Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реклама в коммуникационном процессеЕ.А. Мезенцев
Реклама в коммуникационном процессе
Учебное пособие
Омск 2007 УДК 659. 1 (075) Ббк 76. 006. 5 я 73
М 44
Рецензенты: Л.М. Шугуров, канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой «Философия» СибАДИ;
З.В. Глухова, канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой «Общая экономика и право» СибАДИ.
М 44 Мезенцев, Е.А. Реклама в коммуникационном процессе / Е. А. Мезенцев. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 64 с.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030602 «Связи с общественностью». Пособие призвано ознакомить студентов всех форм обучения с приемами планирования и проведения рекламной кампании, выбора оптимального сочетания средств распространения рекламы, анализа эффективности рекламной деятельности, концептуальных основ разработки рекламных обращений; способствовать формированию единой системы взглядов на современную рекламно-информационную деятельность и перспективы ее развития. Реклама рассматривается как один из видов социальной коммуникации, определяется ее особая роль в системе маркетинговых коммуникаций.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.
УДК 659. 1 (075) ББК 76. 006. 5 я 73 © Е.А. Мезенцев, 2007 © Омский государственный технический университет, 2007 Введение Учебная дисциплина «Реклама в коммуникационном процессе» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 030602 «Связи с общественностью». Изучение данной дисциплины позволяет осваивать основные концепции и методы организации и осуществления рекламной деятельности: планирования и проведения рекламной кампании, выбора оптимального сочетания средств распространения рекламы, анализа эффективности рекламной деятельности, концептуальных основ разработки рекламных сообщений, и способствует формированию единой системы взглядов на современную рекламно-информационную деятельность и перспективы развития. В процессе изучения дисциплины исследуется развитие рекламы как формы коммуникации с древнейших времен до нашего времени. Таким образом, все происходящие в истории рекламы события рассматриваются в неразрывной связи с экономическим, политическим и культурным контекстами различных периодов развития цивилизаций. Реклама представляется как наука о формах и методах воздействия с помощью специфических средств на потребительское поведение, прикладной характер которой имеет конкретное выражение в повседневной рекламной деятельности рекламодателей, рекламных агентств, средств массовой коммуникации – носителей рекламы, в совокупности оказывающих определенное влияние на потребителя. Этот подход позволяет проследить взаимосвязь рекламы с такими областями знаний как психология, социология и другими, составляющими основу дисциплин: "психология рекламы", "социология рекламы", "межкультурные коммуникации в рекламе", и обеспечивает последовательное приращение знаний о рекламе. Учебное пособие не претендует на полноту изложения освещаемых вопросов. Содержание курса составлено с учетом межпредметных связей по специальным дисциплинам: «Маркетинг», «Основы теории коммуникаций», «Теория и практика массовой информации», «Теория и практика связей с общественностью» и т.д. В основу курса "Реклама в коммуникационном процессе" положены зарубежные исследования и российские первоисточники по рекламе, а также материалы иностранной и отечественной периодической печати. Глава 1. Реклама и общество Определение и функции рекламы Многие тысячелетия постоянной спутницей человечества является реклама. Характер данной сферы деятельности человека, ее содержание и форма претерпевают изменения одновременно с развитием производственных сил общества, изменениями социально-экономической сферы. Термин «реклама» произошел от латинского слова «reclamare», что обозначает «громко кричать», «извещать». С английского языка термин «advertising» переводится как уведомление, привлечение внимания потребителя к продукту (товару, услуге), распространение предложений, рекомендаций приобрести рекламируемый товар, воспользоваться данной услугой. Как и любая деятельность человека, изучаемая нами, также имеет свои цели. На протяжении прошлого столетия цели рекламы претерпевали постоянные изменения: 1920–1930 – стимулирование продаж; 1940–1955 – донесение до потребителя свойств товара; 1955–1960 – создание имиджа бренда; 1970 и по настоящее время – создание сообщения, отличающее бренда от конкурентов, максимально близкое для его целевой аудитории. Различают экономические и коммуникативные цели рекламы. Если экономические – прямо направлены на покупку товара, то коммуникативные – опосредованно. Реклама представляет собой социальное явление. Оказывая многоплановое влияние на человека, она вносит свой вклад в его представления и оценки; информирует о новых товарах и услугах, призванных сделать жизнь человека более удобной и комфортной. Реклама применяется для решения задач по увеличению прибыли предприятий, реализации маркетинговых целей производителей. В зависимости от целей, определяемых конкретной ситуацией, реклама выполняет следующие задачи: · информирование(формирование осведомленности и знания о конкретном товаре или товарной категории и т.п.); · увещевание(постепенное, последовательное формирование потребительского предпочтения, соответствующего восприятию потребителем образа товара, кандидата; убеждение потребителя выбрать конкретный товар или фирму, поощрение покупки и т.д.); · напоминание(поддержание осведомленности, удержание в памяти потребителей информации о товаре и/или его свойствах; где находится место продажи, какова цена товара, каковы его свойства и т.д.); · позиционирование (перепозиционирование) товара в сознании потребителя – определение его характерного места (статуса) среди товаров конкурентов; · удержаниепотребителей, лояльных к рекламируемой марке; · формирование имиджевой составляющей товара (создание долгосрочного положительного отношения к товару). Задачи, решаемые рекламой, непосредственно зависят от того, в какой именно области применяются те или иные технологии, какие стратегические цели ставятся, каковы характеристики целевой аудитории и т.д. В современной литературе существует большое количество определений рекламы. Необходимо отметить, что зарубежные авторы широко трактуют определение рекламы, и в основном с точки зрения маркетинга. Так, по определению Американской Ассоциации Маркетинга реклама представляет собой «… любую форму неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг, оплачиваемую точно установленным заказчиком». Близкое данному дает определение рекламы известный маркетолог Ф. Котлер, профессор маркетинга Северо-Западного университета США: «Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через представительство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования» (Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990, с. 511). Однако на наш взгляд необходимо отдать предпочтение определению, изложенному в Федеральном законе от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (с изменениями от 18.12.2006 г., 09.02.2006 г., 12.04.2006 г.), согласно которому «Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Анализируя выше приведенные определения рекламы, можно выделить ее сущностные характеристики: · является средством передачи информации (коммуникация); · направлена не на конкретного человека, а на определенную часть населения, выделенную по тому или иному признаку (целевая аудитория); · передача информации осуществляется на платной основе; · распространяется через средства передачи информации – рекламоносители; · имеет своей целью оказание влияния на целевую аудиторию; · позволяет идентифицировать рекламодателя.
Классификация рекламы В настоящее время существует большое количество видов рекламы. Следует помнить, что любая классификация во многом условна. В зависимости от назначения рекламу можно классифицировать следующим образом. По цели: · коммерческая – информирование (информативная реклама применяется для сообщения потребителям о новом товаре или о новой особенности товара, является тотализатором в формировании первичного спроса); – убеждение (убеждающая реклама используется для формирования избирательного спроса на конкретную марку); – напоминание (напоминающая реклама применяется для того, чтобы не дать потребителям забыть о товаре). · некоммерческая политическая – реклама политических партий, объединений, государственных и общественных организаций, органов государственной власти и т.д. социальная реклама направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства, общества, граждан. По территории влияния на аудиторию: · местная (локальная, в пределах населенного пункта, района); · региональная (охватывает регион либо часть страны); · национальная (в пределах государства); · международная (на территории нескольких государств). По объекту рекламирования: товарная (реклама товаров, с целью их продажи); нетоварная (корпоративная, рекламирование услуг, создание и поддержание имиджа. По целевой аудитории: деловая (бизнес-реклама, направлена на приобретение товара с целью извлечения прибыли): · промышленная (направлена на предприятия и организации, занимающихся снабженческой деятельностью); · торговая (на розничных и оптовых продавцов); · сельскохозяйственная (на фермеров, сельхозпредприятия); · профессиональная (на высококвалифицированных специалистов: юристов, врачей, учителей, архитекторов и т. д. потребительская (приобретение товара с целью потребления). По характеру воздействия: прямая (рассчитана на быстрое ответное действие со стороны покупателя. Например: объявление магазина о сезонной распродаже, публикации в газете (купоны) о предоставлении скидок при покупке товара). непрямая (имиджевая): реклама направлена на закрепление названия, внешнего вида товара, торговой марки в представлении людей. Целью рекламы является создание определенного образа (имиджа) рекламируемого объекта. Она не рассчитана на незамедлительную реакцию потребителя, характеризуется отсутствием конкретных адресных сведений. Большая часть национальной рекламы, особенно телевизионной - непрямая, поскольку бессмысленно перечислять список всех торговых точек, в которых можно купить шоколад "Марс", или всех дилеров, продающих автомобили "Тайота". По интенсивности воздействия: агрессивная (оказывает психологическое давление на покупателя, побуждая к совершению покупки); неагрессивная (передает информацию о товаре, создает благоприятное впечатление). По форме проявления: явная (открыто предлагает купить товар, утверждает репутацию фирмы, предлагает воспользоваться услугой); скрытая (не содержит прямых призывов к покупке товара, пользования услугой). По соответствию рекламному законодательству: законная; незаконная. По средствам распространения: Наружная:рекламные щиты, транспаранты, растяжки; световые и фирменные вывески, электронные табло, экраны, указатели; оконные витрины, рекламно-информационное оформление фасадов, крышные и кинематические установки; реклама на остановках муниципального транспорта, тумбы, стелы. Реклама в прессе:объявления, статьи, обзоры и т. д.. Печатная реклама:каталоги, проспекты, буклеты, плакаты, листовки, афиши, календари, открытки. Телевизионная реклама: телефильмы, ролики, заставки, репортажи. Радиореклама: объявления, радиожурналы, радиопередачи и т.д. Выставки: международные, национальные; периодические, постоянно действующие. Прямая почтовая рассылка: письма, материалы. Компьютерная реклама: информация, баннеры, самовыскакивающие окна. Известный французский теоретик рекламы Арманд Дейян предлагал подразделять рекламу на рациональную (предметную) и эмоциональную (ассоциативную). Предметная реклама стремится убедить покупателя, обращаясь к его разуму. Основное средство этой рекламы – слово. Иллюстрация призвана лишь подкрепить вербальную информацию. Ассоциативная реклама обращается к эмоциональному началу человека, его чувственному восприятию, к подсознанию, «воскрешает» в памяти человека его прошлый чувственный опыт, фантазии (в том числе и сексуальные). Информация в ассоциативный рекламе подается в невербальной форме (изображение, звук).
Роль рекламы в жизни общества Реклама давно уже стала неотъемлемой частью жизни общества. Реклама – явление многоплановое. Помимо экономической роли, направленной, в основном, на формирование спроса и стимулирование сбыта, реклама играет и ряд других общественно значимых ролей. Ежедневное воздействие рекламы на сознание людей, способствует формированию потребительских предпочтений, участвует в формировании определенных типов мышления, стереотипов поведения выполняя, тем самым социальную роль. Образовательная роль рекламы заключается в осведомлении покупателей о современных достижениях науки и техники и их применении в реальной жизни. Рассказывая о способах применения товара, объясняя принцип его функционирования, тем самым, выступает как реальное средство обучения. Реклама принимает активное участие в формировании самооценки личности, адекватном восприятии окружающей действительности, активно влияет на формирование жизненных установок людей, выполняя психологическую роль в жизни общества. Красивая реклама всегда привлекает внимание потребителей. Просматривая рекламный ролик шоколада «Вдохновение» с участием Николая Цескоридзе или рекламу стиральных машин «Ariston» с «плавающим» бельем, получаешь поистине эстетическое удовольствие. Реклама участвует в формировании эстетического вкуса людей, знакомит с новыми тенденциями в моде, наружная реклама становится органической частью эстетической среды современного города, внося красочность и многообразие в городской пейзаж. Жаль, что далеко не всякая реклама выполняет в полной мере свою эстетическую роль. Современная реклама не лишена безвкусицы и откровенного хамства, да и откровенные эротические сцены не всегда бывают оправданы. В современных условиях возрастает роль политической рекламы как средства борьбы за голоса избирателей. Грамотно спланированная и проведенная предвыборная кампания позволяет достичь победы на выборах. В этом аспекте реализуется политическая роль рекламы в современном обществе. Одна реклама нам нравиться и высказывания рекламных героев становятся «летучими фразами» как, например, фраза из рекламы сока «Моя семья»: «Пап, а ты налей, и отойди»! Другая вызывает раздражение, а третья – отвращение, но представить современную жизнь без рекламы уже нельзя.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятию «реклама». 2. Назовите основные цели и задачи рекламы? 3. Какую роль выполняет реклама в обществе? 4. Какая классификация рекламы Вам известна? 5. Назовите основные отличительные характеристики рекламы. Развитие рекламы в России Зарождение рекламного дела в России традиционно относят к X – XI вв. к периоду расцвета Киевской Руси, т.к. точных данных о более позднем периоде нет. Наиболее популярной в этот период была «голосовая реклама» (зазывалы, коробейники). Получило большое распространение производство лубков– листов с определенной информацией, переданной в картинках.Центром "лубочной культуры" стал Великий Новгород. В XVIII в. в «Ведомостях Петра I», появляется первая российская печатная реклама.Рекламные тексты того времени носили справочный, деловой характер. В XIX в. рекламу в России стали размещать на установленных в различных частях города круглых тумбах, на конках, в трамваях. В различных городах появляются специализированные издания с рекламой «Торговля», «Деловой бизнесмен», «Нижегородская ярмарка» и прочее. Широко используется "голосовая реклама", осуществляемая, как правило, подростками,которые на перекрестках и других людных местах громко выкрикивали названия и цены товаров, а также последние новости. Появляются специализированные конторы,бюро. Авторитетным рекламным агентством XIX в. была центральная контора объявлений торгового дома "МетцельиК°", появившаяся в 1870 г. После Октябрьской революции 1917 г. реклама была монополизирована государством.Появляются централизованные рекламные агентства: "Рекламтранс", "Связь", "Промреклама", "Мосторгреклама". В 1925 г. в Париже на международной художественно-промышленной выставке были представлены работы мастеров рекламы, на которой за цикл плакатов В.В. Маяковский и художник А.М. Родченко были награждены серебряными медалями. Советская реклама в конце 20-х – 30-е гг. фактически слилась с пропагандой. Идеологические черты стали содержать в себе большинство рекламных продуктов, адресованных к массовому потребителю. Данная ситуация продолжалась вплоть до конца 50-х - начала 60-х гг. В 60–80-е гг. советская реклама постепенно стала приближаться к принятым в то время мировым стандартам. Тем не менее, в СССР практически отсутствовала коммерческая и телевизионная реклама, а имевшиеся рекламные продукты (объявления в газетах, буклеты, плакаты), были просты и мало распространенны. Основной проблемой рекламного дела 1980-х гг. был бюрократический аппарат, да и плановая экономика не способствовала развитию рекламы. С изменением политической ситуации в 1991 г. начинается бурный рост рекламного бизнеса в России. Быстро увеличивается объем рекламы в СМИ, а 1995 г. наблюдается бурный рост региональных рекламных рынков. Появляются специализированные рекламные издания и профессиональные агентства. Растет спрос на специалистов по рекламе. В 1995 г. был принят Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе" (ред. от 02.11.2004), призванный регулировать отношения на рынке рекламы. Из-за несовершенства этого закона, в марте 2006 г. принимается новый Федеральный закон от 13. 03. 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", а 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля 2007 г. в него вносятся изменения. Несмотря на усовершенствования законодательства, все еще актуальной остается проблема недобросовестной рекламы. Это связанной с низкой культурой участников рекламного процесса и отсутствием действенных органов, осуществляющих контроль за соблюдением рекламного законодательства.
Контрольные вопросы 1. Назовите основные этапы развития западной рекламы. 2. Что такое «амбус»? 3. Какие виды рекламы преобладали в Киевской Руси? 4. Как использовался лубок в средневековой России в рекламных целях? 5. В какой период появилась первая печатная реклама? 6. Охарактеризуйте советскую рекламу периода 60–80 годов ХХ в. Схема рекламной коммуникации фильтры фильтры отправитель → кодирование → посредник → канал передачи → получатель п о м е х и ←обратная связь← 1. Отправитель (адресат, коммуникатор) – сторона, от имени которой посылается адресату рекламное обращение. 2. Кодирование – элемент рекламной коммуникации; процесс представления идеи обращения в символической форме. 3. Рекламное обращение – набор символов и тексты, передаваемые рекламодателем получателю рекламного обращения. 4. Коммуникатор – лицо или фирма, которое осуществляет рекламную коммуникацию, источник информации. 5. Коммуникационный канал – канал продвижения информации на рынок и в общество. 6. Фильтры (барьеры) – различные ограничения, затрудняющие процесс коммуникации. 7. Получатель (реципиент) - конкретные люди (целевая аудитория) которым изначально была предназначена реклама. 8. Обратная связь – ответная реакция, которую получатель доводит до сведения отправителя. 9. Помехи (шумы) – незапланированные искажения при вмешательстве в процесс коммуникации факторов внешней среды. Рекламная коммуникация принципиально ни чем не отличается от других видов коммуникации, ее специфические черты в значительной мере определяются функциональным назначением рекламы: воздействуя на потребителя, решать конкретные коммерческие задачи отправителя. Паблисити Важной частью формирующегося общественного мнения о компании и ее продукции является "паблисити" – коммерчески благоприятные сообщения в средствах массовой информации, презентации, пресс-конференции. Паблисити–- стимулирование спроса на товары и услуги посредством обычных публикаций, сообщений на радио и по телевидению, во время которых не применяются специальные рекламные приемы (так как эта информация сама по себе представляет ценность для потребителей). Особое значение играет новость в рекламе, что воздействует на жизнь аудитории и возбуждает ее любопытство. Это способ привлечения вниманияк некоторой структуре, личности, замыслу, которые ведут к установлению позитивных взаимоотношений, увеличению объемов продаж, росту авторитета. Паблисити может выступать как посредническая реклама или как бесплатная реклама в новостях. На самом деле компания все равно производит существенные затраты на паблисити (оплата труда своих сотрудников, ведущих деятельность по связям с общественностью). Рассмотрим основные направления работы паблисити. Взаимодействие со средствами массовой информации заключается в организация пресс-конференций, брифингов, рассылке пресс-релизов, производстве фильмов и репортажей, написании статей о кампании. Так же проводятся различные информационные мероприятия, как самостоятельно, так и с другими производителями. Положительный результат дают встречи с первыми лицами кампании. Производство печатной продукциизаключается в выпуске информационных бюллетеней, ежегодных отчетов о деятельности фирмы и публикации авторских статей в различных журналах. Участие представителей компании в работе различных бизнес или общественных конференцийв целяхпрезентации компании, ее товаров и услуг; налаживания контактов с другими компаниями; получения интересующей информации; Работа с органами государственной власти и местного самоуправления по налаживанию взаимовыгодных позитивных отношений. Выбор паблисити как средства по продвижению товара и формированию имиджа, должны естественным образом вписываться в обычную новостную или познавательную передачу, иначе внедрение будет смотреться навязчиво и вызовет только раздражение у потребителя.
Стимулирование сбыта Стимулирование сбыта - поощрение совершения покупки за счет предоставления выгод, не связанных с качеством и свойствами товара(скидки, бонусы и т.д.). Можно выделить следующие виды стимулирования сбыта: · немедленные выгоды (скидки, купоны, компенсации); · будущие выгоды (различные гарантии и бесплатные образцы); · подарки; · конкурсы и лотереи. Субъектами мероприятий по стимулированию сбыта могут выступать производители товаров и торговые представители. В качестве объекта выступают потребители, торговые посредники, собственный торговый персонал. Приемы стимулирования сбыта, направленные на конечных потребителей подразумевают: · скидки с условием приобретения определенного количества единиц товара или при покупке на определенную сумму; · дисконтные карты, предоставляемые постоянным клиентам или при покупке на определенную сумму, которые дают определенный процент скидки (как правило, 3–5 %); · сезонные скидки; · распродажа устаревших моделей товара; · скидки на новый товар при условии сдачи старого; · купон, дающий право на скидку без каких-либо условий и обычно распространяемый через СМИ; · подарок за покупку определенного количества единиц товара; · предоставление кредита; · рассрочка платежа; · сервисное обслуживание; · бесплатная транспортировка и установка товара; Дополнительными стимулами покупки для торговых представителей являются: · скидки при закупке определенной партии товара и постоянным клиентам; · предоставление дополнительного бесплатного товара при закупке большой партии; · премии, выплачиваемые дилерам за увеличение объема продаж; · конкурсы для дилеров; · обеспечение рекламной поддержкой; · организация конференций для дилеров и курсов повышения квалификации; Собственный персонал за покупку товара, как правило, поощряется: · премией лучшим торговым работникам; · организацией развлекательных поездок за счет фирмы; · организацией различных конкурсов; · моральными поощрениями (присвоение званий, выдача грамот и т.д.).
Личная продажа Личная продажа – это деятельность по работе с индивидуальным потребителем, где производитель принимает непосредственное участие в распространении нужной для него информации. Личная продажа (прямой маркетинг) включает в себя: · личные беседы с клиентами; · регулярное посещение представителями соответствующих отделов предприятий (продавцов) своей клиентуры; · передачу предложений о покупке, условиях сделки по различным средствам современной коммуникации и т.д.. Целенаправленное использование технологии личной продажи средство дорогостоящее, но весьма эффективное. Личная персональная продажа– беседа о товаре продавца с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью продажи данного товара, которая чаще всего осуществляется в различных формах. Многие производители товара (особенно косметики и дорогих малораспространенных товаров) часто прибегают к использованию технологии личных продаж. Это обусловлено тем, что личная продажа основывается на непосредственном и живом взаимном общении; гарантирует конфиденциальность; позволяет определить и скорректировать индивидуальную пригодность товара или услуги; способствует становлению разнообразных доброжелательных отношений между компанией и потенциальным клиентом; наиболее сильно побуждает покупателя к позитивной ответной реакции; наличие обратной связи. Недостатками личных продаж является дороговизна (организовать индивидуальный контакт с каждым покупателем значительно дороже, чем с целевой аудиторией), и низкая пропускная способность продавца. 3.6. Связи с общественностью
Связи с общественностью (PR) –- налаживание связейс определенными целевыми, аудиториямидля получения коммерческих и иных выгод вбудущем. При правильном позиционировании образа компании для ее сотрудников, ответственность за связи с общественностью в общем смысле ложится на каждого из работников, поскольку он является представителем компании, перед другими потребителями. Мероприятия по связям с общественностью можно классифицировать по следующим признакам: По виду. · политический; · коммерческий; По периодичности: · регулярный; · единовременный (целевой); · кризисный. По направлению воздействия: · позиционирование объекта; · создание и укрепление имиджа; · обособление компании от конкурентов и ее выделение среди других компаний; · противостояние PR -мероприятиям конкурентов. По выполняемым функциям: · аналитический (разработка стратегии и тактики информационной политики); · организационный (проведение мероприятий РК); · коммуникативный (распространение информации о компании); · консультативный (консультации руководителей компании и персонала в области связей с общественностью). По аудитории: · внутренней (персонал предприятия); · внешней (потребители, СМИ, местные органы власти); · собственной (партнеры, дилеры, поставщики). Основными задачами мероприятий по связям с общественностью являются: · прогнозирование, анализ и интерпретация общественного мнения; · консультирование руководства (клиентов); · прогнозирование кризисов; · создание фирменного стиля и фирменных стандартов; · целенаправленное создание положительного имиджа фирмы; · оценка эффективности кампаний; · постановка целей, формирование и оптимизация бюджета; · набор, обучение и мотивация персонала (управление ресурсами). С учетом специфики читателя выделим основные отличия рекламы от комплекса мероприятий по связям с общественностью (PR). · Реклама, в отличие от PR, не создает модели социального поведения, максимум возможностей рекламы в этой области – навязывание обществу стереотипических реакций. · PR создает и поддерживает репутации тех или иных субъектов бизнеса, в то время как основная функция рекламы – «продать» тот или иной товар. · В отличие от рекламы PR часто является бесплатным (крайне спорное утверждение, особенно для России). · Реклама нацелена скорее на информирование и побуждение целевой аудитории к определенному действию (зачастую происходящему один раз), а PR на коммуникацию, что в данном случае обозначает создание долговременных отношений с обществом. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте основные этапы процесса коммуникации. 2. Перечислите основные цели системы маркетинговых коммуникаций. 3. Что включает в себя личная продажа? 4. Перечислите приемы стимулирования сбыта, направленные на конечных потребителей. 5. Назовите принципиальные отличия рекламы от мероприятий по связям с общественностью. Основы мотивации в рекламе Основная цель рекламы – сделать так, чтобы покупатель заинтересовался рекламируемым товаром. Но как это сделать на практике? Ответ на этот вопрос дает изучение психологии покупателей. Основная цель этих исследований заключается в раскрытии мотивов, которые управляют людьми. Мотивы совершаемых покупок можно раскрыть только с учетом всех социально-бытовых факторов (образ жизни, интеллекта, уровня дохода и т.д.). На сегодняшний день нет единого мнения по поводу методов воздействия на поведение человека. Предполагается, что мотивационные силы действуют на трех разных уровнях: · мотивы, которые мы осознаем и охотно обсуждаем; · мотивы, которые мы осознаем, но не стремимся обсуждать с кем-либо; · мотивы, о которых мы даже не догадываемся. А.Х. Маслоу предлагает отталкиваться от классификации человеческих потребностей и желаний, которые можно использовать для объяснения побудительных мотивов рекламы и скрытых за ними предположений, относительно мотивов человеческих поступков. Маслоу считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархии и появление новой потребности основывается на удовлетворении предыдущей – более значимой. Предложенная иерархия потребностей выглядит следующим образом:
По мнению автора данной концепции, сначала необходимо удовлетворить «низшую» потребность, и только после этого появится следующая, «высшая» потребность. Человеку, испытывающему жажду, безразлично общественное уважение и любовь. Если придерживаться этого мнения, то только после утоления жажды и голода возникает потребность в самосохранении (не следует путать с инстинктом самосохранения), после обеспечения собственной безопасности возникает потребность в любви и т.д. С точки зрения рекламы, подобная ситуация важна тем, что желание купить тот или иной товар вызвано не одной, а несколькими потребностями, и как следствие, будет продан тот товар, в рекламе которого лучше актуализируется необходимая потребность. Остановимся на анализе человеческих потребностей более подробно. Физиологические потребности Помимо поддержания сил, еда и питье доставляют удовольствие и сами по себе за счет вкуса, запаха, внешнего вида. Еда имеет и достаточно большое социальное значение, выступая как: · индикатор достатка (чем выше доход, тем качественнее продукты можно себе позволить); · ритуал (определенный порядок потребления блюд); · общение (кушать в хорошей компании гораздо интереснее); · социальная идентификация (потребление продуктов, соответствующих твоему социальному статусу, национальной принадлежности и т.д.); Потребность в самосохранении Потребность самосохранения можно разделить на две основные группы: · непосредственная безопасность (потребность в безопасности). В свою очередь делится на личную безопасность и безопасность коллективную; · здоровье (защита от болезней). Реклама, построенная в рамках данной потребности, рассчитана не только на больных людей, но и на здоровых, которые хотят такими оставаться.Также с потребностью в здоровье часто связывают мотив «уюта» и «удобства», который, фактически является промежуточным между физиологическими и психологическими потребностями (для среды обитания). Потребность в любви Различают две разновидности потребности в любви. Первая – потребность в привязанности или любовных отношениях с другими людьми (муж-жена, родители-дети, друзья); вторая – потребность в духовной близости, принадлежность к большой группе (социальная самоидентификация). Самоидентификация играет большую роль во взаимоотношениях внутри профессиональных, деловых и иных объединений. Любовь к противоположному полу Основной мотив в рекламе, предполагает доведение до потребителя мысли, что пользование данным товаром определяет и повышает привлекательность конкретного человека для лиц противоположного пола. Чаще всего, этот мотив используется для рекламы косметики, парфюмерии и т.п. Основной ошибкой является использование мотива в рекламе товаров, совершенно не влияющих на взаимоотношение полов (например, реклама линолеума или металлопроката), либо в рекламе, рассчитанной на характерную целевую аудиторию (например, пенсионеры, дети, инвалиды). Любовь к детям Привязанность родителей к детям проявляется в потребности защитить, создать благоприятные условия для развития и т. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |