Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






История джаза второй половины ХХ века в СССР

В 50-е годы советские джазовые музыканты пользовались в основном либо чественным, либо зарубежным песенным репертуаром, приспосабливая его аранжировок и импровизаций. В это время из обширного песенного наследия 30-50 гг., выкристоаллизировались и закреплялись в джазовой практике некоторые замечательные мелодии песен советских композиторов – И.Дунаевского, Ю.Милютина, Т.Хренникова, В.Соловьева-Седого, Н.Богословского, Мурадели, А.Островского, А.Эшпая, А.Флярковского. Из произведенийветеранов советской инструментальной джазовой музыки – А.Варламова, А.Цфасмана и др. Наиболее популярными были все те же темы-песни, например, «Неудачное свидание» А.Цфасмана, «Подмосковные вечера» В.Соловьева-Седого и др.

В конце 50-х – начале 60-х гг. советский джаз вышел на новые рубежи. К джазу стали относится как к серьезному виду музыкального искусства, глубокое изучение основ джазовой музыки, пристальное внимание к более современным течениям джаза; возрастающий интерес к фольклору народов нашей страны, овладение профессиональным мастерством игры на инструментах, постижение искусства ансамблевой игры в большом оркестре. Важным было и то, что молодые музыканты пришли к проникновению в тайны сложнейшего искусства импровизации, получившего на джазовом конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве серебряную медаль и звание лауреата. Общение с зарубежными коллегами стало очень важной вехой в развитии советского джаза.

Рост общественного интереса к джазовой музыке выразился в создании джазовых клубов в Ленинграде /1958 г./ и в Москве /1960 г./ при активном содействии городских комитетов ВЛКСМ. Вскоре джаз-клубы стали открываться в других городах. Эти клубы ставили своей целью создание джазовых ансамблей, выступление в концертах-лекциях, изучение советской и зарубежной джазовой музыки, пропаганду джазовой музыки.

В начале 60-х гг. многие увлекающиеся джазом молодые люди от слушания джаза перешли к музицированию, подчас не имея профессиональной музыкальной подготовки. В этот период родилось много любительских джазовых ансамблей, часто не достигающих высокого уровня мастерства. Со временем от массы любителей стали отделяться наиболее талантливые музыканты, решившие стать профессионалами. Именно в этот период интуитивный процесс постижения джаза сменяется целенаправленным, систематическим подходом к предмету.

В среде композиторов-профессионалов, в Союзе композиторов проявляется все больший интерес к современным формам джазовой и эстрадной музыки. В 1962 году состоялось совещание по вопросам эстрадной музыки, проводил Секретариат Союза композиторов СССР. Возросла роль комиссии эстрадной инструментальной музыки московской композиторской организации, объединившей композиторов, работающих в этом жанре.

Творчество советских композиторов и музыкантов активизировалось благодаря оживлению концертной и фестивальной жизни в советском джазе. Начиная с 60-х гг. и по настоящее время в разных городах и республиках проводятся джазовые фестивали. В Москве фестиваль проходит два раза в год /с 1978 года два раза/. Недели джаза организуются в Ленинграде, Ярославле, Донецке, Новосибирске, Тбилиси… В 1967 году на таллинском фестивале принимали участие также музыканты из Польши, Швеции, США, Финляндии, Швейцарии.

В 1962 году впервые на зарубежный фестиваль выехал советский ансамбль в составе: А.Козлов, А.Товмасян, Н.Громин, А.Буланов, А.Егоров. Выступление ансамбля в Варшаве имело большой успех. С этого момента начались постоянные выступления наших джазовых музыкантов на зарубежных фестивалях, например: группа Г.Гараняна – Н.Громина /в Праге/, «Ленинградский диксиленд», биг бэнд под управлением О.Лундстрема, К.Орбеляна, А.Кролла /в Варшаве и Праге/. Начиная с 70-х гг. география выступления расширяется. Наряду с участием в фестивалях социалистических стран, наши музыканты выезжают в Индию /А.Кузнецов, Т.Курашвили. Н.Левиновский/, в Западный Берлин /«Арсенал» под управлением А.Козлова/, Англию и Италию /трио В.Ганелина/, во Францию /Л.Чижик/, ФРГ /И.Бриль/, в Голландию /Г.Лукьянова/, в США /оркестр под управлением К.Орбеляна/.

В 1974 г. по решению Минкульта РСФСР джазовые и эстрадные отделения открыты в 20 музыкальных училищах РСФСР.

