Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучайте законы тех психических явлений,

Изучайте законы тех психических явлений,

Которыми вы хотите управлять,

и поступайте, соображаясь

с этими законами

и теми обстоятельствами,

в которых вы хотите их приложить

К. Д. Ушинский

(выделено мною - Л. Р.)

 

Педагогическая деятельность отличается от других профессий тем, что помещает в центр своего внимания формирующуюся, становящуюся личность, а значит, личность с еще недостаточно развитыми системами психологической защиты, ранимую, чувствительную, слабоустойчивую. В учебных классах ученику приходится совмещать ряд сложнейших задач: усваивать знания, вырабатывать учебные умения и навыки, общаться, взаимодействовать, развиваться в системе отношений со сверстниками, строить отношения с педагогами и др. У некоторых учащихся эти процессы проходят сравнительно легко и безболезненно, но в большинстве случаев сопровождаются сложнейшими переживаниями и трудностями. Данное пособие позволит изучить учебный класс как цельный, единый организм, обладающий своей спецификой, склонностями, особенностями. И в то же время, предложенные методы помогут рассмотреть индивидуальное положение каждого ученика в системе взаимоотношений учебного класса. Знания, полученные в результате изучения психологии малой группы, представленной исследуемым учебным классом, позволят Вам быть более эффективными в вашей профессиональной деятельности, позволят выявить тех учеников, которым нужны ваша профессиональная помощь и поддержка, оптимизации внутригрупповых процессов для улучшения психологического микроклимата класса и создания условий, необходимых для прогрессивного становления, обогащения и созревания каждой личности в вверенном Вам детском коллективе.

Хочется пожелать Вам успехов в благородном труде учителя, являющегося наиважнейшим для будущего всего человечества.

 

Ни один завоеватель не может изменить сущность масс,

ни один государственный деятель….

Но учитель –

я употребляю это слово в самом широком смысле –

может совершить и больше,

нежели завоеватели и государственные главы.

Они, учителя, могут создать

Новое воображение и

Освободить скрытые силы человечества

Николай Рерих.

Половодье

(выделено мною – Л. Р.)

 

КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло во второй половине X²X века и послужило решающим стимулом для развития социальной психологии. Утверждение естественно-научной парадигмы в социальной психологии, ориентированной на идеал строго объективного физического знания, а также запросы различных сфер общественной практики послужили причиной того, что в 10-20-е годы XX века главным объектом экспериментального изучения становится малая группа – ближайшее социальное окружение человека, среда его непосредственного общения.

В. М. Бехтерев, М. В. Ланге, Ф. Олпорт, Ф Трэшер, У. Макдуголл и другие ученые на основе разнообразных эмпирических данных приходят к единому выводу, что взаимодействие с другими людьми и даже их присутствие –реальное, воображаемое или подразумеваемое – существенно влияет на мысли, чувства и поведение человека и, более того, сопровождается возникновением «надиндивидуальных» явлений, свойственных некоторой совокупности лиц как целому.

С 30-х годов интерес к психологической проблематике групп приобретает массовый и устойчивый характер, особенно в США. Давно ставшие классическими исследования Э. Мэйо, Я. Морено, М. Шерифа, К. Левина, Д. Картрайта, Л. Фестингера, Дж. Френча, Дж. Тибо, Г. Келли и др. заложили основу современного понимания природы внутригрупповых процессов, равно как и продемонстрировали возможности работы с группой как объектом и инструментом психотехнического воздействия.

Отличительными признаками социальной группы является следующее:

1. Включение человеческой общности в более широкий социальный контекст, систему общественных отношений, определяющих возможность возникновения, смысл и пределы существования группы и задающих (прямо или от противного) модели, нормы или правила межиндивидуального и коллективного поведения и межгрупповых отношений. В случае классного коллектива большое значение имеют семья, друзья, соседи и другие общности людей, с которыми члены классного коллектива входят в непосредственное общение и другое взаимодействие. Значительное влияние оказывают принадлежность их семей к той или иной социальной, национальной группе, статус самой школы (специализированная, гимназия и др.), политический строй государства и другие факторы.

