Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные задачи предмета истории психологии

МОСКВА 2005

 

 

У Д К 159.9(091 )(075.8) ББК 88.1я73 Г15

Г15 Галустова О. В. История психологии: учеб. пособие.-М.: ТК Велби, 2005. -48 с.

ISBN 5-98032-889-0

Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «История психологии». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, - все это делает пособие незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

УДК 159.9(091)(075.8)ББК 88.1я73

Учебное издание

Галустова Оксана Викторовна

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Учебное пособие

Подписано в печать 01.11.04. Формат 60x901/ie.

Печать офсетная. Печ. л. 3,0. Тираж 10 000 экз. Заказ № i 5 11

ООО «ТК Велби»

107120, г. Москва, Хлебников пер., д 7, стр. 2.

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ОАО «Типография № 9»

г. Москва, ул. Волочаевская, 40.

© О. В. Галустова, 2005 ISBN 5-98032-889-0

© ООО «ТК Велби», 2005


1. История психологии как самостоятельная наука

Предмет истории психологии- изучение становления представления о психической реальности на разных этапах развития научного знания. История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии предмет изучения. В процессе развития науки истории психологии выделялось три основных определения ее предмета: душа, сознание, поведение. Психология как наука о душе объясняла ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание как предмет истории психологии имело двойную функцию: оно являлосьи объектом изучения, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучения - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновение самого объекта изучения - психики и сознания. На современном этапе развития науки возникает тесная связь между сознанием и поведением, или деятельностью.

Основные задачи предмета истории психологии

1. Анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике с точки зрения научного, а не житейского или религиозного подхода в изучении эволюции представлений о психике человека.

2. Анализ и понимание междисциплинарных связей между историей психологии и другими науками, раскрытие тех взаимосвязей, от которых зависят достижения психологии.

3. Выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических влияний на научное творчество.

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей:

1) связь науки с общей социально-культурной основой эпохи;

2) тесное взаимодействие науки с общими условиями и законами научного познания;

3) связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

4) общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука;

5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый период, изучение открытий в других науках, заимствование методологии.

 

 

Методологические основы истории психологии Принципы историко-психологического анализа

Принцип историзма- рассмотрение определенного отрезка развития науки в контексте социокультурных условий, зависимость его от общей ситуации в науке в целом и в изучаемой науке в частности через сопоставление с предыдущими накопленными в изучаемой области знаний.

Детерминизм- раскрытие способа причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами.

Методы истории психологии

Теоретическая реконструкция(метод, заимствованный из других наук) - предполагает описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Результатом этого исследования является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.

Изучение научных школ- изучение внутренних аспектов и особенностей той или иной школы, разработанных и используемых ею способов производства научных знаний, характера научного общения между самими представителями школы, схожести и различия их мнений, оценок, критики.

Изучение архивных материалов- поиск научных трудов и их комментирование, снабжение сносками и примечаниями.

Интервьюирование- беседа исследователя с ученым, представителем той или иной школы с целью получения материалов в соответствии с конкретными задачами исследования с помощью определенных вопросов.

Биографический и автобиографический методы- воссоздание атмосферы реальной жизни ученого - создателя теории, источников его духовного развития, понимание причин создания теории.

Анализ научных ссылок- установление частоты цитирования научных трудов с целью получения сведений о связях между научными направлениями, об актуальном состоянии науки и о тенденциях ее развития.

Источниками изучения истории психологии являютсяматериалы, в которых собран весь исторический процесс психологических знаний, работы самих ученых, философов, психологов, материалы других общественных наук.

 

  1. Представления о психике в первобытном сознании и античности

Первобытные представления о психикевозникли в первобытных религиях и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве. Душа рассматривалась как что-то неземное, таинственное и непознанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответственно ее постоянным или временным отсутствием. В первобытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги, которые наделяются определенными стилями поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию развития общества пришло понимание себя как части окружающего мира, созданного богами.

Античностьознаменовала собой новый этап в истории человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и философы: Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.

Анимизм(от лат. а n i m а - душа) был одним из первых мифологических учений о душе в античной философии и рассматривал психику человека с точки зрения мифологии и психологии богов. Душа понималась как особый признак, который не виден за конкретными повседневными вещами и который покидает человеческое тело с его последним дыханием.

Переход от анимизма к гилозоизмуознаменовал революцию в античной научной мысли. В гилозоизме весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось -все они рассматривались как порождения единой живой материи. Гилозоизм покончил с анимизмом и впервые подчинил душу (психику) общим законам природы.

 

Теория личности В. Джеймса

 

В. Джеймс известен в психологии как создатель одной из первых теорий личности. Ключевые положения этой теории таковы.

