Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА УКРАИНЫ

ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА УКРАИНЫ

ГОРНАЯ КОМИССИЯ ФСТУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО СУДЕЙСТВУ СОРЕВНОВАНИЙ

ПО СПОРТИВНОМУ ГОРНОМУ

ТУРИЗМУ

Вторая редакция

С дополнениями, изменениями и уточнениями

 

 

 

Утверждено

на заседании Исполкома

Федерации спортивного

туризма Украины

от 17 апреля 2010 г.,

протокол № 4, п. № 3

С изменениями, внесенными

Согласно протоколу

Заседания Исполкома

От 24 ноября 2012 г., п. 11.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО СУДЕЙСТВУ СОРЕВНОВАНИЙ

ПО СПОРТИВНОМУ ГОРНОМУ ТУРИЗМУ

 

ВВЕДЕНИЕ

Общие вопросы судейства регламентируютсяПравилами соревнований по спортивному туризму (далее – Правила) [1]. Однако отсутствие единой школы, разный уровень подготовки и подхода к судейству в разных регионах порождали разночтение и разногласия в процессе проведения соревнований. В связи с этим в 2005 году были разработаны методические рекомендации в виде учебно-методического пособия «Спортивные соревнования. Горный туризм», которые позволили обеспечить однозначную трактовку, разъяснения и уточнения отдельных положений Правил.

Методические рекомендации в течение следующих пяти лет постоянно служили приложением к Условиям при проведении соревнований по спортивному горному туризму – от городских и до всеукраинских Чемпионатов и Кубков – и позволили обеспечить единообразный подход в судействе со стороны участников и судей, свести к нулю многочисленные протесты, которые ранее имели место.

Они были положены в основу методических разъяснений, разработанных в соответствии с рекомендациями п. 1.3.1 действующих Правил и введенных в действие 17.04.2010. Опыт проведения соревнований последующих двух лет потребовал внесения определенных изменений и уточнений, что и было сделано в предлагаемой редакции Разъяснений, принятой 24 ноября 2012 г.

Пункты, отмеченные звёздочкой (*), а именно – 2.9.1*, 2.9.3*, 6.5*, 8.2.2*, внесены в методические разъяснения временно до утверждения их в качестве изменений и дополнений к разделу «Горный туризм» Правил.

СОДЕРЖАНИЕ

 

    Стр.
Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СОРЕВНОВАНИЯХ ПО ГОРНОМУ ТУРИЗМУ
§1 Условия проведения соревнований и показ дистанций ……
§2 Прохождение дистанций ………………………………………...
§3 Контрольный груз ………………………………………………...
§4 Транспортировка пострадавшего ………………………………
§5 Переправа участников и груза ………………………………….
§6 Варианты прохождения дистанций ……………………………
§7 Основные положения судейства ……………………………….
§8 Группы нарушений и их особенности ………………………..
§9 Потеря страховки (командной или судейской) ……………..
§10 Прерванная страховка (командная или судейская) ………..
§11 Неправильная страховка ………………………………………..
§12 Пропуск точки страховки промежуточной ………………….
§13 Выход на «маятник» ………………………………………………
Глава 2. НАРУШЕНИЯ ТЕХНИКИ ДВИЖЕНИЯ
§14 Срыв верхнего участника с повисанием на судейской страховке ………………………………………….  
§15 Потеря при прохождении дистанции ………………………..
§16 Выход за ограничение ……………………………………………
§17 Использование опоры за ограничением ………………………
§18 Использование судейского снаряжения ………………………
§19 Неправильное выполнение технического приёма …………
Глава 3. НАРУШЕНИЯ ТАКТИКИ ПРИ КОМПИЛЯТИВНОЙ СИСТЕМЕ
§20 Общие сведения ………………………………………………….
§21 Полное изменение заявленных маршрутов (спецприёмов) …………………………………………………….
§22 Изменение маршрута (спецприёма) или способа его прохождения (выполнения) ……………………………….  
       

 

    Стр.
§23 Изменение схемы технического приёма, места его применения или технических средств ………………………  
§24 Изменение способа или порядка транспортировки контрольного груза …..……………………………………...........  
§25 Отклонение от заявленного времени ………………………….
§26 Общее впечатление ……………………………………………….
Глава 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
§27 Общие положения ………………………………………………..
§28 Точки и пункты страховки ………………………………………
§29 Судейская и командная страховка …………………………….
§30 Прочие требования по обеспечению безопасности ………..
  Приложение 1 ……………………………………………………….
  Приложение 2 ……………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….
РАСШИРЕННЫЙ УКАЗАТЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ…………

 

Г Л А В А 1.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СОРЕВНОВАНИЯХ

ПО ГОРНОМУ ТУРИЗМУ

Прохождение дистанций

2.1. Требования к прохождению дистанций

2.1.1. Все участники соревнований проходят дистанцию со своим снаряжением, с контрольным грузом или пострадавшим (п. 4.1.1) от старта и до финиша через оговоренные пункты в Маршрутном листе с соблюдением требований правил техники движения и страховки, а также с выполнением Общих условий по проведению соревнований и Условий по каждому виду программы выступлений. Примерная форма Маршрутного листа приведена в Приложении 2.

2.1.2. Если участник, находясь на маршруте, нагружает одновременно 2-3 точки опоры за пределами ЛР – судья обязан сделать участнику устное предупреждение (без наказания штрафом).

2.1.3. Если после первого предупреждения участник повторно использует 2-3 точки опоры одновременно за пределами ЛР – судья снова предупреждает его и выставляет штраф «Использование опоры за ограничением».

2.1.4. Если участник, находясь на маршруте, выходит за его пределы, т.е. одновременно нагружает 4 точки опоры за пределами ЛР или даже на ЛР – за такое прохождение маршрута участник получает 0 (нуль) баллов, но в общее количество пройденных данный маршрутов входит.

Начало движения

2.2.1. Началом движения участника на старте и при прохождении дистанции является:

1) на старте или в начале маршрута у подножья склона и независимо от его крутизны (может быть три варианта):

- оборудованы ПС/ТС – снятие участника с самостраховки;

- не оборудованы ПС/ТС – отрыв подошв обуви обеих ног от подножия склона;

- не оборудованы ПС/ТС и плавный переход подножия в склон – пересечение подошвами обеих ног ЛО на перегибе.

2) на маршруте – смена опор обеих ног на рельефеили опоры одной точки на перилах подвесной переправы, т.е. изменено положение участника.

Рельеф за пределами дистанции, ограниченной линией ограничения, или непосредственно ЛО всегда, как отмечалось (п. 1.3.3), не являются частью маршрута или дистанции, т.е. невходят в их состав.

2.2.2. Степень крутизны склона (крутой или пологий) определяется Условиями на основании следующих критериев, принятых горовосходителями:

до 15о – пологий;   45-60о– крутой;
20-25о – не крутой;   свыше 60 о – стенки.
30-40о – средней крутизны;      

2.3. Прохождение маршрутов

2.3.1. При прохождении маршрутов и выполнении спецприёмов в зависимости от вида страховки, которой участник обеспечен на маршруте, участник может быть верхним или нижним.

2.3.2. Верхним (первым) является участник, который обеспечен:

1) при подъёме и/или спускелазанием – нижней командной страховкой;

2) при траверсе односторонней командной страховкой.

2.3.3. Нижним (вторым, третьим и т.д.) – является участник, который:

1) при подъёмеилиспускелазанием обеспечен верхней командной страховкой;

2) при траверсевдоль крутого склона (п. 2.2.2) – может быть три варианта обеспечения:

первый – двусторонней командной страховкой;

второй – одинарными командными перилами и односторонней командной страховкой;

третий – двумя нитками параллельных и разнесенных (не сдвоенных) командных перил, закреплённых, как правило, в разных точках:

- верхние перила – для самостраховки;

- нижние – грузовые (движение с 2-мя самостраховками, закреплёнными на скользящих карабинах на разных перилах);

3) при (траверсе) переходевдоль некрутого (п. 2.2.2) склона (на выбор два варианта) обеспеченный:

- односторонней командной страховкой с простёгиванием верёвки в точках страховки промежуточных (далее – ТСП) при их наличии;

- одинарными командными перилами (движение на скользящем карабине).

2.3.4. Смена ведущего(верхнего), если иное специально не оговорено Условиями:

1) засчитывается толькопри прохождении маршрутов лазанием (свободным или комбинированным)на подъёме и при траверсе крутого склона и стенных маршрутов (п. 2.2.2), но не при движении вдоль перил (не крутой склон) или при подъёме по верёвке;

2) осуществляется перед началом подъёма по следующему маршруту в нижнемпункте страховки (ПС) или точке страховки (ТС), а при траверсе (п.п. «1», п. 2.3.4) –в исходномпункте ТС/ПС.

2.3.5. Считается, что пункты и точки страховки (ТС, ТСП, ПС), пункты страховки промежуточной (далее – ПСП) и контрольные пункты (далее – КП) участник:

1) посетил– после того, как коснулся, как правило, кистью руки снаряжения или другого предмета, закреплённого на данном пункте, или обозначенного на рельефе места (пятна, крюка, круга и т.п.);

2) прошёл– после того, как отстегнул карабин самостраховки от данного ТС/ПС, а при отсутствии самостраховки – пересёк линию ограничения за пределами данного пункта или точки, если иное специально не оговорено Условиями;

3) пропустил– если командная страховка не проходит через карабин, закреплённый на данном пункте или в данной точке.

2.3.6. Момент пропуска ТСП фиксируется когда:

1)на подъёме – (возможны два варианта, которые определяются Условиями):

- закрепил командную страховку в последующем пункте ТС/ПС или ТСП/ПСП – только при наличии верхней страховки;

- подошвы обеих ног выше пропущенного пункта ТС/ПС или ТСП/ПСП и стоя на месте участник не может закрепить верёвку в предыдущем (пропущенном) пункте – во всех случаях;

2) на траверсе – стоя на месте (без возвращения) участник не может закрепить верёвку в предыдущем (пропущенном) пункте ТС/ПС или ТСП/ПСП.

2.3.7. При подъёме по перилам первого (без верхней командной страховки) и независимо открутизны склона на перилах над верхним зажимом вяжется схватывающий узелс максимально короткой петлей закреплённой, желательно, к зажиму, если иное в отдельных случаях специально не оговорено Условиями.

2.3.8. При подъёме по вертикальнымперилами вдоль перил по крутому слонуверхний зажим должен быть всегда закреплён (заблокирован) на перилах (верёвке) с помощью карабина.

2.3.9. При подъёме по некрутому склону необходимость закрепления зажима к перилам определяется Условиями.

2.3.10. При переправе по перилам, когда участник закреплен к перилам и повисает на них – зажим карабином к верёвке не блокируют, если иное специально не оговорено Условиями.

 

2.4. Порядок прохождения дистанций

2.4.1. При прохождении дистанциине допускается:

1) осуществлятьподъём/спускв пределаходногомаршрута более чем одному участнику, если иное специально не оговорено Условиями.

Например, допускается одновременный спуск/подъём «пострадавшего» с сопровождающим по одному маршруту;

2) находитьсяучастнику над участником в пределах одного маршрута;

3) нагружатьне предназначенные для передвижения и выполнения спецприёмов конструктивные элементы оборудования дистанции за исключением специально оговоренных Условиями мест и точек (п. 7.2.7).

Например, судейские блокировки крючьев или навески судейских страховок, непосредственно судейские страховки (п. 18.1.2 и 18.1.3);

4) нагружать участникам перила самостраховки для передвиженияи, прежде всего,не руками, а другими частями тела (п. 7.2.9).

Например, участник не может использовать при подъёме перила самостраховки для подтягивания, в том числе напарника, или в качестве опоры для ног.

5) использовать при подъёме/спуске на скалах, если иное специально не оговорено Условиями:

- зацепы специальные (например, скай-хуки и другие);

- жёсткие удлинители (например, ледовый инструмент);

6) подсаживать участника или использовать при подъёме тело напарника, если иное специально не оговорено Условиями.

7) осуществлятьстраховку из пункта, находящегося за пределами данного маршрута, ограниченного с двух сторон пунктами или точками страховки (ПС/ТС).

Например, при прохождении маршрута М3 (ПС3 – ПС5) страховку допустимо выполнять только из пунктов ПС3 или ПС5.

Не считается нарушением:

2.4.2. По п.п. «6», п. 2.4.1 – Применение «гимнастической» бесконтактной страховки (подстраховки) при подъёме лазанием верхнего участника, т.е. идущего первым с нижней командной страховкой, до закрепления верёвки в ТСП, обеспечивающем зависание при срыве.

2.4.3. По п.п. «7», п. 2.4.1– Если маршрут разделен на два участка оборудованным ПСП, то Условиями может быть разрешено осуществлять страховку непосредственно из ПСП.

Например, маршрут М3 (ПС3 – ПС5) может быть разделён на два участка ПСП1, т.е. М3 = М3а (ПС3 – ПСП1) + М3б (ПСП1 – ПС5) с допустимой Условиями страховкой не только в ПС3 или ПС5, но и в ПСП1.

2.4.4. При прохождении дистанциине допускается использовать личное и командное снаряжение:

1) верхнему участнику (идущему первым) – оставленное или заранее заброшенное (занесенное) на дистанцию, своей или предыдущей командой (участником);

2) нижнему участнику (второму, третьему и т.д.) – оставленное на дистанции предыдущей командой (участником);

3) всем участникам – при одновременном, но обособленном выступлении связок (с раздельным зачётом) – преднамеренно или случайно оставленное на ТС/ПС или в ТСП другими связками, в том числе из одной команды.

2.4.5. Снаряжение, которое было оставлено на одном маршруте (участке дистанции между двумя ПС/ТС или ПСП), не может быть снято или новое закреплено участником, движущимся по параллельному маршруту.

2.4.6. Всё снаряжение(разбухтованные верёвки – п. 2.5) и контрольный груз должны пройти вместе с выступающими участниками через все пункты и точки, которые прошли участники, если в отдельных случаях иное специально не оговорено Условиями.

2.4.7.Считается,чтоснаряжение(кроме разбухтованных верёвок – п. 2.5) прошло через пункт/точку, если через ПС/ТС или ПСП прошёл участник, который транспортирует данное снаряжение на себе или в руках.

2.4.8. На каждом маршруте при прохождении дистанции Условиями может допускаться, как правило, не более 3 срывов на одного участника, при этом наказание «снятие» за срыв в соответствии с Условиями может заменяться штрафом 3 балла за каждый.

 

2.5. Транспортировка верёвок

2.5.1. Насмотанные (сбухтованные) верёвки распространяются в целом все требования к снаряжению (п.п. 2.4.4 ÷ 2.4.5).

2.5.2. Считается, чторазмотанная (разбухтованная)верёвкапрошла через данный пункт/точку, если:

1) при движении участника между граничными пунктами маршрута разбухтованную верёвку протянули через карабины, закреплённые на пройденных выступающим участником ТС/ПС или ПСП;

2) хотя бы часть разбухтованной верёвки в процессе использования была протянута через страховочное устройство или карабин, закреплённый на данном ТС/ПС или ПСП.

Например, участник поднялся с верёвкой лазанием к верхнему ПС и организовал напарнику командную страховку, использовав, например, 1/3 длины верёвки. Через карабин на верхнем ПС прошла только часть верёвки, но считается, что данная верёвка прошла через соответствующий верхний ПС, так как была на нём использована.

2.5.3. При прохождении дистанции страховочные и/или грузовые(транспортные, перильные и др.)верёвкине допускается:

1) волочитьпо «земле» при переносе всей, части, петли или конца верёвки (п. 15.4.3), тем более наступать на них;

2) протягивать вдоль склона между двумя верхними соседними (смежными) ТС/ПС и ПСП без прохождения верёвки через карабин наТС/ПС или ПСП в месте начала движения участника (п. 2.5.2, «2»);

3) сбрасывать или перебрасывать, если не закреплен или хотя бы не удерживается руками один конец (п. 15.4.2).

 

2.6. Спуск участников

2.6.1. При прохождении дистанцииучастникимогут использовать шесть способов спуска по верёвке: спортивный, обычный (устаревшее – «дюльфер»), активный, с «самовыпуском», вдоль перил и лазанием.

Спортивный спуск целесообразно применять при крутизне склона до 40-45° и не более.

2.6.2. Началом спуска считается момент снятия участника с самостраховкиили пересечения линии ограничения, если самостраховка не предусмотрена Условиями, или имеет место плавный переход от подножья к склону требующий разграничения.

Например, отсутствие самостраховки, если подножье склона не оборудовано ПС/ТС в безопасной зоне специально оговоренной Условиями.

2.6.3. Окончанием спуска, но не финишем, является момент, если:

1) предусмотрена самостраховка – организация участником самостраховки в конечной или промежуточной ТС/ПС или ПСП;

2) не предусмотрена самостраховка – нагружение подошвами обуви обеих ног места завершения спуска, в т.ч. за линией ограничения, если она предусмотрена, с освобождением верёвок от нагрузки (обеспечить свободное их провисание).

2.6.4. Нарушения при спуске по верёвке приведены в п. 19.5 и др.

 

2.7. Финиш участников

2.7.1.Судьи фиксируют финиш и, следовательно, выступление участников считаться завершённым, когда все участники, в т.ч. и пострадавший (п. 4.1.1) находятся в пределах финишной площадки на самостраховке, а контрольный груз подстрахован, если иное специально не оговорено Условиями.

2.7.2. Решение о завершении выступления (финише), учитывая соблюдение участниками требований п. 2.7.1 и в пределах общего контрольного времени То, может быть принято только судьями.

В тоже время капитан может в любой момент принять решение об отказе продолжать выступление, но при этом будет считаться, что команда сошла с дистанции, т. е. не прошла дистанцию.

2.7.3. Для каждого вида соревнований момент финишадолжен быть оговорен Условиями. В пределах финишной площадки все участники, при возможности, должны находиться на самостраховке.

 

2.8. Соблюдение контрольных времён

2.8.1. В момент истеченияконтрольного времени(Тн)и при нахождении на дистанциичасти или всех участников, а также контрольного груза (всего или части) и пострадавшего (п. 4.1.1) выступление может быть завершено по двум вариантам:

1) снятием участниковс данной дистанции как не уложившихся в контрольное время (Тн);

2) финишем «по особым условиям», если такая форма финиширования предусмотрена Условиями, что предпочтительнее.

Аналогичный поход, если команда не уложилась в Тп.

2.8.2. Если при прохождении дистанции предусмотрен финиш «по особым условиям», то по завершению нормативного (Тн) или промежуточного (Тп) контрольного времени команде дополнительно может быть предоставлено до 10 минут штрафного времени (Δt), за каждую минуту использования которого в соответствии с Условиями участники наказываются штрафом в размере до 5 баллов.

2.8.3. За каждую минуту экономии Тн в соответствии с Условиями участники получают поощрительные баллы (бонусы).

 

2.9. Финиш «по особым условиям»

2.9.1*. Команды, которые превысили контрольное время Тн (Тп), снимаются с дистанции и не получают зачёт по результатам выступления.

2.9.2. При финише «по особым условиям» в момент истечения предельно допустимого общего контрольного времени (То) основной, укороченной, упрощенной части дистанции участники соревнований приостанавливают выступление, так как превышение То Правилами не допускается, и получают штрафы, которые подразделяютсяна две группы:

1) основной штрафза заявленные и не пройденные маршруты или не выполненные спецприёмы (п. 2.9.3);

2) дополнительный штрафза финиш«по особым условиям» (п. 2.9.4).

При «финише по особым условиям» время прохождения дистанции (Тф) принимают равным общему контрольному времени (То) соответствующей части дистанции, т.е. Тф=То.

2.9.3*. Основной штраф определяется в баллах в пределах от 10 до 20 процентов от величины экспертной оценки сложности маршрутов и спецприёмов. Экспертная оценка назначается с учётом сложности рельефа на основании таблицы 3.15.1 Правил, в которой оговорены требования к дистанциям в зависимости от их класса сложности и вида программы. Конкретная величина штрафа устанавливается Условиями проведения соответствующих соревнований.

2.9.4. Дополнительный штраф устанавливают в момент истечения общего контрольного времени (То) и рекомендуется принимать:

1)за каждый пункт (ПС/ТС, ПСП, КП, включая Ф), которые не посетил или не успел пройти каждый:

- участник команды (связки), личных выступлений при виде

«Горные препятствия» – до30баллов,

- пострадавший («кукла», участник) до 40 баллов,

- рюкзак с контрольным грузомдо 30 баллов;

2) независимо от места нахождения на дистанции за каждого (ую):

- участника команды (связки) при виде

«Спасательные технические приёмы»– до 20 баллов,

- единицу основного снаряжения – до 10 баллов.

Например, за каждую основную верёвку, не продёрнутую на финише или оставленную на дистанции –штраф по 10 баллов.

2.9.5. Участники соревнований, переведенные судейской коллегией на прохождение укороченной (п. 6.3) или упрощённой (п. 6.4) части дистанции, основным штрафом, за не пройденные маршруты или невыполненные спецприёмы не наказываются.

Их выступления оценивают как прохождение не заявленной, соответственно, укороченной или упрощённой части дистанции, предложенных ГСК, с соответствующим общим контрольным временем (То), а также финишем «по особым условиям» (п. 2.9.4).

2.9.6. Каждый маршрут считается пройденным только в том случае, если в конечном пункте ПС (ТС) данного маршрута при виде соревнований:

1) «Горные препятствия» – находятся на самостраховке все участники, которые его прошли, и подстрахован их контрольный груз;

2) «Спасательные технические приёмы» (в зависимости от выполненного спецприёма):

- доставлен пострадавший (п. 4.1.1) и поставлен на самостраховку;

- стал(поставлен)на самостраховку участник после подъёма из трещины или «самовылаза».

2.9.7. При выступлении на дополнительной части дистанции, как и на основной, маршруты (спецприёмы) обязана пройти (выполнить) вся команда.

Частично пройденный маршрут или частично выполненный спецприём участникамне засчитывается.

Например, прохождение (выполнение) не засчитывается, если один из участников не успел стать на самостраховку или не успели поставить пострадавшего с сопровождающим на самостраховку в конечном ПС или ТС маршрута.

2.9.8. Штрафы, полученные за нарушениетехники движения и страховки на не до конца пройденных маршрутах или при недовыполненных спецприёмах, заявленных или не заявленных, не аннулируются.

Контрольный груз

 

3.1. Общие положения

3.1.1. Масса контрольного груза, порядок распределения его между участниками и способы транспортировки определяются Положением и/или Условиями.

3.1.2. Распределение контрольного груза обычно произвольное (количество рюкзаков и их масса), транспортировать его может один участник или несколько, если иное специально не оговорено Условиями (п. 19.6.1).

3.1.3. Транспортировать контрольный груз допускается только в отдельных рюкзаках участников и обособлено от снаряжения (п. 19.6.1).

3.1.4. Контрольный груз, который находится или был оставлен на одном маршруте, не может быть снят или новый закреплен участником, движущимся по параллельному маршруту.

3.1.5. За отсутствие требуемого количества контрольного груза в рюкзаках после финиша, т.е. за его потерю, независимо от причины (выпал, выбросили или не взяли на дистанцию), полную ответственность несут сами выступавшие участники.

3.1.6. После финиширования контрольный груз должен быть возвращён в пределы зоны для проверки снаряжения.

 

3.2. Транспортировка контрольного груза

3.2.1. Контрольный груз при подъёме транспортируют в командном рюкзакеодним из безопасных способов, оговоренныхУсловиями.

3.2.2. Контрольный грузспускают вниз, как правило, на себе, но не в подвешенном положении, или по наклонной или крутонаклонной переправе в соответствии с Условиями.

3.2.3. Один участник одновременноможет транспортировать на себе или поднимать/опускать несколько рюкзаков с контрольным грузом.

3.2.4. На переправах всех типов контрольный груз транспортируют отдельно от участников.

3.2.5. Независимо от количества одновременно переправленных или поднимаемых/опускаемых отдельно рюкзаков по одному маршруту, доставка оценивается как одноразовая транспортировка всего этого контрольного груза.

3.2.6. Считается, что контрольный груз прошёлчерез пункт, если:

1) пункт посетил участник, транспортирующий контрольный груз:

- на себе (в командном рюкзаке);

- в подвешенном положении;

2) коснулся контрольного груза участник, находящийся на самостраховке на данном пункте страховки (ПС, ПСП), контрольном пункте (КП) или в данной точке страховки (ТС).

3.2.7. Передавать контрольный груз другому участнику команды или напарнику по связке допускается только в пределахверхнегоили нижнего общего для участников ПС/ТС или ПСП, если иное специально не оговорено Условиями.

3.2.8. Контрольный груз может быть оставлен на общем ПС/ТС или ПСП одним участником команды/связки для дальнейшей транспортировки другим участником команды/связки.

3.2.9. При прохождении маршрута (участка дистанции между ПС/ТС или ПСП), не нарушая правил безопасности, участники могут изменить только способ транспортировки контрольного груза, но не передавать его.

Например, участник повисает на командной страховке, снимает рюкзак с контрольным грузом с плеч или отсоединяет подвешенный к нему и закрепляет его к поданной напарником сверху верёвке, а сам поднимается, и затем вытягивает наверх контрольный груз (изменение способа транспортировки).

3.2.10. Нарушения при транспортировке контрольного груза приведены в п.п. 15.2, 19.6, 30.2, 30.3 и других.

 

Транспортировка пострадавшего

Общие положения

4.1.1. Пострадавшим может быть (или-или):

1) непосредственноучастник (далее – «пострадавший»);

2) условнопострадавший в виде манекена (далее – «кукла»).

Если речь идёт о «пострадавшем» и «кукле» одновременно, будет употребляться термин пострадавший (без кавычек).

4.1.2. «Пострадавшего» или «куклу» могут транспортировать в носилках, в «коконе» или непосредственно самого пострадавшего.

4.1.3. По характеру травмы, определяемой Условиями, «пострадавший» может быть: легко, средне или тяжело«травмированным».

4.1.4. Неправильные действия при оборудовании подручных средств для транспортировки пострадавшего приведены в п. 19.7 и др., асопровождающего и «пострадавшего»– в п. 19.8 и др.

4.2. Способы подъёма и спуска пострадавшего

4.2.1. Подъём и спуск пострадавшегов зависимости от места нахождения при этом сопровождающего относительно склона, вдоль которого осуществляется спуск/подъём, может быть выполнен:

1) за спиной сопровождающегосопровождающий находится между пострадавшим и склоном;

2) перед сопровождающимпострадавший находится между сопровождающим и склоном, как правило, в «коконе» или в носилках;

3) рядом с сопровождающим:

- на отвесном склоне (без его касания) – даже тяжело пострадавшего;

- на крутом склоне – только легко пострадавшего с травмами рук или при полной потере зрения;

4) под сопровождающим – только на отвесном склоне (без его касания).