2. Наличие у членов группы значимого основания (причины) сообща находится в ней, отвечающего интересам всех ее участников и способствующего реализации потребности каждого. Главной целью классного коллектива является обеспечение учебно-познавательного и учебно-воспитательного процессов.

3. Сходство участи состоящих в группе людей, которые разделяют условия, события жизни и их последствия и в силу этого обладают общностью впечатлений и переживаний.

4. Длительность существования, достаточная для возникновения не только специфического языка и каналов внутригрупповых коммуникаций, но и для формирования коллективных истории (традиций, воспоминаний, ритуалов) и культуры (представлений, ценностей, символов, памятников), оказывающих унифицирующее воздействие на мироощущение членов группы и тем самым сближающих их.

5. Разделение и дифференциация функциональных ролей (позиций) между членами группы или ее подгруппами, обусловленные характером общих целей и задач, условий и средств их реализации, составом, уровнем квалификации и склонностями образующих группу лиц, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников, комплиментарность (взаимодополнительность) внутригрупповых отношений. В каждой группе выделяются лидеры, генераторы идей, слушатели и другие позиции, обусловленные внутригрупповыми процессами при реализации учебно-воспитательного процесса.

6. Наличие органов (инстанций) планирования, координации, контроля групповой жизнедеятельности и индивидуального поведения, которые персонифицированы в лице одного из членов группы, наделенного особым статусом (вождя, монарха, лидера, руководителя и др.) представлены подгруппой, обладающими специальными полномочиями (парламент, ректорат, актив класса и др.), либо распределены между членами группы и обеспечивают целенаправленность, упорядоченность и стабильность ее существования.

7. Осознание участниками своей принадлежности к группе, самокатегоризация в качестве ее представителей, более сходных друг с другом, чем с членами других объединений, возникновение на этой основе чувства «Мы» («Свои») и «Они» («Чужие») с тенденцией переоценивать достоинства первых и недостатки вторых. Ситуации межгруппового конфликта часто стимулируют рост внутригрупповой солидарности за счет частичной деперсонификации восприятия членов группы, рассматривающих себя в ситуации угрозы извне как ее равнозначных защитников, а не изолированных обладателей уникальных способностей.

8. Признание малой группы ее социальным окружением, обусловленное участием группы в процессе межгрупповой дифференциации, способствующей становлению и обособлению отдельных общественных объединений и позволяющей со стороны различать их в сложной структуре социального целого и идентифицировать их представителей на основе разделяемых сообществом критериев. Сами критерии могут быть схематичными, ригидными и пристрастными: стереотипизированность и эмоциональность межгрупповых представлений позволяют сомневаться в их истинности, но они не препятствуют эффективному опознанию и категоризации, как самих групп, так и их участников [5-8, 11, 12, 17-19, 25, 27-29].

 

Понятие малой группы.

По определению Г. М. Андреевой, малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Поэтому любые социально-психологические характеристики группы (структурные, динамические, собственно феноменологические) должны преимущественно отражать именно признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений. В особенности это относится к характеристикам сложившейся группы как «совокупного объекта» [2,8].

В. Г. Крысько определяет малую группу как немногочисленную по составу (3-50 человек), хорошо организованную, самостоятельную единицу социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время [18,19].

Классификация малой группы

Составление психолого-педагогической характеристики учебного класса предполагает определение уровня группового развития изучаемой малой группы [27-30]..

По уровню развития группы можно выделить слаборазвитые и высокоразвитые группы.

Слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.

Высокоразвитые группы – это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системой отношений, организации, сплоченности и т. д.

Уровень группового развития – это характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Параметрами сформированности группы выступают:

-время существования группы: высокоразвитые группы, как правило, имеют длительное время существования;

-число коммуникаций (количество обращений членов группы друг к другу в определенный промежуток времени), уровень сформированности группы по данному параметру можно определить по коэффициенту сплоченности группы. Чем более сплоченной является группа, тем более высокий уровень группового развития.

-наличие сложившихся отношений власти и подчинения: высокоразвитые группы имеют уважаемых, признанных лидеров, групповой актив, четко распределенные внутригрупповые роли и функции.

-деятельность группы, ее ценности и цели. На данной основе выделяют следующую типологию групп: коллективы, просоциальные ассоциации, диффузные группы, асоциальные ассоциации, корпорации [27-30].

