Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Законодательство в области финансов, банков

Конституция Российской Федерации определяет полномочия представительных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации (ст. 71) и предметы совместного ведения (ст. 72) этих органов Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления (ст. 132), в том числе в области финансов. К полномочиям органов Российской Федерации отнесён ряд вопросов, связанных с осуществлением общегосударственных функций (например, финансовое, кредитное регулирование). По указанным вопросам органы государственной власти Российской Федерации принимают законодательные и иные нормативные акты.

Введение принципов реального федерализма в сфере государственного устройства обусловило необходимость проведения реформы бюджетной системы и межбюджетных отношений России. В конце 1991 г. Верховным Советом РСФСР приняты Законы «Об основах бюджетного процесса и бюджетного устройства в РСФСР» и «Об основах налоговой системы в РСФСР», установившие основные принципы бюджетного федерализма. Основной (первичный) акт бюджетного законодательства Российской Федерации – Закон РСФСР «Об основах бюджетного процесса и бюджетного устройства в РСФСР» от 10 декабря 1991 г. определил понятия бюджета, бюджетной системы, бюджетного процесса, закрепил принципы и основы бюджетного устройства в Российской Федерации, а также установил порядок составления, рассмотрения, утверждения бюджетов Российской Федерации, контроля за их исполнением и порядок внесения изменений в налоговое законодательство, в основном действующее до настоящего времени. Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определены налоги и сборы федеральные, субъектов Российской Федерации и местные. В соответствии с этими законами бюджетные права Российской Федерации разбиваются на две группы: на права федеративного государства и на права в отношении федерального бюджета.

Бюджетные права органов субъектов Российской Федерации разбиваются на три группы:

- по отношению к Федерации;

- к собственному бюджету;

- к местным бюджетам.

Субъектами бюджетных правоотношений определены представительные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные и исполнительные органы местного самоуправления, а также некоторые предприятия и организации. Для всех субъектов бюджетных правоотношений характерно следующее: каждый из них либо принимает участие в распределении доходов или расходов между бюджетами, либо участвует в качестве стороны на одной из стадий бюджетного, либо является получателем денежных средств в форме бюджетного финансирования или бюджетной ссуды. Реформирование системы межбюджетных отношений обеспечении принятием Закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и созданием в рамках Комиссии по экономической реформе при Правительстве РФ рабочей группы по реформе межбюджетных отношений.

С 1 января 2000 г. вступил в действие Бюджетный кодекс РФ, содержащий среди прочего ряд ограничений и требований, предъявляемых к бюджетам и бюджетной политике субъектов Федерации. Основные меры, принятые в области совершенствования правовой базы межбюджетных отношений и региональных финансов в 2000 г. (большая часть из которых начала действовать с 1 января 2001 г.), можно развить на несколько блоков:

1. Изменение налогового законодательства и пропорций распределения налоговых поступлений между бюджетами различного уровня.

2. Изменение бюджетного законодательства и норм, регламентирующих федеральную финансовую поддержку регионов.

3. Прочие решения, затрагивающие отношения федерального бюджета и субъектов Федерации.

В бюджетной системе РФ выделяют три уровня:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3. Местные бюджеты, в том числе:

· бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

· бюджеты городских и сельских поселений.

Принципы бюджетной системы РФ:

· единства бюджетной системы РФ;

· разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней;

· самостоятельности бюджетов.

 

Система налогов и сборов – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории Российской Федерации. Согласно ст. 12-15 НК РФ в систему налогов и сборов входят: федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги, а также государственная пошлина, отнесённая по своему статусу к федеральным налогам и сборам.

Структуру системы налогов и сборов в Российской Федерации определяют ст. 13-15 НК РФ. Статья 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относит налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственную пошлину. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог (ст. 14). Местными налогами являются земельный налог и налог на имущество физических лиц (ст. 15).

