Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лето 1990 г – разработка проектов перехода к рынку

Опорные конспекты

Учебное пособие

подисциплине

«История»

для всех специальностей

Идентификационный номер – ДСМК- 2.4.ОГСЭ. ДВ. 02

 

  Номер копии ________________   Место хранения _____________

 


Ярославль 2011 г.

Булычёва Л.А. -преподаватель первой квалификационной категории кафедры СГДиП

 

 

    РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании кафедры СГДиП протокол №______ « ___ » ___________ 2011 г      

 

 

Руководитель кафедры СГДиП

Рустамова А.В.________________

 

Автор: Булычева Л.А.преподаватель первой квалификационной категории кафедры СГДиП

 

Рецензенты:

Залевская Е.Н.кандидат наук,преподаватель второй квалификационной категории СГДи П ЯГК

Фомичева С.И.преподаватель высшей категории ЯТУТП

 

Учебное пособие по дисциплине «История»Сост. Булычева Л.А.; Ярославский градостроительный колледж – Ярославль: ЯГК, 2011. – 14 с.

 

Аннотация

 

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования по дисциплине «История».

Представляет собой анализ процессов общественно-политического, социально-экономического, национально-государственного и внешнеполитического развития новейшей отечественной истории в период с 1985 года до настоящего времени. Материал изложен в виде схем, таблиц и тезисов-конспектов.

Пособие предназначено для преподавателей, преподающих дисциплину «История» в соответствии с новыми стандартами ФГОС СПО и студентов, изучающих данную дисциплину.

 

 

Оглавление

 

Пояснительная записка
Раздел 1.Перестройка и крушение СССР: 1985 – 1991 гг
1. Экономические реформы М. Горбачева: 1985 — 1991 гг
2. Политические преобразования М. Горбачева. Распад СССР.
3. Внешняя политика СССР: 1985 – 1991гг
4. Оценка личности М.С.Горбачева и его эпохи
Раздел 2. Становление суверенной России: 1991 – 1999 гг
1. Рыночные реформы в России: 1992 – 1999 гг
2. Политическое развитие России: 1991 – 1999 гг
3. Российский федерализм: проблемы становления
4. Российская внешняя политика в 1990-е годы
5. Оценка личности Б.Н. Ельцина и его эпохи
Раздел 3. Россия в начале XXI века: 2000 – 2011 гг
1. Внутриполитический курс В.В. Путина: 2000 – 2008 гг
2. Социально-экономическая политика В.В. Путина
3. Внешняя политика России: 2000 – 2008 гг
4. Приоритеты внутренней политики президента Д.А. Медведева
5. Внешняя политика России на современном этапе: вызовы и ответы
6. Оценка личности В.В. Путина и его эпохи
Литература

 

Пояснительная записка

 

Новейший период истории конца XX - начала XXI вв. изучать и преподавать довольно сложно. Эта сложность обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, мы являемся участниками современной истории, многие ее события происходят на наших глазах, что иногда создает иллюзию ясности и понимания того, что становится достоянием истории. Однако самостоятельно разобраться в калейдоскопе современных событий и явлений весьма непросто. Во-вторых, новейший период отечественной истории недостаточно исследован. Многие источники, отражающие различные тенденции современного общественного развития страны, не введены в научный оборот, не проанализированы и только ждут вдумчивого и беспристрастного исследователя. Поэтому период новейшей отечественной истории чаще всего представлен в учебных изданиях поверхностно, публицистично, с хаотичным перечислением многих фактов и событий, мало связанных между собой единым концептуальным смыслом. В-третьих, современный период российской истории политизирован, является объектом противоборства различных общественно-политических сил и нередко освещается с различных идейно-политических позиций - либеральных, коммунистических, консервативных и др. Отсюда совершенно разные трактовки актуальных проблем развития страны на рубеже XX-XXI вв., прямо противоположные оценки и выводы по многочисленным аспектам современной российской

Трудности изучения и преподавания, недостаточная изученность и политизированность современной российской истории актуализируют задачу определения ключевых учебных проблем и вопросов этого периода и их систематизированного и беспристрастного изложения с учетом требований учебной программы.

Основная цель учебного пособия - оказание помощи в изучении и преподавании актуальных проблем новейшего периода страны, формирование общих представлений и программных знаний о сложных и противоречивых процессах общественно-политического, социально-экономического, национально-государственного и внешнеполитического развития новейшей отечественной истории в период с 1985 года до настоящего времени.

В пособии решаются конкретные содержательные и методические задачи:

— определяются основные этапы новейшей истории России;

— выделяются ключевые проблемы развития страны в рамках определенных этапов;

— выявляются и раскрываются важнейшие тенденции социально-экономического, общественно-политического, национально-государственного и внешнеполитического развития России на рубеже XX-XXI веков;

— акцентируется внимание на стержневых аспектах, событиях, фактах, персоналиях, определявших содержание новейшего исторического процесса и значимых для современной России;

— формулируются ключевые положения и выводы по проблемам современного внутриполитического и внешнеполитического развития России;

— отбирается с учетом общественно-исторической значимости и структурируется в логической последовательности необходимый учебный знаниевый компонент, относящийся к новейшей отечественной истории.

Особенностью данного пособия является изложение основных учебных вопросов в виде схем, ключевых слов и тезисов-конспектов. Это дает возможность, во-первых, увидеть учебную проблему и ее ключевые сюжеты в полном объеме, во-вторых, позволяет запомнить и успешно усвоить необходимые «элементы содержания» изучаемых разделов учебного курса «История России».

Учебное пособие «Новейшая история России: конец XX - начало XXI вв.» состоит из четырех разделов. В первом, втором и третьем разделах содержатся краткие характеристики основных этапов новейшей российской истории, раскрывается содержание актуальных тематических проблем, излагаются различные оценки и мнения о М.Горбачеве, Б.Ельцине, В.Путине и их времени. В четвертом разделе представлены контрольно-измерительные и справочные материалы.

Пособие предназначено для преподавателей, преподающих дисциплину «История»в соответствии с новыми стандартами ФГОС СПО, а так же может быть использовано студентами при подготовке к зачёту и экзамену.

 

Раздел 1. ПЕРЕСТРОЙКА И КРУШЕНИЕ СССР: 1985 – 1991 гг

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ М. ГОРБАЧЕВА: 1985 — 1991 ГГ.

 

Причины Перестройки: 2 точки зрения

       
   
 

 

 

  Перестройку СССР навязал Запад. Это результат «заговора империалистических сил». План крушения КПСС и СССР был разработан ЦРУ и осуществлен через «агентов влияния» М. Горбачева, А. Яковлева и др.     Перестройка обусловлена внутренними причинами: 1) кризисным состоянием отечественной экономики и необходимостью ее модернизации; 2) разочарованием народа в идеях социализма; 3) приходом в руководство страны представителей нового поколения руководителей, осознававших необходимость перемен в обществе  

 

Этапы экономических реформ М.Горбачева

 

1 этап: 1985-1986 гг.: ускорение социально-экономического развития СССР

 

Цель и практические задачи:

  - устранить недостатки, - выявить резервы, - раскрыть потенциал советской экономики;   модернизация машиностроения, а затем всех отраслей экономики;

Идеологи: А. Аганбегян, И.Бунич и др.

Методы осуществления и мероприятия:

— концентрация капиталовложений в машиностроении (12-я пятилетка: в 1,8 раза больше, чем в годы 11-й пятилетки) и недофинансирование других сфер экономики (сельского хозяйства, легкой промышленности, строительной индустрии)

— укрепление дисциплины и порядка на производстве (Указ о борьбе с пьянством и алкоголизмом);

— ужесточение контроля за качеством продукции (госприемка, охватившая 30% выпускаемых товаров);

— обновление и смена кадров (на всех уровнях);

— развитие производственной демократии (Закон о правах трудовых коллективов).

Результаты:

— диспропорции в экономике (между тяжелой и легкой индустрией, промышленностью и сельским хозяйством);

— подрыв потребительского рынка (сокращение товаров народного потребления, винно-водочной продукции);

— рост бюджетного дефицита (1985 г. — 17 млрд. руб., 1986 г. — 54 млрд. руб.): расходы росли (на модернизацию машиностроения), а доходы сокращались (следствие антиалкогольного закона, снижение реализации водки, вина);

— смена кадров и введение госприемки ситуацию в народном хозяйстве не улучшили;

— расширение прав трудовых коллективов способствовало необоснованному вмешательству их в производство;

— общий итог: политика ускорения потерпела неудачу.

Оценка:

- политика ускорения была традиционной (цели и методы прежние), утопической (грандиозные, но нереальные планы), односторонней (не распространялась на сельское хозяйство, легкую промышленность и другие сферы);

- командная экономика не могла совершить очередной «скачок», ее резервы были исчерпаны;

- народ не поддержал политику, которая осуществлялась не в его интересах.

II этап: 1987 — весна 1990 г. Радикальная экономическая реформа

 

От ускорения к радикальной экономической реформе: причины смены курса

1) неудача политики ускорения,

2) признание того, что административно-командная экономическая модель исчерпала резервы и нуждается не в ускорении, а в перестройке, замене на хозрасчетную;

идеологи: Л. Абалкин, И.Бунич, Н. Петраков, и др.

 

Основные направления реформы.

— перевод предприятий на хозрасчет, расширение их прав;

— возрождение индивидуально-трудовой, кооперативной деятельности, негосударственного сектора;

— развитие арендных, фермерских хозяйств на селе;

 

правовая основа реформ:

закон «О государственном предприятии» (1987)

- предоставлял им хозяйственную свободу (определять число работников, цены на новую продукцию, уровень зарплаты, выбор партнеров и пр.)

- повышал ответственность за хозяйственную деятельность (вводился институт банкротства);

законы «об аренде» и «о кооперации» (1988)

- способствовали созданию негосударственного сектора экономики.

 

Осуществление реформы:

— предприятия широко использовали свои права (повышая цены, меняя ассортимент продукции, увеличивая зарплаты), но не желали переходить на полную самостоятельность (добивались стопроцентного госзаказа, централизованного снабжения и финансирования);

— министерства продолжали сохранять контроль над предприятиями (спускали план, определяли перечень продукции и уровень цен);

— ни одно предприятие не было объявлено банкротом, хотя 30% из них были убыточными;

— негосударственный сектор развивался противоречиво: с одной стороны, наблюдался бурный его рост, к 1990 г. до 8 млн. чел. занимались индивидуально-кооперативной деятельностью, с другой — развитие сектора сдерживалось большими налогами, произволом госчиновников, негативным отношением общества к кооператорам и другими факторами;

— трудности становления фермерских хозяйств: колхозное начальство не было заинтересовано в их развитии, аренда земли не превышала 50 лет, существовала проблема кредитов и т.д.

К 1991 г. только 2% земли и 3% скота находились в руках арендаторов.

 

Результаты и оценка реформ:

— начало кризиса:

а) производственного (за 1985-1990 гг. темпы экономического роста упали с +2% до 0%);

б) потребительского (дефицит товаров и продуктов);

в) бюджетно-финансового (в 1989 г. бюджетный дефицит составил 100 млрд. руб.: бесконтрольное повышение цен, денежная эмиссия, инфляция, падение покупательной способности рубля, возникновение бартера);

— действия правительства:

непрофессиональные и запоздалые (не провели реформы ценообразования, налоговой реформы и т.п.);

— резкое падение жизненного уровня народа;

Строительство хозрасчетной, полурыночной экономики потерпело неудачу.

 

III этап: весна 1990 — 1991 гг. Поиски путей стабилизации экономики и перехода к рынку

 

Март 1990 г. - Решение Президентского Совета: выходить из кризиса на основе рыночных механизмов.

Июнь 1990г. – Постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».

Либерализация цен и торговли

— 2 января 1992 г.- введение Президентским Указом свободных (рыночных) цен на 90%

потребительских товаров (цены, регулируемые государством: на газ, электроэнергию, транспортные, почтовые, коммунальные услуги)

           
     

 


их стремительный рост: прогнозы (в 5-10 раз) и реальность (в 100— 150 раз в 1992 г, и в 5,5 — 6 тыс. раз к 1996 г.);

— предоставление права торговать всем желающим («Закон о свободной торговле»), создание равных условий для развития всех форм торговли;

 

стремительное развитие кооперативной и частной торговли;

 

Позитивные изменения:

— Разрушена административная система регулирования цен и торговли,

— формируются рыночные цены и конкурентная среда,

— наблюдается динамичный рост товарооборота,

— потребительский рынок насыщен товарами,

— ликвидированы очереди и товарный дефицит;

Негативные последствия:

— рост инфляции,

— обесценение зарплаты, доходов и сбережений,

— задержка и невыплата зарплаты,

— 40% населения в результате роста цен оказались за чертой бедности,

— производители-монополисты диктовали высокие цены на продукцию,

— торговая инфраструктура неразвита,

— уровень торгового обслуживания низкий,

— слабая правовая защищенность потребителей.

2. Финансовая стабилизация

Первая попытка (перв. половина 1992 г.)

меры:

— отмена кредитов,

— сокращение госзаказа и финансирования,

— экономия средств на бюджетной и социальной сферах.

успехи и неудачи:

инфляция упала с 30% до 10% за январь — июнь 1992 г. Но в условиях роста цен и налогов предприятия оказались на грани разорения. Социальные учреждения, отрасли экономики - все испытывали нехватку денежных средств, имелись огромные долги по зарплате

Лето 1992 г. Варианты выхода из кризиса

       
   
 


Правительство: предприятия сами преодолевают кризис (путем смены формы собственности и пр.) или объявляются банкротами и закрываются. Верховный Совет: необходимо оказать производственной сфере финансовую помощь
 
 


Решение ЦБ о кредитовании производственной сферы (28.07.1992г).

           
     

 


увеличение денежной массы и рост инфляция. Крах плана «шоковой терапии».

Уход в отставку Е.Т. Гайдара. Назначение премьером В. Черномырдина(1993 – 1997 гг).

 

Вторая попытка (1993 — 1996 гг.)

Факторы финансовой стабилизации:

— определение границ рублевого пространства;

— отказ от кредитов ЦБ и денежной эмиссии,

— адресное кредитование;

— экономия на бюджетно-социальной сфере;

— выпуск ГКО с 1995 г., их продажа под высокие проценты с целью преодоления бюджетного дефицита.

Результаты:

— снизилась инфляция;

— стабилизировались цены,

— прекратился рост денежной массы.

Но финансовая стабилизация имела неустойчивый характер (что и показал дефолт в августе 1998 г.)

3. Приватизация

— Июнь 1992 г.: утверждение Государственной программы приватизации.

Цель - передача госсобственности в частные руки. (Указ о ваучерах (14.08.92), его социальная направленность).

Основные варианты приватизации:

1. трудовой коллектив приобретает до 49% акций и становится совладельцем предприятия;

2. трудовой коллектив приобретает 51% акций и становится владельцем предприятия;

Три этапа:

1. ваучерный этап: (до лета 1994 г.). Собственниками предприятий стали: труд. коллективы (75%), ЧИФ, государство и др. Образовался слой неэффективных собственников.

2. денежный этап (с лета 1994 г.): Собственниками предприятий стали: трудовые коллективы (44%), банки, государство, ЧИФ, отдельные граждане. В приватизационном секторе акции скупались заводской администрацией с целью перепродажи предприятия.

3.залоговый этап. С 1995г. - залоговые аукционы: Банки давали кредит правительству,
получая в залог пакеты акций кампаний, не подлежащих приватизации и становились их владельцами(т.к кредиты не возвращались). В процессе сращивания финансового и промышленного капиталов создавались ФПГ. Их владельцы - олигархи.

Результаты:

Положительные:

— складывается многоукладная экономика (в 1997 г.негосударственный сектор составлял 70% экономики),

— формируется класс предпринимателей.

Отрицательные:

— приватизация приобрела криминальный характер,

— государственная казна не получила денежных средств,

— сформировался олигархический капитализм.

4.Структурная перестройка экономики.

Цель:перестроить ее на нужды общества.

Ключевые меры:

— сокращение предприятий группы «А»;

— конверсия ВПК;

— закрытие убыточных производств;

— увеличение удельного веса предприятий группы «Б»;

— расширение наукоемких отраслей;

— модернизация экономики.

Последствия: спад производства до 30% (за счет группы «А»), стабилизация производства;

Структуризация экономики в России:

— проводилась стихийно;

— без модернизации предприятий;

— падение производства -56% (за 1992 - 1996 гг.);

— наибольший спад -в группе «Б» (56-83%), наименьший в группе «А»( 21-32%);

Результаты:

— значительный рост удельного веса сырьевых отраслей в экономике;

— обвальное разрушение ВПК;

— отсутствие иностранных инвестиций (невыгодно, опасно);

5. Социальная политика

Задачи государства:

— поддержать малоимущих;

— дееспособным предоставить работу, помочь получить необходимую профессию.