Асоциальная ассоциация –слаборазвитая группа,цели и ценности которой носят асоциальный, антиобщественный характер, а межличностные отношения минимально опосредованы какой-либо совместной деятельностью (например, группа хулиганствующих подростков).

Корпорация – высокоразвитые группы, характеризующиеся максимально антиобщественным характером ценностей и целей, межличностные отношения в которых опосредованы асоциальной направленностью деятельности (например, мафия).

Диффузные группы – это случайные группы, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями(например, пассажиры автобуса или больные в общей палате).

Просоциальная ассоциация - слаборазвитые группы, цели и ценности которых носят просоциальный характер, но межличностные отношения в которых не опосредованы совместной деятельностью (например, дружеская компания студентов).

Коллектив– это высокоразвитая группа, цели, ценности и деятельность которой имеют социальную ценность; это особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого уровня социально-психологической зрелости по социально-психологическим характеристикам.

Таким образом, всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом [17].

Составление психолого-педагогической характеристики классного коллектива предполагает умение выделять формальные и неформальные группы. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, которые предписаны групповыми нормами. В формальной группе строго распределены роли всех членов группы в системе подчинения структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Таким образом, формальная группа – это группа, имеющая официально заданную извне структуру.

Внутри формальных групп стихийно складываются «неформальные» группы, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп [1].

Таким образом, неформальные группы – это группы, которые возникают на основе личностных предпочтений.

Социометрический метод исследования (приложение 1) позволяет изучать неформальные группы внутри формальной группы школьного класса (количество неформальных групп, их состав, неформальных лидеров, взаимоотношения между группировками).

Для психолого-педагогической практики необходимо умение выделять группы членства и референтные группы. Группы членства – это группы, в которых люди реально включены и трудятся. Эксперименты Г. Хаймена показали, что часть членов малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают. Еще более четко отличие этих групп было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. Г Келли выделил две функции референтных групп: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его [18,19].

Таким образом, референтные (эталонные) группы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Для школьников это может быть семья, компания сверстников, группа, возникающая внутри группы членства и др.

Референтная группа, возникающая внутри группы членства, определяется как «значимый круг общения». При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемыми для индивида лишь тогда, когда они приняты референтной группой, т. е. появляется промежуточный ориентир, на который равняется индивид. Рефернтные лица и группы выделяются референтометрическим методом исследования. Данная методика аналогична социометрии, отличается лишь характером задаваемых вопросов. При референтометрии испытуемым может быть задан следующий вопрос: «Мнение какого человека в классе ты бы больше всего хотел узнать по значимому для класса событию?».

 

Основные компоненты

Психологии малой группы

Для изучения психологии малой группы (в данном случае школьного класса) необходимо исследование следующих социально-психологических явлений [4]:

1. внутригрупповые межличностные отношения;

2. групповые устремления;

3. групповое мнение;

4. групповые настроения;

5. групповые традиции.

Исследование данных социально-психологических феноменов позволит дать психологическую характеристику изучаемой малой группы.

Межличностные отношения в малой группе – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Взаимоотношения в группе должны соответствовать требованиям определенных принципов.

Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в группе, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей. Взаимоотношения в группе должны быть построены с учетом индивидуальных и социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Это же принцип требует субординации в соблюдении всеми членами группы своих обязанностей, профессионального социального статуса каждого человека.

Принцип сплоченности предполагает формирование у всех ее членов взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков].

Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью [18,19].

Межличностные отношения определяются наблюдением, социометрией и другими методами научной психологии. Соответствие взаимоотношений в группе вышеописанным принципам характеризует группы с развитой системой межличностных отношений. Как известно, именно межличностные отношения являются основой для развития остальных социально-психологических феноменов малой группы.

Групповые устремления – цели, задачи, потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы, склонности, убеждения, лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. Групповые устремления позволяет определить методика «Ценностно-ориентационное единство» (приложение 2).

