Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие письма письменной речи и почерка

Почерк – явление, тесно связанное с письмом как средством коммуникации в человеческом обществе. Письмо – это средство запечатле­ния мысли человека с помощью языка и специально созданной системы условных обозначений (письменности).

Письменность имеет свою историю. Она развивалась, начиная от пиктографического (рисуночного) письма, прошла этапы идеографического (или слогового) письма, прежде чем стала буквенной системой, в которой каждой фонеме (звуку) соответствует определенное буквенное обозначение. Буквенное письмо на протяжении времени его существования также трансформировалось в направлении приспособления буквенных обозначений к удобному и быстрому написанию. Современной русской скорописи предшествовали различные формы буквенного письма – устав, полуустав, древняя скоропись. Для современной русской скорописи характерны быстрое, связное, ритмичное выполнение письменных документов.

Термин «письмо» имеет различные значения. Кроме приведенного понимания, «письмом» обозначают сам процесс выполнения рукописи, вид письменности (например, «иероглифическое письмо»), почтовое отправление и др.

В криминалистике под письмом принято понимать объект исследования, включающий: 1) письменную речь и 2) почерк.

Письменная речь охватывает собой языковые средства выражения мысли; почерк – письменно-двигательный навык, с помощью которого воспроизводятся письменные знаки и их сочетания, обозначающие слова.

В криминалистических целях письменная речь исследуется экспертами-автороведами, почерк – экспертами-почерковедами.

Письменная речь как объект криминалистического исследования представляет собой характерную для пишущего лица совокупность языковых средств для письменного изложения своих мыслей. На формирование навыков письма оказывают влияние самые разнообразные обстоятельства: знание грамматики (морфологии, синтаксиса) и литературы, различных стилей изложения; профессия, местные диалекты; общение с определенным кругом лиц; родной язык, если документ выполняется на другом языке; заболевание центральной нервной системы и другие факторы.

В общественной, производственной, научной и иной деятельности письменная речь несет различную информативную нагрузку. Посредством ее фиксируются и передаются сообщения о фактах, событиях, явлениях, понятиях, идеях, то есть в ней заключен определенный смысл, конкретное содержание.

Вместе с тем, как и любое общественное явление, письменная речь имеет и свою языковую форму, в которую облечено ее содержание, – языковые средства, материализирующие содержащиеся в ней мысли в виде словарного состава, употребленного в определенных синтаксических конструкциях, в той или иной степени соответствующих нормам литературного языка.

В основе криминалистического исследования письменной речи лежит определение особенностей письменно-речевых навыков. В силу отражения сложившихся в центральной нервной системе условно-рефлекторных связей эти навыковые особенности складываются в индивидуализирующую каждую личность совокупность и могут быть использованы в качестве идентификационных признаков в целях установления автора исследуемого документа.

Письмо как процесс выполнения рукописной продукции основано на множественной системе навыков, подчиненных единой цели – фиксации мысли, передаче ее на расстояние и сохранению во времени. Такая система навыков образует письменный функционально-динамический комплекс (ФДК) и имеет сложную структуру. В ней можно выделить тесно связанные между собой и вместе с тем относительно самостоятельные подсистемы – письменно-речевую и письменно-двигательную, образующие ФДК меньшей степени общности. Письменно-двигательный ФДК называют еще графической техникой письма, в отличие от смысловой, собственно речевой его стороны.

Представление о письменно-двигательном ФДК лежит в основе понятия почерка. Основное содержание письменно-двигательного ФДК составляют следующие компоненты:

а) зрительно-двигательный образ (модель) выполняемых рукописей – психофизиологический регуляторный компонент;

б) развернутая система движений, специально приспособленная для реализации указанного выше образа – биомеханический исполнительский компонент.

Для представления о почерке важен итоговый характер этих компонентов, получающих свое непосредственное отображение в рукописях.

Письменно-двигательный ФДК формируется в результате специального обучения и практики письма. Он складывается в итоге субъективного приспособления каждого пишущего к внешним и внутренним условиям овладения навыками. Поэтому итоговая программа выполнения рукописей у каждого пишущего приобретает своеобразные черты, а почерк нередко трактуется как синоним всего своеобразного.

Таким образом, почерк – это основанная на письменно-двигательном ФДК навыков и получающая отображение в рукописях субъективная итоговая программа их выполнения, содержащая соответствующий зрительно-двигательный образ и приспособленную для его реализации систему движений.

Существует и иное определение почерка, предложенное А.И. Бастрыкиным. Почерк – это графика письма, обусловленная выработанной системой движения руки. Специфика таких движений, отражающая характерные черты физиологии и психики личности, составляет идентификационные признаки почерка.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...