Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема № 13 Вступление России в ВТО.План Недостатки и преимущества вступления России в ВТО. Условия вступления в ВТО. 3.Преобразование ГТК в ФТС Недостатки и преимущества вступления России в ВТО.
С 1989 г. Россия имеет статус наблюдателя во Всемирной торговой организации ВТО/ГАТТ, Возможность вступить в ВТО появилась только в постсоветский период, когда страна начала переход к рыночной экономике. С одной стороны, экономически Россия еще не готова к конкуренции, которая усилится при ее вступлении в ВТО. Требуется активная реструктуризация российской экономики как на отраслевом, так и на региональном уровне. Вступление в ВТО в ближайшее время может привести к негативным последствиям. По мнению российских ученых и некоторых зарубежных экономистов, страны с малоконкурентным производством обрабатывающей промышленности и сырьевой направленностью экономики и торговли, к которым относится Россия, окажутся в наихудшем положении. Здесь следует учитывать тенденцию и сложившуюся ситуацию в российской экономике. Отсутствие конкурентной среды и недостаточность регулирования цен приводит к росту издержек производства, способствует ухудшению финансово-экономического состояния и препятствует осуществлению модернизации производства. В конечном счете это приводит к разрушению научно-технических комплексов. В этих условиях увеличивается экономическая заинтересованность отечественных производителей в поставке сырья и топлива на экспорт. С другой стороны, намерение России участвовать в международном разделении труда неразрывно связано с вступлением страны в ВТО. От решения этой задачи зависит будущее положение России на международной арене, отраслевое и региональное развитие, эволюция правовых норм в российской экономике. При вступлении в ВТО российская экономика станет более открытой, что приведет к увеличению издержек при адаптации отечественных товаропроизводителей к изменившимся условиям рынка. Признание российской экономики рыночной — это лишь первый шаг на пути в ВТО. Россия уже участвует в мировой торговле, но все еще не включена полностью в этот процесс и не допущена к формированию его правил, что ведет к снижению конкурентоспособности. Членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках и мощным внешним стимулом для решения тех задач, которые нам и так нужно решать. Участие в ВТО предполагает решение ряда вопросов. Прежде всего, необходимо усилить государственные структуры, которые должны помогать отечественным производителям адаптироваться к новым рыночным условиям. Не менее важно выявить спорные проблемы, связанные с антидемпинговыми расследованиями, а применяемые в таможенном деле правила привести в соответствие с требованиями ВТО. Существенную роль в подготовке вступления России в ВТО могут сыграть страны СНГ, ресурсный потенциал которых может ускорить общий рост экономики за счет промышленной интеграции государств Содружества. Наглядным примером является формирование евразийского газового альянса России, Казахстана, Туркмении и Узбекистана, предусматривающего согласование политики в области добычи и транспортировки газа. Признание безусловной необходимости вступления России в ВТО однозначно, но речь идет о конкретных сроках и предварительных шагах, о разработке мероприятий по защите регионов и отраслей страны, которые могут пострадать от максимальной либерализации внешнеэкономической деятельности. Не секрет, например, что отечественное автомобилестроение при вступлении в ВТО не выдержит конкуренции, оно просто развалится, в результате чего около 6 млн человек инженерно-технического состава и рабочих окажутся безработными, а если считать и смежников, то это еще 3 млн безработных. Неконкурентоспособной окажется также электронная промышленность. Майк Мур, генеральный директор ВТО, положительно оценивая намерения России вступить в ВТО, считаея, что еще много предстоит сделать, в том числе по вопросам купли и продажи земли, лицензирования и др. По мнению руководителя Всемирной торговой организации, на нынешнем этапе российские реформы пока не являются необратимыми: одной из самых сложных проблем, которую еще предстоит решить, является обеспечение «рыночного» доступа иностранных компаний на рынок российских товаров.
Условия вступления в ВТО.
С точки зрения российского правительства, важным условием вступления в ВТО является постепенное изменение ряда законов и других нормативных актов, осуществление земельной реформы, регулирование вопросов собственности и федеральных субсидий. Официальная позиция России при вступлении в ВТО состоит в том, чтобы добиться общего баланса интересов в пользу российской экономики. Это потребует серьезных переговоров по многим позициям, составляющим российские интересы, и в том числе о государственной поддержке финансовых рынков и сельского хозяйства. В то же время требования промышленно развитых стран о выравнивании: внутренних и внешних цен не всегда обоснованны. Это, прежде всего, относится к энергетике, где разница между внутренними и внешними ценами объективно обусловлена значительными энергетическими ресурсами Российской Федерации. В.В. Путин был крайне озабочен теми требованиями, которые выдвигают члены ЕС. Россия из раза в раз сталкивается с неоправданно жесткими требованиями Европы, которые фактически блокируют вступление России в ВТО. Хотя при каждом удобном случае чиновники ЕС заявляют о поддержке стремления Москвы стать полноправным членом этой организации. Не секрет, что Европу пугают внутренние российские цены на энергоносители, которые фактически могут сделать в перспективе российские товары более конкурентоспособными, чем европейские. Но ведь в качестве защиты Европа уже давно выработала стандартные механизмы. Переговорный процесс достиг такой стадии, когда необходим был поиск компромисса и развязок всеми заинтересованными сторонами. Россия вела активную подготовку к вступлению в ВТО. Особое внимание уделялось рассмотрению перспектив и последствий вступления России в ВТО. Актуальными направлениями являются повышение конкурентоспособности российской промышленности, проведение структурной реформы в сочетании с созданием правового государства, повышение инвестиционной привлекательности страны и привлечение в российскую экономику реальных капиталовложений . Это основывается на реально сложившемся экономическом потенциале России, имеющей богатые природные ресурсы, дешевую рабочую силу и сложившийся рынок. В соответствии с международными стандартами, применяемыми ВТО к другим странам, России должны быть предоставлены таможенные льготы, отменены ограничения, в том числе на передачу высоких технологий, а также антидемпинговые меры и квоты. Предстоит добиться решения социальных проблем на уровне мировых стандартов. В таможенной сфере вступление в ВТО тесно связано с применением Киотской конвенции. Международная (Киотская) конвенция по гармонизации и упрощению таможенных процедур положила начало коренномуреформированию деятельности таможенных органов во всем мире. Этого требует осуществление торговых процедур в рамках Всемирной таможенной организации. Положения Конвенции тесно связаны с ускорением процессов экономической интеграции между торговыми партнерами. Интеграция предполагает ускорение процесса таможенного оформления при условии сохранения высокого уровня исполнения фискальной и правоохранительной функций. Это может быть достигнуто более тесными связями таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности, упрощением таможенной процедуры при условии применения методики рисков, автоматизацией таможенных процедур и своевременным информационным обеспечением. Практика показывает, что в современных условиях участники внешнеэкономической деятельности — это, прежде всего, крупные импортеры, экспортеры и таможенные брокеры. Такие компании заинтересованы в стабильности, а потому они, как правило, соблюдают таможенное законодательство. Это дает основание таможенным органам упрощать процедуры таможенного оформления. Что же касается средних и мелких участников внешнеэкономической деятельности, то обеспечение прозрачности и своевременного доступа к информации будет способствовать сокращению технических ошибок и выполнению требований таможенного законодательства. Ускоренное таможенное оформление во многом зависит от профессиональной компетентности сотрудников таможенных органов, умения применять методику рисков, своевременно получать информации о характере груза и грузоотправителя. Требования ВТО к таможенным службам государств-участников этой организации состоят в том, чтобы управление рисками ориентировалось не только на автоматизацию таможенных процедур, но и на владение технологией электронного документооборота. Таможенная служба Российской Федерации также развивается в этом направлении. Внедрение информационных технологий объявлено сегодня стратегической задачей на ближайшие годы. Цель этой программы — максимально ускорить оформление процесса таможенного контроля. Основным звеном этого процесса являются таможни и таможенные посты, на которых сталкиваются интересы участников внешнеэкономической деятельности и государства в лице сотрудников таможенных органов. Важную роль играет принятие нового Таможенного кодекса. Сокращение времени на контроль и оформление грузов и товаров возможно лишь при условии перехода на технологии электронного документооборота между таможенными подразделениями. В этом случае снижается роль человеческого фактора, сокращаются должностные правонарушения, открываются возможности применения процедур упрощенного таможенного оформления, создаются более приемлемые условия для управления рисками и, наконец, происходит процесс ускорения таможенного оформления. В этом контексте решаются также важные проблемы определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров. Таможенная служба Российской Федерации становится одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешней торговли, макроэкономической ситуации в целом. При этом фискальная функция таможенной службы Российской Федерации отодвигается на второй план . Цель программы развития таможенной службы состоит в том, чтобы обеспечить дальнейшее совершенствование инструментов таможенного администрирования и наиболее эффективное их использование при решении социально-экономических и политических задач государства. Основные стратегические направления программы состоят в следующем: —обеспечение устойчивой бюджетной политики; —развитие внешнеэкономической деятельности, расширение внешнеторговых связей и интеграция российской экономики в мировую экономику; —защита рынка, товаропроизводителя и стимулирование развития экономики; —поддержание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и «здоровой» конкурентоспособности среды; —проведение структурной перестройки в экономике; —обеспечение экономической, социальной, экологической, технологической безопасности. Приоритетными