Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология обучения и развития.

1.Основные теорий развития.

А.Биогенетическая теория развития.

Б.Социогенетическая теория развития.

В.Психогенетический подход.

Г.Культурно историческая концепция развития.

2.Проблема обучения и развития.

3.Проблема возрастной периодизаций психического развития.

Литература:

1.Выгодский Л.С.

Орудие и знак в развитий ребенка М1984 том 6

2.Леонтьев А.Н.

Теорий развития психики ребенка, проблема развития психики М1972

3.Опухова Л.Ф.

Детская психология: теория, факты, проблемы. М1995

4.Запорожец А.В.

Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды 1986

5.Сорокоумова Е.А.

Возрастная психология. СПБ Питер 2007

 

1)Основные теорий развития. Центральная проблема для возрастной и педогогическои психология, проблема ведущего фактора, психического развития ребенка, источник психического развития детей. От правильности решения этого вопроса зависит разработка приемов, средств, организационных форм обучения и воспитания.

Начиная с 90-ых 19 века наметились две тенденций решения этого вопроса. Представители префомистских взглядов рассматривали развития психики ребенка, как развертывание и простое увеличение изначально заложенных в организме задатков. Таким образом психика ребенка детерминирована т.е. причинно обусловлена целиком изнутри т.е. биологически. Для ученых этого направления характерна биологическая ориентация в вопросах этого развития. Развитие – созревание особенностей, с которыми человек родился.

А)Биогенетическая теория развития. Биологическая ориентация характерна для таких крупных психологов как Шетрн, Стенли Холл. При этом некоторые психологи пытались положить в основу психического развития закон Мюллера Гейкеля. В соответствий, которого онтогенез является сокращением филогенеза.

I) Период дикости до 5 лети (стадия рытья и копания земли) на этой стадий дети играют в песочнице, все кладут в рот.

II) От 5 до 11 стадия охоты и захвата добычи. На этой стадий дети боятся чужих, появляется агрессия, жестокость, желание огородится от взрослых и делать вещи тайком. Кульминация к 7 годам.

III) От 8 до 12 лет – Пастушество. Кульминация к 10 годам. Дети любят домашних животных и стараются их завести.

IV) Земледельческий от 11 до 15 лет. Связан с интересом к погоде, явлениям природы, а так е с любовью к садоводству. Кульминация к 14 годам.

V) От 16 и до конца жизни – торгово-промышленный период, интерес к деньгам, обмен, купля продажа, обман другого.

Есть некоторые основание для такой периодизаций развития детей, особенно 5-ая стадия, приобщение к рыночным отношениям. Есть рациональное наблюдение, хорошо подмеченные рациональные точки. Но эти стадий опытом не подтверждаются. Таким образом для биогенетеков решающее значение имеет вложенный биологический потенциал. Уровень генного снаряжения. Иногда ребенок рождается с прекрасным набором генного содержания как козыри в руках игрока и такому не надо много усилий для успеха. Или набор может быть очень скудным. Все зависит от врожденного потенциала. И биогенетики отрицают влияние внешней среды, условия обучения и воспитания. Т.е. с их точки зрения все это имеет второстепенное значение. Среда сама по себе не формирует способности с их точки зрения.

Б.Социогенетическая теория развития. Представители этой эпигенетической (эмпирической) концепций придерживаются противоположной точки зрения. Для них характерна ориентация на социальные факторы. Согласно их воззрению, психические свойства ребенка целиком обусловлены из вне. Впервые эту мысль в 17 веке высказал английский философ Джон Лок (теория чистой доски). Развил эту теория Спенер Рибо, потом французский психолог Геловеций. Все люди обладают абсолютно одинаковым природным потенциалом для умственного и нравственного развития. И развития исключительно объясняется методами воспитания и внешними воздействиями. Представителями этого направления социальная среда понимается метафизически, как что-то не изменное, фатально изменяющее среду человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.

В.Психогенетический подход не отрицает значения социальных и биологических процессов. Но на первый план выдвигается собственно психический процесс. При этом в центре внимания оказываются эмоций, влечения, познавательные, интеллектуальные особенности, развитее личности в целом. В работах представителей этого направления Жана Пиаже, Р. Колберга, Ш. Бюллера, содержится много ценных наблюдений. Так в основе концепций когнитивного развития Жана Пиаже лежит созревание когнитивных структур ребенка. Интеллектуальное развитие ребенка рассматривается как процесс адаптаций к внешней среде. Пиаже выявил качественное своеобразие, мышление ребенка и разработал оригинальную периодизацию детского развития на основе интеллектуальных операций.

В целом ни одно из направлений не смогло обеспечить решение проблем психического развития. Устранить их односторонность попытался Вальтер Штерн, немецкий психолог. Согласно его теорий конвергенций. Процесс развития психики определяется взаимодействием двух факторов: наследственности и среды. При этом наследственности отводится определяется решающая роль, а среды роль в которой идет развития наследства.