Региональными признаются налоги, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствие с Кодексом законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (п. 3 ст. 12 НК РФ). Местными признаются налоги, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимые в действие в соответствие с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями НК РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке. Право государства применять к нарушителю налогового законодательства меры государственно-правового принуждения (меры ответственности) предполагает возникновение у правонарушителя обязанности претерпевать эти меры. Применение мер налоговой ответственности является одновременно правом и обязанностью государства, поскольку даже в тех случаях, когда правонарушитель добровольно прекращает совершение налогового правонарушения (например, встаёт на учёт в налоговом органе после истечения установленного срока), государство не утрачивает права на применение соответствующих мер налоговой ответственности. Объектом правонарушения налоговой ответственности является правовой статус нарушителя законодательства о налогах и сборах. Изменения правового статуса нарушителя налогового законодательства происходят с помощью лишений и ограничений имущественного характера, определённых мерой налоговой ответственности. Различное соотношение лишений и ограничений характеризуют изменения статуса нарушителя законодательства о налогах и сборах.

Санкции, классифицируемые по способам охраны налоговых правоотношений:

1) правовосстановительные, реализация которых направлена на устранение вреда, причинённого противоправным деянием финансовым интересам государства, принудительное исполнение невыполненных налоговых обязанностей, а также на восстановление нарушенных фискальных прав государства;

2) карательные (штрафные), реализация которых направлена на предупреждение налогового правонарушения, а также на исправление и перевоспитание нарушителей налогового законодательства.

 

Банковская деятельность – объективно необходимый элемент нормального функционирования общества, государства и его граждан, а также международного (межгосударственного) экономического сотрудничества, связанный с обеспечением их финансовыми услугами.

Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется строго ограниченным кругом актов: Конституция РФ (ст.ст. 75, 83, 103); федеральными законами, в частности «О банках и банковской деятельности» в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ, от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; нормативными актами Банка России. Возглавляет банковскую систему Банк России – специфичный государственный орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Его уставный капитал и иное имущество составляет федеральная собственность, которой он владеет, пользуется и распоряжается. Банк России – юридическое лицо с той, однако, особенностью, что оно не имеет устава и не регистрируется в налоговых органах. Получение прибыли не есть цель его деятельности. Основные цели Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчётно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации.

Кредитные организации подразделяются на две группы:

а) коммерческие банки, имеющие исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

б) небанковские кредитные организации, могущие осуществлять лишь отдельные банковские операции. Допустимые сочетания последних устанавливаются для них Банком России. Исчерпывающего перечня видов небанковских кредитных организаций в законодательстве нет. К ним относятся, например, ломбарды, кредитные товарищества и союзы, общества взаимного кредита, расчётные (клиринговые) центры.

Законодательством разграничены понятия банковских и небанковских кредитных организаций. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а также указание на его организационно-правовую форму.

Законодательством о валютном регулировании и валютном контроле обеспечивается реализация единой государственной валютной политики, а также устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Системой нормативных правовых актов о валютном регулировании валютном контроле установлены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля). Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютное законодательство Российской Федерации состоит из федеральных законов и нормативных правовых актов по вопросам валютного регулирования, принимаемые органами валютного регулирования. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются.

 

Современному российскому законодательству в сфере предпринимательства, в том числе осуществляемого в корпоративных формах, около полутора десятка лет. В настоящий момент в России сложилась определённая подсистема, или самостоятельный институт законодательства, именуемый корпоративным. В соответствии с законодательством об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и законодательством о ценных бумагах:

Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Доля участия – имущественное право участника общества с ограниченной ответственностью, наделяющее его владельца комплексом прав имущественного и неимущественного характера в отношении общества.

Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право держателя на получение от эмитента в предусмотренный облигацией срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.

Уставный капитал общества – условная величина, равная общей стоимости (денежной оценке стоимости) вкладов частников, вносимых в качестве оплаты приобретаемого права участия в обществе, необходимая для определения объёма требований участника (акционера) к обществу.

Обыкновенная акция – акция, предоставляющая владельцу одинаковый объём прав: право на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, право на участие в управлении акционерным обществом и право на получение части имущества, остающегося после его ликвидации.

Привилегированная акция – акция, как правило, не предоставляющая право голоса на общем собрании акционеров, размер дивиденда и (или) ликвидационная стоимость, по которой должны быть определены в уставе общества.

Объявленные акции – акции, выпуск и размещение которых планируется обществом в будущем дополнительно к уже размещённым акциям.

Размещённые акции – акции, приобретённые акционерами.

