Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

1. Сущность эволюции и ее разновидности:

Виды эволюции: изменение состава, изменение пространственно-временных характеристик, изменение степени и характера структурированности).

Направление эволюции: прогрессивное, регрессивное и нейтральное.

Причины и движущие силы эволюции, скорость эволюции.

2. Эволюционные картины мира:

ФИЗИКА: кинематика и динамика, физическая кинетика, космологические проблемы, модель "большого взрыва", эволюция универсальных постоянных и физических законов.

ХИМИЯ: химическая кинетика и химические равновесия, проблема происхождения химических элементов, химическая эволюция природных систем, круговорот химических веществ в природе, месторождения полезных ископаемых и их образование.

БИОЛОГИЯ: происхождение жизни, происхождение видов и теория естественного отбора, проблема морфогенеза, развития, старения и смерти индивидуального организма.

Вопросы для самопроверки.

1. Всякие ли изменения системы или объекта можно рассматривать как эволюцию? Приведите основные признаки эволюционных процессов.

2. Каковы отличия в эволюционных представлениях различных естест-венно-научных дисциплин: физики, химии, биологии, геологии и др. ?

Раздел III. СМЕЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

Тема 15. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И ДРУГИЕ ФОРМЫ МЫСЛИ.

Философия и история. Искусство. Религия и вера. Паранаука и псевдонаука. Социальные науки.

Вопросы для самопроверки.

1. Сформулируйте основные различия между "естественными", "неестественными" и "сверхъестественными" науками. Какие критерии можно применять для сравнительного анализа этих способов мыслительной деятельности?

2. В чем отличие между обычной наукой, пара-наукой и псевдо-наукой?

Тема 16. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.

Познание как деятельность.

Естествоиспытатели, их типы: любители и профессионалы, профаны и знатоки, теоретики и практики, универсалы и узкие специалисты, ученые и администраторы, прагматики и эстеты, учителя и ученики, основоположники, классики и авторитеты, технические и методические работники.

Сообщество естествоиспытателей и его социальные законы: типы организаций, иерархия и отличительные признаки, премии, степени и звания, обмен информацией.

Этические и моральные проблемы в естественно-научной деятельности. Этика ученого.

Экономические и правовые проблемы естественно-научной деятельности. Роль государства и бизнеса в функционировании науки.

Вопросы для самопроверки.

1. Зачем ученым необходима социальная деятельность. Почему ученый должен быть не одиночкой-мыслителем, а членом некоторого научного сообщества?

2. Каковы отношения между научным сообществом и государством?

Тема 17. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.

1. Естественные науки как продукт исторического развития:

Изменчивость представлений о целях и задачах научного познания.

Эволюция экспериментальных и теоретических методов.

Изменение социально-экономических условий.

2. Методы исторического анализа:

Историография событий и результатов ("внешняя" история), история мыслей и намерений естествоиспытателей ("внутренняя" история).

Понятие "парадигмы" и "научной революции".

3. Основные этапы развития естествознания:

Античность и средние века.

Классический период.

Современный период.

Ближайшие прогнозируемые перспективы.

4. Дальние перспективы естествознания:

Исчерпается ли предмет естественных наук?

Исчерпаются ли возможности естественно-научного метода?

Произойдет ли переориентация на иные методы и формы познания?

Вопросы для самопроверки.

1. Каковы основные различия между древними и современными естественными науками?

2. Какова сущность научных революций 17-го и 20-го веков? Каковы их причины и предпосылки?

3. Будут ли роль и значение естественных наук возрастать в ближайшем и отдаленном будущем?

4. Какие изменения могут произойти в характере естественно-научной деятельности и ее методах?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Специфика данного курса заключается в том, что отсутствуют традиции его преподавания и, следовательно, отсутствуют и сложившиеся учебники или учебные пособия. Кроме того, сама природа курса требует не просто "изучения материала", а самостоятельных и систематических размышлений над проблемами, которые не имеют окончательного или единственно правильного решения. Поэтому, при изучении данного курса студенту целесообразно ознакомиться с как можно большим разнообразием литературных источников, большинство из которых не имеют формы учебников, а относятся к монографическому типу сочинений. Именно поэтому ниже приведен довольно обширный список рекомендуемой литературы, который может быть значительно расширен.

Учебные пособия:

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, ООО "Изд-во ЮКЭА". 1997. 832 с.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М.: Физкультура и спорт. ЮНИТИ. 1997. 520 с.

Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. М.: Физкультура и спорт. ЮНИТИ. 1998. 208 с.

Общие и методологические проблемы естественных наук на доступном уровне обсуждаются в следующих книгах:

Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983.

БУДУЩЕЕ НАУКИ: Международный ежегодник. М.: Знание.

Кузнецов Б.Г. Современная наука и философия. М.: Политиздат, 1981.

Семенов Н.Н. Наука и общество. М.: Наука, 1981.

Фейнберг Е.Л. ДВЕ КУЛЬТУРЫ. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992.

Клайн М. Математика. Поиск истины. М.: Мир, 1988.

Тема 1.

Вигнер Е. Этюды о симметрии. М.: Мир, 1971.

Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М.: 1974.

Мэрион Дж.Б. Физика и физический мир. М.: Мир, 1975.

Томсон Д. Дух науки. М.: Знание, 1970.

Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984.

Тема 2.

Демидов В. Как мы видим то, что видим. М.: Знание, 1979.

Липсон Г. Великие эксперименты в физике. М.: Мир, 1972.

Тригг Дж. Физика ХХ века. Ключевые эксперименты. М.: Мир, 1978.

Темы 3-5.

Бонди Г. Гипотезы и мифы в физической теории. М.: Мир, 1972.

Бунге М. Философия физики. М.: Прогресс, 1975.

Вигнер Е. Этюды о симметрии. М.: Мир, 1971.

Клайн М. Математика. Поиск истины. М.: Мир, 1988.

Мякишев Г.Я. Динамические и статистические закономерности в физике. М.: 1973.

Пайерлс Р. Законы природы. М.: Физматгиз, 1959.

Рузавин Г.И. Математизация научного знания. М.: Мысль, 1984.

Фейнман Р. Характер физических законов. М.: Мир, 1968.

ФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (сб.ст., под ред. И.А.Акчурина). М.: Наука, 1980.

Темы 8-10.

Бом Д. Специальная теория относительности. М.: Мир, 1967.

ВРЕМЯ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА (Сб. статей под ред. Д.А. Франк-Каменецкого). М.: Мир, 1970.

Григорьев В., Мякишев Г. Силы в природе. М.: Наука, 1983.

Девис П. Пространство и время в современной картине Вселенной. М.: Мир, 1979.

Девис П. Суперсила. М.: Мир, 1989.

Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М.: Наука, 1977.

Смородинский Я.А. Температура. М.: Наука, 1987.

Тарасов Л. Этот удивительно симметричный мир. М.: Просвещение, 1982.

Фен Дж. Машины, энергия, энтропия. М.: Мир, 1986.

Шмутцер Э. Теория относительности. Современное представление. М.: Мир, 1981.

Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. М.: Мир, 1987.

Эфрос А.Л. Физика и геометрия беспорядка. М.: Наука, 1982.

Тема 11.

Вайнберг С. Открытие субатомных частиц. М.: Мир, 1986.

Гегузин Я.Е. Живой кристалл. М.: Наука, 1987.

Гордон Дж. Почему мы не проваливаемся сквозь пол. М.: Мир, 1971.

Гроссберг А.Ю., Хохлов А.Р. Физика в мире полимеров. М.: Наука, 1987.

Дмитриев И.С. Электрон глазами химика. Л.: Химия, 1983.

Дмитриев И.С. Молекулы без химических связей. Л.: Химия, 1980.

Каганов М.И., Лифшиц И.М. Квазичастицы. М.: Наука, 1989.

Кузнецов В.И. Общая химия. М.: ВШ, 1989.

Намбу Е. Кварки. М.: Мир, 1984.

Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М.: Мир, 1979.

Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир, 1990.

Полак Л.С., Михайлов А.С. Самоорганизация неравновесных физико-химических систем. М.: Наука, 1983.

Пригожин И. От существующего к возникающему. М.: Наука, 1985.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Мир, 1986.

Пикин С.А., Блинов Л.М. Жидкие кристаллы. М.: Наука, 1987.

Фейнберг Дж. Из чего сделан мир? Атомы, лептоны, кварки и другие загадочные частицы. М.: Мир, 1981.

Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.

Холден А. Что такое ФТТ. М.: Мир, 1971.

Тема 12.

Вигнер Е. Этюды о симметрии. М.: Мир, 1971.

Компанеец А.С. Симметрия в микро- и макромире. М.: Наука, 1978.

Харгиттаи И., Харгиттаи М. Симметрия глазами химика. М.: Мир, 1989.

Тема 13.

Бернал Дж. Возникновение жизни. М.: Мир, 1969.

Беркинблит М.Б., Глаголева Е.Г. Электричество в живых организмах. М.: Наука, 1988.

Бергельсон Л.Д. Мембраны, молекулы, клетки. М.: Наука,1982.

Глазер Р. Биология в новом свете. М.: Мир, 1978.

Гриффин Д., Новик Эл. Живой организм. М.: Мир, 1973.

Жерарден Л. Бионика. М.: Мир, 1971.

Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1986.

Медавар П., Медавар Дж. Наука о живом. Современные концепции в биологии. М.: Мир, 1983.

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. М.: Мир, 1988.

Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983.

Франк-Каменецкий М.Д. Самая главная молекула. М.: Наука, 1983.

Хоровиц Н. Поиски жизни в Солнечной системе. М.: Мир,1988.

Шмидт-Нильсен К. Как работает организм животного. М.: Мир, 1976.

Шредингер Э. ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ? С точки зрения физика. М.: Атомиздат, 1972.

Эйген М., Шустер П. ГИПЕРЦИКЛ. Принципы самоорганизации макромолекул. М.: Мир, 1982.

Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. М.: Наука, 1979.

Эндрю А. Искусственный интеллект. М.: Мир, 1985.

КИБЕРНЕТИКА. Перспективы развития. М.: Наука, 1981.

КИБЕРНЕТИКА ЖИВОГО. Биология и информация. М.: Наука, 1984.

КИБЕРНЕТИКА ЖИВОГО. Человек в разных аспектах. М.: Наука, 1985.

Тема 14.

Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М.: Энергоиздат, 1981.

Войткевич Г.В. Химическая эволюция Солнечной системы. М.: Наука, 1979.

Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.: Просвещение, 1987.

Девис П. Случайная вселенная. М.: Мир, 1985.

Зигель Ф.Ю. Вещество Вселенной. М.: Химия, 1982.

Кальвин М. ХИМИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ. Молекулярная эволюция, ведущая к возникновению живых систем на Земле и на других планетах. М.: Мир, 1971.

Нарликар Дж. Неистовая вселенная. М.: Мир, 1985.

Орлова А.В. Подвижная мозаика планеты. М.: Недра, 1981.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М.: ВШ,1988.

Темы 15-16.

Вигнер Е. Пределы науки. В кн.: Этюды о симметрии. М.: Мир, 1971.

Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике. М.: Наука, 1974.

Готт В.С. Философские вопросы современной физики. М.: ВШ, 1972.

Кузнецов Б.Г. Современная наука и философия. М.: Политиздат, 1981.

Семенов Н.Н. Наука и общество. М.: Наука, 1981.

Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ХИМИИ. (Сб. статей под ред. Ю.И. Соловьева). М.: Прогресс, 1971.

Тема 17.

Азимов А. Краткая история химии. М.: Мир, 1983.

де Бройль Л. Революция в физике. Новая физика и кванты. М.: Атомиздат, 1963.

Гельфер Я.М. История и методология термодинамики и статистической физики. М.: ВШ, 1981.

Кузнецов Б.Г. Пути физической мысли. М.: Наука, 1968.

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. М.: Наука, 1980.

Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.

Паули В. Физические очерки. М.: Наука, 1975.

Поллер З. Химия на пути в третье тысячелетие. М.: Мир, 1982.

Чолаков В. Нобелевские премии. М.: Мир, 1986.

Франкфурт У.И., Френк А.М. У истоков квантовой теории. М.:Наука,1975.

Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М.: Мол. гвардия, 1966.

Методические указания к подготовке реферата.

Подготовка и написание реферата является необходимой составной частью учебного процесса. Этот этап позволяет студенту самостоятельно ознакомиться с литературой, более глубоко вникнуть в проблематику курса, провести анализ и обсуждение некоторых аспектов проблемы.

Реферат не является изложением или конспектом. Он должен иметь исследовательский или аналитический характер, отражающий собственную точку зрения студента.

Реферат должен содержать следующие разделы:

· постановка и формулировка проблемы (обоснование темы),

· краткий исторический обзор проблемы или вопроса,

· основное содержание проблемы, методы ее решения,

· связь исследуемой проблемы со смежными проблемами,

· практическое значение проблемы, ее применения,

· перспективы и выводы,

· список использованной и цитируемой литературы.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

История естествознания (исторический анализ процесса или этапа развития, внутренние логические причины, влияние социально-экономических факторов, связь с современностью).

Естественные науки как продукт исторического развития.

Научные парадигмы и научные революции.

Естественные науки в Древнем Мире.

Картезианская революция в естествознании.

Классический механицизм.

Кризис механицизма конца 19 - начала 20 века.

Появление теории относительности.

Появление квантовой механики.

Развитие эволюционных представлений в естественных науках.

Естественно-научный эксперимент на примере выдающихся экспериментальных открытий (возникновение причины постановки эксперимента, методика его выполнения, интерпретация результатов, роль в развитии соответствующей дисциплины и всего естествознания).

Открытие законов механики (Кеплер, Галилей, Ньютон).

Открытие закона сохранения массы (Ломоносов, Лавуазье).

Открытие закона сохранения энергии (Майер, Джоуль, Гельмгольц).

Спектроскоп и открытие химического состава небесных тел (Кирхгоф, Бунзен).

Измерение скорости света (от Ремера до Физо).

Опыт Майкельсона-Морли.

Открытие электромагнитной индукции (Фарадей).

Открытие электромагнитных волн и радиосвязи (Герц, Попов).

Открытие радиоактивности (Беккерель).

Открытие атомных ядер (Резерфорд).

Измерение зарядов атомных ядер (Мозли).

Открытие дифракции рентгеновских лучей на кристаллической решетке (Лауэ, У.Л.Брэгг, У.Х.Брэгг).

Открытие изотопов (Томсон, Содди, Астон).

Открытие сверхпроводимости (Каммерлинг-Оннес).

Открытие элементарных частиц (электрон, протон, нейтрон, нейтрино, мезоны, кварки и др.).

Экспериментальные подтверждения общей теории относительности.

Открытие эффекта ядерного гамма-резонанса (Мессбауэр).

Открытие несохранения четности (Ли, Янг, Ву).

Изобретение квантовых генераторов (Таунс).

Открытие реликтового излучения (Пензиас, Вильсон).

Химические синтезы биологических веществ (от Вёлера до Вудворда).

Открытие цепных реакций (Семенов).

Открытие колебательных реакций (Брей, Белоусов).

Каталитический синтез аммиака (Бош, Габер).

Синтез стереорегулярных полимеров (Циглер, Натта).

Синтез трансурановых элементов (Сиборг, Флеров).

Методологические принципы в естественных науках (историческое происхождение принципа, его методологическая роль и значение, область применимости, современное содержание, взаимосвязь с другими аналогичными принципами).

Детерминизм.

Редукционизм.

Изоморфизм.

Принципы верифицируемости и фальсифицируемости.

Кинематографический принцип.

Корпускулярно волновой дуализм.

Принцип дополнительности (Н.Бор).

Экспериментальные методы естествознания (назначение соответствующих измерительных процедур, их роль и значение в современном естествознании, история развития метода, используемая аппаратура и методика, точность и надежность результатов).

Типы приборов и измерительных процедур в естественных науках.

Дискриминаторы и спектральные анализаторы.

Детекторы частиц и событий.

Ускорители элементарных частиц.

Измерение длин и расстояний.

Измерение времени и скоростей.

Измерение массы.

Измерение цвета (колориметрия и спектрофотометрия).

Измерение температуры и тепловых эффектов.

Универсальные постоянные, их роль и измерение (теоретические конструкции и модели, содержащие универсальную постоянную, роль численного значения постоянной, история измерений постоянной, измерительные процедуры).

Заряд электрона.

Атомная единица массы.

Гравитационная постоянная.

Диэлектрическая постоянная.

Скорость света.

Постоянная Планка.

Число Авогадро.

Постоянная Больцмана.

Системы физических единиц (взаимосвязь и системный характер физических величин, необходимость систем единиц, способы согласования единиц измерения, типы систем, история возникновения данной системы, ее отличия от других систем, область применения).

Система СИ.

Системы МКС и МКСА.

Система СГС.

Системы электрических единиц (Гауссова, СГСМ, СГСЭ).

Математические модели в естественных науках (роль математических моделей в естественных науках, содержание математической модели, область применимости и ограничения).

Действительные и комплексные числа, кватернионы.

Скаляры, векторы и тензоры.

Функции.

Матрицы и операторы.

Квантовые числа.

Группы и их представления.

Линейные векторные пространства.

Графы.

Физические взаимодействия (роль, отводимая физическим взаимодействиям в структурных моделях, природа данного типа взаимодействий, характерные отличия и особенности, математическое описание, возможности экспериментального исследования, область действия в реальных системах).

Фундаментальные: цветовые, электромагнитные, гравитационные,

Остаточные: ядерные силы, Ван-дер-ваальсовы силы, химическая связь, водородная связь, гидрофобные взаимодействия, капиллярные силы.

Экстремальные и другие принципы (сущность экстремальных принципов, их роль в формализме естественных наук, история возникновения принципа, современная формулировка, связь с другими аналогичными принципами, методологическое значение).

Принцип наименьшего действия (Мопертюи, Лагранж, Якоби).

Принцип Ферма.

Принцип максимума энтропии (Клаузиус, Больцман, Гиббс).

Принцип наименьшего рассеяния энергии (Онзагер).

Принцип максимального производства энтропии (Пригожин).

Принцип неопределенности (Гейзенберг).

Принцип запрета (Паули).

Модели пространства в механике (сущность модели пространства, ее роль в формализме механики, типы решаемых проблем и задач, специфика данного пространства, элементы пространства и способ их взаимосвязи, область применимости и существующие ограничения).

Пространства классической механики: конфигурационное, фазовое и Галилеево.

Пространство Минковского в специальной теории относительности.

Гильбертово пространство квантовой механики.

Основные физические модели (сущность физического моделирования, содержание и специфика конкретной модели, ее реальные прообразы, область применимости и ограничения, необходимый математический аппарат).

Частица и трансляционное движение.

Осциллятор и колебательное движение.

Ротатор и вращательное движение.

Волна и волновое движение.

Потенциальная яма.

Солитон.

Траектория.

Фазовый портрет.

Основные химические модели (сущность химического моделирования, содержание и специфика конкретной модели, ее реальные прообразы, область применимости и ограничения, история возникновения понятия или модели).

Химическое вещество и смесь.

