Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические и теоретические истоки

  1. Согласно марксизму в Германии должна произойти социалистическая революция, т.к. страна является развитым капитализмом
  2. Согласно либерализму - должна наступить демократизация, т.к. образовательный уровень высок
  3. На деле имеет место наступление фашизма

Идейные истоки: К.Маркс и З. Фрейд

Цель теории

• Проанализировать пути развития современного общества,

• Найти способы построения общества без господства, обеспечивающего эмансипацию человека.

3. Понятие традиционной и критической теории

Традиционная теория – это позитивизм, который, опираясь на эмпирию, лишь удваивает мир путем его описания.

Истинная теория должна менять общество в направлении эмансипации человека.

Критическая теория как метод

  1. Устанавливает несоответствие общества некоторому идеалу (ценности)

2.Исходя из ценностных суждений (п. 1) критическая теория изображает общество как негативную целостность

3. Опираясь на анализ существующего порядка (п.2) как негативной целостности, критическая теория предлагает пути улучшения общества в форме утопии

4 .Опираясь на анализ тенденций изменения общества в более свободное состояние (п.3) критическая теория должна заняться собой, то есть следить, чтобы ее категории не стали бы описательными, конформными и консервативными по отношению к существующему порядку.

Таким образом, кр. теория: изучает существующие общественные отношения и тенденции развития общества.

раскрывает сущность общества, полагая ее в процессе трансформации, а не в статичном состоянии.

не может быть завершена, так как иначе перестанет быть критической.

4. Влияние франкфуртской школы на общество

• В отличие от системно-теоретической традиции, социология франкфуртской школы, как и марксизм, не является академичной. Эта социология одновременно является политической теорией и влиятельной идеологией.

• Влияние на современное общество, его демократизацию и эмансипацию: идейный источник студенческого и молодежного движения 1968 года. Г. Маркузе - лидер новых социальных движений 1968 г.

 

16. Анализ проблем современного общества Ю. Хабермасом. Коммуникативное действие и коммуникативная рациональность. Двухкомпонентная теория общества (диалектика «жизненного мира» и «системы»). Теория социальной эволюции

Анализ проблем современного общества Ю. Хабермасом

Юрген Хабермас в своих книгах выделил 3 основные проблемы современного общества:

1) Общественность возникла из отделения общества от государства и выполняла функцию контроля над государством (служила спонтанному, неформальному; небюрократизированному выражению сокровенных, изменяющихся интересов, чаянии, целей как можно большего числа граждан). В период позднего капитализма эта функция утрачена. Поэтому нужны периодические изменения структур общественности - их динамизм должен стать законом общественной жизни (Книга “Структурные изменения общественности” , 1962 - существенно обновил идеи демократии и "гражданского общества").

2) Вместо классового сознания возник компромисс классов. Социальная интеграция нарушена, старая идентичность исчезает, а новая не найдена; социокультурная система не способна гибко реагировать на изменения ценностей (Книга “Проблемы легитимации позднего капитализма” , 1973: анализирует кризисные явления западного общества, в первую очередь европейского, но также и американского).

3) Обществу угрожает не эксплуатация (по Марксу) или идеология (Критическая теория в период фашизма), аодносторонняя рационализация и бюрократизация всех сфер жизни, т. е. овеществление (Книга “Проблемы легитимации позднего капитализма” , 1973).

Идеал Хабермаса – "свободная от господства коммуникация, призванная заменить идею «человеческого достоинства»". Философия, центральным понятием которой является понятие "коммуникативной рациональности", отвечает, по мнению Хабермаса, двум главным потребностям современного общества – потребности в индивидуальной и групповой свободе.

 

Коммуникативное действие и коммуникативная рациональность.

Теория коммуникативного действия.

Цель теории – теоретическое решение проблемы колонизации жизненного мира системой (дебюрократизация общества).

Том 1. «Рациональность действия и рационализация общества»

Центральный тезис книги – односторонняя рациональность Западной культуры. Односторонней рациональности соответствуют социологическое понятия действия, которому Хабермас противопоставляет свое понятие коммуникативного действия.

Том 2. «К критике функционального разума»

Заголовок напоминает о работе Хоркхаймера «Критика инструментального разума» (1947). Согласно Хоркхаймеру, инструментальный разум служит для манипулирования людьми. В настоящее время господствует миф «целерациональности».

Хабермас намерен проанализировать рационализацию (овеществление) современности, чтобы выяснить, почему социальное государство становится неустойчивым, и разработать новую теорию современности.

Логика теории: Области реальности и типы социального действия

Объективный мир (природа) Целерациональное (телеологическое) действие
социальный мир нормативное действие
субъективный (внутренний) мир драматургическое действие (самопрезентация)
все три области коммуникативное действие

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...