Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Институт Развития Бизнеса и СтратегийИнститут Развития Бизнеса и Стратегий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет Имени Гагарина Ю.А.»
Кафедра «Менеджмента и логистики»
Экономическая теория, Экономика
Методические указания и задания к выполнению контрольной работы для студентов очной формы обучения по специальностям 0805007 (0611000) «Менеджмент организации», 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»
Саратов, 2011 Содержание
Введение
Важным условием успешного решения задач развития и управления отечественного производства и социальной сферы является формирование у молодых специалистов экономического мышления на основе глубокого понимания явлений, процессов и отношений в экономической системе, а также определяющих их факторов, способов и средств решения проблем на микро- и макроуровне. Учебная дисциплина "Экономическая теория", «Экономика» относится к общеобразовательному циклу в структуре основной профессиональной образовательной программы. Рабочие программы по данной дисциплине предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 0805007 (0611000) «Менеджмент организации», 230500 «Социально-культурный сервис и туризм». Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами в результате изучения данной дисциплины, являются базой для глубокого освоения и понимания ими в дальнейшем таких дисциплин, как «Финансы и кредит», «Экономика отрасли», «Бухгалтерский учет», «Налоги и налогообложение», «Бюджет РФ», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Производственный менеджмент», «Риск-менеджмент», «Финансовый менеджмент» и др. Цель методических указанийк написанию обязательной контрольной работы: оказание методической поддержки студентам заочной формы обучения в приобретении знаний, умений и освоении приемов учебно-исследовательской и расчетно-аналитической работы в рамках экономической теории. Задачи выполнения контрольной работыстудентом: 1 приобрести необходимые навыки написания подобного класса работ, освоив современные способы и методы подбора, комплектования, обработки, формулировки, написания и оформления учебно-исследовательских материалов в соответствии с заданной тематикой; 2 изучить и обобщить практический материал в соответствии с конкретным заданием; 3 освоить методику расчета и анализа микро и макроэкономических показателей для принятия наиболее эффективных управленческих решений в сфере экономики; 4 научиться грамотно применять современный инструментарий экономического анализа; 5 развить способности к творческому подходу в решении социально-экономических задач, стоящих перед хозяйствующими субъектами современного рынка. 1 Методика самостоятельной работы студента заочной формы обучения
Для повышения эффективности самостоятельной работы студента по курсу «Экономическая теория», «Экономика» необходим системный подход к изучению данной дисциплины и оптимальная организация учебного труда, в соответствии с которыми, прежде всего, необходима внимательная и постоянная работа с учебной, научной литературой, а так же ресурсом информационно-поисковых систем. Для этого студенту необходимо знать основные пути к литературным источникам, уметь их находить в библиотечных фондах и вычленять из них только нужную информацию в соответствии с поставленной задачей в рамках Рабочей программы дисциплины. Современная методика комплектации и повышения качества усвоения полученной студентом информации имеет ряд значительных преимуществ, т.к. создает надежную основу для формирования и развития следующих умений и навыков: · умение накапливать и ранжировать информацию; · умение творчески ее перерабатывать, фиксировать на бумажном и электронном носителе в наиболее удобной форме; · умение грамотно, с учетом профессиональной терминологии выдавать новую информацию, высказывать свои мысли или отношение к какому-либо событию, явлению, процессу, корректно вступая в конструктивный диалог или научный спор; · умение рационально распределять свое учебное время; · применение пометок, подчеркиваний на вкладышах с обязательным указанием реквизитов источника; · ведение различных записей. Например, выписок, планов, тезисов, аннотаций, конспектов, цитат и т.д.; · использование различного рода сокращений текста, условных знаков, определенной цветовой гаммы; · выделение в тексте определений, наиболее сложных моментов для понимания с помощью цветного маркера (ручки), рамок различной конфигурации; · использование ресурса Интернет; · ведение и периодический просмотр собственного словаря терминов позволит значительно улучшить понимание научного текста, увеличит скорость его прочтения. Рекомендуется использовать терминологию, речевые обороты, характерные для экономических дисциплин в т.ч. и в непрофессиональном общении. · в целях расширения экономического кругозора периодический просмотр специальных телепередач на заданную тематику; · в зависимости от навыков и уровня подготовки студента рекомендуется использовать такие виды конспектов, как: - плановые (т.е. каждому пункту плана соответствует часть конспекта); - текстуальные (т.е. состоящие только из цитат)[1]; - свободные; - тематические (т.е. содержат ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам); - конспект-схемы (наиболее популярные виды: «генеалогическое древо», которое предполагает композицию с четким выделением важнейших частей самого сложного понятия, слова-ключи, выстроенную по принципу индукции; и «паучок», имеющий форму круга или овала, в который записывается название темы, проблемы или вопроса, а затем формулируются основные понятия, составляющие «ножки паучка». В обеих схемах стрелками показаны взаимосвязи и взаимозависимости каждого компонента схемы. Достаточно часто в практике лекционных записей используется диаграмма Исикавы (рыбья кость), наглядно демонстрирующая причинно-следственные связи различных событий, явлений, проблем или процессов); · применение табличного, графического и демонстрационного материала (рисунки, схемы, графики, диаграммы, гистограммы, фотографии, образцы документов и т.д.) в ходе конспектирования; Самостоятельно подготовленный студентом в дополнение к основному лекционному курсу, конспект будет полезен при повторении материала в период написания контрольной работы, подготовки к зачету и экзамену. Само по себе аккуратное ведение лекционной тетради в соответствии с рекомендациями ведущего преподавателя должно рассматриваться студентом не только как залог успеха при сдаче итогового экзамена, но и как часть его имиджа на рынке образовательных услуг. В случае затруднений при изучении курса, при ответах на контрольные вопросы, выполнении и оформлении контрольной, курсовой работы следует обращаться за письменной или устной консультацией к ведущему преподавателю. 2 Методические указания к выполнению теоретической части контрольной работы по дисциплине «Экономическая теория», «Экономика»
Контрольная работа выполняется студентом самостоятельно после изучения литературных источников с учетом требований учебного плана и рекомендаций ведущего преподавателя. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена, без помарок на сброшюрованных листах формата А4 с одной стороны. В соответствии с ГОСТ Р6.30-2003 поля составляют: верхнее и нижнее – 2 см., правое – 1 см., левое – 3 см. Нумерация страниц проставляетсяпо центру в верхней части листа, начиная со второго листа. Шрифт оформления контрольной работы – Times New Roman, 14. Абзац выравнивается по обоим краям с отступом в 5 символов. Межстрочный интервал – 1,5. Таблицы и рисунки должны быть пронумерованы (нумерация сквозная), иметь заголовки, и на них должны быть ссылки в тексте[2]. Рисунки нумеруются и подписываются снизу по центру (например, Рис. 5 Преимущества компаний конкурентов в отрасли) без точки в конце; таблицы сверху (в правом верхнем углу пишется например, Таблица 3, а далее по центру указывается ее название без точки в конце строки). Приводимые в тексте цитаты и выписки обязательно документируются со ссылками на источник. Общий объем контрольной работы должен включать не менее 25, но не более 30 страниц машинописного текста. Структура контрольной работы: - титульный лист; - план, включающий перечень заданий, условия которых указываются полностью; -теоретическая часть работы; -практическая часть работы; - список используемой литературы и источников в алфавитном порядке; - приложения, имеющие сквозную нумерацию арабскими цифрами и тематический заголовок (если они предусмотрены); - дата окончания выполнения работы и подпись студента. Образец оформления титульного листа и списка литературы указаны в приложениях 1, 2. Каждый вариант контрольной работы содержит два задания: теоретическое и практическое. Студенту следует обратить внимание на то, что структура курсовой работы, контрольной работы, реферата, выпускной квалификационной работы очень похожи, и это не случайно. С каждой самостоятельно выполненной работой студент вырабатывает конкретные навыки и умения, касающиеся как оформлении, так и содержания работы. Структурно теоретическая часть контрольной работы начинается с грамотно составленного содержания и состоит из следующих составляющих: Содержание (это план к теоретической части). Введение 3 (1-1,5 стр.) 1 "Название главы" 5 1.2 10 Список используемой литературы и источников (не менее 15) Следует подчеркнуть, что форма записи в виде пунктов и подпунктов плана имеет особое значение для студента, т.к. позволяет не только запомнить содержание учебно-практического материала, но и логически четко и грамотно структурировать его, формулировать мысли, идеи, установки, высказанные в работе. Правильно составленный план к теоретической части работы позволяет улучшить качество самого текста подобранного материала, обеспечивая возможность его корректировки, фильтрации, исключая непоследовательность изложения, дублирование, излишнюю детализацию.
