Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итоговые комментарии относительно поощрений

Пока что мы отметили следующие моменты:

Вознаграждением является и получение позитивов и избежание негативов. Вознаграждением является любая ситуация, которая при условии ее влияние на поведение, увеличивает это поведение.

Еда и активность – биологические или первичные поощрения. Похвала и одобрение – социальные поощрения.

Внешние поощрения контролируются другими людьми в среде ребенка. Внутренние поощрения – аспекты определенной задачи или поведения, которые доставляют удовольствие ребенку. Ребенок контролирует внутренние поощрения.

Важно поощрять немедленно; т.е. вы должны вознаградить ребенка, как только он продемонстрировал желаемое поведение.

У детей существуют значительные индивидуальные отличия относительно того, что для них является вознаграждающим. Крайне важно определить для каждого ребенка те поощрения, которые для него приятны и те, которые нет.

Графики частичного вознаграждения необходимы для сохранения приобретенного поведения и избежания пресыщения поощрениями.

К началу

Приобретение и прекращение

Когда ваш ребенок получает поощрения за поведение и учится, он «приобретает» и желаемое поведение должно усиливаться. Представьте, что вы внезапно решили его больше не поощрять. Он ведет себя также как раньше, но вы ведете себя так, словно не замечаете его поведения, и словно его поведение не оказывает на вас значительного воздействия. Этот процесс носит название «прекращение поведения». Например, вы энергично обучали ребенка какому-то желаемому поведению, используя несколько внешних поощрений. Сейчас вы отправляете ребенка домой (или в школу в зависимости от ситуации) и он не получает никакого внешнего поощрения. Поведение, которое вы так старательно формировали, сейчас находится в стадии «прекращения»; оно исчезнет, так как более не вознаграждается.

Хорошим примером «прекращения» является «прохождение» через истерику. Ваш ребенок может кричать и пинаться, но вы занимаетесь своими делами, словно этого поведения нет. Почти наверняка истерика прекратится. Следовательно, «прекращение» является мощным, хотя и трудоемким и требовательным методом избавления от поведения. В следующее главе дается подробное описание прекращения.

К началу

Наказание

Наказание применяется для того, чтобы прекратить или уменьшить поведение. Родители нормальных детей зачастую используют наказание, поскольку зачастую оно помогает им с ними. Если вы собираетесь применять наказание, сделайте так, чтобы у ребенка не было неуверенности в том, что вы действуете решительно. Ниже приводятся некоторые разновидности наказания, которые вы можете использовать.

Создание отвращения

Один из методов наказания – сделать ребенку то, что «причиняет ему боль», например, сильно ударить по спине или резко и громко сказать «Нет». Эти наказания называют «вызывающие отвращение». Для некоторых детей достаточно сказать «Нет»; они тут же прекратят это делать. Для других вербальное замечание не сработает, но вот удар по спине почти всегда эффективен, если он достаточно силен и «причиняет боль» (попрактикуйтесь на друзьях, чтобы понять, как сильно вы ударяете). Преимущество сильных и правильных ударов в том, что вам не придется использовать большое количество. Если вы используете только вербальное неодобрение, это может закончиться тем, что вы просто перейдете на крик, а это неприятно для всех и оставляет вам мало шансов на то, чтобы продемонстрировать привязанность. Иногда вы можете вступить в настоящую «схватку» с ребенком, если увеличите «методы, вызывающие отвращение». Вы ударяете сильнее, но ребенок ведет себя все более и более упрямо. Если так происходит, немедленно отступите и попробуйте что-нибудь другое. Также как взрослые с умом находят то, что поощряет ребенка, хороший взрослый найдет те формы дисциплины, которые являются менее драматичными, чем физическое наказание. Попробуйте использовать в качестве наказания то, что ребенок не любит делать. Например, некоторым детям не нравятся занятия спортом, поэтому вы можете ввести в программу приседания и бег вокруг квартала, как обязательные за нежелательное поведение. Для одних мытье посуды может быть таким же наказанием, как для других отрывание от земли.

При работе в школах и больницах, или же если ваш ученик – взрослый человек, физическое наказание может быть неподходящим или незаконным. Но вы, вероятно, обнаружите, что для того чтобы быть максимально эффективным учителем, вам иногда надо быть суровым, и сюда даже может относиться физическое наказание. Мы обсуждаем этот вопрос подробнее в конце главы, и далее в некоторых частях книги.

К началу

Таймаут: забрать позитивы

В дополнение, а иногда и вместо использования методов, вызывающих отвращение, таких как удары или громкие выкрики «Нет», взрослые наказывают ребенка, забирая у него что-нибудь. Зачастую это может дополняться тем, что учитель отворачивается от ребенка, или более широко, ставит его в угол, а иногда доходит до того, что помещает в «изолятор», т.е. тихую неинтересную комнату подальше от видов деятельности. Общий фактор данных операций – они сигнализируют ребенку, что в течение определенного периода времени он не получит позитивов. Таким образом, этот метод носит название «таймаут» (от позитивных поощрений).

Таймаут может длиться от 3 до 5 минут, и последние 30 секунд должна быть тишина. Если вы прекращаете таймаут в случае истерики, вы этим можете по неосмотрительности поощрить его за истерики. Следите за тем, чтобы таймаут не длился более 5 минут. Иногда вы захотите, чтобы таймаут длился дольше. Но чем дольше период, тем менее эффективно это с точки зрения обучения, так как детям необходимо находиться с вами и обучаться надлежащему поведению.

По меньшей мере, две проблемы связаны с таймаутом. Во-первых, для некоторых детей таймаут не является наказанием. То есть они предпочитают таймаут нахождению с другими людьми; им не важно быть с другими и учиться. В таких обстоятельствах таймаут только усугубляет дело. Во-вторых, таймаут предполагает отрыв от занятий, что дает ребенку меньше возможности изучить новый материал.
Нет хороших данных о том, какой метод наказания эффективней, таймаут или «вызывание отвращения», а также нет хороших данных о том, когда возникают нежелательные побочные эффекты. Возможно, вызывание отвращения в первую очередь рождает беспокойство, тогда как таймаут рождает чувство вины. Некоторые люди предпочтут беспокойство чувству вины.

К началу

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...