Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медицина Нового времени: медико-биологическое направление

(XVIII – начало XX в.)

План занятия

1. Характеристика эпохи (1640 – 1918 гг.)

2. Развитие медико-биологических дисциплин.

 

1. Характеристика эпохи (1640 – 1918 гг.)В современной исторической науке Новое время отождествляется с периодом утверждения и развития капиталистических отношений. Рубеж между Средневековьем и Новым временем – 1640 г. – год Английской буржуазной революции, оказавшей влияние на ломку феодальных отношений в Европе. Рубежом между Новой и Новейшей истории является 1918 г. – год окончания Первой мировой войны.

Характерной чертой эпохи являлось развитие колониальной экспансии и создание колониальной системы. В Новой истории превалировали буржуазные отношения.

Развитие капиталистических отношений требовал развития естественно-научных знаний. Этому способствовало влияние французского материализма XVIII в.

Проанализируйте естественнонаучные открытия конца XVIII – XIX вв.и их влия­ние на развитие медицины.

Акцентируйте внимание на важнейших из них:

А) Теории клеточного строения живых организмов.

Б) Законе сохранения и превращения энергии.

В) Эволюционном учении.

Обратите внимание, что в Новой истории развитие наук приобретает интернациональный характер, идет дифференциация медицинских дисциплин.

2. Развитие медико-биологических дисциплин.Рассмотрение вопроса начните с определения понятия «медико-биологические дисциплины».

При ответе на вопрос используйте следующий план:

1. Развитие научной анатомии.

2. Общая патология.

3. Эмпирическая и экспериментальная микробиология.

4. Успехи физиологии и экспериментальной медицины

1. Главная черта эпохи Нового времени – утверждение анатомических вскрытий в преподавании медицины.

Охарактеризуйте учебники анатомии Г. Бидлоо, Ф. Рюйша. В чем их принципиальное отличие от предшествующего периода?

В Новое время происходит дифференциация анатомии. В качестве самостоятельных дисциплин выделяются гистология, эмбриология, антропология.

Охарактеризуйте развитие отечественных анатомических исследований. Используя следующий план, раскройте вехи истории анатомии:

А) Роль императора Петра I в развитии анатомических исследований, основание Кунстка­меры и её первоначальные функции;

Б) Первый отечественный атлас анатомии (М. И. Шеин);

В) П. А. Загорский и его труд «Сокращенная анатомия».

Г) Вклад И. В. Буяльского и Н. И. Пирогова в развитие анатомии;

Д) Д. Н. Зернов и изучение анатомии ЦНС;

Е) П. Ф. Лесгафт и становление отечественной науки о физиче­ском воспитании.

2. Развитие общей патологии можно разделить на 2 периода:

А) Макроскопический период, связанный с зарождением патологической анатомии, органопатологии и тканевой патологии, связанный с деятельностью Дж. Морганьи и К. Биша.

Б) Микроскопический период, связанный с появлением гуморальной (К. Рокитанский) и целлюлярной (Р. Вирхов) теории патологических процессов.

В России становление патологической анатомии и физиологии связано с деятельностью А. И. Полунина и В. В. Пашутина.

3. Эмпирическая и экспериментальная микробиология находится в неразрывной связи с развитием микроскопической техники.

Эмпирический период развития дисциплины посвящен поиску методов борьбы с особо опасными инфекциями, и связан с деятельностью Эд. Дженнера,

Лишь в середине XIX в. на смену эмпирическому периоду пришел экспериментальный, связанный с деятельностью Л. Пастера.

Во второй половине XIX в. сформировалось учение о защитных силах организма:

А) Клеточная (фагоцитарная) теория им­мунитета И. И. Мечникова;

Б) Гуморальная теория иммунитета П. Эрлиха.

Особое значение имело развитие бактериологии: (Р. Кох) и вирусологии: (Д. И. Ивановский).

Раскройте содержание данных теорий и методы их воплощения в практической медицинской деятельности.

4. Успехи физиологии и экспериментальной медицины связаны с изучением отдельных систем и функций организма, а так же открытием первых клинико-физиологические лабораторий.

 

Список литературы

 

1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции. – М.: Медицина, 1961.

2. Грицак Е. Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

3. Заблудовский П, Е. История отечественен медицины: Материалы к курсу истории медицины: Ч 1. Период до 1917 г. – М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1969.

4. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

5. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954.

6. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. – М., 1978.

7. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

8. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

10. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002.

11. Мирский Б. М. История медицины в России в ХVI-ХIХ вв. – М.: РОССПЭН, 1996.

12. Мультановский М. П. История медицины: Учебник. – М.: Медицина, 1967.

13. Семенченко В. Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.

14. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005.

15. Хрестоматия по истории медицины / Сост, Э. Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П. Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968.

Тема 8.

Клиническая медицина Нового времени

(XVIII – начало XX в.)

План занятия

1. Учение о внутренних болезнях: становление клинического метода.

2. Общественная медицина в Новой истории.

3. Развитие отечественной медицины и медицинского образования (XVIII – XIX вв.)

 

1. Учение о внутренних болезнях: становление клинического метода.

Дайте определение понятию «клиническая медицина».

Развитие данного направления связано с эволюцией методов и приборов физического обследования больного. Рассмотрите её, опираясь на следующую схему:

А) Термометрия (XVI–XVIII вв.). Термометры Д. Фаренгейта, Р. Реомюра, А. Цельсия. Введение в клиническую практику (XVIII – XIX вв.).

Б) Перкуссия. (Л. Ауэнбруггер, Ж. Корвизар).

В) Посредственная аускультация, изобретение стетоскопа. (Р. Т. Лаэннек).

Г) Инструментальные, физические и химические методы лабораторной и функциональной диагностики.

Развитие хирургии было связано с поиском решения ряда проблем:

1. Отсутствие обезболивания.

2. Раневая инфекция и сепсис

3. Кровопотери, отсутствие научных основ оператив­ной техники.

Решение данных проблем было связано с успехами хирургии в связи с великими научными открытиями XIX столетия:

А) открытием наркоза: эфирного (1846 г.); хлороформного (1847 г.);

Б) методов антисептики и асептики (1867 г.);

В) совершенствовании техники оперативных вмешательств;

Г) открытием групп крови (1900 г.)

2. Общественная медицина в Новой истории.Общественная медицина является сферой врачебной общественной деятельности, направленной на сохранение здоровья населения, предупреждение и лечение болезней.

Становление общественной медицины связано с развитием:

1) демографической статистики (Дж. Граунт);

2) профессиональной патологии (Б. Рамаццини);

3) экспериментальной гигиены (А. П. Доброславин);

4) идеи государственного здравоохранения (И. П. Франк).

Рассмотрите историю развития данных направлений.

3. Развитие отечественной медицины и медицинского образования (XVIII – XIX вв.)Реформы Петра I способствовали становлению медицинского дела. Первый российский госпиталь и госпитальная школа были открыты в 1707 г. В 1725 г. состоялось открытие Академии наук в Санкт-Петербурге, Развитие высшего медицинского образования продолжилось с открытием Императорского Московского университета (1755 г.) и медицинского факультета при нем.

В данный период влия­ние на становление естествознания и медицинского дела в России оказывали выдающиеся деятели национальной науки: М. В. Ломоносов – ученый-энциклопедист и просветитель, первый русский профессор Петербургской Академии наук; первые российские профессора медицины: С. Г. Забелин, Н. М. Максимович-Амбодик, Д. С. Самойлович.

Раскройте основные направления их деятельности.

Развитие клинического направления отечественной медицины продолжилось в XIX в. Основоположником клинической медицины в России являлся М. Я. Мудров.

Ведущими центрами меди­цинской науки России являлись Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге и медицинский факультет Императорского Московского университета.

В XIX в. происходит становление отечественных тера­певтических школ. Создателем крупнейшей в Рос­сии терапевтической школы являлся С. П. Боткин. Особое внимание уделялось клинике внутренних болезней.

 

Список литературы

 

1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции. – М.: Медицина, 1961.

2. Грицак Е. Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

3. Заблудовский П, Е. История отечественен медицины: Материалы к курсу истории медицины: Ч 1. Период до 1917 г. – М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1969.

4. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

5. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954.

6. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. – М., 1978.

7. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

8. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

10. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002.

11. Мирский Б. М. История медицины в России в ХVI-ХIХ вв. – М.: РОССПЭН, 1996.

12. Мультановский М. П. История медицины: Учебник. – М.: Медицина, 1967.

13. Семенченко В. Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.

14. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005.

15. Хрестоматия по истории медицины / Сост, Э. Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П. Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968.

 

 

Тема 9

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...