Групповые устремления, в аналогии с психологией личности, можно сопоставить с направленностью личности, они показывают единство членов группы по более фундаментальному критерию – ценностям, идеалам, убеждениям и т. д. Групповые устремления вскрывают более глубокий слой взаимоотношений в группе, основанный не на личностных симпатиях и предпочтениях, а на единстве целей, смыслов, и убеждений. Таким образом, групповые процессы образуют иерархию уровней (страты) [27-30].

Центральное звено групповой структуры образует сама групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика. Первый слой фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, мотивацию деятельности и социальный смысл для каждого участника. Второй страт локализует характеристики межличностных отношений, опосредованных содержанием совместной деятельности, а также принципами, ценностями, идеалами. Наконец, последний, поверхностный слой межличностных отношений предполагает наличие, главным образом, эмоциональных связей [27-30].

Групповое мнение –совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение ее членов к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри ее, так и за ее пределами.

Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях идеологической направленности ее психологии. Сложившееся общее мнение группы является реальной и действенной нравственной силой. Через него группа влияет на каждого своего члена, прежде всего посредством:

· информирования его о реакциях на его действия и поступки со стороны других людей;

· предъявления ему своих требований, соответствующих групповым или общественным нормам и ценностям;

· постоянного контроля и оценки его поступков, поведения, выражаемых в форме оценки, похвалы, одобрения, порицания, осуждения.

Групповое мнение может проявляться не только в положительном, но и отрицательном влиянии на личность. В ходе психологического обследования класса можно определить насколько положительным для развития личности, его нравственно-духовного потенциала является психологическая атмосфера в классе, господствующие в нем моральные ценности и нормы.

Групповое мнение можно проявить путем опроса, беседы, в ходе которого члены группы высказывают свое мнение о каком-либо значимом для группы событии и явлении.

В процессе формирования групповое мнение проходит три этапа. На первом этапе члены группы непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношения к нему. На втором этапе они обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами и в результате группового обсуждения выходят к общей точке зрения. На третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.

Важнейшей составной частью психологии малой группы является групповые настроения – сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы. Групповые настроения являются очень сильной движущей силой. Одни настроения (энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема) способствуют совместным усилиям и успеху группы, другие же, (состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида, недовольство), напротив, резко снижают ее возможности [5, 12. 18,19, 26].

Групповые настроения измеряются с помощью методики «Социально-психологический климат в коллективе» (приложение 3).

Значимым элементом психологии малой группы являются групповые традиции – сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы. Общенародные, классовые, национальные традиции присущи каждой конкретной общности (группе, коллективу). Наряду с общими, внутри каждой малой группы зарождается немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения [4]. Наличие групповых традиций сплачивает коллектив, развивает чувство гордости принадлежности к данной группе, ярко выраженное чувство «Мы». Например, в школе ¹ 131 г. Казани существует традиция каждый год всей школой в теплые сентябрьские дни выезжать на Лысую гору на берегу реки Волги, где проводятся спортивные соревнования с последующим пикником и праздником на природе. Ожидание и подготовка к празднику «Золотая осень» делает само вхождение в новый учебный год радостным и интересным. Общение на природе всего школьного коллектива, учебных классов после летних каникул дает необычайно мощное ощущение единения.

В ходе психологического обследования класса необходимо обратить внимание на наличие групповых традиций, степень их развитости, качества и влияния на внутригрупповые процессы.

Таким образом, в результате исследования основных компонентов психологии малой группы составляется представление об исследуемой группе как целостном образовании, о его специфике, степени развитости, сплоченности. Для более детального представления о психологических процессах, происходящих в группе, необходимо исследовать социально-психологическую структуру малой группы.

 

Малой группы

Композиционная подструктура малой группы – это совокупность устойчивых характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого. Необходимо принимать во внимание количество членов группы. Наблюдения показывают, что связи между членами группы, состоящих из 5-10 человек, обычно прочнее, нежели в больших по численности. Структура небольших групп чаще складывается под влиянием неформальных отношений. Здесь в случае необходимости легче организовать взаимозаменяемость, чередование функций между ее членами. Очень важно иметь четкие представления о национальности, социально-демографических особенностях членов малой группы, которые влияют на характер межличностных взаимоотношений между ними, своеобразие формирования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них.

Высокая степень однородности группы по таким признакам как национальность, пол, возраст, образование, уровень культуры и наличие на этой основе общностей интересов, потребностей, ценностей является хорошей базой для сплочения группы.

Анализ состава группы включает выяснение данных о социальной и национальной принадлежности, половозрастных особенностях, культурном уровне, семейном положении, состоянии здоровья, личностных и социальных интересах и особенностях ее членов..

Композиционная подструктура включает наличие в группе неформальных групп, определяемых социометрией (приложение 3).

Подструктура межличностных предпочтений в малой группе это проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий [18-19]. Они также фиксируются с помощью метода социометрии (приложение 3).

Указанный метод позволяет выявить четкую систему межличностных и эмоциональных отношений в малой группе, поскольку дает возможность определить количество предпочтений, отданных тому или иному человеку, отразить их качественные характеристики, проявляющееся в межличностной взаимности.

Социометрия также дает возможность выявить группы взаимного предпочтения, на основе чего можно строить предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в этих микрогруппах сосуществуют люди с различными ролями, каковы взаимоотношения между ними и т. д.

Коммуникативная подструктура малой группы – это совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и во внешней среде и отражающие концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний. Владение последними – важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает в ней особую роль, дополнительные привилегии. Она фиксируется и отображается социометрией в форме взаимных выборов. Количество взаимных выборов позволяют судить об устойчивости положения личности в малой группе. Для лидера важно иметь не просто большое число выборов, а именно выборов взаимных [18,19].

Наблюдения показали, что можно выделить следующие четыре типа людей в зависимости от их коммуникативного поведения:

1. Люди, стремящиеся к лидерству, осуществляющие совместную деятельность через подчинение себе других членов группы.

2. Индивидуалисты, пытающиеся действовать в одиночку.

3. Приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других.

4. Коллективисты, старающиеся оптимизировать совместные усилия, - они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Подструктура функциональных отношений в малой группе – это совокупность проявления различных взаимозависимостей, являющихся следствием способности членов группы играть определенную роль. Метод социометрии позволяет быстро выявить социометрический статус личности каждого члена малой группы, отражающий его реальную роль внутри нее, а также дающий определенное представление об общем статусе его личности [4].

Статус личности – социально-психологическая характеристика положения, занимаемого индивидом, как в функционально-ролевых, так и в межличностных отношениях внутри группы.

Как правило, в группе выделяют:

1. социометрические «звезды», являющиеся наиболее предпочитаемыми членами группы.

2. высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные личности, определяемые по числу положительных выборов и не имеющих большого числа отрицательных выборов

3. изолированные члены группы, у которых отсутствует любые выборы (как положительные, так и отрицательные).

4. пренебрегаемые члены группы, имеющие много отрицательных выборов и мало положительных.

5. отверженные члены группы («изгои»), имеющие по результатам социометрии только отрицательные выборы.

Социометрический статус члена группы достаточно устойчив, имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но очень часто «переходит» с человеком в другую группу. В поведении закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова и поступки других. Мимика, позы, жесты и прочие невербальные реакции соответствуют определенным статусным ролям. Например, для лидера может быть характерно уверенное, независимое поведение, властные интонации, способность быстро реагировать и принимать решения в конфликтных ситуациях и др.

 

СХЕМА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОГО КЛАССА[32]

1. Общие сведения об учебном классе и история его оформления, композиционная подструктура учебного класса: количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался класс, были ли слияния с другими коллективами, смена классных коллективов и т. д.

Рекомендуемые методы научной психологии: наблюдение, анализ документов, беседа и др.

2. Содержание и характер учебной деятельности учебного класса: общая характеристика успеваемости и дисциплины класса, отношение учебного класса к учебе, к высокой успеваемости отдельного ученика, взаимопомощь, ее форма и организация; дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание);

Рекомендуемые методы научной психологии:

наблюдение, анализ документов, беседа и др.

3. Социально-психологические характеристики учебного класса:

А) Внутригрупповые межличностные отношения.

Степень сплоченности, контактность, проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса.

Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками, проявления товарищества и дружбы между отдельными учениками, внутренняя основа этих отношений; эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива.