Голосующие акции – акции, дающие право на участие в управлении делами акционерного общества (предоставляющие их владельцу право голоса на собрании акционеров).

Бездокументарная ценная бумага – ценная бумага, права на которую фиксируются путём внесения данных об их владельце, количестве, номинальной стоимости и категории принадлежащих ему ценных бумаг в специальные списки (реестры).

Дробная акция – часть акции, образуемая в предусмотренных законом случаях и предоставляющая её обладателю права в объёме, соответствующем части целой акции, которую она составляет.

Номинальная стоимость доли участника – условная величина в денежном выражении, определяемая стоимостью вклада участника, внесённого в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью

Преимущественное право покупки доли – принадлежащее участнику общества с ограниченной ответственностью право покупки доли (части доли) участника общества по цене предложения третьему лицу.

Эмиссия – последовательность действий эмитента, направленных на аккумулирование эмитентом денежных средств путём размещения ценных бумаг.

Эмиссионная ценная бумага – ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке безусловному осуществлению соблюдением установленных законодательством формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объём и сроки осуществления прав внутри одного выпуска.

Эмитенты эмиссионных корпоративных ценных бумаг – юридические лица, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закреплённых ими.

Законодательством предусмотрены несколько основных видов ответственности акционеров (участников):

1) солидарная ответственность акционеров (участников) по обязательствам общества в случае неоплаты принадлежащих им акций или вклада в уставный капитал ООО;

2) субсидиарная ответственность акционеров (участников) по обязательствам общества в случае его несостоятельности;

3) ответственность основного общества по обязательствам дочернего;

4) ответственность учредителей хозяйственных обществ.

 

Законодательство о страховании и страховой деятельности регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев. Задачами организации страхового дела являются:

· проведение единой государственной политики в сфере страхования;

· установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

Страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования. Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также законодательством о страховании и страховой деятельности и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.

Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства; перестрахование. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности. Собственные средства страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования) включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль. Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования, формируют страховые резервы.

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых законодательством о страховании и страховой деятельности, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных законодательством случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

БИБЛИОГРАФИЯ

Обязательная литература

2. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. М., 2003.

3. Гражданский кодекс РФ 1995 г.

4. Семейный кодекс РФ 1995 г.

5. Трудовой кодекс РФ 2001 г.

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г.

7. Уголовный кодекс РФ 1996 г.

8. Указ Президента РФ № 724 от 12.05.2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

9. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне».

10. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

11. Федеральный закон от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела Российской Федерации».

12. Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

13. Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

14. Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

15. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации».

16. Федеральный закон от 04.05.2000 г. «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

17. Федеральный закон от 23.11.1995 г. «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556; СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1800.

18. Федеральный закон от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

19. Федеральный закон от 09.01.1996 г. «О радиационной безопасности населения» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141.

20. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2-х т. М., 2005.

21. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. М., 2006.

22. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996.

23. Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.

24. Правоведение: Учебник для вузов / Под ред. С.Н. Бабурина. М., 2003.

25. Правоведение: Учебник / Отв. ред. Б.И. Пугинский. М., 2007.

26. Правоведение: Учебник / Под общ. ред. М.Б. Смоленского. М., 2006.

27. Правоведение: Учебное пособие для студентов неюридических высших учебных заведений /В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова, М.В. Сытинская. М., 2001.

28. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 1995.

29. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996.

30. Чирикин В.А. Учебно-методическое пособие. Владимир: Калейдоскоп, 2008.

Дополнительная литература

 

1. Баранов В.М., Сырых В.М., Рахманина Т.Н. Систематизация нормативно-правовых актов. Н. Новгород, 2003.

2. Боботов С.В. Конституционная юстиция: Сравнительный анализ. М., 1994.

3. Верховенство права. М., 1992.

4. Гегель Г.В. Философия права. Пер. с нем. М., 1990.

5. Гражданское общество и правовое государство: Предпосылки формирования. М., 1991.

6. Давид Рене. Основные правовые системы современности. М., 1988.

7. Даньшина Л.И. Правоохранительные органы России. М., 1993.

8. Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве. М., 1992.

9. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

10. Княгинин К.Н. Охранительные правоприменительные акты: Вопросы теории и технологии. Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 1991.

11. Кожевников С.Н. Правовая активность граждан. Н. Новгород, 1994.

12. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. СПб., 1993.

13. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994.

14. Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994.

15. Концепции развития российского законодательства / Под ред. Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 1994.

16. Крылов В.В. Информационные компьютерные преступления. М., 1997.

17. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

18. Право и власть. М., 1990.

19. Правовое государство: Сб. зарубежных материалов. М., 1990.

20. Правовой механизм реализации положений федеративного договора: Сборник рекомендаций. М., 1993.

21. Прохоров В.С., Кропачев Н.М., Тарбагаев А.Н. Механизм уголовно-правового регулирования. Красноярск, 1988.

22. Развитие политической системы в современном мире. М., 2005.

23. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.

24. Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 2005.

25. Соколов А.Н. Правовое государство: Идея, теория, практика. Курск, 1994.

26. Спасов Б. Закон и его толкование. М., 2004.

27. Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990.

Вопросы к экзамену (переаттестации)

1. Государство: понятие, признаки, функции.

2. Форма правления.

3. Форма государственного устройства.

4. Государственный (политический) режим.

5. Гражданское общество: понятие, структура.

6. Понятие и признаки правового государства.

7. Понятие, признаки и сущность и функции права.

8. Понятие и классификация нормативно-правовых актов.

9. Понятие и виды норм права.

10. Правонарушение: понятие и признаки и состав.

11. Субъекты права в России. Правосубъектность.

12. Виды правонарушений.

13. Юридическая ответственность: понятие, виды, принципы.

14. Система права: понятие и основные элементы.

15. Понятие и содержание правоотношений.

16. Общая характеристика основ российского конституционного строя.

17. Правовой статус человека и гражданина.

18. Понятие и принципы федеративного устройства России.

19. Принцип разделения властей.

20. Основы конституционного статуса Президента РФ.

21. Основы конституционного статуса Федерального Собрания.

22. Правительство РФ, его структура и полномочия.

23. Общая характеристика основ местного самоуправления.

24. Понятие, система гражданского права.

25. Организационно-правовые формы юридических лиц.

26. Понятие и формы права собственности.

27. Наследственное право.

28. Понятие трудового права.

29. Коллективный договор.

30. Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание.

31. Понятие и виды рабочего времени, времени отдыха.

32. Дисциплина труда. Материальная ответственность.

33. Виды и характеристика экологических правонарушений.

34. Ответственность за экологические правонарушения.

35. Правовые основы защиты информации.

36. Правовые основы защиты государственной тайны.

37. Межбюджетные отношения в Российской Федерации.

38. Субъекты бюджетных отношений и их права.

39. Налоговое законодательство и ответственность за его нарушения.

40. Банковская система Российской Федерации, банковские операции.

41. Правовой статус Банка России.

42. Правовое регулирование валютных отношений.

43. Виды ценных бумаг и их правовой режим.

44. Юридическая ответственность участников рынка ценных бумаг.

45. Порядок учреждения реорганизации и ликвидации акционерных обществ.

46. Общая характеристика законодательства о страховании и страховой деятельности.

47. Обеспечение финансовой устойчивости страховщика.

48. Государственный надзор за деятельностью страхового дела.


Тематика контрольных работ

1. Теории происхождения государства и права.

2. Типология государства и права.

3. Форма государства.

4. Характеристика гражданского общества.

5. Правовое государство: концепция и реальность.

6. Механизм государства.

7. Право: понятие и основные признаки.

8. Виды и характеристика нормативно-правовых актов РФ.

9. Классификация норм права.

10. Источники права и их характеристика.

11. Правовые системы современности.

12. Правонарушение: понятие, признаки, состав и виды.

13. Понятие и характеристика правоотношений.

14. Общая характеристика экологического права.

15. Общая характеристика законодательной власти в России.

16. Общая характеристика исполнительной власти в России.

17. Общая характеристика судебной власти в России.

18. Взаимосвязь государства и права.

19. Особенности правовой защиты информации и государственной тайны в России.

20. Правовое регулирование банковских операций и иных сделок кредитной организации.

21. Акционерные общества, их филиалы и представительства.

22. Цели и задачи страхового дела, формы и объекты страхования.

23. Правовое регулирование валютных операций.

24. Правовой статус Банка России.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...