Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №10: Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.

Лекция №10: Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.

(слайд 2)Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды.Факторы окружающей среды изучают и другие дисциплины. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывает нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

Таким образом, предметом гигиены являются окружающая среда и здоровье. Что они из себя представляют?

(слайд 3) Окружающая средаэто совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему).

(слайд 4) Определение здоровья наиболее адекватно современным условиям дается экспертами Всемирной организации здравоохранения. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

(слайд 5) Задача гигиены состоит в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, жизнь – сильной, а смерть – наиболее отдаленной

Гигиена ставит целью предупреждение болезни, поэтому объект ее внимания - здоровый человек, разрабатываются профилактические мероприятия для большой группы людей.

(слайд 6) Гигиену следует отличать от санитарии, которая представляет собой комплекс практических мероприятий по претворению в жизнь требований гигиены. Между ними существует тесная связь. Гигиенисты должны проводить санитарные мероприятия.

(слайд 7) Основные законы гигиены

Шесть законов гигиены по влиянию на окружающую среду для запоминания можно объединить в три «отрицательных», два – «положительных» и один – «технологический».

«Отрицательные» законы:

Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей.

Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д.

Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть.

«Положительные» законы:

Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений.

Выявление влияния факторов среды на здоровье определенных групп населения.

2. Разработка и обоснование гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических правил и рекомендаций.

3. Внедрение в практику гигиенических нормативов, рекомендаций и правил.

Разработка санитарных мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и деятельности людей.

Осуществление гигиенического прогнозирования состояния окружающей среды и организма в условиях их постоянного взаимодействия.

Проверка эффективности проведенных мероприятий.

История гигиены

Термин "гигиена" происходит от древнегреческого слова "higienos", что означает "целебный, приносящий здоровье". Происхождение его связывают также с именем мифической богини здоровья Гигиен, дочери бога медицины Эскулапа, которая изображалась в виде красивой девушки, держащей в руках чашу, обвитую змеей. У древних греков змея олицетворяла символ мудрости, она выпивала яд из чаши жизни и обезвреживала ее. Чаша ее со змеей сохранилась до сих пор как эмблема медицины.

Истоки развития гигиены относятся к глубокой древности. Уже у народов Древней Греции, Рима, Египта, Индии, Китая и др. наблюдались первые попытки создания здоровых условий жизни. Это выражалось в различных мероприятиях, касающихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболеваний и борьбы с ними, физической культуры и т. д.

Само собой, предметы личной гигиены того времени существенно отличались от современных. Это неудивительно, ведь с тех пор наука и технологии сделали огромнейший шаг вперед. Однако такие базовые вещи, как мыло и зубная щетка пришли к нам с незапамятной древности. И это свидетельствует лишь о том, что уже в те давние времена гигиене уделялось достаточно большое внимание.

(слайд 13, 14, 15) Наибольшего развития гигиена достигла в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний сделано основоположником античной медицины Гиппократом (около 460 -377 гг. до н. э.). В трактате "О воздухах, водах и местностях" Гиппократ дает систематическое описание природных условий, показывает их влияние на здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупреждении болезней. Греческие писатели-философы Платон и Аристотель в своих произведениях развивали идею Гиппократа о влиянии внешней среды на здоровье людей. Поэтому в Греции, где в начале обращали главное внимание на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, гимнастических играх, закаливании, стали проводить общественные санитарные мероприятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот и т. д.

Наследниками культурных богатств греков являлись, как известно, римляне, у которых санитарные мероприятия получили еще большее развитие. Гордостью Древнего Рима были крупные водопроводы, купальни и бани, но этими благами пользовались далеко не все граждане, так как вода облагалась большим налогом. Памятником городского благоустройства остается система канализации с использованием нечистот для удобрения садов и полей.

Однако вплоть до завоевания Древней Греции Римской империей, в список предметов личной гигиены того времени не входили привычные нам всем зубочистки. Это весьма удивительный факт, учитывая то, что древние греки уделяли гигиене такое огромное внимание. Однако, даже не смотря на отсутствие зубочисток, греки ухаживали за полостью рта с особой тщательностью, так как полагали, что здоровье начинается именно с этого.

Период средних веков (VI-IV) характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены. Постоянные войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий.Вспышки оспы, холеры, тифов, массовое распространение проказы, кожных, венерических и глазных болезней были характерным явлением для того времени. Пандемия чумы в XIV в., известная под названием "черной смерти", унесла около 25 млн. человек.

