Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






При Президенте Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При Президенте Российской Федерации

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКТИНГА

Направление подготовки 080100.62 «Экономика»

Профиль Страховая деятельность

 
 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По прохождению учебной практики

студентов 1 курса направления «ЭКОНОМИКА»

Очная форма обучения

 

 

Москва, 2012


 

ВВЕДЕНИЕ

В ряду основных требований, предъявляемых к бакалаврам по направлению «ЭКОНОМИКА», являются хорошие практические навыки работы с информацией и персоналом организации, а также умение систематизировать информацию, полученную о среде, состоянии и проблемах организации.

Наличие методических рекомендаций по учебной практике позволит студентам определиться с выбором базы практики, подготовиться к написанию курсовых работ, рефератов и дипломных проектов, а также собрать всю необходимую информацию о предприятии как объекте исследования.

Методические рекомендации включают основные положения, вид и сроки прохождения практики, а так же цели и задачи, содержание учебной практики, ее связь с изучаемыми дисциплинами, рекомендации по последовательности прохождения, форма и вид отчета, а также необходимую документацию (согласно приложениям).

Основные положения

Учебная практика является составной частью образовательной программы высшего профессионального образования и проводится в сроки, утвержденные учебным планом и графиком учебного процесса в целях приобретения студентами первичных навыков профессиональной работы, углубления и закрепления знаний и компетенций полученных в процессе теоретического обучения - после окончания второго семестра (первый курс).

Студенты, благодаря первой учебной практике, получают возможность:

- закрепление, углубления и расширения теоретических знания, полученные в процессе обучения;

- приобрести сведения и начальные навыки, необходимые для освоения профильных дисциплин.

-овладение нормами профессии в мотивационной сфере: осознание мотивов и ценностей в избранной профессии;

-ознакомление с инновационной, в том числе менеджерской деятельностью предприятий и учреждений;

-изучить разные стороны профессиональной деятельности: социальной, правовой и экономической.

 

Рекомендуется проходить практику для студентов направления:

«Экономика» (бакалавр) – в органах власти учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм согласно профильного направления.

 

1.1.Сроки прохождения, продолжительность и место практики, назначение руководителя оформляется приказом по Факультету ИММ в установленном порядке (не менее чем за 2 недели до начала практики).

1.2. Руководство учебной практикой осуществляется преподавателями кафедры ФИММ «Финансы и страхование» и иным должностным лицом деканата, с принимающей стороны сотрудником организации, в которой студент проходит практику.

 

Цели и задачи

Цель практики – закрепление, углубление и расширение теоретических знаний по изученным дисциплинам, ознакомление студентов с характером и особенностями их будущей профессии. Систематизация полученных знаний в вузе. Выработка практических навыков, способностей и умений. Сбор и обработка информации. Знакомство с экономическими показателями предприятия.

Задачи учебной практики:

· ознакомление с мероприятиями, направленными на обеспечение безопасности, охраны труда

· ознакомление с используемыми информационными системами, пакетами прикладных программ на предприятии (организации);

· ознакомление со структурой управления соответствующего предприятия, вопросами материально-технического снабжения, а также задачами по дальнейшему совершенствованию производства пакета услуг и повышению производительности труда;

· подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных дисциплин.

Содержание программы учебной практики

Во время практики студент выполняет под руководством работника предприятия задания, которые относятся к кругу должностных обязанностей последнего. Выполнению заданий может быть посвящено до 50 % времени студента. В оставшееся время необходимо собрать данные для отчета.

Практика состоит из ряда этапов.

1. Знакомство с базовым предприятием и основными направлениями его деятельности, структурой и ее хозяйственными и финансовыми связями. Предполагает сбор и анализ информации о:

Ø организационно-правовой форме, времени, причинах и условиях создания организации;

Ø основных видах и масштабах деятельности;

Ø организационной и производственной структуре предприятия.

рекомендуется использовать по возможности Устав организации, положения об отделах, подразделениях, должностные инструкции.

2. Знакомство с организационной структурой компании, организации;

Ø представить схему, отражающую иерархическую взаимосвязь отделов, структурных подразделений, филиалов, отделов и должностных лиц.

3.Использование данных СМИ, маркетинговых исследований, отделов и подразделений организации.

4. Ознакомиться с формами статистической отчетности, которые составляются на предприятии.

5. Рассмотреть структуру аппарата бухгалтерии. Ознакомиться с введением бухгалтерского учета на предприятии

Изучение и анализ указанных вопросов необходимо проводить за несколько периодов деятельности предприятия (2-3 года). Очень важно использовать наглядный материал в отчете по практике.

Для того чтобы решить задачи практики и достичь результатов студент должен соблюдать график прохождения практики (таблица 1).

Таблица 1

Продолжительность и примерный график прохождения практики

Изучаемые вопросы, выполняемая работа Продолжительность в днях
1. Инструктаж по технике безопасности, оформление пропусков общее знакомство с предприятием , ее организационной структурой, видами деятельности 1-2
2. Выполнение программы практики и всех видов занятий по профилю подготовки на рабочих местах В течение всего срока практики
3. Сбор исходной информации для выполнения курсовых работ, рефератов по дисциплинам предусмотренных в третьем, четвертом семестре (второй год):
  • Финансы
  • Макроэкономика,
  • Статистика,
  • Страховое право,
  • Информационные системы в экономике
4. Оформление отчета, отзыв руководителя практики со стороны организации (подготовка необходимой документации)
5. Сдача зачета (отчета)

 

6.6. Продолжительность рабочего дня для студентов при прохождении практики составляет для студентов в возрасте от16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст.43 КЗоТ РФ), в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст.42 КЗоТ РФ).

6.7. Необходимость ликвидации академических задолженностей за семестр не освобождает студента от установленного временного регламента прохождения практики на предприятии или организации и от обязательного исполнения правил и норм внутреннего трудового распорядка предприятия или организации.

СТУДЕНЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПРАКТИКИ

 

Подготовка студентов к прохождению практики основана на реализации мероприятий организационного методического характера, создающих основу для достижения заданных показателей качества практики в целом (табл.1).

Таблица 1

Мероприятия по подготовке студентов к учебной практике

 

Содержание мероприятия по подготовке к учебной практике Форма мероприятия   Цель мероприятия   Время проведения Исполнитель  
Объявление о начале адресного комплектования Студенческих групп с привязкой к базам практики Аудиторное и Визуальное объявление Активизация процедуры выявления интересов студентов к местам прохождения практики, составление реестра баз практики За два месяца до начала практики Руководитель практики от деканата
Работа по учету Пожеланий студентов по поводу мест прохождения практики Собеседование и консультации   Устранение рисков ущемления прав студентов и психологического отчуждения, вызванного административными обстоятельствами За два месяца до начала практики Ответственный за практику на кафедре,  
Работа по сбору сведений о профессиональной квалификации студентов, ограничениях по возрастному цензу и других данных Личные встречи со студентами   Подготовка сведений для верстки проекта приказа о практике   За один месяц до начала практики   Руководители практики  

 

 

ОБЯЗАННОСТИ ФАКУЛЬТЕТА ВО ВРЕМЯ

ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

 

Практика в организациях осуществляется на основе заключенных договоров на проведение практики между ФИММ и органами власти, предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные органы власти, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов университета.

Подготовка проектов документов для заключения договоров с организациями и предприятиями по базам практик готовит деканат ФИММ. Договора о сотрудничестве, а также договора, имеющие финансовые обязательства, подписываются директором ФИММ и принимающей стороной в двухстороннем порядке. Договора должны быть заключены не менее чем за месяц до начала практики.

.Направление (приложение 1) на практику оформляется не позднее чем за 1 неделю до начала практики, которое, позднее, с проставленными отметками о прохождении практики, прилагается к отчету.

Факультет обязуется предоставить рабочую программу практики руководителю практики от предприятия в распечатанном виде для ознакомления структуры содержания.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОБРАНИЕ СТУДЕНТОВ

ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПРАКТИКИ

 

Перед началом практики руководителем практики от деканата (иным уполномоченным должностным лицом деканата) проводится организационное собрание со студентами, направленными на практику.

В необходимых случаях на собрание приглашается директор факультета.

Сроки проведения организационного собрания должны быть заранее определены и согласованы с директором ФИММ.

На собрании должны присутствовать все студенты. Студенты должны иметь при себе паспорт, фотографии для пропусков, а в необходимых случаях справку о прививках.

 

На собрании необходимо:

6.1. Информировать студентов о сроках практики, представить непосредственного руководителя. Руководитель практики должен объявить время и место сбора студентов на предприятии, сообщить маршрут следования до предприятия, фамилии и телефоны должностных лиц, занимающихся практикой.

6.2. Ознакомить студентов с программой практики, выделить главные вопросы практики и разъяснить особенности организации работы на предприятии, на котором студент будет проходить практику (пропускной режим, распорядок дня, распределение по рабочим местам и т. д). Необходимо также разъяснить порядок решения возникших во время практики вопросов.

6.3. Обратить внимание студентов на необходимость прохождения

инструктажа по технике безопасности, выполнения требований внутреннего распорядка на базах практики.

6.4. Выдать студентам дневники (образцы), направления на практику, ознакомить с требованиями по ведению дневника.

6.5. Информировать студентов о сроках сдачи зачета (отчета) по практике, о проведении аттестации!

6.6. Подробно остановиться на требованиях к оформлению отчета по практике и сроках представления отчета в деканат руководителю практики.

6.7. Назначить старших групп студентов и возложить на них обязанности помощника руководителя практики. Выдать старшим групп программу практики ФИММ и дать рекомендации по работе с программой .

 

ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ

ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

7.1. Прибыть на практику в установленные приказом директором ФИММ сроки, имея при себе паспорт, студенческий билет, задание практики, дневник с индивидуальным заданием, необходимые допуски и разрешения, а также документы, предусмотренные договором о проведении практики.

7.2. Полностью выполнять задания, предусмотренные программой

практики.

7.3. Строго выполнять правила охраны труда, техники безопасности.

7.4. Подчиняться действующим на предприятии, в учреждении правилам внутреннего трудового распорядка.

7.5. Вести дневник по установленной форме, в который записывать

необходимые материалы для отчета по практике.

7.6. Представить руководителю практики от деканата ФИММ письменный отчет о выполнении всех заданий, подписанный руководителем практики от предприятия дневник и сдать зачет по практике. Для оформления отчета студенту выделяется 2-3 дня в конце практики.

 

Нести ответственность за выполнение работы;

7.7. В течение практики студент должен вести дневник. Дневник является основой текущего контроля прохождения практики, в нем он ежедневно указывает, где именно он работал, какие поручения и функции выполнял, какую информацию собирал. Дневник регулярно поверяется руководителем практики на предприятии. Форма дневника приведена в приложении № 2.

7.8. По окончании практики осуществляется защита отчета по практике, отчет оценивается по системе: зачтено / не зачтено. В случае отрицательной оценки корректировка отчета допускается в двух недельный срок с момента возврата студенту. Оценка (зачет\незачет) по практике приравнивается к оценке (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. Оценка за практику выставляется в ведомость и заносится в зачетную книжку за подписью руководителя практики от деканата.

7.9.Студент, не выполнивший программу практики по уважительной причине, может быть направлен на практику повторно в свободное от учебы время (место\база прохождения практики определяется по усмотрению деканата).

7.10.Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины, получившие отрицательный отзыв или получившие неудовлетворительную оценку (незачет), могут быть отчислены из института (с ФИММ) как не ликвидировавшие академическую задолженность в установленном порядке в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ФИММ.

7.11.Если студент не находит предприятие как базу практики, его руководитель по практике со стороны ФИММ определяет место прохождение практики и выдает задание.

 

 

Таблица 2

Основные итоги деятельности предприятия

Показатели Абсолютный прирост Темп роста
Объем продукции 993,0 17,2 1,0542
Балансовая прибыль 78,3 143,4 16,8 1,2372

Наряду с материалом, оформленным в виде таблиц, для большей наглядности, данные можно представлять в виде рисунков. Нумерация рисунков (также как и таблиц) допускается сквозная по всему отчету, так и отдельно по разделам. Например, рис. 1.4. (первый раздел, четвертый рисунок). Но при этом необходимо помнить, что в отчете должен быть использован один принцип нумерации таблиц и рисунков. Название рисунка в отличие от заголовка таблицы располагают под рисунком по центру.

 

Отчет должен быть аккуратно оформлен и скреплен со стороны левого поля документа и представлен руководителю практики не позднее 25 июля 2012 года.

 

Защита отчетов по практике.

 

При наличии отчетной документации, после рассмотрения ее руководителями практики от предприятия и от ФИММ студент допускается к защите отчета. Защита проходит с оценкой по стобальной системе на основе ответов студента, качества представленных отчетных материалов, отзыва руководителя практики от предприятия.

Непредставление студентами отчетов в установленные учебным графиком сроки рассматривается как нарушение учебной дисциплины со всеми следующими из этого факта административными санкциями в отношении студента.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ОТЗЫВ

Приложение № 1

(образец направления согласно требования РАНХиГС)

 

 

Руководителю (директору и т.д.)

______________________________

(указывается наименование организации)

__________________________________

__________________________________

(Ф.И.О.)

Уважаемый _____________________________________ !

 

В соответствии с договором о _________________________________________

(наименование договора)

_______________________________________________________________________________

от «_____» ____________ 20 ____ г. №_______ направляем Вам для прохождения

 

___________________________________________ практики в структурных подразделениях

(вид практики)

Вашей организации следующих студентов ________ курса __________________формы

 

обучения по направлению подготовке (специальности)______________________________

 

______________________________________________________________________________:

 

1. ____________________________________

(Ф.И.О. студента в именительном падеже)

2. ____________________________________

 

3…____________________________________

 

Просим Вас обеспечить руководство практикой студентов и оказать содействие в сборе необходимого информационного материала.

По окончании практики просим представить на каждого студента отзыв о его работе в период прохождения практики.

 

Декан факультета __________________

 


Приложение N 5

 

Отзыв руководителя о (практике) студента ФИММ

 

Уважаемый господин(жа) ________________________________________

 

РАНХиГС ФИММ благодарит Вас за помощь в подготовке квалифицированных специалистов, надеется на дальнейшее сотрудничество и просит отнестись с пониманием к возможному телефонному звонку из Академии для уточнения обстоятельств прошедшей стажировки (практики) студента ФИММ_____________________________________________________________________.

 

Просим Вас как руководителя стажировки (практики) написать отзыв о работе студента в Вашей организации, ответив на следующие вопросы (отметить галочкой нужные варианты ответа):

 

1. Какие работы были поручены студенту в начале (практики)?

- Разовые задания и поручения

- Дублирование функций под контролем основного работника

- Самостоятельное выполнение должностных обязанностей

 

2. Какие работы выполнял студент к концу (практики)?

- Разовые задания и поручения

- Дублирование функций под контролем основного работника

- Самостоятельное выполнение должностных обязанностей

- Была поручена сложная специальная работа

- Разрешено реализовать собственные предложения по совершенствованию работы

 

3. Каким образом студент влился и работал в коллективе?

- Легко, без затруднений

- Рабочие конфликты не превращались в коммунальные

- С трудом устанавливал отношения

 

4. Как вы оцениваете подготовленность студента?

- Быстро и основательно осваивает новые обязанности

- Осваивает работы, советуясь с опытными работниками

- Осваивает работу только под контролем

 

5. Какова инициатива и самостоятельность, проявленная студентом?

- Выполнял обязанности под жестким контролем

- Аккуратно и ответственно выполнял порученные работы

- Самостоятельно стремился освоить дополнительные работы сверх порученных

- Стремился понять назначение и функции отдела в организации

 

6. Какие работы вы бы поручили студенту, если бы в отделе была вакансия?

- Не взял бы на работу

- Поручил бы выполнение технических работ

- Взял бы на существующее штатное место

- Поручил бы новые, нужные отделу функции

 

М.П. ______________ Подпись руководителя (практики) от организации

"__" _______ 20__ г.

Должность ________________________________Контактный телефон ____________


 

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Введение
1.Основные положения
2.Цели и задачи
3.Содержание программы
4. Студенческая подготовка перед началом практики
5.Обязанности факультета во время прохождения практики
6.Организационное собрание студентов перед началом практики
7.Обязанности студентов во время прохождения практики
8.Подведение итогов практики и отчетность
9.Защита отчетов по практике
Приложение № 3
Приложение № 2
Приложение № 4
Приложение № 1
Приложение № 5

 

Разработано Учебным отделом Факультета «Институт менеджмента и маркетинга»:

 

  • согласно Положению о практике студентов ФГБОУ ВПО РАНХиГС ФИММ № 1 от 20.03.12 г,
  • на основании Закона РФ от 10.07 1992 г № 3266-1 «Об образовании»,
  • Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,
  • Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ,
  • ФГОС ВПО третьего поколения 080100 экономика

 

 

Методические рекомендации

Составители: Милешина Ольга Юрьевна

Успенская Ольга Сергеевна

 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА 119574, Москва, Проспект Вернадского,д.82., Тел.: 434-25-14 www.hsimm.ru  

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при Президенте Российской Федерации

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...