Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя торговля и ее влияние на развитие таможенных обрядностей

 

Рост внешней и внутренней торговли способствовал товарообмену и развитию таможенных обрядностей. Во время вторжения на Русь монголо-татар (1237 — 1240), торговая и хозяйственная жизнь замерла. В последующие годы разоренная страна поднималась медленно, но все же оживала. Появился новый политический и экономический центр — Москва. Возродилась торговля в городах: Нижний Новгород, Тверь, Кострома, Ярославль и др. Туда потянулись купцы из Германии, Польши, Литвы, Греции, Италии, Персии. На западе России самыми крупными торговыми городами стали Смоленск и Полоцк, на юге — Киев, притягивавший своим местоположением купцов из Польши, Австрии, Константинополя и Италии. Хлебная же торговля переместилась на берега Черного моря.

Возобновление торговых отношений привело к открытию новых торговых путей: от верховьев Дона до Азова и по Азовскому морю через Керченский пролив до Феодосии. В начале XV в. существовал торговый путь по Северной Двине - от Устюга до Холмогор.

Преодолевая последствия монголо-татарского нашествия, Россия в XVI в. успешно торговала с Англией, Голландией, а после завоевания Казани и Астрахани - с Персией и Китаем.

Этому предшествовали события, связанные с проникновением английских купцов на Русь, где они искали новые рынки сбыта. Англичане учредили «Общество купцов-искателей для открытия стран, земель, островов, государств и доселе морским путем не посещаемых». Для начала было снаряжено три корабля; командовал этой небольшой эскадрой Хью Виллогби, а главным кормчим был назначен Ричард Ченслер.

11 мая 1553 г. корабли с командой в 116 человек вышли в дальнее плавание. Заветной целью англичан было найти северный морской путь в Индию и Китай. 14 июня эскадра подошла к острову Гельголанд, 2 августа была в виду Вардегуза, но ветры помешали войти в гавань. Налетевшим шквалом корабли были рассеяны и потеряли друг друга из виду. Находясь на корабле «Благое предприятие», Ченслер дождался спокойной погоды и вошел в гавань. Неделю он ждал остальные корабли, но они не появились. Тогда Ченслер один продолжил путь и 24 августа пристал в устье Северной Двины.

О прибытии англичан сообщили в Москву, и в октябре английский корабль вошел на зимовье в Онежскую губу. Ченслер вместе с гостями выехал в Москву и был принят Иваном Грозным. Взяв на себя роль посла английского короля, Ченслер просил у царя разрешения пользоваться открытым ими «новым путем» для торговых сношений с Россией. Следует отметить, что правители России со времен Ивана III понимали необходимость сближения с Европой, пытались устанавливать дипломатические отношения с иностранными государствами, заполучить мастеров из-за границы. Но эти попытки оканчивались в большинстве случаев неудачно, так как единственно известный в то время путь между Россией и Европой через Балтику ревниво оберегался соседями, поляками и шведами, стремившимися удерживать Россию в обособленности от остального мира.

Ченслер, прожив несколько месяцев в Москве, собрал сведения о стране. Он получил от Ивана Грозного заверения, что англичанам предоставят свободы и преимущества, если они будут вести правильную и честную торговлю с Россией. Иван IV по достоинству оценил важность торговли с англичанами.

По велению Ивана IV английской компании были предоставлены привилегии в торговле. Глава конторы Московской компании находился в Москве в Китай-городе. Конторы также были открыты в Вологде, Ярославле, Новгороде, Пскове, Казани, Астрахани, Костроме. В 1586 г. англичане были переселены в Архангельск, где имелась таможенная изба, была поставлена «важня» и созданы условия для контроля за торговыми операциями русских и иностранных купцов.

В отличие от англичан, стремившихся к сбыту своих товаров в России и других странах, голландцы вели посредническую торговлю, пытаясь перехватить инициативу и стать главными поставщиками колониальных товаров не только в Россию, но и в другие страны. Часть товаров они закупали, а сукно и холсты производили в своей стране.

Торговый капитал Голландии играл посредническую роль. В начале XVII в. торговля Голландии с Россией набирала обороты.

В XVII в. голландские торговые дворы были в Архангельске, Вологде, Холмогорах, Москве, Ярославле, Новгороде и Пскове. В ряде случаев российское правительство предоставляло голландцам льготные условия, уплаты 50 % пошлины на товары, а также разрешало торговать в пограничных и внутренних городах и беспрепятственно выезжать из страны.

Исследуя торговые взаимоотношения между Голландией и Россией в XVII в., М. М. Шумилов считает, что потеснить англичан на рынке голландцам помогло следующее: Голландия утвердилась в роли посредника русско-французской торговли, так как имела больше судов, чем Франция; голландские матросы отличались хорошей подготовкой; голландские купцы владели значительными капиталами и имели хорошую коммерческую подготовку и природную склонность к торговле, они были хорошо осведомлены о состоянии дел и общественных настроениях в России; голландские суда были застрахованы от нападения пиратов.

Кроме того, бежавшие из Франции гугеноты и изгнанные из Испании и других стран евреи вносили свой вклад в производство Голландии. Это означало предпринимательство, усердие и инвестиции в расширение торговли.

Причину успеха голландцев в торговле с Россией И. И. Любименко видит в поддержке и покровительстве их торговли своим правительством. Голландские купцы больше серебра тратили на подкуп должностных лиц и щедрее кредитовали русских купцов.

Несколько по-иному устанавливались торговые связи России со Швецией в начале XVII в. Это было связано с тем, что в период Смуты шведы захватили Карелию, все течение реки Невы, Новгород и удерживали эти районы с 1611 по 1617 г. В этот период им представлялись таможенные льготы. Торговля осуществлялась односторонне. В Россию ввозились в основном продукты питания.

После заключения Столбовского мира в 1617 г. шведам отошли многие русские земли. На несколько десятилетий Россия оказалась отрезанной от Балтийского побережья. В результате торговля России со Швецией значительно сократилась. Лишь с 1637 г., когда в Стокгольме был открыт «Русский торговый дом», торговые отношения оживились. Более активно торговала русская сторона, причем помимо этого под видом русских купцов в Швецию нелегально ввозили товары прибалтийские немцы из Ревеля, Риги и Нарвы.

Стратегическая задача шведов состояла в том, чтобы сократить торговлю Англии и Голландии с Россией и, овладев балтийской торговлей, расширить торговлю с Россией через Архангельск, а также через Ревель, Нарву и Ниеншанц.

Торговля со шведами до 1656 г. особого развития не получила, так как она, несмотря на некоторые уступки шведов русским торговым людям, была более выгодной для шведов. В период с 1656 по 1658 г. Россия находилась в состоянии войны со Швецией за возвращение Ижорской земли.

После заключения Кардисского мира (1661), русско-шведские торговые отношения стали возобновляться. Однако русских купцов на шведской территории притесняли, им не предоставляли условий для торговли. Претензии предъявляла и шведская сторона.

Во второй половине XVII в. объективная потребность обмена товарами между Россией и Швецией продолжала прокладывать дорогу торговле. «К невскому устью ежегодно приходило свыше 100 купеческих судов, половина из которых были русскими. Торговлю продолжали держать в своих руках новгородские, тихвинские, ладожские, олонецкие торговые люди». Ведущие центры балтийской торговли в XVII в. Нарва, Рига и Ревель, ориентировавшиеся на русский рынок, оставались подвластны шведскому королю.

В начале XVII в. оживилась торговля с южными странами. Товары в Астрахань поставляли персы, армяне, бухарцы, крымские и ногайские татары, индусы. Они привозили в Россию шелковые, хлопчатобумажные, золотые, серебряные парчовые ткани, ковры, шелк-сырец разных цветов, рубины, бирюзу, жемчуг, сабли, ревень.

Торговля с Турцией проходила через Бессарабию. Основными товарами в русско-турецкой торговле были: из Турции — ткани и драгоценные камни, из России — кожи и меха, большой моржовый зуб и некоторые другие товары.

Во второй половине XVII в. получила развитие торговля с Китаем. Один из путей этой торговли проходил через Туркестан и Бухару; другой — через Тобольск и Тару, далее вдоль Иртыша, затем через калмыцкие и монгольские степи. Третий путь пролегал через Кяхту, монгольские степи и пустыню Гоби, четвертый — от Нерчинска до Пекина.

Освоение торговых путей сопровождалось созданием таможенных учреждений. Первая таможня была построена в Верхотурье в 1600 г. В 1603 г. открылись таможни в Тобольске, Тюмени, Сургуте, Березове, Мангазее.

Таможня в Иркутске была построена в 1689 г. Иркутск был перекрестком трех торговых направлений: из Центральной России на Восток направлялись русские промышленные изделия, пушнина, холст, продовольствие; в Россию из Китая сначала через Нерчинск, а в начале XVIII в. через Монголию шли шелковые и бумажные ткани; из Якутска, Туруханска через Иркутск шла пушнина на Русь и в Китай.

Заключение с Китаем Нерчинского договора (1689) способствовало развитию торговых отношений и сделало возможным перемещение товаров караванами. В дальнейшем торговля с Китаем регламентировалась также и другими договорами и односторонними правилами, которые вводились именными царскими указами.

Анализируя торговлю России с иностранными государствами Европы и Азии, можно сделать вывод о том, что развитие торговых отношений сопровождалось расширением российской территории, растущими потребностями государства в товарообмене в интересах увеличения дохода. Торговая и таможенная политика являлась составной частью внешней политики и регулировалась государством.

 

Система таможенных обрядностей

 

В связи с завоеванием Руси монголо-татарами повсеместно установилась торговая пошлина — тамга. Это тюркское слово означало «клеймо», которым клеймили скот, а в последующем, спустя века, оно превратилось в тамгу — родовую печать, которая ставилась на ярлыки об уплате соответствующей пошлины.

ТАМГА была основной торговой пошлиной. Ее разновидностями являлись:

ЯВКА — пошлина за предъявленный в таможне товар, взималась как при провозе товаров на место торга, так и с его продажи. По прибытии в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в специальной книге записывались его имя, название и происхождение привезенного товара, размер взысканной пошлины — «явленного» или «явки». Пройти через таможню обязаны были все приезжающие, имеющие товар.

ЗАМЫТ — сбор, акциз; взыскивался с цены товара.

ОСЬМНИЧЕЕ (осьмичее, восьмничее, восьменичее) — фискальная пошлина, равная стоимости товара; взималась, как и «померное», с «предметов меримых». От померного отличалось тем, что бралась с рубля, в то время как померное — с меры. «Поэтому и встречается в актах, что с одного и того же предмета берутся восьмничее и помер».

ГОСТИНОЕ — пошлина с привозных товаров; взималась с оценки товаров, помещаемых в гостином дворе, на рубль или по штукам товара.

ПОРЯДНОЕ — фискальная пошлина с продажи и покупки некоторых товаров, например меди, икры, рыбы, соли; взималась, как правило, с цены товара, реже — с меры. Размер порядного колебался от 1/2деньги до 2 денег с рубля.

ИСКУННОЕ — фискальная пошлина с продажи товаров.

ПЯТНО — сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взималась как с покупателя, так и с продавца за наложение таможенным чиновником клейма на купленную или промененную лошадь.

УЗОЛЬЦОВОЕ (узловое, поузолыцина) — сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей или за наложение таможенных знаков.

ГОЛОВЩИНА — взимавшаяся при продаже людей; взыскивалась с покупателя,

ВЕСЧЕЕ — взималась с продажи весчих товаров. Ее размер колебался от 1/6 деньги до 10 денег с рубля (обычно он составлял 2 деньги, из которых одна взыскивалась с покупателя, а другая — с продавца, после 1653 г. взыскивалась только с покупателя).

ПОМЕРНОЕ — пошлина с продажи меримых товаров. Такими товарами были пшеница, рожь, овес, солод, ячмень, конопля, греча, горох и т. п. Пошлина бралась с меры, а не с рубля. Размер померной пошлины составлял от 1/2 деньги до 2 денег. Ее взыскивали только с продавца; «с купца никогда помера не брали».

Проезжие пошлины

В Древнерусском государстве мыт был торговой и проезжей пошлиной. С появлением тамги он стал только проезжей пошлиной. Среди разновидностей мыта следует выделить мыто сухое и мыто водяное. Эти основные пошлины за провоз товара взимались, как правило, с судна, воза, саней, в которых перевозился товар, реже — с цены товара. До 1654 г. мытные пошлины взимались не только государством, но и частными лицами, хотя и с разрешения властей.

Существовали следующие разновидности проезжей пошлины:

ПОСАЖЕННОЕ — взималось с воза или судна, груженного товаром. Размер пошлины зависел от габаритов воза или судна.

ПОДУЖНОЕ — сбор за количество телег в обозе.

ПОЛОЗОВОЕ — сбор за количество саней в обозе.

ПОБЕРЕЖНОЕ - сбор с судна, причалившего к берегу; уплачивался деньгами или товарами, находившимися на судне. Размер пошлины зависел от количества судов и их размеров.

ГОЛОВЩИНА — подать с души; плата за человека на возу, ладье или ином транспортном средстве. Поголовный сбор с лиц, сопровождающих товар.

КОСТКИ - налог с людей, сопровождающих товар.

ЗАДНИЕ КАЛАЧИ — разновидность головщины; взимались при возвращении купца со своими людьми после продажи товара.

МОСТОВЩИНА И ПЕРЕВОЗ - налог за проезд или проход по мосту или за пользование перевозом; взимался мостовщиками и перевозчиками.

ПРОЕЗЖЕЕ — плата за пользование благоустроенными дорогами.

ЯВКА — с товара, предоставленного таможеннику или другому должностному лицу при его провозе на место торга; взималась также с людей (поголовно) при доставке товаров к месту торга.

ПЕРЕВОЗ — с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой; взималась деньгами. От перевозной пошлины освобождались служилые люди, их запасы и государевы гонцы. Перевозы содержались как казною, так и частными лицами с разрешения властей. В стремлении прекратить воровство и другие нарушения на частных перевозах в 1596 г. был издан указ, согласно которому все частные перевозы и мыты присоединялись к государственной казне. Половина собранных денег шла помещикам, в чьих вотчинах и поместьях находился перевоз, а другая вносилась в казну.

Пошлины за обслуживание

Разновидности пошлин следующие:

АМБАРНОЕ (анбарное) — плата за наем амбара.

ГОСТИНОЕ — плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за помещение). Величина этой пошлины зависела от числа купцов, размещавших свои товары в гостином дворе: чем торговцев было больше, тем амбары были дороже, и наоборот. Ее взимали «гостиные дворники», находившиеся под началом местной власти. Бралась только с иногородних и иностранцев, обязанных останавливаться в гостиных дворах и там торговать.

ПОЛИВОЧНОЕ — за право торговли или за наем торгового места.

СВАЛЬНОЕ — плата на заставе за разгрузку или укладку товара при взвешивании.

ПОДЪЕМНАЯ И РУКОЗНОБНАЯ - за поднятие товара и его установку на весах; взимались на рынках весовщиками (пудовщиками) как с продавцов, так и с покупателей.

ПОМЕРНОЕ — сбор за измерение сыпучих товаров бочками или их долями.

ВЕСОВОЕ, ВЕСЧЕЕ — плата за взвешивание товара на торговых весах откупщика; взималась откупщиком.

КОНТАРНОЕ — с массы товара (1 контар = 2,5 пуда).

ПРИПУСК — за выравнивание весов при взвешивании товаров.

Штрафы

Разновидности штрафных пошлин:

ПРОМЫТА — а) уклонение от уплаты мыта (промытиться — уклониться от уплаты мыта);

б) пеня за неплатеж мыта.

ПРОМЫТ — пеня за объезд мыта и неплатеж мытной пошлины; взимался обыкновенно с воза или судна.

ЗАПОВЕДЬ — а) пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади.

ПРОТАМОЖЬЕ - пеня за тайный провоз товара без уплаты пошли­ны, .за неявку его таможне.

ПРОТАМГА — пеня за неявку товара таможне.

В последующие годы в ходе таможенной реформы число разновидно­стей торговых и проезжих пошлин значительно сократилось.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...