Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, развитии России и ее положения в мире

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период

 

В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 28 июня 2014 г.
№ 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

 


Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период

I. Общие положения

Этапы развития национальной научно-технологической и инновационной системы

Цели, задачи и механизмы реализации Стратегии обеспечивают непрерывность и преемственность в развитии как самой научно-технологической системы, так и ее изменения в контексте трансформации общественных, экономических и геополитических отношений.

С момента образования Российской Федерации наука прошла три значимых этапа развития.

Этап кризисной оптимизации и адаптации к рыночной экономике (1991–2001 гг.), характеризуемый возникновением рыночных, конкурентных отношений и основанный преимущественно на унаследованных от Советского Союза производственных, материальных и сырьевых ресурсах. В этот период востребованность исследовательского потенциала была незначительной, и основной задачей, решаемой государством, была его поддержка с целью сохранения. Исследовательские организации, в первую очередь академического сектора, обеспечили развитие значимых направлений исследований и разработок; сформировалась культура внутренней конкуренции за счет появления научных фондов и международной коммуникации.

Этап формирования приоритетов развития науки и технологий (2001–2007 гг.), характеризуемый выделением наиболее значимых направлений исследований и разработок. В этот период впервые были установлены долгосрочные цели и выделены бюджеты для их достижения; научная и научно-техническая деятельность активизировалась в университетах, производственных компаниях, особенно в новых отраслях экономики, таких как информационно-телекоммуникационные системы.

Этап перехода к инновационному развитию России (2007 – н.в.), характеризуемый созданием инструментов и реализацией мер, направленных на поддержку инновационной деятельности. В этот период созданы институты инновационного развития международного уровня, государственные компании в наукоемких секторах экономики, усилены меры поддержки исследований и разработок мирового уровня в университетском секторе, сформированы общефедеральные инструменты и цифровая инфраструктура, реализующие единые подходы к управлению государственными научными организациями, включая университеты и институты Российской академии наук. Впервые были реализованы отдельные национальные инициативы, такие, как развитие нанотехнологической индустрии, обеспечившие быстрое развитие инфраструктуры, рост междисциплинарных исследований и разработок, подготовки специалистов и создание новых производств.

Тем не менее, благодаря удачной мировой конъюнктуре и росту доходов от сырьевого экспорта инновационное развитие экономики во многом было обеспечено за счет импорта готовых решений и технологий. За этот период наука во многом утратила навыки эффективной коммуникации с внешним окружением.

Таким образом, следующий этап должен обеспечить концентрацию усилий на развитии человеческого капитала высокого качества: ученых, инженеров, технологических предпринимателей и создать эффективную систему коммуникации науки, общества, бизнеса и государства. Кроме того, должно быть установлено новое целеполагание для исследователей, основанное на актуальных потребностях общества, обеспечена реализация национальных инициатив, позволяющих перейти к природоподобным, цифровым, интеллектуальным технологиям и создающих необходимые условия для появления национальных компаний-лидеров на новых глобальных рынках товаров и услуг.

II. Стратегические ориентиры научно-технологического развития

III. Цели и задачи научно-технологического развития Российской Федерации

IV. Механизмы реализации Стратегии

V. Основные этапы, ожидаемые результаты и ресурсное обеспечение реализации Стратегии

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период

 

В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 28 июня 2014 г.
№ 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

 


Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период

I. Общие положения

Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, развитии России и ее положения в мире

Российская Федерация – страна, обладающая значительными природными ресурсами, сопоставимыми, а по ряду показателей превосходящими ресурсы экономически развитых стран[1].

Растущая потребность мирового рынка в углеводородах, металлах и иных природных ресурсах[2] открыла для России возможности эффективного участия в глобальной экономике через их экспорт и реинвестиции в приобретение продуктов и технологий[3], необходимых для устойчивого роста качества жизни населения, которое по основным параметрам приблизилось к странам-лидерам[4].