К концу 1970-х годов около 30 джаз-ансамблей было допущено к профессиональной концертной деятельности.

В 1971 г. в стране прошли гастроли Дюна Эллингтона.

В 1973 г. первый фестиваль эстрадной и джазовой музыки в Казани.

В 70-е годы джазовая музыка выходит на филармоническую сцену.

В конце 70-х и начала 80-х гг. интенсивно развились национальные школы советского джаза в различных регионах страны. Особенно заметно это было на Московском джаз-фестивале 1982 г., посвященном 60-летию образования СССР /это был год 60-летия и советского джаза/. У многонациональной школы советского джаза есть свои традиции, своя эстетическая основа. Представлена она сегодня деятельностью таких музыкантов и коллективов как джаз-ансамбль «Каданс» – Германа Лукьянова, джаз-ансамбль «Аллегро» – Николая Левинского, трио Вячеслава Ганелина, ансамблем «Арсенал» – Алексея Козлова, «Мелодия» – ранее возглавляемая Георгием Гараняном, ансамбль Давида Голощекина, биг-бенды Олега Лундстрема, Гунара Розенберга, Константина Орбеляна, Анатолия Кролла. Среди исполнителей можно также назвать пианистов - Леонида Чижика, Игоря Бриля, Бориса Фрумкина, Михаила Окуня, Вигифа Мустафа-заде /Баку/; саксофонистов - Сергея Гурбелошвили, Алексея Зубова, Владимира Чекасина, Георгия Гараняна; гитаристов – Алексея Кузнецова, Николая Громина; трубачей – Виктора Гуссейнова, Юрия Парфенова; тромбонистов – Виктора Бударина, Вячеслава Назарова, Константина Бахолдина; контрабасистов – Виктора Двоскина, Тамаза Курашвили, Сергея Мартынова; ударников – Владимира Тарасова, Александра Симановского и др.; певиц – Татевик Оганесян, Ларису Долину, Ирину Отиеву, Ольгу Пинарс и др.

В Беларуси джаз-оркестр был создан в конце 1939 года, его возглавил эмигрировавший из Польши Эди Рознер – музыкант, композитор, исполнитель джазовых импровизаций. Еще в 1934 году он создал джаз-оркестр Белостоцкой филармонии, который пользовался большим успехом. Эди Рознер был знаком с Луи Армстронгом. Эди Рознера иногда называли «Белым Армстронгом» подчеркивая, выдающиеся способности его как трубача. В конце 1940 г. джаз-оркестр под руководством Эди Рознера выступал с большей концертной программой в Минске, Ленинграде, Киеве и др. В конце 1940 года состоялись успешные гастроли в Москве. Были сделаны записи оркестра с известным исполнителем Виноградовым. Возобновил свою концертную деятельность оркестр после войны в 1944 году. В 1946 г. Эди Рознер был репрессирован. После реабилитации в 1953 г. вновь возглавил работу оркестра. Умен Эди Рознер в 1976 году. /Передача "« обеденный перерыв"»10 октября 1988 г. вел передачу Илья Курган/.

В этот период в репертуар советских джаз-оркестров больше появилось произведений американских композиторов – Д.Макхью, К.Портера, И.Берлина, Г.Миллера и др. Заметнее стало тяготение оркестров к различным жанрам. Музыканты-фронтовики стали ведущими в составе эстрадного оркестра Всесоюзного радио. Им руководил В.Кнушевицкий. Тогда было сделано много записей легкой музыки, написанной Д.Шостаковичем, В.Соловьевым-Седым, М.Блантером, Ю.Милютиным, А.Полонским и др.

 

Тема 9.

 

БЛЮЗ (англ. blues, сокр. От blue devils – меланхолия, уныние), первоначально сольная сельская, а затем городская лирическая песня американских негров обычно грустного содержания. Сложилась в нач. 20 в., один из источников джазовой музыки. Блюзовая традиция практически во всех основных джазовых стилях.

СПИРИЧУЭЛ (англ. spiritual, букв. – духовный церковный), жанр общинного религиозного пения, духовный хоровой гимн. Широкое распространение получил еще в 18 веке в Новой Англии в среде европейских иммигрантов. В результате активной продолжительной деятельности миссионеров – представителей католической и протестантской церквей – был ассимилирован неграми, претерпев значительные изменения. Негритянский спиричуэл – уникальное, самобытное явление афро-американской музыкальной культуры, возникшее на основе синтеза англо-кельтских и африканских традиций. К первоистокам спиричуэла, по мнению исследователей, принадлежит пуританский гимн, баптистские и методистские духовные песнопения, лютеранский хорал, католическая псалмодия, англо-кельтская баллада песни и танцы различных народов Европы.

