Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Предмет истории таможенного дела.

ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

 

 

Учебное пособие

 

Орел 2012

УДК 339.5(091)(075)

ББК 65.428-03я7

И21

 

Рецензенты

кандидат исторических наук,

доцент кафедры «Философия и история» В.И. Коренев

Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»

 

доктор технических наук, профессор, зав.кафедрой «Химия и биотехнология» Е.А. Кузнецова

Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»

 

 

Иванова Т.Н.

История таможенного дела и таможенной политики России: учебное пособие для высшего профессионального образования. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», 2012. – 117 с.

 

Данное учебное пособие содержит конспект лекций по истории таможенного дела, включает вопросы, связанные с историей возникновения и развития таможенного дела, изучением деятельности таможенных органов, функций и задач таможенных органов в новом столетии.

Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности: 036401 «Таможенное дело».

Также пособие полезно для преподавателей, ведущих лекционные, практические и лабораторные занятия по данной дисциплине.

 
 


Содержание
Введение………………………………………………………………………..
Тема 1. Предмет истории таможенного дела……………………………...
1 Эволюция таможенного дела……………………………………………….
2 Проблемы и функции таможенной политики……………………………...
3 Периодизация истории таможенного дела России………………………...
Тема 2. История зарождения торговли и пошлин на евразийском пространстве………………………………….....................  
1 История появления пошлин………………………………………..……….
2 Торговля и таможенное дело на Великом торговом пути………………...
3 Пошлины на территории России в VI –VII в.в……………………….……
Тема 3 Пошлины в период феодальной раздробленности Руси………..
1 Пошлинные отношения в новгородской торговле………………………...
2 Зарождение первых мытных застав и таможен…………………………….
3 Структура таможенных органов. Принципы их комплектования…..........
Тема 4 Таможенные обрядности в Московском централизованном государстве…………………………………………......  
1 Внешняя торговля и ее влияние на развитие таможенных обрядностей…………………………...…………………….…..  
2 Система таможенных обрядностей…………………………………………..
3 Освоение новых территорий, зарождение торговли и таможенного сбора………………………………………………………….....  
Тема 5. Централизация и совершенствование таможенного дела …….
1 Развитие таможенного нормотворчества……………………….……….....
2 Таможенная реформа середины XVII в., ее историческое значение…......
3 Принятие новоторгового устава 1667 г…………………………………….
4 Развитие таможенного законодательства в последней четверти XVII в…………………………………………….........  
Тема 6 Таможенное дело и таможенная политика России XVIII в……...........................................................................................
1 Создание Коммерц-коллегии (1715 г.), ее функции………………….…...
2 Введение новых таможенных правил………………………...…..…..…….
3 Таможенно-тарифная политика при Петре I……………………………….
4 Протекционистский тариф в обеспечении конкурентоспособности российской промышленности……………………...  
5 Финансовое положение и таможенная политика в период царствования Екатерины II……………………………………................................................  
Тема 7 Развитие таможенного законодательства в XIX веке и борьба с контрабандой……………….……………………...…………......................  
1 Разработка норм таможенного права в XIX веке……………………….....
2 Таможенно-тарифная политика в начале XIX века……………..................
3 Создание системы борьбы с контрабандой………………………………..
4 Создание и деятельность корчемной стражи…………………….…..…….
5 Влияние сбора таможенных пошлин на стабилизацию финансов………..
Тема 8 Создание таможенного ведомства Советского государства……
1 Особенности формирования таможенных учреждений...………..……….
2 Заключение торговых и таможенных договоров и соглашений….............
3 Работа внешнеторгового и таможенно-торгового механизма в период НЭП……………………………………………………………………………  
4 Таможенный контроль в годы Великой отечественной войны………..…
5 Расширение внешнеэкономических связей в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)……………………….…...................  
Тема 9 Деятельность таможенного ведомства Советского государства……………………………………………………..  
1 Создание новой структуры управления таможенной службы………..…..
2 Преобразование таможенного ведомства СССР………………………..…
3 Борьба таможенников с сокрытием валюты, ценностей и наркотических средств……………………………………………..………….  
4 Вступление в Совет таможенного сотрудничества………………...……...
Тема 10 Создание таможенной службы в Российской Федерации……..
1 Становление таможенной службы в Российской Федерации..…..…….....
2 Создание законодательных и нормативных актов таможенной службы…..
3 Сотрудничество России с международными экономическими организациями…………………………………………………  
Тема 11 Программные задачи таможенных органов в новом столетии……………………………………………………………...  
1 Основные направления решения стратегических задач в таможенном деле………………………………………………………..…...  
2 Основные направления по созданию автоматизированной системы оперативного управления таможенной деятельностью…….…......  
3 Главные направления деятельности региональных управлений и таможен…………………………………………………………  
4 Унификация таможенных законодательств и использование информационных технологий…………………………….....  
Тема 12. Правоохранительная деятельность таможенных органов…..
1 Экономическая безопасность РФ, правовая основа……………….………
2 Внешнеэкономическая безопасность РФ, факторы угрозы…………
3 Факторы, способствующие развитию криминальных тенденций во внешнеэкономической сфере…………………...………………….............  
4 Борьба с контрабандой и коррупцией………………………………………
Тема 13 Вступление России в ВТО…………………………………………
1 Недостатки и преимущества вступления России в ВТО……………..
2 Условия вступления в ВТО…………………………………………….
3 Преобразование ГТК в ФТС……………………………………….…...
Глоссарий……………………………………………………………………...
Литература…………………………………………………………………….

