Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО И НУЛЕВОГО АРТИКЛЕЙ

Английские артикли, как сказано в предыдущем параграфе, указывают ва различную смысловую направленность употреблен- ных в речи имен существительных.

Определенный артикль показывает, что оформленноеим имя существительное употребляется говорящим в конкретно-назывном смысле, т. е. обозначает конкретно данный, находящийся в поле зрения собеседников или известный им в силу тех или иных об- стоятельств объект (группу объектов).

Неопределенный и нулевой артикли являются показателями употребления оформленных ими существительных в общеназыв- ном смысле -- для обозначения объекта (объектов) как такового (таковых), вне соотнесенности с чем-либо конкретно данным или однозначно выделенным.

Из сказанного следует, что неопределенный и нулевой артикли по своим смыслоразличительным функциям противостоят опре- деленному артиклю. Противопоставление это можно представить графически следующим образом:

где the -- определенный артикль, a (an) -- неопределенный (--) -- нулевой. Знак <-> указывает на наличие смыслового про тивопоставления между артиклями. На чем основывается раагра ничение их функций?

Неопределенный артикль употребляется перед именами суще ствительными в единственном числе (boy, story) при условии, что они могут в аналогичных ситуациях выступать в форме множест венного числа, т. е. являются исчисляемыми; нулевой -- перед именами существительными исчисляемыми во множественном чис- ле (boys, stories) и существительными неисчисляемыми (bread, friendship).

Смысловое различие между неопределенным в нулевым артик- лями, таким образом, заключается в том, что они указывают на различный характер внешней структуры называемого объекта и его числовую характеристику. Первый из них показывает, что оформленное им имя существительное обозначает объект, пред- ставленный членимой единицей на фоне класса, а второй подчер- кивает, что называемый именем объект не представлен таким образом, т. е. либо он выступает в виде неопределенного множества (boys, stories), либо является нечленимым по своей природе (bread, friendship).

Проиллюстрируем это несколькими примерами.

Ситуация I. Разговорпроисходит на почте:

"May I havean envelope anda poet-card, please?"

"Here youare."

Существительные envelope и post-cardназывают здесь отдель ные объекты на фоне класса, что и обусловливает оформлениеихнеопределенным артиклем.

Ситуация 2.

"What is this stand for?"

"They sell books and newspapers here."

Нулевой артикль перед существительными books и newspapers в данной ситуации объясняется тем, что они обозначают неопреде ленное множество объектов.

Ситуация 3. Находясь в магазине, вы обращаетесь к од ному из посетителей; "Can you tell me where they sell glue here?"

Наличие нулевого артикля перед существительным glueобусловлено тем, что оно употреблено здесь для обозначения нечленимого по своей природе объекта.

Имена существительные в английском языке, как и в любом другом, многозначны. Поэтому очень часто одно и то же существи тельное может обозначать разливные по внешней структуре объекты, как например:

stone (природный материал)

a stone (отдельный предмет)

brick (строительный материал)

a brick (отдельный предмет)

oak (строительный материал)

an oak (отдельное дерево)

egg (вещество)

an egg (отдельный предмет , light (физическое явление)

a light (отдельный предмет)

ice-cream (вещество)

an ice-cream (отдельная порция)

и т. д.

В таких случаях одно и то же существительное может быть употреблено как с неопределенным, так и с нулевым артиклем, но значение его форм при этом различно. При наличии неопреде ленного артикля оно обозначает отдельный объект на фоне класса, при его отсутствии -- объект, нечленимый по своей внешней струк туре (вещество, материал, общее понятие).

Вывод. Неопределенный артикль употребляется перед име нами существительными исчисляемыми в единственном числе. Он показывает, что оформленное им существительное обозначает объект, представленный членимой единицей на фоне класса.

Нулевой артикль употребляется перед именами существитель ными исчисляемыми во множественном числе и неисчисляемыми

(не имеющими категории числа). Он показывает, что оформленное им существительное обозначает объект, не представленный от дельной единицейна фоне класса.