1. Личность, по Джеймсу, имеет две стороны: «эмпирическое Я», т. е. познаваемое и определяемое как личность, и «чистое Я», которое познает мир и себя.

2. Структура «эмпирического Я»:

- физическая личность, в которую включены собственная телесная организация, одежда, а также дом, семья, материальное состояние;

- социальная личность, понимаемая как признание в нас личности со стороны других людей, а также его социальные роли. Это означает, что у человека столько социальных личностей, во сколько социальных групп он психологически включен;

- духовная личность, представляющая собой единство всех духовных свойств и состояний личности: мышление, эмоции, желания и т. п., и ядром этой составляющей является чувство активности Я.

3. Выделение в структуре личности такого важного феномена, как самооценка, которая, по Джеймсу, состоит из самоуважения личности, ее притязаний и внешнего влияния, а именно успешности в осуществлении притязаний.

4. Уровень самооценки можно вычислить по формуле:

Самоуважение = Успех : Уровень притязаний

 

Историческое значение понимания В. Джеймсом личности человека заключается в том, что, во-первых, им была создана первая в истории психологии теория личности, во-вторых, его взгляды на личность как на духовную сущность, которая развивает сама себя, оказали серьезное влияние на взгляды приверженцев экзистенциализма и соответственно на создание ими своих экзистенциальных теорий личности.

 

Гештальтпсихология

 

Основателями гештальтпсихологии (от нем. gestalt-образ, структура), возникшей как противостояние структурализму с его атомистическим пониманием сознания, считаются немецкие психологи М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941), К. Левин (1890-1947).

Теория поля Курта Левина

 

Немецкий психолог-гештальтист К. Левин (1890-1947) изучал личность и ее феномены: потребности, волю, эмоционально-аффективную сферу через применение разработанной им теории поля.

Основные тезисы теории поля:

1. В основе любого поведения лежат силы, формирующие у человека напряжение, требующее разрядки. Эти силы - биологические, социальные или квазипотребности, а разрядка напряжения приводит к удовлетворению потребности.

2. В структуре личности существует иерархическая связь потребностей друг с другом и их активное взаимодействие, что дает человеку возможность выстраивать грамотную коммуникацию, делая свое поведение более гибким, компромиссным, и решать возникающие конфликты.

3. На поведение действует только то, что происходит здесь и теперь: прошлые и будущие события могут влиять на поведение, но только в ситуации актуального настоящего действия (припоминания).

4. Схема удовлетворения потребности такова: в психологическом поле индивида возникает потребность, обусловливающая напряжение, которое требует разрядки. Возникающие в поле из окружающей среды феномены способствуют или не способствуют разрядке в зависимости от того, какой заряд они имеют по отношению к потребности. Если феномен имеет положительный заряд, то разрядка происходит, при отрицательном заряде разрядки напряжения не происходит, потребность не удовлетворяется, поиск в поле соответствующего феномена продолжается

5. Завершенные действия (т. е. гештальты) не удерживаются в сознании и отодвигаются в фон, в то время как незаконченные действия остаются в поле сознания и помнятся вплоть до их завершения.

6. Группа, так же как и индивид, имеет свое психологическое поле и свои динамические законы: изменение одной части группы ведет к изменениям в другой ее части. Взаимодействие группы и индивида происходит по тому же закону: изменение в группе провоцирует изменения в поведении и внутренней структуре индивида, и, наоборот, происходящие внутренние изменения индивида обусловливают сходные процессы в группе

 

Глубинная психология

Глубинная психология стала третьей психологической школой, возникшей в результате «открытого кризиса», и ее идеи получили широкий резонанс в общественных и научных кругах.

Идеи глубинной психологии как самостоятельного направления:

1. Независимость психики от сознания, четкое разделение этих феноменов человеческой природы;

2. Понимание психики человека противоположно традиционной эмпирической психологии сознания: в психике, кроме сознания, существуют глубинные, неосознаваемые слои - бессознательное, и именно оно является основой всей психической жизни, управляет человеческой психикой и поведением и является главным предметом изучения глубинной психологии;

3. Основная задача глубинной психологии как научной школы - доказать существование феномена бессознательного в человеческой психике через практическое изучение его специфики и механизмов действия на психику человека;

4. Сознание рассматривается как психический феномен, свойственный каждому человеку, но не являющийся центральным и руководящим в психической жизни индивида, и, как вся психика, подчинен бессознательному;

5. Формирование и развитие личности зависит от бессознательного как ведущего в человеческой психике.

Глубинная психология как научное направление, возникшее в результате «открытого кризиса», дала миру наибольшее количество различных теоретических ответвлений и концепций, созданных на базе теории бессознательного.И каждое из них обогатило психологическую науку мощным набором понятий, опытов, исследований, идей и методологических аппаратов. К школам глубинной психологии относятся:

• психоанализ 3. Фрейда, который во многом обусловил дальнейшее развитие глубинной психологии и рождение новых теоретических концепций;

• аналитическая психология К. Г. Юнга;

• индивидуальная психология А. Адлера;

• теории неофрейдизма - течение, в которое входили концепции, созданные учениками Фрейда К. Хорни, Э. Фроммом, Г. Салливаном; социолизированный психоанализ В. Райха, соединившего психику и тело, эгопсихология Анны Фрейд и Э. Эриксона.

 

65 Психоанализ 3. Фрейда

 

Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - решение) - врачебный метод исследования, зародившийся в начале 90-х гг. X IX в. в Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и И. Бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний.

Развитый 3. Фрейдом (1856-1939). Работу 3. Фрейда «Толкование сновидений» (1900) принято считать первым психоаналитическим трудом и началом психоанализа.

Понятие архетипа у К. Г. Юнга

 

Архетипы являются структурной единицей коллективного бессознательного, присущи всему человеческому роду, врождены у каждого человека и передаются от поколения к поколению. Это формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. По Юнгу, существует ряд универсальных для всех культур, времен и народов архетипов, которые имеют определенные характеристики и являются структурой личности.

1. Персона(Persona) - роль, предписанная человеку обществом или внутренними потребностями, это публичная маска личности, надеваемая в ответ на социальные требования, и она противоположна ее истинной сущности.

2. Анима(Anima) и Анимус(Animus) - это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность. Оба архетипа присутствуют в одной личности: архетип своего пола формирует половую идентичность и ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола в этой же личности обусловливает наличие тех черт характера, поведения и т. п., которые свойственны этому полу.

3. Тень(der Schatten) - это темная сторона личности, ее животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она формирует неприятные и социально неодобряемые мысли, чувства и действия, которые могут проявляться в скрытой форме, так как под маской «Персоны» они вытесняются в индивидуальное бессознательное.

4. Самость(der Selbst) - это центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает эти системы и архетипы вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность, при этом не противопоставляя сознание бессознательному. Реализация самости является целью жизни.

Мотивационная система личности сформирована на архетипах как основных мотивах деятельности, направляющих организм в определенную сторону через преобладание того или иного архетипа в структуре личности.

Развитие педологии в СССР

 

Важным этапом развития отечественной психологии в начале XX в. является возникновение и развитие педологии - науки о целостном развитии ребенка. Л. С. Выготский является одним из основателей этого движения в России, и судьба педологии в нашей стране очень неоднозначна.

Содержание

 