программными задачами являются: совершенствование современного законодательства, новейших информационных технологий, формирование развитой инфраструктуры и подготовка высококвалифицированных кадров. В XXI в. под влиянием перемен во внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации возрастает уровень ответственности таможенных органов перед государством, обществом и отдельными социальными группами. В этом смысле рекомендации Всемирной таможенной организации о присоединении к Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур заслуживают внимания, так как это является универсальным инструментом, в котором заложен потенциал содействия развитию международной экономической деятельности. Применение положений Киотской конвенции будет способствовать смене приоритетов. Таможня перестанет быть преимущественно фискальным органом с атрибутами административного принуждения. Основная нагрузка переносится в область регулирования внешней торговли в интересах создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности. Это не означает, что снизится эффективность таможенного контроля, основанного на принципах анализа и управления рисками и упрощения таможенных процедур. Главные цели преобразований: ускорение таможенного оформления, максимальное использование информационных технологий, «прозрачность» и предусмотрительность действий таможен. В свете программных требований в таможенных органах активно внедряется электронное декларирование. Система электронного декларирования товаров начала работать в 2002 г. на таможенном посту Каширский, расположенном на терминале «Норд-Ост». Главное ее преимущество - безбумажная технология, позволяющая упростить и ускорить таможенное оформление. Электронное декларирование удобно для участников ВЭД. Внедрение электронного декларирования открывает широкие возможности для повышения товарооборота, сокращения накладных расходов. Внедрение новых технологий способствует скорости и прозрачности таможенного оформления. По мере внедрения электронного декларирования необходим более тщательный учет новых товаров, введение новых режимов, совершенствование средств доставки и видов транспорта. Система электронного декларирования прошла проверку в работе с импортерами и активно осуществляется с экспортерами нефти.
3.Преобразование ГТК в ФТС 2004 г. - год преобразования ГТК России в Федеральную таможенную службу. Эта реорганизация осуществлена в рамках совершенствования управления государственных органов страны. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 914 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный таможенный комитет преобразован в Федеральную таможенную службу, находящуюся в введении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. В связи с этим изменяется статус и компетенция службы. В Положении о Министерстве экономического развития и торговли РФ, утвержденном Правительством РФ постановлением от 27 августа 2004 г. № 443, определен статус федерального органа исполнительной власти, на который возлагаются следующие функции: —государственное регулирование внешнеторговой деятельности; —проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений на экспорт и импорт товаров; —выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенного дела;
—координация и контроль деятельности, находящейся в ведении Федеральной таможенной службы; —порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; —ведение реестров банков и иных кредитных организаций и страховых организаций, банковские гарантии которых принимаются таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей; - ведение реестра страховых организаций, договоры страхования которых принимаются таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей; - ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; — контроль таможенной стоимости товаров и транспортных средств совместно с Министерством финансов Российской Федерации; — установление формы и порядка принятия предварительного решения о классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара, страны происхождения товара; — установление порядка и технологии производства таможенного Положение о Федеральной таможенной службе состоит из трех частей: I - «Общие положения», II - «Полномочия», III - «Организация деятельности». В разделе «Общие положения» говорится, что Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. В своей деятельности Федеральная таможенная служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами, нормативно-правовыми актами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации. Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность, согласно Положению, непосредственно через таможенные органы и представительства службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями. В разделе «Полномочия» отмечается, что Федеральная таможенная служба осуществляет свои полномочия на основании Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного Правительством РФ 27 августа 2004 г., Таможенного кодекса Российской Федерации с изменениями, последовавшими после подписания Указа Президента РФ 9 марта 2004 г., и изменениями, внесенными в те статьи, где содержались отсылочные нормы к актам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. В третьем разделе - «Организация деятельности» - говорится, что Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра экономического развития и торговли Российской Федерации. Руководитель Федеральной таможенной службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на службу полномочий. Руководитель ФТС имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром экономического развития и торговли Российской Федерации по представлению руководителя службы; готовит предложения о назначении на должность и освобождении от должности начальников региональных таможенных управлений; назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц центрального аппарата службы, заместителей начальников региональных таможенных управлений, таможен, начальников таможенных постов, а также руководителей, иных должностных лиц, работников представительств службы за рубежом. Руководитель службы во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Кроме того, руководитель наделен правами решения вопросов деятельности службы в рамках Таможенного кодекса Российской Федерации и других законных и подзаконных актов, имеющих прямое отношение к функционированию Федеральной таможенной службы. Федеральная таможенная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральная таможенная служба имеет геральдический знак: эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке.
Глоссарий Тамга – пошлина в пользу татарских князей. Великий шелковый путь – торговля шелком на пути из Китая в Византию через центральноазиатские государства (III-I тысячелетие до н.э.). Тарханные грамоты – таможенные льготы, предоставляемые торговцам караванами на Великом шелковом пути. Кедня – пограничная таможня на великом шелковом пути. Бажелхана – внутренняя таможня. Торговый путь «из варяг в греки» - период торговли Древней Греции с городами Северного Причерноморья (VI – VII вв.). Готский двор – голландская фактория в Новгороде. Подчинялся сейму немецких городов, регулировал торговлю, устанавливал пошлины. Погосты – пункты для сбора дани (вторая половина IX в – первая половина XII в). Мытник – таможенник (VIII – начало IX в ). Мытница – таможня. Фритредеркий таможенный тариф – тариф, обеспечивающий защиту национальной промышленности от внешней конкуренции, направленный на повышение таможенных пошлин, вывозимых из России товаров. Откуп – правила сбора пошлин, при котором взамен оплаты пошлин и налогов простого народа отправляли детей на военную службу. «Верный» способ укомплектования таможен» - безвозмездная служба в таможне «на веру», должностные лица таможен принимали присягу. Отдача таможен «на откуп» - внесение в государственную казну определенной суммы заинтересованным лицом, не меньшей, чем средний сбор таможенной пошлины за прошедший год. Приказ Большой казны – государственный орган, осуществляющий сбор таможенных доходов в конце XVII в. Корчемная стража – команды, создаваемые в XVII в из вольнонаемных людей для пресечения тайного изготовления. Перевоза и продажи предметов, обложенных купцом или составляющих прерогативы казны (вино, пиво, табак, соль). Стражники, объездчики, смотрители, акцизные надзиратели – служащие в корчемной страже, которая просуществовала до 1918 г. ДТС – Департамент таможенных сборов – орган центральной советской власти (1917-июнь 1918гг). ГУТК – Главное управление таможенного контроля – переименование Департамента таможенных сборов (с июня 1918 г по декабрь 1921 г). ГТУ – Главное таможенное управление с декабря 1924 г по 1991 г. ГТК – Государственный таможенный комитет – 1991 г. ФТС – Федеральная таможенная служба. СТС – Совет таможенного сотрудничества. ЕС – Европейский союз. ЕАСТ – Европейская организация свободной торговли. НАФТ – Североамериканское соглашение о свободной торговле. АСЕАИ – Ассоциация государств Юго-восточной Азии. КОМЕСА – Общий рынок Восточной и Южной Африки. СНГ – Содружество независимых государств. ЗСТ – зона свободной торговли. ТС – таможенные союзы. ОР – единый и общий рынок. ЭВС – экономический и валютный союз. КЕС – Комиссия Европейских сообществ. ВТО – Всемирная торговая организация.
Литература
1. Блинов Н.М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. – М.: Русина, 1997. – 272 с. 2. Ванин М. В. Таможенная политика: проблемы и приоритеты // Таможня. 2000. № 311. 27 июня. 3. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / отв. ред. А.Е. Жерихов. -М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. – 592 с. 4. Ладыженский К. История русского таможенного тарифа. – СПб: Социум, 2005 – 410с. 5. Основы таможенного дела: учеб. пособие. В 2т. Т. 2/под общ. ред. Ю.Ф. Азарова. – М.: РИО РТА, 2005. – 520 с. 6. Пиляева В.В. История таможенного дела и таможенной политики России. – М.: изд. Знание, 2007. – 290с. 7. Толкушина А.В. Таможенное дело. – М.: Юрайт, Высш. образование., 2008. – 453 с. 8 Шумилов М. М. История торговли и таможенного дела в России IX — XVII вв. - СПб., 1999. – 320с.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |