Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа внешнеторгового и таможенно-торгового механизма в период НЭП.

В связи с переходом к НЭПу и возросшей потребностью в развитии внешнеторговых связей, возникла острая необходимость в налаживании таможенного механизма регулирования внешней торговли, использовании возможностей тарифной политики в интересах защиты экономических интересов государства.

Еще до выхода в свет тарифа 1922 г., был издан ряд документов, регулирующих работу таможни: Положения СНК от 8 декабря 1921 г. «О борьбе с контрабандой», «О взимании складочного и таможенно-канцелярского сбора» Были предприняты меры по усилению таможенной службы на западноевропейской границе, установлен порядок транзита посылок из Англии через Литву и Эстонию.

Перед таможенным ведомством возникли и другие неотложные задачи: восстановление и ремонт старых таможенных помещений, строительство складских зданий и жилья для таможенников. Это диктовалось развитием внешнеторгового оборота, постоянным поступлением грузов из-за границы. Работы велись в сложных материальных условиях.

Регулирование внешней торговли осуществлялось таможенными пошлинами и системой лицензий.

Операции Внешторга производились через вновь созданные торговые органы двух типов. К первому типу относились: Госторг (Государственная экспортно-импортная контора).

Второй тип — смешанные общества с участием правительства и частных капиталов: Кожсырье, «Деруметалл» (экспорт металла) — русско-германское; «Дерутра» — русско-германское транспортное общество и др.

Оборотные средства НКВТ составили 10 млн руб. золотом. Таможенная политика Советской Республики строилась по принципу промышленного протекционизма.

Это был объективный процесс. Но чрезмерный протекционизм задерживал развитие рынка, отрицательно сказывался как на восстановлении и развитии металлургической и металлообрабатывающей промышленности, так и на искусственном поддержании элементов натурального хозяйства в сельской местности.

В соответствии с Декретом СНК РСФСР от 22 апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли», торговые сделки с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей по покупке и продаже всякого рода продуктов проводились от лица Российской Республики специально на то уполномоченными лицами. Декрет запрещал всякие торговые сделки с заграницей для ввоза и вывоза товаров без ведома этих органов. Государство являлось также основным регулятором внешней торговли. Таможенные пошлины рассматривались лишь как вспомогательные средства в этом регулировании.

При восстановлении народного хозяйства на фоне страшной разрухи в стране, отсутствия нормального платежного баланса и непрекращающихся попыток иностранных государств задушить Россию экономическими санкциями единственным средством защиты (не исключая, безусловно, дипломатических мер) явился таможенный тариф 1922 г.

Все статьи тарифа проникнуты последовательным и строго выдержанным промышленным протекционизмом. Начальник ГТУ А. И. Потяев, анализируя положение дел, сделал ряд интересных заключений. В частности он отмечал, что защита промышленности от иностранной конкуренции и создание наиболее выгодных условий производства и сбыта достигаются проведением ряда мероприятий: прежде всего, установлением высоких ввозных пошлин (в виде разницы между фабричными ценами на товары нашего и заграничного производства); допущением беспошлинного ввоза промышленного сырья, полуфабрикатов и предметов машинного оборудования, которые не производятся в нашей стране; введением высоких, даже запретительных пошлин на сырье, которое производится в стране, но в недостаточном количестве, крайне необходимого для нашей промышленности; на сырье, производимое в избытке, установление умеренных и низких пошлин; установление беспошлинного вывоза и премирование вывоза готовых изделий (сахар, текстильные изделия).

В интересах защиты сельскохозяйственного производства, допускался беспошлинный ввоз сельскохозяйственных машин, семян, удобрений и средств для борьбы с вредителями, если они не производились в стране. Умеренные и низкие пошлины на сельскохозяйственные машины, семена и ранее указанные товары устанавливались в том случае, если они изготовлялись в стране, но в недостаточном количестве.

Беспошлинный вывоз товаров (хлеб, кормовые семена, масло) допускался в тех случаях, когда их вывоз не отражался на производстве важнейших отраслей нашей промышленности.

Значительно были повышены пошлины на предметы роскоши и понижены на все виды металлов и металлические изделия (земледельческие орудия труда, ручные ремесленные инструменты), на писчебумажные товары.

В интересах обеспечения активного торгового баланса устанавливались высокие пошлины на главнейшие предметы ввоза и предусматривались меры для поощрения вывоза сырья, жизненных припасов и изделий.

Для защиты финансовой системы устанавливались фискальные ввозные пошлины: высокие — на предметы роскоши и более умеренные — на предметы широкого потребления; а также высокие вывозные пошлины на те предметы экспорта, в отношении которых наша страна являлась на мировом рынке монополистом или полумонополистом.

Таможенный тариф 1922 г. просуществовал до начала 1924 г. Советское государство, вводя тариф, проводило активную таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми.

Осуществление новой экономической политики и неразрывно с этим связанное введение системы налоговых обложений вернули таможенному ведомству значение крупного государственного налогового аппарата.

Но многие положения в этом тарифе не были увязаны с таможенной политикой в Советской России.

В условиях капиталистического окружения СССР могло сохранить и развивать свою промышленность лишь на основе особой системы протекционизма — монополии внешней торговли. Советское государство не ограничивалось установлением таможенных пошлин, а определяло, какие группы товаров не могут быть ввозимы или вывозимы из страны с учетом потребностей национальной промышленности и намеченными планами восстановления экономики.

В годы НЭПа были приняты многие акты, свидетельствующие о пристальном внимании советского правительства к проведению таможенной политики в условиях государственной монополии внешней торговли.

В отличие от других государств Советская Россия не стремилась к превращению таможенных пошлин в источники поступления финансов в бюджет. За исключением отдельных периодов (например, декабрь 1922 г. — январь 1923 г.), когда доля таможенных пошлин в доходах госбюджета равнялась 30 – 35 %, общий уровень таможенных пошлин был невысок, всего 3,8 – 4,6 %. Невысоким он оставался и в последующие годы. И это объяснимо. Механизм таможенного регулирования внешней торговли фактически не работал, а таможенники ограничивались лишь сборами за таможенные процедуры.

В дальнейшем проводимая в нашей стране таможенная политика и вовсе перестала влиять на развитие торговли с отдельными странами, так как таможенные пошлины на импортируемые товары стали покрываться из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок.

Эти недостатки были учтены в тарифе, который был утвержден СНК 8 января 1924 г. В нем были значительно повышены пошлины на предметы роскоши и некоторые другие товары. В то же время, последовательно проводился принцип льготного или беспошлинного ввоза оборудования для промышленности, сельскохозяйственных машин и инвентаря и беспошлинного ввоза семян, удобрений и средств борьбы с вредителями. Тариф, таким образом, исходил из внутренней обстановки в стране и потребностей восстановительного периода.

11 февраля 1927 г. был утвержден очередной тариф. Он состоял из двух разделов: А – товары, разрешенные к привозу; Б – товары, запрещенные к привозу. Раздел А состоял из следующих групп: пищевые продукты, животные продукты, руды, предметы электротехники, писчебумажные товары, прядильные машины и т. д.

В 1937 г. в тариф были внесены изменения, согласно которым резко снизились минимальные ставки. Для всех видов сырья, промышленного оборудования, машин, станков установлены пошлины в размере 1 % цены.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...