Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лето 1990 г – разработка проектов перехода к рынкуОпорные конспекты Учебное пособие подисциплине «История» для всех специальностей Идентификационный номер – ДСМК- 2.4.ОГСЭ. ДВ. 02
Ярославль 2011 г.
Руководитель кафедры СГДиП Рустамова А.В.________________
Автор: Булычева Л.А.преподаватель первой квалификационной категории кафедры СГДиП
Рецензенты: Залевская Е.Н.кандидат наук,преподаватель второй квалификационной категории СГДи П ЯГК Фомичева С.И.преподаватель высшей категории ЯТУТП
Учебное пособие по дисциплине «История»Сост. Булычева Л.А.; Ярославский градостроительный колледж – Ярославль: ЯГК, 2011. – 14 с.
Аннотация
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования по дисциплине «История». Представляет собой анализ процессов общественно-политического, социально-экономического, национально-государственного и внешнеполитического развития новейшей отечественной истории в период с 1985 года до настоящего времени. Материал изложен в виде схем, таблиц и тезисов-конспектов. Пособие предназначено для преподавателей, преподающих дисциплину «История» в соответствии с новыми стандартами ФГОС СПО и студентов, изучающих данную дисциплину.
Оглавление
Пояснительная записка
Новейший период истории конца XX - начала XXI вв. изучать и преподавать довольно сложно. Эта сложность обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, мы являемся участниками современной истории, многие ее события происходят на наших глазах, что иногда создает иллюзию ясности и понимания того, что становится достоянием истории. Однако самостоятельно разобраться в калейдоскопе современных событий и явлений весьма непросто. Во-вторых, новейший период отечественной истории недостаточно исследован. Многие источники, отражающие различные тенденции современного общественного развития страны, не введены в научный оборот, не проанализированы и только ждут вдумчивого и беспристрастного исследователя. Поэтому период новейшей отечественной истории чаще всего представлен в учебных изданиях поверхностно, публицистично, с хаотичным перечислением многих фактов и событий, мало связанных между собой единым концептуальным смыслом. В-третьих, современный период российской истории политизирован, является объектом противоборства различных общественно-политических сил и нередко освещается с различных идейно-политических позиций - либеральных, коммунистических, консервативных и др. Отсюда совершенно разные трактовки актуальных проблем развития страны на рубеже XX-XXI вв., прямо противоположные оценки и выводы по многочисленным аспектам современной российской Трудности изучения и преподавания, недостаточная изученность и политизированность современной российской истории актуализируют задачу определения ключевых учебных проблем и вопросов этого периода и их систематизированного и беспристрастного изложения с учетом требований учебной программы. Основная цель учебного пособия - оказание помощи в изучении и преподавании актуальных проблем новейшего периода страны, формирование общих представлений и программных знаний о сложных и противоречивых процессах общественно-политического, социально-экономического, национально-государственного и внешнеполитического развития новейшей отечественной истории в период с 1985 года до настоящего времени. В пособии решаются конкретные содержательные и методические задачи: — определяются основные этапы новейшей истории России; — выделяются ключевые проблемы развития страны в рамках определенных этапов; — выявляются и раскрываются важнейшие тенденции социально-экономического, общественно-политического, национально-государственного и внешнеполитического развития России на рубеже XX-XXI веков; — акцентируется внимание на стержневых аспектах, событиях, фактах, персоналиях, определявших содержание новейшего исторического процесса и значимых для современной России; — формулируются ключевые положения и выводы по проблемам современного внутриполитического и внешнеполитического развития России; — отбирается с учетом общественно-исторической значимости и структурируется в логической последовательности необходимый учебный знаниевый компонент, относящийся к новейшей отечественной истории. Особенностью данного пособия является изложение основных учебных вопросов в виде схем, ключевых слов и тезисов-конспектов. Это дает возможность, во-первых, увидеть учебную проблему и ее ключевые сюжеты в полном объеме, во-вторых, позволяет запомнить и успешно усвоить необходимые «элементы содержания» изучаемых разделов учебного курса «История России». Учебное пособие «Новейшая история России: конец XX - начало XXI вв.» состоит из четырех разделов. В первом, втором и третьем разделах содержатся краткие характеристики основных этапов новейшей российской истории, раскрывается содержание актуальных тематических проблем, излагаются различные оценки и мнения о М.Горбачеве, Б.Ельцине, В.Путине и их времени. В четвертом разделе представлены контрольно-измерительные и справочные материалы. Пособие предназначено для преподавателей, преподающих дисциплину «История»в соответствии с новыми стандартами ФГОС СПО, а так же может быть использовано студентами при подготовке к зачёту и экзамену.
Раздел 1. ПЕРЕСТРОЙКА И КРУШЕНИЕ СССР: 1985 – 1991 гг
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ М. ГОРБАЧЕВА: 1985 — 1991 ГГ.
Причины Перестройки: 2 точки зрения
Этапы экономических реформ М.Горбачева
1 этап: 1985-1986 гг.: ускорение социально-экономического развития СССР
Цель и практические задачи:
Идеологи: А. Аганбегян, И.Бунич и др. Методы осуществления и мероприятия: — концентрация капиталовложений в машиностроении (12-я пятилетка: в 1,8 раза больше, чем в годы 11-й пятилетки) и недофинансирование других сфер экономики (сельского хозяйства, легкой промышленности, строительной индустрии) — укрепление дисциплины и порядка на производстве (Указ о борьбе с пьянством и алкоголизмом); — ужесточение контроля за качеством продукции (госприемка, охватившая 30% выпускаемых товаров); — обновление и смена кадров (на всех уровнях); — развитие производственной демократии (Закон о правах трудовых коллективов). Результаты: — диспропорции в экономике (между тяжелой и легкой индустрией, промышленностью и сельским хозяйством); — подрыв потребительского рынка (сокращение товаров народного потребления, винно-водочной продукции); — рост бюджетного дефицита (1985 г. — 17 млрд. руб., 1986 г. — 54 млрд. руб.): расходы росли (на модернизацию машиностроения), а доходы сокращались (следствие антиалкогольного закона, снижение реализации водки, вина); — смена кадров и введение госприемки ситуацию в народном хозяйстве не улучшили; — расширение прав трудовых коллективов способствовало необоснованному вмешательству их в производство; — общий итог: политика ускорения потерпела неудачу. Оценка: - политика ускорения была традиционной (цели и методы прежние), утопической (грандиозные, но нереальные планы), односторонней (не распространялась на сельское хозяйство, легкую промышленность и другие сферы); - командная экономика не могла совершить очередной «скачок», ее резервы были исчерпаны; - народ не поддержал политику, которая осуществлялась не в его интересах. II этап: 1987 — весна 1990 г. Радикальная экономическая реформа
От ускорения к радикальной экономической реформе: причины смены курса 1) неудача политики ускорения, 2) признание того, что административно-командная экономическая модель исчерпала резервы и нуждается не в ускорении, а в перестройке, замене на хозрасчетную; идеологи: Л. Абалкин, И.Бунич, Н. Петраков, и др.
Основные направления реформы. — перевод предприятий на хозрасчет, расширение их прав; — возрождение индивидуально-трудовой, кооперативной деятельности, негосударственного сектора; — развитие арендных, фермерских хозяйств на селе;
правовая основа реформ: закон «О государственном предприятии» (1987) - предоставлял им хозяйственную свободу (определять число работников, цены на новую продукцию, уровень зарплаты, выбор партнеров и пр.) - повышал ответственность за хозяйственную деятельность (вводился институт банкротства); законы «об аренде» и «о кооперации» (1988) - способствовали созданию негосударственного сектора экономики.
Осуществление реформы: — предприятия широко использовали свои права (повышая цены, меняя ассортимент продукции, увеличивая зарплаты), но не желали переходить на полную самостоятельность (добивались стопроцентного госзаказа, централизованного снабжения и финансирования); — министерства продолжали сохранять контроль над предприятиями (спускали план, определяли перечень продукции и уровень цен); — ни одно предприятие не было объявлено банкротом, хотя 30% из них были убыточными; — негосударственный сектор развивался противоречиво: с одной стороны, наблюдался бурный его рост, к 1990 г. до 8 млн. чел. занимались индивидуально-кооперативной деятельностью, с другой — развитие сектора сдерживалось большими налогами, произволом госчиновников, негативным отношением общества к кооператорам и другими факторами; — трудности становления фермерских хозяйств: колхозное начальство не было заинтересовано в их развитии, аренда земли не превышала 50 лет, существовала проблема кредитов и т.д. К 1991 г. только 2% земли и 3% скота находились в руках арендаторов.
Результаты и оценка реформ: — начало кризиса: а) производственного (за 1985-1990 гг. темпы экономического роста упали с +2% до 0%); б) потребительского (дефицит товаров и продуктов); в) бюджетно-финансового (в 1989 г. бюджетный дефицит составил 100 млрд. руб.: бесконтрольное повышение цен, денежная эмиссия, инфляция, падение покупательной способности рубля, возникновение бартера); — действия правительства: непрофессиональные и запоздалые (не провели реформы ценообразования, налоговой реформы и т.п.); — резкое падение жизненного уровня народа; Строительство хозрасчетной, полурыночной экономики потерпело неудачу.
III этап: весна 1990 — 1991 гг. Поиски путей стабилизации экономики и перехода к рынку
Март 1990 г. - Решение Президентского Совета: выходить из кризиса на основе рыночных механизмов. Июнь 1990г. – Постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Либерализация цен и торговли — 2 января 1992 г.- введение Президентским Указом свободных (рыночных) цен на 90% потребительских товаров (цены, регулируемые государством: на газ, электроэнергию, транспортные, почтовые, коммунальные услуги)
их стремительный рост: прогнозы (в 5-10 раз) и реальность (в 100— 150 раз в 1992 г, и в 5,5 — 6 тыс. раз к 1996 г.); — предоставление права торговать всем желающим («Закон о свободной торговле»), создание равных условий для развития всех форм торговли;
стремительное развитие кооперативной и частной торговли;
Позитивные изменения: — Разрушена административная система регулирования цен и торговли, — формируются рыночные цены и конкурентная среда, — наблюдается динамичный рост товарооборота, — потребительский рынок насыщен товарами, — ликвидированы очереди и товарный дефицит; Негативные последствия: — рост инфляции, — обесценение зарплаты, доходов и сбережений, — задержка и невыплата зарплаты, — 40% населения в результате роста цен оказались за чертой бедности, — производители-монополисты диктовали высокие цены на продукцию, — торговая инфраструктура неразвита, — уровень торгового обслуживания низкий, — слабая правовая защищенность потребителей. 2. Финансовая стабилизация Первая попытка (перв. половина 1992 г.) меры: — отмена кредитов, — сокращение госзаказа и финансирования, — экономия средств на бюджетной и социальной сферах. успехи и неудачи: инфляция упала с 30% до 10% за январь — июнь 1992 г. Но в условиях роста цен и налогов предприятия оказались на грани разорения. Социальные учреждения, отрасли экономики - все испытывали нехватку денежных средств, имелись огромные долги по зарплате Лето 1992 г. Варианты выхода из кризиса
Решение ЦБ о кредитовании производственной сферы (28.07.1992г).
увеличение денежной массы и рост инфляция. Крах плана «шоковой терапии». Уход в отставку Е.Т. Гайдара. Назначение премьером В. Черномырдина(1993 – 1997 гг).
Вторая попытка (1993 — 1996 гг.) Факторы финансовой стабилизации: — определение границ рублевого пространства; — отказ от кредитов ЦБ и денежной эмиссии, — адресное кредитование; — экономия на бюджетно-социальной сфере; — выпуск ГКО с 1995 г., их продажа под высокие проценты с целью преодоления бюджетного дефицита. Результаты: — снизилась инфляция; — стабилизировались цены, — прекратился рост денежной массы. Но финансовая стабилизация имела неустойчивый характер (что и показал дефолт в августе 1998 г.) 3. Приватизация — Июнь 1992 г.: утверждение Государственной программы приватизации. Цель - передача госсобственности в частные руки. (Указ о ваучерах (14.08.92), его социальная направленность). Основные варианты приватизации: 1. трудовой коллектив приобретает до 49% акций и становится совладельцем предприятия; 2. трудовой коллектив приобретает 51% акций и становится владельцем предприятия; Три этапа: 1. ваучерный этап: (до лета 1994 г.). Собственниками предприятий стали: труд. коллективы (75%), ЧИФ, государство и др. Образовался слой неэффективных собственников. 2. денежный этап (с лета 1994 г.): Собственниками предприятий стали: трудовые коллективы (44%), банки, государство, ЧИФ, отдельные граждане. В приватизационном секторе акции скупались заводской администрацией с целью перепродажи предприятия. 3.залоговый этап. С 1995г. - залоговые аукционы: Банки давали кредит правительству, Результаты: Положительные: — складывается многоукладная экономика (в 1997 г.негосударственный сектор составлял 70% экономики), — формируется класс предпринимателей. Отрицательные: — приватизация приобрела криминальный характер, — государственная казна не получила денежных средств, — сформировался олигархический капитализм. 4.Структурная перестройка экономики. Цель:перестроить ее на нужды общества. Ключевые меры: — сокращение предприятий группы «А»; — конверсия ВПК; — закрытие убыточных производств; — увеличение удельного веса предприятий группы «Б»; — расширение наукоемких отраслей; — модернизация экономики. Последствия: спад производства до 30% (за счет группы «А»), стабилизация производства; Структуризация экономики в России: — проводилась стихийно; — без модернизации предприятий; — падение производства -56% (за 1992 - 1996 гг.); — наибольший спад -в группе «Б» (56-83%), наименьший в группе «А»( 21-32%); Результаты: — значительный рост удельного веса сырьевых отраслей в экономике; — обвальное разрушение ВПК; — отсутствие иностранных инвестиций (невыгодно, опасно); 5. Социальная политика Задачи государства: — поддержать малоимущих; — дееспособным предоставить работу, помочь получить необходимую профессию. Работа властей неудовлетворительна: — не разработали социальную программу оказания помощи; — не выполняли законные социальные обязательства; Социальная цена реформ: — 40% населения в 1993 г, (21% в 1997 г.) имели доход ниже прожиточного минимума; — расходы на питание 80-90% зарплаты (в 1985 г. 35%); — огромное социальное расслоение общества; — безработица (7млн.); — многие граждане потеряли сбережения; — несвоевременная выплаты зарплаты, пособий; — рост смертности и падение рождаемости, сокращение численности населения страны; — уменьшение на 7-8 лет средней продолжительности жизни; — тяжелое положение в образовании, науке, культуре.
Конец 1990-х годов – «министерская чехарда». Российские премьеры и их социально-экономическая политика Новый курс «младореформаторов» (март 1997 — март 1998 гг.) Назначение первыми вице-премьерами Б. Немцова и А. Чубайса в «застойное» правительство B.C. Черномырдина. — Предложения Госдуме о секвестре неисполнимого госбюджета. — Разработка жилищно-коммунальной и налоговой реформ. — Начало госрегулирования естественных монополий. — Ужесточение сбора налогов и контроля за расходованием государственных средств. — Погашение долгов по зарплате и пособиям. — Новые правила приватизации (гласность, конкурсы и пр.). — Поддержка курса рубля кредитами МВФ. — Программа подготовки управленцев за границей. Результат: отсутствие перелома в экономике. С. Кириенко: «жить по средствам» (март — август 1998 г.) Главные лозунги: «повысить эффективность государственного управления», «научиться жить по Разработка новых законопроектов и антикризисной программы: 1. сокращение расходов на госаппарат, высшую школу, социальную сферу (упразднение прежней системы социальных льгот, введение адресной поддержки малоимущих); 2. Налоговая политика: меры по ужесточению сбора налогов. 3. Промышленная политика — поддержка отечественного производства путем снижения налогов, уменьшения тарифов на транспорт и э/энергию и др. Результат: — отклонение документов Госдумой; — заявление премьера о дефолте по внутренним и внешним долгам от 17 августа 1998 г. Начало финансового кризиса. 82-дневное премьерство С.Степашина (март — август 1999 г.) Президентская установка новому кабинету: «придать необходимый динамизм в решении экономических проблем». Основные направления деятельности: — разработка новой экономической программы и ее согласование с МВФ. — размораживание кредитных отношений с Западом. — поиски новых источников налогообложения. — работа над бюджетом 2000 г.; — создание комиссии по проблеме «утечки» капиталов за границу. — многочисленные поездки премьера по стране (побывал в 10 субъектах РФ) и за рубеж. В.В. Путин: поиск путей роста экономики (август 1999 - май 2000 гг.) — Преемственность кадровой и экономической политики. — Курс на повышение эффективности госуправления. — Приоритетные задачи — борьба с бедностью и преступностью. — Переговоры с Западом о реструктуризации долгов, списание с России 10 млрд долл. советского долга. Результаты: новые тенденции в экономике: — начало роста в автомобильной, пищевой, ВПК и др. отраслях, — спад инфляции, укрепление рубля, — оздоровление банковской системы, — улучшение сбора налогов. Факторы роста: высокие цены на нефть, отсрочки платежей по долгам. Социальная политика: — повышение зарплаты бюджетникам и пенсий, — ликвидация основной задолженности по зарплате.
Рыночные реформы 1990-х годов: результаты, трудности, просчеты.
Итоги реформ
Рыночные реформы 1990-х годов: оценки и перспективы развития Оценки, мнения
— Подавляющее большинство россиян не поддерживают нынешний курс, но и категорически против возврата к прежнему курсу (Г.В. Осипов, академик РАН, президент Академии социальных наук). — Реформы в России объективная необходимость. То, что сделано — серьезный задел, поворот к рынку. Но в нынешнем курсе много недостатков, просчетов, которые необходимо исправлять (А. И. Абалкин, академик РАН). Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями... Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей. (Джеффри Сакс, американский экономист, экономический советник Гайдара)
Задачи и перспективы Актуальная задача: реформы продолжать, но внести серьезные коррективы в цели, содержание и тактику. Суть корректировок: — активизировать регулирующие функции государства в механизм реформирования; — центр тяжести перенести с проблемы финансовой стабилизации на создание благоприятной среды для инвестиционной деятельности; — усилить внимание к социальным аспектам реформ. Условия и факторы успешного продолжения реформ: — общественное согласие и политическая стабильность; — пропагандистское обеспечение реформ (общество должно знать о планах реформаторов, способах их осуществления и пр.); — создание прочной правовой базы реформ, четкое исполнение законов; — решительное наступление на криминально-мафиозные структуры; — внешнеполитические благоприятные условия.
2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ: 1991 — 1999 ГГ.
От Советов к президентской республике: первая половина 1990-х годов Раскол в российском руководстве
Противостояние ветвей власти: 1992-1993 гг. 1-й кризис власти. Декабрь 1992 г. 7 съезд Народных депутатов. Столкновение властей по проблемам реформ, состава правительства. Предложение Ельцина о референдуме. Миротворческая позиция Председателя Конституционного суда В.Зорькина 2-й кризис власти. Март 1993 г. 8-9 съезды Народных депутатов РФ: решение о моратории на проведение референдума. Ответные шаги Ельцина. Нереализованная процедура импичмента Президенту. Назначение даты референдума о доверии ветвям власти Референдум 25 апреля 1993 г: участвовало 64% избирателей. Результаты: доверяют Президенту — 58%, поддерживают реформы — 53%, против досрочных выборов Президента и депутатов — более 50%. Ельцин и оппозиция оценили эти результаты как свою победу. «Горячее лето» 1993 г. Дискуссия по двум конституционным проектам (Президента и Верховного Совета). Взаимные обвинения в коррупции. Инициатива Ельцина по созданию Совета Федерации. Расширение депутатами своих полномочий. Противоречивый характер действующей Конституции. 3-й кризис власти. Сентябрь - октябрь 1993 г. Президентский Указ «О поэтапной конституционной реформе». Создание депутатами ВС РФ альтернативных органов власти. События 3 - 4 окт. 1993 г. в Москве – вооружённые столкновения между сторонниками законодательной и исполнительной власти.Победа Президента Ельцина и его сторонников. Упразднение Верховного Совета РФ.
Выборы в Государственную думу и Референдум по новой Конституции 12 декабря 1993 г. Формирование новых структур власти Итоги выборов в Государственную Думу: — заявили о готовности участвовать в выборах 35 политических объединений, из них прошли регистрацию-13, преодолели 5%-ный барьер — 8; — приняли участие 53% избирателей, из них проголосовали за: ЛДПР - 23%, КПРФ - 12,4%, «Выбор России» - 15%, Аграрная партия - 10%, «Женщины России» - 8%, Яблоко» - 7,8%, ПРЕС - 7%, Демпартия - 5,5%; оценка: российское общество разочаровались в либеральном курсе, но не хотело возврата в прошлое, искало третий путь (внушительная победа ЛДПР). Совет Федерации:принцип формирования - по два представителя от каждого субъекта РФ. Новая Конституция РФ В Референдуме участвовали 54,8% граждан, проголосовали «за» - 58,4%. Основные положения: — провозглашается принцип разделения властей; — определяются полномочия каждой из ветвей власти, утверждается их дисбаланс в пользу президента; — определяются противовесы президентской власти (парламент, Конституционный суд); — дается определение государственному строю РФ: демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; — деполитизирована: нет определения общественного строя; — признается политический плюрализм; — человек - высшая ценность (а не класс, коллектив); — провозглашается право частной собственности (в том числе на землю).
Противостояние властей завершилось: — десоветизацией; — принятием новой Конституции; — формированием новых представительных органов власти. — Россия стала Президентской республикой.
1994 — 1995 гг.: конструктивно - конфронтационное взаимодействие властей — Исполнительная власть: корректировка реформаторского курса (отставка Е. Гайдара, Б.Федорова; — Законодательная власть: Постановление Думы об амнистии участников событий августа 1991 г., мая и октября 1993 г. (февраль 1994 г.). — Президентская инициатива: 1) президентское послание «Об укреплении Российского государства». 2) договор «Об общественном согласии». 3) Взаимные обязательства сторон: исполнительная власть призвана «создать предпосылки для экономического подъема» и «проводить активную социальную политику»; законодательная власть, партии, профсоюзы не должны инициировать политические кампании антиконституционного характера. Подписан в апреле 1994 г. на 2 года. – Ноябрь 1994 — 1995 г. Влияние Чеченской войны на расстановку политических сил и взаимодействие властей. Раскол в демократическом лагере. Укрепление державно - государственнических настроений. СМИ в оппозиции к власти.
1995-1996 г.: избирательные кампании
Середина 1990-х годов. Итоги политического развития России
Власть и общество в 1996 — 1999 гг. Исполнительная власть — дискредитация власти Президента. Болезнь Б.Ельцина. Утверждение «византийских» принципов правления: опора на «семью», ближайшее окружение, расширение привилегий госэлиты, смешивание дел семейных и государственных и пр.; — безрезультатные попытки объединить власть и граждан: · президентская |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |