Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Английский артикль в речевых ситуациях.

Английский артикль в речевых ситуациях.

Волкова Е.А.

 

ВОЛКОВА. АНГЛИ

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

СМЫСЛОВАЯ РАЗНОПЛАНОВОСТЬ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО И НУЛЕВОГО АРТИКЛЕЙ

§ 4. СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО И НУЛЕВОГО АРТИКЛЕЙ (Продолжение)

ФАКТОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ В РЕЧИ

§ 6. ФАКТОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ В РЕЧИ (Продолжение)

РОЛЬ АРТИКЛЯ В ПРОЦЕССЕ ГОВОРЕНИЯ И СЛУШАНИЯ (ВОСПРИЯТИЯ ЧУЖОЙ РЕЧИ)

ЙСКИЕ АРТИКЛИ

Предисловие

Настоящее пособие предназначено для учителей средней школы. Оно должно способствовать сознательному закреплению в развитию навыков употребления артикля в речи, а также помочь систематизировать знания учителей в данной области английской грамматики.

В пособии реализуется коммуникативно-практический подход к толкованию английского артикля. Все много-образие случаев употребления и неупотребления (нулевое употребление) артикля, обычно перечисляемое в английских практических грамматиках, сводится к тринадцати типам ситуаций с более или менее четко выраженными ориентировочными признаками по каждому иа типов. Таким образом, пособие нацеливает на необходимость постоянного учета конкретных ситуативных условий речи при употреблении артикля. Речевые ситуации в пособии моделируются различными средствами: языковыми (контекстуально или описательно с помощью родного языка) и наглядно (с помощью иллюстраций).

Пособие является частично программированным. Все упражнения снабжены ключами, которые помещены непосредственно после заданий. Осуществлению постоянной обратной связи в процессе работы служат также и ориентировочные карточки, которые составляются по каждому типу ситуаций занимающимися по данному пособию.

Пособие состоит из двух разделов: введения и практической части.

Введение включает в себя ряд теоретических вопросов, связанных с общей характеристикой системы английского артикля, функциями артикля в речи, факторами, регулирующими его употребление, и способами оценки этих факторов в процессе общения.

Цель данного раздела заключается в создании определенной ориентации на те теоретические принципы, которые положены в основу практической части пособия.

Практическая часть - основной раздел пособия. Он посвящен раскрытию типовых ситуаций употребления каждого из трех артиклей (определенного, неопределенного, нулевого) и содержит упражнения на распознавание ориентировочных признаков всех выделенных типов ситуаций и оформление имен существительных артиклем с учетом конкретных ситуативных признаков. Раздел содержит также обзорно-тренировочный материал и контрольные задания.

Разработанная автором пособия система обучения ар тиклю частично используется в упражнениях учебников английского языка для V--Х классов средней школы ав торов А. П. Старкова и Р. Р. Диксона. Пособие знакомит учителя с этой системой в целом. Это позволит учителю более целенаправленно применять ее в работе с учащимися.

ВВЕДЕНИЕ

Система английских артиклей включает определенный (the), неопределенный (a, an) и нулевой (-) артикли.

Исторически определенный артикль восходит к указательному местоимению that, неопределенный - к числительному one. Нулевой артикль стал восприниматься как таковой на фоне определенного и неопределенного благодаря тому, что в ходе развития английского языка отсутствие артиклей, так же как и их наличие, приобрело определенную значимость. Историческая природа артиклей довольно отчетливо прослеживается и на современном уровне развития английского языка: определенный артикль может употребляться в качестве синонима указательных местоимений this и that, а неопределенный артикль в ряде случаев выступает в значении числительного one и никогда не употребляется перед именами существительными во множественном числе.

Артикли оформляют имена существительные, поэтому рассматривать их необходимо в тесной связи.

Ситуация 1.

· а) Вчера мы купили новый стол. Сегодня я села за него к вижу, что ом не удобен для письма. Я говорю: «Стал не удобен для письма».

· б) Староста напоминает дежурному: «Сегодня твоя очередь мыть столы».

В данных двух ситуациях слово «стол» в форме единственного в множественного числа употребляется говорящем в конкретно-назывном смысле, т. е. находится в конкретной соотнесенности с обозначаемым им объектом. В ситуации а) оно обозначает наличный предмет, в ситуации б) - предметы, известные собеседникам благодаря общности их опыта.

Ситуация 2.

· а) Вам дали отдельную комнату для работы. В ней нет абсолютно никакой мебели. Вас спрашивают, что вам нужно. Вы отвечаете: «Прежде всего мне необходим стол».

· б) Учащийся сообщает своим родителям: «В следующем году у нас в классе вместо парт поставят столы».

Здесь слово «стол» в форме единственного и множественного числа употребляется в общеназывном смысле, т. е. называет объекты как таковые, без указания на что-то конкретное или однозначно выделенное.

Вывод.

Анализ смысловой стороны имен существительных показывает, что последние обладают потенциальной смысловой разноплановостью, т. е. могут употребляться в речи в различного рода соотнесенности с называемыми объектами. Потенциальная смысловая разноплановость имен существительных раскрывается при употреблении их в различных ситуативных условиях.

В процессе речи имена существительные могут употребляться:

· 1) в конкретно-назывном смысле, т. е. в конкретной соотнесенности с называемым объектом, обозначая наличный, однозначно выделенный или известный собеседникам в силу тех или иных обстоятельств объект (объекты);

· 2) в общеназывном (неконкретном) смысле, т. е. для называния объекта (объектов) как такового (таковых), вне соотнесенности с чем-то известным или однозначно выделенным.

Проверьте, как вы усвоили материал первого параграфа.

Задание. Определите, в каком смысле (конкретно-назывном или общеназывном) употребляются выделенные имена существительные в приведенных ниже ситуациях.

А.

Ситуация 1. Вы останавливаетесь перед раскидистым деревом и замечаете: «Посмотри на дуб. Ему, навервоо, очень много лет».

Ситуация 2. Вы решаете вопрос о том, какое дерево лучше посадить во дворе. Кто-то предлагает: «Давайте посадим дуб: он дает много тени».

Ситуация 3. В письме вы сообщаете своему другу: «Наш парк преобразился: там посадили много новых деревьев. В основном -- это дубы и липы (а)». «Дубы (б), которые мы сажали в парке, уже выросли. Парк преобразился».

· 1. В конкретно-назывном.

· 2. В общеназывной.

· 3. (а) В общеназывном. (б) В конкретно-назывном.

Б.

Ситуация 1. Мы сидим с вами на лекции. Когда вы пишете, у вас скрипит перо. Мне это надоедает. Я говорю: «Смени, пожалуйста, перо. Оно действует мне на нервы».

Ситуация 2.У меня сломалось перо. Я обращаюсь к учащимся: «Ребята, кто мне может одолжить перо (а)?» -- «Спросите у Белова. Он всегда носит с собой запасные перья (б)».

· 1. В конкретно-назывном.

· 2. (а) В Общеназывном. (б) То же.

В.

Ситуация 1. Я пришла к вам и спрашиваю: «Не можете ли вы одолжить конверт? Мне надо срочно отослать письмо, а почта закрыта».

Ситуация 2. К вам пришла приятельница в новом плаще. Вы спрашиваете ее: «Где ты купила плащ (а)? Мне тоже очень нужен плащ (б), но я не могу найти ничего подходящего». - «Сходи в магазин на улице Мира, там сегодня продают красивые плащи (в)».

Ситуация 3.Девочка ищет вашу сестру. Вы говорите ей: «Посмотри во дворе. Она, по-видимому, играет там с детьми».

Ситуация 4.Учительница вошла в класс и, увидев, что там сидят только девочки, спросила: «А где же мальчики?»

· 1. В общеназывном.

· 2. а) В конкретно-назывном. б) В общеназывном. в) То же.

· 3. В конкретно-назывном.

· 4. В конкретно-назывном.

СМЫСЛОВАЯ РАЗНОПЛАНОВОСТЬ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Посмотрим теперь, как указанная выше потенциальная смысловая разноплановость имен существительных проявляется в английском языке.

Разберем несколько ситуаций со словом table.

Ситуация 1.Стол, за которым вы работаете, стоит посередине комнаты. Там темно. Вы хотите передвинуть его поближе к окну и просите находящегося в комнате человека помочь вам: "Will you help me to move the table to the window?"

Здесь слово table находится в конкретной соотнесенности с называемым объектом, т. е. обозначает тот стол, за которым вы работаете. Таким образом, в данной речевой ситуации слово table употребляется в конкретно-назывном смысле.

Ситуация 2.Ваша сестра готовится к экзаменам вместе с друзьями у вас в комнате, но к вам пришли гости. Вы предлагаете им перейти в спальню. Одна из девочек спрашивает вашу сестру по-английски: "Is there a table in the bedroom?" В данном случае слово table употреблено в общеназывном смысле - им назван объект как таковой, как отдельный представитель класса, вне конкретной соотнесенности.

Ситуация 3.Учительница дает наставления своим учащимся: "Keep your classroom in order, don't write on the tables, see to it that there is always a good piece of chalk and a wet duster by the blackboard."

В данной ситуации существительное table в форме множественного числа употребляется в конкретно-назывном смысле -- для обозначения столов, находящихся в классной комнате.

В данной ситуации существительное table в форме множествен- ного числа употребляется в конкретно-назывном смысле -- для обозначения столов, находящихся в классной комнате.

Ситуация 4: Вернувшись домой из школы, ребенок сообщает своим родителям: "They have taken the old desks away from our laboratory and put in newtables instead."

Здесь имя существительное table в форме множественного чис- ла употребляется говорящим в общеназывном смысле -- для на- зывания объектов как таковых, как представителей класса. Слово tables в данном случае не соотносится с конкретными столами, которые теперь стоят в лаборатории, а обозначает тот класс предметов, к которому они относятся.

Выполните несколько заданий, требующих определения смысловой направленности имен существительных в различных ситуациях речи.

Задание I. Определите смысл выделенных имен существительных в приве- денных ниже ситуациях.

Ситуация 1. Чтобы привлечь внимание учащихся к тому, что написано на доске, учитель говорит: "Look atthe blackboard,please."

Ситуация 2. Вашу группу попросили перейти заниматься в одну из лабораторий. Староста спрашивает; "Is therea black- board in the laboratory?"

Ситуация З. Вы пришли в детсад в середине рабочего дня, чтобы забрать свою сестру. Вам ответили: "You can't take your sister home untilthe children get up. They are having a rest now."

Ситуация 4.

"What do you want to be, Mike?"

"I'd like to be a teacher."

"Why?"

"I'm fond ofchildren."

Ситуация 5. К вам подбегает мальчик с газетами и спраши- вает;

a) "Will you buya newspaper, please?"

6) "Will you buy one ofthe newspapers, please?"

Ситуация 6. Вы отобрали несколько книг, но у вас не ока- залось достаточно денег, чтобы заплатить за них, вы обращаетесь к продавцу: "Can you keepthe books for me till tomorrow?"

Ситуация 7. У вас вчера был день рождения. Вы рассказы- ваете, что вам подарили родители:."My father gave mea fountain- pen and my mother bought mea bag."

Ситуация 8. Вы видите, что у вашего сына новая авторучка, и спрашиваете: "Where did you getthe fountain-pen?"

1. Конкретно-назывной.

2. Общеназывной.

3. Конкретно-назывной.

4. Общеназывной.

5. а) Общеназывной. б) Конкретно-назывной.

6. Конкретно-назывной.

7. Общеназывной.

8. Конкретно-назывной.

