Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретико-экспериментальное исследование

Такие работы должны содержать, во-первых, собственные теоретические разработки автора, предлагающего новые схемы, модели осмысления уже имеющихся в науке данных, которые лучше описывают или объясняют те или иные психологические явления. Во-вторых, содержать эмпирическую проверку следствий из той теоретической модели, которую предлагает автор.

Теоретическая часть работы является результатом самостоятельного теоретического поиска автора и не сводится к реферату на избранную тему. Цитирование научных источников, пересказ результатов исследований других авторов включен в текст лишь постольку, поскольку позволяет автору развернуть дискуссию с другими авторами, изложить свою позицию и ее отличие от позиции других авторов, показать новый взгляд на приводимые в обзоре факты и его преимущества. Особое значение приобретает умение высветить основные линии научной дискуссии по данной проблеме, изложить существующие эмпирические сведения и теоретические позиции в логике противопоставления основных оппонентных научных подходов, в логике смены аргументов и контраргументов, тезисов и антитезисов реальной или потенциальной научной дискуссии.

Эмпирическая часть содержит экспериментальную проверку выдвинутых теоретических предположений на конкретном экспериментальном материале. Здесь чрезвычайно важна корректная операционализация теоретической гипотезы и экспериментальной, обоснование того, что ожидаемые результаты действительно могут быть необходимы и достаточны для проверки, подтверждения или отвержения гипотезы. Предэкспериментальная гипотеза должна формулироваться дважды: на языке теории и на языке избранной экспериментальной методики. После проведения экспериментального исследования необходим также обратный переход – от частных результатов к их общетеоретическому смыслу (теоретическая интерпретация результатов).

Теоретическая и эмпирическая части работы должны быть приблизительно равны по объему.

Примерами целей теоретико-экспериментального исследования могут быть:

1. Создание классификации, типологии. Здесь предполагается поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых ею.

2. Открытие новой (другой) природы явления. При этом исследователь очерчивает класс явлений и, отмечая недостаточность объяснения их сущности, вводит новые термины, связывая их между собой.

3. Обобщение выявленных эмпирических фактов.

 

Экспериментально-теоретическое исследование

Данный тип исследования характеризуется небольшой теоретической частью (не более 1/3 от основного текста), основной целью которой является направленная и четко сфокусированная постановка проблемы исследования. Автор определяет основные понятия собственного исследования, указывая ту теоретическую традицию их употребления, которой он придерживается в данной работе, указывает на основные наиболее близкие именно к конкретной теме исследования источники и проводит подробный анализ только тех, которые подводят автора к выявлению именно той проблемы, которой посвящено его собственное исследование. Аргументировано и детально осуществляется выдвижение гипотезы собственного исследования, обосновывается выбор метода исследования и конкретных методик. Формулировка гипотезы должна быть дана на языке конкретной методики.

Описание методик исследования, аппаратуры необходимо для воспроизводимости эксперимента. Однако, если используются готовые методики, подробное описание которых имеется в опубликованной литературе, необходимо лишь дать ссылку на источник и подробно остановиться лишь на тех деталях методики, которые были модифицированы.

Большое значение имеет план эксперимента, который содержит указание:

- на его стратегию (лонгитюдная, сравнительная, формирующая и т.д.),

- зависимые (контролируемые) и независимые регистрируемые переменные,

- устраняемые факторы,

- назначение отдельных серий и блоков экспериментального плана,

- описание характера ожидаемых экспериментальных данных,

- обоснование используемого метода обработки эмпирических данных, применяемых статистических критериев для проверки гипотез.

Полученные результаты должны быть приведены полно и описаны непредвзято с тем, чтобы эксперт имел возможность интерпретировать их самостоятельно и независимо от авторской позиции.

Примерами целей данного вида исследования могут быть:

1. Выявление взаимосвязи психических явлений. Тогда в результате исследования определяется характер этих взаимосвязей (теснота, устойчивость, направленность), целостная структура взаимосвязей; место той связи, которая находится в центре внимания среди совокупности других.

2. Изучение возрастной динамики явлений (процессов роста, созревания, развития).

3. Выяснение различий между группами испытуемых, выделенных соответственно определенному признаку (пол, профессия, этническая принадлежность и т.д.).

 

Методическое исследование

Целью такого вида работы является разработка методических средств психологического исследования или психологической диагностики, заключающаяся как в создании абсолютно новых, оригинальных методик, так и в модификации или адаптации уже имеющихся.

Описание новой методики является масштабной задачей, требующей как методической, так и определенной теоретической работы, а именно:

- обоснования необходимости такой разработки на теоретическом уровне;

- создания теоретического понятия, отражающего сущность новой измеряемой психологической величины;

- проведения всех этапов стандартизации теста, обеспечивающих его психометрическую валидность (консистентную и ретестовую надежность, теоретическую и экологическую валидность, оценочные шкалы).

Методическая работа может быть и менее масштабной, касаясь только отдельных сторон психометрической работы. В таком случае не создается новая методика, а модифицируется уже имеющаяся в психологическом арсенале.

Актуальность такой работы может быть связана с:

- необходимостью сокращения громоздкой методики;

- адаптацией методики для нового контингента испытуемых;

- разработкой оценочных шкал;

- повышением точности и надежности измерения, упрощением обработки результатов;

- выдвижением и обоснованием новых параметров анализа результатов методики с доказательством их валидности и т.д.

Особым случаем методической работы является создание новой психокоррекционной методики, имеющей практическое значение. Данный вид работы относится скорее к практико-ориентированному виду работы, а не исследовательскому. Однако актуальность таких работ велика. При создании или модификации коррекционной методики необходимо обеспечить сравнение результатов предлагаемой методики с результатами другой, направленной на аналогичные цели (это возможно за счет организации контрольной группы), а также провести диагностические срезы измеряемых в ходе коррекции параметров до и после коррекционной программы.

В некоторых случаях методическая работа может быть частью эмпирической, теоретико-экспериментальной или экспериментально-теоретической. В таком случае в этих работах выделяется отдельная методическая глава, результаты которой также дают отдельные пункты новизны или выводов.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...