Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребность в уважении (Respect)

Желание быть уважаемым свойственно практически каждому человеку. Большое количество поступков совершается человеком именно в погоне за уважением. Чтобы завоевать уважение других людей, необходимо найти способы, раскрывающие самые положительные черты Вашей личности.

Приведем самые распространенные общественные стереотипы, касающиеся уважения:

· привлекательная внешность;

· экстраординарные способности;

· престижная работа;

· возможность вести «красивую» жизнь;

· романтический ореол т.д.

Эта потребность обыгрывается в рекламе за счет имиджевых выгод от приобретения рекламируемого товара. Причем в предыдущем примере основная выгода от приобретения товара формулировалась как причастность к определенному кругу (статус), то во втором выгода формулируется как – пользуясь товаром, ты превосходишь окружающих (обгоняешь соперников).

Чаще всего, к подобной рекламе прибегают производители алкоголя и табака, а иначе как заставить человека, знающего, что это вредно, вдыхать дым и пить разбавленный этиловый спирт.

Потребность в самоутверждении

Каждый человек, пусть даже и в глубине души, считает себя одаренным, умным и сильным (в какой то области), отсюда стремление сделать что-либо достойное своих возможностей.

Данный мотив в рекламе используется достаточно часто, и, прежде всего в синтезе с другими социальными мотивировками. К товарам, которые рекламируются с преимущественным использованием данного мотива, можно отнести любые товары, приобретаемые для саморазвития, будь-то курсы иностранных языков или музыкальные инструменты.

Краткий обзор одной из теорий мотивационного анализа позволяет сделать вывод, что мотивации скрыты от глаз, и их практически невозможно отделить одну от другой. Кроме того, теория базиса отсчета предполагает, что поведение зависит от большого количества внешних и внутренних факторов, а мотивация это только один из них.

Выбор побудительных мотивов

 

Побудительный мотив (или основная идея рекламного сообщения) является одним из наиболее важных моментов в создании рекламы. Из огромного количества предлагаемых мотивов, необходимо выбрать тот, который будет настолько актуален для потребителя, что приведет к покупке рекламируемого товара. Фактически, создатели рекламного обращения должны принять решение о том как, и что именно нужно сказать потребителю, чтобы вызвать у него нужную реакцию.

Вопрос о том как нужно сказать, заключается в выборе средства распространения рекламы, а вопрос о том что нужно сказать раскрывается в выборе свойств и качеств товара, которые можно использовать в рекламе.

Важную роль в выборе того, что нужно сказать потребителю, играют показатели качества товара. Восприятие потребителем качественных характеристик товара является крайне важным для рекламы товаров и услуг. Большинство потребителей твердо уверены в том, что их выбор определяется, в первую очередь, определенными качествами товара. Показатели качества, в данном случае, являются не столько объективными, сколько субъективными характеристиками товара. Значительная часть товаров вообще не имеет характерного качественного преимущества.

Таким образом, можно утверждать, что показатели качества во многом создаются, а не описываются рекламой. Реклама способна наделить товар набором качеств, необходимых потребителю.

Рассмотрим классический пример исследования подобного типа (подробнее – П. Мартино «Мотивация в рекламе»).

Растворимый кофе пользуется большим успехом. В психологическом восприятии потребителей растворимого и свежесваренного кофе имеется огромная разница.

1. Свежесваренный кофе воспринимается как полноценный, вкусный, чистый, крепкий и горячий; символизирует бодрость и приток сил; является широкомасштабным символом социального общения, проявления гостеприимства, дружеского расположения и любезности.

2. Растворимый кофе воспринимается как нечто противоречащее всем этим идеальным качествам. Несмотря на растущую популярность, растворимый кофе считается низкосортным заменителем.

3. Растворимый кофе характеризует женщину как ленивую хозяйку. (Если она постоянно пользуется товаром, у которого основное притязание на достоинство заключается не в аромате и качестве, а в легкости приготовления, экономии времени и усилий самой хозяйки).

4. Но и хорошая хозяйка может воспользоваться растворимым кофе, когда торопится или хочет выпить всего одну чашку.

5. Однако растворимый кофе представляет собой общественное оскорбление. Его основной недостаток в том, что он неприемлем для случаев общения;

6. Основные достоинства растворимого кофе – практичность, удобность, быстрота приготовления, заменитель натурального кофе, более низкая цена. По всеобщему мнению, использование растворимого кофе идеально для людей, которых интересует всего одна чашка или есть ограничения по времени.

7. Популярность растворимого кофе растет. Люди начинают верить, что товар стал совершеннее. Кроме того, он приобретает общественную респектабельность, обозначает молодую и деловитую аудиторию, достаточно умную, чтобы пользоваться новинками.

В выводах данного исследования говорилось, что пока реклама растворимого кофе акцентирует внимание на безличных характеристиках быстроты, экономичности и удобства, являющихся показателями использования только в экстренных случаях, он никогда не обретет в полной мере признаков символа общения, которые до сих пор принадлежат обычному кофе.

В сегодняшней рекламе растворимого кофе обязательно присутствуют выражения «аромат свежесваренного кофе», «вкус кофе» и т.д.

Важную роль в выборе побудительных мотивов играют данные исследований образа жизни.Это данные о предпочтениях, взглядах, устремлениях, ценностях целевой аудитории.

По мнению Дж. Палмера, подобные исследования дают рекламисту следующие знания:

· данные об образе жизни, более полное и более реальное представление о потребителе;

· ориентацию в отношении основной тональности рекламы (серьезный или ироничный тон), чтобы лучше воздействовать на аудиторию;

· представление о приятных последствиях, к которым люди стремятся в своих действиях (об их поведенческих стимулах). Представление о мере эгоизма целевой аудитории;

· информацию о числе и типах ролей, в которых представляет себя потребитель.

Рассмотрим пример адаптации понятий ожидаемой награды к выбору побудительных мотивов:

 

 

Опыт использования товара Вознаграждение
рациональное чувственное общественное эгоцентричное
Результаты использования
Особенности процесса пользования
Побочные результаты использования

 

Примеры побудительных мотивов для каждой из 12 позиций:

1. Делает белье чище.

2. Быстрее избавляет от головной боли.

3. Когда вам хочется выбрать только самое лучшее.

4. «Ведь вы этого достойны» (слоган).

5. Пельмени, которые не нужно лепить.

6. Настоящий вкус легкого пива.

7. Дезодорант, гарантирующий общественное признание.

8. Галстук для молодого руководителя.

9. Вакуумная упаковка сохраняет аромат кофе.

10. Кресло, в котором чувствуешь себя современным человеком.

11. Телевизор, который меньше весит и который легче поднимать.

12. Стереосистема для человека с тонким вкусом.

Рассмотрим как зависит структура отношений потребителя и выбор рекламных мотивов (по А. Е. Амштютцу).

В отношении каждого класса товаров у потребителя складывается:

· набор важных характеристик товара;

· набор восприятий марок с учетом каждой «идеальной» характеристики, присущей товарам класса в целом.

В данном случае потребителю предлагают оценить значимость определенных характеристик воздушных хлопьев по десятибальной шкале, после чего оценить на основе тех же критериев хлопья двух конкретных марок.

В результате получилась следующая таблица (с чисто гипотетическими результатами):

 

 

Характеристики товара Коэффициенты значимости
Товарная категория Марка А Марка Б
Белки
Микроэлементы
Витамины
Отсутствие сахара

 

 

Каким образом данная методика позволяет выбирать рекламные мотивы? Предлагается пять вариантов подхода:

1. Если коэффициент значимости данной товарной категории невелик в сравнении с другими товарными категориями (например, витамины в таблетках), то рекламодатель может попытаться поднять коэффициент значимости, например, указав на преимущества товаров данного класса (хлопья) в целом, в сравнении с марками другой товарной категории. Этим он поддерживает и свою марку, поскольку рекламирует, в том числе и ее. Например: «Зачем специально покупать витамины? Кушайте хлопья, витамины в них и так есть!».

2. Можно осведомить потребителя о какой либо характеристике своего товара, которая присуща всей товарной категории, но конкуренты о ней не говорят. Например: «Темное пиво из карамельного солода…Сделанное по методике «нижнего» брожения и т.д. именно поэтому оно такое замечательное!» (практически любое темное пиво варится из карамельного солода методом «нижнего» брожения, просто другие фирмы не догадались об это сказать раньше).

3. Ситуация, когда товар определенной марки имеет высокий коэффициент значимости по характеристике, которую потребитель не считает важной в рамках товарной категории (в случае с примером в таблице – марка Б имеет более высокую характеристику из- за отсутствия сахара [6], но в рамках всей товарной категории эта характеристика не столь значима [3]. В этом случае, рекламная кампания, нацеленная на убеждение потребителя в важности отсутствия в хлопьях сахара, будет на руку именно производителю марки Б.

4. Самый простой из предлагаемых мотивов – приведение величины значимых характеристик марки к величине значимых характеристик товарной категории. Убеждение потребителя в том, что именно данная марка идеально отвечает требованиям потребителя к товарам данного класса.

5. Самый спорный с точки зрения закона метод: изменение представлений потребителя относительно марки конкурента. Чаще всего данный принцип реализует сравнительная реклама. Например, если батарейка Дюрасел работает в два раза дольше (подразумевается – «чем другие батарейки»), то конкурентам данной марки требуется убеждать потребителя уже не в превосходстве своей марки, а как минимум в том, что она не хуже.

Следует помнить, что никакие исследования не смогут гарантировать 100% результата кампании, т.к. для достижения успеха необходим еще и творческий подход. Любые виды исследований лишь помогают при принятии творческих решений, «научный подход» к рекламе ни в коем случае не является абсолютным. С другой стороны, даже гений от рекламы, не обладающий нужной информацией, не способен придумать что-либо стоящее.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...