Структура введения (ВНИМАНИЕ!!!текст введения оформляется в указанном далее порядке с соблюдением красных строк и уже данных стандартных формулировок). Актуальность темы теоретической части контрольной работы (указывается тема вашего варианта) объясняется тем, что…. (сама формулировка актуальности занимает примерно 0, 5-0,75 листа). Цель контрольной работы (формулировка занимает примерно3-4 строки). -рассмотреть и т.д. Объект (формулировка объекта) Далее студент раскрывает содержание теоретического вопроса (согласно варианту). В конце текста теоретической части - «Заключение» первый абзац НАЧИНАЕТСЯ с фразы: «Проведенное в контрольной работе исследование позволяет сформулировать ряд обобщающих выводов и рекомендаций или предложений (если они есть). Далее или по пунктам, или в свободном стиле, но структурированно формулируются обобщающие выводы в четком соответствии с пунктами плана. Последний абзац заключения должен содержать обобщающий вывод по всему содержанию контрольной работы (5-10 строк). Далее в алфавитном порядке указывается Список используемой литературы и источников (издания ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с 2006г. до 2011г.), сноски на которую должны быть по всему тексту теоретической части работы (примерно по1- 2 сноски на страницу). Студенту необходимо усвоить, что текст контрольной работы не должен содержать слишком сложные формулировки и пояснения. Необходимо стараться органично синтезировать текст, грамотно выражая содержание своими словами. В формулировках, раскрывающих суть того или иного вопроса не должно быть чисто «книжного» формата. Рекомендуется применять в тексте ответов следующие связующие слова и речевые обороты: · проведенное исследование показало…, практикой доказано…, анализ финансово-хозяйственной деятельности выявил …, в рамках проведенного эксперимента…, на основе предоставленного статистического материала проведен…; · данные таблицы подтверждают…, на рисунке 1проиллюстрировано…, на диаграмме 2 хорошо просматривается…, график 3 четко отражает…, исходя из данных гистограммы 4 можно…; · нельзя не согласиться…, хотелось бы подчеркнуть…, интересно мнение…, можно поспорить…, в рамках выбранного предмета (объекта) исследования…, не вызывает сомнений…, а именно, так как; · итак, таким образом, в заключение и др. Если контрольная работа не зачтена, она выполняется повторно в соответствии с указаниями рецензента, с учетом работы над ошибками (доработанные материалы следует выделить жирным шрифтом в соответствии с логикой текста), и сдается вместе с не зачтенной работой. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, не рецензируется, не зачитывается как сданная, и возвращается студенту без проверки. Студент не допускается до экзамена по дисциплине, если не прошел успешно межсессионную (промежуточную) аттестацию, имеет задолженность по практическим работам, обязательной контрольной работе (работа сдается/регистрируется не позднее, чем за месяц до наступления экзаменационной сессии).
