Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наследственное право варварских германских народов

Наследственное право - это совокупность норм, определяющих судьбу имущества после смерти умершего наследодателя, собственника. Различали два способа наследования:

1. По закону - распределение наследства по воле законодателя, когда не осталось завещания.

2. По завещанию - распределение наследства по воле умершего, в том числе в пользу посторонних лиц.

Древнему праву известно было только наследование по закону (обычному праву) и неизвестно наследование по завещанию. При существовании семейной собственности наследовали только члены семьи и наследодатель не мог завещать имущество посторонним лицам, ибо считалось, " что только Бог может сделать наследниками, но не человек ". Порядок наследования определялся кровным родством. После смерти отца в наследство вступали ближайшие родственники по крови, сыновья. При отсутствии членов семьи имущество считалось выморочным, бесхозяйным и переходило к общине, а затем и королю (государству).

Завещание представлялось нарушением прав ближайших родственников. Человек, готовясь умирать, не вправе лишить имущества, даже движимого, своих родичей, в пользу посторонних лиц. Каждый отец распределял имущество между своими детьми. Наследство переходило к сыновьям, а дочери исключались от наследства при сыновьях, они получали лишь выдел приданого. Женщина отстранялась от наследования земли, инвентаря и оружия.

Почему? Дело в том, что семью продолжают сыновья, а не дочери. Сын должен был сделаться главой семьи, а дочь может быть только членом семьи, она не основывает своей семьи, а примыкает к чужой. Она выходит из семьи своей по рождению и переходит в чужую по браку, что несовместимо с идеей сохранения имущества в семье. Также феодальные повинности феодалов (дворян) и крестьян лежали на мужчине. Служить должен был мужчина, а не женщина.

По завещанию отец может лишь разделить семейное имущество между законными наследниками - детьми.


6. Уголовное право варварских германских народов. Период частных композиций (V - IX века)

Уголовное право развивается из кровной мести и выкупов. Кровная месть ограничивается талионом и частными композициями.

Преступник мог откупаться от мести, угрожавшей ему, если он предпочитал выкуп. Выкуп рассматривался как удовлетворение потерпевшего за его отказ от права мести. Все преступления, начиная с убийства, и вплоть до самой незначительной кражи или оскорбления влекли за собой лишь денежное вознаграждение

Выкуп уплачивался не только преступником, но и сородичами его, ибо сородичи обязаны были оказывать покровительство своему сочлену. Сородичи могли освободиться от ответственности формальным изгнанием привычного преступника из своей среды. Он становился вне закона, то есть за его убийство не будет взиматься выкуп, его может безнаказанно убить всякий, кому вздумается. Если кто - либо дал приют ему, он тем самым становится ответственным за его действия.

Денежная ответственность сородичей, выражавшаяся в уплате штрафа за преступление своего сородича, всегда влекло за собой и право на вознаграждение, в случае убийства сородича. Право принятия выкупа всегда связано с обязанностью платить его Обязанность взноса выкупа н право получения его, подобно мести, сначала распространялась не только на преступника, но и на всех его родичей, позже только на ближайших.

Уголовное право варварских правд относится к периоду частных композиций (V - IX века) - период ответственности перед потерпевшим, а не перед государством. Преступление и гражданское правонарушение не различались. Основным наказаниям являлся выкуп в пользу потерпевшего.Преступление понималось как противоправное причинение вреда личности или имуществу частного лица, обида, так и отчасти нарушение " королевского мира ", то есть установленного и признанного властью общественного порядка. Поэтому целью наказаний являлось удовлетворение потерпевшего, возмещение материального и морального вреда частному лицу, основным видом наказания являлась частная композиция - уплата убытков, штраф в пользу потерпевшего или его родственников.

Этот штраф преследовал двоякую цель: с одной стороны, возмещение причиненного вреда, а с другой стороны - некоторое имущественное наказание, кара правонарушителя. Среди штрафов особо выделялся вергельд (цена мужа) - выкуп за убийство в пользу детей и боковых родственников убитого. Штраф становится фиксированным. Больший штраф назначался за убийство и равные ему преступления и меньший - за менее важные деяния. Размер штрафа зависел от тяжести преступления, пола, возраста, общественного положения обидчика и обиженного.

Со временем государство начинало вмешиваться в частные споры, стремясь восстановить нарушенный мир, сдержать месть в пределах разумного и терпимого. В случае отказа принять выкуп или его уплатить, месть в то время чаще всего допускалась при следующих тяжких преступлениях: убийство, прелюбодеяние, особенно захваченное на месте, осквернение и ограбление гробниц, поджог с опасностью для лиц, воровство, захваченное на месте преступления, а также воровство скота, особенно лошадей. Затем выкуп сделался обязательным. С дальнейшим развитием появляется осознание того, что там, где страдает один из членов общества, - страдает и все общество; поэтому компенсацию должны получить не только потерпевший и его род, но и государство.

Штраф начинает назначаться от имени общества - дополнительно к возмещению, которое получает потерпевший, либо вместо этого возмещения. По Салической правде вергельд, уплачиваемый осужденным как выкуп за нанесенную потерпевшему обиду, распределялся так, что две трети его шли в пользу обиженного в качестве возмещения ущерба, одна треть (фредум) - в пользу графа - судьи, то есть короля, который как гарант общественного порядка, теоретически также признавался жертвой преступления.

У русских в период Русской правды также различались: головничество -выкуп в пользу потерпевшего, и вира - выкуп в пользу князя.

Субъектом преступления признавалось лицо, которое совершает преступление. Субъектом преступления признавалось свободное лицо, человек. За раба ответственным лицом являлся господин раба, который или выкупал раба или выдавал его потерпевшему лицу. Убийство раба чужим человеком не рассматривалось как преступление убийства, а как истребление чужой вещи. Оно направлено не против раба, а против имущественных прав хозяина, поэтому следовало оплатить его стоимость господину.

Если ущерб был причинен рабом, потерпевший имел право осуществить месть против раба лично, причинив вред таким образом собственности хозяина; в дальнейшем хозяин или собственник получил возможность предупреждать такую месть уплатой вознаграждения за причиненный вред .

Классификация преступлений сводится почти исключительно к преступлениям, направленнымпротив частных лиц - личности и имущества. Среди преступлений против личности отмечались убийство, телесные повреждения, самым из которых являются увечья - лишение руки, ноги, глаза, носа, караемые половиной выкупа сравнительно с убийством. Кастрация приравнивалась к убийству и предусматривала выкуп 200 солидов. Легкие увечья - отнятие пальца, побои и раны карались меньшим штрафом. Лишение пальца каралось меньшими выкупами. За палец, которым натягивают лук, присуждается штраф 35 солидов, и только 9 солидов - за четвертый палец.

Оскорбление чести действием- угроза мечом, вырывание волос из головы, бороды и усов как символов мужчин, особо чтимых многими древними народами, сорвание платья женщины. По Салической правде оскорбление действием наказывалось штрафом в 15 солидов, а оскорбление свободного франка словом - уродом, зайцем, волком, лжецом или другими обидными прозвищами наказывалось штрафом в 3 солида. За оскорбление женщины словом " блудница " штраф 45 солидов.

Кража, грабеж, разбой- одно и тоже понятие, не известно мошенничество. Из имущественных преступлений варварские правды больше всего останавливались на краже, которая обыкновенно по наказуемости приравнивалась к грабежу, а по некоторым правдам даже строже каралась.

Это последнее объясняется тем, что тайный хищник, в период поклонения физической силе, должен был считаться более позорным и опасным, чем явный. К тому же свежи были в это время традиции кровной мести, когда грабеж смешивался с доблестным захватом добычи у неприятеля.

Не все виды кражи карались одинаково. Большинство сборников самой тяжкой кражей считало ночную кражу, захваченную на месте преступления, особенно если вор сопротивлялся: виновного в этом случае дозволялось безнаказанно убить. Строже так же каралась кража из закрытых помещений, кража важных в хозяйстве предметов - скота и особенно лошадей, а также повторение кражи.

Наравне с кражей, а иногда и строже ее, каралось повреждение чужих вещей; самым тяжким видом его был поджог, особенно жилых зданий и помещений, предназначенных для хранения хозяйственных предметов. Поджог есть истребление огнем зданий, вещей.

Салическая правда не содержала упоминаний преступлений против государства в силу неполноты закона по сравнению с действующим правом. Из преступлений против религии в варварских правдах встречались: осквернение священных мест, в том числе могил, и волшебство или колдовство. В древних памятниках мы встречаем скудные постановления о преступлениях против половой нравственности: вплоть до введения христианства признавалась преступлением только измена жены мужу. Измена жены наносила бесчестие всему роду, который поэтому в случае отказа мужа от наказания ее сам лишал ее жизни или позорно изгонял. К прелюбодеянию приравнивалось по последствиям похищение чужих жен, а также изнасилование и растление женщин чужого рода.

Смертная казнь применялась за государственные и религиозные преступления, при несостоятельности преступника.

 

 


Процессуальное (судебное) право варварских германских народов. Состязательный (обвинительный ) процесс.

Во Франкском королевстве уголовный и гражданский процесс представляли собой неразрывное целое. Процесс был устный, гласный, со свободной оценкой доказательств. Судебное разбирательство возбуждалось на основе частного обвинения (обвинительный процесс), по жалобе потерпевшего, который должен был в строго определенной форме вызвать обвиняемого в суд, причем на явку полагался установленный законом срок. В случае неявки вызов повторялся второй и третий раз, и только при троекратной неявке могло последовать заочное рассмотрение или осуждение. Обвинитель перед судьями излагал свою жалобу, после чего обвиняемый спрашивался, признает ли он обстоятельства, указываемые обвинителем. Если обвиняемый их признавал, разбирательство заканчивалось и судьи выносили приговор, если же отрицал, судьи переходили к рассмотрению доказательств, к допросу свидетелей. Обвинитель представлял суду своих свидетелей, обвиняемый - своих. Каждая сторона имела право оспаривать показания свидетелей противной стороны. По исчерпании всех доказательств и заключительных слов сторон суд постановлял приговор.

Основными доказательствами (доказательства - это факты, которые служат основанием убеждения судьи в виновности или невиновности обвиняемого) были:

1.Собственное признание обвиняемого- показание обвиняемого, которым он признает справедливость обвинения вопреки собственной выгоде.

2. Свидетельские показания. Свидетели - это очевидцы. Например, человек видел как убивали другого.

3. Вещественные доказательства - внешние следы, свидетельствующие о происшедшем событии. Например, побои, синяки при обвинении в телесных повреждениях, краденые веши при обвинении в краже, труп при обвинении в убийстве.

4.Присяга, клятва соприсяжников. Присяга - это признание истинности какого-нибудь показания признанием имени Бога. Свободный, неопороченный обвиняемый мог очиститься от не очень значительного обвинения присягой личной или присягой, подкрепленной группой соприсяжников. Принимая очистительную присягу, обвиняемый ставил свое вечное спасение в залог своей невиновности. Люди верили, что Бог принимает непосредственное участие в человеческих делах и, следовательно, не может допустить, чтобы кто-нибудь ложно сослался на него и ложно призвал его в свидетели.

Обвиняемый отрицал обвинение торжественной клятвой с призывом Бога и его святых в свидетели своей правоты, но вместе с ним должны были клясться и те, которых он приводил в качестве соприсяжников. Соприсяжники не являлись свидетелями, не давали суду показаний по существу дела, это свидетели доброй славы - приятели, соседи, родственники, которые знали обвиняемого и по совести утверждали, что он хороший человек и не мог совершить преступления, в котором он обвиняется. Они под присягой ручались за честь, добропорядочность обвиняемого, что обвиняемый и его присяга достойны доверия. Обе стороны могли приводить соприсяжников.

5. Лица, опороченные прежним осуждением, пользующиеся дурной репутацией, несвободные или обвиняемые, которые не могли найти нужного числа соприсяжников, могли очиститься от подозрения только путем применения ордалий или божьего суда, то есть испытании (не пытки!) посредством огня и воды.

Спорящие стороны вызывались сделать что-нибудь такое, что по естественному порядку вещей должно быть гибельно для них, но вследствие непосредственного участия Бога окажется безвредным. Все верили, что знающий правду Бог косвенно укажет на виновного. Правда будет обнаружена непосредственным вмешательством самого Бога в пользу невиновного. Германцы применяли ордалии нескольких видов.

Испытание огнем состояло в держании руки на огне, в переходе через зажженный костер в одной рубашке, в держании руками раскаленного железа. По характеру ран судили о вине. Взяв в руки раскаленный кусок железа, следовало сделать с ним несколько шагов. Руку, поврежденную испытанием, смазывали жиром, бинтовали и давали заживать. Через несколько дней " сведущие люди " осматривали ее. Если рубцы заживали хорошо - человек считался невиновным.

Испытание водой производилось или кипящей, или холодной водой При испытании кипящей водой клали на дно сосуда с кипятком кольцо, которое обвиняемый должен был вынуть без вреда для себя. При испытании холодной водой обвиняемого, перевязанного веревкой, бросали в воду и, если он шел ко дну, тонул, то считался невиновным, если же оставался на поверхности воды, то признавался виновным. Считалось, что вода как чистая стихия ничего нечистого не принимает.

С принятием христианства появилось новое испытание - крестом: истец и ответчик ставились у креста с поднятыми вверх руками, и кто первый опускал руки, тот считался виновным, значит, Бог не пожелал укрепить его силы. Реже применялось испытание освященным куском хлеба и сыра: считалось, что, съедая их, виновный обязательно подавится. Весьма распространенным судом божьим был привод подозреваемого в убийстве к телу убитого: по народному поверью, при прикосновении или при приближении убийцы выступала кровь из ран убитого.

Характер обращения к божьему суду имел и судебный поединок. Он назначался во всех случаях, когда ответчик обвинял истца в намеренной лжи. Посредством поединка желали испытать не воинскую силу, а узнать истину. " Поединок для того установлен, что никто не знает истины, кроме одного Бога, а потому мы должны верить, что Бог рассудит по справедливости ", - говорит Швабское зерцало.

Судебный поединок заключался в том, что обвинитель (потерпевший) и обвиняемый разрешали свой спор путем физической борьбы с оружием в руках перед лицом суда, и выигрывало дело победившая сторона. Стороны не всегда обязаны были лично участвовать в поединке: за женщин, стариков, калек могли выступать наемники. При победе обвинителя обвиняемый признавался виновным и к нему применялось наказание. При победе обвиняемого он освобождался от ответственности, и наказание падало на обвинителя. При поединке по делам о преступлениях, влекущих смертную казнь, арена поединка обязательно превращалась в место казни. Побежденного немедленно волокли к виселице, заранее воздвигнутой, и тут же вешали, проделывая это в случае его смерти и с трупом.

Исполнение судебного решения было делом истца. Если присужденный к уплате выкупа обвиняемый не выполнял решения суда, обвинитель должен был троекратно обращаться к суду за подтверждением своего права. Только после этого обвинитель с помощью суда мог в принудительном порядке получить возмещение из имущества осужденного. Если обвиняемый не уплачивает наложенного на него вергельда, то есть выкупа за убийство, и никто по требованию обвинителя не примет на себя обязательство уплатить сумму вергельда за осужденного, последний передается в руки обвинителя, который имеет право умертвить его. Такое умерщвление должно быть совершено с соблюдением определенной формы, в присутствии свидетелей.

Лицо, не подчинявшееся праву объявлялось вне закона. Такой человек уподоблялся волку, и все общественные связи с ним порывались: ни родственники, ни даже жена не имели права заступаться за него или оказывать ему какие - либо услуги.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...