Химический состав и химическая формула.

Химический элемент.

Дальтониды и бертоллиды.

Симплексные и комплексные соединения.

Цепь химического действия.

Изомеры.

Атом, молекула, макромолекула, надмолекулярная структура.

Радикал и функция.

Кислота, основание, соль.

Окислитель и восстановитель.

Нуклеофил, радикал, электрофил.

Катализ и катализаторы.

Химическая реакция и ее уравнение.

Механизм реакции.

Химическое равновесие.

Элементарный акт химического превращения.

Активированный комплекс и переходное состояние.

Поверхность потенциальной энергии.

Законы сохранения (возникновение понятия, его роль в системе физических понятий, способы измерения и количественного выражения, экспериментальные основы для формулировки закона сохранения, условия выполнения закона, связь закона сохранения с симметрией системы или объекта).

Закон сохранения энергии.

Закон сохранения массы.

Закон сохранения механического момента.

Закон сохранения импульса.

Закон сохранения электрического заряда.

Закон сохранения барионного и лептонного заряда.

Закон сохранения четности.

Законы сохранения и правила отбора (в квантовых переходах и в химических реакциях).

Симметрия (смысл понятия симметрии вообще и ее частных случаев, способы математического описания симметрии, специфика симметричных систем или ситуаций, роль и значение методов симметрии в решении физических или химических задач, методологическое значение симметрийных представлений и подходов).

Проявления симметрии в неорганической и органической природе.

Проявления симметрии в физических явлениях и моделях.

Проявления симметрии в химических явлениях и моделях.

Энергия (смысл понятия энергии, способы ее измерения и количественного выражения, способы изменения энергии системы, источники энергии и их практическая роль, способы преобразования данного вида энергии в другие).

Механическая энергия и ее разновидности.

Тепловая энергия. Превращение теплоты в работу.

Химическая энергия и ее разновидности.

Электрическая энергия.

Ядерная энергия.

Энтропия (смысл понятия энтропии, взаимосвязь с другими физико-химическими понятиями, роль энтропии в характере протекающих процессов, область применимости понятия энтропии, взаимосвязь различных способов выражения энтропии).

Энтропия в классической термодинамике.

Энтропия в статистической механике.

Энтропия в химических превращениях.

Энтропия и информация.

Состояние (смысл понятия, его роль в системе естественно-научных понятий, способы математического выражения, способы экспериментального исследования, методологическая роль понятия в естественных науках).

Состояние в классической механике.

Состояние в статистической механике.

Состояние в квантовой механике.

Состояние в химии.

Строение и структура (смысл понятия структуры, составные части структуры, способы структурирования, способы описания структур, экспериментальные процедуры разложения и сборки структур, взаимосвязь структур в рамках структурных уровней, методологическая роль структурных моделей в естественных науках).

Понятие структуры в математике.

Понятие строения в физических науках.

Понятие строения в химических науках.

Самоорганизация в природных и искусственных системах.

Физические и химические основы жизнедеятельности

Биомеханика.

Энергия и жизнь.

Ферменты и ферментативные процессы в организмах.

Кибернетические системы в живых организмах.

Гомеостаз.

Иммунные системы.

Электричество в живых организмах.

Бионика.

Проблема происхождения жизни.

Эволюционные теории.

Наследственность и мутации.

Искусственный интеллект.

Смежные проблемы (общность и различия видов мыслительной деятельности, принципиальные отличия от естественно-научного способа мышления, специфика областей применимости и решаемых задач, роль в построении естественно-научного мировоззрения, история взаимоотношений).

Наука, пара-наука и псевдо-наука.

Естественные и гуманитарные науки.

Наука и вера.

Наука и культура.

Наука и искусство.

Социальная жизнь ученых.

Научные общества и их роль в развитии науки и образования.

Типы ученых.

Научные премии.

Естественные науки и государство.

Естественные науки и бизнес.

Естественные науки и военное дело.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...