Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обобщенное сравнение плоских предметов

Для этой серии упражнений вам понадобятся изображения предметов, которые вы используете при обучении сравнению предметов определенного класса Положите на стол две разные картинки (на них должны быть изображены предметы разного класса), затем дайте ребенку картинку, которую он должен сравнить с одной из них; помогите и слегка подскажите ему, как прежде. Например, вы можете положить картинки ложки и коричневых ботинок на стол; после этого дайте ребенку картинку подобных предметов из одного или из другого класса, как например изображение вилки, или красных ботинок, и попросите его найти подобное.

К началу

Сравнение обобщенных объемных предметов с обобщенным плоским изображением этих предметов

Для серии этих упражнений вам понадобятся все предметы и картинки с изображениями этих предметов из двух предыдущих видов упражнений. Выберите две картинки предметов разного класса и положите эти две картинки на стол Дайте ребенку объемный предмет такого же класса, как и предмет на одной из картинок, и попросите сравнить. В каждой новой попытке давайте ребенку разные объемные предметы, принадлежащие к тем же классам, что и предметы на картинках, и просите положить эти предметы к подходящей картинке. Наблюдения из практики, это может происходить таким образом: положите картинки с изображением ботинок (например, женские туфли) и ложки на стол перед ребенком. После этого дайте ему коричневый ботинок и попросите положить его на правильную картинку. Поощрите в случае правильного ответа. Затем перемешайте картинки и дайте ребенку нож, вилку, другой ботинок и т.д. Ребенок будет учиться распознавать классы различных предметов и сравнивать предметы с их изображениями (плоские картинки).
Помните, что обучение объединению предметов в классы по общим признакам – задача достаточно сложная и может потребовать некоторых базовых (языковых) навыков. Поэтому сложное сравнение должно подождать, пока ребенок приобретет языковые навыки, о которых мы расскажем в Главах 5 и 6.

К началу

Сравнение цветов

Поскольку цвет сам по себе не является предметом, вы можете научить ребенка сравнивать цвета только плоских предметов. Как мы обсуждали раньше, вам понадобятся два или больше квадратов одинакового цвета для представления разных цветов. Работайте в той же последовательности, которую мы обсуждали в главе, посвященной сравнению предметов. Поскольку для ребенка визуально легче сравнивать цвета, чем предметы и картинки, и поскольку к этому моменту он уже имеет представление о том, что такое сравнение само по себе, он должен освоить эту задачу достаточно быстро. Используйте инструкцию: “Положи (название цвета) рядом с (название цвета)”. Самое лучшее – заниматься по этой программе три-четыре недели (1 час в день или больше); если прогресса нет – прекратите занятия примерно на месяц, а потом начните заниматься снова. Если и после этого не удается добиться успеха, вы можете начать подозревать, что есть какая-то скрытая причина, как например, дальтонизм. Но это бывает достаточно редко.

К началу

Сравнение форм

Для сравнения форм используется та же самая последовательность действий, как и для сравнения предметов и картинок. Поскольку ребенок уже умеет сравненивать цвета, его может смутить тот факт, что цвет предмета, который вы даете ему, совпадает с цветом другого предмета, лежащего на столе. Например, если желтый квадрат и зеленый круг лежат на столе, а вы даете ребенку желтый круг, он может больше внимание обратить не на форму, а на цвет предмета, который должен сравнить. Таким образом, вы по определению должны устранить любую путаницу в заданиях до тех пор, пока ребенок твердо не усвоит принципы обоих заданий. Один из способов предотвратить сравнение по форме на основе цвета – использовать только черные формы. Позже, когда вы начнете работать с разноцветными формами, имейте в виду, что каждая новая представляемая ребенку форма должна быть другого цвета, или же все формы на столе должны быть одного и того же цвета. В любом случае мы рекомендуем, чтобы предметы, которые вы даете ребенку, были бы отличными по цвету от соответствующих предметов, лежащих на столе, и чтобы вы давали ребенку в каждой новой попытке эти же самые предметы, но разного цвета. Только в этом случае вы научите ребенка обращать внимание на форму, а не на цвет предмета.

Материалы, из которых могут быть сделаны предметы для этого упражнения – цветной картон, цветная бумага или пластик.

