Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ финансового состояния ОАО «Сбербанк России»

Анализ финансового состояния Сбербанка России следует начать с анализа основных итогов его деятельности за период с 2009-2011 год. Основные показатели отражены в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Итоги деятельности Сбербанка Росси по состоянию на 01 января 2010- 2011гг., млрд. руб.

№ п/п Показатель 1.01.2010 1.01.2011 1.01.2012 Прирост, % 2010-2011г. Прирост, % 2011-2012г.
1 капитал 323,2 675,6 774,5 109,0% 14,6%
2 прибыль 122,5 153,06 136,9 24,9% -10,6%
3 чистая прибыль 87,9 116,7 109,9 32,8% -5,8%
4 кредитный портфель 1 933,1 4103,9 5561,2 112,3% 35,5%
5 в том числе кредитование юридических лиц (без МБК) 1 405,6 79,7 331,3 118,9% 29,1%
6 остаток средств на счетах физических лиц 1 500,1 2676,1 3106,4 77,1% 16,3%
остаток средств юридических лиц 583,4 1327,8 1 785,2 120,6% 38,7%
отношение затрат к доходам 37,4% 40,1% 43,1% 7,2% 7,5%

 

За анализируемый период все показатели в динамике имеют тенденцию роста, в течение 2011 года в условиях сложной ситуации в российской и мировой экономике Сбербанк России активно наращивал операции кредитования. Объем кредитного портфеля на 1 января 2012 года составил 5 561 млрд. рублей. За год банк увеличил остаток кредитного портфеля на 35,5% или на 1 457 млрд. рублей, что больше прироста за 2010 год (1 392 млрд. рублей).

Активное кредитование национальной экономики позволило за год увеличить кредитный портфель корпоративных клиентов почти на 900 млрд. рублей, частных клиентов – более чем на 300 млрд. рублей.

В течение 2011 года банк выдал корпоративным клиентам около 5 трлн. рублей в виде кредитов (из них более 450 млрд. рублей в декабре). Кроме того, банк финансировал корпоративный сектор, приобретая облигации российских эмитентов: объем сделок за год составил около 70 млрд. рублей, за декабрь – около 3 млрд. рублей. Среди предприятий, получивших кредитные ресурсы от банка, – субъекты малого бизнеса, предприятия оборонно-промышленного комплекса, компании, осуществляющие строительные, инвестиционные проекты и другие компании, представляющие практически все отрасли экономики страны.

За 2011 год средства на счетах физических лиц и средства юридических лиц в совокупности увеличились на 22,3% до 4 875 млрд. рублей:

- Остаток средств на счетах физических лиц за 2011 год увеличился на 16,3% или на 433 млрд. рублей и составил 3 089 млрд. рублей. Прирост за ноябрь-декабрь составил 181 млрд. рублей, что почти в 2 раза превысило отток средств со счетов населения в октябре. За 11 месяцев 2011 года банк увеличил свою долю на рынке средств частных клиентов до 52,5%.

- Остаток средств юридических лиц за 2011 год увеличился на 38,7% или на 457 млрд. рублей до 1 785 млрд. рублей.

- Капиталбанка достиг 774,5 млрд. рублей, увеличившись с начала текущего года на 73,3% за счет увеличения уставного капитала и дополнительной эмиссии акций.

Банк продолжает последовательно работать над сокращением издержек и оптимизацией структуры затрат. Отношение затрат к доходам по сравнению с показателем за 2010 год улучшилось на 3 процентных пункта и составило 43,1%.

За 2011 год прибыль до уплаты налогов снизилась на 10% и составила136,9 млрд. рублей, чистая прибыль составила 109,9 млрд. рублей. Такие изменения связаны с увеличением объёма резервов на возможные потери по ссудам в период нестабильной экономической ситуации.

Портфель кредитов корпоративным клиентам вырос на 29,1% и достиг 3 972,9 млрд.руб. В структуре кредитного портфеля возросла доля специализированных кредитов, в основном за счет финансирования инвестиционных и строительных проектов. Одновременно снизилась доля коммерческих кредитов, предоставляемых клиентам на пополнение оборотных средств, приобретение движимого и недвижимого имущества, расширение и консолидацию бизнеса и другие цели.

Портфель кредитов физическим лицам вырос в 2011 году на 32,7% и достиг 1 257,0млрд руб. Наиболее значительно увеличился портфель жилищного кредитования. Остаток ссудной задолженности банков увеличился более чем в 2 раза до 331,3 млрд.руб. преимущественно за счет кредитов в иностранной валюте. Данная динамика обусловлена ростом валютных пассивов банка на фоне девальвации рубля и необходимостью их размещения при том, что спрос на валютные кредиты в рамках национальной экономики был ограничен.

