Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА 5. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.Занятие 6. Когнитивное развитие подростка Цель занятия:Расширить представления студентов о развитии познавательной сферы подростков. Раскрыть динамику развития ощущения, восприятия, памяти, внимания и воображения ребенка в сторону интеллектуализации понятия:рефлексивность, интеллектуализация познавательных процессов. Содержание темы: 1. Развитие психических процессов подростка (ощущения, восприятия, внимания, памяти) в направлении интеллектуализации. 2. Развитие воображения. Особенности воображения подростка. 3. Развитие речи как средства общения, познания и регулирования поведения подростка. Большая регулируемость и управляемость речи. Базовый учебник 1. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см. Список источников и литературы 2. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Хрестоматия : Для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. - М. : Академия, 2001. - 368 с. ; 22 см. 3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С.-Пб., 1997. 4. Алферов А. Д. Психология развития школьников [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Алферов А. Д. - Ростов н/Д : Феникс 5. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с. 6. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко СПб., 2000.
Занятие 7. Когнитивное развитие подростка Цель занятия:Расширить представления студентов о развитии познавательной сферы подростков. Углубить понимание студентами основных закономерностей развития мышления в подростковом возрасте. понятия:словесно-логическое, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, рефлексивность, интеллектуализация познавательных процессов. Содержание темы: 1. Основные направления развития мышления подростка. 2. Осознание собственных интеллектуальных операций и способности управления ими. 3. Взаимодействие видов мышления в подростковом возрасте. Базовый учебник 1.Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см. Список источников и литературы 2. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Хрестоматия : Для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. - М. : Академия, 2001. - 368 с. ; 22 см. 3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С.-Пб., 1997. 4. Алферов А. Д. Психология развития школьников [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Алферов А. Д. - Ростов н/Д : Феникс 5. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2005. -992 с. 6. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко СПб., 2000.
ТЕМА 6. Новообразования подросткового возраста Занятие 8. Цель занятия: Обобщить и закрепить представления студентов о новообразованиях в подростковом возрасте. Понятия:чувство взрослости, рефлексия, самосознание Вопросы для обсуждения 1 Личностные новообразования в подростковом возрасте. 2 Чувство взрослости – основное новообразование личности подростка. 3 Новообразования в познавательной сфере подростка. 4 Новообразования в деятельности. Базовый учебник 1. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см. Список источников и литературы 1. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Хрестоматия : Для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. - М. : Академия, 2001. - 368 с. ; 22 см. 2. Алферов А. Д. Психология развития школьников [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Алферов А. Д. - Ростов н/Д : Феникс 3. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2005. -992 с. 4. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко СПб., 2000. 5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с. 6. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. Формы и методы обучения Традиционные технологии: лекции, семинарские занятия, индивидуальные консультации. Неигровые технологии, технологии проблемного обучения: интерактивные лекции с использованием современных информационных средств, лекция-визуализация, выступление с докладом, сообщением по реферату,рецензирование студентами работ друг-друга Игровые и имитационные технологии: ролевое моделирование, Интерактивные и активные формы проведения занятий: анализкейсов,дискуссии, дебаты, мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов Данный раздел определяется «Положением об организации самостоятельной работы студентов ПГПУ», разработанным в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.Самостоятельная работа студентов должна обеспечивать более глубокое усвоение изучаемого курса и способствовать формированию компетенций закрепленных за дисциплиной и входящих в компетентностную модель выпускника. Данный раздел включает в себя: методические рекомендации студентам, структуру, трудоемкость и план-график самостоятельной работы (далее – СРС).Методические рекомендации В соответствии с Федеральным государственным стандартом самостоятельная работа студентов занимает 60% от общей трудоемкости часов, отведенных на учебную дисциплину. Поэтому роль самостоятельной работы в формировании компетенций и освоении знаний значительно повысилась. Это требует специального руководства по ее организации. Основой самостоятельной работы является данный УМК (учебно-методический комплекс), в котором подробно описывается ее содержание, конкретные задания по темам, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки. Общая схема самостоятельной работы включает следующее: 1. Внимательно изучить материалы, характеризующие курс и тематику самостоятельного изучения. Это позволит четко представить как круг изучаемых тем, так и глубину их постижения. 2. При подготовке к практическим занятиям следует начать с подбора литературы, достаточной для изучения предлагаемых тем, и ориентироваться на списки обязательной и дополнительной литературы. Следует иметь в виду, что нужна литература различных видов: · Учебники, учебные и методические пособия; · «Первоисточники». К ним относятся оригинальные работы теоретиков, разрабатывавших проблемы, а также хрестоматии, в которых эти работы представлены не полностью, а в виде избранных отрывков; · Монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, любой эмпирический материал; · Справочная литература – энциклопедии, словари, терминологические справочники, раскрывающие понятийный аппарат. 3. Основное содержание самостоятельной работы – изучение и конспектирование учебной литературы. Такая работа требует постоянного уточнения сущности и содержания понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям и справочникам. В некоторых случаях обобщение изученной литературы может осуществляться в составлении схем и таблиц. 4. Для закрепления и систематизации знаний рекомендуется составить план и тезисы ответа на вопросы практического занятии, подготовить тезисы сообщений, докладов и текстов рефератов для выступления на семинаре, коллоквиуме, конференции. 5. Для формирования умений по всем темам предложены психологические задачи, обязательные для выполнения, и вопросы для самопроверки. 6. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются: · уровень освоения учебного материала; · умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач; · полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемому самостоятельно внеаудиторно вопросу или по теме; · обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос; · оформление отчетного материала в соответствии с заданными требованиями. 7. Распределение внеаудиторной самостоятельной работы представлено в следующей таблице. 7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
План-график самостоятельной работы студентов
7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению 1. Роль и место подросткового возраста в системе возрастов. 2. Социальная ситуации развития в подростковом возрасте. 3. Анатомо-физиологические предпосылки психического развития подростка. 4. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущий вид деятельности подростка. 5. Психологическая характеристика общения подростка. 6. Развитие ощущения и восприятия в подростковом возрасте. 7. Развитие внимания в подростковом возрасте 8. Развитие памяти в подростковом возрасте 9. Развитие воображения в подростковом возрасте 10. Развитие мышления в подростковом возрасте 11. Словесно-логическое мышление как основное новообразование когнитивной сферы подростка. 12. Основные направления развития личности в подростковом возрасте. 13. Развитие самосознания в подростковом возрасте 14. Развитие самооценки подростка 15. Формирование характера подростка 16. Эмоциональная сфера подростка 17. Мотивационная сфера подростка 18. Развитие воли в подростковом возрасте 19. Отношения подростка со сверстниками 20. Отношения подростка со взрослыми 21. Чувство взрослости как основное новообразование личности подростка. Методические рекомендации Реферат – это один из способов получения информации по изучаемому предмету студентами. Данный вид работы служит показателем уровня его самостоятельности и активности в учебном процессе. Успешное выполнение реферата предполагает понимание студентом сущности изучаемых явлений, их закономерностей, его умение самостоятельно делать выводы и обобщения. При выполнении реферата студенту необходимо использовать предложенную основную литературу и дополнительные источники, что обязательно учитывается при оценке работы. Реферат должен иметь следующую структуру: 1. титульный лист, 2. план, 3. основная часть с выводами по изученному материалу, 4. список используемой литературы (обязательно наличие ссылок на литературный источник). Объем не менее 10 печатных страниц, размер шрифта 14, интервал 1,5. 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 8.1. Основная литература 1. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см. 2. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Хрестоматия : Для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. - М. : Академия, 2001. - 368 с. ; 22 см. 8.2. Дополнительная литература 1 Алферов А. Д. Психология развития школьников [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Алферов А. Д. - Ростов н/Д : Феникс 2 Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Поливанова Катерина Николаевна. - М. : Академия, 2000. - 184 с. ; 21 см. 3 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000. 4 Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Савенков А. И. - М. : Академия, 2000. - 232 с. ; 21 см. 5 Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко СПб., 2000.. 6 Психология человека от рождения до смерти[Текст] : младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость : полный курс психологии развития : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Реан А. А. - 2-е изд. - СПб. ; М. : Прайм-Еврознак : ОЛМА-Пресс, 2003 7 Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Сапогова Елена Евгеньевна. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 460 с. ; 22 см. 8 Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Кулагина Ирина Юрьевна, В. Н. Колюцкий. - М. : Сфера : Юрайт, 2001. 8.3 Рекомендуемая литература 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. 2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1995. 3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999 4. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1995. С. 25-66. 5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986 6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1998. 7. Гиппенрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком. М., 1995. 8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986 9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995. 10. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |