Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

 

Психологический факультет

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению выпускных квалификационных

(дипломных) работ по специальности

Психология»

Казань – 2009

УДК 001.8: 159.9

ББК 73+88

Печатается по решению Секции психолого-педагогических дисциплин

Учебно-методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань)

Т.Н. Васильева, Р.Ф. Сулейманов, А.И. Фукин, Е.Б. Цагарелли, Ю.А. Цагарелли, А.М. Шевцов.

Методические указания по выполнению выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности 030301.65 «Психология»: Вып. 2. – испр. и доп.Метод. указания. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2009. – 64 с.

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры общей психологии.

 

Предназначены в помощь студентам при выполнении выпускных квалификационных (дипломных) работ в области научной и практической психологии. Даны характеристики основных целей и задач квалификационных работ, а также знаний, которые для этого должны быть усвоены. Даются рекомендации по поиску и изучению литературы, написанию теоретической части, планированию и проведению эмпирического исследования, оформлению работы, подготовке и проведению защиты выпускных квалификационных (дипломных) работ.

Могут быть полезны для студентов специальности 030301.65 «Психология», выполняющих выпускные квалификационные (дипломные) работы по психологии, а также для начинающих преподавателей, научных руководителей и рецензентов.

 

 

УДК 001.8: 159.9

ББК 73+88

 

Ó Институт экономики, управления

и права (г. Казань), 2009

Ó Васильева Т.Н., Сулейманов Р.Ф.,

Фукин А.И., Цагарелли Е.Б.,

Цагарелли Ю.А., Шевцов А.М., 2009

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………4

1. ВИДЫ И ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ……………………………..5

1.1. Теоретическое исследование. 5

1.2. Эмпирическое исследование. 8

1.3. Теоретико-экспериментальное исследование. 9

1.4. Экспериментально-теоретическое исследование. 10

1.5. Методическое исследование. 11

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ (ДИПЛОМНЫХ) РАБОТ ПО ПСИХОЛОГИИ.. 12

2.1. Общие требования к ВКР. 12

2.2. Этапы написания ВКР. 14

2.3. Общие рекомендации к выбору темы ВКР. 15

2.4. Составление плана ВКР. 15

2.5. Библиографический подбор и изучение научной литературы по проблеме исследования. 16

3. НАПИСАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ.. 19

4. ПРОВЕДЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ. 22

4.1. Планирование и проведение эмпирического исследования. 22

4.1.1. Выбор темы исследования и определение степени ее актуальности. 23

4.1.2. Постановка проблемы.. 24

4.1.3. Обозначение объекта и предмета исследования. 25

4.1.4. Формулирование гипотез. 27

4.1.5. Определение цели исследования и конкретизация задач исследования. 30

4.1.6. Выбор методов и методик исследования. 31

4.1.7. Организация исследования. 34

4.1.8. Анализ эмпирического материала и интерпретация результатов. 35

4.1.9. Формулирование выводов и оценка полученных результатов (научная значимость и практическая ценность) 39

4.2. Описание эмпирического исследования. 39

5. ОФОРМЛЕНИЕ ВКР. 48

5.1. Титульный лист. 51

5.2. Содержание. 51

5.3. Введение. 51

5.4. Основная часть работы.. 53

5.5. Выводы и предложения. 54

5.6. Заключение. 54

5.7. Список литературы.. 54

5.8. Приложения. 58

6. ЗАЩИТА ВКР. 59

 


Введение

В последние годы был опубликован ряд учебно-методических пособий, содержащих рекомендации по написанию рефератов, выполнению курсовых и дипломных работ (Кузнецов, 1999, 2000; Бережнова, 1999; Голодаева, 2000; Борикова, Виноградова, 2000; Вахрин, 2001; Батаршев, 2002; Карандашев, 2002 и др.). При всехих достоинствах, эти пособия посвящены описанию общих аспектов подготовки квалификационных работ и недостаточно учитывают специфику научной работы по психологии. В частности, в этих пособиях отсутствуют рекомендации по использованию системного подхода.

Данное пособие восполняет этот дефицит. Вместе с тем настоящее учебное пособие направлено на то, чтобы в значительной степени освободить научных руководителей квалификационных работ от необходимости объяснять детали методики и техники их выполнения. Благодаря этому больше внимания может уделяться творческой научной и практической работе студентов.

Учебное пособие поможет в поиске ответов на следующие вопросы:

· Как выбрать тему квалификационной работы?

· Как обосновать актуальность темы исследования?

· Какова структура дипломной работы?

· Как оформлять текст дипломной работы?

 

 


ВИДЫ И ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

В зависимости от цели исследования можно выделить различные виды научно-исследовательской работы студентов. Желательно, чтобы каждый из видов исследовательской работы был освоен студентом в процессе обучения. Обязательным является освоение на первом курсе обзорно-аналитического вида исследования, а на последующих – экспериментально-теоретического.

Для большинства случаев написания выпускной квалификационной работы отдельные типы исследования являются ее обязательными элементами и только в особых случаях допускается защита работы «чистого» типа.

Наиболее распространенными типами выпускной квалификационной работы по специальности «Психология» являются экспериментально-теоретическое и теоретико-экспериментальное исследования.

 

Теоретическое исследование

Эмпирическое исследование

Целью эмпирического исследования является сбор нового эмпирического материала и обоснование приемов его анализа.

Необходимость данного вида исследования бывает связана с появлением новых явлений действительности, которые в силу того, что появились недавно, никак не описаны в науке (например, новые виды деятельности или отношений в обществе). Так, в связи с появлением профессии космонавта появилась необходимость описания психологических особенностей этой деятельности, а развитие рыночных отношений в нашей стране породило огромный пласт исследований предпринимательства в условиях переходных социальных отношений.

В некоторых случаях актуальность эмпирического исследования задается отсутствием достаточно полного описания исследуемого психического явления либо противоречием между эмпирическими данными, полученными разными авторами. Тогда целью работы будет более точное или полное определение характеристик явлений.

В теоретической части такой работы важно уделить внимание обоснованию выбора или построения определенной категориальной системы (номинальной шкалы), в единицах которой осуществляется фиксация и анализ эмпирического материала.

Примерами такого типа исследований могут служить аналитические описания поведенческих реакций животных и детей, контент-анализ текстов свободного описания и т.д. К данному виду исследования относится описание нового феномена, эффекта. Ярким примером может служить «эффект незавершенного действия», выявленный Б.В.Зейгарник. В задачи могут входить выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений и факторов его устойчивости.

 

 

Методическое исследование

Целью такого вида работы является разработка методических средств психологического исследования или психологической диагностики, заключающаяся как в создании абсолютно новых, оригинальных методик, так и в модификации или адаптации уже имеющихся.

Описание новой методики является масштабной задачей, требующей как методической, так и определенной теоретической работы, а именно:

- обоснования необходимости такой разработки на теоретическом уровне;

- создания теоретического понятия, отражающего сущность новой измеряемой психологической величины;

- проведения всех этапов стандартизации теста, обеспечивающих его психометрическую валидность (консистентную и ретестовую надежность, теоретическую и экологическую валидность, оценочные шкалы).

Методическая работа может быть и менее масштабной, касаясь только отдельных сторон психометрической работы. В таком случае не создается новая методика, а модифицируется уже имеющаяся в психологическом арсенале.

Актуальность такой работы может быть связана с:

- необходимостью сокращения громоздкой методики;

- адаптацией методики для нового контингента испытуемых;

- разработкой оценочных шкал;

- повышением точности и надежности измерения, упрощением обработки результатов;

- выдвижением и обоснованием новых параметров анализа результатов методики с доказательством их валидности и т.д.

Особым случаем методической работы является создание новой психокоррекционной методики, имеющей практическое значение. Данный вид работы относится скорее к практико-ориентированному виду работы, а не исследовательскому. Однако актуальность таких работ велика. При создании или модификации коррекционной методики необходимо обеспечить сравнение результатов предлагаемой методики с результатами другой, направленной на аналогичные цели (это возможно за счет организации контрольной группы), а также провести диагностические срезы измеряемых в ходе коррекции параметров до и после коррекционной программы.

В некоторых случаях методическая работа может быть частью эмпирической, теоретико-экспериментальной или экспериментально-теоретической. В таком случае в этих работах выделяется отдельная методическая глава, результаты которой также дают отдельные пункты новизны или выводов.

 

 

Работе)

 

ВКР по психологии является формой итоговой аттестации студентов-психологов за весь период обучения в вузе. Она имеет как обучающую, так и оценочную функцию. При работе над дипломным проектом студент должен проявить умения, уже освоенные им при выполнении курсовых работ.

Тема дипломной работы (ВКР) и план выполнения могут быть предложены научным руководителем, а также самим студентом с обоснованием целесообразности. Она должна быть направлена на решение актуальной исследовательской, прикладной или практической задачи в области научной или практической психологии.

Одно из основных требований – четкое и логичное изложение материала, а также полное соответствие содержания теме.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», а также «по мнению автора» (дипломной работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение эмпирических данных свидетельствует о том, что…», «на основе выполненного анализа можно утверждать…», «проведенные исследования подтвердили…» и т.п.

После выбора темы дипломной работы студент подает на имя заведующего кафедрой заявление с просьбой разрешить ее выполнение и указанием темы и научного руководителя. Закрепление темы, научного руководителя и (если необходимо) консультанта оформляется по предложению заведующего кафедрой распоряжением декана факультета. После утверждения темы вместе с научным руководителем студент составляет задание на выполнение дипломной работы. Оно подписывается студентом, научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой. Задание составляется в двух экземплярах: один выдается студенту, второй остается на кафедре и вместе с дипломной работой представляется к защите.

План выполнения дипломной работы предполагает обстоятельный анализ литературы по проблеме, а также эмпирическое исследование или практическую психологическую деятельность на выборке, обеспечивающей достаточную обоснованность результатов, и использование методик, подтверждающих доказательность выводов.

Целесообразным представляется выполнение дипломного проекта в течение 4 и 5 курсов обучения, таким образом, чтобы курсовая работа на четвертом курсе создала достаточный научный задел, позволила провести пилотажное исследование. Правильно поступают студенты, которые уже на 2, 3 и 4 курсах в своих курсовых проектах ориентируются на возможную тему дипломной работы в будущем и постепенно продвигаются в ее разработке.

По мере написания отдельных глав студент представляет их научному руководителю, исправляет и дополняет дипломную работу в соответствии с его рекомендациями. В установленные сроки студент отчитывается о степени готовности работы перед руководителем, а в необходимых случаях и перед кафедрой.

В ходе выполнения дипломной работы студент опирается на следующие умения, знания и навыки, освоенныеим при выполнении курсовых работ:

· научного анализа литературы по теме исследования,

· выполнения эмпирической научно-исследовательской работы,

· решения проблем в области практической психологии.

Как правило, тема дипломной работы продолжает исследования, проводимые в процессе написания курсовых работ. Однако по сравнению с курсовой работой, дипломная работа отличается комплексным теоретико-экспериментальным характером.

При выполнении эмпирической научно-исследовательской работы студент должен усвоить следующие умения:

· обоснование актуальности и новизны эмпирического исследования;

· определение предмета и объекта эмпирического исследования;

· формулировка цели и задач эмпирического исследования;

· формулировка гипотезы эмпирического исследования;

· планирование эмпирического исследования и прогнозирование достоверности ожидаемых результатов;

· выбор методов и подбор методик для проверки гипотезы эмпирического исследования;

· практическое освоение методики эмпирического исследования как средства решения научно-исследовательской задачи;

· количественная обработка данных эмпирического исследования;

· качественная обработка данных эмпирического исследования;

· полное, стилистически правильное и грамотное описание процесса и результатов эмпирического исследования, убедительность аргументации;

· интерпретация результатов эмпирического исследования;

· формулирование выводов, полученных в результате эмпирического исследования, рекомендаций по их использованию;

· правильное оформление научной работы.

Дипломная работа является результатом самостоятельного исследования студента под руководством преподавателя кафедры психологии. Прикрепление к преподавателям для руководства определяется специализацией и научными интересами студентов. Работа оформляется в виде текста по установленному образцу и представляется для защиты к определенному сроку. Научный руководитель помогает выбрать тему, рекомендует основную литературу по теме; проводит систематические консультации со студентами; проверяет выполнение работы по частями и в целом. Вместе с тем, ответственность за достоверность данных, сделанные выводы, своевременность выполнения работы и правильность оформления возлагается на студента. Роль научного руководителя – это роль консультанта, а не соавтора работы студента.

 

Этапы написания ВКР

Дипломная и курсовая квалификационные работы представляют собой психологическое исследование. Поэтому процесс написания квалификационной работы включает в себя ряд этапов, характерных для психологического исследования.

1. Определение темы и первичная постановка проблемы.

2. Поиск и анализ литературы по изучаемой проблеме.

3. Постановка цели, задач исследования, формулировка гипотез.

4. Планирование исследования, выбор методов и методик.

5. Проведение исследования, сбор эмпирических данных.

6. Первичный анализ данных,их математическая обработка и представление.

7. Обсуждение и интерпретация результатов.

8. Формулировка выводов и обобщений.

 

 

2.3. Общие рекомендации к выбору темы ВКР

Выбор темы и постановка проблемы – начало любого исследования. При выборе темы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать. Темы дипломных работ, как правило, утверждаются на заседании выпускающей кафедры и доводятся до сведения студентов.

При выборе тем следует учесть место прохождения преддипломной практики и место работы (для заочников). Основным критерием при выборе темы дипломной и курсовой работы служит научный и практический интерес студента. В целях усиления связи обучения с практикой и подготовки студента к практической работе кафедра может рекомендовать студентам выполнение заказных тем курсовых работ, по заказам школ, детских садов, больниц, предприятий и организаций. Тема дипломной работы должна быть сформулирована в терминах психологии и из нее вытекать проблема, которая может быть решена методами психологической науки. В названии темы частично может быть обозначена проблема. Например: «Методы психической саморегуляции в психологической помощи работникам пожарной части», «Межличностные отношения в сельской многонациональной школе».

Можно выделить следующие этапы постановки проблемы:

1) выявление недостаточной представленности в научном знании современных реалий;

2) описание проблемы на уровне обыденного языка;

3) формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Таким образом, формулируя тему, мы выделяем проблему и сужаем диапазон ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования. Поэтому приступать к работе можно тогда, когда абсолютно ясна и отчетливо видна ее тема.

 

2.4. Составление плана ВКР

Студент совместно с руководителем составляют примерный график написания дипломной работы. Составляется также примерный план всей работы.

Во введении указывается в основных чертах гипотеза и проблема исследования, цель и конкретные задачи, основные методики исследования, характеристика выборки. Первоначальный рабочий план студент составляет совместно с руководителем. В дальнейшем такой план может уточняться, изменяться, однако основная задача должна оставаться неизменной.

При составлении плана студенту необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ, выбрать необходимые приемы и методы, время выполнения. В творческом исследовании план имеет динамический, подвижный характер.

 

Планирование и проведение эмпирического исследования

Важнейшей частью дипломной работы студента считается эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме) или разработка методики в области практической психологии (направленная на создание или адаптацию какой-либо программы диагностики, консультирования, коррекционной, развивающей работы, психопрофилактики, психологического просвещения). И в том и в другом случае должна быть определенная новизна по сравнению с уже существующим опытом в этой области.

Проект эмпирического исследования или практической психологической работы разрабатывается студентом с помощью научного руководителя. Студент несет ответственность за планирование исследования, адекватность целям работы использованных методов и методик, организацию и проведение сбора и обработки эмпирических данных, за достоверность полученных результатов и доказательность выводов.

Эмпирическое исследование или инновационная работа в области практической психологии должны быть направлены на решение актуальной проблемы. Актуальность характеризуется с практической и научной точек зрения. Практическая актуальность определяется необходимостью поиска новых знаний для решения практической проблемы или важностью разработки методики, имеющей практическую направленность. Научная актуальность – необходимостью решения конкретной научной проблемы в связи с отсутствием определенных знаний, методики исследования в соответствующей области психологии.

Во всех науках исследование производится в одинаковой последовательности, имеющей циклический характер. В самом общем виде это можно представить следующим образом. Начало цикла научного исследования осуществляется с регистрации некоего противоречия и постановки проблемы, часто представленной в форме вопроса. Затем формулируется гипотеза, т.е. предположительный ответ на поставленную проблему. Гипотеза опирается на уже известные факты и носит декларативный характер.

На следующем этапе осуществляется проверка гипотезы, т.е. выявляются факты, которые подтвердили бы или опровергли ее. Эксперимент – это, прежде всего, организация такого исследования, которое удовлетворяет критериям оценки гипотез с точки зрения подкрепления или отвержения причинно-следственных зависимостей. Установление экспериментальных фактов означает сбор эмпирических данных в контролируемых условиях и возможность сравнения их по отношению к разным условиям. При правильной организации исследования неподтверждение гипотезы также означает его результативность, как и ее подтверждение.

В результате соотнесения полученных данных с существующими теоретическими схемами, концепциями, теориями осуществляется интерпретация результатов. Чаще всего последний этап рождает новые гипотезы, что позволяет подвигать исследование дальше.