Г.Культурно историческая теория развития. Одним из наиболее влиятельных направлении сформировавшихся в 20-30-е годы 20-го столетия, стала культурно историческая теория разработанная Л.С. Выгодским. Он пытался решить проблему генезиса человеческого сознания, определить механизмы его формирования. Важное отличие деятельности человека от животных согласно марксизму – использование орудий труда для преобразования мира и сохранение этих орудий. Выгодский задается вопросом, возможно ли найти применительно к внутреннему психическому миру человека. Выгодский считает, что такие орудия есть. Он различает два уровня – натуральные и высшие психические функций. Натуральные даны человеку как природному существу. Это механическое запоминание без понимания содержания – зубрешка. Целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое запоминание, произвольное внимание, примеры высших психических функций. Одной из важнейших характеристик является опосредованное мышление.

Как же возникают высшие психически функций. Основной путь интериоризация – перенос внешних действий во внутренний план действий. Высшие психические функций как пишет Выгодский формируются в процессе сотрудничества и социального общения. Центральным моментом в этом процессе является возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком.

Проблема обучения и развития. Под развитием обычно понимают две разные хотя и тесно связанные друг с другом категорий явлений. 1)Собственно биологическое органическое созревание, созревание его атома биологической структуры. Это и есть созревание мозга от младенца до взрослого. 2) Психическое в частности умственное развитие как определенная динамика уровня психического и умственного развития. Разумеется умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур и этот факт необходимо испытывать в учебновоспитальной работе. Обучение не может игнорировать. Любой ребенок на любой стадий способен усвоить любой материал. Лишь бы были найдены оптимальные методы и средства обучения для данного возраста. Например мозг 7 летнего ребенка еще не созрел для познания начала дифиринциального и дентигрального исчисления.

 

Однако нельзя считать, что органическое созревание мозговых структур происходит по своим строго биологическим законам. Совершенно независимо от среды, обучения и воспитания. Среда, обучение и воспитание соответствующая тренировка, стимулирует органическое созревание мозговых структур. Поэтому когда говорят об умственном развитий то считают, что этот процесс происходит в слитком единстве с биологическим созревание мозга. Какова же здесь роль обучения и воспитания? Ведет ли оно за собой развитие или пассивно за ним следует, приспосабливаясь к нему. Это очень важная принципиальная проблема, решение которой определяет содержание и методика учебного процесса содержание учебных программ и учебников. В свое время Штерн сформулировал положение: обучение следует за развитием и приспосабливается к нему.

В противовес этому Выгодский впервые выдвинул и четко сформулировал положении о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитий ребенка. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Согласно Штерну, обучение только использует то, что дается развитием. Надо терпеливо ждать пока созреют возможности для обучения – теория психолога Жана Пиаже, который считает, что умственное развитие ребенка, развиваясь по своим внутренним законам, проходит ряд качественных своеобразных генетических стадий (т.е. развивающих). Обучение лишь способно ускорить или замедлить этот процесс, но не влияет на него существенно. Следовательно, обучение должно подчиняться законам развития. Пока у ребенка не созрело логическое и оперативное мышление, бессмысленно его обучать логическому размышлению. Отсюда жесткая обусловленность разных уровней обучения определенных возрастов, к которому созревают соответствующие возможности. Отечественные психологи стоят на точки зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития. Отводя ведущую роль обучению. И диалектическое развитие способно лишь в человеческом обществе. Оба процесса тесно связаны друг с другом (обучение и воспитание). Развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, а они находятся в единстве. Без обучения не может быть полноценного умственного развития. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие. Оно не дожидается когда созреют мозговые структуры (согласно Пиаже).обучение начинают формировать умение мыслить, рассуждать тогда когда для этого создаются необходимые предпосылки и для того что бы стимулировать соответствующее мысленное развитие.

 

3)Одним из первых отечественных психологов занимающихся проблемой периодизаций психического развития был Выгодский. Он определил развитие как “непрерывный процесс самодвижения” характеризующийся в первую очередь возникновением и образованием нового не будущего на прежних ступенях. Критерием развития он считал новообразования, которые в первые возникают на данной возрастной ступени и которые в основном определяют сознание ребенка: отношение к среде, внутреннею и внешнею жизнь, весь ход его развития в данный период. В 3 года появляется желание в самостоятельности.

Выгодский считал, что детская жизнь состоит из эпох характеризующихся медленным эволюционным развитием. Отделенными друг от друга кризисами бурного революционного развития. В эти периоды возникают своеобразные новообразования, которые носят переходный период. Ибо в следующею эпоху они не сохраняются в первоначальном виде, а служат основой для новообразований стабильной эпохи. Периоды революционного развития (кризисы) характеризуются:

1кризис наступает и завершается незаметно. Обычно к середине достигает своего пика. И данный период становится резко отличимым от остальных, предшествующему и последующему за кризисом.

2в кризисный момент дети становятся трудновоспитуемыми и в эти периоды случаются частые конфликты ребенка с окружающими.

3в эти периоды психическое развитие принимает особую форму “прогрессивное развитие личности ребенка постепенно затухает в период кризиса”. В эти периоды возникают своеобразные новообразования, которые носят переходный период ибо к последующему они не сохраняются в первоначальном виде.

Кризы (Периоды революционного развития)

-новорожденность

кризис новорожденного

-младенчество 2месяца-1год

-раннее детство 1-3 года

кризис трех лет

-дошкольный возраст 3-7 лет

кризис 7 лет

-кризис 13 лет

-пубертатный период

-кризис 17 лет

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...