ЗаданиеII. Просмотрите приведенные выше серии ситуаций еще раз и ска- жите, какпе формальные показатели, которые меняются при изменении смыс- ловой направленности имен существительных в различных ситуациях, харак- теризуют пмепа существительные в английском языке. (Ключ дается ниже.)

| Такими показателями являются артикли.

Вывод. Имена существительные в английском языке, так же как и в русском, характеризуются потенциальной смысловой раз- ноплановостью, т. е. обладают способностью употребляться в речи в различных смыслах -- находиться в различного рода соотне- сенности с называемым объектом.

В русском языке потенциальная смысловая разноплановость имен существительных не имеет какого-либо формального признака. В английском же она передается в речи с помощью специальных слов -- артиклей, каждым из которых является показателем стро- го определенной смысловой направленности употребленных в речи имен существительных.

Определенный артикль указывает на употребление имени существительного в конкретно-назывном смысле, что предпола- гает конкретную соотнесенность имени существительного с назы- ваемым объектом. Такое имя существительное может обозначать наличный, однозначно выделенный или известный собеседникам в силу тех или иных обстоятельств объект (группу объектов).

Неопределенный и нулевой артикли являются показателями употребления имен существительных в общеназывном смысле. Такие имена существительные употребляются вне соотнесенности с чем-либо конкретно данным, особым образом выделенным или известным собеседникам благодаря общности их прошлого опыта.

' Функция английских артиклей, таким образом, заключается в указании на смысловую направленность имен существительных в процессе речи, которая определяется характе- ром соотнесенности имен существительных с называемыми объектами.

Задание. Ответьте письменно на следующие вопросы.

1. Что является формальным показателем смысловой направленности имен существительных в английском языке?

2. Какой артикль указывает на употребление имени существительного: а) в конкретно-назывном смысле? б) в общеназывном смысле?

3. Что включается в понятие конкретно-назывного и общеназывного смысла?

4. Какова функция английских артиклей в речи?

Задание I.

coal

Задание II.

meat -- a piece (slice, joint) of meat

sugar -- a lump (packet) of sugar

soap --a brick (cake, piece) of soap

ink -- a bottle of ink

chalk --a piece of chalk

bread -- a loaf (piece) of bread

coal -- a coal, a shovelful (bucket, sack) of coal

Задание III. Употребите артикли в следующих высказываниях, исходя из данных ситуаций речи.

Ситуация 1. Вы несете букет цветов. К вам подбегает де вочка и говорит: "Will you give me ... flower, please?"

Ситуация 2. Вы пришли со своим братом в сад поработать. Решив начать с полива цветов, вы говорите: "First we shall water ... flowers (a) and then pick ... fruit (b)."

Ситуация З. Доктор говорит своему больному: "Fresh air and a lot of ... fruit (a) and ... vegetables (b), that is what you need now."

Ситуация 4. Вы предлагаете своему спутнику найти речку, в которой купались во время прошлого турпохода: "Let's find ... river."

Ситуация 5. Вам очень хочется искупаться, вы предлагаете своему спутнику поискать где-нибудь поблизости речку: "Let's find ... river."

Ситуация в. Получив шоколадку, ребенок перестал плакать. Мать замечает, что он очень любит шоколад: "The boy is very fond of ... chocolate."

Ситуация 7. Ребенок тянется к коробке с шоколадом. Вы объясняете это тем, что он хочет шоколадку: "The boy wants ... chocolate."

Ситуация 8. Когда вы отобрали у ребенка шоколад, он запла кал. Вы говорите, что он хочет получить его обратно: "Не wants ... chocolate back."

| 1. а 2. (a) the; (b) the 3. (a) --; (b) -- 4. the 5. a | 6.---7. a 8. the

Задание IV. Ответьте письменно на следующие вопросы.

1. Какие факторы необходимо учитывать при употреблении английских артиклей в речи?

2. Что входит в понятие каждого из факторов?

3. При употреблении каких артиклей учитывается внешняя структура называемых объектов и их числовая характеристика?

Английский артикль в речевых ситуациях.

Волкова Е.А.

 

ВОЛКОВА. АНГЛИ

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...