Ход исследовательской работы можно представить в виде следующей последовательности шагов:

1. Выбор темы исследования и определение степени ее актуальности.

2. Выявление противоречия и постановка проблемы.

3. Обозначение объекта и предмета исследования.

4. Формулировка гипотезы исследования.

5. Определение цели исследования и конкретизация задач исследования.

6. Выбор методов исследования и подбор конкретных методик.

7. Организация исследования.

8. Анализ эмпирического материала и интерпретация результатов.

9. Формулирование выводов и оценка полученных результатов (научная значимость и практическая ценность).

10. Оформление текста работы.

 

Постановка проблемы

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания.

Проблема в науке определяется противоречием в состоянии научного знания. Противоречие в науке может возникнуть в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты. Оно может быть связано с наличием противоположных теоретических объяснений одних и тех же фактов или порождаться недостаточностью научного знания для решения тех или иных практических задач, т.е. наличием «белых пятен» в науке, а также установлением непригодности прежних методов и средств для объяснения обнаруженных явлений.

Обычно теоретическое построение начинается с некоторой общей постановки вопроса, который затем уточняется в серии более разветвленных формулировок, т.е. происходит конкретизация проблемы.

Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:

- возможно более точное разграничение между «проблематичным», противоречивым, искомым или неизвестным, и «непроблематичным» как данным и известным;

- отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы;

- расчленение общей проблемы на ее элементы и упоминание по частным проблемам, а также по их приоритету (см. ниже о постановке целей и задач исследования).

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их самих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования. Если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему и сформулировать ее суть.

Проблемы существенно разнятся по своей масштабности. Одни не выходят за рамки интересов некоторого коллектива (групповые, локальные проблемы), другие затрагивают целые регионы, большие социальные группы и общественные институты (региональные и институциональные проблемы). Наконец, на высшем уровне проблема затрагивает интересы и потребности всего общества в целом.

 

Формулирование гипотез

При планировании исследования формулируется рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после анализа которого гипотеза уточняется. Общая гипотеза определяется целью всего исследования. Кроме этого формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных методов научной психологии. Для этого понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Доказательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов.

Гипотеза – главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике. В широком смысле слова под гипотезой подразумевают любое предположение, допущение, предсказание или догадку, истинность или ложность которого неизвестна, но может быть проверена опытным путем (эмпирически). Гипотеза должна содержать утверждение, которое является полным или частичным решением или объяснением проблемной ситуации, возникшей в науке. Если знания, которыми мы располагаем, не позволяют объяснить данные наблюдений, возникают новые предположения – гипотезы. Таким образом, гипотеза выполняет прогностическую функцию, роль объединяющего звена между известным и неизвестным.

Первоначальные подходы к решению научной проблемы еще не представляют гипотезы, их можно назвать догадками. Не любое предположение может являться гипотезой, а только такое, которое имеет логическое обоснование, опирающееся на уже доказанные положения, законы, факты. В гипотезе имеется ранее известное знание в форме предпосылки и новое знание, связь между которыми осуществляется в виде предположения. Предположение выражается в виде проблематичных суждений, истинность которых еще не доказана, но имеет большую долю вероятности быть подтвержденной в эксперименте. Обычно гипотеза входит в состав некоторой теоретической системы, поэтому в ней должен подразумеваться логический вывод гипотетических предположений именно из такой системы. Автор гипотезы должен быть готовым ответить на вопрос о том, что подтолкнуло его к высказанному предположению.

В психологическом исследовании гипотеза – это обоснованное предположение о структуре психологических объектов, характере связи между изучаемыми психологическими явлениями и возможных подходах к решению психологических проблем. Формулирование общей гипотезы по предмету исследования происходит на основе предварительного анализа объекта. Психологические гипотезы – предположения, сформулированные относительно психологических явлений в рамках использования тех или иных теоретических представлений. Поэтому для постановки гипотезы необходимо занять собственную теоретическую позицию, с точки зрения которой будет формулироваться гипотеза, определить основные понятия и сформулировать предположение, а затем операционализировать его. Проверка выводных гипотез возможна лишь в том случае, если все термины, в которых они формулируются, были подвергнуты эмпирической интерпретации.

Сформулируем некоторые общие требования, которым должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежащая прямой эмпирической проверке.

1) Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема. Необходимо осуществить выбор прямых показателей каждой из выделенных характеристик, т.е. переход к операционным уточнениям: какими конкретными методами и техническими приемами следует (можно) зафиксировать выделенные свойства (например, удовлетворенность работой и отдельными ее составляющими).

2) Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Иными словами, гипотеза должна быть согласована с наиболее фундаментальными, хорошо проверенными знаниями, каковыми являются принципы, законы и теории науки.

Например, гипотеза – «чем более разнообразен труд, тем больше удовлетворенности работой» – должна быть отброшена, ибо противоречит имеющимся в психологии данным. Известно, что при определенном психофизическом типе личности именно однообразная и монотонная работа доставляет удовлетворение, а разнообразная – нет. Другая гипотеза – «функциональное содержание труда (т.е. включая степень монотонности и разнообразия работы) – детерминирует удовлетворенность работой» – не противоречит этим сведениям и может быть принята для проверки.

3) Из предыдущего правила вытекает требование простоты гипотезы. Она не должна обрастать целым лесом всевозможных допущений и ограничений, лучше исходить из максимально простого и общего основания.

4) Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования. Хотя это требование очевидно, оно нередко нарушается.

5) Гипотеза не может быть оценена как ложная или истинная, поскольку является проблемным утверждением, можно говорить лишь о корректности или некорректности гипотезы по отношению к предмету исследования.

6) Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы в самой ее формулировке можно было найти способ ее проверки в конкретном исследовании. Это требование подводит итог всем предыдущим. Оно предполагает, что в формулировке гипотезы не должно быть неясных терминов. Четко обозначенная ожидаемая связь событий, проверка предположения не вызывает трудностей со стороны методов и организационных возможностей.

Перечисленные выше формальные требования делают гипотезу «хорошей» лишь при условии, что содержание ее не тривиально и не сводится к суждениям здравого смысла, по типу: «Если в чай положить сахар, то чай станет сладким».

И еще один момент. Любой эксперимент можно сравнить с игрой, а в игре всегда есть возможность либо выигрыша, либо проигрыша. Аналогично, если нет возможности сформулировать опровержение, высказав возможность получения противоречащих опытных данных, значит сформулированное высказывание не может иметь статус гипотезы.

Организация исследования

Для осуществления исследования необходимо правильно организовать сбор экспериментального материала и решить ряд технических вопросов.

Во-первых, правильно подобрать контингент испытуемых, которые бы соответствовали по своим психологическим и социально-демографическим параметрам целям исследования.

Во-вторых, обеспечить необходимый уровень и качество мотивации испытуемых к участию в исследовании.

В-третьих, осуществить обоснованный выбор методического инструментария.

В-четвертых, четко определить процедуру сбора материала и сохранять ее стандартной в процессе всего исследования.

В-пятых, продумать формы фиксации эмпирических данных, удобные как для осуществления в процессе сбора материала, так и для дальнейшей обработки данных.

Необходимо внимательно подходить к составлению выборки испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты.

Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции. При этом переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется. Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей,а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необходимо правильно распределить относительно разных условий исследования, важно обеспечить эквивалентность экспериментальной и контрольной групп.

Численность выборки испытуемых для эмпирического исследования или практической психологической работы должна обеспечивать доказательность положений, которые защищаются в работе. В зависимости от целей и возможностей она может быть от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) в большинстве экспериментальных исследований варьирует от 1 до 100. Исходя из методов математической обработки, рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек, поскольку при таком количестве испытуемых коэффициенты корреляции выше 0.35 значимы при р = 0,05.

Если для обработки данных используется факторный анализ, то существует простое правило: надежные факторные решения можно получить лишь в том случае, когда количество испытуемых не менее чем в 3 раза превышает число регистрируемых параметров. Кроме того, целесообразно увеличение количества испытуемых, по крайней мере на 5-10 %, поскольку часть из них будет отбракована в ходе исследования (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали отклоняющиеся результаты).

Важно правильно спланировать время, место и обстоятельства экспериментальной работы, скорректировать их в зависимости от реальных условий. Испытуемые не должны быть озабочены срочными делами и чрезмерным дефицитом времени для выполнения задания. Их не должны отвлекать посторонние раздражители.

Студент-исследователь должен уметь установить такой доверительный рабочий контакт с изучаемым человеком, при котором может быть получена достоверная информация. Доверие испытуемого к тому, что его ответы и действия будут использоваться только в научных целях, уважение к исследователю будут этому значительно способствовать. На этом этапе работы необходимо соблюдение норм профессиональной этики психолога.

Для ус<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...