В соответствии с изложенным, схему смысловых противопоставлений английских артиклей можно представить следующим образом;

Схема показывает, что определенный артикль the противостоит неопределенному и нулевому артиклям a (an), (--), а артикли a (an), (--) в свою очередь противостоят друг другу.

Выполните несколько заданий.

Задание I. Укажите номера ситуаций, в которых выделенные существитель ные оформляются неопределенным артиклем, если эти ситуации изложить на английском языке.

Ситуация 1. Вы обращаетесь к своему брату, который идет в библиотеку: «Принеси мне, пожалуйста,английский словарь (а)». -- «Я не думаю, что в нашей библиотеке естьсловари (б)»,-- отве чает он.

Ситуация 2. На вопрос по телефону о том, что делает ваша се стра, вы ответили: «Она читаеткнигу».

Ситуация 3. Говоря об увлечениях своих воспитанников, учительница заметила: «Они очень любят, когда им читают книги».

Ситуация 4. На столе стоит тарелка с пирожными. Обраща ясь к матери, вы говорите: «Можно мне взятьпирожное,мама?»

Ситуация 5. У киоска «Воды -- соки» вас спросили, что вы будете пить. «Я, пожалуй, возьмутоматный сок»,-- ответи ли вы.

Ситуация 6. Проходя мимо строительной площадки, вы заинтересовались, из чего изготовляют строительныеблоки.«Изцемента и камня, надо полагать»,-- заметила ваша спут ница.

Ситуация 7. «Мама, купи мнемороженое, пожалуйста»,- просит девочка у своей матери.

Ситуация 8. При выходе из магазина у вас спросили: «Есть ли тамапельсины?»

| 1- (а), 2, 4, 7

Задание II.Укажите номера ситуации, в которых выделенные существи тельные оформляются нулевым артиклем, если эти ситуации изложить «а английском языке.

Ситуация 1. Вы спрашиваете у одного из своих знакомых:

«Где можно купить хорошиелыжи?»

Ситуация 2. На вопрос, почему вы задержались, вы ответили:

«В «Спартаке» идет новыйанглийский фильм. Я ходила его смот- реть».

Ситуация 3. Вы обращаетесь к своему гостю: «Вы пьете черный кофе (а)?» -- «Да, и безсахара (б)»,-- отвечает он.

Ситуация 4. Вас попросили повесить картину. Вы говорите:

«Дайте мнемолоток и большой гвоздь, пожалуйста».

Ситуация 5. Конферансье объявляет: «Сейчас будет испол- ненарусская народная песня».

Ситуация 6. Вы привезли из магазина новый сервант. Ваш сосед интересуется, из чего он сделан. «По-моему, этокрасноедерево», -- отвечаете вы.

Задание III. Передайте прямую речь в приведенных ниже ситуациях по- английски, употребив выделенные существительные.

Ситуация 1. Расхваливая мой новый костюм, вы замечаете:

«Непохоже, что этохлопок, можно подумать, что он сделан из шерсти».

Ситуация 2. Вы гуляете с сестрой в парке. На ее прось- бу купить мороженое, вы отвечаете: «Здесь не продаютморо- женое».

Ситуация 3. К вам подходит продавщица с мороженым. Вы обращаетесь к своей спутнице: «Хочешь, я куплю тебемороженое?»Ситуация 4.

-- Что ты будешь есть на завтрак?

-- Я, пожалуй, обойдусьвареным яйцом и чашкой кофе.Ситуация 5. Малыш только что позавтракал. Вы говорите ему: «Иди умойся, а то у тебя все лицо в яйце».

Ситуация 6. Остановившись у книжного киоска, вы говорите своему спутнику: «Подожди, я куплюгазету».

1. It doesn't look likecotton, you'd think that it's made ofwool.

2. They don't sellice-cream here.

3. Do you want me to buy youan ice-cream?

4. I think I'll do witha boiled egg anda cup of coffee.

5. Go and wash yourself, there'segg all over your face.

6. Wait a little, I'll buya newspaper.

§ 4. СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО И НУЛЕВОГО АРТИКЛЕЙ (Продолжение)

В предыдущем параграфе были рассмотрены смыслоразличи тельные функции неопределенного и нулевого артиклей, которые заключаются в указании на различный характер внешней струк туры называемого существительным объекта и его количественную характеристику.

Неопределенный артикль показывает, что оформленное им существительное обозначает объект, представленный членимой еди ницей ва фоне класса (существительное здесь всегда употребляется в единственном числе!), а нулевой подчеркивает, что называемый говорящим объект не представлен таким образом (существитель ное здесь либо употребляется во множественном числе, либо не имеет категории числа вообще).

Говоря о смысловой разноплановости имен существительных, передаваемой в речи английскими артиклями, мы в дальнейшем соответственно будем пользоваться терминами:

1) конкретно-назывной смысл (при употреблении определенно го артикля);

2) общеназывной смысл:

а) с указанием на отдельное (при употреблении неопреде ленного артикля);

б) с указанием на общее (при употреблении нулевого ар тикля).

Вывод. Функция английских артиклей заключается в ука зании на смысловую направленность употребленных в процессе речи имен существительных, которая определяется характером соотнесенности имен существительных с называемым объектом, его внешней структурой и количественной характери стикой.

Определенный артикль показывает, что имя существи тельное употребляется говорящим в конкретно-назывном смысле, т. е. предполагает конкретную соотнесенность вмени су ществительного с называемым объектом (обозначает наличный, однозначно выделенный или известный собеседникам в силу тех или иных обстоятельств объект (группу объектов).

Неопределенный и нулевой артикли показывают, что оформленные ими существительные употребляются в общена зывном смысле, т. е. называют объекты как таковые, не выделяя их как нечто конкретно данное или однозначно выделенное. Не определенный артикль при этом подчеркивает, что называемый существительным объект представлен членимой единицей на фоне класса, а нулевой указывает, что он не представлен членимой единицей на фоне класса.

Задание I. Скажите, в какой смысле употребляются выделенные имена су ществительные в следующих ситуациях.

Ситуация 1.

"What do you want to buy?"

"I need a tie."

Ситуация 2. "Where is Lizzy?" "She is inthe bedroom."

Ситуация 3.

"What present would your sister like to getfrom me?"

"Buy hera doll (a).Giria (b) are alwaysfond ofdolls (c),"

Ситуация 4.

"Why aren't youeating the soup, Nelly?"

"It's too hot."

Ситуация 5.

"Do they selltextbooks in this shop?"

"I don't think they do."

Ситуация 6. "Let me havea pencil, please.Mine isbroken."

"Here you are."

Ситуация 7.

"I heard you've gota new flat (a), Jane?"

"Yes, with all modern conveniences:running water, gas and electricity (b)."

Ситуация 8.

"Who has moved into yourold flat?"

"The people who lived next door to us."

1. В общеназывном с указанием на отдельное,

2. В конкретно-назывном.

3. (а) В общеназывном с указанием на отдельное.

(b) В общеназывном с указанием на общее.

(c) То же.

4. В конкретно-назывном.

5. В общеназывном с указанием на общее.

6. В общеназывном с указанием на отдельное.

7. (а) В общеназывном с указанием на отдельное. (b) В общеназывном с указаниемна общее.

8. В конкретно-назывном.

Задание II. Ответьте письменнона вопросы и выполните следующие задания.

1. Что означает данная ниже схема?

2. В чем заключается смысловое различие между неопреде ленным и нулевым артиклями?

3. Разверните приведенную выше схему таким образом, чтобы она отражала смысловое противопоставление неопределенного и нулевого артиклей.

4. Определите функции английских артиклей в соответствии с даннойвами схемой.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...