Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление как высший когнитивный процесс. Определение мышления, его типы и виды.

Наряду с сенсорной информацией об окружающей среде, человек располагает знаниями о существенных связях и закономерностях действительности, и эти знания не могут быть получены посредством органов чувств. Строение атома и существование элементарных частиц, аксиомы геометрии и основные принципы логики, характер математических, физических, биологических и психологических законов — все это открывается человеку благодаря особому когнитивному процессу или виду познавательной деятельности — мышлению.

Мышление— это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций, установление закономерностей их изменений, причин и следствий, общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач.

Психология изучает мышление как познавательную психическую деятельность человека, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления актуальным целям и задачам текущей деятельности.

Основная единица, или «молекула» мышления — мысль представляет особое когнитивное действие, направленное на анализ и сопоставление различных фактов по признакам «сходство — различие», '«причина — следствие», «действительное — возможное».

Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

Анализ - мысленное разложение целого на части.

Синтез - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.

Сравнение - установление сходства или различия между предметами или явлениями.

Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки объекта, отвлекается от остальных.

Конкретизация - возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Обобщение- мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Виды мышления выделяют по различным признакам. Основная принятая классификация различает следующие три вида:

наглядно-действенное мышление;

наглядно-образное мышление;

словесно-логическое (или понятийное) мышление.

Именно в таком порядке виды мышления развиваются в процессе фило– и онтогенеза.

Предметно-действенное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Для них мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними.

Наглядно-образное мышление – это вид мышления, которое опирается на восприятие или представления. Такое мышление характерно для дошкольников и отчасти для детей младшего школьного возраста.

Переход на понятийную стадию сопряжен с формированием следующего вида мышления – словесно-логического. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств.

Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются все виды мышления.

Эмоции. Чувства и воля.

Эмоции– особая сфера психических явлений, которая в форме непосредственных переживаний отражает субъективную оценку внешней и внутренней ситуации, результатов своей практической деятельности с точки зрения их значимости, благоприятности или неблагоприятности для жизнедеятельности данного субъекта.

Эмоции обладают рядом функций.

Сигнальная. Ее сущность состоит в том, чтобы подавать эмоциональный сигнал как реакцию на то или иное воздействие внешней среды или внутреннее состояние организма. Эмоции имеют внешние проявления, выражающиеся в мимике, движениях. 2. Регулятивная. Эмоции могут регулировать функционирование как отдельных психических процессов, так и деятельность человека в целом

Познавательная. Эмоции могут как стимулировать, так и подавлять процесс познания. Если человеку интересно, любопытно что-либо, он будет охотнее включаться в процесс познания, чем если объект ему неприятен, вызывает отвращение или просто скуку.

Чувствами называют наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы. Они могут длиться годами, десятилетиями (например, чувство любви). Чувства имеют ярко выраженный предметный характер. Объект чувства может быть как реальным, так и воображаемым, вымышленным.

Чувства классифицируют по их направленности и по влиянию на деятельность.

По направленности их делят на:

интеллектуальные чувства – связанные с познавательной деятельностью;

практические – связанные, соответственно, с практической деятельностью;

эстетические – чувство прекрасного, вызываемое общением с искусством или восприятием красоты природы;

моральные – вызванные переживанием отношений с другими людьми.

По характеру влияния на деятельность чувства делят на

стенические – активизирующие деятельность (например, радость, вдохновение) ,

астенические – угнетающие ее (тревога, уныние).

Чувства обладают рядом свойств.

Они полярны, т. е. каждое чувство имеет свою противоположность (уважение – презрение, тревога – спокойствие, радость – страдание),

амбивалентны – когда один и тот же предмет вызывает два противоречивых, противоположных чувства (можно одновременно любить и ненавидеть, восхищаться и бояться),

динамичны – они имеют свойство меняться со временем (горе и отчаянье могут переходить в печаль, уважение – в нежность),

чувства всегда субъективны.

Они зависят от индивидуальных и личностных качеств человека, от состояния здоровья, от мировоззрения, от культурно-исторических традиций.

Чувства тесно связаны с потребностями человека. Они ориентируют его на выделение предметов, отвечающих текущим потребностям, и стимулируют деятельность, направленную на удовлетворение этих потребностей.

Любая психическая активность человека может носить как непроизвольный, непреднамеренный характер, так и целенаправленный, произвольный. Непреднамеренная активность не требует усилий и спланированности. Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, лишены четкого осознания. В тех же ситуациях, когда необходимо проявить активность для достижения какой-либо осознанно поставленной цели, подключаются волевые процессы.

Воля – это способность человека сознательно и активно управлять своей деятельностью, преодолевая препятствия для выполнения поставленной цели и создавая дополнительную мотивацию к действию, когда уже имеющаяся мотивация не является достаточной. Величина усилий, которые прикладывает человек к преодолению возникшего препятствия, характеризует степень развития его волевой сферы.

Для произвольных процессов в целом характерны следующие черты:

произвольная реакция всегда является ощущаемой или осознаваемой;

произвольная реакция возникает в ответ на появление жизненно важной потребности и является средством ее удовлетворения.

произвольная реакция, как правило, не является вынужденной и может быть заменена по собственному выбору человека на другую с таким же жизненным значением;

в ситуации, когда произвольная реакция все-таки является вынужденной, она может осознанно регулироваться по ходу своего осуществления.

Исходными побуждениями человека к действию являются потребности, следовательно, зачатки воли заключены уже в них.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...