Направленность учебного класса, степень ценностного единства классного коллектива, наличие учащихся, отличающихся по направленности от общей направленности классного коллектива, возможные последствия этого.

Рекомендуемые методы научной психологии:

наблюдение, анализ документов, беседа, социометрия, тестирование (приложение 1, 2, 3) .

Б) Групповые устремления и мнения группы – цели, задачи, потребности, идеалы группы, лежащие в основе поведения и совместной деятельности учебной класса

Рекомендуемы методы научной психологии:

беседа, опрос, наблюдение, тестирование (приложение 2).

В) Групповые настроения группы.

Оценка психологического климата в группе, соответствие групповых настроений эффективному выполнению учебно-воспитательных задач.

Рекомендуемы методы научной психологии:

наблюдение, беседа, тестирование (приложение 1).

Г) Групповые традиции.

Их наличие, формы проявления, влияние на сплоченность группы. Например, формами проявления групповых традиций могут быть читательские конференции, посещение театров, кино, их обсуждение, КВН, «огоньки», диспуты и т. д.

Сферы человеческой жизнедеятельности в групповых традициях: интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, спорту, коллекционированию и т. д.

Участие класса в общешкольной жизни; характеристика общешкольных групповых традиций.

Рекомендуемы методы научной психологии:

наблюдение, беседа, опрос, анализ документов и др.

Д) Выводы о степени зрелости, развитии. сформированности социально-психологических характеристик группы.

4. Руководство и организация учебного класса:

А) организующее ядро класса, его актив; староста и его работа; характеристика активистов класса (самостоятельность и инициативность, старательность и энергичность, выдержка, решительность, настойчивость и упорство, требовательность к себе и другим, авторитет среди учащихся и его основа, организаторские способности, забота об отдельных учениках, отношение к общественному мнению, направленность их личности)

Рекомендуемы методы научной психологии:

Наблюдение, беседа, опрос, тестирование (приложение 3).

Б) наличие в коллективе неофициальных лидеров, характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношение к ним официальных активистов класса; наличие «отверженных», причины их отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей;

Рекомендуемы методы научной психологии:

Наблюдение, опрос, беседа, тестирование (приложение 3).

Г) личность классного руководителя и его влияние на класс (образованность, общая культура, направленность, организаторские, коммуникативные способности, стили руководства и общения, знание психологии учащихся, их интересов и т. д.); отношение к классному руководителю классного коллектива, его авторитет среди учащихся.

Рекомендуемы методы научной психологии:

Наблюдение, беседа, опрос, тестирование.

5. Анализ конкретных примеров влияния на группы на личность школьника и личности на коллектив.

Рекомендуемы методы научной психологии:

Наблюдение, беседа, опрос.

6. Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива, степени зрелости его социально-психологических характеристик.

Характеристика «психологического климата» в классе (благоприятность, жизнерадостность, инертность, напряженность, нервозность и др.).

Характеристика дисциплинированности, организованности и сплоченности учебной группы.

Определение основных достоинств и недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов.

7. Психолого-педагогические рекомендации по развитию группы и по преодолению недостатков.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При составлении психолого-педагогической характеристики учебного класса рекомендуется следующий алгоритм:

1. ознакомиться с рекомендуемой научной литературой [1- 46].

2. поставить цель, задачи, составить план действий по изучению психологии малой группы.

3. провести необходимые процедуры для оценки того или иного психического феномена малой группы.

4. проанализировать полученные данные по психологии ученического коллектива

5. составить психолого-педагогическую характеристику, включающую приложение из материалов, полученных при проведении наблюдения, беседы, опроса, тестирования и др.

При анализе полученных данных необходимо включать не только логические процессы, но и интуитивный, творческий компонент мышления. «Думай сердцем», ощути изучаемый коллектив на уровне чувств; составь для себя образ живого целого – учебного класса, живущего по своим законам; почувствуй, как живется в классе его ученикам; и придет понимание и знание того, что нужно делать, чтобы жизнь детей наполнилась радостью и интересом к окружающему их школьному миру.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Оценка психологического климата

коллектива [2, 5, 26, 40]

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст слева, затем - справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

Оценки

3 – свойство проявляется в коллективе всегда;

2 – свойство проявляется в бо

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...