Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электрический указатель поворота ЭУП–53МК–500

 

Предназначен для указания направления и относительной величины угловой скорости разворота вертолета вокруг вертикальной оси и направление бокового скольжения.

При выполнении разворота, без скольжения, прибор предназначен для определения угла крена разворота до 450, при скорости полета 500 км/ч.

В общем корпусе прибора расположены: собственно указатель поворота и указатель скольжения.

Принцип действия указателя поворота основан на использовании свойства двухстепенного гироскопа, с горизонтально расположенной главной осью, прецессировать под действием сторонней силы.

В качестве гиромотора в гироскопическом узле прибора использован двигатель постоянного тока. Якорь двигателя выполняет функции ротора гироскопа. Вал якоря, расположенный параллельно поперечной оси вертолета, является главной осью гироскопа. Корпус двигателя служит рамой карданного подвеса. Передаточным механизмом он сообщается со стрелкой прибора. Шкала прибора разградуирована в пределах от 00 до ±400 с ценой деления 150. Для гашения резких колебаний гиромотора прибор снабжен воздушным демпфером.

При развороте вертолета вокруг вертикальной оси на гироскоп прибора длительное время действует сторонняя сила – угловая скорость разворота. Под действием гироскопического момента главная ось прецессирует, вызывая поворот вокруг продольной оси корпуса гиромотора. Его движение передается стрелке прибора которая, отклоняясь от нулевой отметки шкалы, покажет в каком направлении и с какой относительной угловой скоростью вертолет разворачивается относительно вертикальной оси. По окончании разворота, когда угловая скорость равна нулю, действие гироскопического момента прекращается и пружинными растяжками передаточного механизма главная ось гироскопа восстанавливает горизонтальное положение, стрелка прибора устанавливается на ноль. На развороты вокруг продольной или поперечной оси прибор не реагирует.

Указатель скольжения выполнен в виде стеклянной трубки, изогнутой по дуге окружности. Трубка заполнена демпфирующей жидкостью (толуол).

Указатель снабжен уводящей камерой, компенсирующей увеличение объема жидкости, из-за повышения температуры окружающей среды. Указателем прибора служит шарик из натурального темного стекла, он находится между двумя проволочными кольцами, обозначающими центр прибора. Центр прибора соответствует нулевому значению бокового скольжения вертолета.

Принцип действия указателя скольжения основан на использовании свойств физического маятника. В прямолинейном горизонтальном полете на шарик указателя скольжения оказывает влияние сила веса, под действием которой шарик располагается в направлении истинной вертикали, проходящей через центр указателя скольжения. При выполнении полета с креном, кажущаяся вертикаль смещается относительно истинной, а под действием силы веса шарик сохраняет ориентацию в направлении истинной вертикали, перемещаясь в нижнюю часть трубки, т.е. в направлении "падающего борта".

При выполнении разворотов на шарик указателя разворота действует система сил: сила веса и центробежная сила. Положение шарика относительно центра прибора будет зависеть от соотношения этих сил. При правильном координированном развороте, когда сила веса уравновешивается центробежной силой, их равнодействующая проходит через центр прибора, удерживая в центре указателя шарик. При развороте с большой угловой скоростью, центробежная сила превышает силу веса и равнодействующая этих сил смещается в направлении вектора центробежной силы. Под действием равнодействующей шарик перемещается вверх относительно прибора, показывая внешнее скольжение. При развороте с малой угловой скоростью, центробежная сила меньше силы веса и их равнодействующая смещается в сторону вектора силы веса, в результате чего шарик указателя перемещается вниз от центра прибора, показывая внутреннее скольжение.

 

 

Особенности летной эксплуатации

 

На предполетной подготовке осмотреть прибор, убедиться в отсутствии повреждений, стрелка прибора должна находиться на нулевой отметке шкалы. Допустимое отклонение от "0" ±10. Шарик указателя скольжения должен находится в центре. За 5 – 6 минут до выруливания или взлета включить прибор. Для этой цели:

1. Включить источник постоянного тока.

2. Включить АЗС "Указатель поворота".

3. Через 2 – 3 минуты после включения проверить работоспособность прибора. Для этой цели нажать края приборной панели, создавая ей некоторые движения вокруг вертикальной оси, колебания стрелки прибора указывают на его исправность.

В полете, следя за положением стрелки и шарика указателя скольжения, пилот выполняет необходимые эволюции вертолета.

Точное значение углов крена разворота прибор выдает при скорости полета 500 км/час, на меньших скоростях он завышает показания.

 

Vпр = 160 – 200 км/час

Угол крена   50   100   150
Показания прибора   15–10   30–25   45–35

 

Авиагоризонт АГБ–3к

 

Авиагоризонт служит основным пилотажным прибором вертолета и предназначен для определения положения вертолета в пространстве относительно плоскости истинного горизонта и направлении бокового скольжения.

Электрические сигналы пропорциональные углам крена и тангажа, кроме того, поступают: с левого АГБ в АП–34Б, с правого АГБ в САРПП.

Основные технические характеристики:

Uпит = 27 В; ~36 В (3-х фазный)

Время готовности к работе после включения – не менее 3-х мин

Погрешность индикации углов крена и тангажа:

- 00 – 300 – ± 10

- > 300 – ± 20

Диапазон рабочих температур – (-60 – +60)0С

Скорость вращения гиромотора – (20000 – 22000) об/мин

АЗС:

- по постоянному току – "Авиагоризонт"

- по переменному току – Плавкие предохранители в РЩ правого генератора

Включаются АГБ раздельно, выключателями на правом и левом электрощитках.

В общем корпусе прибора расположено 2 измерительных устройства: собственно гирогоризонт и указатель скольжения.

Принцип действия АГБ основан на использовании свойства трехстепенного гироскопа сохранять неизменным в мировом пространстве вертикальное (по отношению к земной поверхности) положение главной оси.

Измерительный механизм АГБ состоит из следующих основных узлов:

1. Гироскопический узел. Представляет собой 3-х степенный гироскоп в качестве гиромотора, в котором, использован 3-х фазный асинхронный двигатель. На осях, внутренней и внешней рам карданного подвеса, расположены сельсин датчики, с которых электрические сигналы, пропорциональные крену и тангажу поступают в бортовые системы вертолета. Гироскопический узел снабжен системой жидкостно-маятниковой коррекции, обеспечивающей стабилизацию вертикального положения главной оси гироскопа и устраняющей ошибки в показаниях прибора, возникших из-за собственной прецессии главной оси гироскопа.

2. Арретирующее устройство. Обеспечивает быструю подготовку прибора к работе, принудительным восстановлением вертикального положения главной оси гироскопа. Рукоятка арретирующего устройства вынесена на лицевой панели прибора.

3. Система сигнализации отказа питания.Информирует, появлением двухцветного флажка в видимой зоне шкалы тангажа, о нарушении системы питания прибора по постоянному или переменному 3-х фазному току. А также о полном отсутствии питающих напряжения (прибор выключен).

4. Система индикации. Включает в себя: ленточную подвижную, двухцветную шкалу тангажа и не подвижную шкалу крена. Темный фон шкалы тангажа имитирует земную поверхность, светлый фон шкалы – воздушное пространство. Цвета шкалы разделены белой линией искусственного горизонта. При пилотировании по АГБ, она имитирует линию естественного горизонта.

Шкала тангажа градуируется в пределах от 00 до ±800. Оцифрована шкала через 100. Цена деления:

00 – 50 – 2,50

50 – 400 – 50

400 – 800 – 100

За ноль шкалы тангажа принимается линия искусственного горизонта. Управление шкалой тангажа осуществляется системой, включающей в себя сельсинную следящую передачу, усилитель и двигатель-генератор.

Шкала крена нанесена в нижней части обода лицевой панели прибора. Шкала градуируется в пределах от 00 до ±600. Оцифрована шкала через 150.

Цена деления:

00 – 300 – 50

300 – 600 – 150

Нулевые отметки шкалы крена совпадают с линией искусственного горизонта.

Указателем прибора служит силуэт-самолетик, который через шестеренчатую передачу связан с осью вращения внешней рамы карданного подвеса гироскопа. При кренах вертолета силуэт-самолетик также отклоняется в ту же сторону и относительно него перемещается шкала тангажа с линией искусственного горизонта.

На лицевую панель прибора вынесена рукоятка системы центровки шкалы тангажа. Система обеспечивает, поворотом рукоятки, перемещение линии искусственного горизонта относительно силуэта-самолетика в пределах ±100, благодаря чему пилот, в процессе пилотирования может исключить ошибку показания прибора по тангажу, которая возникает вследствие изменения угла атаки.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...