Введение

 

История таможенного дела России складывалась на основе исторических документов (летописей, договоров, грамот, а также сказаний и былин). Эти источники позволяют понять общественное и государственное значение таможенного дела. На всех этапах развития общества развивалось таможенное дело, тесно связанное с внешней торговлей и с интересами национальной экономики страны.

В связи с переходом к стандартам 3-го поколения и снижением количества аудиторных занятий в учебном пособии изложены материалы основных тем дисциплины в соответствии с рабочей программой, предусматривающей самостоятельное изучение отдельных вопросов.

Конспект лекций разработан на основе учебника автора Ю.Г. Кисловского «История таможенного дела и таможенная политика России», допущенного Министерством образования для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Таможенное дело», а также ряда учебников по основам таможенного дела, внешнеэкономической деятельности, таможенной экспертизе товаров, с использованием таможенного кодекса Российской федерации и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Конспект лекций включает 13 тем, каждая из которых включает от 3 до 5 вопросов. Материал конспекта лекций предусматривает освещение периодов истории таможенного дела, начиная с периода зарождения торгово-пошлинных отношений у славянских народов, освоения новых территорий, зарождения торговли и таможенного сбора, исторического значения таможенной реформы ХII века и заканчивая развитием таможенного законодательства в ХIХ веке, деятельностью таможенного ведомства советского государства, Российской Федерации и программными задачами таможенных органов в новом столетии.

В отдельные темы выделена правовая деятельность таможенных органов Российской Федерации, включающая экономическую безопасность Российской Федерации, угрозы внешнеэкономической безопасности, борьбу с контрабандой и коррупцией, а также вопросы о вступлении России в ВТО(условия вступления, недостатки и преимущества вступления России в ВТО).

В соответствии с учебным планом, разработанном на основе стандарта 3-го поколения трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, в том числе 36 часов аудиторных занятий. Аудиторные занятия включают 10 часов лекций и 20 часов семинарских занятий. Внеаудиторные занятия 36 часов, в том числе 34 часа самостоятельная работа и 2 часа индивидуальная, в 3 семестре студенты сдают зачет по данной дисциплине.

План

Эволюция таможенного дела.

Эволюция таможенного дела

История таможенного дела России с момента его возникновения и до современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия.

Древнейшие источники не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово-пошлинных отношений на территории Руси, но они свидетельствуют о том, что таможенное дело играло важную роль в период становления российской государственности. Возникнув в силу объективного исторического процесса, таможенное дело развивалось вместе с экономикой и торговлей Древней Руси и затем Российского государства.

Древняя Русь отстаивала свое равноправное положение на Западе и Востоке, развивала торговлю, таможенное дело и экономику. Торговые связи, дипломатические миссии и династические браки способствовали знакомству и сближению русских с купцами других государств. Древняя Русь строила государство и накапливала опыт таможенных обрядностей, укрепляя экономические устои и расширяя торговлю.

Исторические источники: договоры, летописи, государственные документы, грамоты, а также сказания и былины — помогают нам понять общественное и государственное значение таможенного дела как важного «национального интереса», как «гражданского и правового» целого, как необходимой и неотъемлемой части государственного аппарата.

Эволюция таможенного дела и его приоритетов тесно связана с внешней торговлей и с интересами национальной экономики страны.

Торговля с иностранными государствами способствовала расширению политических и внешнеэкономических связей.

На формирование таможенного дела в Древнерусском государстве с центром в Киеве большое влияние оказало его геополитическое положение. Страну пересекали торговые пути с Севера на Юг, на Запад и Восток. Историк В. О. Ключевский писал, что кто владел Киевом, тот держал в руках ключ от главных ворот русской торговли. С развитием торговых и политических связей Руси с другими странами накапливался опыт таможенного дела и формировались его основные принципы.

Расширение торговых связей укрепило экономическое положение Киева и способствовало поддержанию устойчивого равновесия во взаимоотношениях с другими государствами, а также послужило стабилизирующей основой для укрепления единства многочисленных земель Древней Руси в границах Древнерусского государства. К середине XII в. оно стало утрачивать свою силу и значение как могущественная держава раннефеодальной Европы. Причиной этому послужила экономическая, а затем и политическая раздробленность страны на отдельные княжества.

Упадок внешней торговли и удельная раздробленность русских земель привели к снижению роли таможенного дела. Монголо-татарское нашествие нанесло неисчислимые беды. В 1240 г. во время взятия Киева были разрушены укрепления, население уничтожено, разграблены мастерские. Киев лишился своего прежнего значения. Завоеватели ввели для русских земель тяжелый налог — тамгу.

Лишь в Великом Новгороде и на Северо-Востоке Руси роль таможни возрастала. Новгород стал торговым центром на северо-западе.

В политический и крупный экономический центр Руси превращалась Москва. Падение Византии превратило московского князя в главу крупнейшего православного государства, с которым многие влиятельные дома Европы считали за честь породниться.

Новый этап развития таможенного дела связан с оживлением экономики и внешней торговли во второй половине XV в. при Иване III, который сбросил татарское иго и сделал Русь свободным государством.

В середине XVI в. в основном завершился процесс объединения русских земель в единое централизованное государство, а великий князь —Иван IV был коронован в царя московского.

События конца XVI в. оказали решающее влияние на развитие таможенного дела, происходил процесс дифференциации таможенных обрядностей и их совершенствования, что способствовало оживлению внешней и внутренней торговли. Совершенствовалась система торговых и проезжих пошлин.

Таможенное дело в российских землях развивалось по своим специфическим законам, соответствующим характеру и умострою русского народа, цивилизация которого формировалась на своих только свойственных для России, политических и экономических основаниях. Характерной особенностью таможенного дела в рассматриваемый период был, говоря современным языком, его фритредерский характер. Проблема тарифов в XV—XVII вв. была подчинена главному вопросу — пополнению доходов государства, защите национальной экономики и росту народного благосо­стояния.

Каждый период развития таможенного дела России соответствовал оп­ределенному уровню экономики и потребностям государства.

При этом таможенное дело развивалось по особым, свойственным лишь ему закономерностям. Вехами этого развития стали крупные государственные мероприятия, как-то: таможенная реформа середины XVII в., начало которой было положено принятием Именного указа царя Алексея Михай­ловича 25 октября 1653 г. «О взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах, с показанием по сколько взято и с каких товаров».

Указ положил начало осуществлению таможенно-тарифной политики на всей Руси.

Окончательная организационная структура таможенных органов государства Российского сложилась в начале XIX в. 25 июня 1811 г. был подписан манифест о создании Министерства финансов, которое включяло Департамент внешней торговли, состоящий из двух отделений: внешних сношений и таможенного.

Важную роль в развитии таможенного дела сыграли введение протек­ционистских таможенных тарифов 1724, 1822, 1891 и 1903 гг. и охранительная таможенная политика конца XIX — начала XX в.

Принятие охранительной — протекционистской таможенной политики на рубеже XIX—XX вв. способствовало развитию внешней торговли и, как писал Д. И. Менделеев, было обязательной мерой, так как вело куничтожению монопольных неравенств национальной исключительности и искусственных экономических преобладаний одних народов над другими.

С одной стороны, происходило дальнейшее развитие и совершенствование таможенного дела как института обеспечения экономической безопасности государства, которому передан статус ведущего инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности и экономической защиты страны, с другой — вследствие заключения конвенционного тарифа с Германией Россия потеряла автономию в таможенной политике, что отрицательно сказалось на экономике страны, поскольку она оказалась открыта для экономической экспансии со стороны более развитых в промышленном отношении стран.

Своеобразие развития таможенного дела в Советском государстве состояло в том, что оно сумело в период НЭПа использовать возможности таможенного дела для экономического подъема страны, включить таможенный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, поставить на службу государства таможенную политику, обеспечить тем самым восстановление народного хозяйства страны, в кратчайшие сроки и укрепить свое политическое положение на международной арене.

Однако отказ от рыночной экономики и переход к монополии внешней торговли свел таможенное дело в Советском государстве на определенное время к простому решению контрольно-регистрационных задач. Лишь в связи с начавшейся во второй половине 80-х годов либерализацией внешней торговли и введением элементов рыночной экономики таможенная служба постепенно приобрела новый статус, а таможенное законодательство сделало первый поворот к восстановлению таможенного дела в правах и осуществлению таможенной политики на основе международного опыта.

Создание фундамента рыночной экономики в Российской Федерации, демонтаж сложившейся системы внешней торговли и ее либерализация, вхождение в систему мирохозяйственных связей сломали старую структуру таможенной службы и потребовали привести ее в соответствие с изменившейся экономической системой страны. Необходимо было осуществить коренную перестройку структуры таможенных органов, сформировать таможенную систему в географическом пространстве страны, найти место российской таможни в системе международных таможенных отношений и международном таможенном праве.

90-е годы XX в ознаменовали собой поиски наиболее жизнеспособной таможенной системы, отвечающей требованиям таможенной интеграции с Советом таможенного сотрудничества (СТС) и таможенными службами СНГ, и достижения упорядоченности и стабильности во взаимоотношениях с ними.

Задачи таможни по обеспечению государственных интересов Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, законах РФ, Таможенном кодексе РФ, таможенном тарифе РФ и других законодательных и подзаконных актах.

В результате осуществления крупных организационных мероприятий в Российской Федерации к концу 90-х годов была создана многофункци­ональная, технически оснащенная таможенная служба, интегрированная в экономическую, социальную и внешнеэкономическую систему страны.

В современных условиях таможенная служба Российской Федерации является членом Всемирной таможенной организации и ее органов, играет ведущую роль в Совете руководителей таможенных служб государств — участников СНГ, в Таможенном союзе и Таможенном комитете Союзного государства, во вновь созданном Евразийском экономическом сообществе и странах «четверки».

Вхождение Российской Федерации во Всемирную таможенную организацию, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, присоединение России к другим международным, в том числе и региональным союзам и соглашениям актуализируют проблему сближения таможенной политики Российской Федерации, ее правил и методов с международными правилами и процедурами регулирования внешнеэкономической деятельности.

При разработке таможенной политики Российская Федерация учитывает не только географические условия, но и реальные геополитические факторы.

Россия в рамках СНГ активно участвует в создании единого экономи­ческого пространства, единой таможенной территории и таможенных границ и, исходя из объективной реальности, не ограничивается двусторон­ними контактами с новыми независимыми бывшими республиками СССР, а реализует свои возможности в рамках ВТО/СТС и таможенных союзов.

На этом пути Российская Федерация встречает ряд трудностей в связи с активизацией экономической экспансии иностранных государств в страны ближнего зарубежья и стремлением ослабить в этих странах влияние России. Противодействие этому требует осуществления совместных мероприятий по защите экономических интересов и национальной безопасности дружественных стран.

На рубеже веков наступил новый этап развития таможенного дела в России. Он обусловлен динамизмом происходящих изменений. Глобализация мировой торговли, активизация процесса регионализации мировой экономики, включение РФ в систему мирохозяйственных связей потребовали пересмотра и внесения изменений в законодательство, политику, технологические процессы, характер международных, торговых отношений, организационно-административных, процедурных и коммуникативных сторон жизни.

Новый век, новое время открывают перед таможенной службой новые горизонты, ставят новые задачи, которые возникли в связи с президентским указом от 9 марта 2004 г. о преобразовании Государственного Таможенного Комитета России в Федераль­ную таможенную службу и вытекающие из третьего Всероссийского сове­щания руководителей таможенных органов и Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации.

Программа предусматривает приведение нормативной базы в соответствие с международно-правовыми документами по таможенному делу. Одновременно совершенствуются технологии таможенного оформления и контроля на основе информатизации и компьютеризации единого коммуникационного пространства, совершенствуются структуры и инфраструктура таможенной системы, механизмы управления ею.

Существенный вклад в развитие таможенной службы и подготовку таможенных кадров, в развитие научных исследований в области таможенного дела и таможенной политики вносит Российская таможенная академия, которой придан статус четвертого Мирового центра подготовки таможенных кадров государств — членов Всемирной таможенной организации.

Решаются задачи социального обеспечения сотрудников таможенной службы.

Залогом успеха осуществления программы являются ее научное обоснование, учет тенденций и закономерностей развития таможенного дела, научное предвидение и своевременное прогнозирование.

 

Евразийском пространстве

План

История появления пошлин.

История появления пошлин.

История появления пошлин неразрывно связана с возникновением торговых отношений в древних цивилизациях. Правила сбора пошлин нашли освещение в письменных документах шумерской цивилизации, в законах Хаммурапи, в Священном Писании и других древних источниках.

Пошлинные сборы осуществлялись в торговых центрах во время перемещения товаров. Среди древнейших памятников, сохранившихся до наших дней, найден Пальмирский пошлинный тариф 137 г. н. э., учрежденный сенатом г. Пальмира (Сирия). Тариф высечен на камне на двух языках: греческом и шумерском. Он является одним из ранних сводов пошлин. Цель документа состояла в том, чтобы предупредить возникающие споры о правомочности сбора пошлин между жрецами и властями города. Подробно об этом писал С. В. Циммерман. Он исследовал развитие тарифа за несколько столетий до нашей эры на берегах Средиземного и Черного морей, в Бактрии и Самарканде, в Греции и на севере Африки, в Персии, Ассирии и Вавилоне. Значительное место ученый уделил Карфагену и Риму. Рассматривая пошлинные отношения между этими странами, автор включил в свою работу два трактата о торговле и правилах сбора пошлин.

Основной интерес представляли правила сбора пошлин, введение откупа, порядок освобождения от оплаты пошлин и всех налогов простого народа взамен направления детей на военную службу. Бремя налогов возлагалось на богатых. У римлян главным источником государственного налога был грабеж.

До наших дней дошли сведения о сборе пошлин в городах Центральной Азии, основанных Александром Македонским.

План

План

Система таможенных обрядностей

Система таможенных обрядностей

 

В связи с завоеванием Руси монголо-татарами повсеместно установилась торговая пошлина — тамга. Это тюркское слово означало «клеймо», которым клеймили скот, а в последующем, спустя века, оно превратилось в тамгу — родовую печать, которая ставилась на ярлыки об уплате соответствующей пошлины.

ТАМГА была основной торговой пошлиной. Ее разновидностями являлись:

ЯВКА — пошлина за предъявленный в таможне товар, взималась как при провозе товаров на место торга, так и с его продажи. По прибытии в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в специальной книге записывались его имя, название и происхождение привезенного товара, размер взысканной пошлины — «явленного» или «явки». Пройти через таможню обязаны были все приезжающие, имеющие товар.

ЗАМЫТ — сбор, акциз; взыскивался с цены товара.

ОСЬМНИЧЕЕ (осьмичее, восьмничее, восьменичее) — фискальная пошлина, равная стоимости товара; взималась, как и «померное», с «предметов меримых». От померного отличалось тем, что бралась с рубля, в то время как померное — с меры. «Поэтому и встречается в актах, что с одного и того же предмета берутся восьмничее и помер».

ГОСТИНОЕ — пошлина с привозных товаров; взималась с оценки товаров, помещаемых в гостином дворе, на рубль или по штукам товара.

ПОРЯДНОЕ — фискальная пошлина с продажи и покупки некоторых товаров, например меди, икры, рыбы, соли; взималась, как правило, с цены товара, реже — с меры. Размер порядного колебался от 1/2деньги до 2 денег с рубля.

ИСКУННОЕ — фискальная пошлина с продажи товаров.

ПЯТНО — сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взималась как с покупателя, так и с продавца за наложение таможенным чиновником клейма на купленную или промененную лошадь.

УЗОЛЬЦОВОЕ (узловое, поузолыцина) — сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей или за наложение таможенных знаков.

ГОЛОВЩИНА — взимавшаяся при продаже людей; взыскивалась с покупателя,

ВЕСЧЕЕ — взималась с продажи весчих товаров. Ее размер колебался от 1/6 деньги до 10 денег с рубля (обычно он составлял 2 деньги, из которых одна взыскивалась с покупателя, а другая — с продавца, после 1653 г. взыскивалась только с покупателя).

ПОМЕРНОЕ — пошлина с продажи меримых товаров. Такими товарами были пшеница, рожь, овес, солод, ячмень, конопля, греча, горох и т. п. Пошлина бралась с меры, а не с рубля. Размер померной пошлины составлял от 1/2 деньги до 2 денег. Ее взыскивали только с продавца; «с купца никогда помера не брали».

Проезжие пошлины

В Древнерусском государстве мыт был торговой и проезжей пошлиной. С появлением тамги он стал только проезжей пошлиной. Среди разновидностей мыта следует выделить мыто сухое и мыто водяное. Эти основные пошлины за провоз товара взимались, как правило, с судна, воза, саней, в которых перевозился товар, реже — с цены товара. До 1654 г. мытные пошлины взимались не только государством, но и частными лицами, хотя и с разрешения властей.

Существовали следующие разновидности проезжей пошлины:

ПОСАЖЕННОЕ — взималось с воза или судна, груженного товаром. Размер пошлины зависел от габаритов воза или судна.

ПОДУЖНОЕ — сбор за количество телег в обозе.

ПОЛОЗОВОЕ — сбор за количество саней в обозе.

ПОБЕРЕЖНОЕ - сбор с судна, причалившего к берегу; уплачивался деньгами или товарами, находившимися на судне. Размер пошлины зависел от количества судов и их размеров.

ГОЛОВЩИНА — подать с души; плата за человека на возу, ладье или ином транспортном средстве. Поголовный сбор с лиц, сопровождающих товар.

КОСТКИ - налог с людей, сопровождающих товар.

ЗАДНИЕ КАЛАЧИ — разновидность головщины; взимались при возвращении купца со своими людьми после продажи товара.

МОСТОВЩИНА И ПЕРЕВОЗ - налог за проезд или проход по мосту или за пользование перевозом; взимался мостовщиками и перевозчиками.

ПРОЕЗЖЕЕ — плата за пользование благоустроенными дорогами.

ЯВКА — с товара, предоставленного таможеннику или другому должностному лицу при его провозе на место торга; взималась также с людей (поголовно) при доставке товаров к месту торга.

ПЕРЕВОЗ — с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой; взималась деньгами. От перевозной пошлины освобождались служилые люди, их запасы и государевы гонцы. Перевозы содержались как казною, так и частными лицами с разрешения властей. В стремлении прекратить воровство и другие нарушения на частных перевозах в 1596 г. был издан указ, согласно которому все частные перевозы и мыты присоединялись к государственной казне. Половина собранных денег шла помещикам, в чьих вотчинах и поместьях находился перевоз, а другая вносилась в казну.

Пошлины за обслуживание

Разновидности пошлин следующие:

АМБАРНОЕ (анбарное) — плата за наем амбара.

ГОСТИНОЕ — плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за помещение). Величина этой пошлины зависела от числа купцов, размещавших свои товары в гостином дворе: чем торговцев было больше, тем амбары были дороже, и наоборот. Ее взимали «гостиные дворники», находившиеся под началом местной власти. Бралась только с иногородних и иностранцев, обязанных останавливаться в гостиных дворах и там торговать.

ПОЛИВОЧНОЕ — за право торговли или за наем торгового места.

СВАЛЬНОЕ — плата на заставе за разгрузку или укладку товара при взвешивании.

ПОДЪЕМНАЯ И РУКОЗНОБНАЯ - за поднятие товара и его установку на весах; взимались на рынках весовщиками (пудовщиками) как с продавцов, так и с покупателей.

ПОМЕРНОЕ — сбор за измерение сыпучих товаров бочками или их долями.

ВЕСОВОЕ, ВЕСЧЕЕ — плата за взвешивание товара на торговых весах откупщика; взималась откупщиком.

КОНТАРНОЕ — с массы товара (1 контар = 2,5 пуда).

ПРИПУСК — за выравнивание весов при взвешивании товаров.

Штрафы

Разновидности штрафных пошлин:

ПРОМЫТА — а) уклонение от уплаты мыта (промытиться — уклониться от уплаты мыта);

б) пеня за неплатеж мыта.

ПРОМЫТ — пеня за объезд мыта и неплатеж мытной пошлины; взимался обыкновенно с воза или судна.

ЗАПОВЕДЬ — а) пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади.

ПРОТАМОЖЬЕ - пеня за тайный провоз товара без уплаты пошли­ны, .за неявку его таможне.

ПРОТАМГА — пеня за неявку товара таможне.

В последующие годы в ходе таможенной реформы число разновидно­стей торговых и проезжих пошлин значительно сократилось.

 

Таможенного дела

План

План

План

План

1. Особенности формирования таможенных учреждений.

Заключение торговых и таможенных договоров и соглашений.

Расширение внешнеэкономических связей в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

1. Особенности формирования таможенных учреждений.

1 сентября 1917 г. I съезд таможенных служащих провозгласил лозунг: Наш союз беспартийный. После октября 1917 г, ЦК профсоюзов таможенных служащих и низовые организации стали на платформу советской власти. Несмотря на Гражданскую войну и военную интервенцию, таможенные органы и таможенные учреждения России продолжали выполнять свои функциональные обязанности. Этому, прежде всего, способствовали революционные процессы: переход на сторону революции значительной части пограничной охраны, большевизация армии и демократизация таможенной охраны.

Советское правительство, заботясь о защите экономических интересов страны, издало ряд постановлений, регулирующих таможенные формальности.

Новый этап в деятельности таможен был связан с принятием Декрета СНК от 22 апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли». В соответствии с декретом торговые сделки с иностранными государствами и отдельными предприятиями за границей осуществлялись уполномоченными от имени Российской Республики. Любые другие торговые операции за границей запрещались.

Объявление внешней торговли монополией Советского государства потребовало пересмотра законодательных актов о таможенном деле. Первым шагом в этом направлении был Декрет СНК от 29 мая 1918 г. «О таможенных сборах и учреждениях».

Декрет устанавливал, что таможенные учреждения являются органами центральной советской власти и управляются непосредственно Департаментом таможенных сборов при Народном комиссариате финансов, как и было в дореволюционной России.

Сбор таможенных пошлин объявлялся прерогативой исключительно центральной государственной власти. Таможенные пошлины и связанные с ними сборы поступали в государственную казну.

29 июня 1918 г. СНК РСФСР, во изменение ранее принятого декрета Совета народных комиссаров РСФСР, постановил передать Департамент таможенных сборов со всеми подведомственными учреждениями из Народного комиссариата финансов в подчинение Народного комиссариата торговли и промышленности, при котором для управления таможенным делом, охраной границы и другими управлениями создавалась Особая коллегия. Этим же декретом Департамент таможенных сборов переименовывался в Главное управление таможенного контроля.

Следует отметить, что в годы Гражданской войны на деятельность таможенной системы оказала сильное влияние политика «военного коммунизма». Сокращались многие таможенные учреждения, нарушалась система управления, уходили квалифицированные кадры. И это объяснимо. Стремление к прямому товарообмену в стране привело к тому, что Главное управление таможенного контроля в июле 1919 г. было переименовано в отдел в составе Материально-технического управления Наркомата торговли и промышленности.

В годы иностранной военной интервенции и Гражданской войны, учитывая сложность положения дел в таможнях, в целях политического надзора за работой таможенных учреждений, политической работы и воспитания таможенников, в органы таможенных учреждений назначались военные комиссары. Комиссары несли личную ответственность за правильность исполнения таможенными органами всех распоряжений и декретов, связанных с проведением монополии внешней торговли и таможенным контролем.

Переход к новой экономической политике, восстановление государственного бюджета, установление торгово-экономических связей заставили по-новому посмотреть на место и роль таможенной охраны.

Приказом Народного комиссариата внешней торговли от 24 декабря 1921 г. № 133 было учреждено Главное таможенное управление (ГТУ). В январе 1922 г. были разработаны Положение о Главном таможенном управлении и Штаты управления.

В этот период в стране было восемь таможенных округов: Петроградский, Западный, Украинский, Закавказский, Туркестанский, Семипалатинс

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...