Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление таможенной службы в Российской Федерации

Обретение суверенитета, повлекшее за собой экономические преобразования, принципиально изменило место и роль таможенных органов в системе государственного управления РФ. 25 октября 1991 г. была образована таможенная служба России.

26 декабря 1991 г. Правительство РСФСР утвердило Положение о Государственном таможенном комитете РФ, был образован его центральный аппарат.

Сложность работы состояла в том, что с распадом СССР России досталось всего лишь 20 % действующих таможен, тогда как доля товарооборота во внешней торговле превышала 50 %. В этих условиях ГТК России разработал программу развития таможенной службы России, которая была одобрена правительством. Программой предусматривалось:

- создание сети таможенных учреждений внутри России и на ее границах;

- компьютеризация таможенной службы на территории всей России;

- техническое оснащение таможенных учреждений;

- переподготовка и повышение квалификации сотрудников;

- решение социальных вопросов работников таможенных учреждений.

В связи с новыми подходами были пересмотрены взгляды на таможенную политику. Ее основу составили три основополагающих принципа. Первый из них состоял в возрождении опыта дореволюционной России. Таможенные органы совместно с другими государственными структурами стали органами экономической защиты новой России как внутри страны, так и на границе. Второй принцип нацеливал таможенную службу на сближение с соседними странами путем упрощения и унификации таможенных процедур в соответствии с мировым опытом. Третий принцип предполагал переориентировку таможенного контроля с границы внутрь страны, где оформлялась основная масса грузооборота.

Перестройка таможенной службы и выполнение вышеуказанных задач осуществлялись в сложных условиях. Непросто складывалась обстановка на границах России со странами Прибалтики, Украиной, Белоруссией и другими вновь образовавшимися суверенными государствами.

Прибалтийские страны, не вошедшие в СНГ, на первых порах откликнулись на предложение о создании таможенного союза, но после неоднократных обсуждений все же стали вводить таможенные барьеры в одностороннем порядке без согласования с Россией.

Смена приоритетов в таможенной службе потребовала огромных усилий в пресечении нарушений таможенных правил, особенно при экспорте сырьевых материалов. Дело в том, что таможенники не располагали приборами контроля за экспортом нефти, транспортировка которой через границу осуществляется как наземным транспортом, так и по трубопроводам.

В 1992 г. был принят ряд мер по совершенствованию тарифов.

Являясь правопреемником таможенного органа СССР, ГТК России продолжил контакты с Советом таможенного сотрудничества, Комиссией Европейских сообществ (с 1 ноября 1993 г. Комиссия Европейского союза) и таможенными органами стран Запада.

В ходе дальнейшего совершенствования таможенной инфраструктуры удалось в течение года выставить таможенные посты на границах со странами Балтии, через которые проходило до 70 % внешнеторговых грузов. В 1992 —1993 гг. были созданы пункты таможенного досмотра на границах с Украиной, Азербайджаном, Грузией.

Важным шагом по обеспечению таможенных приоритетов внутри страны и на международной арене явились подготовка и выход в свет в 1993 г. Таможенного кодекса РФ и Закона РФ «О таможенном тарифе». Они позволили национальной таможенной системе встать в ряд цивилизованных таможенных служб, а главное — решить задачи по защите экономических интересов страны, реализовать концепцию таможенного дела в условиях экономических реформ, выхода из экономического и финансового кризиса и перехода к рыночным отношениям. Освобождение от таможенных льгот многочисленных участников внешнеэкономической деятельности на сумму 500 млрд руб. способствовало умножению таможенных сборов в несколько раз.

Во второй половине 1993 г. ГТК России пересмотрел ранее намеченную концепцию развития таможенного дела на ближайшую перспективу и наметил пять приоритетных программ:

- обустройство границы и развитие таможенной инфраструктуры;

- создание эффективной системы таможенных платежей;

- формирование таможенной статистики внешней торговли;

- кадровое обеспечение и социальное развитие таможенной службы;

- компьютеризация таможенных органов, их техническое оснащение.

Значительные средства были отпущены для оснащения техникой служб таможенного контроля. В подразделения поступили металлоискатели, эндоскопы и досмотровые зеркала, приборы для проверки служебных документов, детекторы определения золота в изделиях, детекторы алмазов, тесты и комплекты химреактивов для идентификации наркотиков, машины для контроля и подсчета банкнот и др. Таможни получили автомобили различных модификаций, вертолетную технику, малые речные и морские суда.

Важным шагом явилось развитие нового направления таможенной статистики, ее международных аспектов.

Особое внимание уделялось кадровому обеспечению таможенной системы.

22 сентября 1993 г. Совет Министров — Правительство Российской Федерации - приняли постановление о создании Российской таможенной академии. Академия создавалась в целях подготовки высококвалифицированных специалистов для таможенных органов Российской Федерации и проведения научных исследований в области таможенного дела.

Служба таможенников была оценена по достоинству. Ряд работников таможни награжден государственными наградами.

Таможенная служба находилась на подъеме, шло ее активное становление, но пока была заложена лишь основа для дальнейшего развития таможенных органов

Созданные экономические службы обеспечивали решение задач, определенных новыми направлениями деятельности таможенных органов. Основной задачей явилось формирование доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей, контроль за репатриацией валютной выручки и перемещением валюты через границу Российской Федерации. Координация деятельности подразделений экономической службы, их целевой ориентации осуществлялась на основе Комплексной программы повышения роли таможенной системы, как экономического регулятора внешнеэкономической деятельности в 1993–1995 гг.

Среди вопросов, решаемых ГТК России, на первый план вышли разработка и внедрение новой структуры и системы управления таможенными органами на основе специализации подразделений в рамках единого технологического процесса таможенного оформления и контроля.

В соответствии с итоговым документом Всероссийского совещания руководителей таможенных органов Российской Федерации в течение 1994 г. продолжалась работа по совершенствованию нормативной базы таможенных органов. Были изданы документы, в которых реализованы положения Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона РФ «О таможенном тарифе».

Таможенные органы получили документы, упорядочивающие работу таможен практически во всех областях, и в том числе по оперативному информированию об изменениях, вносимых в законодательные акты.

Более эффективной работе таможенников способствовало внедрение новых технологий, разделение процесса таможенного оформления. Значительно улучшился контроль за лицензированием товаров. Устойчиво работал механизм начисления, взимания и перечисления в бюджет таможенных платежей.

Таможенные органы добились значительного успеха в совершенствовании практики определения таможенной стоимости товара, в организации взаимодействия с Государственной налоговой службой, Центральным банком, транспортными ведомствами и другими организациями.

Дальнейшее развитие получил контроль за поступлением валютной выручки.

Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г. № 2014 было утверждено Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации. С принятием этого документа завершился первый этап становления таможенного ведомства Российского государства. В Положении получили дальнейшее развитие статьи Таможенного кодекса, Закона РФ «О таможенном тарифе» и другие законодательные документы.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России), — говорилось в Положении, — является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.

ГТК России, как исполнительный орган, разрабатывает проекты международных договоров по вопросам таможенного дела, вносит в правительство предложения о присоединении к международным договорам, участвует в деятельности международных организаций, занимающихся таможенным делом, организует сотрудничество и взаимодействие с таможенными органами иностранных государств.

В 1994 г. в таможенной службе России имелось 15 региональных таможенных управлений, 143 таможни и 485 таможенных постов. В 1994 г. были дополнительно созданы 3 специализированных таможенных управления, 17 таможен и 67 таможенных постов.

Программа создания целостной сети таможенных органов на территории России была выполнена.

1994 г. был замечательным для таможенников тем, что во внутренние воды страны вышли таможенные суда. Ими было досмотрено 971 судно, из них 268 — иностранных, наложены взыскания на сумму 986 млн руб.

В течение всего трехлетнего становления таможенного ведомства Российской Федерации прослеживается устойчивая тенденция возрастания объема задач и возможностей таможенных органов, превращение Государственного таможенного комитета России в полноправный исполнительный государственный орган регулирования внешнеэкономической деятельности и валютного контроля.

Анализ деятельности ГТК России в рассматриваемый период свидетельствует о его многопрофильном характере, о всеобъемлющей правоохранительной, экономической и финансовой работе.

Таможенные органы располагали мощным арсеналом средств по обеспечению безопасности экономики и финансов Российской Федерации, вносили значительный вклад в реализацию экономической реформы в России, в создание правового государства.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...