Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАЩИТА ВКР (выпускной квалификационной работы)

Важный этап подготовки дипломной работы - ее предзащита, которая проводится на заседании кафедры. Для предзащиты необходимо наличие чернового текста работы. Студент докладывает о проделанной работе и основных результатах, отвечает на вопросы присутствующих. Высказанные замечания и рекомендации учитываются при дальнейшей подготовке работы к защите и окончательной доработке текста.

После написания всей работы необходимо еще раз провести литературную правку, редактирование текста, устранить орфографические, пунктуационные ошибки и опечатки. Особое внимание необходимо уделить тщательной проверке правильности приведенных фактических и цифровых материалов. Ошибки и опечатки в них недопустимы, так как свидетельствуют о научной недобросовестности и приводят к искажению результатов и выводов.

Завершенная и тщательно выверенная дипломная работа подписывается студентом и консультантом на титульном листе и представляется научному руководителю. Он готовит письменный отзыв, в котором дает общую характеристику проведенной работы, а также оценивает студента с точки зрения его научной и практической квалификации, проявленной при выполнении дипломного проекта. При этом руководитель отмечает, в какой мере студент обнаружил профессиональные умения научно-исследовательской и практической психологической деятельности: самостоятельность в поиске и анализе литературы, в постановке целей и задач исследования, в подборе и освоении адекватных методик эмпирического исследования, в организации и проведении исследования, в обработке и анализе эмпирических результатов. При этом научным руководителем должны оцениваться не представленная дипломная работа, а профессиональные качества студента-дипломника как психолога, такие как:

- владение методологическими и методическими умениями научно-исследовательской и практической психологической деятельности,

- самостоятельность в работе над проектом,

- ответственность, добросовестность и исполнительность в работе,

- отношение к выполнению проекта,

- проявление умений планирования и организации исследования,

- проявление умений сбора эмпирических данных,

- проявление умений в обработке и интерпретации полученных данных.

Руководитель оценивает соответствие представленной работы требованиям, предъявляемым к дипломным работам, и принимает решение о допуске ее к защите. В отдельных случаях для допуска к защите считается достаточной виза руководителя на титульном листе работы.

Затем работа вместе с отзывом представляется на кафедру, где решается вопрос о допуске дипломной работы к защите, и назначаются рецензенты. При положительном решении заведующий кафедрой подписывает работу на титульном листе и направляет ее на внешнее (специалистам из других учреждений) или внутреннее (другие кафедры) рецензирование. Рецензентами могут быть квалифицированные специалисты, компетентные в проблеме, рассматриваемой в работе.

При подготовке к защите дипломной работы студент составляет тезисы выступления, оформляет наглядные пособия, продумывает ответы на замечания рецензента. Планируя выступление, важно предусмотреть, чтобы в нем кратко, но достаточно ясно и полно были представлены следующие основные пункты:

1. Общий обзор теоретической части с характеристикой существующих подходов и предшествующих исследований в этой области.

2. Цель и задачи исследования, его новизна.

3. Общий план исследования, характеристика выборки.

4. Методы и методики (известные методики достаточно назвать и кратко охарактеризовать используемые количественные и качественные показатели, не вдаваясь в детали процедуры).

5. Процедура обработки данных (если использовалась оригинальная или малоизвестная методика).

6. Основные результаты исследования. Этот раздел лучше структурировать в соответствии с последовательностью задач исследования.

7. Выводы.

Каждый из разделов должен быть освещен в выступлении пропорционально его значимости. При этом особое внимание должно быть обращено на наиболее существенную информацию. При подготовке выступления студенту рекомендуется предварительно вслух проговорить выступление, провести его хронометраж, чтобы скорректировать объем доклада.

Типичные ошибки выступления, которых следует избегать студенту-дипломнику:

1) чрезмерно обстоятельно доказывается актуальность исследования;

2) слишком много места отводится теоретическому обзору проблемы на основе изучения литературы, при этом остается недостаточно времени на описание эмпирического исследования;

3) не остается времени на изложение выводов по проведенной работе.

Защита дипломной работы проходится на открытом заседании Государственной Аттестационной Комиссии (ГАК). В состав ГАК включаются ведущие преподаватели вуза. На заседание ГАК приглашаются студенты, преподаватели, специалисты других учреждений. График и последовательность всех защит составляется и обнародуется заранее. Перед защитой секретарь ГАК передает дипломную работу и другие документы ее председателю. После этого дипломник получает слово для выступления, на которое ему отводится обычно 10-12 минут (конкретные требования определяет кафедра). Он докладывает основные положения работы, характеризует актуальность темы, теоретические и методологические положения исследования, его методы и результаты, выводы и возможности практического применения. Особое внимание необходимо сосредоточить на собственных разработках и положениях, выносимых на защиту.

Умение правильно выбрать наиболее важную информацию, распределить по времени ее представление служит существенным критерием при оценке дипломной работы членами аттестационной комиссии.

Для наглядности и убедительности защиты основных положений дипломной работы студенту рекомендуется использовать иллюстративный материал, представляющий основные графические и цифровые данные, полученные в ходе исследования. Это могут быть рисунки на прозрачной пленке, проецирующиеся на экран, или распечатки таблиц и рисунков в количестве, достаточном для членов экзаменационной комиссии и слушателей, присутствующих на защите.

После выступления студент отвечает на вопросы членов комиссии и всех присутствующих на защите. Ответы на вопросы должны быть краткими, по существу поставленного вопроса. При ответах он должен проявить компетентность в проблеме, владение материалом работы, что учитывают члены аттестационной комиссии. За достоверность информации и обоснованность выводов работы ответственность несет дипломник.

Далее оглашается отзыв научного руководителя и зачитывается рецензия на работу, подготовленная компетентным специалистом. Научный руководитель и рецензент имеют право лично выступить на защите. После этого студенту предоставляется слово для ответов на замечания, содержащиеся в рецензии и выступлениях слушателей, присутствующих на защите.

После окончания защиты всех студентов члены ГАК на закрытом заседании обсуждают результаты защиты дипломных работ, оценивают их с учетом качества подготовленной работы и процесса защиты.

 

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бурдин К.С., Веселов Л.В. Как оформить научную работу. – М.: Высшая школа, 1973.

2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 287 с.

3. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. – М.: Ось-89, 1997. – 96 с.

4. Куликов Л.В. Методология и методы психологического исследования. – СПб.: ЛГОУ, 1999. – 100 с.

5. Методические указания по написанию курсовых работ. ИЭУиП. Экономический факультет. Сост. Вахитов Д.Р. и др. – Казань: Изд-во «Таглимат», 1999. – 24 с.

6. Научные работы. Методика подготовки и оформления. Сост. Кузнецов П.Н. – Минск: Амалфея, 1998.

7. Петрушин С.В., Салихова Н.Р. Руководство по выполнению курсовой и дипломной работы по психологии. КГУ. Кафедра психологии. – Казань: Изд-во КГУ, 2000. – 27 с.

8. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: Мысль, 1999. – 210 с.

9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. – М.:Наука, 1987. – 356 с.

 

 


Приложение 1

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...