Позже вы научите ребенка основным принципам сравнения форм, используя формы разных размеров. Например, положите большой (30 сантиметров) лист с разными формами (треугольник, квадрат и круг) на стол перед ребенком. После этого дайте ему карточку с маленькой (5 сантиметров по диагонали) формой треугольника и попросите ребенка найти ту же самую форму на столе. Повторите эту процедуру и для остальных форм: для квадрата и круга.

К началу

Другие программы

Фактически нет предела количеству концепций, в которых вы можете применить сравнение. Умение сравнивать – исключительно важное для дальнейшего обучения умение. Например, вы можете использовать его для того, чтобы научить ребенка распознавать типы поведения, просто сравнивая картинки, на которых изображены различные чувства (счастливые и печальные лица), или разные действия (еда, сон, вождение автомобиля). Подобно этому вы можете научить ребенка читать достаточно рано, просто показывая ему карточки, на которых написаны слова (мама), и нарисована мама (в противопоставлении папе или братьям и сестрам). Или вы можете научить ребенка считать, просто предлагая для сравнения карточки с определенными цифрами и карточки, на которых нарисованы группы точек (позже можете использовать предметы), соответствующие этим числам. Разнообразные типы сравнения могут быть очень незаметными, но тем не менее требующими определенного интеллектуального усилия от ребенка. Наш опыт в обучении сравнению достаточно успешный, и эта программа используется практически во всех остальных программах.

Удивительно, но многим детям очень нравится учиться сравнивать. Умение сравнить само по себе очень полезно для ребенка, и он всегда радуется, когда замечает сходство и различие событий и вещей. Вы можете заметить, что то же самое происходит с речевой имитацией (Глава 10), когда некоторые дети начинают постоянно повторять за вами, научившись копировать ваши интонации, или при обучении невербальной имитации (Глава 5). Ребенок получает удовольствие от того, что ему удается копировать поведение взрослого, который его учит.

К началу

 

Глава 10
Следование вербальным командам

 

Эта программа предназначена для того, чтобы научить ребенка частично понимать то, что вы ему сказали. В частности, эта программа научит вашего ребенка правильно реагировать на простые команды и просьбы, например: «Встань», «Обними меня», «Подними руки». Обучение «рецептивному общению» состоит в том, что ребенок учится «воспринимать» ваше вербальное сообщение и затем отвечает соответственно данному сообщению.

 

Программе обучения раннему восприятию языка нужно обучать только после того, как ребенок усвоил навыки имитации, которые представлены в Главе 7. Помните, что начало обучения восприятию речи было положено при обучении командам: «Садись», «Руки спокойны», «Посмотри на меня». Эта программа легка для обучения. Она поможет вам и вашему ребенку управлять его поведением. Она также частично поможет вам в дальнейших программах по обучению ребенка понимать значение установок (предложений), таких как «Подожди, мы сделаем это позже» или «Не дотрагивайся до плиты, обожжешься».

 

Некоторые родители и учителя могут сказать себе: «Так как ребенок уже знает и понимает эти первые команды, я могу пропустить этот этап и перейти к другому, более продвинутому этапу». Они имеют в виду, что иногда ребенок делает то, что ему говорят, иногда ребенок удивляет вас своими ответами, а иногда он действует так, как будто понимает, что вы ему сказали. Это очень хорошо: ребенок таким образом показывает свои возможности. Однако такая непредсказуемость может помешать вам и ребенку. Поэтому мы советуем вам отнестись к обучению на начальном этапе серьезно с тем, чтобы с самого начала установить контроль над поведением ребенка - он должен делать только то, что вы захотите, и когда вы просите его об этом. Если на начальном этапе программы вы сможете взять это под надежный контроль, вы построите хорошую базу для последующего обучения. Ведь вы не хотите, чтобы ваш ребенок возбуждался или испытывал приступы раздражения; лучше, когда он спокойно сидит на стуле, его руки внизу, визуальный контакт с вами установлен, а при этом он реагирует (послушно) правильно (предсказуемо) на ранние команды («Встань», «Садись», Подними руки»). Если вы не можете контролировать поведение ребенка на этом этапе, далее, возможно, вы уже не сможете это осуществлять, так как дальнейшие программы будут постепенно усложняться. С другой стороны, вы будете приятно удивлены, каким расслабленным и удовлетворенным станет ребенок, как только он поймет, что вы, будучи на «водительском месте», ожидаете от него, что сам он не может увильнуть, используя для этого ненормальное или безрассудное поведение и, что он находится в учебной ситуации, которая дает ему возможность успешно показать свои умения. Будьте терпеливы и не торопите события; очень важно сначала построить хорошую основу. Это необходимо в данной ситуации также, как и в любом другом начинании. Ребенок не сможет успевать на продвинутых этапах обучения, если у него нет основы.

К началу

Ранний рецептивный язык

Для данных занятий надо, чтобы вы и ребенок сидели друг напротив друга на расстоянии 2-х шагов.

 

К началу

 

"Подними руки"

 

Шаг 1: Стимул. Начните обучение с ввода инструкции: «Подними руки». Скажите это громко, внятно и небыстро. Убедитесь, что ребенок не стимулирует себя на отвлеченные действия, что он сидит прямо на стуле и смотрит на вас. Не давайте сложных команд, например: «Джон, послушай, теперь я хочу, чтобы ты поднял руки». Это предложение содержит слишком много ненужных слов (шум) и не позволит вашему ребенку сосредоточиться на необходимой (отличительной) части вашей инструкции, которая очень проста: «Подними руки». Убедитесь, что вы соблюдаете определенную паузу между командами (от 3-х до 5-ти секунд). Если ребенок отвечает вашим критериям (9 правильных ответов из 10 или 18 из 20-ти), переходите к отработке другого приема. Если ребенок реагирует неправильно, переходите к Шагам 2 и 3.

 

Шаг 2: Визуальная подсказка. Так как ребенок уже умеет имитировать поднятие рук, вы можете подсказать ему, немедленно подняв свои руки после команды. Если ребенку не удается имитировать это действие, повторите попытку или физически помогите ребенку. Заставляйте ребенка «развернуть» свой ответ: пусть он задержит поднятые руки на 2 или 3 секунды, а потом поощрите его. Это поможет ребенку понять (отличить) стимул поощрения.

 

Шаг 3: Ослабление подсказки. Постепенно и систематически ослабляйте визуальную подсказку, выполняя со своей стороны все меньше действий. Например, после того, как ребенок правильно реагирует на 5 последующих команд, поднимайте свои руки, доводя их только до уровня вашей головы. А ребенок при этом должен поднять свои руки полностью вверх, перед тем, как вы его поощрите. При каждой следующей попытке, имея целью ослаблять подсказку, доводите свои руки сначала до уровня плеча, затем груди, талии, пока визуальная подсказка будет совсем не нужна.

 

Иногда, целесообразно и полезно заметить, что ребенок может отвечать на команду без того, чтобы вы использовали все этапы ослабевающей подсказки. Это можно заметить, если совсем убрать подсказку для следующих после правильного ответа, 1-ой или 2-х попыток. Эти попытки можно назвать «пробными». Они «испытывают» ребенка на то, какой ответ он может дать. Некоторые дети очень быстро учатся, поэтому они могут пропустить некоторые этапы подсказки или подсказку в целом. Если ребенок не может выполнить команду, вернитесь к использованию подсказки и последовательно ослабляйте ее. В любом случае, ребенок должен поднять свои руки вверх, по вашему требованию задержать их вверху 2 или 3 секунды, перед тем, как его поощрят.

 

Важно то, что ребенок учится поднимать руки, только когда вы говорите ему сделать это. Если на начальном этапе позволять ему поднимать руки, когда ему самому захочется, он может не научиться слушать вас. Поэтому, когда ребенок поднимает руки по своему желанию, громко скажите: «Нет!» и остановите его действие.

 

Когда ребенок научится поднимать руки, воспринимая команду, начинайте обучение другому элементу поведения.

 

К началу

 

"Дотронься до носа"

 

Шаг 1: Стимул. Дайте команду: «Дотронься до носа». Эта команда подходит для обучения на втором этапе, так как она отличается от команды: «Подними руки» по звучанию и по физическому исполнению. На начальных этапах подбирайте команды, которые отличаются друг от друга для того, чтобы успех ребенка на этом этапе был максимальным. Например, команда: «Руки в стороны» очень похожа на «Руки вверх» и может поначалу запутать ребенка. На более поздних этапах использование похожих команд станет необходимым для того, чтобы научить ребенка концентрировать свое внимание на деталях, но в начале ему будет очень трудно это делать. Если ребенок правильно реагирует на команду: «Дотронься до носа», переходите к другому элементу поведения. В противном случае, переходите к Шагам 2 и 3.