Вопросы контрольной работы (теоретическое задание) 1 Хозяйственная деятельность и экономическая среда жизнедеятельности человека 2 Понятие экономической системы. Типы экономических систем в современном мире 3 Экономические законы 4 Методология и специфика экономической теории 5 Отношения собственности в экономической системе Теории рыночной экономики 6 Экономическая теория о человеке в рыночной экономике 7 Рынок: содержание, функции, типология. «Невидимая рука рынка» А. Смита: конкуренция и экономическая эффективность 8 Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена и конкуренция 9 Структура и инфраструктура рынка 10 Экономическая теория товара и денег. Закон стоимости. Теория прибавочной стоимости К. Маркса 11 Рыночные структуры 12 Распределение доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца. Неравенство, уравнительность, социальная справедливость, экономическая эффективность. 13 Роль сети «Internet» в оптимизации экономических отношений субъектов рыночной инфраструктуры Микроэкономика 14 Предприятие в рыночной системе. Риски в предпринимательской деятельности 15 Издержки производства и прибыль 16 Инвестиционная деятельность предприятия 17 Теория цены товара. Равновесные цены 18 Теория потребительского выбора 19 Потребитель и проблемы сбережений 20 Заработная плата как форма распределения. Сущность, факторы, определяющие заработную плату. Формы и системы заработной платы в развитых странах 21 Модели рыночных структур: монополистическая конкуренция, олигополия, несовершенная конкуренция и монополия 22 Рынки факторов производства 23 Новая экономика домашнего хозяйства Макроэкономика. Методические указания Список используемой литературы и источников Основная литература 1Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: вопросы - ответы : учеб. пособие / Е. Ф. Борисов ; Моск. гос. юрид. акад. (Москва). - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КОНТРАКТ : ИНФРА-М, 2009. - 192 с. : ил. 1 экз. 2 Грязнова, А.Г. Экономическая теория: Учебник.-М.:Изд.-во "Экзамен", 2009.-592с. 10 экз. 3Гукасьян, Г. М. Экономическая теория : учеб. пособие / Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова, В. В. Амосова. - 7-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2009. - 240 с. : ил. 15 экз. 4 Экономика: Учебник/ С.Г. Землянухина, О.В. Мраморнова, А.В. Пахомова и др. / Под общей ред. С.Г. Землянухиной. Саратов: СГТУ, 2007. - 672с. 10 экз. 5Куликов, Л. М. Основы экономической теории : учебник / Л. М. Куликов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2011. - 455 с. : ил. 5 экз. 6Мэнкью, Н. Г. Принципы экономикс : учеб. / Н. Г. Мэнкью ; пер. с англ. А. Смольского, О. Табеловой. - 4-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2009. - 672 с. : ил. 10 экз. 7 Новичков, А. В. Экономическая теория (Политическая экономия) : учеб. пособие / А. В. Новичков ; Рос. гос. соц. ун-т (М.). - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : ИТК "Дашков и К", 2008. - 1008 с. 30 8 Салов, А. И. Экономика : конспект лекций / А. И. Салов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2010. - 190 с. : ил.1экз. 9 Салихов, Б. В. Экономическая теория : учебник / Б. В. Салихов ; Рос. гос. соц. ун-т (М.). - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИТК "Дашков и К", 2008. - 724 с. 20экз. 10 Светлицкий, И. С. Экономическая теория : введение в курс [Текст] : пособие / И. С. Светлицкий ; Белорусский нац. техн. ун-т, Каф. экон. теорий (Минск). - Минск : БНТУ, 2010. - 72 с. : ил. 20 экз. 11 Симкина, Л. Г. Экономическая теория : учеб. / Л. Г. Симкина. - 2-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 384 с. : ил. 15 экз. 12 Станковская, И. К. Экономическая теория : учеб. / И. К. Станковская, И. А. Стрелец. - 3-е изд., испр. - М. : ЭКСМ0 : МИРБИС, 2008. - 448 с. 10 экз. 13 Экономическая теория /Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд.-СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2010.-544 с.: ил.-(Серия «Учебник для вузов) 5 экз.. 14 Экономическая теория. Экономика : учеб. пособие / под общ. ред. А. В. Соболева, Н. Н. Соловых. - М. : ИТК "Дашков и К", 2009. - 552 с. 35 экз. 15 Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций : учеб. / под ред. Г. П. Журавлевой. - М. : ИТК "Дашков и К", 2009. - 920 с. 10 экз. 16 Экономическая теория : учеб. / под общ. ред. А. А. Кочеткова. - 2-е изд. - М. : ИТК "Дашков и К", 2009. - 696 с. : ил. 10 экз. 17 Экономическая теория. Политическая экономия : учеб. / под ред. И. К. Ларионова, Н. Н. Пилипенко, В. Н. Щербакова. - 2-е изд., перераб. - М. : ИТК "Дашков и К", 2009. - 732 с.10 экз. 18 Экономическая теория : учеб. / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. - 4-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2009. - 560 с. : ил. 30 экз. 19 Экономические проблемы труда в России : сб. науч. тр. / Сарат. гос. техн. ун-т (Саратов) ; отв. ред. С. Г. Землянухина. - Саратов : СГТУ, 2009. - 151 с. 10 экз. Дополнительная литература 20 Базылев, Н. И. Экономическая теория : учеб. пособие / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. - Минск : Современная школа, 2008. - 640 с.1экз. 21 Вечканов, Г. С. Экономическая теория : учеб. / Г. С. Вечканов. - 2-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2009. - 448 с. : ил. 20 экз. 22 Ефимова, Е. Г. Экономическая теория : учеб. пособие / Е. Г. Ефимова ; Моск. гос. индустр. ун-т. - М. : МГИУ, 2007. - 198 с. : ил.1экз. 23Корниенко, О. В. Основы экономической теории : учеб. пособие / О. В. Корниенко. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 348 с. : ил.6 экз. 24 Камаев, В. Д. Экономическая теория: краткий курс : учебник / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская. - 3-е изд., стер. - М. : Кнорус, 2008. - 384 с. : ил.6 экз. 25Мальшина, Н. А. Методология экономической науки и сферы туризма : учеб. пособие для студ. спец. "Социально-культурный сервис и туризм" / Н. А. Мальшина ; Сарат. гос. техн. ун-т (Саратов). - Саратов : СГТУ, 2009. - 136 с.40 экз. 26 Носова, С. С. Экономическая теория для бакалавров : учеб. пособие / С. С. Носова, В. И. Новичкова. - М. : Кнорус, 2009. - 368 с. : ил. 1экз. 27Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики [Текст] : учебник для вузов / Р. М. Нуреев. - 2-е изд., изм. - М. : НОРМА, 2007. - 576 с. : ил. 10 кз. 28 Океанова, З. К. Экономическая теория [Текст] : учебник для вузов / З. К. Океанова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ИТК "Дашков и К", 2007. - 652 с. : ил. 5экз. 29Макроэкономика. Теория и российская практика : учебник / Фин. акад. при Правительстве РФ (Москва) ; ред.: А. Г. Грязнова, Н. Н. Думная. - 4-е изд., стереотип. - М. : КНОРУС, 2007. - 688 с. : ил. 6 экз. 30 Слагода, В. Г. Основы экономики [Текст] : учебник / В. Г. Слагода. - 2-е изд., испр. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2007. - 224 с. : ил. 3 экз. 31 Садченко , К. В. Законы экономической эволюции / К. В. Садченко . - М. : Дело и Cервис, 2007. - 272 с. : ил.2 экз. 32 Фин. акад. при Правительстве РФ (Москва). Микроэкономика. Теория и российская практика [Текст] : учебник / под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова; Фин. акад. при Правительстве РФ ; Фин. акад. при Правительстве РФ (Москва) . - 7-е изд., стереотип. - М. : КНОРУС, 2007. - 624 с. : ил.5экз. 33 Фин. акад. при Правительстве РФ (Москва). Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) : учебник / под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова; Фин. акад. при Правительстве РФ ; Фин. акад. при Правительстве РФ (Москва) . - 3-е изд., стереотип. - М. : КНОРУС, 2007. - 672 с. : ил. 5экз. 34 Экономика : пособие студ. для подгот. к экзаменам / авт.-сост. В. И. Руденко. - 3-е изд., перераб. - М. : ИТК "Дашков и К", 2009. - 160 с. : ил. 5 экз. 35 Экономическая теория : учебник / под ред. И. П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби; Проспект, 2007. - 576 с. 20 экз. 36 Экономическая теория : учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. - 3-е изд., стереотип. - М. : КноРус, 2007. - 464 с. 45экз. 37 Экономика в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие / под ред. И. П. Николаевой. - М. : Проспект, 2007. - 336 с. 1 экз. 38 Экономика: учеб./А.И. Архипов и др.; под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова.-3-е изд., перераб. и доп.-ТК Велби, Изд.-во Проспект, 2006.-840с5 экз. Институт Развития Бизнеса и Стратегий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет Имени Гагарина Ю.А.»
Кафедра «Менеджмента и логистики»
Экономическая теория, Экономика
Методические указания и задания к выполнению контрольной работы для студентов очной формы обучения по специальностям 0805007 (0611000) «Менеджмент организации», 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»
Саратов, 2011 Содержание
Введение
Важным условием успешного решения задач развития и управления отечественного производства и социальной сферы является формирование у молодых специалистов экономического мышления на основе глубокого понимания явлений, процессов и отношений в экономической системе, а также определяющих их факторов, способов и средств решения проблем на микро- и макроуровне. Учебная дисциплина "Экономическая теория", «Экономика» относится к общеобразовательному циклу в структуре основной профессиональной образовательной программы. Рабочие программы по данной дисциплине предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 0805007 (0611000) «Менеджмент организации», 230500 «Социально-культурный сервис и туризм». Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами в результате изучения данной дисциплины, являются базой для глубокого освоения и понимания ими в дальнейшем таких дисциплин, как «Финансы и кредит», «Экономика отрасли», «Бухгалтерский учет», «Налоги и налогообложение», «Бюджет РФ», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Производственный менеджмент», «Риск-менеджмент», «Финансовый менеджмент» и др. Цель методических указанийк написанию обязательной контрольной работы: оказание методической поддержки студентам заочной формы обучения в приобретении знаний, умений и освоении приемов учебно-исследовательской и расчетно-аналитической работы в рамках экономической теории. Задачи выполнения контрольной работыстудентом: 1 приобрести необходимые навыки написания подобного класса работ, освоив современные способы и методы подбора, комплектования, обработки, формулировки, написания и оформления учебно-исследовательских материалов в соответствии с заданной тематикой; 2 изучить и обобщить практический материал в соответствии с конкретным заданием; 3 освоить методику расчета и анализа микро и макроэкономических показателей для принятия наиболее эффективных управленческих решений в сфере экономики; 4 научиться грамотно применять современный инструментарий экономического анализа; 5 развить способности к творческому подходу в решении социально-экономических задач, стоящих перед хозяйствующими субъектами современного рынка. 1 Методика самостоятельной работы студента заочной формы обучения
Для повышения эффективности самостоятельной работы студента по курсу «Экономическая теория», «Экономика» необходим системный подход к изучению данной дисциплины и оптимальная организация учебного труда, в соответствии с которыми, прежде всего, необходима внимательная и постоянная работа с учебной, научной литературой, а так же ресурсом информационно-поисковых систем. Для этого студенту необходимо знать основные пути к литературным источникам, уметь их находить в библиотечных фондах и вычленять из них только нужную информацию в соответствии с поставленной задачей в рамках Рабочей программы дисциплины. Современная методика комплектации и повышения качества усвоения полученной студентом информации имеет ряд значительных преимуществ, т.к. создает надежную основу для формирования и развития следующих умений и навыков: · умение накапливать и ранжировать информацию; · умение творчески ее перерабатывать, фиксировать на бумажном и электронном носителе в наиболее удобной форме; · умение грамотно, с учетом профессиональной терминологии выдавать новую информацию, высказывать свои мысли или отношение к какому-либо событию, явлению, процессу, корректно вступая в конструктивный диалог или научный спор; · умение рационально распределять свое учебное время; · применение пометок, подчеркиваний на вкладышах с обязательным указанием реквизитов источника; · ведение различных записей. Например, выписок, планов, тезисов, аннотаций, конспектов, цитат и т.д.; · использование различного рода сокращений текста, условных знаков, определенной цветовой гаммы; · выделение в тексте определений, наиболее сложных моментов для понимания с помощью цветного маркера (ручки), рамок различной конфигурации; · использование ресурса Интернет; · ведение и периодический просмотр собственного словаря терминов позволит значительно улучшить понимание научного текста, увеличит скорость его прочтения. Рекомендуется использовать терминологию, речевые обороты, характерные для экономических дисциплин в т.ч. и в непрофессиональном общении. · в целях расширения экономического кругозора периодический просмотр специальных телепередач на заданную тематику; · в зависимости от навыков и уровня подготовки студента рекомендуется использовать такие виды конспектов, как: - плановые (т.е. каждому пункту плана соответствует часть конспекта); - текстуальные (т.