Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обозначение объекта и предмета исследования

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект психологического исследования – это то, на что направлен процесс познания (исследуемое психологическое явление: процесс, состояние, свойство, отношение, сознание, особенности личности или деятельности).

Помимо объекта выделяется также предмет изучения или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект – то, что содержит противоречие, постольку предмет – это те его свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают данное противоречие.

Объект исследования - это фрагмент изучаемой реальности: индивид, группа людей (дошкольники, младшие школьники, подростки, учащиеся 8-9 классов, подростки с девиантным поведением, консультант, консультируемые и т.д.). Предметом исследования становятся определенные стороны или отношения объектов, психические процессы, состояния или свойства людей, функции и характеристики отдельных психических явлений, связи и влияние их друг на друга. В качестве предмета исследования может выступать, например, самооценка младших школьников, тогда объектом исследования будет группа младших школьников.

Объектом исследования может быть не только тип индивидов или групп, но также определенные формы поведения, деятельности людей (или животных), психические явления (процессы, состояния, свойства). Например, самооценка младшего школьника может быть объектом исследования. В таком случае предметом исследования могут стать факторы формирования его самооценки. Если объект исследования - учебная деятельность школьника, процесс психического развития на определенной возрастной ступени, то предметом исследования могут стать определенные психологические факторы, механизмы, закономерности. Если объектом исследования являются психические процессы, то предметом могут стать структура, взаимосвязи, механизмы. Если объектом исследования будут психические состояния, то предметом его будут их проявления, причины, механизмы возникновения, последствия. Если объектом исследования оказываются психические свойства, то предметом его могут стать индивидуальные особенности, проявления, факторы и механизмы развития, связь с другими свойствами. Таким образом, понятия предмета и объекта психологического исследования относительны и характеризуются только во взаимной связи.

 

Примерами объекта и предмета психологического исследования могут быть следующие формулировки:

1) Объект: развитие самоотношения как компонента самосознания у дошкольников.

Предмет: влияние оценок родителей на развитие самоотношения у дошкольников.

2) Объект: психологические особенности младших школьников.

Предмет: Динамика психологических особенностей младших школьников в условиях разных образовательных технологий.

3) Объект: развитие кратковременной памяти.

Предмет: развитие кратковременной памяти в процессе обучения скорочтению.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования, именно на него и направлено основное внимание. Именно предмет исследования определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

В процессе анализа при расчленении на элементы можно преобразовать объект в предмет изучения. Дальнейшее исследование предмета является, по существу, «моделированием» проблемы. Анализ и детализация, в частности, выяснение того, что известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования, и позволяет сформулировать проблему.

 

Например, приступая к изучению некоторых аспектов поведения личности, мы, прежде всего, обращаемся к литературе в поисках ответа на вопросы: какова структура личности? Каковы объективные (социальные) и субъективные (личностные) механизмы поведения? Какие противоречия обнаруживаются в интерпретации регуляционных механизмов? Каковы возможные объяснения этих противоречий?

Мы находим, например, что, согласно одним научным данным, ценностные ориентации личности рассматриваются как важнейшие регуляторы ее поведения, согласно другим – фиксируется явное противоречие между ориентациями и реальными поступками. Постепенно выявляется проблема.

Уточняя ключевые понятия, в том числе понятие «ценностные ориентации», мы находим далее, что это весьма общий конструкт, который, в сущности, представляет обобщение многообразных, более частных феноменов социально-психологической регуляции. Продолжая следовать такой логике, мы развертываем систему гипотез, которые опираются на имеющиеся теоретические и экспериментальные данные, и в конце концов формулируем общую гипотетическую «модель» изучаемого процесса. Только теперь начинаются поиски подходящего социального объекта для проверки теоретической модели: поведение в какой именно сфере, каких именно социальных групп, в каком именно отношении и т.п. лучше всего обследовать для проверки выдвинутых гипотез?

 

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия. Постановка такого вопроса – источник выдвижения рабочих гипотез.

Формулирование гипотез

При планировании исследования формулируется рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после анализа которого гипотеза уточняется. Общая гипотеза определяется целью всего исследования. Кроме этого формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных методов научной психологии. Для этого понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Доказательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов.

Гипотеза – главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике. В широком смысле слова под гипотезой подразумевают любое предположение, допущение, предсказание или догадку, истинность или ложность которого неизвестна, но может быть проверена опытным путем (эмпирически). Гипотеза должна содержать утверждение, которое является полным или частичным решением или объяснением проблемной ситуации, возникшей в науке. Если знания, которыми мы располагаем, не позволяют объяснить данные наблюдений, возникают новые предположения – гипотезы. Таким образом, гипотеза выполняет прогностическую функцию, роль объединяющего звена между известным и неизвестным.

Первоначальные подходы к решению научной проблемы еще не представляют гипотезы, их можно назвать догадками. Не любое предположение может являться гипотезой, а только такое, которое имеет логическое обоснование, опирающееся на уже доказанные положения, законы, факты. В гипотезе имеется ранее известное знание в форме предпосылки и новое знание, связь между которыми осуществляется в виде предположения. Предположение выражается в виде проблематичных суждений, истинность которых еще не доказана, но имеет большую долю вероятности быть подтвержденной в эксперименте. Обычно гипотеза входит в состав некоторой теоретической системы, поэтому в ней должен подразумеваться логический вывод гипотетических предположений именно из такой системы. Автор гипотезы должен быть готовым ответить на вопрос о том, что подтолкнуло его к высказанному предположению.

В психологическом исследовании гипотеза – это обоснованное предположение о структуре психологических объектов, характере связи между изучаемыми психологическими явлениями и возможных подходах к решению психологических проблем. Формулирование общей гипотезы по предмету исследования происходит на основе предварительного анализа объекта. Психологические гипотезы – предположения, сформулированные относительно психологических явлений в рамках использования тех или иных теоретических представлений. Поэтому для постановки гипотезы необходимо занять собственную теоретическую позицию, с точки зрения которой будет формулироваться гипотеза, определить основные понятия и сформулировать предположение, а затем операционализировать его. Проверка выводных гипотез возможна лишь в том случае, если все термины, в которых они формулируются, были подвергнуты эмпирической интерпретации.

Сформулируем некоторые общие требования, которым должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежащая прямой эмпирической проверке.

1) Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема. Необходимо осуществить выбор прямых показателей каждой из выделенных характеристик, т.е. переход к операционным уточнениям: какими конкретными методами и техническими приемами следует (можно) зафиксировать выделенные свойства (например, удовлетворенность работой и отдельными ее составляющими).

2) Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Иными словами, гипотеза должна быть согласована с наиболее фундаментальными, хорошо проверенными знаниями, каковыми являются принципы, законы и теории науки.

Например, гипотеза – «чем более разнообразен труд, тем больше удовлетворенности работой» – должна быть отброшена, ибо противоречит имеющимся в психологии данным. Известно, что при определенном психофизическом типе личности именно однообразная и монотонная работа доставляет удовлетворение, а разнообразная – нет. Другая гипотеза – «функциональное содержание труда (т.е. включая степень монотонности и разнообразия работы) – детерминирует удовлетворенность работой» – не противоречит этим сведениям и может быть принята для проверки.

3) Из предыдущего правила вытекает требование простоты гипотезы. Она не должна обрастать целым лесом всевозможных допущений и ограничений, лучше исходить из максимально простого и общего основания.

4) Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования. Хотя это требование очевидно, оно нередко нарушается.

5) Гипотеза не может быть оценена как ложная или истинная, поскольку является проблемным утверждением, можно говорить лишь о корректности или некорректности гипотезы по отношению к предмету исследования.

6) Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы в самой ее формулировке можно было найти способ ее проверки в конкретном исследовании. Это требование подводит итог всем предыдущим. Оно предполагает, что в формулировке гипотезы не должно быть неясных терминов. Четко обозначенная ожидаемая связь событий, проверка предположения не вызывает трудностей со стороны методов и организационных возможностей.

Перечисленные выше формальные требования делают гипотезу «хорошей» лишь при условии, что содержание ее не тривиально и не сводится к суждениям здравого смысла, по типу: «Если в чай положить сахар, то чай станет сладким».

И еще один момент. Любой эксперимент можно сравнить с игрой, а в игре всегда есть возможность либо выигрыша, либо проигрыша. Аналогично, если нет возможности сформулировать опровержение, высказав возможность получения противоречащих опытных данных, значит сформулированное высказывание не может иметь статус гипотезы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...