Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 13 Вступление России в ВТО.

План

Недостатки и преимущества вступления России в ВТО.

Условия вступления в ВТО.

3.Преобразование ГТК в ФТС

Недостатки и преимущества вступления России в ВТО.

 

С 1989 г. Россия имеет статус наблюдателя во Всемирной торговой организации ВТО/ГАТТ, Возможность вступить в ВТО появилась толь­ко в постсоветский период, когда страна начала переход к рыночной экономике.

С одной стороны, экономически Россия еще не готова к конкуренции, которая усилится при ее вступлении в ВТО. Требуется активная реструк­туризация российской экономики как на отраслевом, так и на региональном уровне.

Вступление в ВТО в ближайшее время может привести к негативным последствиям. По мнению российских ученых и некоторых зарубежных экономистов, страны с малоконкурентным производством обрабатываю­щей промышленности и сырьевой направленностью экономики и торгов­ли, к которым относится Россия, окажутся в наихудшем положении.

Здесь следует учитывать тенденцию и сложившуюся ситуацию в рос­сийской экономике. Отсутствие конкурентной среды и недостаточность регулирования цен приводит к росту издержек производства, способству­ет ухудшению финансово-экономического состояния и препятствует осу­ществлению модернизации производства. В конечном счете это приводит к разрушению научно-технических комплексов. В этих условиях увеличи­вается экономическая заинтересованность отечественных производителей в поставке сырья и топлива на экспорт.

С другой стороны, намерение России участвовать в международном разделении труда неразрывно связано с вступлением страны в ВТО. От решения этой задачи зависит будущее положение России на международ­ной арене, отраслевое и региональное развитие, эволюция правовых норм в российской экономике. При вступлении в ВТО российская экономи­ка станет более открытой, что приведет к увеличению издержек при адап­тации отечественных товаропроизводителей к изменившимся условиям рынка.

Признание российской экономики рыночной — это лишь первый шаг на пути в ВТО.

Россия уже участвует в мировой торгов­ле, но все еще не включена полностью в этот процесс и не допущена к формированию его правил, что ведет к снижению конкурентоспособности. Членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках и мощным внешним стимулом для решения тех задач, которые нам и так нужно решать.

Участие в ВТО предполагает решение ряда вопросов. Прежде всего, необходимо усилить государственные структуры, которые должны помо­гать отечественным производителям адаптироваться к новым рыночным условиям. Не менее важно выявить спорные проблемы, связанные с ан­тидемпинговыми расследованиями, а применяемые в таможенном деле правила привести в соответствие с требованиями ВТО.

Существенную роль в подготовке вступления России в ВТО могут сы­грать страны СНГ, ресурсный потенциал которых может ускорить общий рост экономики за счет промышленной интеграции государств Содруже­ства.

Наглядным примером является формирование евразийского газового альянса России, Казахстана, Туркмении и Узбекистана, предусматриваю­щего согласование политики в области добычи и транспортировки газа.

Признание безусловной необходимости вступления России в ВТО од­нозначно, но речь идет о конкретных сроках и предварительных шагах, о разработке мероприятий по защите регионов и отраслей страны, которые могут пострадать от максимальной либерализации внешнеэкономической деятельности. Не секрет, например, что отечественное автомобилестрое­ние при вступлении в ВТО не выдержит конкуренции, оно просто разва­лится, в результате чего около 6 млн человек инженерно-технического со­става и рабочих окажутся безработными, а если считать и смежников, то это еще 3 млн безработных. Неконкурентоспособной окажется также электронная промышленность.

Майк Мур, генеральный директор ВТО, положительно оценивая на­мерения России вступить в ВТО, считаея, что еще много предстоит сде­лать, в том числе по вопросам купли и продажи земли, лицензирования и др. По мнению руководителя Всемирной торговой организации, на ны­нешнем этапе российские реформы пока не являются необратимыми: од­ной из самых сложных проблем, которую еще предстоит решить, являет­ся обеспечение «рыночного» доступа иностранных компаний на рынок российских товаров.

 

Условия вступления в ВТО.

 

С точки зрения российского правительства, важным условием вступ­ления в ВТО является постепенное изменение ряда законов и других нор­мативных актов, осуществление земельной реформы, регулирование во­просов собственности и федеральных субсидий.

Официальная позиция России при вступлении в ВТО состоит в том, чтобы добиться общего баланса интересов в пользу российской экономи­ки. Это потребует серьезных переговоров по многим позициям, составля­ющим российские интересы, и в том числе о государственной поддержке финансовых рынков и сельского хозяйства. В то же время требования промышленно развитых стран о выравнивании: внутренних и внешних цен не всегда обоснованны. Это, прежде всего, относится к энергетике, где разница между внутренними и внешними ценами объективно обусловлена значительными энергетическими ресурсами Российской Федерации.

В.В. Путин был крайне озабочен теми требованиями, которые выдвигают члены ЕС. Россия из раза в раз сталкивается с неоправданно жесткими требованиями Европы, которые фактически бло­кируют вступление России в ВТО. Хотя при каждом удобном случае чи­новники ЕС заявляют о поддержке стремления Москвы стать полноправ­ным членом этой организации. Не секрет, что Европу пугают внутренние российские цены на энергоносители, которые фактически могут сделать в перспективе российские товары более конкурентоспособными, чем евро­пейские. Но ведь в качестве защиты Европа уже давно выработала стан­дартные механизмы.

Переговорный процесс достиг такой стадии, когда необходим был поиск компромисса и развязок всеми заинтересованными сторонами.

Россия вела активную подготовку к вступлению в ВТО.

Особое внимание уделялось рассмотрению перспектив и последст­вий вступления России в ВТО. Актуальными направлениями являются повышение конкурентоспособности рос­сийской промышленности, проведение структурной реформы в сочетании с созданием правового государства, повышение инвестиционной привле­кательности страны и привлечение в российскую экономику реальных ка­питаловложений .

Это основывается на реально сложившемся экономиче­ском потенциале России, имеющей богатые природные ресурсы, дешевую рабочую силу и сложившийся рынок.

В соответствии с междуна­родными стандартами, применяемыми ВТО к другим странам, России должны быть предоставлены таможенные льготы, отменены ограничения, в том числе на передачу высоких технологий, а также антидемпинговые меры и квоты. Предстоит добиться решения социальных проблем на уров­не мировых стандартов.

В таможенной сфере вступление в ВТО тесно связано с применением Киотской конвенции. Международная (Киотская) конвенция по гармонизации и упрощению таможенных процедур положила начало коренномуреформированию деятельности таможенных органов во всем мире. Этого требует осуществление торговых процедур в рамках Всемирной таможенной организации. Положения Конвенции тесно связаны с ускорением про­цессов экономической интеграции между торговыми партнерами. Интег­рация предполагает ускорение процесса таможенного оформления при ус­ловии сохранения высокого уровня исполнения фискальной и правоохра­нительной функций.

Это может быть достигнуто более тесными связями таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности, упрощением таможен­ной процедуры при условии применения методики рисков, автоматизацией таможенных процедур и своевременным информационным обеспечением.

Практика показывает, что в современных условиях участники внешне­экономической деятельности — это, прежде всего, крупные импортеры, экс­портеры и таможенные брокеры. Такие компании заинтересованы в ста­бильности, а потому они, как правило, соблюдают таможенное законода­тельство. Это дает основание таможенным органам упрощать процедуры та­моженного оформления. Что же касается средних и мелких участников внешнеэкономической деятельности, то обеспечение прозрачности и свое­временного доступа к информации будет способствовать сокращению техни­ческих ошибок и выполнению требований таможенного законодательства.

Ускоренное таможенное оформление во многом зависит от профессио­нальной компетентности сотрудников таможенных органов, умения при­менять методику рисков, своевременно получать информации о характе­ре груза и грузоотправителя. Требования ВТО к таможенным службам го­сударств-участников этой организации состоят в том, чтобы управление рисками ориентировалось не только на автоматизацию таможенных про­цедур, но и на владение технологией электронного документооборота.

