Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 5. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.

Занятие 6. Когнитивное развитие подростка

Цель занятия:Расширить представления студентов о развитии познавательной сферы подростков. Раскрыть динамику развития ощущения, восприятия, памяти, внимания и воображения ребенка в сторону интеллектуализации

понятия:рефлексивность, интеллектуализация познавательных процессов.

Содержание темы:

1. Развитие психических процессов подростка (ощущения, восприятия, внимания, памяти) в направлении интеллектуализации.

2. Развитие воображения. Особенности воображения подростка.

3. Развитие речи как средства общения, познания и регулирования поведения подростка. Большая регулируемость и управляемость речи.

Базовый учебник

1. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см.

Список источников и литературы

2. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Хрестоматия : Для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. - М. : Академия, 2001. - 368 с. ; 22 см.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С.-Пб., 1997.

4. Алферов А. Д. Психология развития школьников [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Алферов А. Д. - Ростов н/Д : Феникс

5. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

6. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко СПб., 2000.

 

Занятие 7. Когнитивное развитие подростка

Цель занятия:Расширить представления студентов о развитии познавательной сферы подростков. Углубить понимание студентами основных закономерностей развития мышления в подростковом возрасте.

понятия:словесно-логическое, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, рефлексивность, интеллектуализация познавательных процессов.

Содержание темы:

1. Основные направления развития мышления подростка.

2. Осознание собственных интеллектуальных операций и способности управления ими.

3. Взаимодействие видов мышления в подростковом возрасте.

Базовый учебник

1.Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см.

Список источников и литературы

2. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Хрестоматия : Для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. - М. : Академия, 2001. - 368 с. ; 22 см.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С.-Пб., 1997.

4. Алферов А. Д. Психология развития школьников [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Алферов А. Д. - Ростов н/Д : Феникс

5. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2005. -992 с.

6. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко СПб., 2000.

 

ТЕМА 6. Новообразования подросткового возраста

Занятие 8.

Цель занятия: Обобщить и закрепить представления студентов о новообразованиях в подростковом возрасте.

Понятия:чувство взрослости, рефлексия, самосознание

Вопросы для обсуждения

1 Личностные новообразования в подростковом возрасте.

2 Чувство взрослости – основное новообразование личности подростка.

3 Новообразования в познавательной сфере подростка.

4 Новообразования в деятельности.

Базовый учебник

1. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см.

Список источников и литературы

1. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Хрестоматия : Для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. - М. : Академия, 2001. - 368 с. ; 22 см.

2. Алферов А. Д. Психология развития школьников [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Алферов А. Д. - Ростов н/Д : Феникс

3. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2005. -992 с.

4. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко СПб., 2000.

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

6. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

Формы и методы обучения

Традиционные технологии: лекции, семинарские занятия, индивидуальные консультации.

Неигровые технологии, технологии проблемного обучения: интерактивные лекции с использованием современных информационных средств, лекция-визуализация, выступление с докладом, сообщением по реферату,рецензирование студентами работ друг-друга

Игровые и имитационные технологии: ролевое моделирование,

Интерактивные и активные формы проведения занятий: анализкейсов,дискуссии, дебаты, мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций

 

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

Данный раздел определяется «Положением об организации самостоятельной работы студентов ПГПУ», разработанным в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.Самостоятельная работа студентов должна обеспечивать более глубокое усвоение изучаемого курса и способствовать формированию компетенций закрепленных за дисциплиной и входящих в компетентностную модель выпускника. Данный раздел включает в себя: методические рекомендации студентам, структуру, трудоемкость и план-график самостоятельной работы (далее – СРС).

Методические рекомендации

В соответствии с Федеральным государственным стандартом самостоятельная работа студентов занимает 60% от общей трудоемкости часов, отведенных на учебную дисциплину. Поэтому роль самостоятельной работы в формировании компетенций и освоении знаний значительно повысилась. Это требует специального руководства по ее организации.

Основой самостоятельной работы является данный УМК (учебно-методический комплекс), в котором подробно описывается ее содержание, конкретные задания по темам, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки. Общая схема самостоятельной работы включает следующее:

1. Внимательно изучить материалы, характеризующие курс и тематику самостоятельного изучения. Это позволит четко представить как круг изучаемых тем, так и глубину их постижения.

2. При подготовке к практическим занятиям следует начать с подбора литературы, достаточной для изучения предлагаемых тем, и ориентироваться на списки обязательной и дополнительной литературы. Следует иметь в виду, что нужна литература различных видов:

· Учебники, учебные и методические пособия;

· «Первоисточники». К ним относятся оригинальные работы теоретиков, разрабатывавших проблемы, а также хрестоматии, в которых эти работы представлены не полностью, а в виде избранных отрывков;

· Монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, любой эмпирический материал;

· Справочная литература – энциклопедии, словари, терминологические справочники, раскрывающие понятийный аппарат.

3. Основное содержание самостоятельной работы – изучение и конспектирование учебной литературы. Такая работа требует постоянного уточнения сущности и содержания понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям и справочникам. В некоторых случаях обобщение изученной литературы может осуществляться в составлении схем и таблиц.

4. Для закрепления и систематизации знаний рекомендуется составить план и тезисы ответа на вопросы практического занятии, подготовить тезисы сообщений, докладов и текстов рефератов для выступления на семинаре, коллоквиуме, конференции.

5. Для формирования умений по всем темам предложены психологические задачи, обязательные для выполнения, и вопросы для самопроверки.

6. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

· уровень освоения учебного материала;

· умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

· полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемому самостоятельно внеаудиторно вопросу или по теме;

· обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос;

· оформление отчетного материала в соответствии с заданными требованиями.

7. Распределение внеаудиторной самостоятельной работы представлено в следующей таблице.

7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
подготовка конспектов выступлений на семинаре реферирование литературы подготовка докладов, презентаций, рефератов составление аналитических таблиц выполнение заданий по самопроверке выполнение заданий поисково-исследовательского характера и подготовка отчетов по результатам работы
1. Тема 1. Общепсихологическая характеристика отрочества.        
2. Тема 2 Основные характеристики развития психики подростка.        
3. Тема 3. Деятельность подростка      
4. Тема 4. Развитие личности подростка    
5. Тема 5. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте      
6. Тема 6. Новообразования подросткового возраста    

План-график самостоятельной работы студентов

Формы самостоятельной работы Раздел дисциплины курса Вид сам. работы Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
Выполнение заданий по самопроверке Тема 1. Общепсихологическая характеристика отрочества. +     Проверочная работа
Подготовка докладов, презентаций, рефератов   +   Оценка сообщения на занятии
Составление аналитических таблиц Тема 2 Основные характеристики развития психики подростка   +     Устное собеседование, оценка работы на занятиях
выполнение заданий по самопроверке   +   Проверочная работа
реферирование литературы Тема 3. Общение со сверстниками – ведущая деятельность подростка     +   Проверка конспекта
подготовка конспектов выступлений на семинаре +     Оценка выступления на семинаре
выполнение заданий по самопроверке +     Проверочная работа
подготовка конспектов выступлений на семинаре Тема 4. Развитие личности подростка   +     Оценка выступления на семинаре
выполнение заданий по самопроверке +     Проверочная работа
подготовка докладов, презентаций, рефератов   +   Оценка сообщения на занятии
составление аналитических таблиц Тема 5. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте   +     Устное собеседование, оценка работы на занятиях
выполнение заданий по самопроверке   +   Проверочная работа
составление аналитических таблиц Тема 6. Новообразования подросткового возраста +     Устное собеседование, оценка работы на занятиях
выполнение заданий по самопроверке +     Проверочная работа
подготовка докладов, презентаций, рефератов   +   Оценка сообщения на занятии

7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению

1. Роль и место подросткового возраста в системе возрастов.

2. Социальная ситуации развития в подростковом возрасте.

3. Анатомо-физиологические предпосылки психического развития подростка.

4. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущий вид деятельности подростка.

5. Психологическая характеристика общения подростка.

6. Развитие ощущения и восприятия в подростковом возрасте.

7. Развитие внимания в подростковом возрасте

8. Развитие памяти в подростковом возрасте

9. Развитие воображения в подростковом возрасте

10. Развитие мышления в подростковом возрасте

11. Словесно-логическое мышление как основное новообразование когнитивной сферы подростка.

12. Основные направления развития личности в подростковом возрасте.

13. Развитие самосознания в подростковом возрасте

14. Развитие самооценки подростка

15. Формирование характера подростка

16. Эмоциональная сфера подростка

17. Мотивационная сфера подростка

18. Развитие воли в подростковом возрасте

19. Отношения подростка со сверстниками

20. Отношения подростка со взрослыми

21. Чувство взрослости как основное новообразование личности подростка.

Методические рекомендации

Реферат – это один из способов получения информации по изучаемому предмету студентами. Данный вид работы служит показателем уровня его самостоятельности и активности в учебном процессе. Успешное выполнение реферата предполагает понимание студентом сущности изучаемых явлений, их закономерностей, его умение самостоятельно делать выводы и обобщения. При выполнении реферата студенту необходимо использовать предложенную основную литературу и дополнительные источники, что обязательно учитывается при оценке работы.

Реферат должен иметь следующую структуру:

1. титульный лист,

2. план,

3. основная часть с выводами по изученному материалу,

4. список используемой литературы (обязательно наличие ссылок на литературный источник).

Объем не менее 10 печатных страниц, размер шрифта 14, интервал 1,5.

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

1. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см.

2. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Хрестоматия : Для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. - М. : Академия, 2001. - 368 с. ; 22 см.

8.2. Дополнительная литература

1 Алферов А. Д. Психология развития школьников [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Алферов А. Д. - Ростов н/Д : Феникс

2 Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Поливанова Катерина Николаевна. - М. : Академия, 2000. - 184 с. ; 21 см.

3 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.

4 Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Савенков А. И. - М. : Академия, 2000. - 232 с. ; 21 см.

5 Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко СПб., 2000..

6 Психология человека от рождения до смерти[Текст] : младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость : полный курс психологии развития : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Реан А. А. - 2-е изд. - СПб. ; М. : Прайм-Еврознак : ОЛМА-Пресс, 2003

7 Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Сапогова Елена Евгеньевна. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 460 с. ; 22 см.

8 Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Кулагина Ирина Юрьевна, В. Н. Колюцкий. - М. : Сфера : Юрайт, 2001.

8.3 Рекомендуемая литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1995.

3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999

4. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1995. С. 25-66.

5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1998.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком. М., 1995.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986

9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

10. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...