Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология подросткового возраста.

1Общая характеристика подросткового возраста.

2Особенности анатома физиологического развития подростка.

3Половое созревание

4Центральное новообразование личности при переходе в подростковый возраст

5Взаймоотношения подростка и взрослого

6Причины конфликта подростка и взрослого

Литература:

1Байард Р. и Байард Д.

“Ваш беспокойный подросток” 1991

2Бажович Р.И.

“Личность и ее формирование в детском возрасте” 1968

3Выгодский Л.С.

“Психология подростка” 1994

4Степанов В.Г.

“Психология трудных школьников” 1996

5Толстых Н.Н.

“Подростковый возраст” рабочая книга школьного психолога ч2 глава 4 1991

Фельдштейн Д.И.

“Психология взросления”

 

1Граница возраста: 5-8 класс, хотя министерство образование 9 класс тоже относит к подросткам. Если мы возьмем 7 лет и + 8, получится 15, а если вместо 8 взять 9 то 16. Т.е. от 11-12 до 15-16 лет. Этот возраст называют: трудный, переходный, критический. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие от всех остальных возрастов. В этот период наблюдаются особенности физического, умственного, нравственного, социального развития. Этот период растянут во времени и зависит от двух моментов: первый период тормозящие развитие, занятость детей только учением при отсутствий других обязанностей (бытовых/семейных). Тенденция родителей опекать во всем и освобождать от бытовых хлопот. Второй фактор – овзросляющии, ему способствует огромный поток информаций: радио, телевиденье, интернет и т.к. Акселерация(ускорение) развития, большая занятость родителей на работе и ранняя занятость детей в быту.

2-3Идет перестройка организма подростка. В связи с этим этот возраст характеризуется особенностями как скачек в росте и половое созревание. Наиболее интенсивный период в этих процессах приходится на 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков. В настоящее время процесс ускоренного развития акселерации несколько затормозился в связи с ухудшением условия жизни. 9-10 лет у девочек может начаться деятельность половых желез и формирование грудной железы. А в 10-11 некоторые на начале стадий половой зрелости, а у мальчиков в 12-13 лет. В некоторых случаях девочки оказываются беременными. Происходит вытяжение в росте, идет развитие лицевой части черепа: красавчик может стать гадким утенком и наоборот. У подростка до 14 лет позвоночник заполнен хрящом и при неправильном сидении может искривить позвоночник. С 11 до 14 лет могут возникнуть проблемы с развитием костей. Девочкам нельзя прыгать выше 2 метров. Хотя подростки уже приближаются к взрослой особи но это только внешняя похожесть но крепость мышц слабее в 2 раза. Изменяется деятельность всех систем, в частности сердце растет в 2 раза быстрее чем сосуды. Сосуды начинают отставать от вытяжения тела, это сужает кровоток и повышает давление для повышения удовлетворительного кол-ва питательных веществ в организме. Это ведет к чувствам обиды, страху, гневу из-за нестабильности в сердечнососудистой системе. Повышается раздражительность, чувствительность, утомляемость, слабость сдерживающих механизмов, утомленность, рассеянность, падение продуктивности в работе, расстройство сна. Появляется вялость и апатия. У девочек появление таких состояний появляется во время месячного цикла. Сдвиги в физическом развитий имеют огромное значение в образований новых психологических образований.

Эти ощутимые изменения делают его более взрослым, на основе сходства со взрослым. 2Пловое созревание стимулирует повышение заинтересованности к противоположному полу.

Нормой для подростков обоего пола является пробуждение первых романтических чувств т.е. чистая любовь.

4Возникновения источники и особенности чувства взрослости.

Развитие социальной взрослости, есть становление готовности ребенка в мире взрослых как полноценности и равноправного члена. Чувство взрослости может возникнуть в результате сознания и оценки сдвигов в физическом развитий и половом созреваний, которые делают ребенка более взрослым, объективным и в собственном представлений. Другие источники чувства взрослости социальные. Чувство взрослости может рождаться, когда в отношениях со взрослыми подросток не занимает положение ребенка с объективной стороны, имеет серьезные обязанности. Подростки живут в двух сферах: мораль равенства и мораль послушания.

5Существующий в детстве тип отношения со взрослыми отражающий неравноправное положение ребенка в мире взрослых становится для него неприемлемым, несоответствующим его представлениям об уровне его собственной взрослости. Права взрослых он ограничивает, а свой расширяет и претендует на авторитет, доверие и расширение самостоятельности.

Неизменность общественного положения подростка, он был и остается школьником с вытекающими последствиями подчинения. Остается его полная материальная зависимость от родителей. Сохранение у подростка детских черт в облике и поведений. Однако такое отношение взрослого не только противоречит стремлению подростка но и задачи воспитания детей в этом возрасте.

Если взрослый не изменяет отношения к подростку то подросток становится инициатором к переходу к новому типу отношений. Сопротивление взрослого вызывает сопротивление подростка в виде непослушания. У подростка появляется отчужденность, что взрослый неспособен его понять и это может продолжатся на протяжений всей жизни.

 

 

Методика исследования агрессивного поведения подростков (А. Бас и А. Даки.)

Цель: выявить различные формы агрессивного поведения подростков

Материал: ручка или карандаш и текст опросника Бас-Дарки, включающий в себя 75 пунктов.

Правила проведения: испытуемый читает каждый пункт опросника и ставит знак “+” если согласен с положением этого пункта или знак “-“ если не согласен. Для ответа испытуемых с правой стороны оставлена чистая строка.

1) Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2) Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3) Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4) Если меня не попросят по-хорошему я не выполню просьбы.

5) Я не всегда получаю то, что мне положено.

6) Я знаю, что говорят обо мне за моей спиной.

7) Если я не одобряю поведение друзей, то даю им это почувствовать.

8) Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал угрызения совести.

9) Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10) Я никогда не раздражаюсь на столько, чтобы кидаться предметами.

11) Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12) Если мне не нравится установленное правило, мне хочется его нарушить.

13) Другие умеют (лучше, чем я) пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14) Я держусь настороженно с людьми, которые дружелюбнее ожидаемого.

15) Я часто бываю, не согласен с людьми.

16) Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17) Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18) Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19) Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.

20) Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21) Меня немного огорчает моя судьба.

22) Я думаю, что многие люди не любят меня.

23) Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24) Я считаю, что люди увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25) Тот кто оскорбляет меня и мою семью напрашивается на драку.

26) Я не способен на грубые шутки.

27) Меня охватывает ярость, когда надомной насмехаются.

28) Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29) Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30) Довольно многие люди завидуют мне.

31) Я требую, что бы люди уважали мой права.

32) Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33) Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34) От злости я иногда бываю мрачен.

35) Если ко мне относятся хуже заслуженного, я не расстраиваюсь.

36) Если кто-то вывел меня из себя, я не обращаю на него внимание.

37) Хотя я и не показывают этого, иногда меня гложет зависть.

38) Иногда мне кажется, что надомной смеются.

39) Даже если я злюсь я не прибегаю к сильным выражением.

40) Мне хочется, что бы мои ошибки были прощены.

41) Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42) Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43) Иногда люди раздражат меня просто своим присутствием.

44) Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45) Мой принцип: “никогда не доверяй чужакам”.

46) Если кто-нибудь раздражает меня, я говорю ему все что думаю о нем.

47) Я делаю много такого, о чем потом жалею.

48) Если я разозлюсь, я могу ударить.

49) С 10 лет я не проявлял вспышек гнева.

50) Я часто чувствую себя как бочка с порохом.

51) Если бы все знали, что я чувствую меня бы считали человек с которым не легко ладить.

52) Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать мне приятное.

53) Когда на меня кричат, я кричу в ответ.

54) Неудачи огорчают меня.

55) Я дерусь не реже и не чаще чем другие.

56) Я не могу вспомнить случая, когда я был так зол, что ломал вещи под рукой.

57) Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58) Иногда я чувствую, что жизнь несправедлива.

59) Раньше я думал, что большинство говорит правду, но теперь я не уверен.

60) Я ругаюсь только со злости.

61) Когда я поступаю не правильно, меня мучает совесть.

62) Если для защиты прав нужна физическая сила, я использую ее.

63­­) Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

64) Я бываю, грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65) У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66) Я не умею поставить человека на место даже если он того заслуживает.

67) Я часто думаю, что жил не правильно.

68) Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69) Я не раздражаюсь из-за мелочей.

70) Мне редко приходит в голову, что люди пытаются оскорбить или разозлить меня.

71) Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь проводить угрозы в исполнение.

72) В последнее время я стал занудой.

73) В споре я часто повышаю голос.

74) Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75) Я лучше соглашусь, с чем либо, чем стану спорить.

 

Обработка результатов идет через ключи (порядковых номеров, отражающих ту или иную форму агрессивного поведения.).

1. физическая агрессия ответы да на вопросы: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

Ответы нет: 9, 17, 41

2 косвенная агрессия. Да: 2, 18, 34, 42, 56, 63,

Нет: 10, 22, 49

3 Раздражение, да: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

Нет: 11, 35, 69

4 Негативизм, да: 4, 12, 20, 23, 36

Нет: -

5 Обида ответы да: 5,13, 21, 29, 37, 51, 58.

Нет. 44

6 Подозрительность ответы да: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

Нет: 65, 70

7 Вербальная агрессия, ответы да: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

Нет: 39, 66, 74, 75

8 Угрызение совести, ответы да: 8, 16, 24, 32. 40, 47, 54, 61, 67

Нет: -

При обработке все ключи с да и нет складываются и находится % от общей суммы.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...