 

Шаг 2: Визуальная подсказка. Так как ребенок уже умеет имитировать это действие, вам следует подсказать ему, дотронувшись до своего носа, сразу после произнесения соответствующей команды, для того, чтобы он сделал то же самое. Если имитация ребенку не удалась, помогите ему физически совершить это действие. Поощрить ребенка следует после того, как он сумеет имитировать вас, дотрагиваясь до своего носа. Убедитесь, что ребенок способен задержать свой палец (пальцы) на носу 2 или 3 секунды перед тем, как поощрить его.

 

Шаг 3: Ослабление визуальной подсказки. Как только ребенок начнет с готовностью вас имитировать, постепенно и систематически ослабевайте подсказку. Например, после 5-ти успешных последовательных имитаций, выполненных ребенком, не доносите свою руку до носа сначала на 1 дюйм (2,5 см), затем на 2 и на 3 дюйма. Следующий шаг: постепенно поднимайте свою руку, доводя указательный палец сначала до уровня подбородка, затем груди, пока ребенку совсем не понадобится визуальная подсказка. В любом случае, ребенок должен расположить свой палец (пальцы) непосредственно на носу и, по требованию, удержать его там в течение 2 или 3 секунд перед получением награды. Когда ребенок может дотрагиваться до своего носа по команде, переходите к случайному чередованию.

 

К началу

 

Случайное чередование

 

Когда вы закончили обучение команде "Дотронься до носа" и сразу после этого скажите "Подними руки", возможно ребенок дотронется до своего носа. Ребенок пока еще не понимает разницу между командами; все, что вы говорите, для него является "шумом". Ваша задача научить его понять, что команды бывают разными; вы должны научить ребенка отличать их. Случайное чередование является частью этого процесса обучения.

 

Шаг 1: Снова дайте команду: "Подними руки". Если ребенок ничего не сделает или выполнит команду неправильно, громко скажите: "Нет!"; повторите команду и подскажите правильный ответ. Первая подсказка должна быть самой незначительной из тех, которые применяются для данной команды. Если она не работает, вы должны применить другую, более явную подсказку. Продолжайте усиливать подсказку при последующих попытках, пока ребенок не ответит правильно. Как только это произойдет, уберите подсказку совсем, как вы это делали на начальном этапе обучения. Продолжайте тренировать правильный ответ, чтобы достичь 5-ти правильных ответов без подсказки. (Надо контролировать, чтобы неудача в выполнении отдельной попытки не повлияла на отношения ребенка к заданию в целом. Вспомните, как он справлялся с похожими проблемами ранее. Если у ребенка не получается выполнить задание, он может сорвать занятие. Агрессия, которая глубоко сидит в нем, может выйти наружу или он может снова начать себя заводить. Не позволяйте ребенку вести себя так.)

 

Шаг 2: Дайте другую команду ("Дотронься до носа"). Подскажите ребенку так, чтобы он правильно прореагировал на команду. Когда он трижды правильно ответит, снова дайте первую команду ("Подними руки"). Подскажите и повторяйте команду, как вы это делали ранее. После двух правильных реакций, дайте первую команду и повторяйте все, как раньше. Как только ребенок научится выполнять обе команды по первому требованию, переходите к Шагу 3.

 

Шаг 3: Важно быть уверенным в том, что ребенок умеет различать две первые команды, прежде чем переходить к изучению третьей. Для этого надо дать ребенку серию из первых двух команд в случайном порядке. Например, попросите его дотронуться до носа дважды, затем один раз поднять руки вверх, потом один раз дотронуться до носа, после чего три раза поднять руки вверх и т.д. Важно менять последовательность и число команд с тем, чтобы ребенок не привыкал к какому-то определенному образцу чередования команд, а слушал вас. Например, если вы всегда начинаете с одной команды и по порядку чередуете ее с другой командой, ребенок запомнит порядок выбора правильных ответов и, фактически, уже не будет слушать ваши команды. Не повторяйте одну и ту же команду много раз подряд, так как вы можете научить ребенка упорно повторять эту команду снова и снова. Вы должны быть уверены, что ребенок использует ваши слова как сигналы к своим ответам. Продолжайте заниматься, пока ребенок не достигнет успеха.

