Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таможенный контроль в годы Великой отечественной войны.

 

С началом Великой Отечественной войны по таможенной службе СССР был нанесен тяжелый удар. 24 таможни, расположенные на западных границах, оказались захваченными гитлеровцами. Здания таможен в большинстве своем были разрушены. В боях погибли многие таможенники. Наиболее пострадали Таллинская, Рижская, Феодосийская, Туапсинская, Одесская таможни.

Во время войны на таможни были возложены обязанности по пропуску грузов, поступающих по линии Международного Красного Креста. И если в первый год войны эти грузы поступали в небольших количествах, то в 1945 г. они шли массовым потоком, что создавало дополнительную нагрузку для личного состава таможен.

На 1 января 1944 г. Главное таможенное управление состояло из 31 таможни, 56 таможенных постов, 23 сезонных таможенных постов.

Пропуск грузов иностранным посольствам, в первую очередь английскому и американскому, превышал установленные правительством лимиты в 20 раз.

В 1944 г. было открыто 22 таможни, 5 таможенных постов, организовано 42 временных поста для пропуска переселенцев, благотворительных грузов и обслуживания рыболовецких промыслов и портов Крайнего Севера.

1945 г. был годом наибольшей активности в деятельности таможенной системы. На 1 января 1945 г. сеть таможенных органов значительно выросла и имела следующую структуру: ГТУ, отделение в Ашхабаде, 53 таможни и 34 таможенных поста. Штат таможенного ведомства составил 1043 единицы.

В первой половине 1945 г. усилился поток грузов за наступающими частями Красной армии, во второй – объем пассажирских перевозок и военной техники в связи с переброской военных частей на Дальний Восток и возвращением граждан СССР, угнанных в Германию.

Постоянной заботой таможенников являлась борьба с попытками незаконного провоза товаров. Это требовало от таможенников высокого профессионализма и бдительности. Малочисленность личного состава, его необученность сказывались на качестве работы по борьбе с контрабандой.

Особенность контрабанды в 1944 г. состояла в том, что ее провоз был связан с применением ухищренных способов сокрытия, с использованием служебного положения должностными лицами под прикрытием документов, содержащих указание о секретном характере грузов, провоз в упаковке, опечатанной гербовыми сургучными печатями, под видом репарационного и возвратного груза и трофейного имущества.

Номенклатура задержанной контрабанды в 1945 г. выглядела следующим образом: шелк, кремни для зажигалок, швейные иглы, драгоценности, валюта и валютные ценности, золото, серебро.

Таким образом, война наложила особый отпечаток на деятельность таможенников. Она вскрыла недостатки в подготовке кадров и потребовала принятия экстренных мер по перестройке всей деятельности таможенного ведомства.

 

Расширение внешнеэкономических связей в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

На характер и объем внешнеэкономических связей оказывали влияние два фактора: расширение экономической интеграции в рамках СЭВ и дискриминационные меры по отношению к СССР. Все это объективно сказалось на соотношении торговых связей СССР с социалистическими и развивающимися странами, с одной стороны, и с капиталистическими – с другой. Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и идеологический фактор.

Несмотря на всплески «холодной войны» и подчас явный отказ от торговых сделок, товарооборот СССР с развитыми капиталистическими странами возрастал. Были заключены торговые и финансовые соглашения, обеспечивающие условия для развития торгово-экономических связей с ФРГ, Финляндией, Японией, Италией, Францией, Великобританией, Индией и другими странами.Эта тенденция особенно ярко наблюдалась во внешней торговле СССР с США.

Из США в СССР импортировались зерно, соя и другие пищевые продукты. Советский экспорт в США составляли ценные металлы (прежде всего палладий), химические продукты (в основном аммиак), энергоносители, пушнина, водка, тракторы «Беларусь» и микроскопы.

Торговле СССР с США мешала в первую очередь поправка Джексона – Веника (1974), которая связывала вопросы торговли с правами человека. Были подготовлены списки с наименованием 100 тыс. товаров, запрещенных для торговли с СССР и другими странами социализма.

Дискриминация в торговле с социалистическими странами особенно усилилась в связи с принятием США программы «звездных войн». К ней присоединились не только союзники по НАТО, но и Япония.

Особую роль в дискриминационных мерах играл Координационный комитет по многостороннему контролю за экспортом в социалистические страны (КОКОМ). Эта организация, действовавшая под руководством НАТО, фактически держала в своих руках всю торговлю западных стран.

В Японии был принят закон, в соответствии с которым лица, заключившие торговые соглашения с СССР по указанной в списках товарной номенклатуре, привлекались к суду и могли быть приговорены к тюремному заключению сроком на пять лет. В начале 90-х годов представители американской администрации и независимые экономические эксперты высказывали точку зрения, что список стратегических товаров КОКОМ вряд ли будет открыт для торговли с Россией и в ближайшее время исключение составит, может быть, лишь старая технология. Вот что сообщалось в печати по итогам июньской 1990 г. сессии КОКОМ: «США решили признать очевидное и отказались от тех запретов, которые уже неэффективны, разрешив продавать устаревшую технику, но добившись новых запретов на экспорт техники новой».

Основными направлениями внешнеэкономического сотрудничества СССР со странами социалистического содружества явились экономические, научно-технические, научные, производственные связи.

Внешнеэкономические связи стран социалистического содружества расширялись по мере укрепления национальной экономики каждой страны.

На работу СЭВ накладывали отпечатки неблагоприятные тенденции в мировой торговле, отдельные неувязки внутри содружества. Но самым существенным недостатком являлось слабое вхождение в мировой рынок, недостаточное использование научного и производственного потенциалов. Помимо дискриминации со стороны капиталистического мира, не была учтена взаимосвязь между структурой товарооборота и потребностями научно-технической революции. Достаточно отметить, что страны СЭВ производили 36 % мирового промышленного производства, а объем их экспорта составлял на мировом рынке всего лишь 10 — 11 % мирового экспорта. Страны СЭВ располагали 1/3 научных работников мира и 40 % регистрируемых изобретений, а их доля в международной лицензионной торговле составляла 5 %. Не отвечали объективным потребностям по характеру и масштабам современности внешнеэкономические связи СССР. Страна выпускала 20 % мировой продукции, т. е. более 80 % от производства США, а ее доля в мировой торговле составляла лишь 4 %, в то время как доля США - 13 %.

СССР производил в 2 раза больше стали, чем США, однако в целом структура его экспорта имела сырьевую направленность. СССР экспортировал 60 % сырья и лишь 15–16 % продукции машиностроения. Экспорт из СССР традиционно носил сырьевой характер, несмотря на резкий подъем машиностроения в стране, особенно с 50-х годов. И это вполне объяснимо. Многие советские машины на мировом рынке были неконкурентоспособны. Причинами этого были низкая техническая оснащенность и устаревшая техника. Обновление основных фондов в 80-е годы осуществлялось темпами, которые позволили бы заменить оборудование на основных заводах и фабриках только через 50–60 лет. В то же время промышленно развитые страны активно обновляли свои основные фонды.

Явные просчеты СССР в импортной политике и повторение ошибок 20-х годов XIX в., когда также была закуплена устаревшая техника в Англии и Голландии, не позволили решить основные экспортные задачи: добиться конкурентоспособности техники на мировом рынке.

Наиболее приоритетными считались внешнеторговые связи СССР со странами – участниками СЭВ. Они приобрели опыт международного сотрудничества в области внешнеэкономических связей и, опираясь на него, на рубеже 80 – 90-х годов предприняли попытку к расширению внешней торговли с капиталистическими государствами. Однако дискриминационная политика последних лет не позволила странам СЭВ значительно увеличить внешнеторговый оборот. Идеологический барьер был сдерживающим фактором в этом стремлении стран социалистического содружества. Другой причиной служила не всегда благоприятная ситуация в экономическом сотрудничестве между СССР и странами социалистического содружества.

СССР и другие страны СЭВ придерживались линии расширения внешней торговли с развивающимися странами. Учитывая опыт внешнеэкономических связей, взаимную помощь в развитии экономики каждого социалистического государства и достигнутый уровень развития входящих в него стран, СЭВ в 1988 г. на своем заседании принял Концепцию международного социалистического разделения труда на 1991 – 2005 гг.

В ней была изложена стратегия внешнеэкономических связей, намечены пути дальнейшего расширения внешней торговли и совершенствования экономики стран социалистического содружества, однако происшедшие в начале 90-х годов события внесли в эти планы свои коррективы.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...