Наряду с природными ресурсами в современном мире не менее значимым ресурсом развития является интеллектуальный потенциал. Сегодня Россия – один из мировых лидеров в научно-образовательной сфере: российская наука и инженерная школа внесли существенный вклад в совокупный корпус знаний и технологий, накопленный человечеством. Имена нескольких сотен российских ученых и инженеров закреплены в истории мировой науки в виде названий открытых ими эффектов и явлений, разработанных теорий, сформулированных уравнений или доказанных теорем. По числу Нобелевских лауреатов Россия входит в список стран – мировых лидеров[5].

Российский исследовательский потенциал является одним из самых значительных в мире как по объемам государственных инвестиций в исследования и разработки[6], так и по численности занятых[7]. При этом он не стал значимым ресурсом для внутреннего социального и экономического развития[8] и выхода на внешние рынки[9]. Несмотря на значительное влияние отдельных ученых на развитие мировой науки, низкая восприимчивость национальной экономики и социальной среды к инновациям, отсутствие актуальных исследовательских запросов со стороны предпринимательства привели к утрате коммуникаций, изоляции научной общественности, снижению качества и результативности исследований.

На фоне формирования глобальной системы взаимодействия ученых, инженеров и технологических предпринимателей, интеграция России в мировые исследовательские сети, коллаборации и рынок инноваций становится все более слабой. Национальная научно-технологическая система в целом не является привлекательной для внешних инвестиций[10].

Сложившаяся ситуация создает существенную угрозу национальной безопасности, ослабляет устойчивость всей системы международных экономических отношений, поскольку инструменты технологического развития в ряде стран становятся ключевым инструментом решения собственных геополитических задач.

Таким образом, для устойчивого развития России, усиления ее влияния и позиции в мире необходима системная концентрация интеллектуального, творческого потенциала и сбалансированное дополнение природных, территориальных ресурсных возможностей страны ресурсами интеллектуальными.

За период 2005–2016 годов созданы условия перехода к новому этапу развития научно-технологической системы, изменению ее роли и трансформации в источник получения общественных и экономических благ. Решены необходимые задачи по совершенствованию нормативной базы исследований и разработок, улучшению условий труда научных работников, созданы условия коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Сформировались сети объектов научной и инновационной инфраструктуры, уникальных научных установок, система государственных и негосударственных фондов, институтов развития, обеспечивающих необходимую поддержку научной, научно-технической и инновационной деятельности. Фактически создана институциональная среда, позволяющая от традиционной для России модели организации науки перейти к современным сетевым и коллаборационным механизмам, решающим задачу быстрой передачи результатов исследований и разработок в экономику и создания инновационных продуктов и услуг. Формированию единого комплекса наука-технологии-инновации также способствует значительно возросшее влияние науки на образовательную систему[11] и на общество в целом[12].

Наряду с развитием институциональной среды, обеспечивающей свободу научного творчества, технологического предпринимательства, Российской Федерации необходимо сфокусироваться на новых целях, имеющих общечеловеческое значение, и определить их российские «проекции», выделив признанные обществом «большие вызовы» - главные проблемы, риски и одновременно – возможности развития. Поиск ответов на значимые для российского общества «большие вызовы» должен обеспечить развитие страны и создать возможности для достижения лидирующего положения на глобальной конкурентной карте исследований и разработок.


2. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период в системе стратегического планирования

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года (далее – Стратегия) является надотраслевым документом стратегического планирования, определяющим внутреннюю политику и развитие сферы науки, технологий и инноваций на долгосрочный период. Стратегия устанавливает основные принципы, цели и задачи государственной научно-технической политики, механизмы ее реализации, ожидаемые результаты и целевой образ национальной научно-технологической системы.

Стратегия является документом, взаимодополняющим и неразрывно связанным со Стратегий национальной безопасности и Стратегией социально-экономического развития, инструментом ответа на ключевые вызовы, сформулированные в указанных документах.

Реализация Стратегии способствует достижению целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, ускоренной эволюции всей системы социально-культурных отношений через акселерацию научно-технологического развития.

Задачи и механизмы реализации, предусмотренные настоящей Стратегией, определяют верхний контур государственной системы стратегического планирования. Они должны учитываться, детализироваться и дополняться при формировании отраслевых, ведомственных стратегий, стратегических документов регионального уровня, а также государственных и межгосударственных программ.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...