Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Владимир Мономах как государственный деятель

3. «Слово о полку Игореве» и его герои.

Литература:

1. Александров А.А. Во времена княгини Ольги. Псков, 2001.

2. Повесть временных лет. СПб., 1996. С. 163–169.

3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 2002. С. 346–351.

4. Орлов А.С. Владимир Мономах. М. – Л., 1946.

5. Воинские повести древней Руси. Л., 1985.

6. Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971.

Контрольные вопросы для проверки знаний:

1. Назовите причины образования Древнерусского государства.

2. Перечислите названия кочевых народов, совершавших набеги на южные границы Киевской Руси.

3. Что представлял собой социально-экономический строй Киевской Руси?

4. Каково было положение смердов, холопов, закупов?

5. Каковы были основы политического строя Киевской Руси?

6. Перечислите функции княжеской власти.

7. Какие памятники архитектуры Киевской Руси вы знаете?

8. Назовите важнейшие литературные произведения Киевской Руси.

Термины и понятия:

История, первобытное общество, большая семья, нуклеарная семья, политеизм, монотеизм, племя, союз племен, цивилизация, община, город, вече, князь, боярин, дружина, законодательство, дань, смерд, холоп, закуп.

 

 

Семинар 2. Социально-политическое и экономическое развитие Русского государства в XV – XVII в. (4 часа)

1. Объединение русских земель и образование Московского государства. Политика Ивана III.

2. Общество и государство в России в первой половине XVI в. Реформы «Избранной рады».

3. Внешняя политика России в 1540-х – 1580-х годах. Завоевание Поволжья. Ливонская война.

4. Опричнина Ивана Грозного и итоги его правления.

5. Социально-экономический и политический кризис в России в конце XVI – начале XVII вв. Смута в России в начале XVII в. (1604–1618 гг.).

6. Россия при первых Романовых: эволюция власти, народные движения. Церковный раскол.

 

Вопрос 1. Перечислите объективные предпосылки образования централизованных государств. Какие факторы вышли на первый план в процессе объединения русских земель? Каковы были альтернативные варианты объединения? Почему они не реализовались?

Подробно расскажите о причинах возвышения Москвы. Дайте оценку политического и экономического развития Московского княжества. Почему Тверь проиграла Москве в борьбе за гегемонию? Дайте оценку политике московских князей в борьбе за объединение русских земель. Какую роль сыграла церковь? В чём суть теории «Москва – третий Рим»? Особенно подчеркните роль московских князей в борьбе с Ордой. Оцените роль Ивана III в объединении русских земель, покажите, что он умело выделял главные задачи и сосредоточивал все силы для их решения. Объясните, почему присоединение Новгорода было главной проблемой. Расскажите о борьбе Новгорода и Москвы. Когда Новгород вошёл в состав Московского государства?

Расскажите о «стоянии» на Угре и окончательном свержении монголо-татарского ига. Используйте летописные свидетельства (Хрестоматия, с.с. 101-103).

Особое внимание уделите Судебнику Ивана III. Как изменилось административно-территориальное деление? Как осуществлялось управление? Каковы были условия содержания наместников? Почему этот документ можно считать началом закрепощения крестьян? Обратитесь к Хрестоматии и найдите подтверждение этому (Хрестоматия, с. 83). Оценивая Судебник, подчеркните, что это первый кодекс законов единой России, утвердивший устройство и управление государства.

Завершая ответ на вопрос, расскажите о расширении территории Московского государства Иваном III и его преемниками. Остановитесь подробно на присоединении Пскова к Москве, дайте оценку этому событию.

Подводя итог, укажите, что Россия стала независимым и сильным государством.

 

Вопрос 2.Ответ на вопрос следует начать с анализа общественной структуры России в середине XVI в. Перечислите сословия, на которые делилось русское общество. Какие обязанности выполняли служилые люди? Представители каких сословий были землевладельцами? Почему непривилегированное население называлось тяглыми людьми, кто входил в их состав? Как изменялось положение крестьян в XVI в., что такое Юрьев день?

Главным следствием объединения русских земель вокруг Москвы стала постепенная централизация государства. Укрепляется власть великого князя, который именуется также «государем всея Руси». Перечислите основные признаки централизованного государства. Можно ли Россию первой половины XVI в. считать централизованным государством? Какова была роль Боярской думы в системе управления? В конце 1540-х – 1550-х годах наиболее активные члены Боярской думы (так называемая Избранная рада) осуществляют систему реформ, в результате которых Россия становится централизованным государством.

Проанализируйте реформы Избранной рады по публикации документов (Хрестоматия, с. 112–121). В 1547 г. Иван IV получает титул царя, в 1549 г. в Москве созывается первый Земский собор, создаются первые подразделения постоянной армии – стрельцы, издается новый свод законов – Судебник 1550 г. Расскажите, что представляли собой Земские соборы и чем они занимались. Какие функции выполняли приказы? Какие изменения произошли в системе местного управления?

Вопрос 3.Назовите основные направления внешней политики России в XVI в. Какова была главная стратегическая задача русского правительства на Востоке? Какие территории вошли в состав России в результате захвата Казанского и Астраханского ханств? Что определяло внешнюю политику России на западном направлении? Каковы были результаты Ливонской войны? Необходимо отметить, что поражение в Ливонской войне оказало роковое влияние на дальнейшее развитие России, усугубило начавшийся экономический кризис и осложнило ее международное положение. Расскажите о походе Ермака в Западную Сибирь и определите значение покорения Cибири на рубеже XVI–XVII вв.

Вопрос 4.Учреждение опричнины в 1565–1572 гг. было вызвано целым комплексом причин, среди которых и тяжелое военное положение, и ожесточенная борьба за власть среди бояр, многие из которых переходили на сторону противника в войне, и ожидание Страшного суда. Прочтите документы об учреждении опричнины и сделайте вывод о сути опричной политики (Хрестоматия, с. 125–130).

Каковы были цели и методы опричной политики? Как на жестокость опричного террора повлияли личные качества Ивана IV, отличавшегося недоверием и подозрительностью по отношению к своему окружению? Каковы были масштабы опричного террора и результаты опричнины?

Вопрос 5. Кризис конца XVI – начала XVII в. охватил все сферы жизни общества, т.е. был системным. Подумайте, в чем выразился экономический кризис и каковы были его последствия? Рассмотрите документы о закрепощении крестьян (Хрестоматия, с. 133–136). В чем заключались причины временного прикрепления тяглых людей к постоянному месту жительства в 1580-х годах? Что такое крепостное право и каковы его характерные черты в России? Следует иметь в виду, что заповедные годы, в течение которых был запрещен переход крестьян, не гарантировали их безусловного прикрепления, но зато резко усилили напряженность между землевладельцами и крестьянами с одной стороны, и между землевладельцами, переманивавшими к себе крестьян, с другой. Сделайте вывод о причинах и проявлениях социального кризиса в России на рубеже XVI–XVII вв. Какую роль в развитии политического кризиса сыгралопресечение династии Рюриковичей в 1598 г? Почему народ считал узурпатором царя Бориса Годунова?

Смутное время1604–1618 гг. – это первая гражданская война в истории России. Назовите основные признаки гражданской войны. Что было главной причиной гражданской войны? Что такое самозванчество и почему оно появилось в России именно в начале XVII в? Проанализируйте документы о восстании И.И. Болотникова (Хрестоматия, с. 139–140). Какую роль в годы Смуты играли крестьянские и городские восстания?

Каковы цели интервенции Польши и Швеции в 1609–1612 гг.? Правящая элита России проявила полную неспособность сохранить независимость страны и пригласила на русский трон королевича Владислава - сына польского короля Сигизмунда III. Новгород признал власть шведского короля. К 1611 г. Россия раскололась на пять крупных территорий, каждая из которых обладала своими институтами государственного управления и вела вооруженную борьбу с другими политическими центрами. Перескажите содержание документов о II ополчении и сделайте вывод о масштабах национальной катастрофы в годы Смуты (Хрестоматия, с. 142–146). Какие слои населения и в каких регионах организовали действенный отпор интервентам? Каково историческое значение Земского собора 1613 г.? Когда завершилась Смута и каковы ее результаты?

Вопрос 6. Определите главные задачи, стоявшие перед страной во внутренней и внешней политике в период царствования первых царей из династии Романовых – Михаила Фёдоровича (1613-1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). Насколько результативно решались эти задачи?

При подготовке данного вопроса также необходимо обратить внимание на тот факт, что социально-экономическое развитие России в XVII веке проходило в два этапа. На первом этапе, до середины столетия, хозяйство страны восстанавливалось от потрясений времён Смуты, а затем, на втором этапе, социально-экономическое развитие России ускорилось и приобрело новые черты. Назовите господствующее сословие в Русском государстве, перечислите его обязанности и монопольные права. Кто такие служилые люди по отечеству и служилые люди по прибору? Обратите особое внимание на положение посадского населения в городах. Кто жил в чёрных и белых слободах? Кого называли «вольными и гулящими людьми»? Особое сословие составляло духовенство. Кого относили к чёрному духовенству, а кого – к белому духовенству? Какими новыми чертами характеризовался процесс закрепощения крестьян? Что такое «урочные годы»? Выясните по тексту главы XI Соборного уложения 1649 г. на каких условиях крестьяне оказались прикреплены к земле и владельцам, а посадские люди к своим дворам (См. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней /А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. М., 1999. С. 147-150).

Проанализируйте суть изменений, происходивших в экономике страны в XVII веке. Как изменились территория и население? Дайте определение и назовите отличительные черты мануфактуры. Что такое всероссийский рынок и чем он характеризуется? Какова была государственная политика в отношении российского купечества?

Следует отметить, что в России в XVII веке феодально-крепостнический строй господствовал во всех сферах экономической и социальной жизни страны.

В эволюции власти при первых Романовых чётко прослеживается процесс развития системы государственного управления в сторону абсолютной монархии. Продвижение России к абсолютизму заметно в разных сферах политической жизни страны. Во-первых, обратите внимание на изменение царского титула и соблюдение престижа царской власти (См. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней /А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. М., 1999. С. 150-151). Далее следует заметить, что после 1653 года правительство перестаёт созывать Земские соборы полного состава. Что можно сказать об эволюции приказной системы, опираясь на документы? (См. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней /А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. М., 1999. С. 151-154). Назовите основные приказы и их функции. Как качественно и количественно изменился состав Боярской думы? Изменились ли органы местного управления? Кто управлял городами и уездами России?

Какими новыми чертами характеризовался процесс закрепощения крестьян? Что такое «урочные годы»? Выясните по тексту главы XI Соборного уложения 1649 г. на каких условиях крестьяне оказались прикреплены к земле и владельцам, а посадские люди к своим дворам (См. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней /А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. М., 1999. С. 147-150).

Опираясь на знание социальной структуры российского общества в XVII веке, перечислите основные причины усиления недовольства существующим строем среди горожан, в первую очередь, в среде посадских и служилых людей, которые, в конечном счёте, привели к крупным восстаниям. Проанализируйте ход и главные итоги восстаний посадских и служилых людей в 1648, 1650 и 1662 гг., а также восстания 1670-71 гг. под руководством С.Т. Разина.

Чем были вызваны церковные реформы патриарха Никона? В чём их суть? Что явилось основной причиной раскола в русской православной церкви? Кто такие старообрядцы, какие формы протеста против реформ Никона они использовали? Что Вы знаете о Соловецком восстании 1668-1676 гг.? Кто являлся основным идеологом старообрядчества? Говоря о церковном расколе XVII века, не следует также забывать, что раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви.

 

Источники и литература:

1. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для вузов / М.М. Горинов, А.А. Горский и др. М., 2004. С. 61– 97.

  1. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. М., 2007. С. 180-240.
  2. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров. Под ред. Н.И. Павленко. М., 2004. С. 138-183.
  3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. М., 2002. С.74-97, 98-107, 113-116, 121-124.
  4. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / А.С. Орлов и др. М., 2006. С. 57-105, 110–146, 147-156.
  5. Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб., 1992.
  6. Флоря Б. Иван Грозный. М., 1999.
  7. Скрынников Р. Г. Россия накануне «смутного времени». М., 1981.
  8. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв. М., 1995.
  9. История Европы в 8 тт. М., 1993. Т. 3. С. 246–258.

Темы докладов и рефератов:

  1. Дмитрий Донской: в борьбе за единство Руси.
  2. Сергий Радонежский.

3. Сильвестр и Адашев: портреты на фоне времени.

  1. Иван Грозный: от реформ к террору.
  2. Борис Годунов: путь к власти.
  3. Псков в годы Смутного времени.
  4. Псковское восстание 1650 г.
  5. Патриарх Никон и его деятельность.
  6. Старообрядчество в России (XVII век).
  7. А.Л. Ордин-Нащокин как государственный деятель.

Литература к докладам и рефератам:

  1. Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982. С. 262-305.
  2. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XV вв. М., 1986.
  3. Романенко Е. Повседневная жизнь русского монастыря. М., 2002.
  4. Избранные жития русских святых (X-XV вв.). М., 1992.

5. Костомаров Н.И. Сильвестр и Адашев // Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991.

  1. Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб., 1992.
  2. Флоря Б. Иван Грозный. М., 1999.
  3. Скрынников Р. Г. Россия накануне «смутного времени». М., 1981.
  4. Зимин А.А. В канун грозных потрясений. М., 1986.
  5. Псков: Очерки истории. Л., 1990.
  6. Аракчеев В.А. Псковский край в XV–XVII вв.: Общество и государство. СПб., 2003.

12. Аввакум (протопоп). Житие Аввакума им самим написанное и другие его сочинения /Вст. статья Н.К. Гудзия. М.: Сварог и К, 1997.

  1. Городские восстания в Московском государстве XVII в./Сб-к документов/ Сост. К.В. Базилевич. М.: ГПИБ, 2003.
  2. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Т. 3. М., 1988. С. 314-330.
  3. Лобачёв С.В. Патриарх Никон. СПб.: Искусство, 2003.
  4. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983.
  5. Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII в. М., 1986.
  6. Старообрядчество в России (XVII-XX вв.)/Отв. ред. Е.М. Юхименко. М.: Языки русской культуры, 1999.
  7. Тихомиров М.Н. Псковское восстание 1650 г. М.-Л., 1935.

 

Контрольные вопросы для проверки знаний:

  1. Охарактеризуйте основные этапы объединения русских земель вокруг Москвы в XIV-XV вв.
  2. Какие республиканские институты Новгорода были уничтожены в 1478 г.?

3. Перечислите и кратко охарактеризуйте реформы 1550-х годов в России.

  1. Интересы каких слоев населения представляли Земские соборы?
  2. Назовите и охарактеризуйте основные направления внешней политики Ивана Грозного.
  3. В чем состояли причины поражения России в Ливонской войне?
  4. В чем заключалась сущность опричнины?
  5. Каковы были причины временного прикрепления крестьян в конце XVI в?
  6. Каковы причины Смуты в России? Что такое самозванчество?
  7. Какие цели преследовали Польша и Швеция в интервенции против России?
  8. Каковы результаты Смуты в России? Какие новые явления появились в экономической жизни России в XVII веке?
  9. Каковы были основные итоги городских восстаний 1648, 1650 и 1662 гг.?
  10. Перечислите причины поражения восстания 1670-71 гг. под руководством С.Т. Разина.
  11. Что такое абсолютизм и в чём он проявился в России в XVII веке?
  12. Что явилось основной причиной раскола в русской православной церкви?

 

 

Термины и понятия:

Феодальная раздробленность, династия, монархия, феодал, выход, республика, вотчина, удельный князь, Боярская дума, централизация, государь, гражданская война, губной староста, заповедные годы, Земский собор, земский староста, казак, колонизация, крепостное право, кризис, наместник, ополчение, поместье, приказы, самозванец, служилый человек, стрельцы, царь, «урочные годы», всероссийский рынок, мануфактура, сословие, «служилые люди по отечеству», «служилые люди по прибору», посадские люди, абсолютизм, приказы, «ближняя дума».

 

Семинар 3. Возникновение Российской империи. Внешняя политика и реформы XVIII века (2 часа).

  1. Внешняя политика России в конце XVII –XVIII вв.
  2. Преобразования Петра Великого и их оценка (военное дело, податное обложение, государственное управление, экономика, культура).
  3. Период царствований после смерти Петра I.Россия при Елизавете Петровне.
  4. Политика «просвещённого абсолютизма». Период правления Екатерины II (1762-1796 гг.).

 

 

Вопрос 1. Начните ответ на этот вопрос с упоминания о том, что Петру I предшественники, правившие Россией в XVII в., оставили внешнеполитические проблемы: турецкую и шведскую, которые требовалось решить, а именно: достичь берегов южных морей – Азовского и Чёрного и вернуть выход к Балтийскому морю.