Происхождение и развитие спиричуэла тесно связано с музыкой афро-христианских культов, с негритянскими уорк-сонгами , балладами и блюзами. В свою очередь спиричуэл оказал влияние на многие жанры афро-американского фольклора, на эволюцию джаза. В сфере духовной негритянской музыки спиричуэл занимает особое место, отличаясь в некоторых отношениях от других ее разновидностей (например, таких, как госпел, джюбили, сонг-сермон). Для него характерны коллективность исполнения, дух соборности (выражение идей и чаяний, единых для всей общины, народа), преобладание библейских сюжетов и текстов, специфический круг образов и выразительных средств, использование респонсорной (вопросоответной) и импровизационной техники, главенство музыкальной выразительности при относительной несамостоятельности текста.

ГОСПЕЛ (англ. gospel – евангелие), представляет собой жанр сольной евангелической песни, создаваемой не в процессе стихийной коллективной импровизации на тему традиционного религиозного гимна, а чаще всего профессиональными авторами композиторами и поэтами (в частности, одним из известных авторов текстов госпел-сонгов (евангелических песен) был негритянский поэт Ленгстон Хьюз). В госпел-сонге господствует личное, индивидуальное начало, имеется много общих черт с балладой и блюзом, а также с европейскими жанрами ариозного пения, вокализа. Госпел обычно исполняется под аккомпанемент фортепиано или небольшого инструментального ансамбля (реже с участием хора и оркестра). Кроме того, важно, что госпел не является частью религиозной церемонии и имеет скорее художественное, чем прикладное значение. Возникают несколько видов госпелов. Это джюбили, ринг-шаут.

РИНГ-ШАУТ (англ. ring – окружность, круг и shout – кричать), негритянская религиозная песня-танец с движением верующих по кругу (против часовой стрелки) и перекличкой лидера и хора. Чтение библейских псалмов здесь перемежается с экстатическими выкриками и хоровым пением общины в процессе непрерывного коллективного танца, приводящего исполнителей в момент кульминации в состояние массового транса.

ТРАНС (англ. trance), стиль современной танцевальной музыки. Очень похожий на эмбиент хаус и транс все же мягче, чем обычное техно, но и тоже позволяет активно двигаться и танцевать (в отличие от эмбиента). Известны также некоторые разновидности транса – goa trance, acid- trance, deer trance, hardtrance. Скорость треков колеблется около отметки 150 ударов в минуту.

 

ИЗ ИНТЕРЬВЬЮ В.В. КING

Нижеследующий текст представляет собой лишь слегка литературно обработанный перевод расшифровки пресс-конференции БиБиКинга на джаз-фестивале Montreux –95.Это не так легко читать, но стоит потратить время. Перед вами – первоисточник. (Предоставил Андрей Евдокимов).

Блюзовая миссия?

- Да: она продолжается и сегодня, она столь же важна, если даже не больше, чем когда-либо в прошлом, потому что сегодня гораздо больше молодых людей, которым, кажется, интересен блюз; гораздо больше исполнителей, гораздо больше отличных гитаристов, которые мне очень нравятся. Они поддерживают блюз. Так что сегодня для меня важно вращаться и видеть их, говорить с ними, болтать с ними, тграть с ними. Это очень важно для меня.

Многие мыслящие люди начинают думать так, как они думали в тридцатых, даже в начале сороковых. Многие ведущие компании грамзаписи в то время продавали большие тиражи пластинок с блюзовой музыкой. Потом они решили отказаться от этого. И угадайте, что случилось? Они стали терять тиражи, которые им были нужны. Я думаю… И сегодня многие молодые люди, такие как вы, начинают понимать. Эй, здесь существует рынок; есть много людей, которым нравится такая музыка. Повсюду действуют блюзовые общества -–до самого Советского Союза (или мне следует говорить России); и по Миссиссиппи, и в Нью-Йорке – они открываются в Европе, во многих местах… Я думаю вот так.

Да! Для меня важен каждый раз, когда упоминается блюз. Это очень важно! И поскольку рэп так популярен сегодня, и когда поп- или рэп-музыкант хоть как-то упоминает блюз или использует блюзовые приемы – я очень доволен. Я очень-очень доволен, потому что лично я думаю, что блюз нечто вроде основы современной западной музыки, какой мы ее сегодня знаем. И каждый раз сегодня, когда мы слышим как кто-то, кто популярен, неважно, что он делает, и добавляет немного блюза – мы признательны. И надеемся, что однажды прибавим немного рэпа или что там они делают – в блюз, в то, что делаем мы. Итак: Да – это важно.

Как Вы относитесь к тому, что Вас называют легендой?

- Я не знал, что это значит, до последних нескольких лет. Я слышал, как меня называют «легендой», и не был уверен, нравится мне это или нет. Так что я взял книгу, словать Уэбстера, и заглянул туда. И там было написано: «Легенда – нечто или некто, кто выдержал испытание временем». И мне понравилось, мне кажется я выдержал испытание временем – 46 лет! (профессиональной карьеры блюзмена). Так что сегодня, когда вы говорите «легенда» – я благодарю вас. Спасибо.

Когда впервые Вы услышали блюз?

- Ой, это все равно, что спросить меня, когда я в первый раз сказал «мама». Честно говоря, я просто не знаю. Я рос в любящей семье. Моя мать всегда любила меня, всегда была добра ко мне. И у меня были друзья. Я был любим. И сам любим. И музыка всегда была вокруг. Так что мне трудно ответить вам серьезно. Могу только сказать, что когда я дорос до того, чтобы осознать окружающее, музыка была там. И была любовь.

- Сколько концертов – примерно 250-275 в год в среднем. И это потому, что во многих местах приходится давать по два концерта в день. Вы понимаете же.

За последние 28 лет БиБиКинг дал 6384 концерта.

- Леди и Джентельмены – я приближаюсь к своему 70-летию. Сейчас мне 69. Я счастлив, как никогда в моей жизни. (Тут чей-то магнитофон отключился) Я счастлив и более того, я и так рад, что вы пришли поболтать со мной. Я хочу поблагодарить вас. Не часто артисту, КОТОРЫЙ ТАК ДОЛГО на виду, как я, удается увидеть рядом с собой столько молодых людей, сколько я вижу сейчас. Молодых людей, которых сегодня интересует то, что я делаю, что я думаю, что я могу сказать. Я хочу, чтобы вы знали, я надеюсь, что это случится еще много много раз. Но так или иначе, я благодарю вас. Вы так добры ко мне. Спасибо.

БЛЮЗ (англ. blue devils – меланхолия, уныние) – понятие относящееся к сфере афро-американского музыкального фольклора и джаза. Блюз как традиционный жанр афро-американской музыки считается одним из наиболее самобытных явлений негритянской музыкальной культуры. Он тесно связан с африканскими истоками и имеет несомненное родство со многими другими жанрами народной музыки негров Южной, Центральной и Северной Америки. По мнению исследователей, блюз развился из целого ряда вокальных жанров фольклора североамериканских негров; среди этих жанров наиболее важными являются:

· Уорк-сонг (трудовая песня, обычно исполняется солистом-запевалой и хором, слпровождающая и ритмически организующая работу артели).

· Холлер (плантационная песня-перекличка) и особенно его сольная импровизационная разновидность (hollering the blues).

· Негритянская баллада (в своих истоках восходящая к африканским элегическим песням-плачам и эпическим песенным жанрам).

· Спиричуэл (жанр религиозного хорового пения негритянской общины.

Вместе с тем фольклорный блюз существенно отличается от названных жанров: это сольный песенный жанр светского характера, выражающий глубоко личные переживания, насыщенный драматизмом и внутренней конфликтностью, но содержащий также элементы юмора, иронии, социальной сатиры. Специфика блюза проявляется, кроме того, в особом строении поэтической строфы и своеобразии музыкальной формы, в использовании определенного круга выразительных средств, в инструментарии, в манере исполнения. Метафоричность образов, импровизационность музыки и текста, применение полиритмии и синкопирования, лабильность интонации, метроритмическая конфликтность, респонсорный (вопросно-ответный) принцип формообразования, специфическая тембровая окраска звучания голоса или инструмента – эти и другие качества блюза придают ему ярко индивидуальный, неповторимый облик.

Понятие «блюз» имеет целый ряд значений.:

1) в широком смысле как музыкальное выражение особого миропонимания, связанное с проявлением самосознания негра, его свободолюбия и протеста против социальной несправедливости, с идеей освобождения через страдание, в чем-то родственной античному катарсису;

2) как характерное эмоционально-психологическое состояние музыканта или слушателя, возникающее при исполнении или восприятии блюза (так называемое blue feeling – «блюзовое чувство»);

3) как стиль, манера, способ музыкального высказывания, некое «блюзовое качество», присущее мышлению музыканта-исполнителя или композитора, музыкальному произведению, предполагающее использование типичных для блюза приемов интонирования, артикуляции, фразировки и других выразительных средств. Способствующий созданию блюзового колорита (в связи с этим принято говорить о "«блюзовой традиции"», о том, что произведение написано «в блюзовой традиции», о том, что произведение написано «в блюзовом стиле» или исполнено «в блюзовой манере» – независимо от того, относится ли оно к жанру блюза);

4) как собственно музыкальный жанр с присущим ему своеобразием содержания и средств выражения, исполнительской манеры, инструментария и др.;

5) как музыкальная форма (чаще всего термин «блюзовая форма) употребляется по отношению к традиционной куплетной 12-тактовой вопросоответной структуре ААВ с повторенным «вопросом» А и однократным «ответом» В;

6) как комплекс музыкально-выразительных средств, музыкальных идиом, исполнительских приемов, свойственных блюзу.

Классификация блюза может быть дополнена следующими его разновидностями:

1. по принадлежности к устной традиции или композиторскому творчеству – так называемые «первичные» и «вторичные блюзы;

2. по содержанию – драматический и лирический блюз;

3. по манере исполнения – шаут-блюз (основанный на декламационной, «криковой» манере) и мелодический блюз (отличающийся большей напевностью, кантиленностью);

4. по средствам исполнения – вокальный, вокально-инструментальный. Инструментальный; комбо-блюз (исполняемый малыми ансамблями) и биг-бэнд-блюз (исполняемый джазовыми оркестрами);

5. по степени аутентичности – аутентичный блюз и псевдо- или казиблюз с их разновидностями (тин-пэн-элли-блюз, бродвейский блюз. Свит-блюз; сюда относятся также произведения «в духе блюза», созданные некоторыми академическими композиторами, например, Равелем, Мийо, Гершвином, Коплендом, Онеггером, Мартину, Шульхоффом и др.);

6. по историческим типам – архаический или сельский блюз (приблизительно 1850-1890), классический или городской блюз (приблизительно 1900-1935), современный, или постклассический блюз (другие его названия – электический блюз, софистикэйтед-блюз, модерн-блюз, блюз в стиле (blue in swing; приблизительно с 1930).

 

 

РОК-Н-РОЛЛ

 

Термин поп-музыка (от английского выражения «популяр мьюзик» - популярная музыка), принятый для обозначения главным образом некоторых форм развлекательной эстрадной музыки, начал активно употребляться в середине 50-х годов с появлением рок-н-ролла – коммерциализованной модификации негритянского ритм-энд-блюза. Эпоха рок-н-ролла началась с песенки «Рок вокруг часов», записанной на пластинку американским певцом Биллом Хэйли.

Для молодежи США Пресли стал своего рода символом освобождения от различных запретов и ограничений морального характера. Не будучи еще рок-музыкой в современном понимании этого термина, рок-н-ролл лежал в ее основе. Собственно же рок появился в Европе в начале 60-х годов в результате творческих усилий прежде всего более чем 400 любительских ансамблей, выступавших на различных сценических подмостках английского портового города Ливерпуля. Решающую роль в его становлении на начальном этапе сыграла группа «Битлз».

Характерно, что термин «рок» а применении к этому и другим ансамблям, активно осваивающим новый жанр, поначалу не применялся, все они именовались бит-группами, а исполняемая ими музыка соответственно бит-музыкой. С легкой руки американских рабиостанций и компаний, выпускавших пластинки, термин «рок-музыка» (или сокращенно – рок) обрел популярность вначале в США и лишь затем перекочевал в Европу, где бит-группы были переименованы на новый манер в рок-группы.

Что же такое рок-музыка?

Отвечая на этот вопрос, воспользуемся определением, данным этому музыкальному направлению В.Ю.Озеровым в приложении к книге Д.Коллиера «Становление джаза» (М.: Радуга, 1984): «Рок-музыка - тип современной поп-музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальных жанров негритянского городского фольклора 20-30-х годов, ритм-энд-блюза, музыки кантри-энд-вестерн и рок-н-ролла. Важными характеристиками рок-музыки (порой не менее существенными, чем ее музыкальные особенности) являются ее социальные функции, формы бытования, техническое оснащение. С музыкальной стороны наиболее характерными ее признаками можно считать наличие в ней трансформированных элементов блюза в сочетании со специфической ритмикой. При всем многообразии разновидностей рок-музыки в ней можно выделить три основных стилевых неправления: поп-рок (тесно связан с тадициями музыки кантри и представленный популярными песенками и танцевальными жанрами), мэйнстрим-рок (по аналогии с понятием мэйнстрима в джазе), ориентирующий на традиции блюза и ритм-энд-блюза и авангардный рок (экспериментальные его формы).

Рок-н-ролл (раскачиваться и вращаться) это ритм-энд-блюз в сочетании с элементами кантри-энд-вестерн, стиля диксиленд. Рок-н-ролл дал жизнь танцевальным жанрам – твист, шейк, джайв.

Музыкальный энциклопедический словарь 1991 года дает такое толкование. Рок-музыка – область современной поп-музыки. Стилевая особенность рок-музыки – ритм-энд-блюз, кантри-энд-вестерн. Признаками рок-музыки являются: опора на блюзовые композиционные структуры и звукоряды; краткие попевки, гипертрофия метроритмического начала (с акцентом на четных долях такта), применение электрического и электронного преобразования и усиления звука, повышенная экспрессия вокального и инструментального интонирования. Важна исполнительская подача. Свойственен нонконформистский пафос.

Сложный конгломерат течений.

1.Музыкальные признаки: - кантри-рок

- арт-рок

- хард-рок

- джаз-рок

- фольк-рок

2.Социально-культурные признаки

- психоделический рок

- панк-рок

3. Динамической интенсивности и техническому оснащению.

- хард-рок

- хеви-металл-рок

- техно-рок

- электрический рок

4. Место в художественной культуре

- элитарный рок - авангард

- поп-рок - коммерциализация

- шок-рок

 

Весьма спорно высказывание --«Поп-музыка – это род, а рок – вид поп-музыки. Кроме рока, к поп-музыке относятся кантри, соул, диско и другие виды современной зарубежной легкой музыки» (Мархасев Л.С. В легком жанре. Л. 1984, с.205).

Пустота подобных дефиниций осбоенной очевидна, если попробовать проложить их к конкретному материалу. Джазовый пианист Сергей Курехин, играющий сам по себе, есть «джаз». Он же, играющий то же самое в составе ленинградского ансамбля «Аквариум», - уже рок? В Москве есть группа «Веселые картинки» (бывшая «ДК»), любящая разнообразить свой репертуар русскими народными песнями как в обработанном, так и в аутентичном виде, но вряд ли разумным будет предположение, что суть этой группы меняется несколько раз в течение одной программы.

Музыкальная стилистика рока и в западных метрополиях, и у нас сегодня настолько богата, что сводить ее к двум классическим клише – блюзу и рок-н-роллу – абсолютно невозможно.

Тогда может быть, стоит обратиться к техническому определению: рок есть электрическая музыка плюс вокал.

И снова мы уткнемся в противоречие: вышеупомянутый «Аквариум» - колектив, всегда поражающий слушателей многоликостью – свои наиболее сложные композиции записывает в акустическом варианте: 12-стренная гитара, виолончель, флейта, бонги. Тем не менее, принадлежность их к року не вызывает ни малейшего сомнения. Подобные примеры знает история и других популярнейших групп: «ДДТ», «Зоопарка», «Алисы»… Практически все наши «звезды» 80-х имеют параллельные «электрическим» акустические программы.

Очевидно, искомое определение должно соединять в себе музыковедческую, техническую, историческую, общеэстетическую точки зрения на рок. Например, так: РОК – новый самостоятельный жанр искусства, появившийся в середине ХХ века в результате творческого и научно-технического прогресса (так же, как в начале века появилось кино). Для него характерно заимствование выразительных средств традиционных жанров: мзыкального, поэтического (текст) и театрального (шоу), которые образуют единое и не делимое на составные элементы целое – РОК-КОМПОЗИЦИЮ. Кроме того, «электрическое» звучание , коллективное творчество и особая форма хэппининга – концерта с участием зрителей, - т.е. «сэйшн» (от англ. session). По своему происхождению рок – явление фольклорное, хотя и не сводимое к одному только фольклору.

Интересно было бы установить СОЦИАЛЬНУЮ БАЗУ каждого их трех потоков нашей песенной культуры. Многие потребляли достижения всез трех, отдавая предпочтение тому или другому в зависимости от обстоятельств: спокойный вечер - Высоцкий, вечеринка с девушками – «Цветы», буйное веселье по случаю сдачи экзаменов или Нового года – «Led Zeppelin». Но, безусловно, существовали и преданные паладины, не допускавшие в своих вкусах компромиссов. Кто были эти люди? Из каких слоев рекрутировались сами СОЗДАТЕЛИ ценностей, т.е. сочинители и исполнители произведений?

Более-менее точный ответ мы можем дать только относительно бардовской школы, обратившись к старшему поколению в составе КСП, то есть собственно к основателям клуба. Это, безусловно, интеллигенция: естественники, техники и студенты, готовящиеся влиться в тот или иной отряд науки. Но отсюда отнюдь не следует, что поклонники рока представляли темную массу, не способную подняться до высокой поэзии Окуджавы и Кима. Хотя, наверное, справедливо будет отметить весьма значительный среди первых рокеров процент всякого рода деклассированных личностей, в той или иной форме воплотивших в себе интренациональный идеал, который вошел в историю ХХ века под именем ХИППИ.

Лемма 1: Народное искусство – ЭТО ИСКУССТВО, СОЗДАВАЕМОЕ НАРОДОМ. Напонятно, как возникло и повсюду распространилось странное мнение, согласно которому народным искусством является лишь то, что следовало бы на самом деле именовать «этнографическими консервами». Между тем сегодняшнее народное творчество тоже имеет право на это гордое название, и то, что в последние годы оно нередко принимает интернациональные, а не этнографически-детерминированные формы, абсолютно ничего не меняя в сути вопроса. С другой стороны, помпезные пляски «а ля рюсс», которыми угощает нас телевидение, не имеют к народу вообще никакого отношения: народ так не танцевал, не танцует и не будет танцевать.

БЕЛОРУССКАЯ РОК-МУЗЫКА

Белорусская рок-музыка за последнее десятилетие прошла достаточно бурный путь своего развитии, что во многом обусловлено общественно-политическими процессами, начавшимися в республике в начале 90-х годов. Построение независимого, суверенного государства, расширение гласности и постепенная демократизация всех сторон жизнедеятельности нашего общества способствовали пробуждению творческой активности среди белорусской молодежи, в том числе представителей молодежной музыкальной субкультуры.

За десять лет белорусский рок столь динамично развивался, приобретая свой достаточно яркий социально-художественный облик, что в настоящее время представляет собой одно из наиболее значительных явлений социально-культурной действительности.

Вместе с тем, будучи изначально по своей природе социально ориентированным искусством, белорусская рок-музыка представляет собой весьма не однородное, как в художественно-творческом, так и в социально-политическом плане явление.

Получив признание в молодежной аудитории, рок-музыка постепенно выходя из состояния «подполья», занимает самые престижные концертные площадки республики. Самую широкую аудиторию собирают фестивальные проекты белорусских рок-музыкантов. Постепенно складывается своя фестивальная традиция. Впервые за многие десятилетия белорусский рок в лице нескольких десятков групп и множества исполнителей вышел на международную арену, прежде всего России и Польши. Все большее распространение получает белорусская рок-музыка через средства массовой информации, включая телевидение, радио, аудио- видеозапись и т.д.

Продолжая и развивая традиции своих предщественников, белорусские рок-музыканты стремятся находить новые средства художественно-эстетической выразительности, осваивают круг новых социальных тем и активно откликаются на современные проблемы общества.

Следует подчеркнуть, что до настоящего времени белорусская рок-музыка не стала предметом специального культурологического исследования. Несмотря на то,что рок-музыке посвящено сегодня достаточное число публикаций, материалов, отражающих социально-культурную сущность и основные пути ее развития в мире,внимание исследователей к современной белорусской музыке, включая рок, пока не нашло своего выражения в форме культурологических исследований. Что же касается освещения в литературе, прежде всего газетных публикаций, такого сложного и неоднозначного явления как «белорусский рок», то можно назвать только ряд имен, преимущественно журналистов, которые фиксируют отдельные события из концертно-фестивальной деятельности белорусских музыкантов.

Изучение современного состояния белорусской рок-музыки дает основание для следующих выводов:

- Белорусская рок-музыка - значительное социально-культурное явление, интенсивно развивающееся в настоящее время, опираясь как на традиции классического рок-н-ролла, так и осваивая белорусскую этномузыкальную культуру.

- Появление в последнее десятилетие большого количества рок-групп во всех регионах республики свидетельствует о возрастании интереса у молодежи к «живой» музыке в противовес с засильем пошлых эрзацев поп-индустрии, захлестнувшей в последнее время все каналы средств массовой информации.

- Наличие в белорусской рок-музыке относительно стабильных, как мы смогли увидеть, традиций в проведении своих фестивальных акций и рок-проектов, позволяет утверждать, что рок-музыка в Беларуси есть реальность современной культурной жизни, факт художественной культуры, а явление молодежной тусовки.

- Рок-музыка в Беларуси, пройдя своеобразный путь своего развития от полного копирования образцов англоамериканской музыки, испытывая серьезное влияние российской рок-культуры, в настоящее время приобретает оригинальные, самобытные черты и неповторимую художественно-эстетическую выразительность. Наибольшую выразительность и художественную неповторимость составляют те направления белолрусского рока, которые органично используют традиции белорусского фольклора.

- Одна из очевидных тенденций белорусского рока сегодня полное заимствование музыкальных форм народной музыки и перенесение их на традиционную рок-н-рольную ритмическую основу. Это приводит в свою очередь к появлению значительного количества подобных рок-групп, часто просто спекулирующих на фольклорных традициях, выдавая свои композиции за оригинальный белорусский рок. Можно отметить, что в использовании белорусского этномелоса белорусским рок-музыкантам не хватает своего концептуального подхода и должного современного прочтения художественно-эстетического содержания фольклорных традиций.

- Нельзя не отметить, что в белорусской рок-музыке достаточно ярко проявляется нонконформистский характер настроения определенных групп белорусской молодежи, настроенной оппозиционно по отношению к современным преобразованиям в обществе. С одной стороны, именно рок-музыканты продолжают традицию своих предшественников, провозгласивших рок - активным средством протеста против официальных властей и законов, с другой стороны, следует признать, что в этой музыке действительно отражаются реальные настроения некоторой части общества.

Вместе с тем, рок-музыка в Беларуси представляет собой гораздо более сложное явление, которое несет в себе и множество конструктивных идей и жизнеутверждающих принципов. Можно привести ряд примеров деятельности рок-музыкантов, творчество которых не только не связано с современной политикой, а скорее обращено к глубоко лирическим темам, либо направлено на поиск новых художественно-выразительных возможностей в рок-музыке, на совершенствование технических и исполнительских приемов и так далее.

Наличие множества организационно-финансовых проблем в деятельности белорусских музыкантов самым непосредственным образом отражается на состоянии развития и рок-музыки. К числу одной из наиболее сложных проблем следует отнести недостаточно высокий уровень современной белорусской звукозаписи. Так, многие рок-музыканты вынуждены ориентироваться на вкусы российской аудитории для получения возможности выпуска собственных альбомов на звуко- и аудио-носителях.

Остается достаточно острым вопрос об открытии на белорусском телевидении специального канала, предназначенного для освещения событий из мира белорусской рок-музыки.

Изучение современного состояния белорусской рок-музыки показывает, что, к сожалению, интерес исследователей: социологов, культурологов, искусствоведов, психологов и других, к феномену, именуемому «белорусский рок», крайне недостаточен. Так, за последнее десятилетие можно назвать не более 2-3 публикаций, принадлежащих белорусским авторам, в которых предпринята попытка глубокого анализа основных направлений белорусской рок-музыки. Вместе с тем, динамика развития рок-музыки требует привлечения самого широкого круга специалистов и исследователей к всестороннему изучению современной белорусской рок-культуры во всех ее социально-культурных и художественно-эстетических измерениях. Что позволит рок-музыке Значительно расширить аудиторию своих слушателей и приверженцев, а также занять свое достойное место в современной белорусской культуре.

 

Официальной точкой отсчета белорусской рок-музыки был рок-фестиваль, который проходил в апреле 1968 года на базе РТИ. Фестиваль проходил 3 дня и участвовали в нем непрофессиональные рок-группы. В представленном материале обязательно должна была присутствовать песня на булорусском языке. Участвовало всего 12-13 коллективов. 1-е место заняла группа «Алгаритм», 2-е место – «Зодчие» (БПИ), 3-е место – «Грифы».

Тогда впервые группой «2+2» был применен новый подход к исполнению, когда группа исполняла музыку без перерыва на поклоны и апплодисменты.

После фестиваля «Алгоритмы» пригласили к себе всем составом группу «2+2» дабы «омолодить кровь». Рок-концерты чаще всего происходили по ВУЗам (РТИ, БПИ), на них присутствовали «Поющие гитары», Ю.Антонов, В.Мулявин в качестве гостей.

«Псняры» на тот момент переходили из качества «Лявоны», которых Мулявин начал собирать в 1967 году, в качество «Песняры». Официальной датой рождения считается сентябрь 1969 года. Группа получила статус гос.ансамбля и была принята в штат филармонии. В то время так же сильны

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...