4.2.2. При соревнованиях связок спуск/подъём «пострадавшего» в зависимости от характера «травмы» может быть выполнен, в частности:

1) подъём «пострадавшего:

- вытягиванием напарником, находящимся на верхнем ПС – с помощью короткого полиспаста, подвижного блока или напрямую, в том числе с возможным использованием контрупора ногами;

- активным способом сопровождающим с использованием контрупора ногами через полиспаст или вдоль жестко закрепленной или подвижной веревки;

2) спуск«пострадавшего»– способом «самовыпуска» или активным способом.

4.2.3. При командных выступлениях при транспортировке пострадавшего с сопровождающим не допускается:

1) подъём пострадавшего с использованием помощи сопровождающего;

2) спуск пострадавшего с использованием способа «самовыпуск», активным способом и подобных, т.е. с использованием помощи сопровождающего.

4.2.4. Обязанность сопровождающего при спуске/подъёме – обеспечить безопасную транспортировку пострадавшего, т.е. предотвращать не только возможные удары о склон, но даже касания пострадавшим, в том числе в «коконе» и носилками элементов рельефа.

 

4.3. Организация спуска/подъёма пострадавшего

4.3.1. Характер травмы и уровень допустимой помощи команде со стороны «пострадавшего» оговаривается Условиями. Полный запрет на правооказывать любую помощь распространяется только на «не дееспособного»«пострадавшего».

4.3.2. Командой подъёмиспуск«пострадавшего» с сопровождающим осуществляетсяс использованием не менее 3 (трёх) командных верёвок с двумя вариантами применения:

1) первыйвариант – две верёвки являются транспортными (грузовыми), а одну верёвку используют для командной страховки:

- сопровождающего, а «пострадавшего» обеспечивают судейской страховкой при всех вариантах его транспортировки (отдельно, в «коконе» или в носилках);

- пострадавшего («куклы») – при всех вариантах его транспортировки, а сопровождающего обеспечивают судейской страховкой;

2) второйвариант – одна верёвка является транспортной (грузовой), а две используют для страховки пострадавшего и сопровождающего.

При этом судейской страховкой во всех случаях дополнительно обеспечивается при транспортировке:

- «пострадавшего» – непосредственно «пострадавший»;

- пострадавшегокуклы») – всегда сопровождающий.

4.3.3. Связками подъём и спуск пострадавшегос сопровождающим осуществляется с использованием не менее 2 (двух) командных верёвок, которые, как правило, являются транспортными (грузовыми) и, заодно, их используют для организации подстраховки обоих с помощью схватывающих узлов.

4.3.4. При командном/связками спуске/подъёме пострадавшего в обязательном порядке при всех способах осуществляется взаимная блокировка пострадавшего с сопровождающим основной верёвкой (например, самостраховками).

4.3.5. При спуске/подъёме командами/связками«пострадавшего» за спиной сопровождающего дополнительно необходимо обеспечить:

1) нахождение «пострадавшего»:

- в вертикальном положении – за счёт системы от опрокидывания;

- на надлежащей высоте относительно сопровождающего;

2) фиксацию «пострадавшего» от сползания набок – с помощью бухты верёвки, специальных петель, лямок рюкзака и др.

4.3.6. При спуске/подъёме не зависимо от способа «пострадавшего», в том числе самостоятельно или с сопровождающим, командой или напарником по связке без сопровождения следует также дополнительно (п. 4.3.5) предусмотреть в обязательном порядке аварийную систему от обратного хода транспортных веревок.

4.3.7. При спуске/подъёме напарником по связке «пострадавшего» для подстраховки дополнительно (п. 4.3.5) должно быть предусмотрено удерживающее устройство, в частности, при подъёме/спуске «пострадавшего»с использованием подвижного блокаилипри отдельных способахподъёма участника из «трещины».

Удерживающее устройство устанавливают на одной из ветвей транспортной системы, которое обеспечивает удержание при минимальном их количестве в зависимостиот выбранно

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...