Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тест альтруистических ассоциаций(ТАА) Инструкция испытуемому. Перед Вами двенадцать незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, имеющие законченную мысль. Записывать нужно не задумываясь первое приходящее в голову окончание предложения. Старайтесь работать быстро. Время выполнения задания ограничено. Тестовый бланк. Дата _______________Время, затраченное на выполнение заданий теста __________мин. Ф.И.О. испытуемого _____________________________________ Возраст________________________________________________ Родной язык ___________________________________________
1. Если у входа в магазин сидит нищий ... 2. Если в подъезде дома не убирается лестничная площадка ... 3. Если на тротуаре лежит человек ... 4. Когда в автобусе наступают на ногу ... 5. Когда незнакомый человек вмешивается в разговор ... 6. Когда незаслуженно обижают ... 7. Если не выполнено поручение ... 8. Если учитель не готов к уроку ... 9. Если в зоопарке не кормят животных ... 10. Когда на улице много бездомных собак и кошек ... 11. Если просят в долг ... 12. Если друг предает ... Обработка результатов осуществляется путем выделения категорий анализа предложений, сопоставимых с нравственными свойствами. Таким образом, выделяляются семь основных категорий: доброжелательность - враждебность; терпимость - мстительность; ответственность - безответственность; щедрость - скупость; отзывчивость - отстраненность; сочувствие - черствость; заботливость - равнодушие. В этих категориях находит отражение дихотомия нравственных свойств, соответствующая нравственно-смысловым конструктам личности, определяются границы нравственности учащихся. Процедура регистрации вышеуказанных категорий осуществляется путем выделения единиц анализа, в основании которых лежала законченная мысль. Таким образом, фиксируются выражения, распределяемые по соответствующим категориям. В качестве примера можно привести следующие выражения учащихся. Доброжелательность. n Когда в автобусе наступают на ногу, я вежливо прошу человека быть более осторожным; n Когда учитель не готов к уроку, его нужно понять; n Когда учитель не готов к уроку, его надо подбодрить. Враждебность. n Когда незнакомый человек вмешивается в разговор, мне хочется его вытолкнуть; n Когда учитель не готов к уроку, то так ему и надо (очень хорошо, классно); n Если в подъезде дома не убирается лестничная площадка, мне хочется накричать на уборщицу; n Когда на улице много бездомных собак и кошек, мне хочется их убивать. 2. Терпимость. n Когда в автобусе наступают на ногу, я смолчу и не дам знать; n Если друг предает меня, я его прощаю; n Когда незнакомый человек вмешивается в разговор, я его выслушиваю до конца. Мстительность. n Когда в автобусе наступают на ногу, я тоже наступаю на ногу; n Когда незаслуженно обижают, я обижаю в отместку; n Если друг предает, я отвечаю ему тем же. 3. Ответственность. n Если в подъезде дома не убирается лестничная площадка, то я убираю ее сама; n Если не выполнено поручение, я начинаю сильно беспокоиться; Безответственность. n Если в подъезде дома не убирается лестничная площадка, то нужно осторожно ходить по ней; n Если не выполнено поручение, то ну и пусть. 4. Щедрость. n Если у входа в магазин сидит нищий, то я ему подам; n Если просят в долг, то, если у меня есть, я дам. Скупость. n Если у входа в магазин сидит нищий, то я ему не подам, даже если у меня есть деньги; n Если просят в долг, то я никогда не даю просто так. 5. Отзывчивость. n Если у входа в магазин сидит нищий, ему надо подать милостыню; n Если на тротуаре лежит человек, то нужно подойти и посмотреть, что с ним. Отстраненность. n Если у входа в магазин сидит нищий, значит просит денег; n Когда незаслуженно обижают, то это очень плохо. n Когда в автобусе наступают на ногу, в нем много народу. 6. Сочувствие. n Если у входа в магазин сидит нищий, мне его очень жаль; n Когда незаслуженно обижают кого-то, я сильно огорчаюсь; Черствость. n Если у входа в магазин сидит нищий, то я пройду мимо (такова жизнь); n Если на тротуаре лежит человек, то ничего страшного, пусть лежит. 7. Заботливость. n Когда незаслуженно обижают человека, то я заступаюсь за него; n Если в зоопарке не кормят животных, то я их подкармливаю; n Если учитель не готов к уроку, я стараюсь ему помочь в его проведении. Равнодушие. n Когда незаслуженно обижают, то мне это все равно, каждый должен заботиться о себе сам; n Если в зоопарке не кормят животных, то меня это не касается.
Дальнейшая обработка результатов предполагает подсчет количества единиц каждой из категорий и частоты каждой из них f . На основании этого проводился расчет относительной частоты (частотности) - p для каждой из выделенных единиц анализа (отдельной категории) как отношение ее частоты к общей сумме всех единиц (всех встречаемых категорий) (Абрамова, 1998, с.49). .
Затем определялась оценка разнообразия по К.Шелтону в битах (см. Таблица № 2). .
Таблица № 2
В итоге определялся в процентном отношении вклад единицы категории в общее разнообразие (см. Таблица № 3). В результате проведения исследования личности учащегося по этой методике можно определить его нравственную ориентированность по преобладающим категориям. При желании также можно определить нравственную ориентированность всей академической группы учащихся (класса). В этом случае относительная частота для каждой из выделенных категорий (единиц анализа) рассчитывается как отношение ее частоты к общей сумме всех категорий, выделенных учащимися всей академической группы (всей суммы встречаемых категорий у всех учащихся)
Таблица № 3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |