Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Освободить скрытые силы человечества

Николай Рерих.

Половодье

(выделено мною – Л. Р.)

 

КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло во второй половине X²X века и послужило решающим стимулом для развития социальной психологии. Утверждение естественно-научной парадигмы в социальной психологии, ориентированной на идеал строго объективного физического знания, а также запросы различных сфер общественной практики послужили причиной того, что в 10-20-е годы XX века главным объектом экспериментального изучения становится малая группа – ближайшее социальное окружение человека, среда его непосредственного общения.

В. М. Бехтерев, М. В. Ланге, Ф. Олпорт, Ф Трэшер, У. Макдуголл и другие ученые на основе разнообразных эмпирических данных приходят к единому выводу, что взаимодействие с другими людьми и даже их присутствие –реальное, воображаемое или подразумеваемое – существенно влияет на мысли, чувства и поведение человека и, более того, сопровождается возникновением «надиндивидуальных» явлений, свойственных некоторой совокупности лиц как целому.

С 30-х годов интерес к психологической проблематике групп приобретает массовый и устойчивый характер, особенно в США. Давно ставшие классическими исследования Э. Мэйо, Я. Морено, М. Шерифа, К. Левина, Д. Картрайта, Л. Фестингера, Дж. Френча, Дж. Тибо, Г. Келли и др. заложили основу современного понимания природы внутригрупповых процессов, равно как и продемонстрировали возможности работы с группой как объектом и инструментом психотехнического воздействия.

Отличительными признаками социальной группы является следующее:

1. Включение человеческой общности в более широкий социальный контекст, систему общественных отношений, определяющих возможность возникновения, смысл и пределы существования группы и задающих (прямо или от противного) модели, нормы или правила межиндивидуального и коллективного поведения и межгрупповых отношений. В случае классного коллектива большое значение имеют семья, друзья, соседи и другие общности людей, с которыми члены классного коллектива входят в непосредственное общение и другое взаимодействие. Значительное влияние оказывают принадлежность их семей к той или иной социальной, национальной группе, статус самой школы (специализированная, гимназия и др.), политический строй государства и другие факторы.

2. Наличие у членов группы значимого основания (причины) сообща находится в ней, отвечающего интересам всех ее участников и способствующего реализации потребности каждого. Главной целью классного коллектива является обеспечение учебно-познавательного и учебно-воспитательного процессов.

3. Сходство участи состоящих в группе людей, которые разделяют условия, события жизни и их последствия и в силу этого обладают общностью впечатлений и переживаний.

4. Длительность существования, достаточная для возникновения не только специфического языка и каналов внутригрупповых коммуникаций, но и для формирования коллективных истории (традиций, воспоминаний, ритуалов) и культуры (представлений, ценностей, символов, памятников), оказывающих унифицирующее воздействие на мироощущение членов группы и тем самым сближающих их.

5. Разделение и дифференциация функциональных ролей (позиций) между членами группы или ее подгруппами, обусловленные характером общих целей и задач, условий и средств их реализации, составом, уровнем квалификации и склонностями образующих группу лиц, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников, комплиментарность (взаимодополнительность) внутригрупповых отношений. В каждой группе выделяются лидеры, генераторы идей, слушатели и другие позиции, обусловленные внутригрупповыми процессами при реализации учебно-воспитательного процесса.

6. Наличие органов (инстанций) планирования, координации, контроля групповой жизнедеятельности и индивидуального поведения, которые персонифицированы в лице одного из членов группы, наделенного особым статусом (вождя, монарха, лидера, руководителя и др.) представлены подгруппой, обладающими специальными полномочиями (парламент, ректорат, актив класса и др.), либо распределены между членами группы и обеспечивают целенаправленность, упорядоченность и стабильность ее существования.

7. Осознание участниками своей принадлежности к группе, самокатегоризация в качестве ее представителей, более сходных друг с другом, чем с членами других объединений, возникновение на этой основе чувства «Мы» («Свои») и «Они» («Чужие») с тенденцией переоценивать достоинства первых и недостатки вторых. Ситуации межгруппового конфликта часто стимулируют рост внутригрупповой солидарности за счет частичной деперсонификации восприятия членов группы, рассматривающих себя в ситуации угрозы извне как ее равнозначных защитников, а не изолированных обладателей уникальных способностей.

8. Признание малой группы ее социальным окружением, обусловленное участием группы в процессе межгрупповой дифференциации, способствующей становлению и обособлению отдельных общественных объединений и позволяющей со стороны различать их в сложной структуре социального целого и идентифицировать их представителей на основе разделяемых сообществом критериев. Сами критерии могут быть схематичными, ригидными и пристрастными: стереотипизированность и эмоциональность межгрупповых представлений позволяют сомневаться в их истинности, но они не препятствуют эффективному опознанию и категоризации, как самих групп, так и их участников [5-8, 11, 12, 17-19, 25, 27-29].

 

Понятие малой группы.

По определению Г. М. Андреевой, малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Поэтому любые социально-психологические характеристики группы (структурные, динамические, собственно феноменологические) должны преимущественно отражать именно признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений. В особенности это относится к характеристикам сложившейся группы как «совокупного объекта» [2,8].

В. Г. Крысько определяет малую группу как немногочисленную по составу (3-50 человек), хорошо организованную, самостоятельную единицу социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время [18,19].

Классификация малой группы

Составление психолого-педагогической характеристики учебного класса предполагает определение уровня группового развития изучаемой малой группы [27-30]..

По уровню развития группы можно выделить слаборазвитые и высокоразвитые группы.

Слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.

Высокоразвитые группы – это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системой отношений, организации, сплоченности и т. д.

Уровень группового развития – это характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Параметрами сформированности группы выступают:

-время существования группы: высокоразвитые группы, как правило, имеют длительное время существования;

-число коммуникаций (количество обращений членов группы друг к другу в определенный промежуток времени), уровень сформированности группы по данному параметру можно определить по коэффициенту сплоченности группы. Чем более сплоченной является группа, тем более высокий уровень группового развития.

-наличие сложившихся отношений власти и подчинения: высокоразвитые группы имеют уважаемых, признанных лидеров, групповой актив, четко распределенные внутригрупповые роли и функции.

-деятельность группы, ее ценности и цели. На данной основе выделяют следующую типологию групп: коллективы, просоциальные ассоциации, диффузные группы, асоциальные ассоциации, корпорации [27-30].

Асоциальная ассоциация –слаборазвитая группа,цели и ценности которой носят асоциальный, антиобщественный характер, а межличностные отношения минимально опосредованы какой-либо совместной деятельностью (например, группа хулиганствующих подростков).

Корпорация – высокоразвитые группы, характеризующиеся максимально антиобщественным характером ценностей и целей, межличностные отношения в которых опосредованы асоциальной направленностью деятельности (например, мафия).

Диффузные группы – это случайные группы, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями(например, пассажиры автобуса или больные в общей палате).

Просоциальная ассоциация - слаборазвитые группы, цели и ценности которых носят просоциальный характер, но межличностные отношения в которых не опосредованы совместной деятельностью (например, дружеская компания студентов).

Коллектив– это высокоразвитая группа, цели, ценности и деятельность которой имеют социальную ценность; это особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого уровня социально-психологической зрелости по социально-психологическим характеристикам.

Таким образом, всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом [17].

Составление психолого-педагогической характеристики классного коллектива предполагает умение выделять формальные и неформальные группы. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, которые предписаны групповыми нормами. В формальной группе строго распределены роли всех членов группы в системе подчинения структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Таким образом, формальная группа – это группа, имеющая официально заданную извне структуру.

Внутри формальных групп стихийно складываются «неформальные» группы, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп [1].

Таким образом, неформальные группы – это группы, которые возникают на основе личностных предпочтений.

Социометрический метод исследования (приложение 1) позволяет изучать неформальные группы внутри формальной группы школьного класса (количество неформальных групп, их состав, неформальных лидеров, взаимоотношения между группировками).

Для психолого-педагогической практики необходимо умение выделять группы членства и референтные группы. Группы членства – это группы, в которых люди реально включены и трудятся. Эксперименты Г. Хаймена показали, что часть членов малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают. Еще более четко отличие этих групп было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. Г Келли выделил две функции референтных групп: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его [18,19].

Таким образом, референтные (эталонные) группы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Для школьников это может быть семья, компания сверстников, группа, возникающая внутри группы членства и др.

Референтная группа, возникающая внутри группы членства, определяется как «значимый круг общения». При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемыми для индивида лишь тогда, когда они приняты референтной группой, т. е. появляется промежуточный ориентир, на который равняется индивид. Рефернтные лица и группы выделяются референтометрическим методом исследования. Данная методика аналогична социометрии, отличается лишь характером задаваемых вопросов. При референтометрии испытуемым может быть задан следующий вопрос: «Мнение какого человека в классе ты бы больше всего хотел узнать по значимому для класса событию?».

 

Основные компоненты

Психологии малой группы

Для изучения психологии малой группы (в данном случае школьного класса) необходимо исследование следующих социально-психологических явлений [4]:

1. внутригрупповые межличностные отношения;

2. групповые устремления;

3. групповое мнение;

4. групповые настроения;

5. групповые традиции.

Исследование данных социально-психологических феноменов позволит дать психологическую характеристику изучаемой малой группы.

Межличностные отношения в малой группе – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Взаимоотношения в группе должны соответствовать требованиям определенных принципов.

Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в группе, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей. Взаимоотношения в группе должны быть построены с учетом индивидуальных и социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Это же принцип требует субординации в соблюдении всеми членами группы своих обязанностей, профессионального социального статуса каждого человека.

Принцип сплоченности предполагает формирование у всех ее членов взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков].

Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью [18,19].

Межличностные отношения определяются наблюдением, социометрией и другими методами научной психологии. Соответствие взаимоотношений в группе вышеописанным принципам характеризует группы с развитой системой межличностных отношений. Как известно, именно межличностные отношения являются основой для развития остальных социально-психологических феноменов малой группы.

Групповые устремления – цели, задачи, потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы, склонности, убеждения, лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. Групповые устремления позволяет определить методика «Ценностно-ориентационное единство» (приложение 2).

Групповые устремления, в аналогии с психологией личности, можно сопоставить с направленностью личности, они показывают единство членов группы по более фундаментальному критерию – ценностям, идеалам, убеждениям и т. д. Групповые устремления вскрывают более глубокий слой взаимоотношений в группе, основанный не на личностных симпатиях и предпочтениях, а на единстве целей, смыслов, и убеждений. Таким образом, групповые процессы образуют иерархию уровней (страты) [27-30].

Центральное звено групповой структуры образует сама групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика. Первый слой фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, мотивацию деятельности и социальный смысл для каждого участника. Второй страт локализует характеристики межличностных отношений, опосредованных содержанием совместной деятельности, а также принципами, ценностями, идеалами. Наконец, последний, поверхностный слой межличностных отношений предполагает наличие, главным образом, эмоциональных связей [27-30].

Групповое мнение –совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение ее членов к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри ее, так и за ее пределами.

Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях идеологической направленности ее психологии. Сложившееся общее мнение группы является реальной и действенной нравственной силой. Через него группа влияет на каждого своего члена, прежде всего посредством:

· информирования его о реакциях на его действия и поступки со стороны других людей;

· предъявления ему своих требований, соответствующих групповым или общественным нормам и ценностям;

· постоянного контроля и оценки его поступков, поведения, выражаемых в форме оценки, похвалы, одобрения, порицания, осуждения.

Групповое мнение может проявляться не только в положительном, но и отрицательном влиянии на личность. В ходе психологического обследования класса можно определить насколько положительным для развития личности, его нравственно-духовного потенциала является психологическая атмосфера в классе, господствующие в нем моральные ценности и нормы.

Групповое мнение можно проявить путем опроса, беседы, в ходе которого члены группы высказывают свое мнение о каком-либо значимом для группы событии и явлении.

В процессе формирования групповое мнение проходит три этапа. На первом этапе члены группы непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношения к нему. На втором этапе они обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами и в результате группового обсуждения выходят к общей точке зрения. На третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.

Важнейшей составной частью психологии малой группы является групповые настроения – сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы. Групповые настроения являются очень сильной движущей силой. Одни настроения (энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема) способствуют совместным усилиям и успеху группы, другие же, (состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида, недовольство), напротив, резко снижают ее возможности [5, 12. 18,19, 26].

Групповые настроения измеряются с помощью методики «Социально-психологический климат в коллективе» (приложение 3).

Значимым элементом психологии малой группы являются групповые традиции – сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы. Общенародные, классовые, национальные традиции присущи каждой конкретной общности (группе, коллективу). Наряду с общими, внутри каждой малой группы зарождается немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения [4]. Наличие групповых традиций сплачивает коллектив, развивает чувство гордости принадлежности к данной группе, ярко выраженное чувство «Мы». Например, в школе ¹ 131 г. Казани существует традиция каждый год всей школой в теплые сентябрьские дни выезжать на Лысую гору на берегу реки Волги, где проводятся спортивные соревнования с последующим пикником и праздником на природе. Ожидание и подготовка к празднику «Золотая осень» делает само вхождение в новый учебный год радостным и интересным. Общение на природе всего школьного коллектива, учебных классов после летних каникул дает необычайно мощное ощущение единения.

В ходе психологического обследования класса необходимо обратить внимание на наличие групповых традиций, степень их развитости, качества и влияния на внутригрупповые процессы.

Таким образом, в результате исследования основных компонентов психологии малой группы составляется представление об исследуемой группе как целостном образовании, о его специфике, степени развитости, сплоченности. Для более детального представления о психологических процессах, происходящих в группе, необходимо исследовать социально-психологическую структуру малой группы.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...