1. История психологии как самостоятельная наука

2. Методологические основы истории психологии

3. Представления о психике в первобытном сознании и античности

4. Психологические идеи Гераклита и Демокрита

5. Психологические идеи Сократа

6. Психологические идеи Платона

7. Психологические идеи Аристотеля

8. Проблема аффектов в античной психологии

9. Теория темперамента в античной психологии

10. Направления развития античной психологии

11. Этапы развития психологии в период от античности до Нового времени

12. Развитие психологии в Европе в эпоху Средневековья

13. Психологические идеи у философов Средневековья

Аврелия Августина и Фомы Аквинского

14. Развитие психологии в эпоху Возрождения 9

15. Психология и ее предмет в Новое время и в эпоху Просвещения

16. Психологические идеи Фрэнсиса Бэкона

17. Концепция тела и души, дуализм в философии Р. Декарта

18. Понятия рационализма и мышения в философии Р. Декарта

19. Теория познания и теория аффектов Б. Спинозы

20. Представления о психике и сознании у Лейбница

21. Эмпирическая психология Томаса Гоббса

22. Понятия сознания и опыта, души и ассоциаций у Дж. Локка

23. Основные направления развития психологической мысли в эпоху Просвещения

24. Ассоциативная психология Давида Гартли

25. Понятие способностей у Гартли

26. Понятие ассоциации у Дэвида Юма

27. Понятие сознания у Джорджа Беркли

28. Становление французской эмпирической психологии в XVIII в

29. Учение об ощущениях Э. Кондильяка

30. Причины различия умственных способностей человека по К. Гельвецию

31. Концепция воспитаниях. Ж. Руссо

32. Отечественная психологическая м ы с ль в эпоху Просвещения

33. Немецкая эмпирическая психология в XIX в. Концепция И. Ф. Гербарта

34. Английская ассоцианистическая психология в XIX в

35. Учение об ассоциациях Т. Брауна

36. Ассоцианистическая концепция Дж. Ст. Милля

37. Ассоциативная психология А. Бэна

38. Теория эволюционного ассоцианизма Герберта Спенсера

39. Влияние эволюционной теории Ч. Дарвина на развитие психологии

40. Развитие психофизики и психометрии. Закон Вебера-Фехнера

41. Влияние исследований Г. Гельмгольца и Э. Пфлюгера на развитие психологии

42. Естественно-научные предпосылки становления

психологии как самостоятельной науки

43. Направления в развитии психологии как самостоятельной науки

в конце XIX-начале XX в

44. Экспериментальная психология В. Вундта

45. Историческая роль концепции В. Вундта в развитии

психологии как самостоятельной науки

46. Исследования Г. Эббингауза и их значение для психологии

47. Экспериментальная психология В. Вундта в Вюрцбургской школе

48. Развитие экспериментальной психологии в структурализм Э. Титчинера

49. Дифференциальная психология Ф. Гальтона

50. Развитие тестовых методик в психологии

51. Развитие науки психотехники в начале XXв.

52. Оформление возрастной психологии в самостоятельное направление

53. Психологическая концепция интенционапьных актов Ф. Брентано

54. Психологические идеи В. Джеймса

55. Теория личности В.Джеймса

56. «Открытый кризис» в психологии в 20-30-е гг. XX в

57. Бихевиоризм Дж. Уотсона

58. Теория «оперантного бихевиоризма» Скиннера

59. Характеристика и историческая роль бихевиоризма

60. Гештальтпсихология

61. Теория поля Курта Левина.

62. Французская социологическая школа.

63. Описательная психология В. Дильтея

64. Глубинная психология.

65. Психоанализ 3. Фрейда.

66. Структура личности в психоанализе З.Фрейда

67. Развитие личности в психоанализе

68. Характеристика и историческое значение психоанализа 3. Фрейда

69. Структура личности и понятие бессознательного в аналитической психологии К. Г. Юнга

70. Понятие архетипа у К. Г. Юнга.

71. Историческое значение и критика идей К. Г. Юнга

72. Индивидуальная психология А. Адлера.

73. Характеристика психологических идей А. Адлера

74. Характеристика и направления развития неофрейдизма

75. Характеристика и критика когнитивной психологии

76. Характеристика и концепции гуманистической психологии

77. Гуманистическая психология А. Маслоу

78. Феноменологическая психология К. Роджерса

79. Направления в развитии отечественной психологии в XX в

80. Особенности развития экспериментальной психологии в России

81. Психологические идеи И. М.Сеченова

82. Учение И. П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности

83. Развитие педологии в СССР

84. Развитие психотехники в СССР в 20-30-е гг. XX в

85. Этапы научного творчества Л. С. Выготского

86. Деятельностй подход в отечественной психологии в трудах С. Л. Рубинштейна

87.. Понятие о деятельности в трудах А. Н.Леонтьева

88. Отечественная психология в постсоветский период

 

МОСКВА 2005

 

 

У Д К 159.9(091 )(075.8) ББК 88.1я73 Г15

Г15 Галустова О. В. История психологии: учеб. пособие.-М.: ТК Велби, 2005. -48 с.

ISBN 5-98032-889-0

Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «История психологии». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, - все это делает пособие незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

УДК 159.9(091)(075.8)ББК 88.1я73

Учебное издание

Галустова Оксана Викторовна

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Учебное пособие

Подписано в печать 01.11.04. Формат 60x901/ie.

Печать офсетная. Печ. л. 3,0. Тираж 10 000 экз. Заказ № i 5 11

ООО «ТК Велби»

107120, г. Москва, Хлебников пер., д 7, стр. 2.

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ОАО «Типография № 9»

г. Москва, ул. Волочаевская, 40.

© О. В. Галустова, 2005 ISBN 5-98032-889-0

© ООО «ТК Велби», 2005


1. История психологии как самостоятельная наука

Предмет истории психологии- изучение становления представления о психической реальности на разных этапах развития научного знания. История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии предмет изучения. В процессе развития науки истории психологии выделялось три основных определения ее предмета: душа, сознание, поведение. Психология как наука о душе объясняла ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание как предмет истории психологии имело двойную функцию: оно являлосьи объектом изучения, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучения - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновение самого объекта изучения - психики и сознания. На современном этапе развития науки возникает тесная связь между сознанием и поведением, или деятельностью.

Основные задачи предмета истории психологии

1. Анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике с точки зрения научного, а не житейского или религиозного подхода в изучении эволюции представлений о психике человека.

2. Анализ и понимание междисциплинарных связей между историей психологии и другими науками, раскрытие тех взаимосвязей, от которых зависят достижения психологии.

3. Выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических влияний на научное творчество.

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей:

1) связь науки с общей социально-культурной основой эпохи;

2) тесное взаимодействие науки с общими условиями и законами научного познания;

3) связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

4) общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука;

5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый период, изучение открытий в других науках, заимствование методологии.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...