 

К началу

 

Сложносоставные требования

 

Теперь введите новые требования, такие как "Похлопай в ладоши", "Садись", "Встань", "Потрогай животик"; другие команды вы можете найти в списке команд для невербальной имитации в главе 7. Сначала научите правильно отвечать на команду, а затем чередуйте ее с двумя предыдущими. Проделайте это на десяти командах, с тем, чтобы ребенок получил хорошую подготовку.

 

По мере того, как вы продолжаете давать новые команды, всегда проверяйте ребенка на умение выполнять как предыдущие команды, так и чередуемые с ними новые. Используйте случайную подачу различных команд для того, чтобы проверить, понимает ли ребенок их смысл.

 

Если вы находите, что ребенок испытывает трудности с выполнением одной из команд, вернитесь к ней и работайте с ней до получения правильного результата. Давайте для этого только эту команду и подскажите правильный ответ, если это необходимо. Продолжайте занятия, пока действия ребенка не ответят вашим критериям. Затем возвращайтесь к случайной подаче всех выученных команд, поначалу отдавая предпочтение "проблемным" командам, чтобы окончательно удостовериться, что ребенок их выучил.

 

Как только ребенок сможет правильно реагировать на 5-10 команд, вы должны настойчиво работать с ним, заставляя отвечать на различные команды. Давайте команду примерно каждые 5 секунд (это 12 команд в минуту) и останавливайтесь на 1-минутный перерыв каждые 10 минут. Работайте с ним по такому графику, по крайней мере, 1 час в день (идеальный вариант - 3 или 4 разрозненных часа в течение дня). "Удивляйте" ребенка неожиданными разными командами в течение дня. Ваша задача, чтобы ребенок был занят полезными вещами, (это сократит время для самовозбуждений и других неестественных манер в его поведении), "настройте" голову ребенка на то, чтобы он вас слышал, и научите его концентрировать свое внимание. Не забывайте часто целовать и обнимать ребенка, а также используйте другие знаки поощрения (конфеты) за правильное выполнение (можно его целовать таким образом десять раз в минуту, в том случае, если он принимает это как выражение любви); также не забывайте иногда о своевременном шлепке (ниже спины) в случае, если ребенок начинает себя заводить или не выполняет ваши команды.

 

Стоит заметить, что этот вид упражнений достаточно прост, поэтому может проводиться неопытными братьями или сестрами ребенка или учениками старших классов. Не забывайте также обобщать обучение, т.е. ребенок должен уметь правильно отвечать, когда он стоит, находится в другой части дома или за его пределами. Ребенка, где бы он не находился, надо стараться постоянно занимать обучением.

 

К началу

 

Предподготовка к сложным (утонченным) манерам поведения

 

Работа со следующей группой команд требует более сложного поведения со стороны ребенка, чем предыдущие команды. Например, ребенок должен уметь обращаться с предметами, к которым он не может немедленно прикоснуться. Эта предварительная подготовка поможет обучить ребенка различать свои собственные действия, а также относить окружающие предметы к различным группам и категориям. Процедура обучения этому похожа на используемую в предыдущих главах.

 

К началу

 

"Возьми (предмет)"

 

Шаг 1: Стимул. Положите предмет (книгу, стакан, или щетку) в пределах досягаемости ребенка. Выберите предмет, который ребенок легко узнает. Начните с подачи команды: "Возьми книгу". Если ребенок отвечает на команду, попробуйте дать другую инструкцию, например: "Возьми щетку", или "Возьми стакан" (см. ниже). Если это не происходит, подскажите ему правильный ответ (Шаг 2).

 

Шаг 2: Подсказка и ослабление подсказки. Дайте команду: "Возьми книгу" и одновременно, взяв руку ребенка в свою, поднесите ее к книге, заставьте его взять ее и поднести к вам. Возьмите книгу и закрепите действие ребенка поощрением. Положите книгу снова на стол, повторите команду и начинайте ослаблять подсказку; т.е. физическая помощь должна быть в размере, необходимом ребенку, чтобы достичь правильного ответа. Как только ребенок ответит правильно согласно вашим критериям, постепенно отодвигайте книгу все дальше и дальше от него, в конечном счете, попросите ребенка найти и принести вам книгу из другой части комнаты или вообще из другой комнаты.

 

Шаг 3: Категории предметов. Следующими командами после "Возьми книгу" могут быть "Возьми щетку", "Возьми стакан". Вы должны быть уверены, что ребенок умеет различать предметы, а не только брать то, что лежит на столе. Правильный ответ потребует умения правильно категоризировать предметы. Мы предлагаем помочь вашему ребенку отвечать правильно на ваши команды (инструкции). Во-первых, ребенку легче распознать предмет по ассоциациям с его функциональным назначением, чем по тому, что предмет ему просто покажут. Например, ребенку легче распознать щетку для волос, когда он услышит команду: "Причешись", чем когда он услышит: "Покажи расческу". Во-вторых, ребенок легче возьмет стакан с молоком, если услышит: "Выпей стакан молока", чем после инструкции: "Покажи стакан". Поэтому используйте в инструкциях действие (т.е. "Выпей стакан молока") для того, чтобы ребенок нашел и взял предмет, а потом постепенно ослабляйте действие ("выпей"), придя к тому, что в вашей инструкции будет звучать только название предмета (стакан), который ребенок возьмет и вручит вам.

 

Шаг 4: Ввод новых инструкций. По мере того, как продвигается обучение ребенка, постепенно добавляйте новые инструкции, включающие новые предметы, например, "Возьми кусочек хлеба" или "Возьми куклу". Позже вы можете давать две команды на два разных предмета одновременно. Начинайте это занятие, расположив два предмета равно удаленно от ребенка, один слева, другой справа от него. Постепенно удаляйте предметы от него (на 6 футов (6 х 30 см), на 12 футов и, в конце концов, в другую комнату) так, чтобы ребенок должен был двигаться и искать предметы для вас. Чем больше инструкций ребенок научится выполнять, тем успешнее вам удастся занять его свободное время.

 

А теперь давайте перейдем к другому виду команд, которые требуют немного другой отработки.

 

К началу

 

"Включи свет" (манипуляция предметами)

Шаг 1: Стимул. Начните с подачи команды: "Включи свет". Если ребенок реагирует правильно, согласно вашему критерию, начинайте обучение другому приему. Если ребенок не правильно реагирует, подскажите правильный ответ (Шаг 2).

 

Шаг 2: Подсказка. Дайте эту команду, стоя вместе с ребенком рядом с включателем. После произнесения команды (не задерживайтесь более чем на 1 секунду), возьмите руку ребенка, поднесите ее к включателю и помогите ему включить свет. Наградите ребенка за выполненный по подсказке ответ. Выключите свет, подождите несколько секунд и произнесите снова инструкцию. Подскажите ребенку так, как это ему необходимо (не больше). Например, после команды, подождите секунду другую, чтобы посмотреть, будет ли ребенок тянуться к включателю, прежде чем подсказать ему это действие. Как только рука ребенка окажется на включателе, неважно сам ли он ее туда доставил или вы помогли ему сделать это, прежде чем подсказать ему следующее действие, сделайте опять секундную паузу, чтобы посмотреть сможет ли ребенок сам справиться с выключателем.

 

Шаг 3: Ослабление подсказки. Ослабляйте подсказку, лишь слегка дотрагиваясь до руки ребенка или держа его руку очень слабо. Убирайте свою руку во время, когда нужно будет нажать на кнопку выключателя, затем перед тем, как ребенок достанет выключатель, затем, когда его рука будет на середине пути к кнопке и т.д. пока ребенок не осуществит действие самостоятельно, без вашей подсказки. Не забывайте проследить у ребенка несколько успешный попыток, всякий раз, ослабляя подсказку. Помните, что ребенок должен включить свет только, когда вы дадите ему соответствующую инструкцию. Ведь вы хотите, чтобы он учился слушать вас.

 

Шаг 4: На этом этапе вы обучаете ребенка реагировать на команду, когда он находится вдали от выключателя. Как только ребенок ответит на серию предыдущих команд, переместитесь на несколько футов (1 фут ~ 30 см) от выключателя и дайте эту же команду. Если ребенку не удастся совершить действие, подскажите ему, слегка подтолкнув его к выключателю. Если он опять не реагирует правильно, придвиньтесь ближе к выключателю. Когда ребенок научится пересекать комнату и включать/выключать свет, начинайте обучение другому элементу поведения.

 

Вы заметите, что при обучении некоторым элементам поведения, вам не потребуется использовать поощрения, т.к. ребенку уже доставляет удовольствие их выполнение. Например, детям, которым нравиться включать и выключать свет не нужно дополнительных поощрений за выполнение этого задания. Однако при этом вы должны быть уверены, что ребенок выполняет вашу команду, а не просто делает это из удовольствия. Если он выполняет действие без вашего разрешения, вы должны выразить ему свое разочарование так, чтобы он понял, что должен слушать ваши инструкции, а не поступать, как ему захочется.

 

К началу

Обучение нежному поведению

Используя методику, изложенную в данной главе, вы можете научить ребенка нежным манерам поведения, например, обниматься, целоваться, гладить вас оп голове или по щеке. Существует множество вопросов, касающихся данного обучения: "Можно ли научить нежности в первую очередь?", "Не будет ли это обучение поверхностным?", "Правильно ли обучать нежности?", "Не должно ли это происходить непринужденно?". Действительно, однозначного ответа на все эти вопросы нет, можно лишь сказать, что для учебного процесса, этому нужно научить обязательно. (На самом деле детей с нормальным развитием обучают нежным манерам таким же образом). Дети, которые умеют проявлять нежность, легче обучаются, если же дети не приучены к такому поведению, они никогда не смогут понять, нравиться им такое поведение или нет. Также и вам нужно решить, чего вы хотите добиться, а не только ориентироваться на желание (нежелание) ребенка. Ведь то, что ребенок умеет нежно показывать свои чувства, есть часть той обратной связи, которая нужна взрослым, обучающим детей. Итак, для пользы самого ребенка и для вашего "выживания", ребенок надо научить выражать свои нежные чувства по отношению к другим людям.

К началу

 

Более сложные манеры поведения

 

Можно научить вашего ребенка реагировать на похожие команды. Попробуйте научить выполнять полезные для семьи действия: "Закрой дверь", "Выключи телевизор", "Собери игрушки". По мере обучения новым действиям, не забывайте повторять уже знакомые, каждый раз повторяя какое-то действие, которое уже могло забыться ребенком. Также не забывайте время от времени давать эти же команды в течение дня, таким образом, вы заставите ребенка слушать вас и действовать соответственно. Ребенок должен научиться быть бдительным к вашим инструкциям, так вы постепенно можете сломить его безразличие и вспышки самовозбуждения. Нужно занять его другими вещами.

 

Как только вы закончите заниматься по этой главе, ваш ребенок должен уметь следовать нескольким инструкциям, имитировать много действий, сидеть спокойно в течение разумного времени (5 минут), меньше возбуждаться. Продолжительность времени для достижения этих результатов зависит индивидуально от каждого ребенка. Некоторым детям потребуется неделя, другим - месяцы. Пред началом занятий невозможно определить, как пойдет дело. Мы не уверены еще и в том, что если ребенок продвигается быстро на этом этапе программы, то последующие программы он пройдет также быстро.

 

К этому моменту могут неожиданно накопиться множество определенных полезных вещей. Ваш ребенок будет выглядеть более взрослым, выражение его глаз будет более внимательным. Наряду с этим, он будет лучше спать по ночам, потому что будет уставать от занятий. Существует много других косвенных изменений, которые вам понравятся. Возможно ребенок станет эмоционально ближе к вам (со всеми нашими детьми это произошло) и он будет лучше справляться с ежедневными нервными срывами. Он должен уметь показывать различные состояния, так он будет выглядеть более радостным (будучи успешным) или обеспокоенным и грустным (в случае неудач). В общем, ребенок начнет становиться все более и более похожим на обычного ребенка.

 

К началу

 

Трудности

Как вы вскоре узнаете, многое может не получаться даже на первых шагах этой программы. Некоторые дети очень ленивы. Например, они могут так реагировать на команду "Подними руки", как будто у них свинцовые руки. Такое отношение нельзя принимать. Если действия ребенка не отвечают требованиям, они могут выглядеть, как выполнение другой команды (например, "Дотронься до головы") и закончиться все это замешательством. Дайте ребенку понять, что вы недовольны, что он плохо выполняет задание (кричите на него или даже отшлепайте, если надо.

