Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки, отражающие степень и характер сформированности

Письменно-двигательного навыка

Рассматривая общие признаки почерка, мы отметили, что в зависимости от отображаемых ими свойств письменно-двигательного навыка общие признаки делятся на три группы.

Первую группу – пространственно-ориентационные (топографиче­ские) общие признаки мы рассмотрели выше.

Вторую группу составляют признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка. Под ними подразумеваются степень выработанности, координация движений, темп письма, степень совершенства системы движений, а также строение почерка по степени сложности.

Выработанность почерка – уровень овладения техникой письма, проявляющийся в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Выработанность – это характеристика степени овладения навыками письма, степени сформированности почерка в целом.

Выработанность – интегративный признак. Его основными показателями служат координация, темп движений, дополни­тельными – ритмическая структура нажима, строение, степень совершенства системы движений.

Выработанность по степени дифференцируется на 3 основные группы: высокая, средняя, низкая (малая) и две промежуточные группы – выше средней и ниже средней.

Высоковыработанный почерк – это сформировавшийся почерк, характеризующийся высокой координацией движений 1-й группы и относительно быстрым темпом письма, что свойственно высокоавтоматизированному письменно-двигательному процессу. Координация движений 2-й группы может быть как высокой, так и недостаточной. Дополнительными показателями высокой степени выработанности служат: дифференцированный ритмичный нажим, отчетливая выраженность групповой принадлежности по строению почерка и степени совершенства системы движения:

Средневыработанный почерк – это почерк, не вполне сформировавшийся, отражающий промежуточную, незавершенную стадию практического освоения связного и быстрого письма. Характеризуется в основном высокой координацией движений 1-й группы и недостаточной 2-й, средним темпом письма. Нажим может быть как отчетливо, так и слабо дифференцированным. Строение чаще простое либо с элементами упрощения:

Маловыработанныи почерк (почерк низкой степени выработанности) – это почерк, отражающий начальную стадию освоения навыка письма, когда письменно-двигательный процесс еще не автоматизирован. Характеризуется низкой координацией движений 1-й группы, медленным темпом, простым или с элементами упрощения строением букв.

Маловыработанные почерки делятся на школьные (ученические) и практические. Для первых возможно слабое проявление низкой координации движений 1-й группы и высокой координации движений 2-й группы, строение при этом приближается к прописям, нажим часто отчетливо дифференцированный. Для вторых характерна низкая координация движений 1-й группы и недостаточная 2-й группы, строение – простое с элементами упрощения, нажим слабо дифференцированный либо недифференцирован­ный вообще:

Принадлежность к промежуточным группам определяется на основе экспертного опыта.

Степень выработанности имеет как идентификационное, так и диагностическое значение. Различие в степени выработанности, при котором она выше в исследуемой рукописи, чем в образцах, позволяет исключить лицо из числа исполнителей такой рукописи. Под влиянием на процесс письма необычных условий степень выработанности имеет тенденцию к снижению, что важно при решении диагностических задач.

Координация движений при письме – признак, отражающий точность (согласованность) движений, реализующих письменно-двигательный процесс в единую систему. Согласование движений, организация их в единую композицию тесно связана с автоматизацией движений в процессе обучения письму и его практической реализацией.

Координация движений (КД) рассматривается применительно к двум группам движений:

а) КД 1 группы – точность в соблюдении параметров мелких движений (пальцев и кисти руки) в пределах выполнения букв и их элементов;

б) КД 2 группы – точность в соблюдении параметров крупных движений (кисти и предплечья): направления, протяженности, размещения и других при выполнении сочетаний элементов, букв, слов, фраз.

Неточность КД 1-й группы выражается в следующих признаках: извилистости, изломах прямых и дуговых элементов, угловатости овалов и полуовальных элементов, несоразмерности отдельных частей элементов, смещенных (неточных) началах и окончаниях штрихов:

Признаки неточности движений 2-й группы сводятся к неравномерности таких параметров движений, как протяженность, направление, размещение в пределах всей рукописи:

Координация движений 1-й группы отражает уровень сформированности письменно-двигательного ФДК и, как мы видели, очень существенна для дифференциации высокой, средней сте­пени выработанности, с одной стороны, и низкой – с другой. Ос­новным показателем высокой координации движений 1-й группы будет ровность штрихов рукописи, выполняемых сгибательными, разгибательными, приводящими и отводящими движениями, и плавные переключения в нижних или верхних экстремальных участках.

Этот уровень не достигается при несформировавшихся почерках, относящихся к группе маловыработанных. В соответствующих рукописях штрихи не имеют гладкости, ровности, в них присутствуют вышеперечисленные признаки низкой координации движений 1-й группы.

В рукописи, выполненной маловырабоганным почерком, признаки низкой координации движений 1-й группы бывают отчетливо выраженными. Причем в рукописях, выполненных маловыработанным школьным почерком, в большей мере угловатость и извилистость проявляются в элементах и штрихах, выполненных разгибательными движениями, практическим – во всех звеньях.

Отдельные проявления низкой координации движений 1-й группы могут быть и при высоко- и средневыработанном почерке, причем их происхождение бывает различным, в том числе связанным с влиянием как временно, так и постоянно воздействующих «сбивающих» факторов.

Темп выполнения рукописи – признак почерка, отражающий скорость движений при ее написании. Темп движений при письме может быть привычным и измененным. Привычный темп письма значительно различается в почерках разных лиц, находящихся в пределах одной степени выработанности. Даже в пределах группы маловыработанных почерков можно различать почерки более медленные и более быстрые. Естественно, например, что рукопись учеником 1-го класса будет выполняться медленнее, чем учеником 3-го класса. Кроме того, даже находясь на одной стадии обучения письму, одни школьники пишут быстрее, другие медленнее. Усвоение навыков, в том числе и темпа письма, зависит от типа и согласования движений различных звеньев пишущей руки.

Привычный темп тесно связан с выработанностью почерка и его строением. Очень условно его можно разделить на быстрый, средний и медленный. В целом, естественно, высоковыработанному почерку сопутствуют быстрый и средний темп, средневыработанному – средний и медленный, маловыработанному – медленный. Однако в пределах одной группы почерков по степени выработанности и в почерке одного лица темп может сильно варьироваться.

Основными показателями темпа выполнения рукописи являются степень непрерывности движений при выполнении письменных знаков и их сочетаний, структура начальных и заключительных штрихов, дифференцированность нажима. Опосредованным показателем темпа является строение письменных знаков и почерка в целом.

Для быстрого темпа характерна большая связность, постепенное увеличение ширины начальных и уменьшение заключительных штрихов, дифференцированный нажим, наличие упрощений.

Средний темп характеризуется средней и малой связностью, постепенным увеличением ширины начальных и уменьшением заключительных штрихов, дифференцированным нажимом, простым строением с наличием упрощений и усложнений.

Медленному темпу свойственна малая связность и отрывистое выполнение букв и их элементов, тупые начала и окончания штрихов, недифференцированный нажим, усложненное либо простое строение с наличием упрощений и усложнений.

В пределах группы высоковыработанных почерков темп существенно зависит от строения почерка. В этой группе, характеризующейся относительно быстрым темпом, самого короткого времени требуют упрощенные, самого продолжительного - усложненные, а среднее положение займут простые почерки.

Почти у каждого пишущего, в особенности обладающего вы-соковыработанным почерком, варьируется привычный темп. Выделяют 3 варианта привычного темпа: обычный, ускоренный, замедленный.

Темп может изменяться при влиянии на процесс письма необычных условий. Если потребности пишущего в ускорении и замедлении темпа выходят за пределы привычных вариантов, то необычный темп становится сбивающим фактором и вызывает изменения других признаков почерка. Измененный темп бывает 2-х видов: резко замедленный и быстрый, т.е. превышающий пределы, ограниченные соответствующими привычными вариантами.

Замедление темпа определяется по наличию в рукописи признаков неравномерного – медленного и быстрого темпа. Обычно в качестве признаков замедленности наблюдаются:

- отрывистое выполнение букв и их элементов;

- наличие тупых начал и окончаний штрихов;

- утолщение в штрихах как следствие необоснованных остановок пишущего прибора;

- сильный, недифференцированный, неравномерный нажим.

Все это встречается в сочетании с фрагментами, содержащими признаки более быстрого темпа, упрощенным строением букв и их элементов.

Быстрый, т.е. непривычно ускоренный темп выражается в признаках, свидетельствующих о превышении возможностей лица писать в ускоренном привычном варианте. Такой темп выражается в признаках:

- резкое упрощение письменных знаков;

- сокращение, недописывание слов;

- пропуски букв, слов;

- большая связность, доходящая до сплошной.

Непривычному темпу обычно сопутствует снижение координации движений. Причем резко замедленный темп чаще сопровождает снижение координации движений 1-й группы, быстрый – снижение координации движений 2-й группы.

Степень совершенства системы движений – признак, отражающий рациональность двигательных реакций в высоковыработанном почерке. Показателями степени совершенства системы движений являются: темп, связность, преобладающая форма движений при соединении элементов, равномерность (неравномерность) наклона, относительной протяженности по вертикали (размера) и по горизонтали (разгона), цикличность, равномерность (неравномерность) размещения текста относительно линии строки, интервалов между строками, конфигурация полей. Степень совершенства может быть определена количественно по значимостям проявлений перечисленных информативных показателей.

В зависимости от них различают:

а) почерки с совершенной системой движений, для которых характерны: быстрый равномерный темп, большая связность, петлевая преобладающая форма движений при соединении элементов, равномерные наклон, размер, разгон, цикличность (при петлевом конфигурационном фоне), равномерные проявления указанных выше признаков размещения:

б) почерки с несовершенной системой движений, которым свойственны: неравномерный темп, малая или неравномерная связность, угловатая преобладающая форма движений при соединении письменных знаков и их элементов, неравномерные наклон, размер, разгон, малая или неравномерная цикличность (при прямолинейно-угловатом фоне) или ее отсутствие, неравномерность показателей размещения (всех или большинства):

Строение почерка – признак, отражающий степень сложности ФДК, зависящую от определяющей тенденции (своего рода установки) в формировании почерка: писать в соответствии с прописями либо своеобразно стройно, но с дополнениями (украшениями), либо быстро, игнорируя внешнюю, конфигурационную сторону письма. Эта тенденция отчетливо прослеживается в высоковыработанных почерках, которые, в зависимости от строения, делятся на 3 большие основные группы: простые (прописные), упрощенные и усложненные, а также соответствующие промежуточные.

Почерки простого строения в наибольшей мере отвечают зрительному образу и системе движений, предусмотренной стандартными прописями – эталоном при обучении письму. Эти почерки отражают наиболее целесообразную систему движений, приспособленную к быстрому темпу письма и одновременно сохранению четкости рукописи. Поэтому процесс письма у лиц, имеющих простой почерк, обычно характеризуется быстрым темпом, высокой координацией движений 1-й группы и достаточной координацией движений 2-й группы:

Почерки упрощенного строения существенно отклоняются от предшествующей группы в направлении большей простоты движений. Упрощенные почерки формируются при установке на быстрое письмо, на скорое получение рукописного результата. Поэтому для обладателей такого почерка характерен быстрый темп письма, который достигается за счет отказа от пространственной точности движений, упрощения письменных знаков, выраженности циклического фона. Формируется недостаточная координация движений 2-й группы (неравномерность протяженности, направления, ориентации движений). При выполнении рукописи в целом и отдельных букв проявляются следующие признаки упрощения:

- выпрямление траектории движений как выражение тенденции к ее сокращению, к поиску пути по наикратчайшей прямой (уменьшается кривизна звеньев, дуги становятся выпрямленными

или переходят в прямые, утрачиваются некоторые экстремальные участки);

- утрата элементов письменных знаков и их частей, совмещение элементов, сокращение количества движений,

- иногда – непрерывность движений:

Усложненный почерк формируется при установке на оригинальность, стройность и часто четкость с меньшим учетом временного фактора. Поэтому для лиц, пишущих усложненным почерком, характерен менее быстрый темп письма, чем у лиц с почерком простого строения. Отсюда усложненным почеркам нередко сопутствует малая связность или отрывистое выполнение букв, а иногда и их элементов. Координация движений обычно высокая. Для усложненного строения свойственно появление большого числа криволинейных и разнонаправленных движений (искривлений, изломов), повторений движений, увеличение протяженности отдельных звеньев и вообще количества движений как результат тенденции пишущего к своеобразию и украшательству:

Принадлежность почерка к определенной группе по строению определяется по большинству букв соответствующего строения. Среди почерков лиц, пишущих на русском языке, наиболее распространены простые, за ними следуют упрощенные, а самыми редкими являются почерки усложненного строения.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...