В начале своего правления Пётр I ведёт борьбу на юге с Турцией, организуя два Азовских похода. Каковы итоги этих походов, удалось ли закрепиться на берегах южных морей, добиться победы над турками?

Каковы результаты поездки Петра I в Европу в составе Великого посольства? Почему Пётр во время пребывания за границей отказался от борьбы за выход к южным морям и укрепился в необходимости решить важную историческую задачу – возвратить утраченные северо-западные земли, овладеть Балтийским побережьем?

С кем Пётр I вступил в союз для войны со шведами? Когда началась Северная война против Швеции и сколько лет она продолжалась? Почему Карл XII так легко разбил русскую армию под Нарвой? Какими шведскими крепостями в 1701-1704 гг. овладели русские войска по всему течению Невы и в Эстляндии? Какая крепость, заложенная Петром в устье Невы в период войны, явилась началом основания Петербурга? Когда совершилось это событие? Когда произошло решающее сражение Северной войны – Полтавская битва?

Блестящая победа над шведами под Полтавой положила начало признанию России великой державой. Война завершилась в 1721 г. приобретением значительной части Прибалтики и выходом к берегам Балтийского моря. В тот год Россия стала империей, а Пётр I был провозглашён императором. Ознакомьтесь с документами: «Обстоятельная реляция» о Полтавской битве, 28 июня 1709 г.», «Ништадский мирный договор, 30 августа 1721 г.», «Акт о поднесении Петру I титула императора всероссийского, 22 октября 1721 г.». См.: Хрестоматия по истории России. Учебное пособие/ Составитель Орлов А.С. и др. – М., 2006. С. 161-163, 164-165, 170.

Определите цели и основные направления внешней политики Елизаветы Петровны (1741-1761гг.) и Екатерины II (1762-1796 гг.). Затем более подробно следует остановиться на ходе и итогах русско-турецких войн 1768-74 и 1787-91 г.г., русско-шведской войны 1788-90 г.г. Отдельно нужно сказать об отношении Екатерины II к революционной Франции и роли России в 3-х разделах Речи Посполитой (в 1772, 1793 и 1795 г.г.). В конце дайте общую оценку внешней политики русских монархов, назовите выдающихся отечественных полководцев и флотоводцев, снискавших России неувядаемую воинскую славу.

Вопрос 2. Приступая к изучению реформ Петра I, обратите внимание на то, что на ход и содержание их повлияла Северная война. После сокрушительного поражения в самом начале её Пётр I занялся преобразованиями в военной области, сформировал регулярную армию на основе рекрутских наборов и построил сильный военно-морской флот. Какие органы были созданы для управления армией и флотом? Какие учебные заведения были открыты для подготовки кадров офицеров и унтер-офицеров?

Особое внимание Пётр I обращал на вооружение, провиантское обеспечение армии и флота. Назовите промышленные районы, где на заводах вырабатывался металл для изготовления пушек и ядер. На каких верфях строились военные корабли?

Война требовала денег, и Пётр I всеми способами старался увеличить денежные поступления в казну. Какие изменения в податном обложении ввёл Пётр I? Какое значение имела подушная подать в сборе средств на военные нужды?

Говоря о преобразованиях государственного управления, нужно подчеркнуть, что Пётр I сосредоточил в своих руках всю полноту власти законодательной, исполнительной и судебной. Высшим органом управления являлся Сенат, заменявший царя в его отлучках из столицы. Как формировался Сенат? Кто его возглавлял? Что такое «коллегии»? Какова их структура, функции управления? Ознакомьтесь с документом «Генеральный регламент». См. Хрестоматия …, с. 172-173. Кто осуществлял контроль за работой коллегий?

В каком году введено деление государства на губернии? Кто стоял во главе губерний?

Составьте схему «Органы власти и управления в России в первой четверти XVIII в.».

Для размещения органов власти и управления было построено в Петербурге специальное здание. Как оно называлось? Кто его архитектор? Какое учебное заведение в нём находится сейчас?

Какую роль играл указ Петра I о единонаследии? Что такое «Табель о рангах»? Как изменилось положение дворян после того, как Пётр I установил единый порядок прохождения службы? Познакомьтесь с документом «Табель о рангах», опубликованном в Хрестоматии …, с. 173-174. Пётр I придавал большое значение развитию промышленности главным образом для вооружения и снабжения армии и флота. Вспомните, какие известны вам промышленные центры России, где построены заводы по производству металла, оружия, боеприпасов? Назовите города, в которых было развито мануфактурное производство, и какие виды продукции изготавливались для нужд вооружённых сил? Каким образом пополнялась рабочая сила на заводах и мануфактурах?

Какую политику в области внешней торговли проводил Пётр I? В допетровское время Россия имела один порт для торговли с иностранными купцами. Назовите его. Через какие порты при Петре I была налажена внешняя торговля?

Что сделано Пётром I для развития светского образования. Что собой представляло начальное обучение? Назовите специальные учебные заведения, учреждённые в Москве и Петербурге. Что было предпринято Петром I для развития печати в России? Кроме учебников, какая печатная продукция выходила в петровское время? Кому принадлежит мысль об учреждении в Петербурге Академии наук? Какова структура Академии? Познакомьтесь с документом «Основание Академии наук, 28 января 1724 г.». См.: «Хрестоматия …», с. 176-180. Какие научные экспедиции были организованы в петровское время? Какую роль в пропаганде научных знаний играла Кунсткамера? Что нового произошло во время правления Петра I в области литературы, театрального искусства, живописи и архитектуры?

Завершая подготовку ответа, отметьте, что петровские преобразования коснулись в первую очередь жизни городов. В русских деревнях многое осталось в неизменном виде.

 

Оценивая реформы Петра Великого, следует сказать, что петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы. С одной стороны, отечественная история доказывает, что во время правления Петра I Россия добилась блестящих воинских побед, продемонстрировала большие успехи в экономическом развитии, шагнула вперёд в области просвещения, науки и культуры. С другой стороны, преобразовательная деятельность Петра, по мнению ряда историков, привела к созданию полицейского государства, т.е. государства бюрократического, опиравшегося на слежку и шпионаж. Укрепилось авторитарное управление, сильно возросла роль императора, влиявшего на все стороны жизни общества и государства.

Оценку реформ Петра и его личности можно найти в книге Е.В. Анисимова, А.Б. Каменского «Россия в XVIII – первой половине XIX века». – М., 1994 на с. 49-71, где напечатаны отрывки из сочинений М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва и др.

Вопрос 3. Дайте краткую характеристику царствований Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Ивана VI, перечислите отличительные черты этих правлений. Особое внимание обратите на период царствования Елизаветы Петровны (1741-1761гг.). Укажите какие мероприятия провела императрица Елизавета с целью восстановления некоторых петровских преобразований? Что было предпринято Елизаветой Петровной для расширения прав и привилегий дворянства? Однако, при этом надо иметь ввиду, что внеся определенные коррективы в петровские «Табели о рангах», Елизавета по сути дела лишила многих прав «личных дворян», вышедших в люди благодаря своим заслугам при Петре I. Перечислите мероприятия, проведенные Елизаветой Петровной в области в образования и просвещения. В заключении остановитесь на непродолжительном правлении Петра III и приходе к власти Екатерины II.

Вопрос 4. Первоначально необходимо перечислить основные черты политики «просвещённого абсолютизма» и подчеркнуть, что данная политика была характерна не только для екатерининской России, но и для ряда других европейских стран, например, Франции, Германии, Австрии и др. Затем следует коротко остановиться на таких проблемах как территория и население России во II-ой половине XVIII века, состояние сельского хозяйства, промышленности, торговли, финансов в данный период. В чём заключались преобразования, предпринятые правительством Екатерины II в экономической сфере в 1762-1764 гг. и меры в дальнейшем изложенные в Манифесте 1775 г. и таможенных тарифах 1766 г., 1782 г. и 1796 г. Далее следует обратить внимание на существенные изменения в структуре административных органов, в частности, на реформу Сената, ликвидацию гетманства на Украине, а также открытие Вольного экономического общества (1765 г.) и деятельность Уложенной комиссии (1767-1768 гг.). Какую политику проводила Екатерина II в отношении церкви?

После Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва (1773-1775 гг.) начался новый этап в преобразовательной деятельности Екатерины II, направленный, в первую очередь, на окончательное оформление и усиление дворянского сословия и абсолютизма в целом (см. «Жалованная грамота дворянству», губернская реформа// Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней/ А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. М., 1999. С. 208-214, 214-217). Одновременно правительство Екатерины II осуществило ряд мер в пользу городского населения, особенно купечества; имеется ввиду «Жалованная грамота городам». Перечислите эти меры. В заключении следует подвести итоги 34-летнего царствования Екатерины II, показать противоречивость, неоднозначность как самой личности императрицы, так и её деяний.

 

 

Источники и литература

1. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие/ Авт.-сост. А.С. Орлов и др./ М., 2006, с. 159-185, 186-199, 200-206, 208-219.

2. История России с древнейших времён до конца XX века. Учебное пособие/ Авт. М.М. Горинов и др./М., 2002, с. 111-123, 123-128, 129-135, 137-143. .

3. История России с древнейших времён до наших дней/ Под ред. А.Н. Сахарова, М., 2007, с. 305-355.

4. История России. Учебник./ Авторы А.С. Орлов и др./ М., 2004, с. 128-144, 178-186.

 

 

Темы докладов и рефератов

1. Птенцы гнезда Петрова.

2. Псков и псковичи в эпоху петровских реформ.

3. Императрица Елизавета Петровна и главные действующие лица ее царствования.

4. Портрет на фоне времени: императрица Екатерина II.

5. Окружение Екатерины II: фавориты и сподвижники.

 

Литература к докладам и рефератам

1. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990, с. 193-227.

2. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1994.

3. Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989, с. 620-695.

4. Три века. Россия от смуты до нашего времени. М., 1992, т. 3, с. 101-125.

5. Виноградов В.Ф. Псков в годы Северной войны (1700-1721). Псков, 1972. Изд. 2-е. Пыталово, 1989.

6. Постников А.Б. Псков на изломе судьбы: от Московского государства к Российской империи// Псков, 1998, № 8, с. 55-68.

7. Псковский край в истории России. Псков, 1996, с. 76-77.

8. Брикнер А.Г. История Екатерины / В 3-х томах. М.: Терра, 1996.

9. Великие государственные деятели России/ Под ред. А.Ф. Киселёва. М.: Владос, 1996.

10. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. М.: Мысль, 1994.

11. История Европы. Европа нового времени (XVII-XVIII в.в.). М., 1994. Т. 4.

12. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990.

13. Писаренко К.А. Повседневная жизнь русского Двора в царствование Елизаветы Петровны. М.: Молодая гвардия, 2003.

14. Оболенский Г.Л. Век Екатерины Великой. Время героев и героических дел. М.: Русское слово, 2001.

15. Труайя Анри. Екатерина Великая. М.: ЭКСМО, 2003.

16. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М., 1996.

17. Наумов В.П. Елизавета Петровна.//Вопросы истории. 1993.№ 5.

18. Рахматулин М.А. Непоколебимая Екатерина// Отечественная история. 1996. № 6; 1997. № 1.

 

 

Контрольные вопросы для проверки знаний

1. Назовите важнейшие меры, осуществлённые Петром I, для создания вооружённых сил в России.

2. Какие цели преследовал Пётр I, проводя преобразования государственного управления страной?

3. Как изменилось положение различных слоёв русского общества?

4. Какие преобразования были проведены Петром в области просвещения, науки и культуры?

5. Какова оценка преобразований Петра I, отражённая в трудах историков?

6. Дайте краткую характеристику царствований Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Ивана VI

7. Назовите отличительные черты правления Елизаветы Петровны.

8. Каковы основные черты политики «просвещённого абсолютизма»?

9. Перечислите основные преобразования Екатерины II в социально-экономической и политической сферах.

10. Назовите цели и основные направления, а также итоги внешнеполитической деятельности екатерининского правительства.

11. Как менялась политика Екатерины II в отношении церкви на протяжении её правления?

 

Термины и понятия

Империя, рекрутские наборы, Сенат, генерал-прокурор, коллегия, провинция, дистрикт, государственные крестьяне, Синод, обер-прокурор, «Табель о рангах», мануфактура, «бироновщина», кондиции, «просвещённый абсолютизм», фаворитизм, унификация, имущественный ценз, магистрат, городской глава, бургомистр.

.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...