Таможенная служба Российской Федерации также развивается в этом направлении. Внедрение информационных технологий объявлено сегодня стратегической задачей на ближайшие годы. Цель этой программы — максимально ускорить оформление процесса таможенного контроля. Ос­новным звеном этого процесса являются таможни и таможенные посты, на которых сталкиваются интересы участников внешнеэкономической дея­тельности и государства в лице сотрудников таможенных органов.

Важную роль играет принятие нового Таможенного кодекса.

Сокращение времени на контроль и оформление грузов и товаров воз­можно лишь при условии перехода на технологии электронного документо­оборота между таможенными подразделениями. В этом случае снижается роль человеческого фактора, сокращаются должностные правонарушения, открываются возможности применения процедур упрощенного таможенного оформления, создаются более приемлемые условия для управления риска­ми и, наконец, происходит процесс ускорения таможенного оформления.

В этом контексте решаются также важные проблемы определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

Таможенная служба Российской Федерации становится одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешней торговли, макроэкономической ситуации в целом. При этом фискальная функция таможенной службы Российской Федерации отодвигается на второй план .

Цель программы развития таможенной службы состоит в том, чтобы обеспечить дальнейшее совершенствование инструментов таможенного администрирования и наиболее эффективное их использование при решении социально-экономических и политических задач государства.

Основные стратегические направления программы состоят в следующем:

—обеспечение устойчивой бюджетной политики;

—развитие внешнеэкономической деятельности, расширение внешне­торговых связей и интеграция российской экономики в мировую экономи­ку;

—защита рынка, товаропроизводителя и стимулирование развития экономики;

—поддержание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и «здоровой» конкурентоспособности среды;

—проведение структурной перестройки в экономике;

—обеспечение экономической, социальной, экологической, технологической безопасности.

Приоритетными программными задачами являются: совершенствование современного законодательства, новейших информационных техноло­гий, формирование развитой инфраструктуры и подготовка высококвали­фицированных кадров.

В XXI в. под влиянием перемен во внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации возрастает уровень ответственности тамо­женных органов перед государством, обществом и отдельными социаль­ными группами.

В этом смысле рекомендации Всемирной таможенной организации о присоединении к Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур заслуживают внимания, так как это является универ­сальным инструментом, в котором заложен потенциал содействия разви­тию международной экономической деятельности.

Применение положений Киотской конвенции будет способствовать смене приоритетов. Таможня перестанет быть преимущественно фискаль­ным органом с атрибутами административного принуждения. Основная нагрузка переносится в область регулирования внешней торговли в инте­ресах создания благоприятных условий для участников внешнеэкономи­ческой деятельности. Это не означает, что снизится эффективность тамо­женного контроля, основанного на принципах анализа и управления рис­ками и упрощения таможенных процедур. Главные цели преобразований: ускорение таможенного оформления, максимальное использование ин­формационных технологий, «прозрачность» и предусмотрительность дей­ствий таможен.

В свете программных требований в таможенных органах активно вне­дряется электронное декларирование.

Система электронного декларирования товаров начала работать в 2002 г. на таможенном посту Каширский, расположенном на терми­нале «Норд-Ост». Главное ее преимущество - безбумажная технология, позволяющая упростить и ускорить таможенное оформление. Электрон­ное декларирование удобно для участников ВЭД. Внедрение электронно­го декларирования открывает широкие возможности для повышения това­рооборота, сокращения накладных расходов.

Внедрение новых технологий способствует скорости и прозрачности таможенного оформления. По мере внедрения электронного декларирова­ния необходим более тщательный учет новых товаров, введение новых ре­жимов, совершенствование средств доставки и видов транспорта.

Система электронного декларирования прошла проверку в работе с им­портерами и активно осуществляется с экспортерами нефти.

 

3.Преобразование ГТК в ФТС

2004 г. - год преобразования ГТК России в Федеральную таможенную службу. Эта реорганизация осуществлена в рамках совершенствования управления государственных органов страны.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 мар­та 2004 г. № 914 «О системе и структуре федеральных органов исполни­тельной власти» Государственный таможенный комитет преобразован в Федеральную таможенную службу, находящуюся в введении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. В свя­зи с этим изменяется статус и компетенция службы.

В Положении о Министерстве экономи­ческого развития и торговли РФ, утверж­денном Правительством РФ постановлением от 27 августа 2004 г. № 443, определен ста­тус федерального органа исполнительной власти, на который возлагаются следующие функции:

—государственное регулирование внеш­неторговой деятельности;

—проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количествен­ных ограничений на экспорт и импорт това­ров;

—выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и тамо­женного дела;

 

—координация и контроль деятельнос­ти, находящейся в ведении Федеральной та­моженной службы;

—порядок ведения реестров лиц, осуще­ствляющих деятельность в области тамо­женного дела;

—ведение реестров банков и иных кре­дитных организаций и страховых организа­ций, банковские гарантии которых прини­маются таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

- ведение реестра страховых организаций, договоры страхования ко­торых принимаются таможенными органами в качестве обеспечения упла­ты таможенных платежей;

- ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собствен­ности;

— контроль таможенной стоимости товаров и транспортных средств совместно с Министерством финансов Российской Федерации;

— установление формы и порядка принятия предварительного реше­ния о классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара, страны происхождения товара;

— установление порядка и технологии производства таможенного
оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через тамо­женную границу, вида транспорта, используемого для такого перемеще­ния, категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

Положение о Федеральной таможенной службе состоит из трех частей: I - «Общие положения», II - «Полномочия», III - «Организация дея­тельности».

В разделе «Общие положения» говорится, что Федеральная таможен­ная служба является федеральным органом исполнительной власти, осу­ществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонару­шениями. Федеральная таможенная служба находится в ведении Минис­терства экономического развития и торговли Российской Федерации.

В своей деятельности Федеральная таможенная служба руководству­ется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституцион­ными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Фе­дерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами, нормативно-правовыми актами Министерства экономического развития и торговли Российской Федера­ции, Министерства финансов Российской Федерации и Центрального бан­ка Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность, со­гласно Положению, непосредственно через таможенные органы и предста­вительства службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральны­ми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

В разделе «Полномочия» отмечается, что Федеральная таможенная служба осуществляет свои полномочия на основании Положения о Мини­стерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, ут­вержденного Правительством РФ 27 августа 2004 г., Таможенного кодек­са Российской Федерации с изменениями, последовавшими после подпи­сания Указа Президента РФ 9 марта 2004 г., и изменениями, внесенными в те статьи, где содержались отсылочные нормы к актам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

В третьем разделе - «Организация деятельности» - говорится, что Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначае­мый на должность и освобождаемый от должности Правительством Рос­сийской Федерации по представлению министра экономического развития и торговли Российской Федерации.

Руководитель Федеральной таможенной службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на службу полномочий.

Руководитель ФТС имеет заместителей, назначаемых на должность и ос­вобождаемых от должности министром экономического развития и торговли Российской Федерации по представлению руководителя службы; готовит предложения о назначении на должность и освобождении от должности на­чальников региональных таможенных управлений; назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц центрального аппарата служ­бы, заместителей начальников региональных таможенных управлений, та­можен, начальников таможенных постов, а также руководителей, иных должностных лиц, работников представительств службы за рубежом.

Руководитель службы во исполнение Конституции Российской Феде­рации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации из­дает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции службы.

Кроме того, руководитель наделен правами решения вопросов деятель­ности службы в рамках Таможенного кодекса Российской Федерации и других законных и подзаконных актов, имеющих прямое отношение к функционированию Федеральной таможенной службы.

Федеральная таможенная служба является юридическим лицом, име­ет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, установлен­ного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба имеет геральдический знак: эмбле­му, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке.

 


Глоссарий

Тамга – пошлина в пользу татарских князей.

Великий шелковый путь – торговля шелком на пути из Китая в Византию через центральноазиатские государства (III-I тысячелетие до н.э.).

Тарханные грамоты – таможенные льготы, предоставляемые торговцам караванами на Великом шелковом пути.

Кедня – пограничная таможня на великом шелковом пути.

Бажелхана – внутренняя таможня.

Торговый путь «из варяг в греки» - период торговли Древней Греции с городами Северного Причерноморья (VI – VII вв.).

Готский двор – голландская фактория в Новгороде. Подчинялся сейму немецких городов, регулировал торговлю, устанавливал пошлины.

Погосты – пункты для сбора дани (вторая половина IX в – первая половина XII в).

Мытник – таможенник (VIII – начало IX в ).

Мытница – таможня.

Фритредеркий таможенный тариф – тариф, обеспечивающий защиту национальной промышленности от внешней конкуренции, направленный на повышение таможенных пошлин, вывозимых из России товаров.

Откуп – правила сбора пошлин, при котором взамен оплаты пошлин и налогов простого народа отправляли детей на военную службу.

«Верный» способ укомплектования таможен» - безвозмездная служба в таможне «на веру», должностные лица таможен принимали присягу.

Отдача таможен «на откуп» - внесение в государственную казну определенной суммы заинтересованным лицом, не меньшей, чем средний сбор таможенной пошлины за прошедший год.

Приказ Большой казны – государственный орган, осуществляющий сбор таможенных доходов в конце XVII в.

Корчемная стража – команды, создаваемые в XVII в из вольнонаемных людей для пресечения тайного изготовления. Перевоза и продажи предметов, обложенных купцом или составляющих прерогативы казны (вино, пиво, табак, соль).

Стражники, объездчики, смотрители, акцизные надзиратели – служащие в корчемной страже, которая просуществовала до 1918 г.

ДТС – Департамент таможенных сборов – орган центральной советской власти (1917-июнь 1918гг).

ГУТК – Главное управление таможенного контроля – переименование Департамента таможенных сборов (с июня 1918 г по декабрь 1921 г).

ГТУ – Главное таможенное управление с декабря 1924 г по 1991 г.

ГТК – Государственный таможенный комитет – 1991 г.

ФТС – Федеральная таможенная служба.

СТС – Совет таможенного сотрудничества.

ЕС – Европейский союз.

ЕАСТ – Европейская организация свободной торговли.

НАФТ – Североамериканское соглашение о свободной торговле.

АСЕАИ – Ассоциация государств Юго-восточной Азии.

КОМЕСА – Общий рынок Восточной и Южной Африки.

СНГ – Содружество независимых государств.

ЗСТ – зона свободной торговли.

ТС – таможенные союзы.

ОР – единый и общий рынок.

ЭВС – экономический и валютный союз.

КЕС – Комиссия Европейских сообществ.

ВТО – Всемирная торговая организация.

 

Литература

 

1. Блинов Н.М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. – М.: Русина, 1997. – 272 с.

2. Ванин М. В. Таможенная политика: проблемы и приоритеты // Та­можня. 2000. № 311. 27 июня.

3. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / отв. ред. А.Е. Жерихов. -М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. – 592 с.

4. Ладыженский К. История русского таможенного тарифа. – СПб: Социум, 2005 – 410с.

5. Основы таможенного дела: учеб. пособие. В 2т. Т. 2/под общ. ред. Ю.Ф. Азарова. – М.: РИО РТА, 2005. – 520 с.

6. Пиляева В.В. История таможенного дела и таможенной политики России. – М.: изд. Знание, 2007. – 290с.

7. Толкушина А.В. Таможенное дело. – М.: Юрайт, Высш. образование., 2008. – 453 с.

8 Шумилов М. М. История торговли и таможенного дела в России IX — XVII вв. - СПб., 1999. – 320с.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...