распоряжения, команды, указания - основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятиях.

Под распоряжением понимается словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы (стандартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоряжение дают для выполнения какого-либо действия («повернись лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.

Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык - это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий.

Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.).

В зависимости от того, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности.

Методы обеспечения наглядности

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:

1: метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);

2. методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);

3. методы направленного прочувствования двигательного действия;

4. методы срочной информации.

Рассмотрим основные особенности этих методов.

Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание.

Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним

относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и

кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, муляжи и др.

Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.

Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок позволяют графически выразить собственное понимание структуры

двигательного действия.

Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники двигательного

действия (например, техники бега на различные дистанции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.).

Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:

1. направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия;

2. выполнение упражнений в замедленном темпе;

3. фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия ( например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);

4. использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.

Методы срочной информации. Предназначены для получения преподвателем и занимающимися с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.) Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства, оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки.

Компьютер показывает значение пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображается на дисплее.

В заключение следует отметить, что, готовясь к занятию и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, преподаватель должен предусматривать, какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.

Спортивный час "Весёлая эстафета" в начальной школе

· Агеева Ольга Сергеевна, учитель начальных классов

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа

Цели:

· ознакомить детей с новыми играми; обучать действовать по правилам игры, слаженно, дружно;

· учить чувству сопереживания, радости за победу товарища;

· воспитывать здоровый образ жизни.

Оборудование: кегли, обручи, мячи, листы картона или дощечки, скакалки.

Класс делится на три равные команды, которые играют и соревнуются. Ведёт игру учитель. Членам каждой команды предстоит одновременно с командами - соперницами играть в различные игры, во время которых проверяется слаженность действий команд, их ловкость.

Ход мероприятия

1. Игра "Паровозик".

Участники становятся в колонну друг за другом, руки кладут на плечи впередистоящему. Первый человек выполняет роль "локомотива" и движется он по маршруту, проложенному кеглями (кегли стоят на расстоянии, команда движется "змейкой"), остальные члены команды выполняют роль вагончиков и движутся вслед за "локомотивом", стараясь не сбить ни одной кегли и во время движения не расцепиться. Та команда, которая во время движения не расцепилась и сбила как можно меньше кеглей ,получает очко.

2. "Попади в цель".

Члены команд выстраиваются в затылок друг за другом и по очереди метают мяч в обруч, лежащий на полу в 4-5 метрах от команды. Команда получает столько очков, сколько попаданий ею сделано.

3. "Болото".

Для игры понадобится 6 листов картона или дощечек.

Необходимо пройти дистанцию, перекладывая листы картона перед собой и поочерёдно наступая строго на листы то правой, то левой ногой. Обратно вернуться бегом, держа листы в руке и передавая их следующим участникам. Если участник оступится на пол, то команде присуждается штрафное очко. Побеждает та команда, игроки которой быстрее пройдут весь путь и не наберут штрафных очков.

4. "Не урони мяч".

Игроки зажимают мяч между ног и в таком положении должны пройти определённую дистанцию. Обратно вернуться бегом, держа мяч в руках.

Очко получает та команда, которая быстрее достигла финиша.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...