 

У ребенка на этом этапе могут начаться вспышки раздражения. Этого следует ожидать особенно, когда вы предлагаете новые задания, так как до этого, в течение нескольких лет, ребенку также трудно было справляться с новшествами и новыми требованиями в жизни. Вы не можете заставить прекратить это немедленно. Вы должны выбрать стиль поведения, при этом, стараясь ликвидировать раздражение, как только оно возникнет, в противном случае, оно полностью захватит ребенка.

 

Ребенок может медленнее воспринимать обучение, потому что вы позволяете ему возбуждаться (отвлекаться). Вы можете устать или быть подавлены тем, что приходится выражать свою неприязнь ребенку и быть непреклонным, в этом случае ребенок может вернуться к раздражению. Это свойственно людям. Помните, дальше будет легче удержать его раздражение под контролем, а в конечном итоге, вы будете прикладывать к этому минимальное количество сил.

 

Если вашему ребенку требуется чрезмерно много времени на освоение первых очень легких команд, стоит проверить, правильно ли вы действуете при этом. Ваши поощрения и порицания (ваши "хорошо" и "плохо") могут звучать для него одинаково. Мы упоминали об этом ранее. Это одна из распространенных ошибок у людей, обучающих детей с замедленным развитием. Вы должны уметь выражать недовольство и ласку. Играйте с напором. Чем больше вы играете, тем лучше. "Хорошо" должно быть сопряжено с нежностью и добротой, и заставить ребенка улыбаться. "Нет" - полно громкого недовольства и угрозы и должно немного испугать ребенка.

 

Могут возникнуть другие, специфические для этой программы, проблемы. Если вы, ослабляя визуальную подсказку, поднимаете свои руки все ниже и ниже, ребенок может продолжить имитировать ваши действия - поднимать свои руки точно так, как это делаете вы. В этом случае физически слегка подтолкните руки ребенка к верху (или доведите их вверх) пока его локти не выпрямятся. Затем оставьте его руки и, если ребенок задержит их наверху несколько секунд без вашей помощи, поощрите его. Если, вы оставите руки ребенка, а он их опустит, подтолкните их обратно наверх и поощрите его только после того, как ребенок самостоятельно удержит руки наверху несколько секунд. Постепенно и систематически ослабевайте эту подсказку, подталкивая его руки с меньшей силой и отпуская их раньше - например, когда его руки находятся на уровне его головы, затем плеч. Продолжайте использовать поощрения только после правильных ответов: поднятые руки ребенка прямо над его головой.

 

Вы также должны оградить ребенка от склонности к "пристрастию к подсказке". Часто детей с замедленным развитием можно просто отвлечь дополнительной подсказкой, используя ее для помощи ребенку. Например, если вы нечаянно переводите свой взгляд в сторону предмета, который ребенку нужно взять в руки, он будет обращать внимание на движение ваших глаз, а не слушать, что вы ему говорите, таким образом, заменяя один сигнал к действию на другой. Постарайтесь не давать дополнительных подсказок.

 

Задача обучения вашего ребенка должна стать для вас увлекательной и полезной. Неудовлетворенность и отсутствие энтузиазма с вашей стороны не способствует хорошей учебной среде. Вы должны делать перерывы между заданиями. Они необходимы как вам, так и вашему ребенку; будьте внимательны, чтобы не сорваться. Вы можете организовать расписание занятий так, чтобы другие члены семьи или друзья могли понаблюдать, как ребенок отвечает на ваши задания. Это нужно также и потому, что, занимаясь очень часто с ребенком, вы можете не заметить его продвижение так, как это сделают другие. Мнение наблюдателей является поддержкой для вас и для продолжения занятий.

 

К началу

Глава 11 Вербальная имитация
Имитация звуков и слов

Программа настоящей главы самая трудная из всех программ этой книги. Она кратко излагает первые шаги в обучении вашего ребенка говорить, т.е. имитировать речь, начиная с имитации звуков и слов. Очень отстающие в развитии дети испытывают большие трудности в обучении имитации речи. Для них гораздо легче имитировать действия и жесты (Глава 8). Правильно рано начинать обучение по этой программе и посвящать вербальной имитации какую-то часть каждого дня. Количество используемого для этой цели времени зависит от ваших ощущений важности того, чтобы ребенок учился говорить, параллельно <

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...