Объем портфеля ценных бумаг остался на прежнем уровне, при этом его доля в совокупных активах несколько снизилась. На 93,3% портфель представлен долговыми инструментами.

Значительный рост денежных средств и их эквивалентов связан с притоком значительных объемов средств клиентов в евро и долларах США.

Основные средства возросли за счет проведенной переоценки и ряда приобретений.

Привлеченные средства банка увеличились в 2011 году на 39,3% и составили 5975,1 млрд руб. Значительная часть роста обязательств связана с ростом привлеченных средств корпоративных клиентов, а также с привлечением субординированных займов от банка России в октябре-декабре 2011 года на общую сумму 500 млрд. руб.

Привлеченные средства юридических лиц увеличились на 34,4% до 1 785,2 млрд. руб. Значительный прирост средств корпоративных клиентов обеспечил дополнительное фондирование кредитного портфеля, темпы роста которого превышали темпы роста вкладов физических лиц.

Средства физических лиц увеличились на 16,1% до 3 106,5 млрд руб., при этом в абсолютном выражении прирост сопоставим с приростом средств юридических лиц. Средства физических лиц остаются основным источником ресурсов банка – на них приходится 52,3% всех привлеченных средств.

Рост объема созданных резервов на возможные потери по ссудам и прочим активам более чем вдвое до 248,9 млрд руб. связан с ростом рисков в российской экономике в условиях кризиса. Объем созданных резервов на возможные потери по ссудам на 31 декабря 2011 года покрывает объем просроченной задолженности в 2,6 раза.

В целом Банк сохраняет занятые позиции на рынке обслуживания корпоративных клиентов. За прошедший год продолжилось увеличение объема средств, привлеченных банком с международного и внутреннего финансовых рынков, что свидетельствует о том, что нестабильность банковского сектора России в 2011 году не повлияла на отношение финансовых институтов к Сбербанку России как к надежному партнеру.

Изучив структуру баланса хотелось бы перейти к анализу частных показателей, характеризующих качество использования активов и пассивов (приложение Л).

Коэффициент П8 характеризует финансовую устойчивость банка, его значения соответствуют оптимальным, отсюда следует, что банк является конкурентоспособным.

Коэффициент П1 характеризует уровень срочности и надежности и имеет тенденцию к росту. Это связанно с резким увеличением онкольных и срочных обязательств и говорит о том, что банк выдает больше срочных обязательств и до востребования, так как они являются наиболее ликвидными, а значит, банк меньше подвергается риску потери ликвидности, т.е. является конкурентоспособным.

Коэффициент П3 определяет степень минимизации риска устойчивости или затрат и показывает, какую долю занимают обязательства до востребования к общей сумме обязательств. В данном случае этот показатель соответствует норме.

Коэффициент П6 показывает степень пассивной устойчивости и качество управления прочими обязательствами (штрафы, пени, неустойки). Он стремится к минимуму. Исходя из значений коэффициента, можно сказать, что за 2011 год банк укрепляет свою правовую политику и тем самым уменьшает количество штрафов, пений и неустоек.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ОАО «Сбербанк России» обладает стратегией и возможностями по размещению активов исходя из существующей ресурсной базы банка, также банк благоразумно использует платные привлеченные средства, а это позволяет избежать убытков.

Активы банка играют также важную роль в проведении анализа банка, так как они влияют на доходность, ликвидность и риски банка.

Состояние активов банка можно проследить с помощью анализа коэффициентов, их характеризующих (приложение Л).

За анализируемый период наблюдается снижение доходных активов на 1,7%, что говорит о том, что у банка на балансе находится достаточное количество доходных активов, которые обеспечивают хорошую функциональность банка.

Показатель К2 увеличился за рассматриваемый период на 18% – это говорит о рациональном использовании банком платных средств.

Наблюдается понижение показателя К3, это связанно с увеличение ссуд, выданных банком. Данный показатель необходимо держать в рамках 0,6–0,7, т. к. резкое его уменьшение или увеличение приведет к убыткам банка.

К4 – определяет рискованность политики, которую определяет банк в своей деятельности. За рассматриваемый период коэффициент уменьшился на 19,2%. Это говорит об увеличении дополнительного капитала, опережающего рост общего числа ссуд банка.

Показатели К5 и К6 соответствуют нормативным значениям, это говорит об эффективной ссудной политике банка.

Отсюда можно сделать вывод, что ОАО «Сбербанк России» целесообразно размещает платежные средства в активные операции, стремится к минимизации риска, а также использует активы, приносящие доход.

На основе анализа вышеперечисленных коэффициентов можно сказать, что банк целесообразно использует как свои активы, так и пассивы. Одним словом, банк обладает деловой активностью на рынке банковских услуг.

Для более детального анализа финансового состояния необходимо перейти к анализу доходов и расходов банка (приложение Н).

Доходы банка увеличились за год на 36,2% до 766,4 млрд. рублей, в основном за счет процентных доходов от операций кредитования.

Процентные доходы от операций кредитования возросли на 45,1% до 540,7 млрд. руб. в первую очередь за счет кредитов юридическим лицам. Данный рост обусловлен увеличением кредитного портфеля банка, а также более высокой по сравнению с 2010 годом доходностью кредитных операций.

Объем комиссионных доходов увеличился на 39,2% до 134,3 млрд. руб. при этом доля комиссионных доходов в общих доходах банка возросла с 17,1 до 17,5%. Значительный рост показали комиссии от операции с пластиковыми картами и иностранной валютой. В структуре комиссионных доходов основная часть приходится на операции кредитования (33% от общего объема комиссионных доходов), кассовые операции (20%), расчетные операции (17%), операции с банковскими картами (14%).

Доходы от операций с приобретенными ценными бумагами составили 29,8 млрд. руб. против 76,0 млрд.руб. по итогам 2010 года, их доля в общих доходах банка упала с 13,5 до 3,9%. Снижение доходов от операций с ценными бумагами во многом объясняется низкой доходностью ценных бумаг.

Расходы банка увеличились на 53,6% до 629,4 млрд. руб. в основном за счет роста расходов по привлеченным средствам юридических лиц и расходов на создание резервов.

Расходы по расчетным счетам и депозитам юридических лиц возросли на 84,2% до 59,2 млрд. рублей, что связано как с увеличением объема привлеченных средств.

Расходы по вкладам физических лиц, включая расходы по страхованию вкладов, выросли незначительно – на 0,6% до 166,3 млрд. руб., что связано со снижением средней стоимости средств по сравнению с 2010 годом.

Рост расходов по привлеченным средствам банков на 57,9% до 14,1 млрд.руб. обусловлен значительным увеличением средних остатков, в том числе за счет средств Банка России, а также ростом средней стоимости заемных средств на межбанковском рынке.

Увеличение расходов на создание резервов связано с изменением качества кредитного портфеля, вызванным ухудшением экономической ситуации, а также консервативной политикой банка в отношении управления кредитными рисками. Создание дополнительных резервов сказалось на структуре расходов банка. Объем расходов на резервы увеличился более чем в 4,3 раза и составил 134,1 млрд. руб., а их доля в расходах банка увеличилась с 7,6 до 21,3%.

Расходы на содержание персонала (с учетом единого социального налога, а также резервов на выплату вознаграждений по итогам работы за год и за выслугу лет) за 2010 год составили 135 млрд. руб., темп прироста расходов по сравнению с 2010 годом составил 20%.

Административно-хозяйственные расходы составили 59,7 млрд. руб. С учетом корректировок, произведенных для сопоставимости данных, темп прироста этих расходов по сравнению с 2010 годом составил 22,9%.

Эффективность усилий банка по снижению издержек и оптимизации расходов подтверждается снижением показателя отношения затрат к доходам по итогам года с 46,1 до 43,5%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность банка является эффективной, так как, несмотря на кризисные явления в экономике и банковской системе, Сбербанк в 2011 году смог не только сократить издержки и увеличить доходы, но ещё и преумножить капитал банка.

В течение 2011 года Банк стабильно выполнял установленные Банком России обязательные экономические нормативы достаточности капитала и ликвидности, значение данных за анализируемый период, подтверждающих такой вывод представлены в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 - Экономические нормативы достаточности капитала и ликвидности. (тыс.руб.) 2009 - 2011 год.

№ п/п Показатели Нормативное значение Фактическое значение в 2009 году Фактическое значение в 2010 году Фактическое значение в 2011 году
Достаточности капитала, % H1 min 10% 12,1 13,7 14,8
Мгновенной ликвидности, % H2 min 15% 55,6 53,3 44,7
Текущей ликвидности, % H3 min 50% 63,1 65,7 53,7
Продолжение таблицы 2.5
Долгосрочной ликвидности, % H4 max 120% 91,8 101,8 102,6
Максимальный размер риска на одного заемщика, % H6 max 25,0 23,1 21,5 18,6
Максимальный размер крупных кредитных рисков, % H7 max 800% 140,4 166,9 111,1
Совокупная величина кредитов, выданных акционерам, % H9,1 max 50% 0,0 0,0 0,00
Совокупная величина кредитов, выданных инсайдерам, % H10,1 max 3% 2,0 2,0 1,7

 

Величина собственного капитала в динамике имеет тенденцию роста это говорит о том, что капитала банка более чем достаточна для обеспечения его устойчивости.

Коэффициент достаточности капитала на протяжении всего анализируемого периода соответствует нормативному значению, это говорит о том, что банк может себе позволить проводить рисковые операции и страховать эти риски своим имуществом.

Коэффициент мгновенной ликвидности в 2010 году снижается, а к началу 2012г.ситуация нормализуется коэффициент имеет тенденцию к росту– это значит, что увеличилась доля обязательств банка, которые могут быть погашены по первому требованию. Это произошло из-за роста ликвидных активов «первой очереди», а именно – денежных средств (в том числе и в ЦБ), за анализируемый период.

Исследуя норматив текущей ликвидности, можно сказать, что по банку ОАО «Сбербанк России» он не ниже допустимой нормы, что говорит о том, что банк в состоянии погасить 53,7% обязательств сроком до 30 дней в этот промежу­ток времени.

Из этого следует, что у банка достаточно как ликвидных средств, так и капитальных вложений, чтобы гарантировано погасить 53,7% обязательств сроком до 30 дней. При этом существует риск текущей ликвидности, так как её значение близко к критическому.

Коэффициент долгосрочной ликвидности увеличился за исследуемый период на 10% – это свидетельствует об увеличении объёма ликвидных активов, «перекрывающих» собой рост платных привлеченных средств.

Максимальный размер риска на одного заёмщика и размер крупных кредитных рисков в динамике снижались в следствии влияния неблагоприятной ситуация в экономике.

Таким образом, расчет коэффициентов ликвидности подтвердил результаты проведенного анализа деятельности сбербанка России (приложение К,Л,М.Н).

По проведенному расчету коэффициентов ликвидности можно сказать, что ОАО «Сбербанка России» имеет низкую ее степень в плане текущей ликвидности, по остальным нормативам ликвидности его положение стабильно, отсюда может возникнуть риск несбалансированной ликвидности, что не позволит ему эффективно функционировать, если его руководство не предпримет ряд решительных мер для повышения надежности и устойчивости.

Для подтверждения данного вывода о деятельности Сбербанка необходимо проанализировать значения частных коэффициентов, характеризующих доходность, прибыльность и дееспособность деятельности Сбербанка России (приложение П).

Рентабельность собственного капитала к началу 2012 года снижается, это свидетельствует о том, что в анализируемом периоде темпы роста прибыли отставали от темпов роста собственного капитала за счет снижения курса валюты и увеличения резерва на возможные потери по ссудам.

Небольшим снижением характеризуется показатель эффективности управления активами за счёт роста активов банка.

Уровень доходных активов на протяжении всего анализируемого периода снижался в результате прироста общей суммы активов по сравнению с доходными активами.

Чистые процентные доходы и прибыль компании росли медленнее, чем доходные активы, что выразилось в показателе рентабельности доходных активов и процентных операций.

Улучшение показателя, характеризующего размещение платных привлечённых средств за счёт большего прироста платных привлечённых средств по сравнению с приростом активов, приносящих доход, свидетельствует об увеличении эффективности политики Банка в области привлечения и размещения средств. На протяжении всего анализируемого периода растёт, что свидетельствует об увеличении отдачи собственного капитала и о поддержании банком рационального соотношения собственных и привлеченных средств.

В целом результаты деятельности Сбербанка в период с 2010-2012гг. можно охарактеризовать как положительные. Банк продолжает развиваться устойчивыми темпами при сохранении стабильной структуры доходов и расходов.

Так же можно с уверенностью заявить о том, что Сбербанк России обеспечен собственными и заемными средствами и соблюдает их соотношение, так же за счет собственных средств он является мобильным, т.е. способен справляться с изменениями на рынке банковских услуг, банк целесообразно использует как свои активы, так и пассивы. Одним словом, банк обладает деловой активностью на рынке банковских услуг.

Таким образом, деятельность ОАО «Сбербанк» можно считать эффективной.

Банк строго придерживается выбранной стратегии деятельности и отвечает общим требованиям финансовой устойчивости и прибыльности деятельности. Следует, тем не менее, отметить, что существует и риск текущей ликвидности, но банк выполняет все требования банка России к ликвидности и имеет необходимый запас. Проблему текущей ликвидности может решить увеличением доли вторичных ликвидных активов (например, облигации ЦБ РФ). Банк может значительно активизировать деятельности без ущерба для финансовой устойчивости и повысить свои доходы, поскольку обладает значительным потенциалом.


3. Сущность экономического и финансового планирования

 

Планирование — это всегда предварительное принятие решений, нацеленных на достижение определенных результатов в перспективе. Достижение планируемого результата определяется действием большой совокупности взаимосвязанных условий и факторов, что приводит к постоянным изменениям как в самом объекте планирования, так и внешней по отношению к нему среде. По этой причине надо помнить, что будущее состояние объекта планирования всегда является не определенным, решение одних проблем не гарантирует защиту от появления других даже более сложных. Вследствие, это система планирования должна быть гибкой, способной адаптироваться к постоянным изменениям как объекта, так и внешней среды, что говорит о необходимости в постоянной корректировке плана.

Реализация стратегии будет проходить в рамках четырех основных этапов, на каждом из которых задачи развития банка будут реализовываться комплексным образом. Реализация каждого из этапов будет заканчиваться переходом системы Сбербанка в качественно новое состояние, позволяющее использовать новые инструменты и методы ведения бизнеса и при этом обеспечивать непрерывность и стабильность работы банка.

Первый этап ( до января – февраля 2010 года) включает мероприятия которые могут быть осуществлены незамедлительно и являются независимыми от других направлений деятельности. К ним относятся «быстро реализуемые инициативы», - проекты позволяющие получить значимую экономическую выгоду в краткосрочном периоде при минимальных финансовых и временных затратах на их осуществление, плотные проекты по ряду направлений, формирование аппарата управления реализации стратегии.

Второй этап ( окончание в июне – декабре 2010 года) предполагает внедрение относительно автономных изменений, не требующих сложных преобразований в поддерживающих функциях (информационные технологии, операционная модель, система управления рисками) или серьезных изменений в инфраструктуре (например: переформатирование внутренних структурных подразделений).

Третий этап ( до июня – декабря 2012) планируется завершить внедрение основных изменений в инфраструктурные изменения, а так же реализовать большинство инициатив, предусмотренных «Стратегий развития Сбербанка России на период до 2014 года».

Четвёртый этап ( окончание совпадает с окончанием срока действия стратегии – к 2014г.) должно быть окончательно завершено внедрение всех элементов стратегии, а также проведена откладка и выход на «проектную мощность» новых систем и моделей работы.

Для каждого этапа преобразований сформулирован деятельный план работ, основные и промежуточные целевые показатели успеха, оценено необходимое ресурсное обеспечение для реализации изменений. Планы реализации будут учитываться при составлении текущих и среднесрочных финансовых планов (бюджетов) и пересматриваться при существенных изменениях рыночных условий, оказывающих воздействие на ход реализации стратегии банка.

Финансовое планирование предприятия - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Исходя из этого, финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные планы.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.

Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.

Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и инвестиционной политики и много другое.

Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Невозможно выработать общие правила, устанавливающие степень детализации бюджета. В первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий.

Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

Бюджет как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем, чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.

Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению планов (бюджетов): по методу break-down (сверху - вниз) и по методу build-up (снизу - вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

3.1 Процесс планирования

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому план (бюджет) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить планирование использование, как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.

Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.

Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только во время, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.

 

3.2 Стратегическое планирование в банке.

 

Планирование в банке реализовывается в экономическом отделе, где в течение года осуществляется планирование на следующий период учитывая: текущую информация, данные за прошлые периоды, планы партнеров банка. В качестве стратегического планирования в банке служит «Концепция развития Сбербанка России». Концепция составляется на 5 лет и служит основой для развития банка.

В рамках решения задач Концепции развития Сбербанка России до 2014 года основными целями деятельности банка в 2010 году определены обеспечение интересов акционеров и инвесторов, повышение инвестиционной привлекательности и сохранение лидерских позиций банка на российском рынке финансовых услуг.

Для этого признано необходимым продолжать внедрение клиенто-ориентированного подхода в работе, совершенствуя корпоративные стандарты обслуживания и повышая качество продуктов и услуг, поддерживать высокие темпы развития всех видов кредитования на основе адекватного расширения ресурсной базы, обеспечивать приемлемый уровень кредитного риска в условиях быстрого роста ссудного портфеля.

Правление банка констатировало успешное выполнение Сбербанком России контрольных показателей и основных задач бизнес-плана в 2010 году.

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...