Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период

Достижение стратегической цели научно-технологического развития Российской Федерации обеспечивается реализацией долгосрочной государственной политики, направленной на решение следующих задач.

1. Создание условий для научного, научно-технического творчества, обеспечения привлекательности карьеры ученого, инженера, технологического предпринимателя.

Решение задачи обеспечивается устранением административных барьеров, дебюрократизацией сферы исследований, разработок, технологического предпринимательства.

Открытая, конкурентная, основанная на научных достижениях процедура замещения позиций научных работников, руководителей научных подразделений открывает возможность привлечения талантов в российскую науку, в том числе из стран-партнеров в сфере международного сотрудничества, существенного увеличения класса технологических предпринимателей, использующих научные результаты для создания и продвижения новых продуктов.

Открытость системы наряду с развитием инфраструктуры исследований и разработок, социальной и жилищной инфраструктуры создает возможность выбора исследователем организации, предоставляющей наиболее благоприятные возможности реализации идей, получения научных результатов, эффективного управления ими.

Адресная поддержка ведущих ученых, введение института постоянных позиций обеспечивает формирование системы социальных гарантий, основанных на вкладе исследователя в общественное развитие.

Одновременно, благодаря системному развитию механизмов популяризации достижений науки и технологий, обеспечивается повышение статуса исследователей и разработчиков, технологических предпринимателей и поощрение научной карьеры в российском обществе.

2. Институциональная трансформация системы исследований и разработок в соответствии с современными тенденциями организации научной деятельности и лучшими российскими традициями.

Решение задачи обеспечивается формированием институциональной основы для перехода к принятым в мире формам организации и самоорганизации научных коллективов с учетом сохранения российских традиций и ориентированности на личность ученого, инженера, технологического предпринимателя.

Изменение организационно-правовых форм научных организаций позволяет не только развивать институт самоуправления, но и обеспечивает широкое вовлечение общественных институтов в такое управление, открытость и прозрачность как научно-технологической системы в целом.

Открытость научных организаций, политика информирования о вкладе науки в развитие экономики и общества создает условия привлечения частных инвестиций для развития организаций, концентрирующихся на разработке технологий, масштабно изменяющих рынки наукоемких продуктов и услуг.

Государство целенаправленно концентрируется на развитии открытой и конкурентной системы поддержки «точек роста» для вывода их на глобально конкурентоспособный уровень и создании в них системы воспроизводства талантов.

Трансформацию творческого потенциала российского общества в ресурс развития страны и получения экономических и общественных благ обеспечивает эффективная система мониторинга и экспертизы наилучших и перспективных результатов, ключевым элементом которой становится Российская академия наук.

3. Создание эффективной системы коммуникации организаций, осуществляющих исследования и разработки между собой и с другими общественно-социальными, предпринимательскими и государственными институтами.

Решение задачи обеспечивается созданием открытой цифровой системы обмена знаниями и идеями, формированием культуры глобальной коммуникации, основанной на современном институте интеллектуального права, и внедрением механизмов самоорганизации исследователей, инженеров, технологических предпринимателей, ростом внутрироссийской и двусторонней глобальной мобильности.

Эффективному взаимодействию с обществом способствует повышение прозрачности науки, доступность сведений о результатах исследований и разработок и их масштабное включение в образовательные программы ведущих университетов.

Восприимчивость исследователями предпринимательских и государственных задач обеспечивается созданием новых механизмов выбора научно-технологических приоритетов и вовлечения в их реализацию сообщества исследователей, инженеров и технологических предпринимателей.

4. Взаимовыгодная интеграция российской науки в глобальные научно-инновационные процессы.

Решение задачи обеспечивается как вовлечением российских исследователей в глобальные сетевые исследовательские проекты, реализуемые в мире, так и развитием сети уникальных научных установок мирового уровня, привлекающих молодых и состоявшихся исследователей к работе в России.

На решение задачи также направлена интенсификация технологического трансфера, локализации, усовершенствования и последующего реэкспорта технологий.

5. Усиление влияния науки на общество, включая формирование технологической культуры, содержания образования и потребностей в инновациях.

Решение задачи обеспечивается множеством форм вовлечения гражданского общества в решение научно-технологических задач - от непосредственного участия в формировании заказа на исследования и разработки, ориентира научно-технологической системы на поиск ответов на «большие вызовы» до формирования системы меценатства в сфере науки, поддержки исследований, направленных на получение новых, фундаментальных знаний.

Значительную роль в развитии общества и влиянии на него играет Российская академия наук и система государственных академий наук в целом.

Эффективному решению задачи способствует использование всех доступных каналов коммуникации. Технологии персонализации источников информации, адресной доставки контента и глобализация цифровых медиа обеспечивают экстерриториальное влияние на потенциальные рынки наукоемкой продукции и технологий в соответствии с геополитическими интересами Российской Федерации.

Одним из важных механизмов активной самоорганизации общества, исследователей и технологических предпринимателей, обеспечивающим прорыв на новые, формирующиеся рынки, становится Национальная технологическая инициатива.

6. Привлекательность и защищенность инвестиций в исследования и разработки, формирование новых инструментов и источников их финансирования.

Решение задачи обеспечивается активным использованием нормативного (технического, таможенного, тарифного и нетарифного) регулирования, интервенцией через государственные закупки, создающие спрос на результаты исследований и разработок, стимулирующие развитие рынков сбыта наукоемкой продукции.

Одновременно за счет сфокусированной поддержки коллабораций ученых, инженеров и технологических предпринимателей, перехода к проектному принципу финансирования в традиционных инструментах государственной поддержки обеспечивается доведение научных результатов до стадии продуктов и услуг, устраняются барьеры доступа к финансовым ресурсам при переходе между стадиями жизненного цикла исследований и разработок.

Формированию новых источников финансирования способствует приоритет использования бюджетных средств не только в качестве инструмента прямой поддержки исследований и разработок, но и для стимулирования привлечения внебюджетных ресурсов, создания условий самофинансирования исследований и разработок, в том числе с привлечением средств от использования нематериальных активов.

7. Формирование открытой, высокотехнологичной системы «мягкого» управления исследованиями и разработками с балансом возможностей для свободного научного творчества и решения исследовательских задач, отвечающих на «большие вызовы».

Решение задачи обеспечивается изменением роли государственных институтов, смещением акцентов от прямого управления к целеполаганию, регулированию и сервисному обеспечению, включая защиту интересов российских организаций.

Наряду с этим вводится открытая, конкурентная система поиска и отбора прорывных идей и проектов «полного цикла», инициаторами которых могут стать научные организации, бизнес, государственные регуляторы и общественные организации.

Решению задачи способствует достижение высокого уровня взаимодействия и самоорганизации исследовательских проектов, управления результатами и формирование «критической массы» исследователей и разработчиков, восприимчивых к государственному целеполаганию.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...