Работа властей неудовлетворительна:

— не разработали социальную программу оказания помощи;

— не выполняли законные социальные обязательства;

Социальная цена реформ:

— 40% населения в 1993 г, (21% в 1997 г.) имели доход ниже прожиточного минимума;

— расходы на питание 80-90% зарплаты (в 1985 г. 35%);

— огромное социальное расслоение общества;

— безработица (7млн.);

— многие граждане потеряли сбережения;

— несвоевременная выплаты зарплаты, пособий;

— рост смертности и падение рождаемости, сокращение численности населения страны;

— уменьшение на 7-8 лет средней продолжительности жизни;

— тяжелое положение в образовании, науке, культуре.

 

Конец 1990-х годов – «министерская чехарда».

Российские премьеры и их социально-экономическая политика

Новый курс «младореформаторов» (март 1997 — март 1998 гг.)

Назначение первыми вице-премьерами Б. Немцова и А. Чубайса в «застойное» правительство B.C. Черномырдина.

— Предложения Госдуме о секвестре неисполнимого госбюджета.

— Разработка жилищно-коммунальной и налоговой реформ.

— Начало госрегулирования естественных монополий.

— Ужесточение сбора налогов и контроля за расходованием государственных средств.

— Погашение долгов по зарплате и пособиям.

— Новые правила приватизации (гласность, конкурсы и пр.).

— Поддержка курса рубля кредитами МВФ.

— Программа подготовки управленцев за границей.

Результат: отсутствие перелома в экономике.

С. Кириенко: «жить по средствам» (март — август 1998 г.)

Главные лозунги: «повысить эффективность государственного управления», «научиться жить по
средствам».

Разработка новых законопроектов и антикризисной программы:

1. сокращение расходов на госаппарат, высшую школу, социальную сферу (упразднение прежней системы социальных льгот, введение адресной поддержки малоимущих);

2. Налоговая политика: меры по ужесточению сбора налогов.

3. Промышленная политика — поддержка отечественного производства путем снижения налогов, уменьшения тарифов на транспорт и э/энергию и др.

Результат:

— отклонение документов Госдумой;

— заявление премьера о дефолте по внутренним и внешним долгам от 17 августа 1998 г. Начало финансового кризиса.

82-дневное премьерство С.Степашина (март — август 1999 г.)

Президентская установка новому кабинету: «придать необходимый динамизм в решении экономических проблем».

Основные направления деятельности:

— разработка новой экономической программы и ее согласование с МВФ.

— размораживание кредитных отношений с Западом.

— поиски новых источников налогообложения.

— работа над бюджетом 2000 г.;

— создание комиссии по проблеме «утечки» капиталов за границу.

— многочисленные поездки премьера по стране (побывал в 10 субъектах РФ) и за рубеж.

В.В. Путин: поиск путей роста экономики (август 1999 - май 2000 гг.)

— Преемственность кадровой и экономической политики.

— Курс на повышение эффективности госуправления.

— Приоритетные задачи — борьба с бедностью и преступностью.

— Переговоры с Западом о реструктуризации долгов, списание с России 10 млрд долл. советского долга.

Результаты: новые тенденции в экономике:

— начало роста в автомобильной, пищевой, ВПК и др. отраслях,

— спад инфляции, укрепление рубля,

— оздоровление банковской системы,

— улучшение сбора налогов.

Факторы роста: высокие цены на нефть, отсрочки платежей по долгам.

Социальная политика:

— повышение зарплаты бюджетникам и пенсий,

— ликвидация основной задолженности по зарплате.

 

 

Рыночные реформы 1990-х годов: результаты, трудности, просчеты.

 

Итоги реформ

       
   

 


Позитивные: — разрушены основы командной экономики; — подорван монополизм государственной собственности; — формируется многоукладная экономика и конкурентная среда; — наметилась финансовая стабилизация; — потребительский рынок наполнен товарами, отсутствие товарного дефицита и очередей; — формируется предпринимательский слой; — меняется психология граждан.     Негативные: — деиндустриализация страны; — спад производства (выше, чем в США в 1930-е годы), — сырьевой характер экономики, превращение страны в сырьевой придаток развитых стран — невостребованность наукоемких отраслей, — угроза экономической безопасности; — номенклатурно-криминальный характер экономики, класс предпринимателей формировался из бывшей номенклатуры, криминала; — сформировался «олигархический капитализм»; — объем нелегальной экономики составлял 40 — 50% общего хозяйственного оборота страны; — угроза продовольственной независимости страны: 56-70% реализованных товаров импортного производства; — высокая социальная цена реформ; — деградация науки, культуры, нравственности, тяжелое положение в сфере образования; — растет преступность.    

 

Рыночные реформы 1990-х годов: оценки и перспективы развития

Оценки, мнения

       
   


Реформы состоялись, Россия прошла самый тяжелый путь к рыночному хозяйству, процесс преобразований осуществляется в верном направлении Стратегия реформ выбрана верно, но идут они с серьезными ошибками. Надо исправить упущения и продолжать путь к рынку Реформы идут в форме «шоковой терапии», не в интересах человека. Россияне расплачиваются дорогой ценой за реформаторский «скачок» Это не реформы, а развал страны, следует немедленно ее остановить и возрождать социалистическую экономику

— Подавляющее большинство россиян не поддерживают нынешний курс, но и категорически против возврата к прежнему курсу (Г.В. Осипов, академик РАН, президент Академии социальных наук).

— Реформы в России объективная необходимость. То, что сделано — серьезный задел, поворот к рынку. Но в нынешнем курсе много недостатков, просчетов, которые необходимо исправлять (А. И. Абалкин, академик РАН).

Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями... Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей. (Джеффри Сакс, американский экономист, экономический советник Гайдара)

 

Задачи и перспективы

Актуальная задача:

реформы продолжать, но внести серьезные коррективы в цели, содержание и тактику.

Суть корректировок:

— активизировать регулирующие функции государства в механизм реформирования;

— центр тяжести перенести с проблемы финансовой стабилизации на создание благоприятной среды для инвестиционной деятельности;

— усилить внимание к социальным аспектам реформ.

Условия и факторы успешного продолжения реформ:

— общественное согласие и политическая стабильность;
массовая социальная поддержка реформ;

— пропагандистское обеспечение реформ (общество должно знать о планах реформаторов, способах их осуществления и пр.);

— создание прочной правовой базы реформ, четкое исполнение законов;

— решительное наступление на криминально-мафиозные структуры;

— внешнеполитические благоприятные условия.

 

2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ: 1991 — 1999 ГГ.

 

От Советов к президентской республике: первая половина 1990-х годов

Раскол в российском руководстве

       
   


Исполнительная власть — либеральная идеология; — рыночные реформы; — либеральная система власти (президентская республика); — новая Конституция. Законодательная власть — государственническая идеология; — противодействие гайдаровским (рыночным) реформам; — советская система власти; — действующая Конституция

Противостояние ветвей власти: 1992-1993 гг.

1-й кризис власти. Декабрь 1992 г.

7 съезд Народных депутатов. Столкновение властей по проблемам реформ, состава правительства. Предложение Ельцина о референдуме. Миротворческая позиция Председателя Конституци­онного суда В.Зорькина

2-й кризис власти. Март 1993 г.

8-9 съезды Народных депутатов РФ: решение о моратории на проведение референдума. Ответные шаги Ельцина. Нереализованная процедура импичмента Президенту. Назначение даты референдума о доверии ветвям власти

Референдум 25 апреля 1993 г: участвовало 64% избирателей. Результаты: доверяют Президенту — 58%, поддерживают реформы — 53%, против досрочных выборов Президента и депутатов — более 50%. Ельцин и оппозиция оценили эти результаты как свою победу.

«Горячее лето» 1993 г.

Дискуссия по двум конституционным проектам (Президента и Верховного Совета). Взаимные

обвинения в коррупции. Инициатива Ельцина по созданию Совета Федерации. Расширение депутатами своих полномочий. Противоречивый характер действующей Конституции.

3-й кризис власти. Сентябрь - октябрь 1993 г.

Президентский Указ «О поэтапной конституционной реформе». Создание депутатами ВС РФ альтернативных органов власти.

События 3 - 4 окт. 1993 г. в Москве – вооружённые столкновения между сторонниками законодательной и исполнительной власти.Победа Президента Ельцина и его сторонников. Упразднение Верховного Совета РФ.

           
     

 

 


Выборы в Государственную думу и Референдум по новой Конституции 12 декабря 1993 г.

Формирование новых структур власти

Итоги выборов в Государственную Думу:

— заявили о готовности участвовать в выборах 35 политических объединений, из них прошли регистрацию-13, преодолели 5%-ный барьер — 8;

— приняли участие 53% избирателей, из них проголосовали за: ЛДПР - 23%, КПРФ - 12,4%, «Выбор России» - 15%, Аграрная партия - 10%, «Женщины России» - 8%, Яблоко» - 7,8%, ПРЕС - 7%, Демпартия - 5,5%;

оценка: российское общество разочаровались в либеральном курсе, но не хотело возврата в прошлое, искало третий путь (внушительная победа ЛДПР).

Совет Федерации:принцип формирования - по два представителя от каждого субъекта РФ.

Новая Конституция РФ

В Референдуме участвовали 54,8% граждан, проголосовали «за» - 58,4%.

Основные положения:

— провозглашается принцип разделения властей;

— определяются полномочия каждой из ветвей власти, утверждается их дисбаланс в пользу президента;

— определяются противовесы президентской власти (парламент, Конституционный суд);

— дается определение государственному строю РФ: демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

— деполитизирована: нет определения общественного строя;

— признается политический плюрализм;

— человек - высшая ценность (а не класс, коллектив);

— провозглашается право частной собственности (в том числе на землю).

 

Противостояние властей завершилось:

— десоветизацией;

— принятием новой Конституции;

— формированием новых представительных органов власти.

— Россия стала Президентской республикой.

 

1994 — 1995 гг.: конструктивно - конфронтационное взаимодействие властей

— Исполнительная власть: корректировка реформаторского курса (отставка Е. Гайдара, Б.Федорова;

— Законодательная власть: Постановление Думы об амнистии участников событий августа 1991 г., мая и октября 1993 г. (февраль 1994 г.).

— Президентская инициатива:

1) президентское послание «Об укреплении Российского государства».

2) договор «Об общественном согласии».

3) Взаимные обязательства сторон: исполнительная власть призвана «создать предпосылки для экономического подъема» и «проводить активную социальную политику»; законодательная власть, партии, профсоюзы не должны инициировать политические кампании антиконституционного характера. Подписан в апреле 1994 г. на 2 года. –

Ноябрь 1994 — 1995 г. Влияние Чеченской войны на расстановку политических сил и взаимодействие властей. Раскол в демократическом лагере. Укрепление державно - государственнических настроений. СМИ в оппозиции к власти.

 

1995-1996 г.: избирательные кампании

       
   
 

 

 

Выборы в Государственную Думу 17 декабря 1995 г. — заявили о готовности участвовать в выборах более 90 полит. объединений; — из них прошли регистрацию - 44; — преодолели 5%-ный барьер – 4: в том числе КПРФ - 22,3%, ЛДПР-11%, НДР- 10%, Яблоко» - 6,9%; Оценка: растущее разочарование россиян в либеральном курсе, усиление прокоммунистических настроений. Выборы Президента РФ 1996 г. 1 тур: 16 июня Б. Ельцин - 35%, Г. Зюганов-32%, А. Лебедь - 15%, ГА. Явлинский - 10%, остальные: 1 - 4%. П тур: 3 июля Б. Ельцин - 53%, Г.Зюганов - 40% Оценка: противостояние коммунизма (Зюганов) и антикоммунизма (Ельцин); выбор не между двумя путями в будущее, а между прошлым и будущим

 

 

Середина 1990-х годов. Итоги политического развития России

       
   
 


Позитивные: — принята новая Конституция; — упразднены Советы, на либеральной основе созданы новые структуры власти; — Россия стала президентской республикой; — утверждаются демократические ценности (многопартийность, парламентаризм, выборы на альтернативной основе, свобода слова и СМИ и др.). Негативные: — неограниченные права президента; — номенклатурно-криминальный характер власти; — нарушение социальных прав человека (невыплаты зарплаты и пособий), разгул беззакония и преступности; — нарастание непонимания, противоречий, разрыв между властью и обществом (гражданами).

 

Власть и общество в 1996 — 1999 гг.

Исполнительная власть

— дискредитация власти Президента. Болезнь Б.Ельцина. Утверждение «византийских» принципов правления: опора на «семью», ближайшее окружение, расширение привилегий госэлиты, смешивание дел семейных и государственных и пр.;

— безрезультатные попытки объединить власть и граждан:

· президентская

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...