(сделать слайд №16) Однако многие средневековые врачи высказывали ценные мысли в отношении гигиены. Мировую известность получило произведение выдающегося таджикского врача и философа Абу Али Ибн Сины (Авиценны) "Канон медицины", изданное в XI в.

Эпоха Возрождения характеризуется некоторым оживлением интереса к гигиене, в частности к профессиональной гигиене. Научный трактат итальянского врача Рамаццини о болезнях ремесленников (1700) является первым сочинением в этой области.

Более интенсивно гигиена стала развиваться в ХVII-ХVIII и особенно в XIX вв. Поводом к этому послужили рост крупных промышленных городов и сосредоточение на их территории значительного числа рабочих, не обеспеченных материально, живущих в антисанитарных условиях, вследствие чего намного возросла опасность эпидемических заболеваний.

Именно из-за роста эпидемий, учеными того времени был составлен самый первый перечень того, что относится к предметам личной гигиены. И хотя данный список довольно серьезно отличается от современного, большая часть предметов, содержащихся в нем, пришла к нам именно с тех времен, как, например, привычный нам всем носовой платок. Но само собой, с развитием гигиены, этот перечень постоянно расширялся.

Однако гигиеническая наука развивалась не только на основе эмпирических наблюдений, но и, безусловно, с учетом новых экспериментальных данных. Здесь необходимо вспомнить гигиенические руководства, написанные французом М. Леви (1844 г.) и английским ученым-медиком Э. Парксом. Первую гигиеническую кафедру при медицинском факультете Мюнхенского университета в 1865 г. организовал Макс Петтенкофер (1818—1901). Он не только исследовал факторы окружающей среды (воду, воздух, почву, пищу), но и создал первую школу гигиенистов.

Отечественная гигиена в значительной мере развивалась самобытным путем, и многие санитарные мероприятия были осуществлены в России раньше, чем на Западе. Например, общественный водопровод Б Новгороде существовал в XI в., замощение улиц в Пскове производилось в XII в., тогда как в Западной Европе эти мероприятия были осуществлены на 300 лет позднее.

(Слайд №17)

На Руси гигиена как система навыков зародилась раньше, чем на Западе. Из Древней (Киевской, Новгородской) Руси к нам также приходят эмпирические знания о гигиене. Достаточно вспомнить известный трактат о быте русской семьи – «Домострой», где изложены основы правильного хранения продуктов, уделено внимание соблюдению чистоты и опрятности.

Много для охраны здоровья населения и предупреждения распространения болезней в России сделал Петр I, издавший ряд указов о санитарном состоянии городов, об обязательном извещении о случаях заразных болезней и т. п. В частности, Петр 1 ввел систему медико-санитарного обеспечения Армии, поскольку во всех армиях мира большое количество солдат гибло не в сражениях, а в болезнях (холера, дизентерия, тифы).

 

(Слайд №18) На особое значение профилактических мероприятий в предупреждении высокой заболеваемости указывали многие русские врачи: Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Н. Г. Захарьин, М. Я. Мудров.

Н. И. Пирогов писал: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной». В актовой речи, произнесенной в 1873 г., другой известный русский клиницист, профессор Г. Н. Захарьин говорил: «Чем зрелее практический врач, тем более понимает он могущество гигиены и относительную слабость лечения, терапии... Самые успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены. Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Мы считаем гигиену одним из важнейших, если не важнейшим предметом деятельности практического врача».

(Слайд №19) В России гигиена как курс судной науки (судебной медицины) начинает преподаваться в Медико-хирургической академии (СПб) прямо с ее открытия, т. е. с 1798 г. Сначала курс называется «Медицинская полиция», а с 1835 г. «Медицинская полиция и гигиена». Самостоятельная кафедра гигиены в академии и первая в России открывается в 1871 г. под руководством приват-доцента Алексея Петровича Доброславина (1842—1889). А. П. Доброславин организовал при кафедре экспериментальную лабораторию, создал первую русскую школу гигиенистов, им были написаны первые русские учебники по гигиене.

(Слайд №20) Московская школа гигиенистов была создана Федором Федоровичем Эрисманом (1842—1915). В 1881 г. Ф. Ф. Эрисман был избран приват-доцентом кафедры гигиены медицинского факультета Московского университета. Он много работал в области гигиены детей и подростков (до сих пор известна универсальная парта Эрисмана), социальной гигиены, заложил основы изучения влияния средовых факторов на здоровье подрастающего поколения, доказал, что физическое развитие может выступать в качестве показателя санитарного благополучия детского населения.

В советский период для развития отечественной гигиены много сделали такие ученые, как профессора Григорий Витальевич Хлопин, Федор Григорьевич Кротков, Алексей Николаевич Сысин, Алексей Алексеевич Минх, Геннадий Иванович Сидоренко и многие другие.

Совершенно неоспорима необходимость соблюдения гигиенических норм и надлежащего контроля за состоянием всех природных ресурсов, продуктов питания человека. Благополучие населения зависит от него самого. Понимая это, человек стремится проконтролировать все сферы жизни и максимально обезопасить себя. Для этого он создает различные службы, организации и общества, разрабатывает санитарные нормы и правила, надеясь с их помощью прийти к заветной цели.

В 1922 г. впервые в мире в РСФСР вышел государственный закон «О санитарных органах республики», который на государственном уровне обязал соблюдать вопросы гигиены и ввел государственный санитарный надзор.

Необходимость создания службы профилактической медицины была продиктована самой жизнью.

Начало нового 20-го столетия страна встретила непрекращающимися эпидемиями. По уровню заболеваемости и смертности Россия стояла в то время на одном из первых мест среди европейских стран. Инфекционные заболевания носили массовый и повсеместный характер, а смертность от них составляла 35-40 случаев на тысячу населения. Поголовная безграмотность, низкий уровень общей культуры и ужасающая нищета основной части сельского населения способствовали росту инфекционной заболеваемости, а борьба с ними носила бессистемный характер.

Но мысль о создании постоянно действующей организации для изучения заболеваемости, выявления причин возникновения массовых заболеваний и влиянии различных факторов внешней среды на здоровье населения зародилась в нашей стране еще в ХV111 столетии. И в последующем многие выдающиеся представители русской клинической дисциплины, такие, как С.П.Боткин, Н.К.Пирогов, А.А.Остроумов, Г.А.Захарьин и другие направляли влияние и усилия врачей на борьбу с причинами, вызывающими общественные болезни.

И вот в 1888 году, после выступления Ф. Ф. Эрисмана с докладом на тему «освобождение сельского населения от эпидемиологической заболеваемости», 1-й Земский съезд врачей высказался за организацию постоянной санитарной службы.

На Тамбовщине зачатки учреждений санитарно-эпидемиологического профиля были созданы ещё в 1897 году, когда было организованно санитарное бюро во главе с И.И. Молессоном, а в 1898 г. стал выпускаться «Листок о заразных болезнях». Сейчас даже трудно себе представить какой была сан-эпид. обстановка в те годы.

В начале ХХ века в Тамбовской губернии в год заболевало до 20 тысяч человек дифтерией, до 15-16 тысяч человек – брюшным тифом, 9-10 тысяч человек – сыпным тифом, до 3-4 тысяч человек – натуральной оспой.

В 1913 году Данила Кириллович Заболотный, в то время виднейший бактериолог страны, предложил Тамбовскому Земскому собранию организовать институт эпидемиологии и микробиологии. Институт был заложен в 1916 году и стал действовать в 1918 году и его первым директором стал Адам Казимирович Чарноцкий. Этокак раз то здание, в котором мы сейчас находимся, а на стене нашего зала представлены барельефы и И.И.Молессона и А.К.Чарноцкого.

Институт стал базой для создания Санэпидслужбы Тамбовщины.

Тогда в ней работало 23 санитарных врача и по 1 эпид- фельдшеру в участковых больницах. В первые 10-летия своего существования санэпидслужба приступила к планомерному наступлению на инфекционные болезни и уже к середине 20-х годов прошлого века добилась полной ликвидации целого ряда массовых инфекционных заболеваний, в т.ч. оспы, холеры, возвратного тифа.

Подавление крестьянского восстания под руководством Антонова и упразднение Тамбовской губернии, естественно негативно сказалось и на развитии санитарно-эпидемиологической службы.

Она начала возрождаться лишь с 28 сентября 1937 года, когда вновь была образована Тамбовская область, и в то время в ней имелось 5 межрайонных санэпидстанций, 13 малярийных и 20 пунктов туляремийного и дезинфекционного профиля.

В предвоенные годы была проведена большая работа по санитарному благоустройству населенных мест, улучшению условий труда и быта, санитарному надзору за производством пищевых продуктов и общественного питания, организации массовых профилактических прививок.

На 1 января 1941 года в области уже было 15 межрайонных санэпидстанций, а в 1942 году функционировало 43 районных СЭС и областная санэпидстанция. Причем в 15 СЭС были бактериологические лаборатории.

В годы ВОВ санитарно-эпидемиологическая служба и принятая система профилактических и противоэпидемических мероприятий так же достойно выдержали выпавшие на их долю испытания. Несмотря на огромное разрушение городов и сел, неимоверные трудности, которые переживал наш народ, несмотря на призыв в армию большей части врачей, недостаток сил и средств, инфекционные болезни не получили катастрофического распространения.

В этот тяжелый для страны период Тамбовский бакинститут в десятки раз увеличил производство тифозной и антирабической вакцины, оспенного детрита, дифтерийной и скарлатинозной сыворотки и других бакпрепаратов для снабжения бойцов Воронежского, Брянского и 1-го Украинского фронтов.

Деятельность работников санитарно- эпидемиологической службы в годы Великой Отечественной войны, а также в период восстановления и развития народного хозяйства позволила предотвратить массовые потери, связанные с инфекционными заболеваниями и отравлениями военнослужащих, мирного населения, обеспечить ликвидацию санитарных последствий войны, динамичное восстановление и развитие народного хозяйства.

Послевоенный период в развитии санитарно-эпидемиологической службы, как в России в целом, так и на Тамбовщине, характеризуется снижением уровня инфекционной заболеваемости, чему способствовало восстановление функций санитарно-эпидемиологических станций в сельских районах.

Важную роль в охране здоровья населения сыграл принятый в 1969 году Верховным Советом СССР "Закон о Здравоохранении", разделом которого было "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения". Развитие правовых основ санитарного законодательства продолжалось, и в мае 1973 года Совет Министров СССР утвердил "Положение о государственном санитарном надзоре в СССР". Это Постановление ввело новое наименование должностных лиц, возглавляющих санитарно-эпидемиологическую службу - Главные Государственные санитарные врачи, что подчеркивало государственный характер санитарно-эпидемиологической службы.

К середине 70-х годов в Тамбовской области практически на всех территориях были построены здания санэпидстанций, стала развиваться лабораторная база учреждений с лабораториями бактериологического и санитарно-гигиенического профиля, что позволило проводить своевременную и объективную оценку инфекционной заболеваемости, качества и безопасности продуктов питания, воды, производственной среды, состояние объектов окружающей среды и др.

Санитарно-эпидемиологическая отрасль общественных отношений играет значимую роль в жизни современного общества. С ней напрямую связана его безопасность и здоровье, уровень санитарно-эпидемиологического развития может выступать своего рода индикатором уровня развития и конкурентоспособности всей страны. И как показали недавние события он может быть орудием в международной конкурентной борьбе.

Государство регулирует эту отрасль общественных отношений в правовой форме, обеспечивая тем самым надлежащий контроль и надзор за соблюдением всех норм и правил.

С принятием в апреле 1991 года Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» впервые в отечественной истории на законодательном уровне введено регулирование общественных отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, произошла централизация санэпидслужбы на федеральном уровне, санэпидстанции были переименованы в центры госсанэпиднадзора.

Стремительные изменения в экономической, социальной сфере потребовали пересмотра ряда концептуальных положений нашей деятельности и 30 марта 1999 года был переработан и принят Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ФЗ - 52).

Главными дополнениями этого Закона явилось создание единой Государственной службы страны (были включены в состав службы наши подразделения силовых Министерств и др. ведомств), а также определение в качестве одной из приоритетных задач службы - ведение социально-гигиенического мониторинга.

Данный закон с соответствующими изменениями и на настоящий момент остается основным правовым документом в этой области.

Лекция №10: Гигиена как наука. История становления и развития гигиены.

(слайд 2)Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды.Факторы окружающей среды изучают и другие дисциплины. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывает нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

Таким образом, предметом гигиены являются окружающая среда и здоровье. Что они из себя представляют?

(слайд 3) Окружающая средаэто совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему).

(слайд 4) Определение здоровья наиболее адекватно современным условиям дается экспертами Всемирной организации здравоохранения. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

(слайд 5) Задача гигиены состоит в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, жизнь – сильной, а смерть – наиболее отдаленной

Гигиена ставит целью предупреждение болезни, поэтому объект ее внимания - здоровый человек, разрабатываются профилактические мероприятия для большой группы людей.

(слайд 6) Гигиену следует отличать от санитарии, которая представляет собой комплекс практических мероприятий по претворению в жизнь требований гигиены. Между ними существует тесная связь. Гигиенисты должны проводить санитарные мероприятия.

(слайд 7) Основные законы гигиены

Шесть законов гигиены по влиянию на окружающую среду для запоминания можно объединить в три «отрицательных», два – «положительных» и один – «технологический».

«Отрицательные» законы:

Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...