е. состоящие только из цитат)[1]; - свободные; - тематические (т.е. содержат ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам); - конспект-схемы (наиболее популярные виды: «генеалогическое древо», которое предполагает композицию с четким выделением важнейших частей самого сложного понятия, слова-ключи, выстроенную по принципу индукции; и «паучок», имеющий форму круга или овала, в который записывается название темы, проблемы или вопроса, а затем формулируются основные понятия, составляющие «ножки паучка». В обеих схемах стрелками показаны взаимосвязи и взаимозависимости каждого компонента схемы. Достаточно часто в практике лекционных записей используется диаграмма Исикавы (рыбья кость), наглядно демонстрирующая причинно-следственные связи различных событий, явлений, проблем или процессов); · применение табличного, графического и демонстрационного материала (рисунки, схемы, графики, диаграммы, гистограммы, фотографии, образцы документов и т.д.) в ходе конспектирования; Самостоятельно подготовленный студентом в дополнение к основному лекционному курсу, конспект будет полезен при повторении материала в период написания контрольной работы, подготовки к зачету и экзамену. Само по себе аккуратное ведение лекционной тетради в соответствии с рекомендациями ведущего преподавателя должно рассматриваться студентом не только как залог успеха при сдаче итогового экзамена, но и как часть его имиджа на рынке образовательных услуг. В случае затруднений при изучении курса, при ответах на контрольные вопросы, выполнении и оформлении контрольной, курсовой работы следует обращаться за письменной или устной консультацией к ведущему преподавателю. 2 Методические указания к выполнению теоретической части контрольной работы по дисциплине «Экономическая теория», «Экономика»
Контрольная работа выполняется студентом самостоятельно после изучения литературных источников с учетом требований учебного плана и рекомендаций ведущего преподавателя. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена, без помарок на сброшюрованных листах формата А4 с одной стороны. В соответствии с ГОСТ Р6.30-2003 поля составляют: верхнее и нижнее – 2 см., правое – 1 см., левое – 3 см. Нумерация страниц проставляетсяпо центру в верхней части листа, начиная со второго листа. Шрифт оформления контрольной работы – Times New Roman, 14. Абзац выравнивается по обоим краям с отступом в 5 символов. Межстрочный интервал – 1,5. Таблицы и рисунки должны быть пронумерованы (нумерация сквозная), иметь заголовки, и на них должны быть ссылки в тексте[2]. Рисунки нумеруются и подписываются снизу по центру (например, Рис. 5 Преимущества компаний конкурентов в отрасли) без точки в конце; таблицы сверху (в правом верхнем углу пишется например, Таблица 3, а далее по центру указывается ее название без точки в конце строки). Приводимые в тексте цитаты и выписки обязательно документируются со ссылками на источник. Общий объем контрольной работы должен включать не менее 25, но не более 30 страниц машинописного текста. Структура контрольной работы: - титульный лист; - план, включающий перечень заданий, условия которых указываются полностью; -теоретическая часть работы; -практическая часть работы; - список используемой литературы и источников в алфавитном порядке; - приложения, имеющие сквозную нумерацию арабскими цифрами и тематический заголовок (если они предусмотрены); - дата окончания выполнения работы и подпись студента. Образец оформления титульного листа и списка литературы указаны в приложениях 1, 2. Каждый вариант контрольной работы содержит два задания: теоретическое и практическое. Студенту следует обратить внимание на то, что структура курсовой работы, контрольной работы, реферата, выпускной квалификационной работы очень похожи, и это не случайно. С каждой самостоятельно выполненной работой студент вырабатывает конкретные навыки и умения, касающиеся как оформлении, так и содержания работы. Структурно теоретическая часть контрольной работы начинается с грамотно составленного содержания и состоит из следующих составляющих: Содержание (это план к теоретической части). Введение 3 (1-1,5 стр.) 1 "Название главы" 5 1.2 10 Список используемой литературы и источников (не менее 15) Следует подчеркнуть, что форма записи в виде пунктов и подпунктов плана имеет особое значение для студента, т.к. позволяет не только запомнить содержание учебно-практического материала, но и логически четко и грамотно структурировать его, формулировать мысли, идеи, установки, высказанные в работе. Правильно составленный план к теоретической части работы позволяет улучшить качество самого текста подобранного материала, обеспечивая возможность его корректировки, фильтрации, исключая непоследовательность изложения, дублирование, излишнюю детализацию.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |