Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест альтруистических ассоциаций

(ТАА)

Инструкция испытуемому.

Перед Вами двенадцать незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, имеющие законченную мысль. Записывать нужно не задумываясь первое приходящее в голову окончание предложения. Старайтесь работать быстро. Время выполнения задания ограничено.

Тестовый бланк.

Дата _______________Время, затраченное на выполнение заданий

теста __________мин.

Ф.И.О. испытуемого _____________________________________

Возраст________________________________________________

Родной язык ___________________________________________

 

1. Если у входа в магазин сидит нищий ...

2. Если в подъезде дома не убирается лестничная площадка ...

3. Если на тротуаре лежит человек ...

4. Когда в автобусе наступают на ногу ...

5. Когда незнакомый человек вмешивается в разговор ...

6. Когда незаслуженно обижают ...

7. Если не выполнено поручение ...

8. Если учитель не готов к уроку ...

9. Если в зоопарке не кормят животных ...

10. Когда на улице много бездомных собак и кошек ...

11. Если просят в долг ...

12. Если друг предает ...


Обработка результатов осуществляется путем выделения категорий анализа предложений, сопоставимых с нравственными свойствами. Таким образом, выделяляются семь основных категорий: доброжелательность - враждебность; терпимость - мстительность; ответственность - безответственность; щедрость - скупость; отзывчивость - отстраненность; сочувствие - черствость; заботливость - равнодушие. В этих категориях находит отражение дихотомия нравственных свойств, соответствующая нравственно-смысловым конструктам личности, определяются границы нравственности учащихся.

Процедура регистрации вышеуказанных категорий осуществляется путем выделения единиц анализа, в основании которых лежала законченная мысль. Таким образом, фиксируются выражения, распределяемые по соответствующим категориям. В качестве примера можно привести следующие выражения учащихся.

Доброжелательность.

n Когда в автобусе наступают на ногу, я вежливо прошу человека быть более осторожным;

n Когда учитель не готов к уроку, его нужно понять;

n Когда учитель не готов к уроку, его надо подбодрить.

Враждебность.

n Когда незнакомый человек вмешивается в разговор, мне хочется его вытолкнуть;

n Когда учитель не готов к уроку, то так ему и надо (очень хорошо, классно);

n Если в подъезде дома не убирается лестничная площадка, мне хочется накричать на уборщицу;

n Когда на улице много бездомных собак и кошек, мне хочется их убивать.

2. Терпимость.

n Когда в автобусе наступают на ногу, я смолчу и не дам знать;

n Если друг предает меня, я его прощаю;

n Когда незнакомый человек вмешивается в разговор, я его выслушиваю до конца.

Мстительность.

n Когда в автобусе наступают на ногу, я тоже наступаю на ногу;

n Когда незаслуженно обижают, я обижаю в отместку;

n Если друг предает, я отвечаю ему тем же.

3. Ответственность.

n Если в подъезде дома не убирается лестничная площадка, то я убираю ее сама;

n Если не выполнено поручение, я начинаю сильно беспокоиться;

Безответственность.

n Если в подъезде дома не убирается лестничная площадка, то нужно осторожно ходить по ней;

n Если не выполнено поручение, то ну и пусть.

4. Щедрость.

n Если у входа в магазин сидит нищий, то я ему подам;

n Если просят в долг, то, если у меня есть, я дам.

Скупость.

n Если у входа в магазин сидит нищий, то я ему не подам, даже если у меня есть деньги;

n Если просят в долг, то я никогда не даю просто так.

5. Отзывчивость.

n Если у входа в магазин сидит нищий, ему надо подать милостыню;

n Если на тротуаре лежит человек, то нужно подойти и посмотреть, что с ним.

Отстраненность.

n Если у входа в магазин сидит нищий, значит просит денег;

n Когда незаслуженно обижают, то это очень плохо.

n Когда в автобусе наступают на ногу, в нем много народу.

6. Сочувствие.

n Если у входа в магазин сидит нищий, мне его очень жаль;

n Когда незаслуженно обижают кого-то, я сильно огорчаюсь;

Черствость.

n Если у входа в магазин сидит нищий, то я пройду мимо (такова жизнь);

n Если на тротуаре лежит человек, то ничего страшного, пусть лежит.

7. Заботливость.

n Когда незаслуженно обижают человека, то я заступаюсь за него;

n Если в зоопарке не кормят животных, то я их подкармливаю;

n Если учитель не готов к уроку, я стараюсь ему помочь в его проведении.

Равнодушие.

n Когда незаслуженно обижают, то мне это все равно, каждый должен заботиться о себе сам;

n Если в зоопарке не кормят животных, то меня это не касается.

 

Дальнейшая обработка результатов предполагает подсчет количества единиц каждой из категорий и частоты каждой из них f . На основании этого проводился расчет относительной частоты (частотности) - p для каждой из выделенных единиц анализа (отдельной категории) как отношение ее частоты к общей сумме всех единиц (всех встречаемых категорий) (Абрамова, 1998, с.49).

.

 

Затем определялась оценка разнообразия по К.Шелтону в битах (см. Таблица № 2).

.

 

Таблица № 2

  0,00 0,01 0,02 0,03 0,04 0,05 0,06 0,07 0,08 0,09
0,00 0,066 0,113 0,152 0,186 0,216 0,244 0,269 0,292 0,313
0,01 0,332 0,350 0,367 0,383 0,397 0,410 0,423 0,435 0,445 0,455
0,02 0,464 0,473 0,481 0,488 0,494 0,500 0,505 0,510 0,514 0,518
0,03 0,521 0,524 0,526 0,528 0,529 0,530 0,531 0,531 0,530 0,530
0,04 0,529 0,527 0,526 0,524 0,521 0,518 0,515 0,512 0,508 0,504
0,05 0,500 0,495 0,491 0,485 0,480 0,474 0,468 0,462 0,456 0,449
0,06 0,442 0,435 0,428 0,420 0,412 0,404 0,396 0,387 0,378 0,369
0,07 0,360 0,351 0,341 0,331 0,322 0,311 0,301 0,290 0,280 0,269
0,08 0,258 0,246 0,235 0,223 0,211 0,199 0,187 0,175 0,162 0,150
0,137 0,124 0,111 0,097 0,084 0,070 0,056 0,043 0,029 0,014

 

В итоге определялся в процентном отношении вклад единицы категории в общее разнообразие (см. Таблица № 3). В результате проведения исследования личности учащегося по этой методике можно определить его нравственную ориентированность по преобладающим категориям. При желании также можно определить нравственную ориентированность всей академической группы учащихся (класса). В этом случае относительная частота для каждой из выделенных категорий (единиц анализа) рассчитывается как отношение ее частоты к общей сумме всех категорий, выделенных учащимися всей академической группы (всей суммы встречаемых категорий у всех учащихся)

 


 

Таблица № 3

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...